5618

Качество промышленной продукции

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Качество промышленной продукции 1. Качество промышленной продукции и ее показатели Рыночная экономика предполагает товарный обмен и стоимостную форму учета затрат труда. Соответственно продукт промышленной фирмы выступает в товарной форме, имеющей п...

Русский

2012-12-16

140.5 KB

85 чел.

Качество промышленной продукции

1. Качество промышленной продукции и ее показатели

Рыночная экономика предполагает товарный обмен и стоимостную форму учета затрат труда. Соответственно продукт промышленной фирмы выступает в товарной форме, имеющей потребительную стоимость и стоимость. Затраты производителя признаются лишь в той степени, в которой товар удовлетворяет потребности покупателя, а потребительские свойства изделия в значительной степени определяют его .цену.

Потребительная стоимость находит свое выражение в категориях качества и количества реализуемой на рынке продукции.

В человеческой практике существовали различные понятия качества, и хотя были неполны и неточны, они в каждом случае отвечали конкретным потребностям общества.

В 1986 г. Международной организацией по стандартизации ИСО были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. В 1994 г. терминология была утрачена. Стандартизовано следующее определение качества.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Если расположить термины по общности понятий о качестве, то получим ряд: «характеристики» — «свойства» — «качество».

Характеристика — это взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается в технике, как правило, функционально, а не единичным показателем (например, вольт-амперная характеристика, характеристика дифференциального уравнения). В экономике, например, дается ценовая характеристика конкретного товара и т. п.

«Свойство», как и «качество», — категория философская и выражает такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.

Отношения между потребителями и производителями продукции по поводу ее полезных составляющих свойств в конечном итоге в условиях рынка свободной конкуренции проявляются через цену.

Исследования последних лет показывают, что успех продвижения товара на рынке определяется главным образом уровнем его качества. Понимаемый как все более полное соответствие технико-экономических параметров выпускаемой фирмой продукции постоянно изменяющимся требованиям рынка, уровень качества выступает ориентиром, достижение которого должно обеспечить повышение эффективности деятельности товаропроизводителя. Для оценки уровня качества необходимо сопоставлять определенные параметры изделий, имеющие некоторые количественные оценки.

Роль количественных характеристик свойств изделий, рассматриваемый применительно к существующим либо перспективным потребностям в них, выполняют показатели качества.

Система показателей оценки уровня качества включает в себя:

а) единичные показатели качества, характеризующие определенное свойство изделия (производительность, удельное содержание полезного вещества и т. д.);

б) комплексные показатели качества, характеризующие группу свойств изделия по сравнению с эталоном (сорта, марки, классы), либо некоторую совокупность свойств изделия в единстве с затратами по его производству и эксплуатации (стоимость уборки 1 кг хлебной массы комбайном и др.);

в) обобщающие показатели качества, характеризующие уровень качества всего объема выпускаемой продукции (удельный вес спиртов высшей очистки в объеме спиртов, выпускаемых заводом, и т. д.).

Единичные показатели качества продукции объединяются в следующие группы:

1) показатели назначения — технико-экономические (производительность, мощность, точность работы и другие, характеризующие приспособленность продукции для использования по назначению и обуславливающие область ее применения);

2) показатели надежности и долговечности. Надежность— это свойство изделия выполнять свои функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Надежность изделия характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью, долговечностью.

Долговечность — это свойство изделия длительно (с возможным перерывом на ремонт) сохранять работоспособность до установленного предельного состояния, которое устанавливается в зависимости от условий обеспечения безопасности и экономической целесообразности. Показатели долговечности — технический ресурс (суммарная наработка изделия за период эксплуатации) и срока службы;

3) показатели технологичности характеризуют изделие как объект изготовления и эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.);

4) эстетические показатели характеризуют внешний вид изделия  (оригинальность, гармоничность и др.);

5) эргономические показатели качества характеризуют изделие как элемент системы «человек — изделие — среда», т. е. характеризуют соответствие изделия антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека;

6) показатели стандартизации и унификации не характеризуют собственно качество изделия. Они показывают степень использования стандартизированных и унифицированных узлов, деталей. Косвенно дают информацию о затратах по эксплуатации изделия, возможности повторного использования узлов и деталей данного изделия;

7) показатели патентно-правовой защиты отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия. Также не характеризуют качество продукции в полном Смысле слова, но свидетельствуют о технической новизне изделия;

8) экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности (себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена потребления).

Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления которая складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за весь срок его службы у покупателя.

Комплексные показатели используются в различных звеньях управления фирмой при экономическом обеспечении мероприятий по улучшению качества продукции, оценке конкурентоспособности собственных и чужих изделий.

В качестве примера можно привести корректировку цены электрических машин (при сравнении собственной цены с ценой конкурентов) по формуле Бериме:

,

где Ц0, m0, — соответственно цена и затраты на создание единицы мощности электрической машины по конкретному изделию;

Ц1, M1 — цена и затраты на создание единицы мощности электрической машины, принятой за базу расчета;

П — показатель степени (0,5—0,7).

