5619

Аренда, лизинг, франчайзинг. Арендные механизмы в предпринимательстве

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Аренда, лизинг, франчайзинг. Арендные механизмы в предпринимательстве Эффективное ведение производственной и другой предпринимательской деятельности, вне зависимости от формы ее организации, требует значительного стартового капитала, существенных ...

Русский

2012-12-16

106.5 KB

42 чел.

Аренда, лизинг, франчайзинг

1. Арендные механизмы в предпринимательстве

Эффективное ведение производственной и другой предпринимательской деятельности, вне зависимости от формы ее организации, требует значительного стартового капитала, существенных единовременных первоначальных затрат. Кроме того, сами условия функционирования большинства предприятий, ужесточающаяся конкуренция требуют новых вложений в обновление производства, укрепление его материально-технической базы. Именно необходимость инвестиционных вложений создает барьеры входу на рынок или не позволяет на нем закрепиться многим предприятиям, особенно средним и малым.

В этих условиях едва ли не единственной возможностью преодоления указанных препятствий являются такие специфические механизмы привлечения ресурсов, как аренда (в том числе ее особая, наиболее активно развивающаяся форма — лизинг), а также франчайзинг.

Наиболее настойчиво необходимость применения этих механизмов проявилась в послевоенный период, в 50-х годах, под влиянием следующих факторов:

недостаточный объем ликвидных средств в бурно развивающихся отраслях экономики;

обострение конкуренции, в том числе международной, требующее, с одной стороны, оптимизации инвестиций, а с другой — существенного расширения рынков сбыта и поиска нетрадиционных каналов реализации продукции;

возникшее из-за этого уменьшение прибыли предприятий, ограничивающее их возможности по выделению достаточных средств для желательного расширения производства;

существенный рост количества и степени участия в общеэкономическом развитии малых и средних предприятий, что значительно повысило спрос на относительно недорогие льготные способы инвестирования;

объективная необходимость применения нетрадиционных форм финансирования капитальных вложений, позволяющих одновременно решать вопросы приобретения и финансирования, не замораживая значительной суммы средств на длительный период в производственных активах;

проявившееся в это время содействие инвестированию со стороны правительственных и финансовых органов в интересах стимулирования экономического роста.

Основная задача предприятий в этих условиях — достижение соответствующего уровня конкурентоспособности продукции, в том числе посредством снижения издержек производства. Это возможно лишь на основе современных технологий, переоснащения действующего парка оборудования. В данном случае и целесообразно прибегнуть к арендным отношениям как к эффективным методам финансирования инвестиционной деятельности.

Согласно энциклопедическому описанию, само слово «аренда» в русском языке произошло от польского «arenda», что обозначало имущественный наем, предоставление на договорной основе имущества во временное пользование за определенное вознаграждение.

Аренда, с одной стороны, позволяет предприятиям вовлекать в хозяйственный оборот необходимое имущество без значительных единовременных вложений, связанных с его приобретением, а с другой — предоставляет возможность получать доход посредством сдачи в аренду временно неиспользуемых объектов, сохраняя право собственности на них.

Заметим, что в агрегированном виде само право собственности предполагает наличие у собственников трех основных правомочий — права владения, пользования и распоряжения определенной вещью, предметом, их совокупностью, то есть объектом собственности. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом, а также может передавать эти свои права другим лицам.

Согласно принципу возможного разграничения этих полномочий, право пользования предполагает вариант приложения данного объекта собственности с целью извлечения из него пользы, что не исключает извлечения этой пользы через другой субъект — пользователя имуществом.

Можно заключить, что возникновение и само существование аренды в качестве особого вида бизнеса основаны именно на возможности разделения компонентов собственности на два важнейших правомочия: самого права собственности как правового господства лица над объектом собственности и права пользования вещью, то есть применения ее в соответствии с назначением с целью извлечения дохода и других выгод.

Правовые основы регулирования арендных отношений рассмотрены в Гражданском кодексе Российской Федерации (часть II, глава 34 «Аренда»).

В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество. Согласно российскому законодательству, в случае аренды недвижимости и в некоторых других случаях арендный договор подлежит государственной регистрации.

Широкое распространение получила сдача в аренду действующими предприятиями временно свободных зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств.

Предметом договора аренды могут быть и имущественные комплексы, например, предприятия в целом или их подразделения. Это создает условия для быстрого введения в действие производственных мощностей, использования готовой инфраструктуры. Такие условия необходимы, в первую очередь, малым и средним предприятиям. На практике встречаются договоры на аренду земельных, участков и иных природных объектов в том случае, если объекты не подпадают под действие специальных нормативных актов.

