56002

Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...

Русский

2014-04-01

70.5 KB

2 чел.

Урок музыки в 7 классе ( возраст учащихся – 12-13лет)

Тема: Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена.

Цели: 1. Формировать осознанное представление о многогранности чувств и настроений, о разнообразии музыкальных образов в музыке Шопена.

2. Развивать представления о танцевальном жанре.

3. Повышать уровень музыкальной культуры  учащихся.

4. Воспитывать  нравственность на музыкальных примерах в творчестве Ф. Шопена.

5.Развивать певческие способности .

6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживание чувствам, настроениям, переданным в музыке.

Оборудование: портрет Шопена; высказывания о Шопене:

“Шапки  долой, господа, перед вами гений” Р.Шуман.

“Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн.

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.   

 Раздаточный материал: конфетти с названиями музыкальных произведений:

  1.  «Лесной царь» Ф.Шуберт
  2.  «Островок» С.Рахманинов
  3.  «Прелюдия№4» А.Скрябин
  4.  «Этюд №12» А.Скрябин
  5.  « Органная фуга» И. Бах
  6.  «Деревянная лошадка» Дварионис
  7.  «В путь» Лаурушасу
  8.  «Болеро» М. Равель
  9.  «Весенние воды» С. Рахманинов

Карточки с цифрами от 1 до 9, буквами з, в, е, з, д, о, п, а, д, для викторины.

Карточки с нотной записью (фрагменты песен “Звездопад”, “Песня туристов”).

Словарь: печально, ласково, романтично, утонченно, изящно, светло, нежно, сердечно.

Ход урока.

I . Организационный момент ( музыкальное приветствие )   -( 5-6 минут)

 Учитель: Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Мы завершаем изучение творчества великого мелодиста мира Ф. Шопена. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. Прежде чем мы окунёмся в его прекрасное творчество, я предлагаю вспомнить некоторые вехи из его биографии.  

  

1. Упражнение «Мозговой штурм».

                                     

На доске учащийся делает запись

Фридерик Шопен (1810-1849)

Вопросы для учащихся предварительно размещены на доске, учащиеся вписывают краткие ответы в таблицу.

Вопрос

Ответ

  1.  Национальность
  1.  Поляк
  1.  Семья
  1.  Мать, отец, три сестры
  1.  Первый учитель по классу фортепиано
  1.  Войцех Живный
  1.  Первое сочинение, выступление
  1.  «Полонез», в 7 лет
  1.  Кем стал
  1.  Стал великим композитором, музыкантом

                                     

I I . Музыкальная викторина в форме цифрового диктанта (15 минут)

Учитель: У каждого цветная карточка. Расположитесь в группы по цвету (ученики работают в группах на протяжении всего урока).

Перед вами знакомые произведения, ранее звучащие в классе. На столах карточки с цифрами. Расположите цифры в том порядке, в каком будут звучать фрагменты музыкальных произведений.

Должно получиться девятизначное число.

Викторина.

2 9 4 1 8 5 7 6 3 (каждой цифре соответствует буква, учащиеся должны расшифровать слово, слушая фрагменты музыкальных произведений)

Учитель: Какое получилось слово?

Ответ детей: Звездопад.

                                     Учитель: Что такое звездопад? Какие ассоциации возникают? Перед вами 2 карточки с нотной записью. Определите, на какой карточке записан фрагмент песни “Звездопад”?

Дети определяют на какой карточке записан фрагмент песни «Звездопад»

Учитель: Почему? Что вам подсказало?

Исполнение первого куплета

Учитель: Какими чувствами проникнута песня? Как ее можно исполнить?

Повторное исполнение

Учитель: Ребята, в какое время суток мы можем наблюдать природное явление –звездопад?

Ответы учеников.

Учитель: Я вам предлагаю  положить руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, спеть песню. Не забывайте о настроении, чувствах.

Исполнение “Звездопад”

Учитель: Как звучит мелодия? Каков характер песни? Какому самостоятельному жанру соответствуют перечисленные вами черты характера?