Обобщающие показатели качества используются на уровне национальных экономик, расчетов. В качестве таковых используют удельный вес конкурентоспособной продукции в общем объеме промышленной продукции в стране; процент наименований изделий от их общего числа, соответствующих требованиям стандартов ЕЭС, США, другим международным либо признаваемым в тех или иных странах стандартам. На основе показателей качества продукции осуществляется сравнение их значений по отдельным изделиям и их совокупностям с эталонными (базовыми) значениями. Т. е. осуществляется оценка уровня качества продукции по одной из приводимых формул:

,  (1)

либо

,  (2)

где УК  - уровень качества изделия; ,

ПФ, ПЭ — фактическое и эталонное значение показателя качества продукции.

Формулой (1) пользуются при оценке полезных свойств желаемых (планируемых) свойств изделия, а формулой (2) — при оценке вредных, избыточных свойств (нежелаемых состояний) изделия. Помимо показателей качества продукции, используются показатели качества труда, непосредственно не отражающие качество изделий в экономическом понимании этой категории, но характеризующие уровень их изготовления в сравнении с требованиями зафиксированными в нормативно-технической документации. Такими показателями служат: процент выявления в заводских условиях бракованных изделий, процент изделий с производственными дефектами, выявленными в процессе эксплуатации изделий, и др.

Все рассмотренные показатели являются важными элементами в системах управления качеством продукции, призванных обеспечить соответствие параметров изделий динамике потребностей рынка.

2. Системы управления качеством продукции

Управление качеством продукции — это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:

  1.  законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;
  2.  государственную систему стандартизации;
  3.  государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;
  4.  государственную статотчетность предприятий по качеству продукции;
  5.  заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

Правовое обеспечение управления качеством продукции Российской Федерации в настоящее время находится в процессе формирования и призвано обеспечить условия наилучшего взаимодействия производителей и потребителей продукции в рыночных условиях по вопросам качества реализуемых товаров.

Юридической формой определения качественных характеристик продукции является нормативно-техническая документация, предусмотренная Государственной системой стандартизации, устанавливающей единую систему связанных между собой нормативно-технических документов с единым порядком учета разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации и пересмотра.

В соответствии с действующей в настоящее время системой стандартизации, требования к качеству продукции определяются в зависимости от характера продукции, ее значения и сферы применения стандартами нескольких категорий.

Кроме того, качество отдельных видов продукции может определяться образцами (эталонами), утвержденными в соответствии со стандартами либо согласованными сторонами по договору.

Юридическое значение стандартов, технических условий, образцов заключается в том, что они обязательны к применению всеми предприятиями-изготовителями и потребителями продукции, на которую распространяется действие данного нормативно-технического документа.

В Российской Федерации осуществляется внедрение системы международных стандартов, составляющих эту серию, отработаны наиболее важные и нашедшие всеобщее применение в условиях рынка положения, регулирующие функционирование системы управления качеством продукции. Фактически эти стандарты регулируют весь комплекс отношений между производителями и потребителями продукции. При этом государство выступает третьей стороной, обеспечивающей наиболее благоприятные условия реализации взаимоотношений производителей и потребителей продукции по поводу ее качества.

Стандарты ИСО серии 9000 включают:

ИСО 9000 «Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения»;

ИСО 9001 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже (установке) и обслуживании»;

ИСО 9002 «Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)»;

ИСО 9003 «Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции»;

ИСО 9004 «Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления».

Три международных стандарта ИСО (9001, 9002, 9003) содержат соответственно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.

Ранее разработанный международный стандарт ИСО 8402 «Словарь терминов» является базой для трех указанных стандартов, что создает основу взаимопонимания и исключает субъективизм при их толковании.

ИСО 9000 показывает особенности введения в действие системы управления между различными понятиями качества и определяет правила применения моделей обеспечения качества продукции.

ИСО 9004 содержит описание элементов систем качества, на которые есть ссылки в ИСО 9000 и других стандартах серии.

Внедрение стандартов серии ИСО 9000 осуществляется в последовательности, отражающей наличие объективных условий к их применению. В настоящее время в качестве государственных утверждены из этой серии ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ГОСТ 40.9002-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже», ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Концепция, заложенная в этих стандартах, предполагает, что предприятие постоянно стремится к обеспечению уровня качества, соответствующего требованиям рынка.

Значительная монополизация российской экономики и отсутствие действенных антимонопольных мер фактически исключает свободную конкуренцию на рынке, с другой стороны, предприятия промышленности не располагают средствами для совершенствования выпускаемой продукции. Эти обстоятельства и сохраняющиеся высокие темпы инфляции лишают в настоящее время товаропроизводителей Российской Федерации возможности повышения качества продукции, а монополистов — побудительных мотивов к внедрению новых, высокоэффективных изделий. Стандарты серии ИСО 9000 остаются часто невостребованными.

Эффективное управление качеством продукции предполагает развитый рынок, развитую систему прямой и обратной связи между производителями и потребителями продукции. Построение систем управления качеством базируется на определенных принципах. Наиболее распространенным является принцип Тейлора, который в условиях Российской Федерации продолжает иметь всеобщий характер, будучи распространенным на уровень государственного управления качеством продукции.

Основой этого принципа является нормирование — установление требований к качеству продукции и контроль за выполнением установленных норм. Реализация принципа Тейлора на уровне предприятия основывается на установлении производственных норм руководством предприятия для его работников.