Согласно законодательству, в договоре аренды участвуют две стороны:

• арендодатель — собственник имущества, предоставляющий его за плату во временное пользование;

• арендатор — получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, оговоренным в договоре. Преимуществом арендных отношений является предоставление возможности арендатору в случае, если необходимость в использовании имущества исчезает, передавать с согласия арендодателя права и обязанности по договору аренды другому лицу — в данном случае заключается договор субаренды. Вследствие этого значительно расширяются возможности предприятий эффективно использовать арендуемые объекты в соответствии с изменяющимися условиями хозяйственной деятельности. Срок действия договора субаренды не может превышать периода действия договора аренды.

Ключевыми параметрами сделки являются форма, размер арендной платы, сроки и условия ее внесения. В зависимости от конкретных условий, эти параметры существенно различаются.

Наиболее распространенным методом арендной платы является установление твердой суммы платежа, исчисленной исходя из стоимости всего арендуемого имущества или отдельно по каждой из его составных частей. Платежи вносятся, как правило, периодически в установленные договором сроки. В некоторых случаях, однако, возможна и единовременная выплата.

При сдаче в аренду зданий и сооружений арендная плата обычно устанавливается на единицу площади, исходя из фактического размера переданного объекта.

Арендатор является собственником продукции и доходов, полученных в результате использования арендного имущества. Поэтому зачастую арендная плата может вноситься путем передачи части продукции арендодателю или посредством оказания определенных услуг. При недостатке денежных средств на начальных этапах становления бизнеса данный способ является наиболее предпочтительным для арендатора.

В качестве платы за пользование имуществом на арендатора могут быть возложены затраты на улучшение арендуемых объектов. Таким образом, арендная плата определяется как в денежном, так и натуральном выражении. Используются также различные сочетания данных форм оплаты.

При установлении размера арендной платы, как правило, рекомендуют учитывать:

• величину амортизационных отчислений, начисляемых на стоимость арендованного имущества;

• доход, который мог быть получен при непосредственном использовании передаваемого имущества;

расходы на страхование арендуемого имущества;

затраты на проведение ремонта объектов после окончания сроков аренды;

стоимость дополнительных услуг, оказываемых арендодателем;

средний уровень арендной платы, сложившийся в данном регионе на аналогичные объекты.

При передаче в аренду зданий и сооружений арендная плата должна включать в себя стоимость пользования земельным участком, на котором они расположены.

Масштабы использования арендных отношений в мире довольно велики прежде всего потому, что они позволяют обойти или временно разрешить указанную выше проблему нехватки или отсутствия производительных активов (машин, оборудования, транспорта и пр.) или средств для их приобретения.

2. Лизинг как особая форма арендных отношений

Особенно популярной в настоящее время формой реализации арендных механизмов является лизинг.

Название специфической формы аренды — лизинга — идет от английского «lease» (аренда, сдача внаем). Отсюда и съемщик, арендатор в английском языке — «lessee», а арендодатель, сдающий в аренду — «lessor».

Согласно статье 2 Федерального закона «О лизинге», лизинг — это вид инвестиционной деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на определенных условиях, на определенный срок и за определенную плату с возможностью перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую трактовку и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга.

В частности, с арендой лизинг связывают необязательный переход права собственности на объект к его пользователю, срочный характер сделки, возмездный (платный) характер лизинговых отношений, который схож с прокатом (арендой) техники, поскольку предполагает в себе сумму амортизационных отчислений на полное восстановление, затраты по ремонту, обслуживанию и поддержанию переданного имущества в работоспособном состоянии, а также определенную долю прибыли в пользу собственника.

Однако при взятии в аренду каких-либо материальных ценностей арендатор не становится собственником этих средств и не приобретает правовых обязанностей по отношению к этой собственности. Лизингополучатель же принимает на себя обязанности, вытекающие из права собственности, т. е. несет прямую ответственность за риск случайной гибели и техническое обслуживание объекта лизинга. Лизингодатель, как и арендодатель, остается владельцем объекта лизинга. Гибель или невозможность использования объекта лизинга не освобождает лизингополучателя от обязанностей погашать долг.

Иногда считают, что главное отличие лизинга от аренды состоит лишь в правовых аспектах и зависит от условий соглашения. Но это не так. С точки зрения экономической науки, лизингополучатель, в отличие от арендатора, выплачивает лизингодателю не ежемесячную плату за право пользования объектом лизинга (арендную плату), а полную сумму амортизационных отчислений. Из этого следует принципиально новое распределение рисков операции. Лизингодатель приобретает какие-либо материальные ценности в интересах и по просьбе лизингополучателя, тогда как при аренде стороны заключают договор в соответствии со встречными, совпавшими интересами. Выплата полной суммы амортизационных отчислений гарантирует хорошее обслуживание объекта лизинга.

