56188

«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ». ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТАНИЦЫ ЛУГАНСКОЙ в 1688 г

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: дать учащимся общее представление о возникновении Станицы Более подробно познакомить с историей возникновения Станицы Луганской сформировать умения и навыки анализировать обобщать исторический материал...

Русский

2014-04-02

47.5 KB

1 чел.

Тема урока: «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ». ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТАНИЦЫ ЛУГАНСКОЙ в 1688 г.

Цель урока: дать учащимся общее представление о возникновении Станицы, Более подробно познакомить с историей возникновения Станицы Луганской, сформировать умения и навыки анализировать, обобщать исторический материал; воспитывать у учащихся любовь, уважение к истории родного края.

Тип урока: устный журнал.

Оборудование:

-В.С. Левченко, Б.В. Чеботарёв «История донского края» (учебное пособие для 7-8 классов),- Ростовское книжное издательство, 1975 г.

-Луганская Станица – Станица истории. - Издательство клуба военно-исторической реконструкции «Дон», г. Луганск, 2001 г.

В.В. Параконный, В.П. Петров, В.П. Темногоров, «Станично-Луганский путеводитель, Донецк, Донбасс»,-1988 г.

Материалы районной газеты «Время»: № 39, 27.09.2003 г.; № 19, 10.03.1993 года;

иллюстрации по теме возникновения станиц.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Вступительное слово учителя.

Расцветаешь ты, как в мае.

Хоть тебе за триста лет!

Для меня ты  - мать родная.

Ты дала мне жизнь и свет.

Я люблю тебя, Станица,

С самых ранних юных лет.

А любви моей, зарнице,

И конца, и края нет.

Прекрасные строки из стихотворения нашого поэта-земляка Б. Гурова о станице Луганской.

Знать историю свого родного края очень важно. Это - наше прошлое. Мы живём на территории Станично-Луганского района.

Ребята, давайте соприкоснёмся с одной из интересных страничек нашого края – возникновением станицы.

Расположенная на востоке Луганской области, Станица (поселение казаков, казачий край) Луганская с её землями является уникальным и неповторимым краем не только в области, но и по всей Украине. Здесь издавна проживают люди особой судьбы, с особыми традициями и историей. Их называют донскими казаками

Итак, ребята, начнём листать странички нашого журнала. Вам предлагается задание в конце урока высказать своё мнение об истории возникновения Станицы, назвать наиболее интересные, запомнившиеся Вам факты и объяснить, почемувы выбрали  именно эти факты и даты.

 Первая страница. Седая древность.

Когда начинается история донского края? Это произошло сотни  тысяч лет тому назад. Условия жизни первых людей на донской земле были очень суровы. С севера на юг надвигался огромный ледник. В одно время он доходил до среднего течения Дона, а дальше на юг, вплоть до Азовского моря, простиралась полоса тундры и холодних степей.

Донской край связан с седой древностью: каменным веком, медно-каменным, бронзовым, со скифами, сарматами, греками, хазарами, славянами.

ХІІ век был периодом великих битв на необозримых просторах донских степей.

Половцы, князь Игорь – это тоже наша история, история родного края.

«Так воссядем, братие, на свои борзые кони да позрим синего Дону, - призывал Игорь. -Хочу им сложить свою голову или напиться шеломом из Дону…»

Вторая страница. Появление казачих городков.

Шло время…Монголо-татарское иго давало о себе знать. Ещё в начале ХІІІ века татаро-монголы, двигавшиеся огромными полчищами с востока под предводительством Чингиз-хана, совершали опустошительные походы. После смерти Чингиз-хана во главе армии завоевателей стал внук Чингиз-хана – хан Батый. «Они проходили, оставляя за собой пустыни», - так охарактеризовал походы монголо-татар К. Маркс.

1380 год – Куликовская битва, начало крушения Золотой Орды.

Кочевья крымских татар и малых ногаев доходили в XV веке до Северского Донца. В 1480 году монголо-татары потерпели окончательное поражение на реке Угре. Широкая полоса земли вдоль берегов Дона оказалась безлюдной. Эта опустошенная татарами земля стала называться на Руси Диким полем. Тут находили приют беглые русские крестьяне. Они спасались в этой местности от своих притеснителей-феодалов.

В Дикое поле уходили крестьяне соседних русских княжеств. Летом русские крестьяне объединялись в отряды и занимались охотой, рыбной ловлей, бортничеством, набегами на кочевников, а в зимнее время возвращались на родину. Таких людей стали называть казаками. Постоянных поселений они вначале не имели.

