56038

Сложение и вычитание десятичных дробей

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Правила: За каждый правильный ответ команда получает красную фишку если есть мелкие ошибки зеленую фишку неправильный ответ синяя фишка. Побеждает команда которая наберет больше всего красных фишек...

Русский

2014-04-01

314.5 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкая общеобразовательная школа IIII ступеней № 86

 Урок - сказка

          по теме:

«Сложение и вычитание

десятичных дробей»

          5 класс

 

5 класс

Подготовила:

Учитель математики

О.П.РУДЕНКО

                                                       

                                                         Донецк 2011г.

ТЕМА:  сложение и вычитание десятичных дробей.

ЦЕЛИ: - обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся, приобретенные в

               процессе изучения данной темы;

             - развивать память, внимание учащихся; умение работать в группах;

             -  воспитывать культуру взаимоотношений между детьми, повышать интерес к

               математике.

ОБОРУДОВАНИЕ: наборы карточек с заданием; фишки; высказывание; картинки с героями,   

                                     презентация.

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.

СТРУКТУРА УРОКА:

№ п/п

Этап урока

Хронометраж

Методы и приемы

1

Организационный момент

2 мин

Совместная постановка целей

2

Актуализация опорных знаний

3 мин

Устный счет

3

Закрепление умений и навыков

35 мин

Работа команд

4

Подведение итогов

Постановка домашнего задания

5 мин

- Объявление результатов;

- Творческое домашнее задание

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята.

Ребята здороваются и проводят тренинг «Пожелание добра»:

-Я желаю тебе сегодня добра.

-Ты желаешь мне сегодня добра.

-Мы желаем сегодня друг другу добра.

Ученики садятся, слушают учителя и настраиваются на работу.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы сейчас не просто пожелали друг другу добра, мы попадём в сказку, где будем помогать ДОБРУ побеждать ЗЛО. А для этого вам понадобятся те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Я знаю, что у нас всё получится. И так, в СКАЗКУ! (слайд 1) Класс разбивается на 3 команды (случайный выбор). Выбирается капитан каждой команды.

- Правила:

За каждый правильный ответ команда получает красную фишку,  если есть мелкие ошибки – зеленую фишку, неправильный ответ – синяя фишка. Побеждает команда, которая наберет больше всего красных фишек.

2 Актуализация опорных знаний.

Расшифровывание названия сказочной страны.

-На море-океане, на острове Буяне есть сказочная страна. (слайд 2) Жители этой страны очень любят решать примеры, задачи, разгадывать ребусы и головоломки. Название этой страны вы узнаете, выполнив следующее задание:

у вас на партах лежат карточки жёлтого цвета с примерами. На доске вы видите 9 порядковых номеров и таблички с числами, которые являются решениями ваших примеров. Номер примера имеется и на ваших карточках. Вам нужно устно  решить примеры, а затем  на доске около номера своего  примера поставить карточку с полученным ответом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17,56

7,195

13,926

73,02

2,7

3,4

6,032

0,458

0,832

м

а

т

л

а

н

д

и

я

После того, как все примеры решены, нужно перевернуть карточки. Получится название сказочной страны «МАТЛАНДИЯ». (слайд 2)  (приложение1)

1 команда:

2 команда:

3 команда:

1) 12,3+5,26=

4) 79,1-6,08 =

7) 5,7+0,332=

2) 6,4+0,795=

5) 9,5-6,8=

8) 0,068+0,39

3)4,8+9,126=

6) 6,3-2,9=

9) 0,032+0,8 =

3. Закрепление умений и навыков.

1)Встреча с Соловьём-разбойником. 

- Жили жители сказочной страны, не тужили, но случилась беда. (слайд 3) Напал на страну Кощей Бессмертный и похитил Солнце. Сразу стало темно в стране Матландия,  (слайд4) условий задач и примеров не стало видно. Заскучали жители, стали болеть… А тут Солдат домой возвращался и вызвался помочь и вернуть жителям страны Солнце. Пошёл Солдат искать замок Кощея. А мы, ребята, будем ему помогать.