При расчете за аренду размер выплат в значительной мере зависит от рыночной конъюнктуры (спроса и предложения). В отличие от аренды, при лизинге существует практика получения объекта по окончании срока действия договора в собственность лизингополучателя по заранее согласованной покупной цене.

Первые лизинговые общества возникли в США в 50-х годах. На европейском рынке финансово-лизинговые общества появились в конце 50-х — начале 60-х годов. Однако сначала их развитие осуществлялось с трудом. Быстрому росту лизинговых операций препятствовала неопределенность их статуса с точки зрения гражданского, хозяйственного и налогового законодательств. После того как в начале 70-х годов в налоговом законодательстве некоторых стран нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, значение этого фактора в области планирования инвестиций и финансирования в европейской экономике резко возросло.

Насколько быстро этот сектор рынка развивался, можно судить хотя бы по тому, что по существующим в настоящее время оценкам в странах с развитой экономикой до 30 % всех инвестиций проходят через различного рода лизинговые операции.

Первые лизинговые компании в постперестроечной России возникли в конце 80-х — начале 90-х годов, по некоторым же оценкам история становления лизинга в России еще короче — не более четырех лет. Одними из первых были зарегистрированы «Росагроснаб», специализирующийся на лизинге отечественной сельскохозяйственной техники (Постановление Правительства РФ № 686 от 16.06.94 «Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)», и «Аэролизинг» — на лизинге самолетов. На рубеже 80—90-х гг. были созданы лизинговые учреждения в других регионах России — торгово-лизинговое объединение «Россия» в Нижнем Новгороде, лизинговая компания «Гарант» в Ростове-на-Дону. Много лизинговых компаний создано банками: «Балтлиз» (Промстройбанк), «Лизингбизнес» (Мосбизнесбанк), «Инкомлизинг» (Инкомбанк), «РК-Лизинг» (банк «Российский кредит») и др. Правительством Москвы была учреждена компания «Ликострой», которая специализируется на лизинге строительно-дорожной техники. Появился ряд специализированных отраслевых компаний (Лизингуголь, Росстанкоинструмент).

На начало 1996 г. в России уже действовало около 37 лизинговых компаний. Все они различны по своей специализации — от универсальных, как «Балтлиз», до узкоспециализированных, как лизинговая компания «Гарант». Объемы подобных операций еще невелики — несколько миллиардов рублей. Около 60 % сдаваемого в лизинг имущества составило промышленное оборудование; около 17 % — дорожная техника; 10 % — компьютеры и конторское оборудование; 10 % — транспорт. На начало 1998 г. лицензии на осуществление лизинговой деятельности в России получили около 200 компаний, однако из них к активно работающим специалисты относили всего 25—30.

Тенденция активизации лизинговой деятельности налицо. К 2002 г. около 2100 компаний имели лицензию на лизинговую деятельность, из них реально работают — около 500.

Первым нормативным документом, посвященным правовому регулированию лизинговых отношений, явился Указ Президента РФ № 1929 от 17 сентября 1994 г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». Этот указ определил приоритеты развития лизинга в нашей стране на ближайшие годы.

Во исполнение этого Указа Правительство РФ 29 июня 1995 г. приняло Постановление № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности». Этим постановлением утверждено Временное положение о лизинге, которое являлось основным методологическим документом при характеристике лизинговых взаимоотношений.

Значение применения лизинга может быть представлено его основными функциями: внутрипроизводственными и внешними. Среди внутренних — производственная, ресурсосберегающая, финансовая и сбытовая функции.

Производственная функция лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность. Поэтому лизинг наиболее эффективен в отношении особо дорогостоящей, с наибольшим риском морального старения техники, а также в отношении предприятий с сезонным характером производства.

Справедливо рассматривать и роль лизинга в рациональном распределении ресурсов на предприятии. Арендодатель решает дилемму: либо использовать предлагаемое для лизинга имущество силами самого арендодателя, но не столь эффективно по значительному кругу причин, либо сдать его в лизинг пользователю — лизингополучателю, который сможет использовать его с большей отдачей, и, следовательно, в виде только арендной платы принесет собственнику доход больший, нежели тот, который собственник мог бы получить, используя это оборудование самостоятельно. В этом смысле важнейшая ресурсосберегающая функция лизинга на предприятии — рационирование дефицитного ресурса, производительных активов.

