5592

Экономические ресурсы

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономические ресурсы Выполнение основной цели деятельности предприятий - создание товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей, увеличение прибыли — предполагает использование экономических ресурсов. Пол экономическими ресурсами мы...

Русский

2012-12-15

63.5 KB

5 чел.

Экономические ресурсы

Выполнение основной цели деятельности предприятий — создание товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей, увеличение прибыли — предполагает использование экономических ресурсов. Пол экономическими ресурсами мы понимаем все природные, людские и произведении человеком блага, которые применяются в производстве товаров и услуг и влияют на результаты производства. Их называют факторами производства. Данные природой ресурсы (земля, вода, воздух, лес и др.) являются естественными ресурсами и требуют затрат труда и капитала для вовлечения их в производство.

Факторы производства многообразны, поэтому возникает необходимость их классификации. К классификации факторов в экономической теории сложился неоднозначный подход. В практике деятельности субъектов хозяйствования выделяются две группы факторов:

материально-вещественные — средства производства, включающие средства труда, т.е. то, при помощи чего человек воздействует на вещество природы, и предметы труда, т.е. то, на что направлен труд человека;

личный — рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека, используемых в процессе труда.

Главная роль в системе факторов придается личному фактору.

Вещественный фактор выступает в форме производственных фондов, которые находятся в непрерывном движении и проходят три стадии, принимая три формы: денежную, производительную и товарную. Последовательное прохождение производственными фондами трех стадии и переход из одной формы в другую называется кругооборотом производственных фондов. Формула кругооборота производственных фондов может быть представлена в следующем виде:

                                                             СП

                                             Д  - Т              …П …Т´…Д´

                                                             РС

Из нее следует, что на имеющиеся денежные ресурсы Д приобретаются на рынке товары Т в виде средств производства СП и рабочей силы PC, затем начинается процесс производства П. Результатом производства является продукция возросшей стоимости Т', которая реализуется и превращается в денежные средства большей суммы Д', чем вступившая в процесс кругооборота. Непрерывное повторение и возобновление кругооборота называется оборотом фондов и характеризуется временем и числом оборотов. Время оборота состоит из времени производства и времени обращения, а число оборотов в год определяется делением суммы реализованной продукции на среднегодовую стоимость используемых производственных фондов.

Производственные фонды подразделяются на основные и оборотные. Основные фонды (здания, сооружения, оборудование) функционируют в процессе производства длительное время и постепенно в сумме износа включаются в стоимость создаваемой продукции. Оборотные производственные фонды (сырье, материалы, топливо) целиком потребляются в каждом производственном цикле и сразу полностью переносят свою стоимость на создаваемый продукт. К фондам обращения относятся средства, занятые в сфере обращения, т.е. за пределами производства (готовая продукция на складах и в пути, денежные средства, средства в расчетах). Оборотные производственные фонды и фонды обращения составляют оборотные средства. Все материальные ресурсы (фонды) должны эффективно использоваться: повышаться фондоотдача основных средств, снижаться материалоемкость продукции (расход материала в каждой единице продукции), ускоряться оборачиваемость оборотных средств (реализация продукции, расчеты с поставщиками и покупателями, доставка сырья, материалов и готовой продукции и т.д.).

Главную роль в системе факторов играет личный, человеческий фактор. Его особая роль определяется функциями владельца ресурсов — работника и потребителя. Как фактор производства выступает рабочая сила — единичная или совокупная. Последняя формируется с развитием общественного разделения труда и объединением усилий многих работников при изготовлении одного и того же продукта, т.е. является определенной комбинацией рабочих сил. Выделяются потребительная стоимость и стоимость рабочей силы. Потребительная стоимость — способность рабочей силы создавать новую стоимость сверх ее собственной, т. е. прибавочную стоимость. Стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для существования рабочего и его семьи, и обеспечивает воспроизводство рабочей силы.

