56143

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Существует несколько классификаций традиционных форм урока. Опираясь на устоявшиеся классификации уроков используя привычные этапы традиционных уроков учитель при коммуникативно деятельностном подходе к обучению меняет ценностные ориентации их структурных компонентов...

Русский

2014-04-02

128.5 KB

48 чел.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА   В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

За последние сто лет становления русской и советской системы поучения сложилась традиция, по которой школьный вариант соплеменного русского литературного языка изучается концентрически и по разделам. В начальных классах (I-IV) проводят обучение грамоте и дается ознакомительный курс грамматики, куда входят элементарные сведения об основных частях речи — имени существительном и прилагательном, глаголе и местоимении, — их  способах изменения (склонение и спряжение), связанные с ними правила правописания, а также практические умения определять и звуковой и морфемный состав слова.

Традиционно обучение русскому языку состоит из следующих  форм учебной работы:

  •  классные занятия;
  •  факультативные занятия (углубленное изучение);

внеклассная работа (кружки для любознательных, дополнительные занятия, связанные с коррекцией обучения).

Основной организационной формой изучения родного языка является урок. Существует несколько классификаций традиционных форм урока.

Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля:

    а) урок обучения грамоте;      б) урок изучения нового материала;
    в) урок закрепления ЗУНов;   г) повторительно-обобщающий урок;

    д)комбинированный урок;     е)контрольные уроки (диктант, самостоятельная работа, тестирование);

     ж) урок анализа результатов («работа над ошибками»).

Классификация уроков развития речи:

а) урок подготовки и проведения изложения;

б)урок подготовки и проведения сочинения;

в) урок анализа письменных (творческих) работ.

В  настоящее время наблюдается смена тенденций в школьном курсе русского языка: происходит постепенная перестановка акцентов с орфографии и грамматики на формирование видов речевой деятельности, в частности на развитие устной и письменной речи.

Опираясь на устоявшиеся классификации уроков, используя привычные этапы традиционных уроков, учитель при  коммуникативно - деятельностном подходе к обучению  меняет ценностные  ориентации их структурных  компонентов, определяя цель каждого этапа урока с точки зрения формирования или развития  определенных умений и навыков. При этом на уроке цели должны ставить и ученики. Но цели учителя и ученика не совпадают. Учитель организует,  руководит и управляет процессом изучения русского языка. Ученик имеет цель  «добыть»  знания и умения. Помните: нет цели – нет мотива к действию, нет мотива – нет сознательного подхода к получаемой информации, нет понимания информации, нет необходимости преобразовывать её в знания.

Основным способом изучения русского языка на современном уроке становится выведение понятия (или правила) методом «решения задач ». Иначе говоря, учитель, готовясь к уроку, должен продумать организацию учебных действий с помощью четко сформулированных задач.

ПРИНЦИПЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

1.Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.

  1.  Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
  2.  Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
  3.  Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должно появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правило, а каждому ребенку формулировать его своими словами.
  4.  Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

Коммуникативно-деятельностный подход требует от современного урока определенной динамики и четкой организации этапов учебных действий школьников, поэтому принципиальные схемы названных выше типов урока сориентируют вас при подготовке адекватного современным условиям конспекта урока. В соответствии с теорией поэтапного формирования учебной деятельности  составлены примерные схемы уроков. Типологизированные схемы уроков русского языка и чтения представлены следующих таблицах.

Урок изучения нового материала

Цель: формирование учебных умений по построению нового понятия (выведению правила), оформлению нового знания.  

Структурный компонент урока

   Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке)

Учитель организует проблемную ситуацию (загадка, сюжетный рассказ с затруднением и т.п.), в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков, формулируется проблема и ставится цель на урок.

Сообщение темы и цели урока

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)

На материале домашних упражнений  актуализируются  знания по теме урока.  Задание необходимо видоизменять, чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного  задания

3.Подготовка к изучению новой темы

(цель: создать мотив к учебному исследованию)

В беседе из темы урока ученики под руководством учителя уточняют цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливают (проговаривают вслух) уже известные понятия.

4. Наблюдение над фактами языка  (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия (или правила)

Читается текст или другой дидактический материал, желательно его подобрать в том литературном произведении, которое изучается на уроке литературного чтения;

- выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила; графически оформляются признаки изучаемого понятия;

-  сравниваются признаки и определяются, какие из них существенные для изучаемой темы (категории, понятия или правила)

5.Обобщение структурных и семантических признаков понятия

или правила (цель: научить обобщать, делать    выводы)

Формулируется вывод из наблюдений; читается определение понятия (или правила)   в учебнике;

- сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировка).

