56002

Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...

Русский

2014-04-01

70.5 KB

2 чел.

Урок музыки в 7 классе ( возраст учащихся – 12-13лет)

Тема: Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена.

Цели: 1. Формировать осознанное представление о многогранности чувств и настроений, о разнообразии музыкальных образов в музыке Шопена.

2. Развивать представления о танцевальном жанре.

3. Повышать уровень музыкальной культуры  учащихся.

4. Воспитывать  нравственность на музыкальных примерах в творчестве Ф. Шопена.

5.Развивать певческие способности .

6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживание чувствам, настроениям, переданным в музыке.

Оборудование: портрет Шопена; высказывания о Шопене:

“Шапки  долой, господа, перед вами гений” Р.Шуман.

“Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн.

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.   

 Раздаточный материал: конфетти с названиями музыкальных произведений:

  1.  «Лесной царь» Ф.Шуберт
  2.  «Островок» С.Рахманинов
  3.  «Прелюдия№4» А.Скрябин
  4.  «Этюд №12» А.Скрябин
  5.  « Органная фуга» И. Бах
  6.  «Деревянная лошадка» Дварионис
  7.  «В путь» Лаурушасу
  8.  «Болеро» М. Равель
  9.  «Весенние воды» С. Рахманинов

Карточки с цифрами от 1 до 9, буквами з, в, е, з, д, о, п, а, д, для викторины.

Карточки с нотной записью (фрагменты песен “Звездопад”, “Песня туристов”).

Словарь: печально, ласково, романтично, утонченно, изящно, светло, нежно, сердечно.

Ход урока.

I . Организационный момент ( музыкальное приветствие )   -( 5-6 минут)

 Учитель: Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Мы завершаем изучение творчества великого мелодиста мира Ф. Шопена. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. Прежде чем мы окунёмся в его прекрасное творчество, я предлагаю вспомнить некоторые вехи из его биографии.  

  

1. Упражнение «Мозговой штурм».

                                     

На доске учащийся делает запись

Фридерик Шопен (1810-1849)

Вопросы для учащихся предварительно размещены на доске, учащиеся вписывают краткие ответы в таблицу.

Вопрос

Ответ

  1.  Национальность
  1.  Поляк
  1.  Семья
  1.  Мать, отец, три сестры
  1.  Первый учитель по классу фортепиано
  1.  Войцех Живный
  1.  Первое сочинение, выступление
  1.  «Полонез», в 7 лет
  1.  Кем стал
  1.  Стал великим композитором, музыкантом

                                     

I I . Музыкальная викторина в форме цифрового диктанта (15 минут)

Учитель: У каждого цветная карточка. Расположитесь в группы по цвету (ученики работают в группах на протяжении всего урока).

Перед вами знакомые произведения, ранее звучащие в классе. На столах карточки с цифрами. Расположите цифры в том порядке, в каком будут звучать фрагменты музыкальных произведений.

Должно получиться девятизначное число.

Викторина.

2 9 4 1 8 5 7 6 3 (каждой цифре соответствует буква, учащиеся должны расшифровать слово, слушая фрагменты музыкальных произведений)

Учитель: Какое получилось слово?

Ответ детей: Звездопад.

                                     Учитель: Что такое звездопад? Какие ассоциации возникают? Перед вами 2 карточки с нотной записью. Определите, на какой карточке записан фрагмент песни “Звездопад”?

Дети определяют на какой карточке записан фрагмент песни «Звездопад»

Учитель: Почему? Что вам подсказало?

Исполнение первого куплета

Учитель: Какими чувствами проникнута песня? Как ее можно исполнить?

Повторное исполнение

Учитель: Ребята, в какое время суток мы можем наблюдать природное явление –звездопад?

Ответы учеников.

Учитель: Я вам предлагаю  положить руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, спеть песню. Не забывайте о настроении, чувствах.

Исполнение “Звездопад”

Учитель: Как звучит мелодия? Каков характер песни? Какому самостоятельному жанру соответствуют перечисленные вами черты характера?

Ответ учащихся: Вальс.

Учитель: Назовите композитора, чье творчество связано с вальсами?

Ответ учащихся: Ф. Шопен.

