560

Становление современной научной картины мира. Движение. Пространство. Время

Реферат

Логистика и транспорт

Проблема пространства и времени в истории философии и науке. К диаметрально противоположным утверждениям относительно делимости пространства и времени пришли атомисты. Материя и движение. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные типы движения. Понятие развития.

Русский

2012-11-11

86.5 KB

47 чел.

Становление современной научной картины мира.

Движение. Пространство. Время.

Проблема пространства и времени в истории философии и науке.

1. История философии пространства и времени.

К истокам в понимании пространства и времени в философии и науке можно отнести работы древнегреческих философов, большинство из которых занимались вопросами покоя и движения тел, а также другими вопросами метафизики. В изучении мира пространство и время носило лишь вспомогательную роль. Они рассматривались с точки зрения здравого смысла, а представление о них было абсолютно ясным. Пространство представлялось вместилищем вещей, а значит, пространство и материя строго разделялись. Есть вещи – есть пространство, нет вещей – ни о каком пространстве вроде и речи быть не может. С той же позиции рассматривалось и время. Если события наблюдаемы, можно говорить о течении времени, событий нет – и время как бы остановилось. Размышления о наполненности пространства телами сводилось к вопросу определения понятия пустоты.

Идея состояла в том, что тело не может двигаться в заполненном пространстве, где нет пустых мест. Наиболее четко такая позиция сформулирована у Аристотеля. Он приходит к выводу, что вещество дает свободу движению, а точнее среда, в которой это движение происходит. Если же сопротивление среды слишком мало, то скорость становится бесконечной и тело может находиться в нескольких местах одновременно. Согласно Аристотелю «Утверждающие существование пустоты называют ее местом; в этом смысле пустота была бы местом, лишенным тела»[1]. Это весьма оригинальное понимание Аристотелем свойств пространства и времени.

Размышления о возможности движения в заполненном пространстве приводили к идеи делимости не только пространства, но и времени. Так Зенон в своих апориях размышлял о бесконечном делимости пространства и времени. На основании этого можно утверждать, что уже в античности пространство и время рассматривались вместе как непрерывные компоненты.

К диаметрально противоположным утверждениям относительно делимости пространства и времени пришли атомисты, рассматривавшие не только материю, но и пространство состоящими из атомов. Например, Демокрит, как убежденный материалист, утверждал что всё, в том числе и душа, состоит из атомов [5]. Описав мир как систему атомов в пустоте, он отверг бесконечную делимость материи. Так в философии пространства появилась идея о его дискретности. Эта точка зрения долгое время была достаточно оригинальной. Известно, что советский физик Блохинцев оперировал понятием квантов пространства и времени. С этой точки зрения умозаключения Блохинцева весьма схожи с воззрениями Демокрита на делимость пространства и времени. За квант пространства рассматривалась величина 10-33 см, а квант времени равнялся 10-43 сек [1]. Забегая вперед, отметим, что современная теория струн не отрицает предельную делимость материи.

Стоит отметить, что, опираясь на идею построения всего сущего из атомов, Демокрит предполагал существование множества миров как бесконечное число многообразий сосуществования атомов.

Говоря об античном понимании пространства и времени, необходимо вспомнить труды Евклида, описанные им в труде «Начала». Отталкиваясь от аксиоматического базиса, ему удалось развить стройную и логичную теорию пространственных отношений предметов. Согласно Эвклиду в основе пространства лежит точная и лаконичная геометрия. Стоит отметить, что современная геометрия, изучающаяся в школе, не претерпела больших изменений со времен Евклида. Одной из главных заслуг Евклида является то, что люди научились абстрагировать свои представления о пространстве, оперировать им, отталкиваясь от предметов, находящихся в нем. В борьбе с пятой аксиомой Евклида – о параллельных прямых – было предпринято много смелых попыток устранить недостатки формализованного познания пространства, однако до не давнего времени они не приносили положительных результатов и были заброшены.

Другой греческий философ - Декарт – отмечал, «…что протяженность является сущностью материи, а, следовательно, материя имеется повсюду. У него протяженность – прилагательное, а не существительное, ее существительное – материя, и без своего существительного протяженность не может существовать. Для него пустое пространство также абсурдно, как счастье без чувствующего существа, которое счастливо» [6]. Таким образом, Декарт отрицает существование абсолютной пустоты, как пространства без материи. Материя есть по всюду и эту материю он назвал «тонкой». Примечательно, что к идеи существования «тонкой материи» приходили многие философы того времени.

Как известно Декарту принадлежит изобретение координатной плоскости. При помощи набора действительных чисел он смог описать расположение точки в пространстве. Все тела стали рассматриваться как совокупность точек в пространстве, т.е. их многообразие. Так Декарт смог показать непрерывность пространства и определить его трехмерность. Эта была новая веха в понимании и оперировании свойствами пространства.