Долго ли, коротко ли шёл Солдат, видит, Соловей-разбойник сидит. Спросил его Солдат, как дойти до замка Кощея. Ответил Соловей-разбойник, что не знает, но может быть, Кикимора болотная подскажет. А чтобы до болота дойти, нужно примеры решить.(слайд 5)

Примеры от Соловья-разбойника: (приложение 2)

(12,34-11,49)+15,75-(8,79-7,99);

17,03+(13,79-2,6)+(8,35+2,47);

(47,83+15,47)+(6,38-5,77)+13,2.

Результаты решения оформляются на листах и презентуются классу

2) Встреча с Кикиморой болотной.

-Как и сказал Соловей-разбойник, дошел Солдат до болота, а там Кикимора сидит. Рассказал Солдат о том, что его к ней привело, на что Кикимора ответила, будто Лесовик что-то слышал о Кощеевом царстве. А дорогу к Лесовику она укажет после того, как Солдат подарит ей букет кувшинок, а  чтобы их вырвать нужно решить на них примеры. А вот и кувшинки. Итак, ребята, за работу! (слайд 6)

Сравнить числа: (приложение 3)

1 команда

2 команда

3 команда

3,8 и 2,8;

0,317 и 0,3107

0,54 и 0,6;

4,207 и 4,2087

3,56 и 3, 76;

0,213 и 0,2311

3)Физкультминутка. (слайд 7)

-Не обманула Кикимора болотная, указала дорогу к Лесовику. Пошёл Солдат по лесу. Послушайте, ребята, как птицы в лесу поют. А чтобы не скучно было идти, решил Солдат зарядку сделать. Давайте и мы ему поможем.

Учащиеся устно решают пример, который показывает учитель, проговаривает вслух упражнение зарядки и повторяет его столько раз, сколько получилось в примере.

Текст  зарядки:  

-Столько раз ногами топнем.

-Столько раз руками хлопнем.

-Мы подпрыгнем столько раз.

Примеры: (слайд 8)

Округлить до целой части:

2,456; 4,789; 3,286.

4) Встреча с Лешем. (слайд 9)

Так за зарядкой Солдат и не заметил, как дошёл до домика Лешего.

Расспросил Леший Солдата о том, что привело его в такую даль, и обещал проводить до избушки Бабы-Яги. Но сначала попросил помочь решить ему домашнее задание. А Солдат, в свою очередь, за помощью обратился к вам, ребята. Давайте поможем.

Задачи от Лешего: (приложение4)

Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая – на 5,9 см короче, чем первая, а третья – на 3,7 см короче чем вторая. Найти периметр треугольника.

Скорость катера против течения речки равна14,9 км/ч, а скорость течения реки 2,5 км/ч. Вычислите скорость катера в стоячей воде и его скорость по течению реки.

3.  В первом ящике находится 45,3 кг картошки, а во втором на 1,7 кг меньше. На еду   взяли 24,7 кг картошки. Сколько картошки осталось? 

5)Встреча с Бабой-Ягой.

-Поблагодарил Леший Солдата за помощь и повел его к Бабе-Яге. Долго ли, коротко ли шли они, видят, стоит избушка.

Только и избушка в нашей сказке умная. Чтобы она повернулась к гостям, нужно сказать:

 (слайд 10)

1) как найти неизвестное слагаемое;

2)как найти неизвестное вычитаемое;

3) как найти неизвестное уменьшаемое.

