56002

Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Организационный момент музыкальное приветствие 56 минут Учитель: Ребята сегодня наш урок немного необычный. Вопрос Ответ Национальность Поляк Семья Мать отец три сестры Первый учитель по классу фортепиано...

Русский

2014-04-01

70.5 KB

2 чел.

Урок музыки в 7 классе ( возраст учащихся – 12-13лет)

Тема: Музыкальные образы в творчестве Ф. Шопена.

Цели: 1. Формировать осознанное представление о многогранности чувств и настроений, о разнообразии музыкальных образов в музыке Шопена.

2. Развивать представления о танцевальном жанре.

3. Повышать уровень музыкальной культуры  учащихся.

4. Воспитывать  нравственность на музыкальных примерах в творчестве Ф. Шопена.

5.Развивать певческие способности .

6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживание чувствам, настроениям, переданным в музыке.

Оборудование: портрет Шопена; высказывания о Шопене:

“Шапки  долой, господа, перед вами гений” Р.Шуман.

“Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано” А.Рубинштейн.

“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине” Ф. Лист.   

 Раздаточный материал: конфетти с названиями музыкальных произведений:

  1.  «Лесной царь» Ф.Шуберт
  2.  «Островок» С.Рахманинов
  3.  «Прелюдия№4» А.Скрябин
  4.  «Этюд №12» А.Скрябин
  5.  « Органная фуга» И. Бах
  6.  «Деревянная лошадка» Дварионис
  7.  «В путь» Лаурушасу
  8.  «Болеро» М. Равель
  9.  «Весенние воды» С. Рахманинов

Карточки с цифрами от 1 до 9, буквами з, в, е, з, д, о, п, а, д, для викторины.

Карточки с нотной записью (фрагменты песен “Звездопад”, “Песня туристов”).

Словарь: печально, ласково, романтично, утонченно, изящно, светло, нежно, сердечно.

Ход урока.

I . Организационный момент ( музыкальное приветствие )   -( 5-6 минут)

 Учитель: Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Мы завершаем изучение творчества великого мелодиста мира Ф. Шопена. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения. Прежде чем мы окунёмся в его прекрасное творчество, я предлагаю вспомнить некоторые вехи из его биографии.  

  

1. Упражнение «Мозговой штурм».

                                     

На доске учащийся делает запись

Фридерик Шопен (1810-1849)

Вопросы для учащихся предварительно размещены на доске, учащиеся вписывают краткие ответы в таблицу.

Вопрос

Ответ

  1.  Национальность
  1.  Поляк
  1.  Семья
  1.  Мать, отец, три сестры
  1.  Первый учитель по классу фортепиано
  1.  Войцех Живный
  1.  Первое сочинение, выступление
  1.  «Полонез», в 7 лет
  1.  Кем стал
  1.  Стал великим композитором, музыкантом

                                     

I I . Музыкальная викторина в форме цифрового диктанта (15 минут)

Учитель: У каждого цветная карточка. Расположитесь в группы по цвету (ученики работают в группах на протяжении всего урока).

Перед вами знакомые произведения, ранее звучащие в классе. На столах карточки с цифрами. Расположите цифры в том порядке, в каком будут звучать фрагменты музыкальных произведений.

Должно получиться девятизначное число.

Викторина.

2 9 4 1 8 5 7 6 3 (каждой цифре соответствует буква, учащиеся должны расшифровать слово, слушая фрагменты музыкальных произведений)

Учитель: Какое получилось слово?

Ответ детей: Звездопад.

                                     Учитель: Что такое звездопад? Какие ассоциации возникают? Перед вами 2 карточки с нотной записью. Определите, на какой карточке записан фрагмент песни “Звездопад”?

Дети определяют на какой карточке записан фрагмент песни «Звездопад»

Учитель: Почему? Что вам подсказало?

Исполнение первого куплета

Учитель: Какими чувствами проникнута песня? Как ее можно исполнить?

Повторное исполнение

Учитель: Ребята, в какое время суток мы можем наблюдать природное явление –звездопад?

Ответы учеников.

Учитель: Я вам предлагаю  положить руки на плечи друг другу, и чуть покачиваясь, спеть песню. Не забывайте о настроении, чувствах.

