55992

Научно-исследовательская деятельность в школе

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Сторонники исследовательского обучения отмечают учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса...

Русский

2014-03-31

131.5 KB

23 чел.

PAGE  7

«Научно-исследовательская деятельность в школе»

Учитель химии

Большая Н.В.

г. Одесса
Обоснование проблемы.

Сторонники исследовательского обучения отмечают, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства).  Учебно-исследовательская деятельность предполагает  наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

— постановку проблемы,

— ознакомление с литературой по данной проблеме,

— овладение методикой исследования,

— сбор собственного материала, его анализ,

— обобщение и выводы.

Исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. 

Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

В такую совместную деятельность ученик и педагог вступают при подготовке к 2 общеизвестным мероприятиям, связанным с представлением результатов учебно-исследовательской деятельности: предметная олимпиада и научно-практическая конференция. Почему учащиеся с большим желанием принимают участие в олимпиаде, где можно продемонстрировать свои знания? А научно-практическая конференция, открывая возможность проявить творчество, не вызывает у детей интереса? Сравнивая участие своих учеников в этих мероприятиях, можно предложить такую таблицу по определению различных параметров, характеризующих данные мероприятия.

параметры

олимпиада

НПК

1.

Подготовительная деятельность

Глубоко изучить предмет, решить большое число повышенной сложности задач и т.п.

Надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.

2.

Качества личности

Развитие познавательных, эвристических способностей школьника, углубленное знание по предмету, развитие умений решать нестандартные задачи и задачи повышенной сложности за пределами школьной программы и другое

Те же качества и наличие творческих качеств исследователя.

3.

Уровень усвоения опыта

Применяя уже освоенные действия для решения нетиповой задачи, ученик получает субъективно новую информацию

Учащийся при выполнении исследовательской работы, творческого задания получает объективно новую информацию.

4.

Конечный результат

Это выполненное задание (решенная задача и т.п.) с заранее известным результатом (ответом), которое оценивает   жюри. Этот результат обладает субъективной ценностью.

Это научная работа, результаты которой докладываются на конференции. Они были получены в процессе самой деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий продукт обладает объективной новизной. Более того, если  этот продукт (научная, творческая работа) обладает, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью, то он (продукт) становится значимым объективно.

5.

Уровень развития интереса

познавательный интерес (потребность в увеличении знаний и т.п.)

Творческий интерес (потребность провести свое исследование, эксперимент, сделать творческую работу и т.п.).

6.

Роль учащегося и педагога

Обучаемый и тренер

Исследователь научной проблемы (докладчик) и научный руководитель.

7.

Выстраивание коммуникаций

Педагог предлагает тренировочные материалы, ученик решает. Общение ограничивается двумя субъектами (место и время ограничены).

Педагог и учащийся в процессе совместного творчества находят решения проблемы, учитывая мнение каждого. Расширяется круг общения, включая новые места, где ученик собирает информацию, проводит исследования и эксперименты, новых субъектов – носителей информации или объектов исследования.

проанализировав основные параметры, стало понятно, что, обладая углубленными знаниями в отдельных предметах, дети готовы демонстрировать их на предметных олимпиадах. Встает вопрос, как интеллектуально развивающихся личностей сделать еще и способными к исследовательской, творческой деятельности? Как создать условия для этого? Какие средства и методы использовать? Возможно ли «энциклопедистов» сделать еще и «создателями»?

Кроме того, сегодня на рынке труда востребован человек, способный овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, не только имеющий энциклопедические знания, но и умеющий их применять в конкретных ситуациях.

Таким образом, В этих условиях важным фактором формирования образовательной среды, обеспечивающей современное качество образования, является включение исследовательской деятельности учащихся в практику обучения.

Объект исследования: образовательный процесс школы.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию научно-исследовательской деятельности учащихся в школе.

Гипотеза: если в  школе создать условия для развития научно-исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в жизни.

Основной результат – достижение нового качества образования, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания, иногда к нескольким, и, зачастую, самооткрытие  собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности.  