Соединение вещественных и личного факторов производства осуществляется в процессе организации и управления трудом и производством, на основе оплаты и стимулирования труда. При этом учитываются содержание (определенная профессиональная направленность, результативность труда) и дисциплина труда, его научная организация. Работник выступает носителем (субъектом) экономических и других общественных отношений, а характер труда (общественное устройство труда) является важным показателем типа и развитости экономической системы общества.

Иная трактовка факторов производства содержится с учебниках "Экономикс". Она основывается на теории трех факторов производства, выдвинутой французским экономистом Ж.-Б. Сэем. В "Экономикс" ресурсы подразделяются на:

  1.  материальные — земля, или сырьевые ресурсы, и капитал;
  2.  людские — труд и предпринимательская способность. Таким образом, в неоклассической теории выделяются четыре фактора.

Земля. Сюда включаются все естественные ресурсы, так называемые "даровые блага природы", применяемые в производственном процессе. К ним, например, относятся такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов, нефти, водные ресурсы, воздух.

Капитал. В него включаются все произведенные средства производства, т.е. все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские помещения, транспортные средства, сбытовая сеть, используемые в производстве и доставке товаров и услуг к конечному потребителю. Все эти элементы капитала называют инвестиционными товарами в отличие от потребительских товаров, непосредственно удовлетворяющих потребности людей. Следует отметить, что в данном случае под термином "капитал" не подразумеваются деньги, они выступают как финансовый капитал и не являются реальным капиталом и экономическим ресурсом.

Труд. Этот термин обозначает целенаправленную деятельность человека, применение совокупности его физических и умственных способностей для достижения какого-либо результата. Работы, выполняемые лесорубом, токарем, пекарем, педагогом, врачом, артистом, ученым и др., объединяются общим понятием "труд".

Предпринимательская деятельность. Особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Этот фактор выделяется в учебниках "Экономикс" в качестве особого в силу специфики предпринимательской деятельности, которая заключается в том, что:

  •  предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара и услуг. Он выступает как бы катализатором этого процесса;
  •  предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений и ответственности за их выполнение;
  •  предприниматель — это новатор;
  •  предприниматель — человек, идущий на риск.

В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства. К ним относятся информация, наука, технология, производственная и социальная инфраструктура. Они имеют особое, всевозрастающее значение.

Как особый экономический ресурс следует выделить время. Люди в своей производственно-экономической деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса.

Ресурсом можно считать технологию и организацию производства. Первая представляет собой конкретные способы обработки предметов труда (сырья), определенный порядок производственных процессов; вторая обеспечивает слаженность функционирования всех ресурсов производства.

Особую роль в рыночной экономике играют такие ресурсы, как организация менеджмента и маркетинга, а также современная инфраструктура — совокупность отраслей и сфер деятельности, создающих общие условия для функционирования производства.

Все факторы производства в самом общем виде обладают рядом свойств: они находятся в развитии и изменении; взаимосвязаны и взаимообусловлены и до определенной степени являются взаимозаменяемыми.

Каждый из видов ресурсов, или факторов производства, приносит доход. Доход, получаемый от предоставления материальных ресурсов, земли, капитального оборудования, называемся рентным доходом или доходом в виде процента. Доход, получаемый теми, кто предоставляет свою рабочую силу, называется заработной платой. Она включает жалованье и различные дополнительные выплаты в форме бонусов, комиссионных, гонораров, платежей за право пользования патентом. Предпринимательский доход называется прибылью, которая может принять и отрицательное значение, т.е. форму убытка.

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы ограничены, общество не в состоянии в каждый данный момент удовлетворить все потребности. Приходится решать, какие блага и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Ограничителем труда как ресурса является общая численность населения страны и особенно его доля в составе трудоспособных лиц. Средства производства (машины, станки, оборудование) можно в принципе увеличивать до необходимых размеров на предприятиях. Однако за короткий срок их нельзя получить в желательных размерах, ибо на их изготовление потребуется много времени. Что касается земли и полезных ископаемых, то неосвоенных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, осталось ничтожно мало. Крупномасштабное использование полезных ископаемых привело к их сильному истощению во многих регионах планеты.