Исполнение “Звездопад”

Учитель: Как звучит мелодия? Каков характер песни? Какому самостоятельному жанру соответствуют перечисленные вами черты характера?

Ответ учащихся: Вальс.

Учитель: Назовите композитора, чье творчество связано с вальсами?

Ответ учащихся: Ф. Шопен.

Учитель: У этого композитора всего 14 вальсов и каждый из них – жемчужина. Сегодня Фридерик Шопен раскроется перед нами как композитор – романтик. Настройте свои сердца и постарайтесь понять, какими чувствами наполнена музыка. В какие минуты появился вальс? В каком настроении был композитор, сочиняя это произведение?

Слушание “Вальс №6”

Анализ музыкального произведения.

Учитель: Какие чувства вызвал вальс у вас? Как он повлиял на вас?

Ответ учащихся

Учитель: Что композитор сделал для того, чтобы мы поняли его музыку, узнали о его чувствах? Какими средствами он этого достиг? Как звучит вальс?

Ответ учащихся: Все время музыка звучит печально, грустно?

Учитель: Прослушайте фрагмент и поднимите руки  там, где меняется настроение, характер музыки?

Звучит фрагмент

Учитель: Что изменилось? В какой форме написано произведение? Сколько образов?

Ответ учащихся: Один, единый образ, который поворачивается разными своими гранями, то образ лирический, сердечный, то печальный, то просветленный, при этом сказочно полетный.

Учитель: Что интересного вы узнали о Шопене? Каким человеком перед нами раскрылся Шопен?

V. Работа  в группах ( 20 минут)

I группа «Музыкальные критики»  демонстрирует видео-презентацию ,отзыв о произведениях Ф.Шопена

II группа «Поэты» декламирует самостоятельно сочинённые стихотворения на тему: « Мы на уроке слушали Шопена».

III группа «Филологи» раскрывает смысл выражения: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»

Учитель: Запишите то высказывание, которое ближе вам.

Учащиеся записывают на листах высказывания, которые ближе каждому из них.

Учитель: В завершении нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ответы на заданные вопросы помогут разгадать ключевое слово, зашифрованное в данном кроссворде.

- Композитор-романтик ХІХ века, друг Ф.Шопена.

- Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

- Любимый инструмент Шопена.

- О каком танце идет речь: «Торжественный бальный танец – шествие»?

- Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.Шопена?

VІ. Отгадывание кроссворда  (2 минуты)

ш

у

м

а

н

м

е

л

о

д

и

с

т

ф

о

р

т

е

п

и

а

н

о

п

о

л

о

н

е

з

т

а

н

ц

е

в

а

л

ь

н

а

я

VІІ. Итог урока  (3 минуты).

Дополнительный материал

     Стихи учащихся

  1.  Играл Шопен на стареньком рояле

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

  1.  Шопена музыка звучала,

В ней было всё – начало всех начал.

Она и страсть, и нежность излучала,

Мятеж сомненья, светлую печаль.

Какая мощь, какая тишина…

Какие чувства мной овладевали

Божественная музыка слышна,

В ней бездны глубины людской печали.

Отзывы учащихся

К  музыке Шопена можно обращаться в момент внутреннего перерождения –

когда открываешь внутри себя новый источник света, который преображает мир. Так что есть что-то глубоко личное для меня. Творчество Шопена глубоко национальное по духу и музыкальной стилистике, сравнивается с волшебным городом. Это Родина в звуках, в нотных знаках.

Мне очень близка по восприятию музыка Ф.Шопена.

                                                                                        Лукош К.

Творчество Ф.Шопена пронизано «магией» его фортепианного гения, благодаря его музыке  любые жанры из бытовых превращаются в  шедевры мирового уровня, становясь в ряд с лучшими произведениями прошлого, настоящего и будущего. Его музыка - это уже не танцевальная, а чисто инструментальная, средствами которой он придал новые грани своим произведениям.

