55992

Научно-исследовательская деятельность в школе

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Сторонники исследовательского обучения отмечают учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса...

Русский

2014-03-31

131.5 KB

24 чел.

PAGE  7

«Научно-исследовательская деятельность в школе»

Учитель химии

Большая Н.В.

г. Одесса
Обоснование проблемы.

Сторонники исследовательского обучения отмечают, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства).  Учебно-исследовательская деятельность предполагает  наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

— постановку проблемы,

— ознакомление с литературой по данной проблеме,

— овладение методикой исследования,

— сбор собственного материала, его анализ,

— обобщение и выводы.

Исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. 

Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

В такую совместную деятельность ученик и педагог вступают при подготовке к 2 общеизвестным мероприятиям, связанным с представлением результатов учебно-исследовательской деятельности: предметная олимпиада и научно-практическая конференция. Почему учащиеся с большим желанием принимают участие в олимпиаде, где можно продемонстрировать свои знания? А научно-практическая конференция, открывая возможность проявить творчество, не вызывает у детей интереса? Сравнивая участие своих учеников в этих мероприятиях, можно предложить такую таблицу по определению различных параметров, характеризующих данные мероприятия.

параметры

олимпиада

НПК

1.

Подготовительная деятельность

Глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п.

Надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.

2.

Качества личности

Развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности за пределами школьной программы и другое

Те же качества и наличие творческих качеств исследователя.

3.

Уровень усвоения опыта

Применяя уже освоенные действия для решения нетиповой задачи, ученик получает субъективно новую информацию

Учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.

4.

Конечный результат

Это выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом), которое оценивает   жюри. Этот результат обладает субъективной ценностью.

Это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, если  этот продукт (научная, творческая работа) обладает, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью, то он (продукт) становится значимым объективно.

5.

Уровень развития интереса

познавательный интерес (потребность в увеличении знаний и т.п.)

Творческий интерес (потребность провести свое исследование, эксперимент, сделать творческую работу и т.п.).

6.

Роль учащегося и педагога

Обучаемый и тренер

Исследователь научной проблемы (докладчик) и научный руководитель.

7.

Выстраивание коммуникаций

Педагог предлагает тренировочные материалы, ученик решает. Общение ограничивается двумя субъектами (место и время ограничены).

Педагог и учащийся в процессе совместного творчества находят решения проблемы, учитывая мнение каждого. Расширяется круг общения, включая новые места, где ученик собирает информацию, проводит исследования и эксперименты, новых субъектов – носителей информации или объектов исследования.

проанализировав основные параметры, стало понятно, что, обладая углубленными знаниями в отдельных предметах, дети готовы демонстрировать их на предметных олимпиадах. Встает вопрос, как интеллектуально развивающихся личностей сделать еще и способными к исследовательской, творческой деятельности? Как создать условия для этого? Какие средства и методы использовать? Возможно ли «энциклопедистов» сделать еще и «создателями»?

Кроме того, сегодня на рынке труда востребован человек, способный овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, не только имеющий энциклопедические знания, но и умеющий их применять в конкретных ситуациях.

Таким образом, В этих условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения.

Объект исследования: образовательный процесс школы.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию научно-исследовательской деятельности учащихся в школе.

Гипотеза: если в  школе создать условия для развития научно-исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в жизни.

Основной результат – достижение нового качества образования, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания, иногда к нескольким, и, зачастую, самооткрытие  собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности.  

Цель данного исследования: создание условий для выявления и поддержки одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

В соответствии с целью, были поставлены задачи:

  •  Повышение мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению умениями и навыками исследовательской работы.
  •  Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки.
  •  Организация успешного опыта участия школьников в творческой исследовательской деятельности через основные учебные занятия, кружки, проблемные группы, профильные курсы, индивидуально, совместно с фирмами, учреждениями и высшими учебными заведениями.
  •  Дидактическое и методическое обеспечение учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования.

Методы исследования:

  •  изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;
  •  изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  •  опросы (анкетирование);
  •  педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
  •  сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Как правило, критерии, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники.

При различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.

Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Навыки, полученные в работе над исследовательской работой, помогают по мнению выпускников нашей школы, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  1.  Элементы исследования в рамках учебных предметов
  2.  Предметы в рамках базисного компонента
  3.  Группы дополнительного образования
  4.  Поход или экспедиция
  5.  Конференция или конкурс

Практический этап организации научно-исследовательской работы в школе.

Организационно-подготовительный этап

На первом этапе– выявляются учащиеся, готовые и желающие заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Ведущая роль здесь принадлежит учителям-предметникам, которые в процессе индивидуальной работы с учениками призваны не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга). Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь мало эффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию.

На первом этапе создания системы организации научно-исследовательской деятельности в школе необходимо разработать технологию овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Технология должна иметь широкий охват (во-первых, всех учащиеся с 1 по 11 класс, во-вторых, не отдельные предметы, а практически все, входящие в учебный план.). Можно сказать, что такой опыт в нашей школе присутствует (общешкольная олимпиада, но по отдельным предметам; интегрированные зачеты, но свободный выбор учащихся), но носит не системный характер, как по форме, так и по содержанию. Необходимо отметить, что формировать интерес у учащихся позволяет  выполнение творческих заданий, где они учатся пользоваться справочной литературой и т.д.