В практике деятельности передовых фирм все большее распространение получает концепция японского специалиста, доктора К. Исикава. Основным положением этой концепции является переход от чисто допускового управления к управлению по отклонению от номинала. Реализуется это положение при помощи функции потери качества, позволяющей отклонение от номинала представлять в денежном эквиваленте. Функция потери качества чаще всего имеет квадратичную зависимость стоимостной оценки от величины отклонения показателя качества (принятого для оценки) номинальной величины. На ее основе по результатам статистического контроля качества рассчитывается количественная оценка работы исполнителя. Директивные задания руководства при этом переходе заменяются гибкой связью результатов деятельности с размером ожидаемого вознаграждения.

Другим важнейшим принципом управления качеством продукции является наличие собственной программы управления.

Такими программами выступают бизнес-планы предприятий в части проектирования новых либо модернизации выпускаемых изделий, задания государственных заказов в части, касающейся повышения качества продукции. Элементами программы по повышению качества продукции являются компоненты технической документации, стандарты, эталонные изделия.

Следующим принципом, учитываемым при построении систем управления качеством продукции, является необходимость учета неустойчивого характера объекта управления. Это вызывает необходимость сбора и обработки огромного массива информации от сферы фундаментальных и прикладных исследований до деятельности основных конкурентов в областях, связанных с качеством выпускаемой предприятием продукции, изучением эффективности использования продукции у потребителей и т. д.

Необходимо также стремиться к обеспечению постоянного сравнения состояния качества изделий как управляемого объекта с заданной программой на этапах проектирования, производства, эксплуатации путем проведения испытаний, сопоставления данных о фактическом и запланированном уровне качества.

Наблюдение за реализацией стратегии управления и в случае отклонений принятие мер для их предупреждения обеспечиваются использованием принципа обратной связи. При управлении качеством продукции этот принцип реализуется на основе изучения потребностей рынка, осуществления проверок продукции на соответствие нормативно-технической документации.

Рассматривая качество продукции в виде системы, следует отметить ее иерархическую структуру, каждый из элементов которой по ступеням иерархии является средством достижения цели элемента «подсистемы» более высокого уровня. Например, растет совокупность основных потребительских свойств продукции до уровня измеряемых, нормируемых и контролируемых показателей, что дает возможность воздействовать на отдельное свойство.

Признаком целостности качества продукции как системы является то, что качество продукции представляет собой совокупность целого ряда свойств, связанных между собой и с разных сторон характеризующих изделие. Сравниваемые свойства и их значимость для всех изделий определенной партии (серии) являются в каждый данный момент времени одним и тем же. Отсутствие у какого-либо экземпляра одного или нескольких свойств приводит к снижению его общей полезности.

Учет системного характера качества изделий и последовательное соблюдение принципов построения систем управления качеством промышленной продукции позволяют создать в практике хозяйствования соответствующие эффективные системы.

Такие системы могут иметь международный характер, создаваться на государственном и фирменном уровнях.

Примерами попыток сформировать системы управления качеством продукции на уровне отдельных предприятий могут быть: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); Краснодарская комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП); Днепропетровская комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием всех видов ресурсов (КС УКП и ЭЙР). На государственном уровне в конце 70-х годов началось формирование Единой государственной системы управления качеством продукции (ЕГСУКП). Эта система предусматривала согласованную работу всех звеньев ЕГСУКП в направлении создания и освоения новых видов продукции улучшенных свойств, повышения конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, своевременную замену или модернизацию устаревшей продукции.

В качестве основных звеньев ЕГСУКП рассматривались системы управления качеством продукции отдельных промышленных предприятий. Интегральными подразделениями ЕГСУКП считались отраслевые или республиканские системы.

В силу своего административного характера указанные системы были малоэффективны. Следствием этого явилось то, что большинство выпускаемой в стране продукции не удовлетворяет требованиям внешнего рынка и уступает не только лучшим зарубежным аналогам, но и посредственным их видам по производительности и надежности, энергопотреблению, дизайну, по соответствию нормам безопасности и охраны окружающей среды.

Создавшееся положение требует радикальных мер в области повышения качества продукции, прорыва на мировой уровень. Сложность решения данной проблемы связана с отсутствием инвестиционных ресурсов у предприятий и российского государства в целом, нестабильностью национальной экономики, неразвитостью законодательной базы производственно-хозяйственной деятельности. В настоящее время в промышленности разработана и внедрена программа «Тотальное обеспечение качества» (ТОК). Последняя основана на пяти принципах:

отказ от идеи «приемлемый уровень качества»;

создание условий, когда каждый отвечает за качество своей работы;

переход от констатации брака к его предупреждению;

использование простых средств контроля;

разработка и внедрение удобных автоматических средств контроля.

Качество должно быть «видимым», «измеряемым» и контролироваться на каждом этапе производства — от конструирования до отгрузки и установки готового изделия на месте — вот основа философии ТОК. Качество изделия обеспечивается качеством концепции изделия, качеством работы и качеством обслуживания его в эксплуатации.