Финансовая функция выражена наиболее четко, поскольку лизинг, согласно приведенным его определениям, является формой вложения средств в основные фонды. С развитием технического прогресса инвестиционные потребности народного хозяйства уже не могут в полной мере удовлетворяться только за счет традиционных каналов финансирования, каковыми выступают бюджетные средства, собственные средства предприятий и организаций, долгосрочный банковский кредит и прочие источники. При этом не только происходит смещение приоритетов в источниках, но и появляются потребности в принципиально новых каналах финансирования. В этих условиях лизинг становится дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятий.

Не вызывает сомнений и значение сбытовой функции лизинга. Однако пока полностью она не может быть реализована. Ограничение роли лизинга как дополнительного канала сбыта произведенной продукции определяется общим падением уровня производства и разбалансированностью рынка машино-технической продукции. Сбытовая функция лизинга имеет значение, естественно, только в том случае, если к нему прибегают в целях расширения круга потребителей и завоевания новых рынков сбыта. С помощью лизинга в число потребителей вовлекаются те предприятия, которые либо не имеют финансовых возможностей приобрести оборудование в собственность, либо в силу особенностей производственного цикла не нуждаются в постоянном владении им. В некоторых случаях к лизингу единичного оборудования обращаются перед закупкой его партий с тем, чтобы опробовать образцы в конкретных условиях производства.

Не менее показательны и внешние, народнохозяйственные функции лизинга — финансовая и воспроизводственная. Здесь важно подчеркнуть, что финансовая функция среди внешних функций лизинга — это не повторение его внутрипроизводственной функции. С этой точки зрения лизинг как особая форма инвестирования, делающая этот процесс привлекательным для всех его участников, безусловно стимулирует инвестиционную деятельность не только на микроуровне.

Воспроизводственная функция лизинга не всегда отмечается в специальной литературе, несмотря на то, что значение этой функции представляется довольно существенным. Эту функцию можно охарактеризовать, с точки зрения процесса воспроизводства, в общеэкономическом масштабе: в результате применения лизинга во всей цепи взаимоотношений участников лизингового бизнеса формируются новые взаимосвязи в отношениях собственности и обеспечивается эффективное сочетание экономических интересов различных сфер экономического оборота на различных стадиях воспроизводства всех хозяйственных субъектов, участвующих в общем цикле производства, использования, воспроизводства вообще и воспроизводства данного товара (объекта лизинга) в частности.

Характеристика предпочтительного характера лизинга может быть детализирована в тех экономических преимуществах, которые он обеспечивает каждой из сторон-участниц лизинговых отношений.

Для продавцов объектов лизинга его преимущества заключаются в следующем:

возможность с помощью лизинга расширить каналы сбыта и размеры возможных продаж;

это один из способов обеспечения победы в острой конкурентной борьбе за покупателя, потребителя;

снижение запасов готовой продукции, возможность ускорения оборачиваемости капитала;

поддержка платежеспособного спроса на оборудование, технику;

поставщикам лизинг позволяет расширить объем продаж еще и потому, что предусматривает, как правило, дальнейшую регулярную поставку запасных частей и эксплуатационных материалов, обслуживание, ремонт, подготовку и переподготовку кадров.

Не менее ощутимы преимущества для сторон, участвующих в лизинговом бизнесе в качестве инвесторов средств в производство через лизинг (среди таких участников — и институциональные, и частные инвесторы, и лизингодатели непосредственно, а именно):

экономические выгоды за счет налоговых, амортизационных, таможенных и других льгот. Налоговые льготы заключаются в возможности освобождения в отдельных случаях от налога на прибыль или снижения суммы налогооблагаемой прибыли за счет повышения амортизационных отчислений; таможенные льготы представлены возможностью рассрочки таможенных платежей и т. д. Замечается, что зачастую этими льготами лизингодатель может «поделиться» с лизингополучателем путем уменьшения размеров лизинговых платежей;

снижение рисков арендодателей, инвесторов, защита их интересов, так как инвестиции производятся в конкретные материально-вещественные элементы основных средств;

в случае международного лизинга очень привлекательно также использование более дешевых денежных ресурсов финансово-кредитных учреждений из-за рубежа или денежных средств зарубежных государств, заинтересованных в повышении экспорта в Россию;

привлечение отечественных бюджетных средств в случае поддержки государством соответствующих отраслей или производств.