Первые упоминания о постоянных казачьих поселениях относятся к октябрю 1549 года. Ногайский князь Юсуф послал жалобу царю Ивану IV о том, что казачий атаман Сары-Асман построил на Дону три городка. Юсуф требовал от русского царя выдачи Сары-Асмана и его казаков: «…которые разбойники живут на Дону и только их к нам пришлёшь, и ты нам брат будешь». Иван IV ответил на это: «Те разбойники живут без нашего ведома и от нас бегают».

С появлением на Диком поле казаков по Дону и его притокам стали возникать городки. Это были укреплённые поселения. Обычно они располагались по берегам рек или на островах, защищённых от противника естественной преградой.

Казаки обносили городки земляными валами, укреплёнными плетнями. Поверх плетней укладывали кусты колючего тёрна. Поначалу жилищами казакам служили временные шалаши и землянки.

Позже они стали строить постоянные жилища – курени. Для предохранения от наводнений их сооружали на высоких деревянных сваях, хотя это не всегда спасало от стихийных бедствий, и городки часто приходилось переносить.

К 1570 году число казачьих городков увеличилось до трёх десятков. Кроме городков на Хопре, Медведице и Донце появилось немало становищ и зимовников.

Оформилось и административное устройство Войска Донского. Центр – Раздорский городок, а позже – Черкасск.

Третья страница. Станица Луганская – край наш родной.

Предком нашей станицы был городок Луганский, основанный в западной части донской земли. Станица Луганская была одной из редких станиц Дона, которой природа даровала богатейшие лесные угодья. За их сохранённость шла борьба во все времена существования Станицы. Ещё в конце XVII Пётр I послал в эти края комиссию по обследованию лесов с целью установления их пригодности для корабельного строительства на Воронежской судоверфи. Комиссия пришла к выводу, что мачтового леса и другого пригодного в кораблестроении материала по Дону нет, но отметила богатство лесных угодий, большое количество дуба.

Казачий городок  расположен был на левом берегу Северского Донца. Здесь жили казаки-севрюки – выходцы из окраин Руси, а также земель Курской, Черниговской и Харьковской. Первоначальное расположение селений было у реки в трёх километрах к востоку от озера Станичное. В журнале «Казачий вестник» за 1883 год есть такие данные: площадь городка равнялась 60 тысячам квадратных саженей, он был обнесён валом шириной в 2 аршина, длиной в 102 сажени и канавой в полтора аршина ширины, упирающейся в берег реки. Курган под названием Мосотен служил казакам наблюдательным пунктом.

В 1684 году казачье поселение разрушили крымские татары. Датой основания посёлка принято считать 1688 год, когда городок был отстроен заново и получил название Луганский по имени реки Лугань, впадающей в Донец.

В первое время городок Луганский, как и другие, был беден имуществом. Об этом сами казаки признавались в письме крымскому хану, который собирался написать на Дон: «Мы люди не богатые, городки наши не корыстны, оплетены плетнями, и обвешаны тёрнами, а надобно их доставать твёрдо головами, на посечение которых у нас сильные руки, острые сабли и меткие пищали, а стад конских и скотских мало, даром вам в дальнейший путь собирается». В Луганском, как и в других городках, ставились курени-дома. В 1695 году в городке Луганском была построена деревянная церковь.

Луганская, как и многие другие Станицы XVIIІ века, строилась уже по плану.

Вся Донская область делилась на округи. Станица Луганская входила в самый крупный на Дону – Донецкий округ. Округа, в свою очередь, делились на более мелкие административные территории – юрты и состояли из земель 6-10 юртовых Станиц. Возглавляли округа  окружные атаманы.

Казачий юрт – это чисто территориальное определение, во главе которого стояла крупная Станица. Атаман такой Станицы руководил всем юртом и являлся лицом выборным.

Не все Станицы Дона имели статус юртовых, но Луганская, как одна из крупных, всегда стояла во главе одноименного юрта.

В центре Станицы находилась церковь. Вокруг церковной площади селились священники, дьяки, казачья верхушка, торговые люди, а беднота – у болот, среди камышей. Лес был рядом. Использовались верба и дуб. А глину нашли на юго-восточной и юго-западной окраинах строящейся Станицы на двухметровой глубине (название этих мест «Глиница». Домики были саманные, из двух комнат   и сенсета (коридор), под камышом, с каменной трубой и маленькими окошками среди болот.)

Заселение земель по Северскому Донцу в конце XVII века происходило одновременно с колонизацией этой территории слободскими полками, после подавления крестьянско-казацкого восстания под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708 г.г.).