3. Основы технологии прорыва на мировой уровень в качестве продукции

В условиях усиления процессов интеграции в мировой хозяйственной системе и сопровождающей их конкуренции выход на мировой рынок с промышленной продукцией является не столько вопросом престижа, сколько выживания национальной экономики. Прорыв на мировой рынок означает разрыв постепенности, качественный скачок в развитии. Для обеспечения прорыва на мировой уровень в качестве продукции необходимо, прежде всего, найти приоритеты своего развития и сосредоточить усилия в этом направлении.

В качестве примера можно привести Южную Корею, где была разработана стратегия технологического прорыва на мировой рынок, в основе которой пять направлений развития науки и техники. Сегодня Южная Корея — десятая страна в мире по объему экспорта, ее валовой национальный продукт превышает 450 млрд. долларов.

Начальная «брешь» прорыва невелика. Затем прорыв распространяется, вовлекая все больше людей, предприятий. Его центр имеет пространственные и временные характеристики и по принципу резонанса охватывает различные сферы.

Во время прорыва возрастает альтернативность развития.

Прорыв нарушает устойчивость движения, включая многовариантность. На разных его этапах тот или иной вариант становится единственным. Прорыв нарушает устойчивость движения и включает несколько возможных вариантов будущего развития.

При прорыве «общей темы» движение экономики ускоряется, сокращается длительность экономических циклов развития (в странах с рыночной экономикой). Повышается эффективность производства, растет благосостояние страны.

Прорыв проходит в своем развитии ряд этапов и завершается переходом объекта в новое качество.

Основные этапы прорыва — это накопление, развертывание, стабилизация. Стабилизация прорыва происходит постепенно, новое качество, достигнутое объектом, адаптируется к окружающей среде, и начинается путь эволюционного совершенствования.

Идеи прорыва могут реализовываться в разных формах. Например, Ассоциация «АКАНТИ», объединяющая большое количество членов, располагает научной базой, квалифицированными кадрами, информационным центром, опытной и производственными базами, финансовыми возможностями. Дирекция Ассоциации предоставляет начальный капитал, помощь в технико-экономическом обосновании проектов и экономических консультациях, а также оборудование и производственные площади представителям малого бизнеса. В результате осуществляются поиск и апробация перспективных разработок, которые могут быть использованы на головном предприятии Ассоциации, позволяя сохранить заводу конкурентоспособность и диверсифицировать производство с целью захвата новых ниш на рынке. Если малое предприятие, получившее помощь в результате новаций, начинает быстро развиваться, Ассоциация вкладывает в него дополнительные средства, участвуя в распределении прибыли. Базовыми принципами прорыва являются:

убеждение, что прорыв нужен и необходим;

работа, направленная на прорыв в качестве продукции, должна являться составной частью стратегии предприятия;

в качестве целевых ориентиров должны быть принципиально новые изделия и технологии;

необходимость постоянной проработки рынка с целью оценки возможных стратегических решений;

партнерские взаимоотношения с поставщиками сырья, металлов, комплектующих изделий;

непрерывность процесса обучения и повышения квалификации работников фирм, особенно руководящего состава;

системы закрепленных нормативными документами либо взаимными соглашениями отношений каждого работника со своими потребителями как в своем подразделении, так и вне его;

уважение личности каждого работника, доверие к нему и доведение до него максимума информации о деятельности предприятия;

вовлечение всех работающих на предприятии в «стратегию прорыва»;

выявление, формирование и использование команд прорыва;

формирование условий, обеспечивающих приверженность работников предприятия стратегии прорыва;

эффективная мотивирующая организация труда;

повышение культурного уровня работников предприятия;

стратегическая гибкость в работе;

холистический подход к оценке работников (образ мышления руководителей, при котором потребности работников стоят на первом месте среди всех приоритетов предприятия);

наличие финансовых ресурсов.

Прорывы могут осуществляться на интенсивных и экстенсивных нововведениях.

Интенсивное нововведение основывается на новшестве, реализация которого обеспечит удовлетворение потребностей рынка таким образом, когда конечные результаты растут быстрее затрат, т. е. суммарная кратность факторов, участвующих в инновационном процессе, превысит затраты на поддержание этого процесса.

Нововведения, носящие качественный характер, классифицируются с определенной степенью условности на пять групп.

Первая группа — «адаптивные качественные изменения», примерами которых являются замены вспомогательных средств и инструментов, машин, с помощью которых приспосабливаются к свойствам сырья, конструкции изделия, к квалификации работников. Применительно к изделиям эти нововведения представляют собой несущественные изменения их параметров.

Вторая группа — «вариантные качественные изменения». Целью вариантных качественных изменений является определенное усовершенствование отдельных свойств первичных элементов.

Третья группа — «качественные нововведения нового поколения». Основным признаком нового поколения является усовершенствование всех полезных свойств первичного элемента, но при этом не меняется его первоначальная концепция и принцип действия.

Четвертая группа — «видовые качественные изменения». Изменения этой группы, в отличие от изменений 3-й группы, затрагивают концепцию, на которой основано функционирование первичных элементов. Незатронутым остается лишь исходный принцип.