Выгода для лизингополучателей должна быть самой чувствительной, иначе весь процесс аренды теряет привлекательность. Среди таких выгод:

экономические выгоды для арендаторов в виде снижения налогооблагаемой прибыли за счет отнесения на себестоимость лизинговых платежей, освобождения от налога на имущество в части лизингового имущества, остающегося на балансе лизингодателя;

снижение стартовой финансовой нагрузки, поскольку лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей, а это позволяет без пиковых для производства ситуаций обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее технически передовое оборудование;

неомертвление собственного капитала при обновлении, реорганизации и перевооружении производства;

сохранение ликвидности для арендатора в течение всего инвестиционного срока, так как находящиеся в распоряжении арендатора средства не «заморожены» в той части капитала, которая воплощена в лизинговых средствах производства. При этом несвязанные средства позволяют добиться и роста оборотного капитала;

оперативность решения производственных проблем, особенно для сезонных и нерегулярных процессов производства;

прочная основа для финансовых расчетов, поскольку заранее известный размер арендной платы дает четкую базу для анализа;

гибкость расчетов за счет выбора способа, размеров, периодичности уплаты лизинговых платежей;

снижение риска арендатора, так как в случае недостаточного сбыта продукции на рынке лизингополучатель имеет возможность вернуть арендуемое имущество лизингодателю;

существует возможность выбора: выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое оборудование;

балансовые преимущества арендатора, если имущество не числится на его балансе, что освобождает от налога на имущество;

выгоды обеспечения сделки, поскольку часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа имущества; происходит перенос этого риска на лизингодателя, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;

экономия арендатора на трансакциях, то есть снижение административных издержек на трудоемкие операции по отбору, приобретению и продаже имущества.

И наконец, для государства лизинг важен как средство:

ускорения процесса воспроизводства, внедрения НТП;

создания новых рабочих мест;

привлечения зарубежных государственных и частных инвестиций в страну;

увеличения налоговых поступлений в бюджет за счет активизации производства и предпринимательства вообще; повышения технического уровня производства во всех отраслях экономики и ускорения технического и технологического перевооружения в них;

развития и диверсификации рынка средств производства.

Лизинг как особая, достаточно сложная, форма инвестирования через арендный механизм имеет целый ряд разновидностей, изучение которых требует особого рассмотрения.

Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель — лизингополучатель — продавец (поставщик) имущества. Лизинговая операция при этом осуществляется по следующей схеме.

Будущий лизингополучатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора, в зависимости от его условий, имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя.

Состав участников сделки сокращается до двух, если продавец и лизингодатель или продавец и лизингополучатель являются одним и тем же лицом. В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т. п.).

Заметим, что в российском гражданском праве отдельно рассматривается лишь договор финансовой аренды. При этом сделка признается договором финансовой аренды (лизинга), если:

арендодатель специально обязуется приобрести имущество в собственность для последующей сдачи его в пользование арендатору, то есть объектом финансовой аренды служит новое имущество. Поэтому если арендодатель сдает в аренду бывшее в употреблении имущество, то оно не может быть предметом договора финансового лизинга;

арендодатель приобретает в собственность имущество, указанное арендатором, и у определенного им продавца. В этом случае арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Если выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем, то данное положение должно быть предусмотрено и особо отмечено в договоре финансовой аренды;

арендатор получает имущество во временное владение и пользование за плату;

арендодатель должен уведомить продавца, что имущество приобретается для сдачи его в аренду определенному лицу.

Таким образом, договор финансовой аренды отражает все общепризнанные мировой практикой требования, которым должен удовлетворять договор лизинга.

Несмотря на то, что вышеупомянутый Указ Президента сформулировал законодательную базу лизинга в России, преимущества его сегодня во многом еще не реализованы.

Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:

высокие ставки и краткосрочный характер кредитования;

высокий уровень налогов и запутанность системы налогообложения;

значительные, а в некоторые периоды времени просто губительные, темпы инфляции, препятствующие долгосрочному инвестированию в производство;

отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, так как она приобретает оборудование за полную стоимость, что в условиях инфляции затрудняет возможность расширения деятельности;

отсутствие ликвидных ресурсов у лизинговой компании для залога;

неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, которая могла бы обеспечить должное техническое обслуживание объектов лизинга, решить целый ряд вопросов в лизинговом бизнесе;

отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг.

Существенным шагом в преодолении отмеченных препятствий может стать вступивший с 2 февраля 2002 г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», который устранил многочисленные юридические коллизии закона 1998 г., а также добавил в него новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать развитию лизинга.