  1.  Применение понятия/правила на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия /правила)

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выполняются упражнения на выявление словоформ по определенным существенным признакам (сначала устно, затем письменно); параллельно с выявлением графически оформляются единицы - носители этого признака; фиксируются существенные признаки, и выводится обобщающая схема; выводится схема действий — алгоритм по применению понятия или правила

7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание:      - ЧТО — лингвистическое содержание

—   и КАК — способ действий)

Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока); оформляется полученное знание:

- формулируется понятие/правило,

- выводится алгоритм действий, т.е. языковой  анализ конкретной единицы (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, т.е. «рождается» языковой разбор изучаемой единицы). Оценка выставляется самостоятельно учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке

8.Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Учитель спрашивает, какие умения будут тренировать дети дома. Предлагается упражнение на закрепление полученных на уроке умений находить и определять изученные языковые единицы или категории. Дети должны сами назвать умения, которые им понадобятся при выполнении задания.

Урок закрепления нового материала

Цель: тренировать алгоритм учебных действий с новым понятием

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке

Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока, в которой кратко восстанавливается ход предыдущего урока

2. Подготовка к применению понятия /правила ( цель: проверить степень усвоения нового материал)

Беседа по домашнему заданию: видоизмененная проверка того, что было сделано (выборочное письменное задание по карточкам для учеников с различной степенью усвоения

3.Включение нового понятия в систему ранее изученных (цель: определить  роль и значение понятия в системе языковых единиц)

Работа с упражнением: самостоятельное выявление словоформ-носителей нового понятия на новом тексте. Ученики схематизируют, сравнивают структурные и семантические признаки понятия с признаками уже изученных понягий, выясняют его роль в речи

4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/ правила в устной и письменной речи)

Самостоятельное применение алгоритма действия (грамматического разбора). Допускается частичное руководство учителем. Уточняются существенные признаки изучаемого понятия/правила для углубления понимания текста

4.Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора)

Формулируется роль понятия в организации текста. Закрепляются умения языкового разбора, выводится его алгоритм, и дастся название (термин). Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке

5. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Предлагается упражнение на конструирование собственного текста с употреблением изученных языковых единиц. Ученики формулируют задачу: «При выполнении упражнения я буду тренировать умения делать ... (называет вид разбора) разбор, находить ... (называет понятие, которое закреплялось на уроке), определять его роль в этом тексте»

Повторительно-обобщающий урок

Цель: систематизировать полученные знания и умения по теме.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель:

поставить цель на урок самостоятельно)

Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок

2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма (цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения)

Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов (самостоятельного разбор выборочно взятых слов или предложений, чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по «экспертизе», взаимопроверка правописания)

3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме (цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы)

Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы

4. Обобщение знаний о понятии/правиле

(цель: определить его классификационные основания)

Составляются таблицы или другие схемы, группировка сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений(по таблице или на основе классификационной схемы)

5. Самостоятельная работа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме)

Дается индивидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради

6. Итог урока (цель: формировать умение

обобщать и оформлять определение)

Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме, алгоритм действий с применением существенных признаков. Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке

7. Задание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия)

Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать ... (называют изучаемое понятие) в сочинении, которое придумаем сами»

Комбинированный урок

Комбинированный урок предполагает изучение небольшой по объему и несложной по содержанию темы (например, «Корень слова»), поэтому его структура включает все компоненты трех названных типов урока: введение нового понятия/правила, его закрепление и повторительно-обобщающая работа.

СОСТАВИТЕ ДОМА НА ОТДЕЛЬНОМ  ЛИСТЕ СХЕМУ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

Урок-диктант

Целы научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.

Диктанты бывают обучающими и контрольными. Данный тип урока направлен на освоение детьми всех необходимых учебных действий при написании контрольных диктантов. Чтобы научить ребенка переводить звучащую речь в письменную, необходимо понимать, что эта деятельность состоит из целого ряда умений, которые формируются постепенно и отдельно друг от друга. К ним относятся следующие умения:

- держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм;

слышать «ловушки», т.е. ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы;

опознавать и проверять эти ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы (определять, нужно ли правило, или это  словарное слово);

вспоминать графическое изображение нужных букв (строчных, прописных, оформление предложений и абзацев);

- осуществлять самоконтроль за письмом.

