56028

Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...

Русский

2014-04-01

72.5 KB

3 чел.

                                                                                ЧТЕНИЕ – это окошко через которое

                                                                         дети видят и познают мир и самих себя

                                                                                     В.А.Сухомлинский

                    

                                                                           Старший учитель Донецкой гимназии № 92

                                                                                            Писаревская Н.Г.

                                     Виды упражнений по совершенствованию

                                техники чтения учащихся начальной школы

          Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер и, следовательно, используемый учеником при изучении всех учебных предметов.Технику чтения, как известно, составляют 4 компонента (осознанность, беглость, выразительность, правильность). Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т. е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически и впоследствии применяется для успешного изучения других школьных дисциплин.

Для развития всех этих качеств: сознательности, беглости, правильности и выразительности использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его интересным и эмоциональным. Рассмотрим упражнения, характерные для развития каждого навыка отдельно.В настоящее время первостепенное значение на уроках чтения уделяется осознанию ребенком содержательной стороны читаемого текста. Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключённое в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.

Осознанность чтения - это понимание прочитанного текста. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний. При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием – мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями. Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс. Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста.

Поэтому, к первой группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста относятся логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями. Рассмотрим эти упражнения, представляющие самую большую группу.

Упражнение “Составь новое слово”. Даны слова:

колос

сани

Волга носки

было

катки (1 класс)

Задание: нужно составить новое слово, взяв из первого столбика первый слог, а из слов второго столбика второй слог. Работу усложняя, предлагаю детям составить не любые слова, а слова на определенную тему, например, на тему “Животные” (кони, волки, быки)

Дети учатся наблюдать и устанавливать связь между словами в упражнении “Найди четвертое”. Сначала нужно посмотреть, какая же логическая связь между первой парой слов. И на основе этой связи надо подобрать недостающее слово.

А) Песня – композитор. Самолет - ? (изобретатель, конструктор)

Б) Нож – сталь. Стул - ? (дерево)

В) Утро – ночь. Зима - ? (лето) (1 класс)

Ко второй группе по развитию осознанности чтения можно отнести игры со словами. Эти упражнения требуют от учащихся внимания к слову, к его частям. Ведь внимание это катализатор чтения и поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей. Если у ученика неустойчивое внимание, значит, оно быстро переключается на посторонние мысли, предметы и интерес к чему-либо снижается. Поэтому необходимо научиться управлять вниманием детей, т. к. это важнейшее средство, которое необходимо в процессе освоения техники сознательного чтения.Особенно нравится детям такое задание. Оно преподносится в такой форме: “Превратите лес в деревья (1ряд), мак в подарок(2ряд), рака в пароход (3 ряд)”. Последующее слово должно быть на одну букву длиннее предыдущего, но при этом все придуманные слова подчинены одной теме. Такое упражнение используется уже в конце первого класса. Каждое слово концентрирует внимание учащихся, т. к. такое задание требует выполнения сразу нескольких условий.

1 ряд

2 ряд

3 ряд  

лес

мак

рак

(3 буквы)

лось

роза

вода

(4 буквы)

земля

букет

судак

(5 букв)

листья

бумага

удочка

(6 букв)

деревья

подарок

пароход

(7 букв)

В упражнении “Найди животное” ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду. (осётр)

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной. (овца) (1 класс)

Достаточно трудное упражнение, т.к. учащиеся должны не просто найти части этих слов, но и объединить их, чтобы можно было прочитать слово.

Использование на уроках различных загадок, ребусов, шарад также относятся к этой группе упражнений.

К третьей группе относятся упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений являются основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки. Антиципация – это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных условий. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения.

Упражнение “Восстанови текст” ребята распределяют последовательность строк в стихотворении. Строки взяты из произведений С.В. Михалкова.

Да! Стать учёным не легко!

Писать красиво не легко…

Вздохнём сначала глубоко…

За буквой букву вывожу…

(ответ: 2,3,4, 1 из стихотворения “Чистописание”)

Упражнение “Прочти, спроси, ответь!” Дети читают строчки:

Вдруг Какой-то страшный зверь

Открывает лапой дверь…(из стихотворения “Мой щенок”)

Перед ними вопросы: Кто…? Как…? Что…? Что делает…? Какой…? Каждый ученик может попробовать себя в роли учителя и задать одноклассникам вопрос, начало которого на доске. (Кто открывает дверь?, Как открывает дверь? и т.д.)

С текстами можно выполнять такие задания, как “Составь предложения”, “Закончи рассказ”, “Поставь знаки препинания”. Эти задания используются и на уроках русского языка.