3. Франчайзинговая форма организации бизнеса

С точки зрения процессов изменений в общеэкономической структуре производства, процессов интеграции и кооперации в ней, широкое распространение получила такая форма организации предпринимательства, как франчайзинг. Франчайзинг как форма хозяйственной интеграции мелкого и крупного бизнеса получила свое название от французского слова «франшиз» — льгота, привилегия. Основное содержание этой формы взаимоотношений заключается в том, что мелкая самостоятельная фирма (оператор, франчайзи) функционирует прежде всего за счет долгосрочного договора с крупным предприятием (франчайзером), согласно которому франчайзер предоставляет оператору исключительное право на разработку, производство и сбыт под торговой маркой франчайзера на определенном рынке какого-то конкретного товара, работы, услуги.

Отличительными особенностями этой формы организации бизнеса называются следующие:

право собственности на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент, спецоборудование, деловые связи, «ноу-хау» и т. д. остается за фирмой-франчайзером;

лицензия («франшизы»), дающая право на использование вышеперечисленных элементов хозяйственной деятельности, продается мелкой фирме-франчайзи;

в договор о продаже лицензии включаются права франчайзера на контроль за деятельностью франчайзи, а также обязательств первого по оказанию квалифицированной помощи партнеру в обучении персонала, подборе помещений, проведении маркетинговых исследований и т. п.;

в процессе выполнения договора предусматривается получение франчайзером от франчайзи: а) единовременной оплаты лицензии и необходимого оборудования; б) периодических платежей в виде процента от объема продаж (или прибыли); в) постоянных взносов в централизованный рекламный фонд.

Основные виды франчайзинга сложились согласно границам интеграции крупной и мелкой фирмы в этом процессе. Исходя из этого, различают франчайзинг: товарный, производственный и деловой (полноформатный).

При первой форме франчайзинга — товарной — франчайзером обычно являтся крупный производитель, у которого дилер-франчайзи приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки. При этом реализация продукции конечным потребителям осуществляется исключительно от имени франчайзера. Часто право на продажу и сервис покупателей фирма-франчайзи получает на определенной территории, в каком-либо регионе. В качестве примеров здесь могут служить дилерские сети по торговле техникой (например, автомобилями), а также системы фирменных бензоколонок.

В случае производственного франчайзинга имеет место продажа предприятиям-франчайзи технологий, патентов на них и сырья для изготовления определенного продукта. Чаще всего право использования технологий, патентов, «ноу-хау» и право реализации продукции предоставляется в рамках определенного продукта. Классический пример такого типа франчайзинга — производство безалкогольных напитков из концентратов и по технологии компаний «Кока-кола», «Пепси-кола» и др.

Третий вид — деловой франчайзинг — предполагает приобретение лицензии на так называемый «бизнес-формат», охватывающий практически все элементы производственно-хозяйственного цикла крупного предприятия: от сырья и технологий до задействуемых организационных схем и методов отчетности. Наибольшее распространение данный вид франчайзинга получил в торговле, бытовом обслуживании, гостиничном бизнесе, общественном питании. Именно так функционирует всемирно известный «Макдональдс». Во многих случаях с целью ограничения предприятий-конкурентов головное предприятие оговаривает в контракте сознательно жесткие условия по сотрудничеству мелкого предприятия только с данным головным. В случае нарушения предприятием-оператором условий контракта франчайзер может в любой удобный момент расторгнуть договор даже без предварительного предупреждения. С организационной точки зрения описанные выше формы взаимодействия мелких предприятий с крупными могут быть построены на одном из двух принципов. Первый принцип, применяемый при торговом и производственном  франчайзинге, заключается в том, что мелкие предприятия торгуют продукцией головной компании или выполняют работы, услуги от ее имени, получая за это определенную долю от объема продаж, но при этом принимая на себя весь риск, связанный с реализацией.

Второй принцип взаимодействия мелких и крупных предприятий — корпоративный, который проявляется в деловом (потому и полноформатном) франчайзинге, когда фирма-оператор целиком подключается к полному циклу головной компании. При этом мелкие предприятия, естественно, полностью подчиняются стратегии развития корпорации, ее системе планирования, учета, организации управления, техническим условиям, стандартам, программам обучения персонала, информационной системе и т. п.

История развития франчайзинга не столь богата, как история арендных отношений. Как отмечается, франчайзинг зародился в США. Автодилеры начали свою деятельность на условиях франшизы в 1911 г., а нефтеперерабатывающие компании пришли к организации фирменных бензоколонок в 20—30-х годах. Устойчивый рост этой формы предпринимательства, как и лизинга, наблюдался с конца 50-х и в течение 60-х годов: девять из десяти современных фирм-франчайзеров вступили в бизнес после 1954 г. В тот период рассматриваемая система кооперационных связей распространилась на новые отрасли розничной торговли, обеспечив высокие темпы развития сети предприятий питания быстрого обслуживания, а также фирменных магазинов. Системой контрактов в розничной торговле США ныне охвачено примерно 400 тыс. магазинов, бензоколонок, салонов автосервиса, ресторанов и закусочных. На этих предприятиях занято (с учетом работающих собственников) свыше 3 млн. человек, или 20 % всех работников отрасли.

