56002

Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...

Русский

2014-04-01

70.5 KB

2 чел.

Урок музыки в 7 классе ( возраст учащихся – 12-13лет)

Тема: Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена.

Цели: 1. Формировать осознанное представление о многогранности чувств и настроений, о разнообразии музыкальных образов в музыке Шопена.

2. Развивать представления о танцевальном жанре.

3. Повышать уровень музыкальной культуры  учащихся.

4. Воспитывать  нравственность на музыкальных примерах в творчестве Ф. Шопена.

5.Развивать певческие способности .

6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживание чувствам, настроениям, переданным в музыке.

Оборудование: портрет Шопена; высказывания о Шопене:

“Шапки  долой, господа, перед вами гений” Р.Шуман.

“Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн.

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.   

 Раздаточный материал: конфетти с названиями музыкальных произведений:

  1.  «Лесной царь» Ф.Шуберт
  2.  «Островок» С.Рахманинов
  3.  «Прелюдия№4» А.Скрябин
  4.  «Этюд №12» А.Скрябин
  5.  « Органная фуга» И. Бах
  6.  «Деревянная лошадка» Дварионис
  7.  «В путь» Лаурушасу
  8.  «Болеро» М. Равель
  9.  «Весенние воды» С. Рахманинов

Карточки с цифрами от 1 до 9, буквами з, в, е, з, д, о, п, а, д, для викторины.

Карточки с нотной записью (фрагменты песен “Звездопад”, “Песня туристов”).

Словарь: печально, ласково, романтично, утонченно, изящно, светло, нежно, сердечно.

Ход урока.

I . Организационный момент ( музыкальное приветствие )   -( 5-6 минут)

 Учитель: Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Мы завершаем изучение творчества великого мелодиста мира Ф. Шопена. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. Прежде чем мы окунёмся в его прекрасное творчество, я предлагаю вспомнить некоторые вехи из его биографии.  

  

1. Упражнение «Мозговой штурм».

                                     

На доске учащийся делает запись

Фридерик Шопен (1810-1849)

Вопросы для учащихся предварительно размещены на доске, учащиеся вписывают краткие ответы в таблицу.

Вопрос

Ответ

  1.  Национальность
  1.  Поляк
  1.  Семья
  1.  Мать, отец, три сестры
  1.  Первый учитель по классу фортепиано
  1.  Войцех Живный
  1.  Первое сочинение, выступление
  1.  «Полонез», в 7 лет
  1.  Кем стал
  1.  Стал великим композитором, музыкантом

                                     

I I . Музыкальная викторина в форме цифрового диктанта (15 минут)

Учитель: У каждого цветная карточка. Расположитесь в группы по цвету (ученики работают в группах на протяжении всего урока).

Перед вами знакомые произведения, ранее звучащие в классе. На столах карточки с цифрами. Расположите цифры в том порядке, в каком будут звучать фрагменты музыкальных произведений.

Должно получиться девятизначное число.

Викторина.

2 9 4 1 8 5 7 6 3 (каждой цифре соответствует буква, учащиеся должны расшифровать слово, слушая фрагменты музыкальных произведений)

Учитель: Какое получилось слово?

Ответ детей: Звездопад.

                                     Учитель: Что такое звездопад? Какие ассоциации возникают? Перед вами 2 карточки с нотной записью. Определите, на какой карточке записан фрагмент песни “Звездопад”?

Дети определяют на какой карточке записан фрагмент песни «Звездопад»

Учитель: Почему? Что вам подсказало?

Исполнение первого куплета

Учитель: Какими чувствами проникнута песня? Как ее можно исполнить?

Повторное исполнение

Учитель: Ребята, в какое время суток мы можем наблюдать природное явление –звездопад?

Ответы учеников.

Учитель: Я вам предлагаю  положить руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, спеть песню. Не забывайте о настроении, чувствах.

Исполнение “Звездопад”

Учитель: Как звучит мелодия? Каков характер песни? Какому самостоятельному жанру соответствуют перечисленные вами черты характера?

Ответ учащихся: Вальс.

Учитель: Назовите композитора, чье творчество связано с вальсами?

Ответ учащихся: Ф. Шопен.