Принцип производственных возможностей состоит в том, что экономика, полностью реализующая свой потенциал (т.е. обеспечивающая полную занятость и достаточный объем производства), не может увеличить производство одного какого-либо блага, не отказавшись от другого. Поясним это на примере. Предположим, что в обществе выпускаются товар А — средства производства и товар Б — предметы потребления. Альтернативные комбинации этих товаров представлены в табл. 1.

Согласно альтернативе А наша экономика направила бы все ресурсы на производство товара А, т.е. товаров производственного назначения, а при альтернативе Д все наличные ресурсы были бы использованы на производство товара Б, или предметов потребления. В реальной жизни устанавливается баланс в распределении общего объема производства между товарами производственного назначения и потребительскими товарами, что отражают альтернативы Б, В, Г. Построим кривую, получившую название кривой производственных возможностей (рис. 1).

Каждая точка на кривой представляет максимально возможный объем производства двух продуктов. Общество определяет, какую комбинацию этих продуктов оно выбирает. В связи с этим кривую АБВГД называют границей производственных возможностей.

Все сочетания на кривой двух продуктов представляют максимальные их количества, которые могут быть получены лишь в результате эффективного использования всех имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, противоречат принятому условию. Если точка К расположена правее кривой, это значит, что такие объемы продукта недостижимы при имеющейся технологии производства, если точка Е расположена левее — налицо недоиспользование имеющихся ресурсов.

Таблица 1. Возможности производства товаров А и Б при полном использовании ресурсов

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

В рыночной экономике определяющее значение для выбора того, что, как и для кого производить, имеет наиболее эффективное применение ресурсов. Это значит, что при данных производственных ресурсах, существующей технологии и уровне знаний невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара. Количество продукта, от которого следует отказаться, чтобы произвести какое-либо количество другого продукта, называется вмененными (альтернативными) издержками. В нашем примере вмененные издержки составляют:

1-й единицы товара Б — 1 (10 — 9 = 1);

2-й единицы товара Б — 2 (9 — 7 = 2);

3-й единицы товара Б — 3 (7 — 4 = 3);

4-й единицы товара Б — 4 (4 — 0 = 4).

Можно подсчитать и общие совокупные вмененные издержки. В нашем примере они равны 10 (1+2+3+4).

Продвижение по кривой производственных возможностей от альтернативы А к Б и по мере перехода к дополнительным производственным возможностям — от Б к В, от В к Г и т. д., дает возможность сформулировать важный экономический принцип: стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать ради получения дополнительной единицы предметов потребления, возрастает. Это явление получило название закона возрастания вмененных издержек. Экономический смысл данного закона состоит в том, что экономические ресурсы в силу отсутствия совершенной взаимозаменяемости непригодны для полного использования альтернативных продуктов.

Таким образом общество должно выбирать каким образом ему эффективнее использовать ресурсы, что бы получить максимальную отдачу и удовлетворить свои потребности.