К четвертой группе упражнений относится работа учащихся с текстом. Прочитав любой текст, осознание прочитанного учащимися, я проверяю с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы задаю устно или письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке. Например, 1) расположи вопросы по порядку содержания текста; 2) зачитай ответ на второй вопрос; 3) поставь вопросы ко второму абзацу текста; 4) перескажи текст (или часть текста) по вопросам.

Упражнение “Чтение – разведка”. Оно заключается в том, что дети на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные перед чтением учителем. Цель такого задания - умение ориентироваться в представленном материале и находить главное, а также развитие скорости чтения.

Упражнение “Чтение с постукиванием ритма”. Постукивая по столу карандашом, учитель задает ритм чтения, но в конце опять же проверяет осознанность чтения текста учащимися с помощью вопросов.

Определение вступительной, основной, заключительной частей произведения, составление плана к нему – все это способствует отработке осмысливания произведения. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала. Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само “всплывает” как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т.д. Любая ассоциация может быть опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.

Работая с текстом произведения, понимание его проверяю с помощью тестов. После прочтения произведения провожу “Экспресс-опрос”, проверяя, насколько материал прочитан осмысленно (Приложение № 1). Использую на уроках простые приемы моделирования (Приложение № 2).

Для развития правильности чтения использую упражнения, в которых наиболее точно необходимо отразить признаки, свойства предметов, которые направлены на развитие запоминания, а, значит, развивают внимание, память учащихся. Правильность чтения отрабатывается в таких упражнениях, как “Опиши предмет”, где учащиеся должны описать свойства наглядного или предполагаемого предмета; “Назови картинки”, где учащиеся запоминают показанные предметы на картинках и затем по памяти их перечисляют.

Хорошие результаты дает работа с упражнением “Фотоглаз”.

Упражнение “Фотоглаз”. Дети самостоятельно читают, запоминают (фотографируют) слова с доски.

СОК

ЛЕЩ

МАШИНА

ИГРА

НОЖНИЦЫ

РУЧКА (1 класс)

Учитель читает другие слова или предложения, или текст. Учащиеся должны определить есть ли там такие слова, которые указаны на доске.

Например, учитель произносит слова: книга, напиток, лист, автомобиль, рыба, лещ, рука, сок, ручка; или учитель читает предложения: В реке плавает большая рыба. Эта рыба называется лещ.; или учитель читает стихотворение:

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать?

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь!

(из стихотворения С.В. Михалкова “Мой секрет”) (1 класс)

Заучивание наизусть стихотворения очень хорошо развивает память учащихся. Навык правильности чтения отрабатывается при чтении слов, отличающихся одной буквой:

мышка – мошка – мишка – миска, при чтении слов, где имеются одинаковые буквы: куст – стук, сосна – насос, масло – смола, мышка – камыш, марка – рамка, мошкара – ромашка, марш – шрам; при чтении слов, имеющих одинаковые части: приехал, пришёл, принёс, припев.

Немаловажную роль при чтении отводится обучению беглости чтения. Важность быстрого чтения в образовательном процессе отрицать было бы неправильно. Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале 21 века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент? Учить управлять надо с самой первой ступени школы. Выделять главное поможет осмысленность читаемого материала, а справиться с большим объемом информации скорочтение.

Для развития беглости чтения необходимо расширять поле зрения учащихся и активизировать органы речи.

Обязательным условием для повышения скорости чтения является проведение работы по развитию периферического (бокового) зрения.

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Всё, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения). Восприятие текста происходит в момент остановки или фиксации. Таким образом, повышение скорости чтения – это увеличение способности воспринимать информацию в большем объёме за единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Работу по развитию бокового зрения надо начинать с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Мною использовались упражнения с буквенными и цифровыми таблицами, предложенные Степанищевым А. Т. в книге “Читать можно быстрее” .

Тренировка периферического поля зрения происходит только в те моменты, когда взгляд фиксируется в центре таблицы и стремится охватить её всю. Развитию поля чтения способствуют упражнения с таблицами Шульте), Швайко Т.Г.

Вторая группа упражнений по развитию беглости чтения направлена на активизацию органов речи.

С первого класса урок чтения начинаю с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произнесению звуков, слогов, слов, выражений. Начинать нужно с дыхательных упражнений, ибо правильное дыхание – основа речи.

Речевая зарядка состоит из нескольких этапов упражнений.

1 группа – “Мы дышим!” (дыхательные упражнения)

2 группа – “Разомнём язычок!” (артикуляционные упражнения)

3 группа – “Произнеси верно!” (произнесение сочетаний звуков)

4 группа – “Учимся скороговорить!” (проговаривание скороговорок)

Речевую зарядку провожу в начале урока, и занимает она 5-7 минут.

