56002

Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...

Русский

2014-04-01

70.5 KB

2 чел.

Урок музыки в 7 классе ( возраст учащихся – 12-13лет)

Тема: Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена.

Цели: 1. Формировать осознанное представление о многогранности чувств и настроений, о разнообразии музыкальных образов в музыке Шопена.

2. Развивать представления о танцевальном жанре.

3. Повышать уровень музыкальной культуры  учащихся.

4. Воспитывать  нравственность на музыкальных примерах в творчестве Ф. Шопена.

5.Развивать певческие способности .

6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживание чувствам, настроениям, переданным в музыке.

Оборудование: портрет Шопена; высказывания о Шопене:

“Шапки  долой, господа, перед вами гений” Р.Шуман.

“Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн.

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.   

 Раздаточный материал: конфетти с названиями музыкальных произведений:

  1.  «Лесной царь» Ф.Шуберт
  2.  «Островок» С.Рахманинов
  3.  «Прелюдия№4» А.Скрябин
  4.  «Этюд №12» А.Скрябин
  5.  « Органная фуга» И. Бах
  6.  «Деревянная лошадка» Дварионис
  7.  «В путь» Лаурушасу
  8.  «Болеро» М. Равель
  9.  «Весенние воды» С. Рахманинов

Карточки с цифрами от 1 до 9, буквами з, в, е, з, д, о, п, а, д, для викторины.

Карточки с нотной записью (фрагменты песен “Звездопад”, “Песня туристов”).

Словарь: печально, ласково, романтично, утонченно, изящно, светло, нежно, сердечно.

Ход урока.

I . Организационный момент ( музыкальное приветствие )   -( 5-6 минут)

 Учитель: Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Мы завершаем изучение творчества великого мелодиста мира Ф. Шопена. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. Прежде чем мы окунёмся в его прекрасное творчество, я предлагаю вспомнить некоторые вехи из его биографии.  

  

1. Упражнение «Мозговой штурм».

                                     

На доске учащийся делает запись

Фридерик Шопен (1810-1849)

Вопросы для учащихся предварительно размещены на доске, учащиеся вписывают краткие ответы в таблицу.

Вопрос

Ответ

  1.  Национальность
  1.  Поляк
  1.  Семья
  1.  Мать, отец, три сестры
  1.  Первый учитель по классу фортепиано
  1.  Войцех Живный
  1.  Первое сочинение, выступление
  1.  «Полонез», в 7 лет
  1.  Кем стал
  1.  Стал великим композитором, музыкантом

                                     

I I . Музыкальная викторина в форме цифрового диктанта (15 минут)

Учитель: У каждого цветная карточка. Расположитесь в группы по цвету (ученики работают в группах на протяжении всего урока).

Перед вами знакомые произведения, ранее звучащие в классе. На столах карточки с цифрами. Расположите цифры в том порядке, в каком будут звучать фрагменты музыкальных произведений.

Должно получиться девятизначное число.

Викторина.

2 9 4 1 8 5 7 6 3 (каждой цифре соответствует буква, учащиеся должны расшифровать слово, слушая фрагменты музыкальных произведений)

Учитель: Какое получилось слово?

Ответ детей: Звездопад.

                                     Учитель: Что такое звездопад? Какие ассоциации возникают? Перед вами 2 карточки с нотной записью. Определите, на какой карточке записан фрагмент песни “Звездопад”?

Дети определяют на какой карточке записан фрагмент песни «Звездопад»

Учитель: Почему? Что вам подсказало?

Исполнение первого куплета

Учитель: Какими чувствами проникнута песня? Как ее можно исполнить?

Повторное исполнение

Учитель: Ребята, в какое время суток мы можем наблюдать природное явление –звездопад?

Ответы учеников.

Учитель: Я вам предлагаю  положить руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, спеть песню. Не забывайте о настроении, чувствах.

Исполнение “Звездопад”

Учитель: Как звучит мелодия? Каков характер песни? Какому самостоятельному жанру соответствуют перечисленные вами черты характера?

Ответ учащихся: Вальс.

Учитель: Назовите композитора, чье творчество связано с вальсами?

Ответ учащихся: Ф. Шопен.

Учитель: У этого композитора всего 14 вальсов и каждый из них – жемчужина. Сегодня Фридерик Шопен раскроется перед нами как композитор – романтик. Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. В какие минуты появился вальс? В каком настроении был композитор, сочиняя это произведение?

Слушание “Вальс №6”

Анализ музыкального произведения.

Учитель: Какие чувства вызвал вальс у вас? Как он повлиял на вас?

Ответ учащихся

Учитель: Что композитор сделал для того, чтобы мы поняли его музыку, узнали о его чувствах? Какими средствами он этого достиг? Как звучит вальс?

Ответ учащихся: Все время музыка звучит печально, грустно?

Учитель: Прослушайте фрагмент и поднимите руки  там, где меняется настроение, характер музыки?

Звучит фрагмент

Учитель: Что изменилось? В какой форме написано произведение? Сколько образов?

