56199

Развитие читательской деятельности учащихся на уроке литературы при помощи использования мультимедийной презентации

Научная статья

Педагогика и дидактика

В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность и мультимедийная презентация...

Русский

2014-04-02

15.24 MB

0 чел.

Климашевская Ольга Анатольевна

учитель русского языка

и мировой литературы

Развитие  читательской деятельности учащихся на уроке литературы

при помощи использования мультимедийной презентации 

Информационные технологии в процессе обучения литературе, благодаря оснащению школ  и   возросшей подготовке самих учителей, заявили о себе уверенно и ярко: многие русского языка и литературы, мировой литературы признаются, что повысился интерес к предмету, ребята сами с удовольствием создают презентации, участвуют в проектной деятельности, предполагающей компьютерное сопровождение. Однако слышны и голоса сомневающихся: не вытеснит ли монитор компьютера книгу, не помешает ли общению учителя и учеников? Да и некоторые учительские презентации иногда напоминают неподвижные страницы  школьных учебников, созданных по принципу «картинка – текст», а учебная деятельность на уроке сводится к давно, казалось бы, забытому «прочитали – посмотрели – приняли во внимание».

Исходя из опыта  использования мультимедийных технологий в своей работе, я сформулировала для себя тезис  размышления: мультимедийная презентация, созданная учителем для урока литературы, должна создавать деятельностный режим на уроке, из чего следует первый вывод – ее структура полностью соответствует определенному виду учебной деятельности,  в данном случае мы говорим о деятельности читателя.

Начальный этап любого вида деятельности – мотивация. В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке - эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность, и мультимедийная презентация может явить образ, вызывающий «послечувствование», настолько сильно включающий эмоции, что мысль, пробужденная ими, требует диалога с автором произведения, которое предстоит прочесть и о котором стоит поразмышлять. Рождению таких образов может помочь  настраивающий школьников на определенную эмоциональную волну слайд-фильм - монтаж из фрагментов текста, изображений и музыки, помогающий войти в художественный мир литературного произведения. Да и сам титульный слайд, открывающий презентацию, сродни заголовку литературного произведения: лаконичный, интересно, нестандартно оформленный, создающий читательские ожидания, однако полностью не открывающий основную мысль презентации. Это своеобразный намек, «яркое пятно», призыв к погружению в художественный мир произведения.

            

Отдельный слайд занимает установочное задание – это либо проблемный вопрос, ответ на который можно найти, лишь внимательно работая в течение урока, либо исследовательское или творческое задание. В любом случае школьники должны представлять, что им необходимо будет сделать на материале или в течение презентации, на что обратить большее внимание. Последний слайд презентации обычно возвращает установочное задание, таким образом, презентация имеет своеобразную «кольцевую композицию».

              

Наиболее сложным и ответственным этапом организации читательской деятельности школьников является  анализирующее наблюдение, предполагающее активизацию основных сфер читательского восприятия: мышления, эмоций, воображения. Анализирующее наблюдение предполагает  разнообразие деятельности, цель которой – постепенное, через обращение к отдельным литературным явлениям, создание читательской интерпретации произведения. Анализирующее наблюдение предполагает непосредственное соприкосновение с текстом, медленное чтение и размышление, чему поможет оформленный на слайдах текстовый материал для наблюдения:

•    цитатная таблица с «текстовыми пустотами» для организации сопоставительного анализа:

                 

•    цитатный рассказ, привлекающий внимание к определенной сюжетной линии или литературному герою:

         

•    эмоциональная цепочка, цель которой – привлечь внимание к духовной эволюции героя:

            

•    выделение цветом, размером, шрифтом отдельных фрагментов текста, необходимых для наблюдения;

•    задания на соотнесение объектов в двух колонках с обнаружением закономерности, обобщением своих наблюдений:

          

- слайд-фильм, также актуализирует необходимый для анализа текстовый материал, но подает его более эмоционально.