Поэтому четкость действий учителя во время обучающего диктанта — залог успеха ученика. Готовясь дома к проведению данною типа урока, учитель должен поделить предложения на синтагмы, удобные для диктовки (количество слов, входящих в синтагму для одноразового прочтения, определяется возрастом и индивидуальными особенностями учеников конкретного класса). От урока к уроку синтагмы, а также насыщенность их ошибкоопасными местами следует увеличивать постепенно. Для только что изученных правил допускается использование «шпаргалок»: словарей, таблиц, справочных материалов, выполненных учениками  самостоятельно.

Обучающий диктант может сопровождаться выполнением грамматических заданий по теме.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель: дать установку на перевод устной речи в письменную)

Психологическая установка на самостоятельную работу: создается ситуация, в которой дети четко определяют круг своих действий, могут объяснить, что они будут делать, работая в роли «писаря

2. Диктовка (цель: приучить правильно действовать во время диктовки, запоминать границы предложения

  1.  Текст диктанта читается полностью, неторопливо, выразительно, внятно.
  2.  Читается предложение целиком. Учеников предупреждают о том, что следует слушать предложение полностью («до точки»).
  3.  Диктует учитель по словам, во IIIII классах по синтагмам, отрезок предложения произносится один раз (не повторяя). Учитель наблюдает, все ли дети положили ручки, только после этого продолжает

3. Самопроверка (цель: научить видеть ошибки)

Учитель диктует текст медленно по предложениям, делая между ними достаточные паузы, давая возможность детям проверить написанное

4. Выполнение грамматических заданий (цель: закрепить знания по изученной теме)

Для грамматического задания, как правило связанного с изучаемой темой, выбираются языковые единицы из текста диктанта (по вариантам) и проверяются навыки языкового разбора (полного или частичного)

5. Итог (цель: научить самоконтролю)

Самопроверка контрольного задания и проверка написанного диктанта

 

Методическая деятельность учителя

В задачи учителя входит не только организация учебного процесса на уроке по русскому языку, но и обеспечение усвоения учениками учебного материала, предложенного на уроке.

Традиционный урок предполагает односторонний процесс передачи информации от учителя к ученику, контроль за усвоением этой информации со стороны учителя. В современной школе основная направленность  деятельности учителя открывает путь идее коммуникативно-деятельностному подходу  в обучении. Выясним, как организована и из чего же состоит   деятельность учителя.

I этап — осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.

1. Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом лингвистическом материале.

Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого пиления в языке, в речи?

Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками  оно характеризуется, как они выявляются?

С какими другими лингвистическими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно и данный момент обучения?

2. Ориентировка в конкретных условиях обучения.

Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?

Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опираться?

Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

Какие конкретные трудности должны быть преодолены?

Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

Какая другая языковая (речевая) работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?

3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.

Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю?

Как предлагает работать учебник? Каковы цель каждого задания, логика их расположения?

Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т.п.)?

- Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

Как видим, первый этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию. Результатом его должны быть, во-первых, уяснение темы урока и

II этап – составление плана урока.

  1.  Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие признаки помочь  учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить)
  2.  Как  прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач? (Что по логике действий нужно выполнить, выяснить сначала, а что потом и т.д.)
  3.  Какие дополнительные задачи обучения (из области лексики, грамматики, орфографии, речи и т.д.) следует  реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?
  4.  Как организовать урок?

Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность: а) что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; б)как сделать, чтобы это знание оказалось нужным, чтобы возникло желание научиться, преодолеть «барьер»?

Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации?

Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанное владение материалом?

 Планирование деятельности обучения определяется стандартным Базисным планом, утвержденным Министерством образования  и являющимся основным руководящим и финансовым документом для каждой учебной структуры (школы, среднего специального и других учебных заведений). Базисный план имеет две части: ядро (инвариант) и вариантную часть, в которой учитываются особенности местности (этнокомпонент обучения), индивидуальных характеристик учащихся (стандартный контингент, коррек-ционный тип обучения, специфика учащихся с ограниченными физическими или умственными возможностями).