Следует отметить, что понятие ресурсы гораздо шире понятия расходы и не все ресурсы включаются в расходы. Появление же новых видов ресурсов обусловлено появлением новых потребностей общества, удовлетворить которые при использовании старых (традиционных) ресурсов не представляется возможным. Поэтому на фоне растущих потребностей появляются новые ресурсы, основная задача использования которых сводится к удовлетворению новых растущих потребностей общества на основе более эффективного использования и роста заменяемости одних исходных компонентов на другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для студентов обучающихся по гуманитарным и техническим специальностям. – М.: Юрайт-М, 2001 г. – 384 с.
  2.  Водный курс по экономической теории/Под общей ред. акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999 г. – 364 с.
  3.  Гендлер Г., Ведерникова Н. Цена труда и заработная плата. // Человек и труд, 2000 г., №7, с.66-70.
  4.  Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: НТЦ АПИ, 1999 г. – 311 с.
  5.  Ивашковский С.Н. Экономика. Микро и макроанализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999 г., - 360 с.
  6.  Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000 г. – 864 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32544. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ. ЗАЩИТА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 148.5 KB
  При запуске продукта проверяется наличие на ключевом носителе дискете или CDROM определенной информации записанной в защищенной от копирования области. Затраты обусловленные отсутствием защиты: недополученный доход изза несанкционированного распространения и использования продукта = Затраты обусловленные реализацией защиты: прямые затраты на реализацию или приобретение и интеграцию в продукт соответствующих средств; ограничения на программнотехническую совместимость накладываемые средствами защиты; снижение привлекательности...
32545. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 59 KB
  РЕКОМЕНДАЦИИ Об эффективности обучающей программы можно судить только после ее апробации. Все это выясняется в процессе апробации программы. Только так Вы сможете отчетливо увидеть достоинства и недостатки составленной Вами программы. Не пренебрегайте экспериментальной проверкой программы.
32546. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 135.5 KB
  КСО на данном уровне обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с прочими некомпьютерными учебнометодическими средствами. КСО используются в пассивном качестве т. Она обусловлена тем что по сравнению с традиционными учебнометодическими средствами КСО обеспечивают новые возможности а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством. Назовем основные преимущества КСО: создание условий для самостоятельной проработки учебного материала самообразования позволяющих обучаемому выбирать удобные для него место и...
32547. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРОГРАММ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБРАЗОВАНИИ 1.04 MB
  КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Для эффективной разработки и использования КУ и КОС нужно знать возможности и характеристики этих видов КСО. Начнем знакомство с ними с определения их места в классе КСО. Вопервых на практике разные виды КСО часто применяются в комплексе что требует знания возможностей их взаимодействия и совместного использования. Вовторых многие методические и технологические аспекты создания КУ и КОС являются общими для всего класса КСО Между различными видами КСО лежат нечеткие границы.
32548. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР 54.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ с педагогической точки зрения В настоящее время в учебном процессе используется большое число обучающих программ весьма отличающихся по различным параметрам. Но когда речь идет о рекомендациях по разработке обучающих программ необходимо прежде всего уточнить какие именно программы имеются в виду. Ведь различие между интеллектуальными обучающими программами и программами на отработку умений и навыков...
32549. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 48 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В настоящее время наметилось два подхода к проектированию обучающих программ. В принципе можно создать несколько эффективных обучающих программ и без психологической теории обучения и технологии компьютерного обучения например путем проб и ошибок. Проектирование обучающих программ должно базироваться на надежном психологическом фундаменте причем прежде всего необходимо проектировать...
32550. КТО СОЗДАЕТ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ. КАКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ 151.5 KB
  Типовой состав разработчиков программного средства Выделяются четыре базовые категории: авторы учебного материала; компьютерные методисты; системотехники КСО; специалисты по реализации КСО. В создании конкретного КСО участвуют как правило один компьютерный методист и один системотехник КСО. Компьютерный методист это специалист владеющий компьютерной дидактикой и ориентирующийся в ПО которая рассматривается в КСО. В круг его задач входят формирование структуры КСО выбор психологопедагогической стратегии и проработка используемых...
32551. Контакторыи. Коммутация силовых цепей электродвигателей 281.61 KB
  По роду коммутируемого тока контакторы делят на контакторы постоянного и переменного тока. Как правило род тока в цепи управления которая питает электромагнитный привод совпадает с родом тока главной коммутируемой цепи. Однако известны случаи когда катушки контакторов переменного тока получают питание от цепи постоянного тока. Конструктивная схема контактора постоянного тока показана на рис.
32552. Электромагнитные муфты 341.13 KB
  24 показана схема муфты серии ЭТМ с магнитопроводящими фрикционными дисками. Другой зажим катушки подключают к источнику питания постоянного тока через корпус муфты. Электромагнитная контактная дисковая муфта При включении муфты магнитный поток Ф созданный током протекающим по виткам катушки проходит через корпус пакет внутренних 6 и наружных 4 дисков и замыкается через якорь 5.