56188

«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ». ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТАНИЦЫ ЛУГАНСКОЙ в 1688 г

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: дать учащимся общее представление о возникновении Станицы Более подробно познакомить с историей возникновения Станицы Луганской сформировать умения и навыки анализировать обобщать исторический материал...

Русский

2014-04-02

47.5 KB

1 чел.

Тема урока: «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ». ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТАНИЦЫ ЛУГАНСКОЙ в 1688 г.

Цель урока: дать учащимся общее представление о возникновении Станицы, Более подробно познакомить с историей возникновения Станицы Луганской, сформировать умения и навыки анализировать, обобщать исторический материал; воспитывать у учащихся любовь, уважение к истории родного края.

Тип урока: устный журнал.

Оборудование:

-В.С. Левченко, Б.В. Чеботарёв «История донского края» (учебное пособие для 7-8 классов),- Ростовское книжное издательство, 1975 г.

-Луганская Станица – Станица истории. - Издательство клуба военно-исторической реконструкции «Дон», г. Луганск, 2001 г.

В.В. Параконный, В.П. Петров, В.П. Темногоров, «Станично-Луганский путеводитель, Донецк, Донбасс»,-1988 г.

Материалы районной газеты «Время»: № 39, 27.09.2003 г.; № 19, 10.03.1993 года;

иллюстрации по теме возникновения станиц.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Вступительное слово учителя.

Расцветаешь ты, как в мае.

Хоть тебе за триста лет!

Для меня ты  - мать родная.

Ты дала мне жизнь и свет.

Я люблю тебя, Станица,

С самых ранних юных лет.

А любви моей, зарнице,

И конца, и края нет.

Прекрасные строки из стихотворения нашого поэта-земляка Б. Гурова о станице Луганской.

Знать историю свого родного края очень важно. Это - наше прошлое. Мы живём на территории Станично-Луганского района.

Ребята, давайте соприкоснёмся с одной из интересных страничек нашого края – возникновением станицы.

Расположенная на востоке Луганской области, Станица (поселение казаков, казачий край) Луганская с её землями является уникальным и неповторимым краем не только в области, но и по всей Украине. Здесь издавна проживают люди особой судьбы, с особыми традициями и историей. Их называют донскими казаками

Итак, ребята, начнём листать странички нашого журнала. Вам предлагается задание в конце урока высказать своё мнение об истории возникновения Станицы, назвать наиболее интересные, запомнившиеся Вам факты и объяснить, почемувы выбрали  именно эти факты и даты.

 Первая страница. Седая древность.

Когда начинается история донского края? Это произошло сотни  тысяч лет тому назад. Условия жизни первых людей на донской земле были очень суровы. С севера на юг надвигался огромный ледник. В одно время он доходил до среднего течения Дона, а дальше на юг, вплоть до Азовского моря, простиралась полоса тундры и холодних степей.

Донской край связан с седой древностью: каменным веком, медно-каменным, бронзовым, со скифами, сарматами, греками, хазарами, славянами.

ХІІ век был периодом великих битв на необозримых просторах донских степей.

Половцы, князь Игорь – это тоже наша история, история родного края.

«Так воссядем, братие, на свои борзые кони да позрим синего Дону, - призывал Игорь. -Хочу им сложить свою голову или напиться шеломом из Дону…»

Вторая страница. Появление казачих городков.

Шло время…Монголо-татарское иго давало о себе знать. Ещё в начале ХІІІ века татаро-монголы, двигавшиеся огромными полчищами с востока под предводительством Чингиз-хана, совершали опустошительные походы. После смерти Чингиз-хана во главе армии завоевателей стал внук Чингиз-хана – хан Батый. «Они проходили, оставляя за собой пустыни», - так охарактеризовал походы монголо-татар К. Маркс.

1380 год – Куликовская битва, начало крушения Золотой Орды.

Кочевья крымских татар и малых ногаев доходили в XV веке до Северского Донца. В 1480 году монголо-татары потерпели окончательное поражение на реке Угре. Широкая полоса земли вдоль берегов Дона оказалась безлюдной. Эта опустошенная татарами земля стала называться на Руси Диким полем. Тут находили приют беглые русские крестьяне. Они спасались в этой местности от своих притеснителей-феодалов.

В Дикое поле уходили крестьяне соседних русских княжеств. Летом русские крестьяне объединялись в отряды и занимались охотой, рыбной ловлей, бортничеством, набегами на кочевников, а в зимнее время возвращались на родину. Таких людей стали называть казаками. Постоянных поселений они вначале не имели.