Презентация оптимальна для организации сопоставительного анализа, содержанием которого могут быть произведения одного или разных видов искусства: одновременное размещение на слайде литературного текста и живописного полотна, картин разных художников или художественных текстов разных авторов  также организует анализирующее наблюдение. Тематически и эмоционально близкие тексту изображения помогают представить героя или место действия:

         

               

Различные задания можно предложить для анализа художественных интерпретаций литературного произведения: иллюстраций к тексту, музыкальных произведений, фрагментов из спектаклей или художественных фильмов:

Интересен сопоставительный анализ художественного текста и тематически близких произведений смежных видов искусства:

На слайде можно расположить эвристические или проблемные вопросы- но крупные, определяющие направление анализа, поскольку более мелкие и детальные вопросы  рождаются в процессе живой беседы с классом, и это помогает сохранить необходимую в диалоге свободу, импровизацию и гибкость. Интересны проблемные вопросы на основе полярных высказываний критиков, литературоведов или читателей:

Только мультимедийная презентация предоставляет возможность организовать неявный, «скрытый» анализ текста при помощи поиска закономерности, отраженной в  появившихся на слайде объектах:

            

Для этапа концептуального осмысления, следующего после анализирующего наблюдения, характерны  возврат к целостному восприятию текста, качественно иное осмысление литературного произведения - выход на концептуальный уровень его художественной системы, поэтому в мультимедийной презентации будут оптимальны такие задания:

•    возврат установочного задания и его выполнение;

• выбор эпиграфа к уроку или произведению из нескольких вариантов, расположенных на слайде.

На обобщающие идеи можно выйти при помощи расположенных на слайде графиков, схем, моделей теоретико-литературных понятий:

Выбор из размещенных на слайде репродукций обложки к воображаемой публикации текста также поможет концептуальному осмыслению:

Мультимедийная презентация, с ее возможностями использования изображений,  поможет и в организации еще одного этапа читательской деятельности - включение произведения в общекультурный контекст, когда литературный текст воспринимается как часть культуры определенной исторической эпохи, с одной стороны, вобравший в себя ее основные нравственные и эстетические характеристики, а с другой - обогативший ее. Сопоставительный анализ с другими художественными текстами, с тематически близкими произведениями смежных видов искусства определенной культурно-исторической эпохи, анализ художественных интерпретаций литературного произведения – возможное наполнение мультимедийной презентации:

Второй тезис нашего размышления - форма презентации должна полностью соответствовать её содержанию и законам восприятия. Оформление слайдов, расположение на них объектов не должно затруднять восприятие. Слайды для урока литературы отнюдь не обязательно должны быть оформлены на одинаковом фоне – это уныло и однообразно, однако не стоит делать презентацию пёстрой, поэтому наиболее оптимальный путь – оформление фона в единой, но все же различной по своим оттенкам цветовой гамме (гармоничные для восприятия тона – спокойный голубой, синий, фиолетовый, цвет морской волны, тона коричневой и бежевой гаммы). Необычным фоном может быть изображение, сначала обработанное как «подложка», - это дает интересный эффект туманности, приглушенности цвета. Критично стоит относиться к шаблонам оформления: большинство из них не соответствуют характеру содержания слайда для урока литературы.   

Особенно ответственно оформление текста: цвет шрифта должен хорошо восприниматься, быть максимально контрастным по отношению к фону; для информативного материала нужно использовать наиболее простые виды шрифта, для задач оформления можно обратиться к более изысканным видам.

Не стоит перегружать слайд изображениями или текстом: мелкий шрифт плохо читается, обилие изображений не позволяет сконцентрировать внимание на каждом из них. Однако есть определенные дидактические задачи, когда необходимо демонстрировать одновременно большое количество изображений: сопоставительный анализ произведений смежных видов искусства.