Благодаря трудам Декарта стало понятно, что числа не только окружают нас на каждом шагу, они порождают геометрию, а геометрия порождает физику. Человечество это окончательно осознало с появлением теории относительности Эйнштейна, которая установила прямую связь между геометрией пространства и его физическими свойствами. Об этом пойдет разговор чуть позже, а пока рассмотрим вопрос пространства и времени с точки зрения Ньютона.

Чтобы сформулировать законы динамики Ньютону пришлось задаться вопросом: что есть пространство и время? Ему было необходимо просто-напросто дать определение этим понятиям, раз уж он строил аксиоматическую теорию наподобие евклидовой геометрии.

Достаточно подробно оценку трудов Ньютона дал Эрнст Мах [2]. Обратимся к первоисточнику [4]. «Время, пространство, место и движение составляют понятия общеизвестные. Однако необходимо заметить, что эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами. Отсюда происходят некоторые неправильные сужения, для устранения которых необходимо вышеприведенные понятия разделить на абсолютные и относительные, истинные и кажущиеся, математические и обыденные.

Абсолютное. Истинное и математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.

Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год…»

Этим определением Ньютон абсолютизирует время, как текущее вне зависимости от любых реальных процессов в природе. Далее в этом же тексте Ньютон говорит, что может не существовать точного стандарта времени на основе физических или астрономических явлений, из-за их несовершенства. «Создается впечатление, – пишет Мах [2], – что … Ньютон находится еще под влиянием средневековой философии, как будто бы он изменил своему намерению исследовать только фактическое», время становится чем-то абстрактным, независящем от всякого измерения. Наверное, Ньютон находился под влиянием Декарта, но выкинув «тонкую материю», но свою механику рассматривает только с точки зрения абстрактной жесткой и неподвижной системы координат.

Что же касается пространства, то Ньютон пишет: «Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, останется всегда одинаковым и неподвижным. Относительное есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное…». Данное суждение Ньютона весьма аналогично его размышлениям о времени.

Важно, что в «Началах …» [4] различается абсолютное и относительное движения, причем это обсуждается автором очень тщательно. Это говорит о том, что Ньютон даже сделал шаг назад по сравнению с Декартом, который еще раньше вполне правильно понимал относительность всякого движения.

Первый закон Ньютона, в менее чёткой форме, опубликовал ещё Галилей. Надо отметить, что Галилей допускал свободное движение не только по прямой, но и по окружности (видимо, из астрономических соображений) [8]. Галилей также сформулировал важнейший принцип относительности, который Ньютон не включил в свою аксиоматику. Для Исаака Ньютона, как и Галилео Галилея, пространство было бесконечно и евклидово (т.е. не кривое), а время текло равномерно и бесконечно. Все изменения в мире распространялись бесконечно быстро во всей Вселенной.

Следует отметить, что достаточно долго в философии пространство и время рассматривались с точки зрения причинности. Немаловажную роль в этом сыграли труды Канта. Так, например, он утверждал, что наши ощущения имеют причины. Наше восприятие, называемое «феноменом», состоит из «ощущения» (объективная составляющая) и «формы» явления. Форма не есть само ощущение, это субъективный аппарат, устанавливающий определенные отношения явлений и их порядок. Форма не зависит от среды и априорна, она всегда присутствует в нас и не связана с опытом. У «чистой формы» есть две составляющие – пространство и время. При этом пространство «ответственно» за внешние ощущения, а время – за внутренние. Для обоснования своей позиции Кант выдвигает несколько доказательств, что пространство и время являются априорными формами.

«Пространство не есть эмпирическое понятие, отвлекаемое от внешнего опыта, В самом деле, представление пространства должно уже лежать в основе для того, чтобы известные ощущения были относимы к чему-то вне меня (то есть к чему-то в другом месте пространства, чем то, где я нахожусь), а также для того, чтобы я мог представлять их как находящиеся вне друг друга, следовательно, не только как различные, но и как находящиеся в различных местах» [5].

«Пространство есть не дискурсивное, или, как говорят, общее, понятие об отношениях вещей вообще, а чисто наглядное представление. В самом деле, можно представить себе только одно единственное пространство, и если говорят о многих пространствах, то под ними подразумевают лишь части одного и того же единого пространства, к тому же эти части не могут предшествовать единому всеохватывающему пространству как его составные элементы (из которых возможно было бы сложение), но могут быть мыслимы только как находящиеся в нем. Пространство существенно едино; многообразное в нем, а, следовательно, также общее понятие о пространствах вообще основывается исключительно на ограничениях». Этим Кант утверждал, что поскольку мы не можем вообразить, что не существует пространство, то это понятие априорное, кроме того пространство бесконечно, но следует принимать во внимание субъективизм восприятий окружающего мира человеком. Серьезный аргумент не может быть основан на том, что можно или нельзя представить.