В Базисном плане выделяются следующие основные содержательные направления:

федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и является обязательным минимумом, содержащим общекультурные и общие научные сведения, на основе которых формируются общие для всего государства знания, умения и навыки по русскому языку;

национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы области образования малых народов или конкретного края со своими специфическими чертами и этнокультурным содержанием;

школьный компонент отражает специфику конкретного учебного заведения, позволяет проводить самостоятельную разработку учебного плана и программ в соответствии с избранным направит нем обучения (углубление или усиление изучения определенных предметов, ориентация на специфическую область культуры пни особенности психофизического развития учеников и т.п.).

Кроме общего планирования существует планирование индивидуальной деятельности учителя: на весь период обучения (1— IV классы), годовое планирование, четвертное и поурочное.

        Учитель — личность творческая: его деятельность несет в себе моменты ремесла, науки и искусства одновременно. Учитель не может быть исполнителем по самим сущностным характеристикам его профессии, поэтому его следует отнести к деятелям. Если государственная программа определяет цели и содержание обучения русскому языку, то насколько самостоятельным можно считать учителя? Самостоятельная методическая деятельность учителя как деятеля начинается непосредственно с определенным коллективом детей («классом»), когда учитель, ориентируясь на общепринятые государственные требования к обучению русскому (родному) языку, выстраивает собственную систему обучения для конкретного срока и конкретной группы детей. «Здесь и сейчас» учитель становится деятелем, так как перед постановкой конкретных целей на конкретный срок обучения (год, четверть, урок) он обязательно проводит анализ того «материала» (ученических знаний, умений и навыков), с которым ему придется работать и который необходимо будет преобразовать в промежуточный продукт (знания,умения и навыки), намеченный учителем для приближения цели, зафиксированной в программе.

Это технология надпредметной деятельности учителя, т.е. организация обучения на уроке по любому школьному предмету. Технология частно-предметная — непосредственно относящаяся к предмету «Русский язык» — связана с частными целями нашего предмета. Так, для учителя русского языка:

материал — это образцы речи (художественные произведения, тексты научного, публицистического, разговорного стиля и пр.), тексты заданий и упражнений, помещенные в учебнике (в том числе в учебнике для чтения), а также в многочисленных пособиях для уроков русского языка;

процессы изменения — это методы языкового исследования (фонетический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический разборы, применяемые, к сожалению, только в одной функции — контрольной);

средства — учебные тексты, а также графические изображения (схемы, модели, рисунки и пр.), слуховая «наглядность» (пластинки, диски с записями правильной, выразительной речи и т.п.);

продукт деятельности — языковые понятия, категории, произведения речи (сочинения, изложения, устные ответы), орфографические и пунктуационные правила, нормы письменной и устной речи, а также умения ими пользоваться.

Анализ ситуации перед планированием дальнейших действий — часть методической деятельности словесника, для которой можно использовать следующие приемы:

наблюдение, анализ, учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (года и т. п.);

наблюдение, анализ, учет уровня грамотности (речевых, орфографических и пунктуационных ошибок) каждого ученика и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (года и т.п.);

наблюдение, анализ, учет читательских умений и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (годa и т. п.).

Когда учитель имеет такую развернутую «карту» состояния знаний и умений ученика, можно планировать свою дальнейшую pa-ботy, т.е. переходить ко второй части методической деятельности.

Подготовка к каждому уроку проводится в соответствии с корректировкой программного материала по результатам, полученным в ходе аналитической работы учителя, и с учетом запланированного по всем трем — основная школа, учебный год, четверть — на-правлениям материала.

Как правило, учителю приходится ориентироваться в классе на несколько групп учащихся, объединенных им по темпу усвоения и уровню знаний. Поэтому часто конспект урока становится конспектом сразу нескольких уроков, по количеству выделенных групп, поскольку «исследование» и задания, выполняемые учениками на уроке, должны быть индивидуализированы для каждой из этих групп.

Руководство и управление на уроке учитель осуществляет личным примером, т.е. он берет на себя роль организатора коммуникации и показывает детям способ освоения языкового материала. Действуя как «ученый-исследователь», педагог организует беседу, а не объяснение нового материала. Поэтому все, что он хочет объяснить как новое знание, следует перестроить в форму вопросов, которые подведут детей к нужным ответам. Психологи доказали, что длительная утвердительная речь воспринимается с пользой слушателем не долее 7—10 мин, у детей это время еще меньше, в то время как вопросительная интонация возбуждает познавательные центры коры головного мозга и позволяет привлечь внимание.