Интенсивное заселение бассейна Донца вниз от Станицы Луганской происходило с 30-40-х гг. XVIIІ века.

Вот и познакомились мы с интересными страницами из истории возникновения Станиц.

Да, действительно, наш край – это край подвига и созидания.

ІІІ. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися по предложенным в начале урока вопросам.

ІV. Домашнее задание: составить рассказ по страницам журнала. Составить кроссворд по теме «Станица».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27431. Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19-начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. Истоки многообразия концепций и подходов 39 KB
  Особенности развития художественного образования в России и за рубежом конца 19начала 20 в. История становления современной системы художественного образования в общеобразовательной школе. – определяется приоритетным значением в среде художественнопедагогической общественности как в нашей стране так и за рубежом идея всеобщего эстетического и художественного воспитания. Ведущим в данный период развития художественного образования становится лозунг от ребёнка к методу.
27432. Основные дидактические принципы, методы, средства и ресурсы обучения искусству, их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике 36 KB
  Основные дидактические принципы методы средства и ресурсы обучения искусству их взаимосвязь и взаимозависимость в педагогической практике. Основные дидактические положения методики преподния изоискусства. С методологической и методической точки зрения неверна теория утверждающая что раз все люди поразному видят и поразному воспринимают мир то и натуру они могут передавать поразному как видят. Принципы и методы обучения изоискусству концепции Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры Б.
27433. Особенности проблемного обучения изобразительному искусству в школе. Понятие проблемы и проблемной ситуации в обучении искусству. Специфика организации, проектирования/ моделирования проблемной ситуации на уроках ИЗО 33.5 KB
  В программе она формулируется как задача формирования художественнотворческой активности школьника. Познавательная усвоение способов постижения и организации художественного образа. Основные типы проблем: познание способов методов художественного творчества усвоение способов создания художественного образа специфики языка искусства усвоение приемов изобразительной деятельности. Первый тип проблем объединяет проблемы художественного образного обобщения фактов явлений объектов предметов действительности через художественный замысел.
27434. Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественно-познавательной и творческой деятельностью учащихся. Особенности структуры и оргформ в контексте целей и содержания различных концепций и программ обучения искусству 31.5 KB
  Урок изобразительного искусства как форма организации и управления художественнопознавательной и творческой деятельностью учащихся. Эта разница особенности различных подходов к художественному образованию проявляется и на уроке т. Эти особенности проявляются и в построении структуре урока его проектировании моделировании оценке результатов. Понимание этапов процесса обучения структуры урока зависит от типа обучения: традиционное развивающее проблемное программированное и т.
27435. Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Урок-трансляция и урок содержательной коммуникации 33 KB
  Традиционная и инновационная структуры урока искусства. Программа обучения задаётся через предметность содержания класснопоурочную систему тематическое планирование планирование каждого урока. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов этапов звеньев урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала;...
27436. Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел, сюжет, режиссура, «сценография», «персонажи» и «роли», эстетические эффекты и последствия 32 KB
  Особенности авторского урока. Педагогическая драматургия авторского урока искусства; элементы театрализации. Сценарий урока: замысел сюжет режиссура сценография персонажи и роли эстетические эффекты и последствия. можно говорить об авторском характере урока искусства.
27437. Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся 37 KB
  Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся. Программа Изобразительное искусство и художественный труд определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать понимать осознавать свои переживания в контексте истории культуры. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественнотворческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих: 1 что оценивать что именно подлежит оцениванию в...
27438. Психология изобразительной деятельности и восприятия искусства учащихся различных возрастных групп. Их учет в процессе обучения искусству 31.5 KB
  Когда от поверхности предмета отражаются главным образом например красные лучи солнечного спектра а другие цвета поглощаются или отражаются в меньшем количестве мы видим предмет красным. Белые серые и черные цвета называются ахроматическими а имеющие цветовой оттенок хроматическими. Хроматические цвета отличаются по трем признакам или свойствам: цветовым тоном оттенком светлотой и насыщенностью интенсивностью силой цвета. Цветовой тон обозначается названием цвета красный зеленый желтый синий и др.
27439. Методика обучения учащихся восприятию, анализу и эстетической оценке произведений/явлений искусства и окружающей действительности. Организация связи и взаимодействия восприятия/анализа произведений искусства с практической изобразительной деятельностью уч 27.5 KB
  Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели Б.Неменский выделил следующую ее особенность: Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой объединяющей все предметы все внеклассные занятия всю общественную жизнь школьника где каждый предмет каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.