Пятая группа — «принципиальные качественные изменения». Изменение, которое, в отличие от 4-й группы, отвергает исходный принцип, на котором были основаны первоначальные первичные элементы производственных систем и отношений между ними, — принципиальное, революционное нововведение. Решение первичного элемента является принципиально новым. Подобные элементарные изменения сопровождаются возникновением нового рода (семейства) первичных элементов. Их появление приводит к возникновению новых отраслей производства и является сердцевиной научно-технической революции.

Прорыв на мировой уровень в условиях России возможен в некоторых областях военного производства, где накоплен значительный научно-технический и производственный потенциал. Так, по данным американских источников, из 12-ти важнейших военных технологий в 3-х Россия превосходит США, а еще в 4-х находится на одном уровне. В перспективе, по оценкам специалистов Фонда Горбачева, возможен прорыв в области нефтедобычи и нефтепереработки, газодобычи и газопереработки, в химической промышленности, горнодобывающей промышленности, черной и цветной металлургии, отдельных отраслях машиностроительного комплекса. Но прорыв возможен при успехе действительно радикальных экономических реформ, открывающих путь рыночным отношениям с их мощными стимулами повышения эффективности производства.

4. Маркетинг в решении проблем качества промышленной продукции

Деятельность предприятий в условиях рынка требует принятия управленческих решений исходя из анализа рыночной ситуации, тенденций ее изменения, с учетом обратной связи. Причем основной задачей предприятия в условиях конкурентной борьбы становится обеспечение требуемого качества продукции и предоставляемых услуг. Для ее решения фирме необходимо контролировать технические, организационные и социальные факторы, влияющие на качество продукции и услуг. Управление должно быть направлено на выявление, сокращение, предупреждение выпуска продукции, качество которой не соответствует требованиям рынка либо уступает товарам основных конкурентов.

При этом система общего руководства качеством должна быть нацелена на достижение требуемого уровня качества при минимальных затратах. Потребитель же продукции должен быть уверен в возможностях предприятия поставлять продукцию или услуги требуемого уровня качества и стабильно поддерживать его.

Стратегия маркетинга фирмы направлена на то, чтобы соответствующим образом приспособить всю деятельность фирмы к быстро меняющимся внешним факторам. В основе стратегии маркетинга лежат следующие положения: сегментация рынка, выбор методов и средств маркетинга, выбор времени выхода на рынок.

Сегментация спроса основана на применении разных критериев деления потребителей на группы, предъявляющие разный по качеству и объему спрос на товары.

Выбор целевых рынков должен предоставить фирме возможности для достижения поставленной ею цели. При этом рынок должен быть достаточно емким, предоставлять возможности для роста, не быть объектом коммерческой деятельности конкурирующих фирм, характеризоваться некоторыми неудовлетворенными потребностями, которые данная фирма может удовлетворять.

Выбор метода выхода на рынок состоит в решении вопросов приобретения акций других фирм, расширении собственного производства, долевом сотрудничестве с другими фирмами.

Выбор метода и средств маркетинга предполагает определение спроса выхода фирмы на конкретный сегмент рынка. На покупателя воздействуют факторы, связанные не только с самим товаром, но и местом продажи, способами продвижения товара на рынок и ценой.

Если фирма может влиять на качество товара и его цену, тогда возможны комбинации: низкое качество и низкая цена; низкое качество и средняя цена; среднее качество и средняя цена; высокое качество и высокая цена и т. д.

Своевременность и качество управленческого решения определяются наличием необходимой информации. Поэтому направленная, многообразная деятельность по сбору и обработке информации позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, способствуя обеспечению лидирующих позиций на рынке.

Таким образом, управление качеством начинается и заканчивается маркетингом.

Примером успешного опыта применения маркетинга в отечественных условиях может служить АО «Пальмира». В этом акционерном обществе внедрена система управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000. По мнению специалистов АО, маркетинг для компании — это система организации и управления всеми сторонами деловой активности предприятия, а все технические, коммерческие и сбытовые мероприятия всегда рассматриваются в комплексе.

Производственная политика формируется преимущественно на основе изучения потенциального покупателя и воплощается в реальную действительность с помощью системы маркетинга.

Первое направление — внутренний маркетинг, для которого основополагающим является конъюнктурное исследование рынка.

Воплощение результатов конъюнктурных исследований в готовый продукт осуществляется через комплекс целевых программ, охватывающих все этапы жизненного цикла изделия.

Второе направление системы — внешний маркетинг. АО «Пальмира» подыскивает партнеров для поставки полуфабрикатов с последующей их расфасовкой и реализацией под именем фирмы, владеющей упаковкой, идет по пути выработки совместных продуктов.

5. Организация контроля качества продукции на предприятии (фирме)

На предприятии контрольные операции выполняются различными службами, цехами и отделами.

Контроль за правильным использованием стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации в процессе подготовки производства осуществляет служба нормоконтроля. Кроме того, качество технической документации контролируется непосредственными исполнителями и руководителями всех уровней. Контроль качества в процессе изготовления продукции осуществляет отдел технического контроля (ОТК), а также исполнители и руководители производственных подразделений.

Для обеспечения профилактического характера контроля, предотвращающего появление брака, проводится контроль стабильности технических процессов, входной контроль качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Контрольные операции являются частью производственного процесса. Они разрабатываются одновременно с технологическими процессами соответствующими службами при участии отдела технического контроля либо по согласованию с ним.