Каждый анимационный эффект соответствует содержанию и законам восприятия, поэтому не нужно увлекаться сложными вариантами анимации (если это не оправдано содержанием слайда). Анимация текста должна быть простой, текст - появляться целостно, открываться слева направо, поскольку это соответствует восприятию в рамках нашей культуры.

Если в презентацию включаются анимационные картинки, значки, символы  и другие элементы, они не должны отвлекать от восприятия материала либо выполнения задания, их функции – обращать внимание на отдельные блоки информации, отмечать характер задания, привносить в презентацию динамику и яркость. Все изображения, использованные в презентации, должны быть хорошего качества и полноцветные (если и в оригинале они полноцветные).

В заключение хочется подчеркнуть, что культура урока литературы сказывается во всем, в том числе и в созданных учителем мультимедийных презентаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38840. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ПО ВИКОНАННЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТУ 308.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ПО ВИКОНАННЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТУ по спеціальності 5. Дипломне проектування як завершальний етап навчання підводить підсумки учбової і науководослідної роботи студента в коледжі і грає дуже важливу поважну роль в його підготовці до майбутньої самостійній роботі на автоексплуатаційних підприємствах в проектнотехнологічних і науководослідних організаціях автомобільного транспорту. Основними цілями дипломного проектування є з'являються узагальнення раніше отриманих одержувати знань і їх подальше дальше розширення а також...
38841. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ 196 KB
  Выполнение дипломной работы. Содержание дипломной работы. Оформление дипломной работы18 6. Оценка дипломной работы.
38842. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 365.5 KB
  Описаны требования к оформлению и защите выпускной квалификационной работы. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации степени бакалавр в форме выпускной квалификационной работы бакалавра; для квалификации дипломированный специалист в форме дипломной работы проекта; Основные цели выпускной квалификационной работы: 1 систематизация закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной...
38844. Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта 1.19 MB
  Дипломная работа выполняется в форме дипломного проекта. Каждому студентудипломнику назначается руководитель проекта как правило из числа преподавателей вуза. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме проекта в соответствии с утвержденным Советом вуза Положением о выпускной квалификационной работе.
38845. Экспертная система комплексного диагностирования линейной части магистрального газопровода ЭС «Диагностика ЛЧ МГ» 3.02 MB
  В рамках проделанной работы проведено детальное обследование предметной области, составлен перечень функциональных задач, исследованы аналоги автоматизированных систем, спроектирована инфологическая модель предметной области, реализована ЭС «Диагностика ЛЧ МГ»
38846. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ 186 KB
  Плеханова Кафедра документоведения и документационного обеспечения управления МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Для студентов специальности 032001. Петраченко Методические указания к выполнению дипломной работы для студентов спец. Методические указания к выполнению дипломной работы разработаны преподавателями кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Саратовского государственного социальноэкономического университета на основании требований государственных образовательных стандартов высшего...
38847. ДИПЛОМНА РОБОТА СПЕЦІАЛІСТА, ЇЇ МЕТА І ЗАВДАННЯ 253 KB
  Вона є кваліфікаційним документом на підставі якого Державна екзаменаційна комісія визначає рівень теоретичної підготовки випускника його готовність до самостійної роботи за фахом і приймає рішення про присвоєння кваліфікації. Працюючи над ДР студент має засвоїти навики правильної постановки проблеми та обґрунтування її актуальності формулювання мети і завдань дослідження побудови логічного плану оптимальної структури роботи з літературними джерелами і статистичною інформацією аналізу та оцінки різних аспектів діяльності організації...
38848. ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 231.5 KB
  Оно проводится в целях выполнения квалификационной работы проекта соответствующей государственным требованиям к уровню подготовки инженера систематизации и закрепления знаний по образовательнопрофессиональной программе совершенствования умений их применения для решения задач в области мостостроения. Следует иметь в виду что основную ответственность за правильность принятых в проекте технических решений и всех данных несёт студент автор дипломного проекта. Темы дипломных проектов как правило соответствуют одному из направлений:...