На первом этапе при выполнении дыхательных упражнений необходимо решить следующие задачи: научить учащихся выполнять элементы правильного дыхания.

Например. Вдох носом, выдох через нос.

Вдох носом, задержка дыхания, выдох через нос.

Вдох носом, выдох через нос по порциям.

На втором этапе речевой зарядки – при выполнении артикуляционных упражнений – важно показать, как правильно “разогреть” мышцы языка, губ, щёк, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при чтении.

Упражнение “Чищу зубы”. Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язык слева направо и наоборот.

На третьем этапе - “Произнеси верно!” - необходимо добиться отчётливого произнесения слогов, слов. Это закладывает базу для произнесения скороговорок, трудных слов, встречающихся в тексте, и служит дополнительным способом повышения мотивации для работы по совершенствованию техники речи. Учащиеся могут произносить звуки, сочетания звуков, характерные голосам животных, птиц, явлениям природы и др. Необходимо использовать и такие упражнения, где бы у учеников была не только слуховая, но и зрительная опора при произнесении слогов, слов. На этом этапе используется чтение открытых (но, ли, ма…), но и закрытых (он, ил, ам…) слогов. Хорошие результаты даёт чтение слогов со стечением согласных (стре-, празд-, ткну-…)

Основными задачами четвёртого этапа речевой зарядки является работа над чётким произнесением скороговорок. На уроке можно использовать 1-2 скороговорки. Как правило, лёгкие скороговорки чередуются с трудными, короткие с длинными. В первом классе работу начинаю с более простых.

Работу над скороговоркой необходимо начинать с разбора её смысла. Для чего она произносится? О чём в ней говорится? Затем следует медленное проговаривание слов скороговорки. Возможно такое проговаривание по слогам и шёпотом. Когда слышишь, что учащиеся освоили правильно все звуки в словах скороговорки, то можно переходить к более быстрому темпу проговаривания. Темп постепенно увеличивать. Работа над скороговоркой считать завершённой только тогда, когда в быстром темпе все слова будут чётко проговариваться и не нарушается структура скороговорки.

Приём жужжащего чтения, очень эффективный и дающий хорошие результаты. Результативный потому, что читают все учащиеся одновременно, вслух, вполголоса и, что важно, каждый со своей скоростью. Провожу на каждом уроке пятиминутный тренинг чтения. Использую также на уроках различные виды чтения:

хоровое чтение, чтение одновременно с учителем, чтение с убыстрением темпа, скачкообразное чтение “Кенгуру”, чтение “Спринт” (кто быстрее), чтение “Буксир” (за учителем или сильным учеником).

К последней группе приемов относятся упражнения на развитие выразительности чтения.

Выразительность чтения позволяет ученику сопереживать, сочувствовать литературному герою, оценивать его поступки. Этот навык раскрывает и расширяет границы внутреннего состояния ребенка, направляет его чувства, стремления, вырабатывает активность мыслей.

Упражнения по выработке выразительности чтения учащихся вплотную переплетаются с упражнениями по развитию беглости. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, над отработкой дикции, над развитием голосового аппарата, темпа речи.

Дикция – основа понятийности речи. Система упражнений по отработке дикции включает в себя тренаж артикуляционного аппарата, упражнения со звуками, их слиянием, чтение чистоговорок, скороговорок (аналогичная работа, как и в речевой зарядке). Работая над скороговоркой, отрабатываем чистоту звука, а также интонацию с помощью упражнения “Прочитай скороговорку радостно! (грустно, с гордостью, с интонацией, характерной для данной ситуации).

Отрабатываю темп, постановку голоса и дыхания выполнением следующих упражнений.

Упражнение “Читай шепотом и медленно” (чистоговорки).

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – мы подвесили шары.

Упражнение “Читай тихо и умеренно”.

урма – урта

умву - омво

зелка – земка

юдра - едры

Упражнение “Читай громко и уверенно”.

зарь – варь – марь- ларь – фарь – карь – тарь - барь

Зверь – дверь – червь (1 класс)

Развитию выразительности чтения помогает чтение текста по ролям, по лицам. Помощниками в формировании навыков выразительного чтения могут быть упрощенные знаки Делая вывод выше предложенному, можно сказать, что совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводится с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируюттся в зависимости от темы урока, возраста учащихся.

Чтобы проследить рост каждого ребенка строю индивидуальные графики техники чтения.

Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34677. Роль колообігу води в природі в процесах формування хімічного складу атмосфери 719.5 KB
  Нестача води у ґрунті призводить до погіршення живлення рослин і зниження врожаю сільськогосподарських культур. Тому для забезпечення у ґрунті води здійснюють цілий комплекс агрохімічних заходів. сказано що âвикористання води на нашій планеті постійно зростає і вже найближчим часом у багатьох її регіонах слід чекати дефіциту прісної водиâ.
34678. Парникові гази та їх роль у формуванні клімату 88 KB
  Сукупність цих газів створює в атмосфері парниковий ефект. Суть парникового ефекту полягає в наступному: Земля отримує енергію Сонця в основному у видимій частині спектра а сама випромінює в космічний простір головним чином інфрачервоні промені. Затримуючи тепло в атмосфері Землі ці гази створюють ефект який називається парниковим а гази парниковими. Практично будьякий вид діяльності людини супроводжується викидами парникових газів створюючи таким чином додатковий або антропогенний парниковий ефект.
34679. УТВОРЕННЯ ТА РУЙНУВАННЯ ОЗОНУ 221.5 KB
  1 Фотохімічна теорія утворення озону оксигенний цикл За Чепменом озон в атмосфері утворюється з молекулярного кисню [3]. В результаті дії цих двох протилежних процесів в атмосфері на деяких висотах встановлюється цілком визначена густина озону. Для формування озону в стратосфері перш за все необхідний атмосферний оксиген який утворюється внаслідок фотодисоціації молекули оксигену по реакції 1: Р.
34680. Фотохімічний смог 103.5 KB
  Незважаючи на формування в останні десятиліття загальної тенденції до покращення стану атмосферного повітря в м. Для утворення фотохімічного смогу необхідна наявність в повітрі таких первинних забруднювачів як оксид азоту NO та NO2 які у значній кількості надходять у повітря із відпрацьованими газами автомобільних двигунів; летких органічних сполук ЛОС таких як пропан нбутан етилен бензол формальдегід які в основному надходять через випаровування та згорання палива і розчинників; Метеорологічними передумовами утворення смогу є...
34681. Хімічний склад атмосфер інших планет 204 KB
  Початок формування атмосфери повязаний з еволюцією Сонця, з процесом його перетворення молодої зірки в дорослу. Цей процес характеризувався гравітаційним ущільненням до планет (космічного пилу) та газів сонячного туману.
34682. Хімічні процеси в стратосфері 99.5 KB
  У стратосфері на висотах менше 50 км відбувається утворення озону за реакцією O2 O → O3 Нестабільна молекула озону в збудженому стані O3 перетворюється в стабільну молекулу озону в результаті реакції з так званою третьою часткою в якості якої виступають молекули кисню і азоту що містяться в повітрі в найбільшій кількості: O3 M → O3 M 107 кДж Швидкість утворення озону пропорційна добутку концентрацій що беруть участь у реакціях частинок. Таким чином існує максимум швидкості утворення озону який припадає на...
34683. Аерозоль і клімат 311.5 KB
  Оцінка прямого впливу аерозолів на радіаційний баланс дає досить широкі Schätzungen der direkten Wirkung von erosolen uf den Strhlungshushlt zeigen eine reltiv große Bndbreite und beruhen weitgehend uf Modellstudien die nicht nur für die vorindustrielle Zeit sondern uch für die Gegenwrt schwer zu verifizieren sind. Die Unsicherheiten beruhen zum einen druf dss selbst der ktuelle tmosphärische Gehlt einzelner erosolrten nicht genu feststeht zum nderen druf dss die Größenverteilung die chemische Zusmmensetzung die Mischung und die...
34684. Водяной пар в атмосфере и гидрологический цикл 44.5 KB
  В отличие от большинства других присутствующих в атмосфере газов содержание водяного пара может очень сильно меняться. По мере того как молекулы воды переходят в воздух давление пара в воздухе увеличивается. Если температура воздуха продолжает увеличиваться то для поддержания насыщенного состояния пара число молекул поступающих в воздух также должно увеличиваться если конечно жидкость еще имеется. Давление пара служит мерой для другой величины также выражающей количество пара содержащегося в воздухе и называемой абсолютной влажностью.
34685. Вплив атмосферної циркуляції на транспорт хімічних речовин 144.5 KB
  Розподіл та концентрація хімічних речовин у атмосфері залежить від особливостей переміщення повітряних мас яке обумовлене загальною циркуляцією атмосфери. Внаслідок цього є постійний річний обмін енергією від низьких до високих широт завдяки океанічним і повітряним течіям рис. Оскільки Земля найсильніше нагрівається на екваторі то потоки нагрітого екваторіального повітря піднімаються високо вгору набагато вище ніж повітря в інших широтах. Під час екваторіального підйому повітря повітряні маси із низьких і високих широт...