Согласно Канту получатся, что субъективное восприятие пространства приводит к объективным ощущениям. Поэтому с появлением общей теории относительности суждения Канта стали рассматриваться как ошибочные. Дело в том, что в эйнштейновской теории гравитации искривление самого пространства ведет к вполне определенным регистрируемым эффектам. Второе доказательство Канта, касающееся единства пространства и невозможности воображения «других пространств», с релятивистской точки зрения опровергается тем, что пространство или пространства не являются субстанциями, т.е. с точки зрения современной «официальной» науки, пространства различных размерностей (при допущении существования таковых), не могут являться частями одного плоского трехмерного пространства.

В борьбе субъективного и объективного способов восприятия человеком, физика уходящих столетий заставила несколько раз поменять взгляды на столь фундаментальные понятия как пространство и время и выявила несостоятельность большинства философских концепций. Современные научные представления впитали в себя идеи теории относительности Альберта Эйнштейна, с рассмотрения которых мы и начнем следующую часть.

1. Материя и движение. Абсолютность движения и относительность покоя. Основные типы движения. Понятие развития.

 Любой материальный объект существует благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но существует еще взаимодействие объектов с внешним миром. Они могут включатся в более сложные системы, становиться их элементами. Т.е. структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Эти изменения - неотъемлемая характеристика материального бытия. Изменения в философии обозначаются понятием “движения”. Движение - это не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые этими взаимодействиями вызываются.

Материя не существует вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые тоже характеризуются определенным набором типов и форм движения. Т.е. движение внутреннее присуще материи. Движение абсолютно, покой - относителен. Когда говорится о состоянии покоя какого-либо наблюдаемого предмета, то предполагается, что предмет имеет определенную пространственную конфигурацию, воспроизводит определенную организацию своих элементов. Но на самом деле молекулы постоянно обмениваются электронами, Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, все находится в постоянном движении.

Существуют два основных типа движения. Первый - движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. В предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождественным самому себе во времени. Любая вещь есть процесс. Когда о простых предметах говорится, что они сохраняют свое качество, тождественны себе, это не значит, что в них не происходят многообразные изменения. Но при всех изменениях сохраняется, воспроизводится некоторый набор признаков, который позволяет говорить о данном определенном предмете, отличном от других предметов. Итак, первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. В природе существуют процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, где происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Выделяют две разновидности процессов развития. Первая разновидность - это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к другому.

2. Формы движения материи и современная наука.

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения материи он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к высшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи.

Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения. Формы движения, перечисленные в классификации Энгельса, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химических форм движения, живую - биологическая, а общество - социальная форма движения. Во внутреннее расчленение этих уровней блока современная наука вносит ряд изменений.

Наиболее значительные изменения касаются соотношения механической, физической и химической форм движения. Наука 20 века открыла новые формы физического движения: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мегамира - галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира;, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физик микромира к макрофизическим процессам.

В новом свете предстала проблема соотношения механического и физического движения. В своей классификации Энгельс исходил из представлений науки второй половины 19 века, согласно которым любое физическое движение (электромагнетизм, теплота) является результатом механического движения частиц эфира, атомов, молекул. Поэтому механические процессы рассматривались им как генетическая основа физической формы движения. Наука 20 века изменила эти представления. Она не только отказалась от концепции мирового эфира как механической Среды, свойствами которой объясняются электромагнитные взаимодействия. но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. Механическое движение не связано с каким-либо отдельно взятым структурным уровнем организации материи. Это аспект, характеризующий взаимодействие нескольких таких уровней. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

Современная наука внесла много нового и в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях (кроме белковых молекул в качестве молекулярного носителя жизни были выделены ДНК и РНК). В дальнейшем наука откроет новые формы как материи, так и движения, уточнит и разовьет современные представления.

3. Понятия пространство и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Теория относительности А. Эйнштейна и идея связи материи, движения, пространства и времени.

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадается на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? 2. Каково отношение пространства и времени к субстанции? 3. Каковы основные свойства пространства и времени?

Вопрос о познавательном статусе пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности. существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова “relatio“ - отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. С точки зрения признания объективности пространства и времени обе этих концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в 17-19 веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. Сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности евклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х гг. 19 века Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущая материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами. которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания - движущей материи - указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.

В начале 20 века была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО), основные идеи которой были сформулированы А. Эйнштейном в 1905 году, и общую теорию относительности (ОТО), работу над которой Эйнштейн закончил в 1916 году.