В системе франчайзинга сегодня функционируют более 500 тыс. американских предприятий.

По сравнению с предпринимателями, самостоятельно открывающими собственное дело, франчайзи обладают рядом существенных преимуществ, в числе которых:

  1.  готовая «пища» рынка, что дает возможность в кратчайшие сроки развернуть дело;
  2.  полный пакет четких инструкций, содержащий информацию о материалах, сырье, оборудовании, поставках, системе сбыта, методах и приемах работы;
  3.  работа под известной и уважаемой торговой маркой;
  4.  получение относительно дешевой и качественной рекламы различного масштаба — от местной до международной;
  5.  информация по наилучшему территориальному размещению бизнеса;
  6.  возможность покупки у франчайзера необходимого оборудования и материалов со скидками;
  7.  приобретение навыков работы по стандартам высокого качества.

Таким образом, франчайзинг помогает применяющему его предприятию оперативно занять достойное место на рынке, расширить уже существующие рынки, обеспечить передовую в данной отрасли организацию бизнеса и, самое главное, обеспечить реализацию этих задач, не вкладывая значительных объемов материальных и финансовых средств.

Не менее существенны преимущества, извлекаемые крупными фирмами из данной формы интеграции с малым бизнесом. Промышленные корпорации с помощью рассматриваемой системы устанавливают контроль над рынком с минимальным риском и затратами, так как франчайзи вкладывают в дело собственные капиталы. Средства и усилия корпорации, таким образом, могут быть сконцентрированы на основной производственной деятельности. Благодаря системе франчайзинга крупный промышленный капитал получает возможность с относительно небольшими издержками контролировать территориально раздробленные рынки, расширять свою власть на них. Расширение контролируемой сбытовой сети происходит быстрее, чем организация собственных торговых филиалов, поскольку процесс идет в значительной степени на базе модернизации мелких предприятий, уже утвердившихся на рынках.

Примечательны, однако, внутренние специфические противоречия, связанные с объективно обусловленным несовпадением интересов участников этой формы предпринимательской деятельности. В первую очередь следует выделить противоречие между жесткостью единых стандартов, критериев и принципов, централизованно устанавливаемых франчайзером, и спецификой конкретных условий работы оператора-франчайзи.

В специальных исследованиях по этой форме организации бизнеса рассматривается также противоречие между длительным сроком действия договора франчайзинга и непредсказуемостью динамики многих параметров хозяйствования малой фирмы. Зачастую соглашения заключаются на 10—15 лет, и очевидно, что спрогнозировать экономическую конъюнктуру, динамику и структуру спроса на столь протяженную перспективу франчайзи не в состоянии.

Кроме того, отмечается противоречие между высокой платой за включение во франчайзинговые отношения и недостаточным, как правило, стартовым потенциалом новых франчайзи. Так, в США первоначальные затраты колеблются в диапазоне от 15 до 100 тыс. долл., а в Англии от 5 до 50 тыс. ф. ст.

Очень важно и разрешение противоречия в интересах франчайзера и франчайзи в конкретном регионе. Первый нацелен на максимальный объем продаж, и, в случае благоприятной конъюнктуры, стремится к наращиванию числа предприятий-партнеров, работающих на данном региональном рынке. Франчайзи, напротив, заинтересован в получении исключительных прав на обслуживание территории.

Понятно, что успешная реализация всех преимуществ интеграционного капитала франчайзинговых отношений напрямую связана с нахождением адекватных форм разрешения отмеченных противоречий. В случаях, когда эти формы найти и задействовать не удается, в невыгодное положение попадают прежде всего малые фирмы, отношения франчайзеров с которыми остаются лишь по видимости равноправными. Опыт развитых стран свидетельствует, что важным средством решения проблем становится совершенствование практики составления и заключения соответствующих договоров. В них, по настоянию малых фирм, все чаще фиксируются: особенности условий хозяйствования в конкретном регионе; приемлемые сроки действия соглашений (3—5 лет) с возможностью их пролонгирования; формы финансовой помощи со стороны франчайзера; его обязательства по соблюдению эксклюзивных прав франчайзи на данной территории, по консультационной аудиторской поддержке и т. п.