Первые упоминания о постоянных казачьих поселениях относятся к октябрю 1549 года. Ногайский князь Юсуф послал жалобу царю Ивану IV о том, что казачий атаман Сары-Асман построил на Дону три городка. Юсуф требовал от русского царя выдачи Сары-Асмана и его казаков: «…которые разбойники живут на Дону и только их к нам пришлёшь, и ты нам брат будешь». Иван IV ответил на это: «Те разбойники живут без нашего ведома и от нас бегают».

С появлением на Диком поле казаков по Дону и его притокам стали возникать городки. Это были укреплённые поселения. Обычно они располагались по берегам рек или на островах, защищённых от противника естественной преградой.

Казаки обносили городки земляными валами, укреплёнными плетнями. Поверх плетней укладывали кусты колючего тёрна. Поначалу жилищами казакам служили временные шалаши и землянки.

Позже они стали строить постоянные жилища – курени. Для предохранения от наводнений их сооружали на высоких деревянных сваях, хотя это не всегда спасало от стихийных бедствий, и городки часто приходилось переносить.

К 1570 году число казачьих городков увеличилось до трёх десятков. Кроме городков на Хопре, Медведице и Донце появилось немало становищ и зимовников.

Оформилось и административное устройство Войска Донского. Центр – Раздорский городок, а позже – Черкасск.

Третья страница. Станица Луганская – край наш родной.

Предком нашей станицы был городок Луганский, основанный в западной части донской земли. Станица Луганская была одной из редких станиц Дона, которой природа даровала богатейшие лесные угодья. За их сохранённость шла борьба во все времена существования Станицы. Ещё в конце XVII Пётр I послал в эти края комиссию по обследованию лесов с целью установления их пригодности для корабельного строительства на Воронежской судоверфи. Комиссия пришла к выводу, что мачтового леса и другого пригодного в кораблестроении материала по Дону нет, но отметила богатство лесных угодий, большое количество дуба.

Казачий городок  расположен был на левом берегу Северского Донца. Здесь жили казаки-севрюки – выходцы из окраин Руси, а также земель Курской, Черниговской и Харьковской. Первоначальное расположение селений было у реки в трёх километрах к востоку от озера Станичное. В журнале «Казачий вестник» за 1883 год есть такие данные: площадь городка равнялась 60 тысячам квадратных саженей, он был обнесён валом шириной в 2 аршина, длиной в 102 сажени и канавой в полтора аршина ширины, упирающейся в берег реки. Курган под названием Мосотен служил казакам наблюдательным пунктом.

В 1684 году казачье поселение разрушили крымские татары. Датой основания посёлка принято считать 1688 год, когда городок был отстроен заново и получил название Луганский по имени реки Лугань, впадающей в Донец.

В первое время городок Луганский, как и другие, был беден имуществом. Об этом сами казаки признавались в письме крымскому хану, который собирался написать на Дон: «Мы люди не богатые, городки наши не корыстны, оплетены плетнями, и обвешаны тёрнами, а надобно их доставать твёрдо головами, на посечение которых у нас сильные руки, острые сабли и меткие пищали, а стад конских и скотских мало, даром вам в дальнейший путь собирается». В Луганском, как и в других городках, ставились курени-дома. В 1695 году в городке Луганском была построена деревянная церковь.

Луганская, как и многие другие Станицы XVIIІ века, строилась уже по плану.

Вся Донская область делилась на округи. Станица Луганская входила в самый крупный на Дону – Донецкий округ. Округа, в свою очередь, делились на более мелкие административные территории – юрты и состояли из земель 6-10 юртовых Станиц. Возглавляли округа  окружные атаманы.

Казачий юрт – это чисто территориальное определение, во главе которого стояла крупная Станица. Атаман такой Станицы руководил всем юртом и являлся лицом выборным.

Не все Станицы Дона имели статус юртовых, но Луганская, как одна из крупных, всегда стояла во главе одноименного юрта.

В центре Станицы находилась церковь. Вокруг церковной площади селились священники, дьяки, казачья верхушка, торговые люди, а беднота – у болот, среди камышей. Лес был рядом. Использовались верба и дуб. А глину нашли на юго-восточной и юго-западной окраинах строящейся Станицы на двухметровой глубине (название этих мест «Глиница». Домики были саманные, из двух комнат   и сенсета (коридор), под камышом, с каменной трубой и маленькими окошками среди болот.)