СТО возникла как результат попыток Эйнштейна распространить действие физического принципа относительности на законы электродинамики, которые рассматривались как противоречащие последнему. В результате пришлось пересмотреть ньютоновские пространственно-временные представления. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически являются релятивными. Так, в СТО утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов.

Новые подтверждения правильности реляционной концепции пространства и времени дала ОТО. Если в СТО принцип относительности был связан только с инерциальными системами отсчета, то общая теория относительности явилась результатом распространения действия принципа относительности и на неинерциальные системы отсчета. Это привело к установлению тесной зависимости метрических свойств пространства-времени от гравитационных взаимодействий между материальными объектами. В СТО было установлено, что геометрические свойства пространства-времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от евклидовых, а темп течения времени замедляется. ОТО нанесла удар по субстанциальной концепции пространства и времени.

Основное философское значение теории относительности состоит в следующем: 1. Теория относительности исключила из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. 2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств о характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущая материя. Сам Эйнштейн, отмечая на заданный ему вопрос о сути теории относительности, сказал: “Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время”. 3. Теория относительности нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам.

4. Свойства пространства и времени. Проблема размерности пространства и времени. Качественное многообразие форм пространства и времени в неживой природе. Биологическое и социальное пространство и время. 

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

Что касается таких свойств, как длительность времени и протяженность пространства, то их трудно назвать свойствами, поскольку они совпадают с самой сущностью пространства и времени. Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени как форм существования материи.

К наиболее характерным свойствам пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или во времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. Понятие многомерного пространства является чисто математическим понятием, которое может быть использовано для описания взаимосвязи различного рода физических величин, характеризующих реальные процессы. Если же речь идет о фиксации события в реальном физическом пространстве, то при использовании любой системы координат трех измерений всегда будет достаточно.

К специфическим свойствам пространства относится однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность - равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающихся в равноправии всех его моментов. Свойства однородности пространства и времени и изотропности пространства тесно связаны с фундаментальными физическими законами, и прежде всего с законом сохранения. Они и лежат в основании самого принципа физической относительности.

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Некоторые философы усматривают связь необратимости времени с необратимостью термодинамических процессов и с действием закона возрастания энтропии.

Специфично проявление времени пространства в микромире, живой природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств.

Психологическое (перцептуальное) время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то “бежит”, то “замедляется”, то зависит от тех или иных конкретных ситуаций (одно дело, когда мы кого-то ожидаем, а другое, когда заняты чем-то интересным); в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте, что оно ускорило свой бег. Это субъективное чувство времени, и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени. Как отмечают специалисты, психологическое время включает оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое или будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений и т.п.

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых пространственно-временных структур. Здесь возникает особый тип пространственных отношений, в котором воспроизводится и исторически развивается человек как общественное существо. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по мере развития общества. Социальное время тоже имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56397. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея» 18.92 KB
  Эстетизм для автора «Портрета» всегда был не кредо, а скорее проблемой, и потому в романе он сделал попытку переосмыслить его постулаты. В этом отношении удачным литературным примером стал для него знаменитый роман Ж. К. Гюисманса «Наоборот»
56398. Where do they come from? Present Simple Tense 37 KB
  I аm glad to see you, friends. I like to play games very much. Listen to me and try to guess words which begin with a letter e. g. B. We will play Miss Bells bag. I write the letter B on the board. The first team names an item for that letter scores a point and another for putting it in a correct sentence, e. g. In her bag Miss Bell has a banana.
56399. Теорема про три перпендикуляри, її застосування при розвʼязанні задач 412 KB
  Ідея цього уроку може бути використана на будь-якому з типів уроку. Така форма проведення уроку потребує попередньої підготовки як збоку вчителя так і з боку учнів. Учні об’єднуються в групи по 34 чоловіки кожна група готує презентацію...
56400. ТЕОРЕМА ПІФАГОРА 109.5 KB
  Наше товариство обіцяє вам, що сума кутів, що прилягають до гіпотенузи, завжди 90º. Ми попереджаємо, що тільки у прямокутному трикутнику застосовується теорема Піфагора, і тільки у ньому гіпотенуза більше катетів, тільки у нас катет...
56402. Старение и смерть. Теории старения. Биологические основы активного долголетия 133.5 KB
  Выделяют несколько видов смерти: клиническая смерть биологическая истинная смерть и смерть мозга. Если реанимационные мероприятия не проводились или оказались безуспешными наступает биологическая или истинная смерть которая представляет собой необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.
56403. The Problems of Terrorism in the Modern World 60.5 KB
  We live in uneasy world nowadays. From time to time we can learn from news on TV, radio and the Internet about this or that act of terrorism that happens in different parts of the world: Israel, Iraq, Turkey, Italy, the USA, recent suicide bombings on the Moscow’s subway system and at Domodedovo Airport in Russia.