Проблема внимания на уроке — самая серьезная и больная тема для учителя. Поэтому только опора на психофизиологические закономерности развития растущего организма может помочь в ее решении. Нет проблемы дисциплины — есть плохо организованный урок! Ребенку имманентно присущи такое важное для развития качество, как подвижность, и такое важное качество для познания, как любознательность. Эти качества и «работают» на учителя во время правильно организованной беседы (а не многоречивого объяснения).

Еще одним важным психологическим рычагом управления процессом обучения является успешность ребенка, поэтому необходимо его чаще хвалить, отказаться от порицающих слов и интонаций: с одной стороны, это стимулирует ученика к деятельности на уроке, с другой стороны, воспитывает его положительное отношение к окружающим собеседникам. Учитель должен (это его профессиональная обязанность) научить, а ученик не должен, а только может учиться. И задача учителя — организовать ему условия учения, т.е. возможность учиться. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению и предоставляет учителю технологию и другие методические средства для правильной организации урока.

При организации учения как деятельности сложно оценить действия ученика по пятибалльной системе, поскольку квазиисследование, в котором участвует ребенок на уроке, не может подвергаться жесткой градации на «отлично», «хорошо» и т.д. Здесь уместно оценивать активность участия в уроке в плюсах и минусах, накопление которых может в конечном итоге складываться в оценку «5», «4» и т.д. Учитель в уже упомянутом «классном журнале», т.е. блокноте собственных наблюдений, фиксирует все, что влияет на процесс учения ребенка, и то, что он должен знать об ученике:

условия проживания (семья, родственники, соседи, дополнительные внешкольные занятия и т.п.);

психофизиологические особенности организма (темперамент, степень развитости интеллекта, эмоционально-волевой сферы, здоровье и т.п.);

специфику восприятия (лево/правополушарные приоритеты, тип включения анализаторов и т. п.);

степень активности в различных видах деятельности («зритель», «аналитик», «синтезатор», «организатор» и. т.н.);

типичные ошибки по всем разделам русского языка.

Это помогает правильно организовать работу на уроке, а также правильно оценить знания и умения ученика. Оценки по пятибалльной шкале выставляются только по результатам контрольных срезов: диктантов, самостоятельных работ, индивидуальных ответов по заданию, сочинений и изложений (критерии оценок, как правило, опубликованы в программах, в журнале «Начальная школа»).

К основным профессиональным умениям учителя относятся

  •  разработка конспектов уроков,
  •  проведение и анализ их,
  •  регулярная диагностика усвоения учебного материала школьниками.

Критерием оценки профессиональных знаний и умений учителя русского языка считается наличие умений:

  •  устанавливать тип урока в зависимости от темы и этапа ее усвоения;
  •  определять задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные);
  •  организовывать целеполагание учеников;
  •  создавать в начале и в ходе урока мотивацию к учению;
  •  осуществлять целенаправленное повторение пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний;
  •  применять различные способы проверки домашнего задания устного и письменного характера;
  •  пользоваться разными формами проверки качества усвоения теоретического материала в ходе урока;
  •  применять разные методы и мобилизующие приемы изучения нового материала;
  •  подбирать рациональные упражнения для закрепления знаний, умений и навыков и повторения пройденного материала;
  •  умело подводить итоги урока;
  •  задавать домашнее задание;
  •  реализовывать на протяжении всего урока дидактические и специальные методические принципы, в том числе и уровневые;
  •  использовать на уроке адекватные средства обучения (учебный комплекс по русскому языку, наглядные пособия, технические средства обучения);
  •  осуществлять дифференцированный подход к различным по уровню подготовки и продвижения в учении детям.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45442. Расчет системы «Интеллектуальное здание» на базе технологии EIB 315 KB
  Узлы системы Контроллер CONT Система управления светом LIGHT Система управления теплом HET Система управления вентиляцией VENT Система управления дверью DOOR Охранная система SECUR Пожарная система FIRE Сеть оперирует 30 сообщениями которые делятся на различные группы: Спорадические сигналы. Номер сигнала Описания сигнала Размер в битах Задержка в мсек J Период выполнения T мсек Тип сообщения Крайний срок выполнения Dмсек Источник Приемник 1 Сигнал датчика двери 8 01 50 S 20 DOOR CONT 2 Проверка...
45443. Расчет системы «Управление коммунальной системой (вода, газ, электрическая энергия, отключение функций, формирование квитанций и устранение аварий)» на базе технологии LonWorks 267 KB
  Узлы системы Система управления холодной водой CW Система управления горячей водой HW Система управления газом G Система управления электричеством EL Система экономических расчетов EC Ремонтная служба RS Пользователь USER Сеть оперирует 30 сообщениями которые делятся на различные группы: Спорадические сигналы. Номер сигнала Описания сигнала Размер в битах Задержка в мсек J Период выполнения T мсек Тип сообщения Крайний срок выполнения Dмсек Источник Приемник 1 Включение отключение холодной воды 1 01 50...
45444. Классификация систем реального времени. Средства разработки систем РВ. Понятие систем реального времени. Организация систем РВ. Требования к системам реального времени. Общие характеристики систем РВ 148.5 KB
  Классификация реализации систем реального времени СРВ распределенные системы управления с большим количеством контролируемых параметров. Система ориентирована на автоматизированные системы в которых требуется своевременная адекватная реакция на события. Языки СРВ предназначены для создания СРВ ssembler C d спутниковые системы наблюдения. Предназначены для визуализации работы автоматизированной системы или автоматизированного объекта.
45445. Классификация приложений систем РВ. Надежность в СРВ. Проектирование жестких систем реального времени. Архитектуры жестких систем реального времени 118.5 KB
  Проектирование жестких систем реального времени. Архитектуры жестких систем реального времени. Главной особенностью систем реального времени является обеспечение предсказуемости которая позволяет реализовать приложения. В один из моментов времени задача перейдет в состояние не описанного в системе.
45446. Задачи в СРВ. Планирование задач. Общие принципы планирования задач. Алгоритмы планирования периодических задач. Алгоритмы планирования спорадических и апериодических задач Планировщик заданий 156.5 KB
  Планирование задач. Общие принципы планирования задач. Алгоритмы планирования периодических задач. Алгоритмы планирования спорадических и апериодических задач Планировщик заданий.
45447. Моделирование систем РВ Проблема моделирования сетей при случайном доступе. Применение модели реального времени. Модель реального Мира 123.5 KB
  Моделирование СРВ необходимо для того чтобы оценить разрабатываемую систему по времени функционирования и передачи данных. Σt=tреакции человека tнажатия на педаль тормоза tпередачи для обработки сигнала уз. 1 tпередачи сигнала от уз. механизма t1 время передачи информации от основного контроллера к сетевому t2 время передачи данных сетевым контроллером на шину t3 разброс передачи сообщения в сети возникает в следствии того что используется один сетевой канал t4 время приема данных с шины на сетевой контроллер t5 время...
45448. Алгоритм оценки систем реального времени. Оптимизация системы реального времени 92 KB
  Оптимизация системы реального времени. Алгоритм оценки позволяет определить работоспособность системы в условиях модельного объекта. Работоспособность определяется по характеристикам устойчивости системы в заданных режимах функционирования. Основные характеристики для распределенной системы: скорость передачи информации и дополнительные данные включая накладные расходы рассматриваемого протокола.
45449. Операционные системы реального времени. Применение. Особенности. Архитектуры операционных систем реального времени. Особенности функционирования ОС РВ. Достоинства и недостатки операционных систем реального времени 399.5 KB
  Каждая из архитектур позволяет обеспечивать функционирование задач в режиме реального времени.23: задачи интерфейс прикладных программ И. Достоинства: простота создания простота управления задачами. Недостатки: отсутствие гибкости в системе и возможности управления задачами в процессе функционирования систем; при зацикливании одного из блоков система блокируется и перестает функционировать.
45450. Синхронизация в системах реального времени. Принципы разделения ресурсов в СРВ. «Смертельный захват» «Гонки» «Инверсия приоритетов». Технология разработки собственной ОС РВ 69.5 KB
  Логическая последовательность исполнения Обеспечение доступа к общим ресурсам Обеспечение синхронизации с внешними событиями Обеспечение синхронизации по времени Связность задач. Обеспечение доступа к общим ресурсам. Реализация синхронизации необходима для обеспечения доступа к тем ресурсам которые являются разделяемыми ресурсами в системе т. Возникают коллизии связанные с получением доступа.