Цель данного исследования: создание условий для выявления и поддержки одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

В соответствии с целью, были поставлены задачи:

  •  Повышение мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению умениями и навыками исследовательской работы.
  •  Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки.
  •  Организация успешного опыта участия школьников в творческой исследовательской деятельности через основные учебные занятия, кружки, проблемные группы, профильные курсы, индивидуально, совместно с фирмами, учреждениями и высшими учебными заведениями.
  •  Дидактическое и методическое обеспечение учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования.

Методы исследования:

  •  изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;
  •  изучение и обобщение передового педагогического опыта;
  •  опросы (анкетирование);
  •  педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
  •  сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.

Как правило, критерии, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники.

При различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.

Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Навыки, полученные в работе над исследовательской работой, помогают по мнению выпускников нашей школы, успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

  1.  Элементы исследования в рамках учебных предметов
  2.  Предметы в рамках базисного компонента
  3.  Группы дополнительного образования
  4.  Поход или экспедиция
  5.  Конференция или конкурс

Практический этап организации научно-исследовательской работы в школе.

Организационно-подготовительный этап

На первом этапе– выявляются учащиеся, готовые и желающие заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Ведущая роль здесь принадлежит учителям-предметникам, которые в процессе индивидуальной работы с учениками призваны не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга). Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь мало эффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию.

На первом этапе создания системы организации научно-исследовательской деятельности в школе необходимо разработать технологию овладения учащимися исследовательскими умениями и навыками. Технология должна иметь широкий охват (во-первых, всех учащиеся с 1 по 11 класс, во-вторых, не отдельные предметы, а практически все, входящие в учебный план.). Можно сказать, что такой опыт в нашей школе присутствует (общешкольная олимпиада, но по отдельным предметам; интегрированные зачеты, но свободный выбор учащихся), но носит не системный характер, как по форме, так и по содержанию. Необходимо отметить, что формировать интерес у учащихся позволяет  выполнение творческих заданий, где они учатся пользоваться справочной литературой и т.д.

На следующем этапе должна начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя. Она личностно-ориентированна,  имеет долгосрочный характер. Если рассматривать проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, органически связывающую теорию и практику, это имеет важное значение для учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Проектно-исследовательская деятельность как творческая по характеру проходит следующие этапы:

— возникновение идеи или проблемы;

— решение задачи;

— реализация на практике.

По содержанию эти этапы можно охарактеризовать следующим образом:

I этап - подготовительный.

На этом этапе происходит поиск проблемы, определяется тема, формируются исследовательские задачи, идет обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования.

II этап - технологический.

На этом этапе при постоянном самоконтроле, промежуточной самооценке и самокоррекции осуществляется сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление документов и т.д. В ходе написания исследовательских работ предполагается консультирование научным руководителем, а иногда  возникает ситуация, когда предлагаемая тема работы находится на стыке нескольких дисциплин и требует консультативной помощи представителя высшей школы. Такое сотрудничество повышает уровень исследовательских работ, приближает деятельность учащихся к подлинно научным разработкам

III этап - заключительный.

На этом этапе подводятся итоги, проводится анализ и оценка деятельности. Исследовательские работы учащихся могут пройти экспертизу творческих проектов, проводимую экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школы. Рецензенты и оппоненты из числа учителей и присутствующих учащихся дают предварительную оценку проделанной работе, выявляют слабые стороны исследования, оказывают помощь в решении возникших вопросов. Таким образом, повышаются критерии требовательности и ответственности к уровню выполняемой работы среди учащихся. Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов гимназист видел новые проблемы, вытекающие из проведенного исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца" (Дмитрий Сергеевич Лихачев).