Ответ учащихся: Вальс.

Учитель: Назовите композитора, чье творчество связано с вальсами?

Ответ учащихся: Ф. Шопен.

Учитель: У этого композитора всего 14 вальсов и каждый из них – жемчужина. Сегодня Фридерик Шопен раскроется перед нами как композитор – романтик. Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. В какие минуты появился вальс? В каком настроении был композитор, сочиняя это произведение?

Слушание “Вальс №6”

Анализ музыкального произведения.

Учитель: Какие чувства вызвал вальс у вас? Как он повлиял на вас?

Ответ учащихся

Учитель: Что композитор сделал для того, чтобы мы поняли его музыку, узнали о его чувствах? Какими средствами он этого достиг? Как звучит вальс?

Ответ учащихся: Все время музыка звучит печально, грустно?

Учитель: Прослушайте фрагмент и поднимите руки  там, где меняется настроение, характер музыки?

Звучит фрагмент

Учитель: Что изменилось? В какой форме написано произведение? Сколько образов?

Ответ учащихся: Один, единый образ, который поворачивается разными своими гранями, то образ лирический, сердечный, то печальный, то просветленный, при этом сказочно полетный.

Учитель: Что интересного вы узнали о Шопене? Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

V. Работа  в группах ( 20 минут)

I группа «Музыкальные критики»  демонстрирует видео-презентацию ,отзыв о произведениях Ф.Шопена

II группа «Поэты» декламирует самостоятельно сочинённые стихотворения на тему: « Мы на уроке слушали Шопена».

III группа «Филологи» раскрывает смысл выражения: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»

Учитель: Запишите то высказывание, которое ближе вам.

Учащиеся записывают на листах высказывания, которые ближе каждому из них.

Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответы на заданные вопросы помогут разгадать ключевое слово, зашифрованное в данном кроссворде.

- Композитор-романтик ХІХ века, друг Ф.Шопена.

- Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

- Любимый инструмент Шопена.

- О каком танце идет речь: «Торжественный бальный танец – шествие»?

- Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.Шопена?

VІ. Отгадывание кроссворда  (2 минуты)

ш

у

м

а

н

м

е

л

о

д

и

с

т

ф

о

р

т

е

п

и

а

н

о

п

о

л

о

н

е

з

т

а

н

ц

е

в

а

л

ь

н

а

я

VІІ. Итог урока  (3 минуты).

Дополнительный материал

     Стихи учащихся

  1.  Играл Шопен на стареньком рояле

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

  1.  Шопена музыка звучала,

В ней было всё – начало всех начал.

Она и страсть, и нежность излучала,

Мятеж сомненья, светлую печаль.

Какая мощь, какая тишина…

Какие чувства мной овладевали

Божественная музыка слышна,

В ней бездны глубины людской печали.

Отзывы учащихся

К  музыке Шопена можно обращаться в момент внутреннего перерождения –

когда открываешь внутри себя новый источник света, который преображает мир. Так что есть что-то глубоко личное для меня. Творчество Шопена глубоко национальное по духу и музыкальной стилистике, сравнивается с волшебным городом. Это Родина в звуках, в нотных знаках.

Мне очень близка по восприятию музыка Ф.Шопена.

                                                                                        Лукош К.

Творчество Ф.Шопена пронизано «магией» его фортепианного гения, благодаря его музыке  любые жанры из бытовых превращаются в  шедевры мирового уровня, становясь в ряд с лучшими произведениями прошлого, настоящего и будущего. Его музыка - это уже не танцевальная, а чисто инструментальная, средствами которой он придал новые грани своим произведениям.