Ответ учащихся: Один, единый образ, который поворачивается разными своими гранями, то образ лирический, сердечный, то печальный, то просветленный, при этом сказочно полетный.

Учитель: Что интересного вы узнали о Шопене? Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

V. Работа  в группах ( 20 минут)

I группа «Музыкальные критики»  демонстрирует видео-презентацию ,отзыв о произведениях Ф.Шопена

II группа «Поэты» декламирует самостоятельно сочинённые стихотворения на тему: « Мы на уроке слушали Шопена».

III группа «Филологи» раскрывает смысл выражения: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»

Учитель: Запишите то высказывание, которое ближе вам.

Учащиеся записывают на листах высказывания, которые ближе каждому из них.

Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответы на заданные вопросы помогут разгадать ключевое слово, зашифрованное в данном кроссворде.

- Композитор-романтик ХІХ века, друг Ф.Шопена.

- Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

- Любимый инструмент Шопена.

- О каком танце идет речь: «Торжественный бальный танец – шествие»?

- Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.Шопена?

VІ. Отгадывание кроссворда  (2 минуты)

ш

у

м

а

н

м

е

л

о

д

и

с

т

ф

о

р

т

е

п

и

а

н

о

п

о

л

о

н

е

з

т

а

н

ц

е

в

а

л

ь

н

а

я

VІІ. Итог урока  (3 минуты).

Дополнительный материал

     Стихи учащихся

  1.  Играл Шопен на стареньком рояле

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

  1.  Шопена музыка звучала,

В ней было всё – начало всех начал.

Она и страсть, и нежность излучала,

Мятеж сомненья, светлую печаль.

Какая мощь, какая тишина…

Какие чувства мной овладевали

Божественная музыка слышна,

В ней бездны глубины людской печали.

Отзывы учащихся

К  музыке Шопена можно обращаться в момент внутреннего перерождения –

когда открываешь внутри себя новый источник света, который преображает мир. Так что есть что-то глубоко личное для меня. Творчество Шопена глубоко национальное по духу и музыкальной стилистике, сравнивается с волшебным городом. Это Родина в звуках, в нотных знаках.

Мне очень близка по восприятию музыка Ф.Шопена.

                                                                                        Лукош К.

Творчество Ф.Шопена пронизано «магией» его фортепианного гения, благодаря его музыке  любые жанры из бытовых превращаются в  шедевры мирового уровня, становясь в ряд с лучшими произведениями прошлого, настоящего и будущего. Его музыка - это уже не танцевальная, а чисто инструментальная, средствами которой он придал новые грани своим произведениям.

                                                                                   Кратинов Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17874. Спрос на факторы производства 699.5 KB
  Лекция 13 Тема: Спрос на факторы производства Учебная цель лекции: изложить основные положения теории предельной полезности дать понятия потребностей экономических благ равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов экономического мышлени...
17875. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 261.5 KB
  Стиль выдерживания международной фирмой этических норм и правил определяет ее репутацию в международной среде, что в свою очередь предоставляет результативность и долговременное решение вопросов приспособления фирмой к внешним условиям международного рынка.
17876. Розробка та вдосконалення агротехнічних прийомів підвищення рівня урожайності та якості плодів гарбуза столового 374.5 KB
  Аналіз виробництва баштанних культур у Херсонській області свідчить, що за останні роки в цій галузі спостерігаються позитивні зрушення. Виробництво продовольчих баштанних повертає свої втрачені позиції і стає прибутковим, хоча досягнуто це було переважно екстенсивними методами (збільшенням посівних площ).
17877. Понятие общего равновесия 224 KB
  Понятие общего равновесия Caeteris paribus или при прочих равных При исследовании частичного равновесия мы рассматривали равновесие отдельного субъекта или рынка делая предположение caeteris paribus или в переводе с латинского языка при прочих равных. Например мы пытал...
17878. Общее равновесие конкурентных рынков 297.5 KB
  Лекция 16 Тема: Общее равновесие конкурентных рынков Учебная цель лекции: изложить основные положения теории предельной полезности дать понятия потребностей экономических благ равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов экономического ...
17879. Провалы государства 565 KB
  Теория провалов государства создана применительно к современным демократическим странам с развитой рыночной экономикой, тем не менее многое в ней (например, теория бюрократии) позволяет глубже понять природу и целевые функции огосударствленной экономики
17880. Фирма и рынок 229 KB
  Лекция 24. Фирма и рынок РАЗДЕЛ 1. Зачем экономике нужна фирма Фирма одно из главных действующих лиц экономической жизни. Мир фирм удивительно многолик. Есть среди них крупные и мелкие; многопрофильные и узкоспециализированные; замыкающиеся на какойлибо одной стад...
17881. ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА 265.5 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Определить главный технологический параметр микроэкономической модели предприятия производственную функцию изучить ее виды и свойства рассчитать отдачу производительность различных фак...
17882. КАРДИНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 757.5 KB
  НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: КАРДИНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Рассмотреть потребительское поведение с позиций предельной полезности и количественных показателей полезности максимально приближенных к аб...