Таким образом, включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе позволит привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, а также стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика. Это может стать реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42511. Изучение зависимости сопротивления металлов от температуры 135.5 KB
  К проводникам первого рода относятся металлы. Металлы обладают электронной проводимостью. Это означает, что носителями электричества в них являются свободные электроны. Если к участку проводника 1 рода приложена разность потенциалов, то на хаотическое движение электронов накладывается их упорядоченное движение.
42512. Изучение работы электронного осциллографа 126.5 KB
  Осциллограф состоит из электронно-лучевой трубки, генератора развёртки, блока синхронизации, двух усилителей, блока питания. В некоторых осциллографах имеется генератор меток времени. Принципиальная схема осциллографа показана на рис. 14.1. Осциллографы применяются во многих отраслях науки и техники, в частности, в электро- и радиотехнике, механике, акустике, медицине, биологии и др. Осциллограф даёт возможность наблюдать процессы длительностью 10−8 … 10−7 с.
42513. Физические основы работы ионных приборов 101.5 KB
  Положительные ионы под действием поля устремляются к катоду, бомбардируют его поверхность и вырывают из катода вторичные электроны (поверхностная ионизация). Такое явление называется вторичной эмиссией. Возникающие электроны вторичной эмиссии, ускоряемые полем, также включатся в процесс объёмной ионизации газа.
42514. Изучение релаксационных электрических колебаний с помощью электронного осциллографа 113.5 KB
  Основная особенность неоновой лампы заключается в том что она начинает проводить ток только при определённой разности потенциалов Uз между её электродами. Если напряжение на электродах лампы U Uз ток через лампу не идёт так как неон является диэлектриком. В этом случае внутреннее сопротивление Ri лампы очень велико. При разности потенциалов Uз которая называется потенциалом зажигания лампы происходит пробой диэлектрика − через лампу идёт ток.
42515. Проверка закона ома для последовательной цепи переменного тока 143.5 KB
  Цель работы: изучить закон Ома для последовательной цепи переменного тока с омическим, ёмкостным и индуктивным сопротивлениями для уяснения сдвига фаз между током напряжением; экспериментально проверить закон Ома; научиться строить векторные диаграммы и применять их для характеристики переменного тока. Оборудование: регулятор напряжения, реостат, катушка индуктивности, батарея конденсаторов, миллиамперметр, четыре вольтметра.
42516. Определение частоты переменного тока методом резонанса 60.5 KB
  Оборудование: сонометр регулятор напряжения ЛАТР источник постоянного тока В412 реостат на 30 Ом набор грузов соединительные провода. Сущность резонансного метода определения частоты переменного тока состоит в следующем. Если по струне пропустить постоянный ток то он будет взаимодействовать с магнитным полем электромагнита и на струну будет действовать сила Ампера направление которой зависит от направления магнитного поля им тока и определяется по правилу левой руки.
42517. Определение мощности переменного тока 130 KB
  Оборудование: ваттметр электродинамической системы амперметр переменного тока вольтметр на 150 В ламповый реостат с набором ламп лабораторный автотрансформатор ЛАТР соединительные провода. Краткие теоретические сведения Мощность тока определяется как произведение силы тока на напряжение. Поскольку в случае переменного тока сила тока и напряжение изменяются по гармоническому закону то целесообразно ввести понятие мгновенной мощности равной произведению мгновенных значений силы тока и напряжения Мгновенное значение мощности...
42518. Определение индуктивности катушки разборного трансформатора 79 KB
  Оборудование: разборной школьный трансформатор реостат вольтметры постоянного и переменного тока миллиамперметр источники постоянного и переменного тока. Краткие теоретические сведения Если в проводнике меняется сила тока то в нём возникает ЭДС самоиндукции препятствующая этому изменению пропорциональная скорости изменения силы тока...
42519. Изучение переходных процессов при замыкании и размыкании цепи с индуктивностью 136 KB
  Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции и самоиндукции; приобрести навыки наблюдения на экране осциллографа зависимости токов замыкания и размыкания от времени при различных индуктивностях; определить индуктивность катушки графическим методом. Оборудование: осциллограф ИО-4, реле РСМ, катушка индуктивности с сердечником; два резистора, трансформатор 220/8 В, источник постоянного тока.