                                                                                   Кратинов Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25048. Вербальное общение (знаковое) 34.5 KB
  В любом тексте письменном или устном реализуется система языка. Существует несколько видов речевой деятельности: говорение использование языка для того чтобы чтото сообщить; слушание восприятие содержания звучащей речи; письмо фиксация содержания речи на бумаге; чтение восприятие зафиксированной на бумаге информации. C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное а с точки зрения количества участников на межличностное и массовое. С точки зрения социального и культурного статуса...
25049. Соціокультурні світи 34 KB
  Будьякий соціокультурний світ відрізняється не тільки своєрідністю культури але й звичаями життя у ньому. Соціокультурні світи можуть бути замкнуті у сферу якоїнебудь окремої етнічної культури наприклад світ Стародавнього Єгипту чи світ інків. Але на відміну від національних культур вони не обов`язково виникають на основі етнічної спільності і можуть охоплювати різні народи і країни наприклад світ європейського середньовіччя світ арабської культури.
25050. Вихідним моментом інформаційно-семіотичного підходу до культури 58.5 KB
  І такими видами смислів виступають знання цінності і регулятиви. Відповідно цьому знання те що дається пізнанням цінності те що встановлюється за допомогою оцінки і регулятиви те чим регулюються дії представляють собою три основних види смислів. Знання когнітивний смисл лат cognitio знання пізнання це інформація про властивості об'єкту. Невірне помилкове твердження це також знання тільки недостовірні якщо враховувати що у знаннях є елемент суб'єктивності і що істинність їх відносна; Таким чином знання важлива...
25051. Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком 36.5 KB
  Как человек творит культуру так и культура формирует человека обусловливает цели и смысл его бытия развивает его собственную сущность. Существенными определяющими ведущими для человека в целом являются не биологические а общественные закономерности его развития 191. Анализируя соотношение человека и культуры исследователи отмечают его многоаспектный характер. Духовность человека это богатство мыслей сила чувств и убеждений.
25052. Желчнокаменная болезнь 1.23 MB
  Желчнокаменная болезнь (камни в желчном пузыре) известна с глубокой древности. Упоминания о ней встречаются в трудах врачей эпохи Возрождения. Развитие анатомии в ХVI-ХVII веках способствовало изучению заболеваний печени и желчного пузыря.
25053. Методи й принципи культурології 32 KB
  Він становить епістемологію культури епістемологіяце теорія пізнання представлену загальною системою методологічних підходів принципів і методів пізнання систематизації й аналізу світових культурних процесів: Діахронний – виклад явищ фактів і подій світової та вітчизняної культури у хронологічній послідовності. Археологічний – вивчення загального стану розвитку культури минулих поколінь на підставі матеріальних знахідок. Психологічний вивчення суб’єктивних механізмів функціонування культури індивідуальних якостей людини та...
25054. Створення контркультури 38 KB
  Поняття контркультура з'явилось в західній літературі у 1960 р. Контркультура об'єднує концепції які утворюють еклектичну суміш з різних понять екзистенціалізму фрейдизму вульгаризованого марксизму руссоїзму анархізму цинізму східної філософії та релігії. Контркультура протиставляла себе тим що ставила на перше місце чуттєвоемоційне переживання буття що знаходиться за рамками умогляднологічних методів пізнання. Контркультура як правило не просто має парадигму відмінну від парадигми домінуючої культури а й явно протиставляє...
25055. Жизнедеятельность общества 38 KB
  Культура играет важную роль в жизни человека и общества которая состоит прежде всего в том что культура выступает средством аккумуляции хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями эрудицией пониманием произведений искусства свободным владением родным и иностранными языками аккуратностью вежливостью самообладанием высокой нравственностью и т. Культура сплачивает людей интегрирует их обеспечивает целостность...
25056. Контркультура 40.5 KB
  Она определила функциональное направление и начала выполнять действие определенное законами диалектического процесса развития общества. Культура как олицетворение процесса жизнедеятельности вырабатывала своеобразный комплекс правила игры коллективного сосуществования определяла критерии оценивания тех или других интеллектуальных действий вырабатывала методы и методики передачи информации которое оказывало содействие развитию общества. Соответственно цивилизационный процесс существенно различается у народов каждой исторической эпохи а...