56199
Развитие читательской деятельности учащихся на уроке литературы при помощи использования мультимедийной презентации
Научная статья
Педагогика и дидактика
В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность и мультимедийная презентация...
Русский
2014-04-02
15.24 MB
0 чел.
Климашевская Ольга Анатольевна
учитель русского языка
и мировой литературы
Развитие читательской деятельности учащихся на уроке литературы
при помощи использования мультимедийной презентации
Информационные технологии в процессе обучения литературе, благодаря оснащению школ и возросшей подготовке самих учителей, заявили о себе уверенно и ярко: многие русского языка и литературы, мировой литературы признаются, что повысился интерес к предмету, ребята сами с удовольствием создают презентации, участвуют в проектной деятельности, предполагающей компьютерное сопровождение. Однако слышны и голоса сомневающихся: не вытеснит ли монитор компьютера книгу, не помешает ли общению учителя и учеников? Да и некоторые учительские презентации иногда напоминают неподвижные страницы школьных учебников, созданных по принципу «картинка текст», а учебная деятельность на уроке сводится к давно, казалось бы, забытому «прочитали посмотрели приняли во внимание».
Исходя из опыта использования мультимедийных технологий в своей работе, я сформулировала для себя тезис размышления: мультимедийная презентация, созданная учителем для урока литературы, должна создавать деятельностный режим на уроке, из чего следует первый вывод ее структура полностью соответствует определенному виду учебной деятельности, в данном случае мы говорим о деятельности читателя.
Начальный этап любого вида деятельности мотивация. В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке - эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность, и мультимедийная презентация может явить образ, вызывающий «послечувствование», настолько сильно включающий эмоции, что мысль, пробужденная ими, требует диалога с автором произведения, которое предстоит прочесть и о котором стоит поразмышлять. Рождению таких образов может помочь настраивающий школьников на определенную эмоциональную волну слайд-фильм - монтаж из фрагментов текста, изображений и музыки, помогающий войти в художественный мир литературного произведения. Да и сам титульный слайд, открывающий презентацию, сродни заголовку литературного произведения: лаконичный, интересно, нестандартно оформленный, создающий читательские ожидания, однако полностью не открывающий основную мысль презентации. Это своеобразный намек, «яркое пятно», призыв к погружению в художественный мир произведения.
Отдельный слайд занимает установочное задание это либо проблемный вопрос, ответ на который можно найти, лишь внимательно работая в течение урока, либо исследовательское или творческое задание. В любом случае школьники должны представлять, что им необходимо будет сделать на материале или в течение презентации, на что обратить большее внимание. Последний слайд презентации обычно возвращает установочное задание, таким образом, презентация имеет своеобразную «кольцевую композицию».
Наиболее сложным и ответственным этапом организации читательской деятельности школьников является анализирующее наблюдение, предполагающее активизацию основных сфер читательского восприятия: мышления, эмоций, воображения. Анализирующее наблюдение предполагает разнообразие деятельности, цель которой постепенное, через обращение к отдельным литературным явлениям, создание читательской интерпретации произведения. Анализирующее наблюдение предполагает непосредственное соприкосновение с текстом, медленное чтение и размышление, чему поможет оформленный на слайдах текстовый материал для наблюдения:
• цитатная таблица с «текстовыми пустотами» для организации сопоставительного анализа:
• цитатный рассказ, привлекающий внимание к определенной сюжетной линии или литературному герою:
• эмоциональная цепочка, цель которой привлечь внимание к духовной эволюции героя:
• выделение цветом, размером, шрифтом отдельных фрагментов текста, необходимых для наблюдения;
• задания на соотнесение объектов в двух колонках с обнаружением закономерности, обобщением своих наблюдений:
- слайд-фильм, также актуализирует необходимый для анализа текстовый материал, но подает его более эмоционально.
Презентация оптимальна для организации сопоставительного анализа, содержанием которого могут быть произведения одного или разных видов искусства: одновременное размещение на слайде литературного текста и живописного полотна, картин разных художников или художественных текстов разных авторов также организует анализирующее наблюдение. Тематически и эмоционально близкие тексту изображения помогают представить героя или место действия:
Различные задания можно предложить для анализа художественных интерпретаций литературного произведения: иллюстраций к тексту, музыкальных произведений, фрагментов из спектаклей или художественных фильмов:
Интересен сопоставительный анализ художественного текста и тематически близких произведений смежных видов искусства:
На слайде можно расположить эвристические или проблемные вопросы- но крупные, определяющие направление анализа, поскольку более мелкие и детальные вопросы рождаются в процессе живой беседы с классом, и это помогает сохранить необходимую в диалоге свободу, импровизацию и гибкость. Интересны проблемные вопросы на основе полярных высказываний критиков, литературоведов или читателей:
Только мультимедийная презентация предоставляет возможность организовать неявный, «скрытый» анализ текста при помощи поиска закономерности, отраженной в появившихся на слайде объектах:
Для этапа концептуального осмысления, следующего после анализирующего наблюдения, характерны возврат к целостному восприятию текста, качественно иное осмысление литературного произведения - выход на концептуальный уровень его художественной системы, поэтому в мультимедийной презентации будут оптимальны такие задания:
• возврат установочного задания и его выполнение;
• выбор эпиграфа к уроку или произведению из нескольких вариантов, расположенных на слайде.