В процессе контроля качества продукция делится на годную и дефектную. Годная продукция удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации, дефектная имеет явный или скрытый дефект. Дефект называется устранимым, если его ликвидация технически возможна и экономически целесообразна. В противном случае дефект неустраним. Если все дефекты устранимы, то брак является исправимым, если нет — он неисправим.

Качество готовых изделий контролируется по результатам испытаний. Опытный образец (опытная партия) изготавливается и испытывается для проверки соответствия проектируемого изделия требованиям технического задания.

Готовность к серийному или массовому производству продукции определяется по результатам изготовления и испытания головной (контрольной) серии изделий.

В установившемся серийном или массовом производстве производят типовые, периодические и приемо-сдаточные испытания.

Типовые испытания проводят после внесения конструкторских или технологических изменений.

Периодические испытания устанавливают стабильность качества изделий и их соответствие стандартам и конструкторской документации.

Приемо-сдаточное испытание изделия проводят при приемосдаточном контроле готовой продукции с целью обнаружения неисправностей.

При проведении контроля качества продукции чаще всего используют статистические методы контроля.

Одноступенчатый контроль позволяет делать заключение о качестве продукции по одной выборке. Двухступенчатый контроль предполагает принятие решений о качестве продукции по результатам не более двух выборок, причем отбор второй выборки зависит от результатов проверки первой выборки.

Последовательный контроль не определяет заранее количества изделий, по которым будет сделан вывод о качестве продукции. Среднее число проверяемых изделий с ростом числа ступеней убывает.

Статистический приемочный контроль используется в условиях устойчивых технологических процессов в массовом и крупносерийном производстве. По сравнению со сплошным контролем он сопровождает количество контролируемых объектов, однако трудоемкость каждой контрольной операции возрастает из-за использования измерительной аппаратуры, определяющей значение контролируемых параметров.

Методы статистического регулирования технологических процессов позволяют контролировать один из параметров качества одной из операций технологического процесса. Автоматизация контроля, применение ЭВМ для анализа контролируемых параметров технологических процессов позволяют перейти к автоматизированным системам управления технологическим процессом.

Совершенствование существующих и создание новых систем управления качеством технологических процессов идет по двум основным направлениям:

  1.  разработка новых методов выполнения контрольных операций и автоматизация контроля;
  2.  создание гибких автоматизированных систем обеспечения качества (АСОК).

6. Качество продукции и ее сертификация

Качество продукции в настоящее время заняло ключевое место в торгово-экономической, предпринимательской и даже политической деятельности современного мира. Правительства многих стран считают, что неотъемлемым элементом взаимовыгодной международной торговли и экономического сотрудничества является сертификация продукции.

Сертификация за рубежом имеет многолетнюю практику.

Своим происхождением и становлением сертификация обязана объединению фирм-потребителей одинаковой продукции в целях совместного контроля за качеством продукции поставщиков. Получая поддержку разных органов власти, от муниципальных до национальных, подобные объединения сформировали специальные центры по контролю за качеством продукции.

Если основу организационно-экономического механизма управления качеством продукции составляет стандартизация, выполняющая функцию нормативного обеспечения, то сертификация является оценкой, подтверждающей с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, технических условий. Удовлетворение соответствием оформляет третья сторона — испытательная лаборатория, сертификационный центр — орган, не зависящий ни от поставщиков (первая сторона), ни от покупателей (вторая сторона). Для предоставления права испытательным центрам (лабораториям) проводить сертификацию соответствия используется процедура аккредитации, результатом которой является документ—свидетельство, подтверждающее официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Сертификация представляет собой систему, располагающую собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Сертификация продукции — это деятельность по поддержанию соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

• создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Организацию и проведение работ по обязательной сертификации возлагают на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, они могут быть возложены на другие государственные органы управления Российской Федерации.

К началу 1998 г. в системе сертификации ГОСТ было аккредитовано более 300 органов по сертификации и около 1000 испытательных лабораторий и центров, как отечественных, так и зарубежных.

Участниками обязательной сертификации являются Госстандарт России, иные государственные органы управления Российской Федерации, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции. Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений (союзов) и организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления.

По продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, по инициативе юридических лиц и граждан может проводиться добровольная сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Орган по добровольной сертификации устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, в том числе порядок их оплаты.

При обязательной и добровольной сертификации применяют «Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации», принятые Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 5.097 г.

В результате деятельности по сертификации возникает сертификат соответствия — документ, созданный согласно правилам системы сертификации и гарантирующий уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга отвечает конкретному стандарту или другому нормативному документу. На сертифицированную продукцию наносится знак соответствия.

Сертификат соответствия выдается предприятию-изготовителю Госстандартом максимум на 3 года. Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в условиях рынка финансовое положение предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции. Сделав основную ставку на качество продукции и систему качества, они добились значительных успехов. Не случайно их предприятия (например, Саратовский завод резервуарных конструкций, АО «Орлэкс» и др.) получили международный сертификат Ллойда. Это оказало существенное содействие продвижению продукции этих предприятий на внешний рынок и получению значительной экономической выгоды.