Учитель: У этого композитора всего 14 вальсов и каждый из них – жемчужина. Сегодня Фридерик Шопен раскроется перед нами как композитор – романтик. Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. В какие минуты появился вальс? В каком настроении был композитор, сочиняя это произведение?

Слушание “Вальс №6”

Анализ музыкального произведения.

Учитель: Какие чувства вызвал вальс у вас? Как он повлиял на вас?

Ответ учащихся

Учитель: Что композитор сделал для того, чтобы мы поняли его музыку, узнали о его чувствах? Какими средствами он этого достиг? Как звучит вальс?

Ответ учащихся: Все время музыка звучит печально, грустно?

Учитель: Прослушайте фрагмент и поднимите руки  там, где меняется настроение, характер музыки?

Звучит фрагмент

Учитель: Что изменилось? В какой форме написано произведение? Сколько образов?

Ответ учащихся: Один, единый образ, который поворачивается разными своими гранями, то образ лирический, сердечный, то печальный, то просветленный, при этом сказочно полетный.

Учитель: Что интересного вы узнали о Шопене? Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

V. Работа  в группах ( 20 минут)

I группа «Музыкальные критики»  демонстрирует видео-презентацию ,отзыв о произведениях Ф.Шопена

II группа «Поэты» декламирует самостоятельно сочинённые стихотворения на тему: « Мы на уроке слушали Шопена».

III группа «Филологи» раскрывает смысл выражения: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»

Учитель: Запишите то высказывание, которое ближе вам.

Учащиеся записывают на листах высказывания, которые ближе каждому из них.

Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответы на заданные вопросы помогут разгадать ключевое слово, зашифрованное в данном кроссворде.

- Композитор-романтик ХІХ века, друг Ф.Шопена.

- Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

- Любимый инструмент Шопена.

- О каком танце идет речь: «Торжественный бальный танец – шествие»?

- Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.Шопена?

VІ. Отгадывание кроссворда  (2 минуты)

ш

у

м

а

н

м

е

л

о

д

и

с

т

ф

о

р

т

е

п

и

а

н

о

п

о

л

о

н

е

з

т

а

н

ц

е

в

а

л

ь

н

а

я

VІІ. Итог урока  (3 минуты).

Дополнительный материал

     Стихи учащихся

  1.  Играл Шопен на стареньком рояле

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

  1.  Шопена музыка звучала,

В ней было всё – начало всех начал.

Она и страсть, и нежность излучала,

Мятеж сомненья, светлую печаль.

Какая мощь, какая тишина…

Какие чувства мной овладевали

Божественная музыка слышна,

В ней бездны глубины людской печали.

Отзывы учащихся

К  музыке Шопена можно обращаться в момент внутреннего перерождения –

когда открываешь внутри себя новый источник света, который преображает мир. Так что есть что-то глубоко личное для меня. Творчество Шопена глубоко национальное по духу и музыкальной стилистике, сравнивается с волшебным городом. Это Родина в звуках, в нотных знаках.

Мне очень близка по восприятию музыка Ф.Шопена.

                                                                                        Лукош К.

Творчество Ф.Шопена пронизано «магией» его фортепианного гения, благодаря его музыке  любые жанры из бытовых превращаются в  шедевры мирового уровня, становясь в ряд с лучшими произведениями прошлого, настоящего и будущего. Его музыка - это уже не танцевальная, а чисто инструментальная, средствами которой он придал новые грани своим произведениям.