На обобщающие идеи можно выйти при помощи расположенных на слайде графиков, схем, моделей теоретико-литературных понятий:
Выбор из размещенных на слайде репродукций обложки к воображаемой публикации текста также поможет концептуальному осмыслению:
Мультимедийная презентация, с ее возможностями использования изображений, поможет и в организации еще одного этапа читательской деятельности - включение произведения в общекультурный контекст, когда литературный текст воспринимается как часть культуры определенной исторической эпохи, с одной стороны, вобравший в себя ее основные нравственные и эстетические характеристики, а с другой - обогативший ее. Сопоставительный анализ с другими художественными текстами, с тематически близкими произведениями смежных видов искусства определенной культурно-исторической эпохи, анализ художественных интерпретаций литературного произведения возможное наполнение мультимедийной презентации:
Второй тезис нашего размышления - форма презентации должна полностью соответствовать её содержанию и законам восприятия. Оформление слайдов, расположение на них объектов не должно затруднять восприятие. Слайды для урока литературы отнюдь не обязательно должны быть оформлены на одинаковом фоне это уныло и однообразно, однако не стоит делать презентацию пёстрой, поэтому наиболее оптимальный путь оформление фона в единой, но все же различной по своим оттенкам цветовой гамме (гармоничные для восприятия тона спокойный голубой, синий, фиолетовый, цвет морской волны, тона коричневой и бежевой гаммы). Необычным фоном может быть изображение, сначала обработанное как «подложка», - это дает интересный эффект туманности, приглушенности цвета. Критично стоит относиться к шаблонам оформления: большинство из них не соответствуют характеру содержания слайда для урока литературы.
Особенно ответственно оформление текста: цвет шрифта должен хорошо восприниматься, быть максимально контрастным по отношению к фону; для информативного материала нужно использовать наиболее простые виды шрифта, для задач оформления можно обратиться к более изысканным видам.
Не стоит перегружать слайд изображениями или текстом: мелкий шрифт плохо читается, обилие изображений не позволяет сконцентрировать внимание на каждом из них. Однако есть определенные дидактические задачи, когда необходимо демонстрировать одновременно большое количество изображений: сопоставительный анализ произведений смежных видов искусства.
Каждый анимационный эффект соответствует содержанию и законам восприятия, поэтому не нужно увлекаться сложными вариантами анимации (если это не оправдано содержанием слайда). Анимация текста должна быть простой, текст - появляться целостно, открываться слева направо, поскольку это соответствует восприятию в рамках нашей культуры.
Если в презентацию включаются анимационные картинки, значки, символы и другие элементы, они не должны отвлекать от восприятия материала либо выполнения задания, их функции обращать внимание на отдельные блоки информации, отмечать характер задания, привносить в презентацию динамику и яркость. Все изображения, использованные в презентации, должны быть хорошего качества и полноцветные (если и в оригинале они полноцветные).
В заключение хочется подчеркнуть, что культура урока литературы сказывается во всем, в том числе и в созданных учителем мультимедийных презентаций.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
82733. | СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ОАО «ДЭП-12» | 2.09 MB | |
Цикл кругооборота оборотных средств это процесс смены их материально-вещественной формы который систематически повторяется. Кругооборот оборотных средств обусловлен сменой материально-вещественной формы активов в процессе обслуживания потребностей гостиничного предприятия по оказанию услуг. | |||
82735. | Расчет защиты трубопровода | 190.67 KB | |
Успешная защита трубопроводных систем от коррозии может быть осуществлена при своевременном обнаружении коррозионных разрушений, определении их величины и выборе защитных мероприятий. В начальный период эксплуатации состояние трубопровода определяется качеством проектирования и строительства. | |||
82736. | РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ, ГЕНЕРИРУЮЩЕЙ ПАРОЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ | 817 KB | |
Целью работы является разработка программы которая генерирует пароли пользователей с учетом количественных оценок стойкости пароля. В процессе курсового проектирования были рассчитаны количественные оценки стойкости пароля разработан алгоритм программы генерирующей пароли разработана... | |||
82737. | Проведение оценки двухкомнатной квартиры и расчет ее рыночной стоимости | 1.67 MB | |
Сейчас на рынке недвижимости в России представлены жилые квартиры и комнаты, офисные здания и помещения, здания производственного и торгового назначения, коттеджи, дачи и сельские дома с земельными участками. Также на рынке недвижимости уже есть и свободные земельные участки. | |||
82738. | Технология промывки песчаных пробок на скважинах Кульсаринского месторождения | 1.08 MB | |
В процессе эксплуатации нефтяных скважин в стволе образуются песчаные пробки, которые в ряде случаев доходят до интервалов перфорации эксплуатационной колонны и приводят к снижению дебита, а в ряде случаев к полному прекращению поступления жидкости из пласта. | |||
82739. | Скульптура на уроках образотворчого мистецтва в загальноосвітній школі | 14.39 MB | |
Особливості вивчення ліплення у початковій школі. Заняття ліпленням розвивають художній смак індивідуальність інтуїцію виховують організованість дисциплінованість і акуратність під час роботи з глиною і пластиліном і навіть вміння планувати творчий процес кожним учням. | |||
82740. | Определение рейтинга заемщика кредитной организации (на примере ОАО «Уралмашзавод») | 1.15 MB | |
Теоретическое обоснование необходимости и сущности определения рейтинга заемщика необходимость и сущность определения рейтинга заемщика источники аналитической информации для оценки финансовой устойчивости предприятия определение рейтинга заемщика кредитной организации расчет коэффициентов ликвидности... | |||