Учитель: У этого композитора всего 14 вальсов и каждый из них – жемчужина. Сегодня Фридерик Шопен раскроется перед нами как композитор – романтик. Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. В какие минуты появился вальс? В каком настроении был композитор, сочиняя это произведение?

Слушание “Вальс №6”

Анализ музыкального произведения.

Учитель: Какие чувства вызвал вальс у вас? Как он повлиял на вас?

Ответ учащихся

Учитель: Что композитор сделал для того, чтобы мы поняли его музыку, узнали о его чувствах? Какими средствами он этого достиг? Как звучит вальс?

Ответ учащихся: Все время музыка звучит печально, грустно?

Учитель: Прослушайте фрагмент и поднимите руки  там, где меняется настроение, характер музыки?

Звучит фрагмент

Учитель: Что изменилось? В какой форме написано произведение? Сколько образов?

Ответ учащихся: Один, единый образ, который поворачивается разными своими гранями, то образ лирический, сердечный, то печальный, то просветленный, при этом сказочно полетный.

Учитель: Что интересного вы узнали о Шопене? Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

V. Работа  в группах ( 20 минут)

I группа «Музыкальные критики»  демонстрирует видео-презентацию ,отзыв о произведениях Ф.Шопена

II группа «Поэты» декламирует самостоятельно сочинённые стихотворения на тему: « Мы на уроке слушали Шопена».

III группа «Филологи» раскрывает смысл выражения: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»

Учитель: Запишите то высказывание, которое ближе вам.

Учащиеся записывают на листах высказывания, которые ближе каждому из них.

Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответы на заданные вопросы помогут разгадать ключевое слово, зашифрованное в данном кроссворде.

- Композитор-романтик ХІХ века, друг Ф.Шопена.

- Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

- Любимый инструмент Шопена.

- О каком танце идет речь: «Торжественный бальный танец – шествие»?

- Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.Шопена?

VІ. Отгадывание кроссворда  (2 минуты)

ш

у

м

а

н

м

е

л

о

д

и

с

т

ф

о

р

т

е

п

и

а

н

о

п

о

л

о

н

е

з

т

а

н

ц

е

в

а

л

ь

н

а

я

VІІ. Итог урока  (3 минуты).

Дополнительный материал

     Стихи учащихся

  1.  Играл Шопен на стареньком рояле

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

  1.  Шопена музыка звучала,

В ней было всё – начало всех начал.

Она и страсть, и нежность излучала,

Мятеж сомненья, светлую печаль.

Какая мощь, какая тишина…

Какие чувства мной овладевали

Божественная музыка слышна,

В ней бездны глубины людской печали.

Отзывы учащихся

К  музыке Шопена можно обращаться в момент внутреннего перерождения –

когда открываешь внутри себя новый источник света, который преображает мир. Так что есть что-то глубоко личное для меня. Творчество Шопена глубоко национальное по духу и музыкальной стилистике, сравнивается с волшебным городом. Это Родина в звуках, в нотных знаках.

Мне очень близка по восприятию музыка Ф.Шопена.

                                                                                        Лукош К.

Творчество Ф.Шопена пронизано «магией» его фортепианного гения, благодаря его музыке  любые жанры из бытовых превращаются в  шедевры мирового уровня, становясь в ряд с лучшими произведениями прошлого, настоящего и будущего. Его музыка - это уже не танцевальная, а чисто инструментальная, средствами которой он придал новые грани своим произведениям.