Ключевая роль в разрешении анализируемых противоречий, присущих франчайзингу, принадлежит государству, обычно активно поддерживающему франчайзинговые отношения крупного и малого бизнеса. Основные формы такой поддержки могут выглядеть следующим образом. Во-первых, государство создает благоприятную для развития этих отношений внешнюю среду: правовую, налоговую, таможенную и т. п. Во-вторых, оно оказывает целевую помощь (финансовую, информационно-поисковую, консалтинговую) конкретным фирмам — субъектам франчайзинговых связей. В-третьих, властные структуры создают (инициируют создание, поддерживают) институты и организацибнные структуры, нацеленные на стимулирование франчайзинга (этим, как известно занимаются торгово-промышленные палаты, разного рода ассоциации, бизнес-центры, банки данных и т. п.) Частичная реализация перечисленных задач и высокая привлекательность франчайзинга отразились на его развитии в российских условиях.

На сегодняшний день в российской практике наиболее интенсивно происходит развитие франчайзинговых отношений в сфере товарного обращения и в сфере услуг. Причем если раньше на российском рынке по системе франчайзинга работали в основном зарубежные фирмы, то сейчас все более активно начинают работать в этом направлении и российские компании. Интенсивно развиваются франчайзинговые отношения в системе питания («Русское бистро», «Баскин Роббинс», «Пицца-Хат»), компьютерной индустрии («Лампорт», «1C»). Зарождаются франчайзинговые отношения и в сфере производства («Довгань»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51568. Культурное наследие декабристов на поселении в Забайкалье: история и современность 151.5 KB
  Рассмотреть литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.); Описать материальное наследие декабристов на поселении в Забайкалье (30-60 гг. XIX в.); Определить недвижимое наследие декабристов в Бурятии; Изучить недвижимое наследие декабристов в Забайкальском крае.
51569. Гармония в музыке 35 KB
  Конечно и мне будет вряд ли под силу провести Вас по всему этому пути хотя бы потому что не могу услышать Вашей реакции Ваших упражнений на клавиатуре и т. И даже в Ваших земных бытовых часто откровенно мелочных страстях и делах неизбежно работают те же законы что и там в этой сверкаючей черноте. А тогда разве не очевидно что та ничем неразрушимая симметрия и логичность мира которая поражает Ваши глаза конечно же живет и в Вас самих. И Ваши клетки и Ваши чувства и Ваши желания все это выстроено столь же тщательно как и все во...
51570. Название круглых сотен 50 KB
  Цель: Сформировать понятие сотни. Сформировать способность к счету сотнями, Сформировать знание способам их названия и записи, Сформировать умение сложению и вычитанию круглых сотен. Оборудование: интерактивная доска, презентация.
51571. Открытый урок «перевод» 97 KB
  I think I believe To my mind In my opinion I gree I do not quite gree I disgree It’s right You re not quite right You re mistken How right you re Excuse me but Would you kindly repet Полилог дискуссия за круглым столом Говорим по очереди S 1 монолог по 2 человека The first trend is the diversity in students. Students hve of course lwys been diverse. Whether in the pst or in the present dy students lern t unique pces show unique personlities nd lern in their own wys. Now more thn ever techers re likely to serve...
51572. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 49.5 KB
  14 лет Завоевание Земли и раздел ее между коленами Вход в Землю ИзраиляИеhошуа БинНун Книга Иеhошуа история за воевания и раздела земли Период Судей 1З11 вв. Власть Судей не постоянная и не наследственная ГидеонШимшон Самсон Дебора Пророк ШмуэльСамуил Книга Судей история народа в этот периодШмуэльКнига Рут история семьи ДавидаШмуэль Период объединен ного царства 10 в. 80 лет Создание и расцвет объединенного еврейского царства со столицей в Иерусалиме царь Шауль Саул царь Давид царь Шломо СоломонПостроение Первого...
51574. Конструирование диагностико-проектировочной и ценностно-ориентировочной деятельности педагога 183 KB
  Конструирование диагностико проектировочной и ценностноориентировочной деятельности педагога. Ведущие задачи диагностикопроектировочного этапа педагогической деятельности. Задачный характер педагогической деятельности. Коллективное планирование как обязательное условие жизнедеятельности детского коллектива.
51575. Пути повышения рентабельности предприятия (на примере ООО «Телепласт») 1.34 MB
  Рентабельность - это важнейший показатель в экономике. Понимание ее сути, механизмов работы и практического применения в экономической деятельности дает возможность решения многих задач в работе компании.