Для организации и проведения работ по сертификации продукции, работ и услуг и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации Госстандартом РФ принято Постановление № 11 от 17.03.98 г. «Об утверждении Положения о Системе сертификации ГОСТ Р». В системе ГОСТ Р предусматривается сертификация отечественной и импортируемой продукции по единым правилам.

В настоящее время в мире действует несколько международных систем сертификации. Например, в рамках Международной электротехнической комиссии (МЭК) действуют две системы: Международная система сертификации изделий электронной техники и Международная система сертификации электробытовых приборов и машин.

Присвоение знака соответствия предусматривается не всеми системами. Единый национальный знак соответствия стандартам отсутствует.

В США руководство вопросами метрологии, стандартизации, качества, надёжности осуществляет Национальное бюро стандартов. Главным стимулом сертификации в стране являются экономические факторы, требования по безопасности и экономии, а также условия свободного рынка.

Номенклатура сертифицируемой в США продукции (услуг) включает:

сельскохозяйственную и пищевую продукцию;

потребительскую продукцию (бытовая электроаппаратура, одежда, предметы интерьера);

строительную продукцию;

радиотехническую продукцию и средства связи;

медицинскую продукцию (лекарства, медицинская техника, медицинские лаборатории);

горнодобывающее, буровое и промышленное оборудование;

транспортную продукцию;

продукцию, изготовляемую по государственным заказам;

• испытания, измерения и лабораторные исследования.

Особенности государственных программ сертификации продукции и услуг в США следующие:

  1.  целями и стимулами сертификации, наряду с безопасностью, охраной здоровья и экологией, являются ресурсосбережение, надежность, конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
  2.  сертификация в США охватывает широкую номенклатуру продукции и услуг, причем значительная часть их подлежит обязательной сертификации;
  3.  руководство сертификацией в США осуществляют министерства и ведомства, управляющие отраслями народного хозяйства. В условиях полной самостоятельности производителей одной из главных функций министерств является государственный контроль качества;
  4.  важнейшим фактором контроля качества является широчайшая программа аккредитации испытательных лабораторий, к которым, кроме существующих на промышленных предприятиях, относятся все медицинские и прочие контрольные лаборатории.

Во Франции сертификационные испытания проводят около 1000 лабораторий. Обязательные и коммерческие испытания проводятся четырьмя основными категориями лабораторий:

государственными;

общественными или частично общественными (принадлежат государству или контролируются им);

частными лабораториями;

лабораториями частных фирм.

Наряду со знаками соответствия определенным требованиям к продукции здесь существует единый национальный знак соответствия французским национальным стандартам, который присваивается французской ассоциацией по стандартизации.

В Германии необходимость систем сертификационных испытаний и аккредитования испытательных центров определяется на основе законоположений федерального правительства и правительств земель с учетом требований безопасности продукции, охраны здоровья, защиты окружающей среды, военного ведомства и защиты интересов потребителей. Наряду с обязательными существуют добровольные системы сертификации. Под эгидой Института стандартизации действует комитет по гарантии качества и маркировки потребительских союзов, торговых и промышленных фирм. Каждой группе товара комитет присваивает соответствующий знак качества.

В Японии промышленные и торговые фирмы не имеют права производить и продавать товары, не соответствующие национальным стандартам. Хотя японские промышленные стандарты и системы сертификации соответствия являются добровольными, присвоение изделиям знака качества контролируется законом. Испытательные лаборатории имеют статусы: специальный юридический орган, Государственная компания общественного обслуживания, акционерное общество. Большинство лабораторий относится ко второй категории правового статуса.

Согласно постановлению правительства, изготовитель, желающий маркировать свою продукцию знаком соответствия стандарту, должен выполнить два обязательных условия:

  1.  продукция должна соответствовать определенному японскому стандарту;
  2.  на предприятиях должна быть внедрена система стандартизации и контроля качества, удовлетворяющая правительственным требованиям.

Система контроля качества на предприятии-изготовителе обязательно должна включать в себя следующие элементы: контроль соответствия фирменным стандартам, контроль качества производственных процессов, изделий и материалов, технологии производства, а также контроль качества на предприятиях-поставщиках, анализ рекламаций и принятие мер по его результатам.

Не все японские стандарты включаются в систему сертификации. Министерства отбирают лишь те виды продукции, сертификация которых будет способствовать расширению сферы их применения, рационализации производства, распределения и потребления, а также достижению целей государственной политики в области безопасности, охраны окружающей среды и экономии энергии. Начиная с 1980 г. Япония допускает участие иностранных фирм в своей системе стандартизации.

Преимущество сертификации заключается в том, что сфера ее приложения не ограничивается отдельным этапом жизненного цикла продукции, влияющим на качество изготовления, а охватывает все факторы, воздействующие на качество. В том числе она сопровождается упорядочением взаимоотношений изготовителей и потребителей, образуя устойчивые прямые и обратные связи. Предполагает она и более взыскательный подход к составу и уровню требований стандартов как основы оценки качества, соответствия цены сертифицированной продукции ее качеству и затраченному на ее производство труду.