                                                                                   Кратинов Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22243. Меры повышения долговечности калибра 81 KB
  К наборам прилагают аттестаты в которых указаны номинальные размеры плиток отклонения от номинальных размеров разряд набора и средства измерения использованные при аттестации набора. К третьим относятся средства измерения наружных и внутренних диаметров. Наружные если малые диаметры контролируются с помощью рычажнозубчатых индикаторов типа РЗИ с ценой деления 2 и 5 мкм предел измерения от 1 до 3 мм. К ним относятся штангенциркули для измерения до 2 мм штангенглубомеры для пазов штангенрейсмусы это средства для осуществления и...
22244. Выбор измерительных средств 43 KB
  При выборе измерительных средств необходимо оценить допускаемую погрешность измерения а также определить положение приемочных границ т. Допускаемая погрешность измерения зависит от допуска на изготовление изделия который связан с номинальным размером. Для линейных размеров до 500 мм СТ СЭВ 303 76 в квалитетах 2 17 устанавливает 16 рядов допускаемых погрешностей измерения. Если допуск на изготовление не совпадает с допуском ЕСДП СЭВ погрешность измерения следует выбирать по ряду погрешностей установленному для ближайшего более...
22245. Характеристика единой системы допусков и посадок 247.5 KB
  Единая система – это есть единая система взаимозаменяемости. Эта система состоит важнейшими, из которых являются допуски и посадки гладких цилиндрических поверхностей. Единая система отличается от прежней системы принципом построения, значениями предельных отклонений, условными значениями допусков и посадок.
22246. Взаимозаменяемость, методы и средства контроля шпоночных и шлицевых соединений 127 KB
  Шпоночные соединения предназначены для передачи вращающегося момента и осевой силы. Шпонка это соединённая деталь предназначенная для передачи вращающегося момента между валом и насаженным на него зубчатым колесом и обеспечивающая их одновременное вращение. Треугольные шлицы применяются для передачи малых нагрузок поэтому наиболее распространёнными являются прямобочные. С точки зрения прочностных и эксплуатационных требований все зубчатые передачи делятся на силовые скоростные передачи.
22247. ВИДЫ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ И ТОЧЬНОСТЬ. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ. РАЗМЕРЫ,ОТКЛОНЕНИЯ,ДОПУСКИ, ПОСАДКИ 85.5 KB
  Er = D r D er = d r d Предельные отклонения: Es = D max D верхнее предельное отклонение отверстия; еs = d max d верхнее предельное отклонение вала; ei = d min d нижнее предельное отклонение вала; EI = D min D нижнее предельное отклонение отверстия. TD = D max D min допуск отверстия; Td = d max d min допуск вала. Dm = D max D min Единица допуска является функцией номинального размера. С зазором S min = D min d max = EI es S max = D max d min = ES ei Частным случаем посадки с зазором...
22248. Метод групповой взаимозаменяемости 28.5 KB
  групповой зазор или натяг не обеспечивают однородности соединения так как он меняется при переходе от одной группы к другой при этом усложняются и удорожаются контрольные операции связи с тем что для такого отбора деталей требуется дополнительный измерительный инструмент. Создаются трудности при замене быстроизнашиваемых деталей. Решает следующие задачи: Устанавливает ответственные размеры и параметры деталей и узлов оказывают влияние на эксплуатационные показатели машин и на собираемость узлов. Уточняются номинальные величины...
22249. Расчет допусков размеров, входящих в размерные цепи 39 KB
  Составляющее звено звено размерной цепи изменение которого вызывает изменение исходного или замыкающего звена. Увеличивающие если с увеличением составляющего звена увеличивается размер исходного или замыкающего звена. Уменьшающие если с уменьшением составляющего звена уменьшается размер исходного или замыкающего звена. Компенсирующее звено предварительно выбранное звено размерной цепи изменение размера которого достигается требуемая точность замыкающего звена.
22250. Мониторинг в нейроанестезиологии и нейрореаниматологии 213 KB
  Мониторинг при операциях на стволе мозга Мониторинг при сосудистых операциях. Мониторинг в нейрореаниматологии оценка уровня сознания мониторинг витальных функций контроль ВЧД длительный контроль транскраниальная допплерография оценка метаболизма мозга Обеспечение безопасности больного находящегося в состоянии анестезии является одной из основных обязанностей анестезиолога. В нейрохирургии этот метод часто применяется при вмешательствах н сосудах головного мозга. Нейрофизиологический мониторинг Впервые регистрацию биоэлектрической...
22251. ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 69.5 KB
  Частоту нарушений мозгового кровообращения НМК трудно установить так как определенное количество больных погибает вне клиники или не госпитализируется. Как бы то ни было НМК составляют около 5 объема скоропомощной практики. Сегодня подход к лечению НМК должен быть динамичным коллективным и мультидисциплинарным. Тактикой скоропомощного ведения пациента с подозрением на НМК кроме диагностики причины заболевания и оценки тяжести состояния должно быть срочное обеспече ние максимальной оксигенации головного мозга с целью минимизации...