На следующем этапе должна начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя. Она личностно-ориентированна,  имеет долгосрочный характер. Если рассматривать проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, это имеет важное значение для учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Проектно-исследовательская деятельность как творческая по характеру проходит следующие этапы:

— возникновение идеи или проблемы;

— решение задачи;

— реализация на практике.

По содержанию эти этапы можно охарактеризовать следующим образом:

I этап - подготовительный.

На этом этапе происходит поиск проблемы, определяется тема, формируются исследовательские задачи, идет обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования.

II этап - технологический.

На этом этапе при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции осуществляется сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление документов и т.д. В ходе написания исследовательских работ предполагается консультирование научным руководителем, а иногда  возникает ситуация, когда предлагаемая тема работы находится на стыке нескольких дисциплин и требует консультативной помощи представителя высшей школы. Такое сотрудничество повышает уровень исследовательских работ, приближает деятельность учащихся к подлинно научным разработкам

III этап - заключительный.

На этом этапе подводятся итоги, проводится анализ и оценка деятельности. Исследовательские работы учащихся могут пройти экспертизу творческих проектов, проводимую экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов. Таким образом, повышаются критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся. Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов гимназист видел новые проблемы, вытекающие из проведенного исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца" (Дмитрий Сергеевич Лихачев).

Таким образом, включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе позволит привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, а также стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика. Это может стать реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52240. Ароматерапія в дитячому садку 96 KB
  Застосування ефірних олій №з п Лікування та профілактика захворювань Ефірні олії Вади серцевосудинної системи вроджена аномалія серця хронічний тонзиліт Олія евкаліпта чебрецю розмарину олії валеріани собачої кропиви лаванди меліси м'яти лимона майорану. Застосування аромалампи полягає в повільному томлінні ароматичної олії в спеціальній ємності завдяки якому повітря в приміщенні набуває цілющого аромату. У аромалампах застосовуються концентровані ефірні олії а також ароматичні суміші. У будьякому випадку необхідно...
52242. Мовленнєво - комунікативний розвиток дітей дошкільного віку засобами арт — терапії 45 KB
  Хід заняття Вчитель логопед: Діти сьогодні я прийшла до вас не одна а ось з такою красунею Квакушою. Скажіть будь ласка діти якої пори року ці кольори Весни. Діти я пропоную вам сісти за столи і розпочати гру. Діти займають місця за столами Ось я кручу дзигу і зупиняється вона на такому гарному олівчику.
52243. Арт-рок – музыка современности 544.5 KB
  Цель урока. Сформировать у учащихся представления о направлении артрок его разновидностях и отличительных чертах. Воспитывать эстетический вкус учащихся формировать навыки оценки рокмузыки с духовнонравственных и эстетических позиций.
52244. MASTERS AND MASTERPIECES 141.5 KB
  Objectives: to develop communictive skills bsed on the usge of the keywords which the lerner hs chosen on the given tsks; to cultivte students` good tste; to fcilitte free speking; to prctice their skills in nlyticl reding nd writing; to revise grmmr; to develop cretive thinking. Do you gree with Hippocrtes Wht is rt One of the definitions of the word rt is the study or cretion of beutiful things. Wht things do you ssocite with the word rt 2. Presenttion of the topic.
52245. Beim Arzt (у лікаря) 62 KB
  sicherlichнапевно der Hustentropfсироп від кашлю glubenсподіватися mir ist schwindligу мене запаморочення furchtbrжахливо ds tut mir leidмені шкода der Kopfschmerzголовний біль der Hlsschmerzболить горло ds Fieberтемпература ich fuhle mich unwohlя почуваю себе погано ІІ.Wenden Sie sich n den rzt wenn Sie krnk fühlen Jich wende mich n den rzt.Wie fühlen Sie sich wenn Sie Grippe oder ngin hben Ich fuhle mich unwohl.Wnn bekommen Sie Schnupfen und Husten Wenn ich krnk bin.
52246. АССЕМБЛЕР. КОМПОНОВЩИК. ЗАГРУЗЧИК. МАКРОГЕНЕРАТОР 237 KB
  LST; на трансляцию нашей программы то ОС считывает ассемблер из внешней памяти из файла MSM. Что делать Для решения проблемы со ссылками вперед ассемблер просматривает текст программы дважды. Полный просмотр текста транслируемой программы принято называть проходом транслятора поэтому ассемблер который делает два прохода называется двухпроходным. они попросту встроены в ассемблер а другие ассемблер строит в процессе трансляции конкретной программы.
52247. Теория вероятностей и математическая статистика 1.94 MB
  Определение: Вероятностью случайного события А называется отношение числа m исходов благоприятствующих событию А к числу всех равновозможных исходов испытания составляющих полную группу несовместных событий. Найти вероятность того что в случайно выбранном четырехзначном числе все цифры различны и оно образованно из цифр 2 4 6 8 9. Найти вероятность того что книги по какой либо тематике окажутся рядом. Найти вероятность того что среди выбранных окажется 6 мужчин.
52248. Греция во II – 1-й пол. I тыс. до н.э. 449.5 KB
  Учитель истории КУ Луганская СОШ IIII ступеней № 48Г. Учитель готовит наглядность объясняет правила игры контролирует ход подготовки команд. План проведения урока Учитель. Учитель.