7. Опыт управления качеством продукции за рубежом

В руководстве ведущих западных компаний все большее распространение получает взгляд на качество продукции как основного условия обеспечения успеха на рынке. По мнению ряда американских специалистов, за счет этого фактора обеспечивается примерно 80 % успеха фирмы, функционирующей в сфере промышленного производства.

В начале 80-х годов американские компании, терявшие завоеванные позиции на мировом рынке в конкурентной борьбе с компаниями Японии и Западной Европы, предприняли меры в направлении повышения качества продукции. Среди таких мер были: внедрение кружков качества, статистических методов контроля, переход от выходного контроля к преимущественно контролю техпроцессов, пересмотр организационных структур, внедрение программ стимулирования качества труда, внедрение робототехники и автоматизированных методов контроля и испытаний и др.

В сочетании с методами макрорегулирования экономики (рейганомика) эти меры позволили американским корпорациям значительно усилить свои позиции на мировом рынке.

Однако изменить ситуацию в целом не удалось. По мнению ведущего американского ученого по вопросам управления качеством Д. Джураи, в большинстве своем американские фирмы не добились существенного выигрыша в конкурентной борьбе. Чтобы это произошло, необходимо ускорение темпов процессов улучшения качества как минимум в 10 раз. Требуются годы для организации постоянного и действующего механизма улучшения качества. Отсутствие подобного механизма, по мнению ученого, является главной причиной поражения американских фирм в конкурентной борьбе с ведущими компаниями Японии.

Американские специалисты и ученые считают, что сегодня понятие «улучшение качества» должно использоваться не столько в отношении продукции и производственно-технических процессов, сколько применительно к любой сфере деятельности, ибо качество продукции — это следствие качественного выполнения всех видов работ, качество — «измеритель полезности, результата любого труда», который может и должен быть улучшен, а одна из главных обязанностей каждого руководителя — обеспечение качества результатов деятельности его подразделения.

Внутри фирм для выработки стратегии улучшения качества продукции назначается ответственное лицо, и под его началом создается руководящий комитет, состоящий из высших управляющих. Процедура его деятельности начинается с установления «основных правил отличной работы». Одна из главных задач на этом этапе — разработка критериев оценки различных видов деятельности.

Важным критерием оценки являются потери от низкого качества, под которыми понимаются: затраты на предотвращение возможности появления дефектов (ошибок); оценка продукции (и любого результата труда) на соответствие установленным требованиям и на приведение в соответствие с этими требованиями (затраты на контроль); потери от брака и дефектов. В процессе производства они могут варьировать в пределах от 2 до 40 % стоимости реализованной продукции. Через три года после внедрения постоянно функционирующего процесса улучшения деятельности потери от низкого качества могут быть снижены на 30 %.

Следующий этап создания системы повышения качества продукции — создание условий партисипативности (участия всех работников в решении проблем фирмы). Результаты этого подхода, по оценке компании «Вестингауз», начинают ощущаться через 2 года и через 10 лет полностью показывают преимущества над традиционным, административно-бюрократическим. Начинается этот процесс с высшего руководства. От него зависит создание системы управления, которая основывается на 14 принципах, выдвинутых американским ученым Э. Демингом.

Среди этих принципов:

оказание всемерной помощи тому, кто пытается внести в производственный процесс какие-либо усовершенствования, кто стремится к исследованиям, кто вообще хочет знать больше;

отказ от использования пустых призывов повышать производительность труда без обеспечения этих призывов соответствующими конкретными действиями со стороны руководства, без налаженной системы профессионального обучения;

постоянное совершенствование методов трудовой деятельности, периодический отказ от устаревших приемов.

Считается, что фирма должна обеспечить условия для индивидуального роста сотрудников, их продвижения по службе.

Подготовкой и переподготовкой кадров в компании ИБМ, например, занято 3 тысячи специалистов, ежегодно компания затрачивает сотни миллионов долларов на эти цели. Растет значение обучения методам контроля качества. В компании «Полароид» курс обучения персонала этим методам рассчитан на 176 часов. В организационном отношении процесс работ по улучшению качества начинается с создания групп среди управляющих. Далее начинается процесс вовлечения трудовых коллективов в процесс улучшения.

Различают четыре разновидности форм коллективного решения проблем: группы улучшения деятельности; кружки качества; группы улучшения процессов; проектные группы.

Наибольшую популярность получили кружки качества.

Это группы работников предприятия, которые добровольно, регулярно собираются в оплачиваемое фирмой время под руководством собственного контролера, чтобы анализировать и решать проблемы, возникающие в работе, давать рекомендации руководству и способствовать внедрению принятых решений.

В результате деятельности кружков качества рабочие стали сами решать проблему, ожидавшие своего решения длительное время и выпавшие из внимания технического персонала.

Принципы организации японских систем управления качеством в чем-то аналогичны. Ими предусматривается:

1) всеохватывающий характер системы, участие всех работников фирмы в управлении качеством;

  1.  подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством;
  2.  деятельность кружков качества;
  3.  инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством;
  4.  использование статистических методов;
  5.  общенациональная программа по контролю качества.

Обеспечение качества продукции в США, Японии, других развитых странах рассматривается как непрерывный процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы и органически сочетающийся с системами национального регулирования экономики.

PAGE  1