Заселение земель по Северскому Донцу в конце XVII века происходило одновременно с колонизацией этой территории слободскими полками, после подавления крестьянско-казацкого восстания под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708 г.г.).

Интенсивное заселение бассейна Донца вниз от Станицы Луганской происходило с 30-40-х гг. XVIIІ века.

Вот и познакомились мы с интересными страницами из истории возникновения Станиц.

Да, действительно, наш край – это край подвига и созидания.

ІІІ. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися по предложенным в начале урока вопросам.

ІV. Домашнее задание: составить рассказ по страницам журнала. Составить кроссворд по теме «Станица».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53374. Использование деловых и ролевых игр на уроках химии для развития ключевых компетентностей учащихся 121.5 KB
  В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться мыслить самостоятельно развивает внимание стремление к знаниям. По спектру целевой ориентации игры подразделяются: дидактические: расширение кругозора познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующие умение выделять основные характерные...
53375. Дидактическая игра – залог успешной деятельности учащихя на уроке 101 KB
  Игра помогает формированию фонематического восприятия слова обогащает ребенка новыми сведениями активирует мыслительную деятельность внимание а главное стимулирует речь. В каком глаголе слово нет слышится сто раз стонет В каком слове семь гласных семья Что принадлежит только тебе а употребляется другими чаще чем тобой имя Какое слово состоит из трёх одинаковых букв три – о Какая часть растения бывает и частью слова корень Какие буквы обозначают два звука если стоят в начале слова или после гласной ...
53376. Ігрові завдання на корекцію емоційної сфери дітей дошкільного віку 98.5 KB
  Психологічний етюд Хто що любить Діти приходять у лісове кафе. Психологічний етюд Клумба і садівник Діти обирають ролі квітів на клумбі. Психологічний етюд Слухаємо себе Ведучий звертається до дітей: Давайте сядемо зручніше розслабимося і заплющимо очі. Психологічний етюд Неслухняні ведмежата Ведмедики з'їли смачні але немиті яблука.
53377. Игры для детей к Библейским урокам 43 KB
  Во время этой игры дети могут увидеть что Божья любовь неотделима от нас также как и наша тень. Пока бутерброды теплые поговорить о том что нам тепло когда Божья любовь покрывает нас как расплавленный сыр покрывает хлеб.
53379. Игры и игровые приемы на уроках ритмики 96 KB
  Одобрено на кафедре ритмики и хореографии В данной разработке раскрывается значение игры и ее роль в развитии познавательной активности на ребенка представлены варианты музыкальных игр и игровых ситуаций проводимых студентами на пробных уроках ритмики а также на внеклассных мероприятиях. Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью вызывают веселое бодрое настроение ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности а не редко и соревнования кто скорее кто лучше кто более...
53380. Використання інформаційно-телекомунікаційних технологій в навчальному процесі 11.85 MB
  Рецензент: Кучерявенко Олена Петрівна викладач вищої категорії викладач методист Педагогічне дослідження проведено шляхом вивчення професійної діяльності викладачів ВНЗ та вчителів шкіл моделей ефективного використання інформаційнокомунікаційних та дистанційних технологій навчання у вищому навчальному закладі. Інформаційна технологія навчання ІТН. Яку форму навчання обрати . На сучасному етапі уже визначені і сформульовані головні завдання освіти підвищення рівня якості навчання трудового і морального...
53381. Використання ІКТ на уроках рідної мови 292 KB
  Сьогодні використання вчителем ІКТ в його професійній діяльності вже не розглядається як інновація – в сучасній школі це є необхідний обов’язковий засіб навчання, бо ці технології можна використовувати на будь-якому етапі уроку: і у процесі перевірки домашньої роботи, і для актуалізації знань, і під час вивчення нового матеріалу, і для закріплення, повторення вивченого, контролю та оцінювання.
53382. Компетентнісне навчання за допомогою ІКТ на уроках української мови та літератури 22.04 MB
  Завідуюча шкільним методичним кабінетом учитель української мови та літератури спеціаліст вищої категорії вчительметодист Соледарської загальноосвітньої школи ІІІІ ступенів № 13 Артемівської міської ради Донецької області На одній зі стін древнього монастиря в Англії був напис: Бачення без завдань залишається лише мрією. Мій вибір науковометодичної теми Використання інформаційнокомунікаційних технологій на уроках української мови та літератури як засіб формування ключових компетентностей не випадковий не є це також і...