                                                                                   Кратинов Н.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78263. Перинатальное поражение центральной нервной системы 132 KB
  Среди причин перинатальных поражений мозга ведущее место занимает внутриутробная и интранатальная гипоксия плода. После отхождения околоплодных вод плод испытывает неравномерное давление которое приводит к расстройствам микроциркуляции в предлежащей части и к механическому повреждению тканей мозга плода в родах. Непосредственной причиной возникновения родовой травмы головного мозга является несоответствие размеров костного таза матери и головы плода. Родовая травма головного мозга и гипоксия патогенетически связаны друг с другом и обычно они...
78264. Рахит у детей 138 KB
  Главное значение в этиологии заболевания имеет недостаточное поступление в организм ребенка витаминов группы D а также группы B B1 B2 B6 аскорбиновой кислоты витамина солей кальция фосфора магния и других микроэлементов белка и отдельных аминокислот в периоды внутриутробного и постнатального развития. Эндогенным фоном предрасполагающим к рахиту является свойственная растущему организму высокая скорость перемоделирования и роста скелета особенно в 1ый год жизни и обусловленная этими процессами большая потребность в солях...
78265. Аномалии конституции. Спазмофилия. Гипервитаминоз D у детей 137 KB
  Наличие у ребенка определенного типа диатеза еще не означает что он обречен на ту или иную патологию к которой он предрасположен потому что именно у детей по мере созревания физиологических барьеров а также профилактических мероприятий давление наследственных факторов может ослабнуть. Аллергическое поражение кожи у детей первых 3х месяцев жизни раньше рассматривали как экссудативнокатаральный диатез. Этот диатез встречается у 50 детей первых 2х лет жизни. ткани этих детей повышенно гидрофильны и одновременно гидролабильны.
78266. Гнойно-воспалительные заболевания у детей 164 KB
  В этих случаях с момента рождения у ребенка могут выявляться такие заболевания как везикулопустулез пузырчатка внутриутробная пневмония менингит сепсис и др. Однако основным путем является инфицирование ребенка после рождения. При необильном высыпании общее состояние ребенка не нарушено аппетит сохранен температура тела нормальная и реже субфебрильная а при обильном высыпании появляются симптомы интоксикации. Пузырчатка новорожденного Она развивается чаще в первые 2 недели жизни ребенка.
78267. Острые пневмонии у детей 135 KB
  Некоторые из них в том числе острые пневмонии являются одной из причин смертности детей в раннем возрасте хотя от пневмоний дети не должны умирать. Дети в этом возрасте длительное время находятся в горизонтальном положении что приводит к застою кровообращения в задненижних отделах легких и к более легкому возникновению пневмонии. Возникновению пневмонии способствуют также другие факторы а именно: несоблюдение эпидемиологического режима то есть инфицирование ребенка; неполноценное питание и плохой уход; охлаждение или перегревание...
78268. НИВЕЛИРОВАНИЕ. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ НИВЕЛИРОВАНИЕ 27.54 KB
  Одиночные ходы и системы ходов должны опираться не менее чем на два исходных пункта. Проложение замкнутых ходов опирающихся на один исходный пункт допускается лишь при особой необходимости. При приложении нивелирных ходов для определения высот пунктов аналитических сетей относительно исходной основы со средними квадратическими погрешностями...
78269. Тахеометрическая съемкаемка 9. 163.31 KB
  При производстве тахеометрической съемки используют геодезический прибор тахеометр предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов длин линий и превышений. Для выполнения тахеометрической съемки используются также тахеометры с номограммным определением превышений и горизонтальных проложений линий. Производство тахеометрической съемки Тахеометрическая съемка выполняется с пунктов съемочного обоснования их называют станциями.
78270. Состав камеральных работ 166.31 KB
  Стороны угла проектируют на лимб с использованием подвижной визирной плоскости зрительной трубы. Она образуется визирной осью трубы при её вращении вокруг горизонтальной оси. Данную плоскость поочередно совмещают со сторонами угла ВА и ВС последовательно направляя визирную ось зрительной трубы на точки А и С...
78271. Определение положения точек земной поверхности, системы координат 125.83 KB
  Определение положения точек земной поверхности системы координат Топографическое изучение земной поверхности заключается в определении положения ситуации и рельефа относительно математической поверхности Земли т. в определении пространственных координат характерных точек необходимых и достаточных для моделирования местности. Модель местности может быть представлена в виде геодезических чертежей изготовление которых называют картографированием и аналитически в виде совокупности координат характерных точек. Для построения моделей...