                                                                                   Кратинов Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29498. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ 141.5 KB
  Но каждое время то есть каждая социальная ситуация выбирает поддерживает пестует продвигает подходящий для нее тип человека. Если на поверхности советской системы находился человек послушнокарьерный то с ее распадом на переднем плане в политической жизни бизнесе медиа социальнонаучной сфере и около них оказался человек ловкий ориентированный на ближайший успех и не связанный ни ценностными ни социальногрупповыми рамками ответственности. Массовый человек ориентируется практически не на те звездные образцы политкумиров...
29499. «СРЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК»: ФИКЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ 102 KB
  В соответствии с такой исследовательской ориентацией предметом рассмотрения прежде всего становится человек как респондент массового исследования а лишь затем возникает проблема социальногрупповой типологии. в рамках исследовательской программы Советский человек. Средний показатель I высшая 1 1 1 1 1 1 1 II 1 1 1 1 1 1 1 III 3 4 3 2 3 3 3 IV 6 5 6 4 7 6 5 V 21 20 24 21 19 19 20 VI 17 11 15 14 13 13 12 VII 18 13 14 16 16 15 15 VIII 12 16 15 15 16 18 15 IX 9 11 10 10 10 10 9 X низшая 8 17 13 16 15 14 14 Средний статус 626 697 675...
29500. ИНДИКАТОРЫ И ПАРАДИГМЫ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ 109 KB
  Нужен какойто переход к теоретическому уровню анализа построению работоспособных гипотез и моделей культуры или как было предложено Т. Исходное предположение состоит в том что получаемые исследователями в массовых опросах глубоких интервью статистике данные относятся к состоянию видимых терминалов скрытого от невооруженного глаза сложного и в определенном смысле целостного механизма культуры. Перемены социальные и культурные: разные шкалы времени Понятно что все феномены и процессы культуры могут существовать реально только в...
29501. ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ: ПАРАДОКСЫ И СТЕРЕОТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ 123.5 KB
  При этом за пределами внимания остаются особенности представлений о природе и функциях власти присущие массовому сознанию современного общества. Необходимые разграничения В нашем общественном мнении обычно слабо различаются механизмы и функции власти структура властных институтов роли и действия конкретных лиц наделенных властью. Многочисленные опросные данные относительно доверия к социальным институтам регулярно публикуемые в журнале Мониторинг показывают существенные различия в отношении населения к власти федерального центра и...
29502. ИНДЕКСЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В «НОРМЕ» И В КРИЗИСЕ 164 KB
  В последнее время большую международную известность приобрел индекс потребительских настроений который в нашей стране разрабатывается группой ИПНРоссия на основе регулярных мониторинговых исследований ВЦИОМ; его результаты широко освещаются в периодической печати в том числе в журнале Мониторинге общественного мнения2. По аналогичным методикам могут быть построены как частные так и сводный индексы социальных настроений и установок. По своей методологической природе любой сконструированный индекс величина искусственно полученная в...
29503. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БАЛАНСА ОБЩЕСТВА 182.5 KB
  Высказанные им соображения о методологической слабости психологической трактовки распространенных в исследованиях общественного мнения в том числе и проведенных ВЦИОМ перечней различных страхов представляются вполне правомерными. Представляется полезным обсудить особенности природы и функций социальных страхов различных типов в их соотношении с другими компонентами эмоционального поля общества например интересами радостями позитивными оценками и переживаниями. Первое и важнейшее различение с которым приходится сталкиваться при...
29504. «ЧЕЛОВЕК СОВЕТСКИЙ» ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: 1989-1994 (Предварительные итоги сравнительного исследования) 86 KB
  ВЦИОМ провел обширное исследование Советский человек результаты которого составили основу коллективной монографии2. было осуществлено новое исследование направленное на выявление изменений в установках ценностях нормативных структурах поведения человека в условиях социальных перемен и потрясений прошедшего периода. В первом исследовании было опрошено 2700 человек в нескольких республиках СССР в том числе 1325 человек в России во втором 3000 человек в различных регионах России.
29505. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ФЕНОМЕНУ «ЧЕЛОВЕКА СОВЕТСКОГО»: проблемы методологии анализа 89 KB
  Все это совершенно новые типы ориентаций не имеющие аналогов и корней в советской реальности или в традиционных характеристиках человека советского. В условиях продолжающегося кризиса государственно-политических институтов общества не только важнейшими показателями его состояния но в значительной мере и условием социального выживания являются именно те нормативные и ценностные структуры которые действуют на уровне социального человека то есть те которые интериоризированы в структуре усвоенных им ориентаций и рамок восприятия...
29506. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ: проблема социальных критериев 97 KB
  С мыслью о своем народе опрошенные по программе Советский человек в 1989 и 1994 гг. Место где я родился и вырос 40 41 Наше прошлое наша история 24 37 Территория на которой мы живем 10 25 Язык моего народа 22 19 Родная природа 16 18 Государство в котором я живу 28 17 Исследования по программе Советский человек 1989 г. N = 1325 человек и 1994 г. N = 3000 человек.