 

-Вошли Лесовик с солдатом в избушку, а там Баба-Яга сидит за компьютером  и что-то решает (слайд 11), а решить не может. Нужно ей лесных зверушек в теремок заселить, а для этого уравнения нужно решить, что ей неведомо. Предложил ей Солдат помощь, а взамен попросил волшебный клубок, который приведет его к замку Кощея Бессмертного. Поможем  Бабе-Яге. (приложении 5)

1 команда

2 команда

3 команда

(3,2 –х)+13,28=15,71

(4,3-у)+11,37=13,2

(х-12,9)+24,38=41,2

-Пока, ребята, мы решали, волшебный клубок привёл Солдата к замку Кощея Бессмертного. Там в темнице заперто Солнце, а на двери – 6 замков. (слайд 12) Чтобы замки открыть, нужно решить примеры. Для этого возьмите карточки зелёного цвета (приложение 6), полученная цифра укажет порядок открытия замков. Ребята, Солдат и все жители Матландии только на вас и надеются.

1 команда

2 команда

3 команда

1) 23,4 м-72 см (в метрах)

5) 2,5 т+23 ц (в тоннах)

6)48,6см-0,27 дм (в см)

2) 8,2 кг+743 г (в кг)

3) 23,3 дм-108 см ( в дм)

4) 5,3 т+543 кг ( в т)

             22,68                                     0,2                              45,9

 

               8,943                           12,5                              5,843  

3.Подведение итогов. Постановка домашнего задания.

 -Итак, все примеры решены правильно. Рассыпались замки на темнице, и засияло снова Солнце над Матландией. (слайд 13) Вернулся Солдат домой и рассказал жителям сказочной страны, как он Солнце освобождал. Давайте и мы вспомним, как это происходило. (слайд 14)

-А теперь посмотрим, кто сколько жетонов набрал. (Выставляются оценки).

Обрадовались жители сказочной страны, что всё хорошо закончилось, что снова они смогут заниматься любимыми делами и устроили в честь Солдата-освободителя пир на весь мир!

А на этом пиру конкурс объявили на лучшую творческую работу. И вас, ребята, пригласили принять участие. Для этого вам нужно выполнить рисунок к сказке, но не простой, а состоящий из цифр и геометрических фигур. (слайд 15) Это и будет вашим домашним заданием.

Спасибо за урок, дети! (слайд 16)


Приложение 6

1 команда

1) 23,4 м-72 см (в метрах)

5) 2,5 т+23 ц (в тоннах)

2 команда

6)48,6см-0,27 дм (в см)

2) 8,2 кг+743 г (в кг)

3 команда

3) 23,3 дм-108 см ( в дм)

4) 5,3 т+543 кг ( в т)

Приложение 1

1 команда:

1) 12,3+5,26=

4) 79,1-6,08 =

7) 5,7+0,332=

2 команда:

2) 6,4+0,795=

5) 9,5-6,8=

8) 0,068+0,39

3 команда:

3)4,8+9,126=

6) 6,3-2,9=

9) 0,032+0,8 =


Приложение2

(12,34-11,49)+15,75-(8,79-7,99)

17,03+(13,79-2,6)+(8,35+2,47)

(47,83+15,47)+(6,38-5,77)+13,2.


Приложение 3

                 3,8 и 2,8;                                             

                                                                         0,317 и 0,3107

           0,54 и 0,6;                                              4,207 и 4,2087

                                                                                                                   

 

             3,56 и 3, 76;                                              0,213 и 0,231


Приложение 4

  

 В первом ящике находится 45,3 кг картошки, а во втором на 1,7 кг меньше. На еду    взяли 24,7 кг картошки. Сколько картошки осталось? 

Скорость катера против течения речки равна14,9 км/ч, а скорость течения реки 2,5 км/ч. Вычислите скорость катера в стоячей воде и его скорость по течению реки.

Одна сторона треугольника равна 47,6 см, другая – на 5,9 см короче, чем первая, а третья – на 3,7 см короче чем вторая. Найти периметр треугольника.


Приложение 5

(3,2 –х)+13,28=15,71

(4,3-у)+11,37=13,2

(х-12,9)+24,38=41,2