56199

Развитие читательской деятельности учащихся на уроке литературы при помощи использования мультимедийной презентации

Научная статья

Педагогика и дидактика

В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность и мультимедийная презентация...

Русский

2014-04-02

15.24 MB

0 чел.

Климашевская Ольга Анатольевна

учитель русского языка

и мировой литературы

Развитие  читательской деятельности учащихся на уроке литературы

при помощи использования мультимедийной презентации 

Информационные технологии в процессе обучения литературе, благодаря оснащению школ  и   возросшей подготовке самих учителей, заявили о себе уверенно и ярко: многие русского языка и литературы, мировой литературы признаются, что повысился интерес к предмету, ребята сами с удовольствием создают презентации, участвуют в проектной деятельности, предполагающей компьютерное сопровождение. Однако слышны и голоса сомневающихся: не вытеснит ли монитор компьютера книгу, не помешает ли общению учителя и учеников? Да и некоторые учительские презентации иногда напоминают неподвижные страницы  школьных учебников, созданных по принципу «картинка – текст», а учебная деятельность на уроке сводится к давно, казалось бы, забытому «прочитали – посмотрели – приняли во внимание».

Исходя из опыта  использования мультимедийных технологий в своей работе, я сформулировала для себя тезис  размышления: мультимедийная презентация, созданная учителем для урока литературы, должна создавать деятельностный режим на уроке, из чего следует первый вывод – ее структура полностью соответствует определенному виду учебной деятельности,  в данном случае мы говорим о деятельности читателя.

Начальный этап любого вида деятельности – мотивация. В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке - эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность, и мультимедийная презентация может явить образ, вызывающий «послечувствование», настолько сильно включающий эмоции, что мысль, пробужденная ими, требует диалога с автором произведения, которое предстоит прочесть и о котором стоит поразмышлять. Рождению таких образов может помочь  настраивающий школьников на определенную эмоциональную волну слайд-фильм - монтаж из фрагментов текста, изображений и музыки, помогающий войти в художественный мир литературного произведения. Да и сам титульный слайд, открывающий презентацию, сродни заголовку литературного произведения: лаконичный, интересно, нестандартно оформленный, создающий читательские ожидания, однако полностью не открывающий основную мысль презентации. Это своеобразный намек, «яркое пятно», призыв к погружению в художественный мир произведения.

            

Отдельный слайд занимает установочное задание – это либо проблемный вопрос, ответ на который можно найти, лишь внимательно работая в течение урока, либо исследовательское или творческое задание. В любом случае школьники должны представлять, что им необходимо будет сделать на материале или в течение презентации, на что обратить большее внимание. Последний слайд презентации обычно возвращает установочное задание, таким образом, презентация имеет своеобразную «кольцевую композицию».

              

Наиболее сложным и ответственным этапом организации читательской деятельности школьников является  анализирующее наблюдение, предполагающее активизацию основных сфер читательского восприятия: мышления, эмоций, воображения. Анализирующее наблюдение предполагает  разнообразие деятельности, цель которой – постепенное, через обращение к отдельным литературным явлениям, создание читательской интерпретации произведения. Анализирующее наблюдение предполагает непосредственное соприкосновение с текстом, медленное чтение и размышление, чему поможет оформленный на слайдах текстовый материал для наблюдения:

•    цитатная таблица с «текстовыми пустотами» для организации сопоставительного анализа:

                 

•    цитатный рассказ, привлекающий внимание к определенной сюжетной линии или литературному герою:

         

•    эмоциональная цепочка, цель которой – привлечь внимание к духовной эволюции героя:

            

•    выделение цветом, размером, шрифтом отдельных фрагментов текста, необходимых для наблюдения;

•    задания на соотнесение объектов в двух колонках с обнаружением закономерности, обобщением своих наблюдений:

          

- слайд-фильм, также актуализирует необходимый для анализа текстовый материал, но подает его более эмоционально.

Презентация оптимальна для организации сопоставительного анализа, содержанием которого могут быть произведения одного или разных видов искусства: одновременное размещение на слайде литературного текста и живописного полотна, картин разных художников или художественных текстов разных авторов  также организует анализирующее наблюдение. Тематически и эмоционально близкие тексту изображения помогают представить героя или место действия:

         

               

Различные задания можно предложить для анализа художественных интерпретаций литературного произведения: иллюстраций к тексту, музыкальных произведений, фрагментов из спектаклей или художественных фильмов:

Интересен сопоставительный анализ художественного текста и тематически близких произведений смежных видов искусства:

На слайде можно расположить эвристические или проблемные вопросы- но крупные, определяющие направление анализа, поскольку более мелкие и детальные вопросы  рождаются в процессе живой беседы с классом, и это помогает сохранить необходимую в диалоге свободу, импровизацию и гибкость. Интересны проблемные вопросы на основе полярных высказываний критиков, литературоведов или читателей:

Только мультимедийная презентация предоставляет возможность организовать неявный, «скрытый» анализ текста при помощи поиска закономерности, отраженной в  появившихся на слайде объектах:

            

Для этапа концептуального осмысления, следующего после анализирующего наблюдения, характерны  возврат к целостному восприятию текста, качественно иное осмысление литературного произведения - выход на концептуальный уровень его художественной системы, поэтому в мультимедийной презентации будут оптимальны такие задания:

•    возврат установочного задания и его выполнение;

• выбор эпиграфа к уроку или произведению из нескольких вариантов, расположенных на слайде.

На обобщающие идеи можно выйти при помощи расположенных на слайде графиков, схем, моделей теоретико-литературных понятий:

Выбор из размещенных на слайде репродукций обложки к воображаемой публикации текста также поможет концептуальному осмыслению:

Мультимедийная презентация, с ее возможностями использования изображений,  поможет и в организации еще одного этапа читательской деятельности - включение произведения в общекультурный контекст, когда литературный текст воспринимается как часть культуры определенной исторической эпохи, с одной стороны, вобравший в себя ее основные нравственные и эстетические характеристики, а с другой - обогативший ее. Сопоставительный анализ с другими художественными текстами, с тематически близкими произведениями смежных видов искусства определенной культурно-исторической эпохи, анализ художественных интерпретаций литературного произведения – возможное наполнение мультимедийной презентации:

Второй тезис нашего размышления - форма презентации должна полностью соответствовать её содержанию и законам восприятия. Оформление слайдов, расположение на них объектов не должно затруднять восприятие. Слайды для урока литературы отнюдь не обязательно должны быть оформлены на одинаковом фоне – это уныло и однообразно, однако не стоит делать презентацию пёстрой, поэтому наиболее оптимальный путь – оформление фона в единой, но все же различной по своим оттенкам цветовой гамме (гармоничные для восприятия тона – спокойный голубой, синий, фиолетовый, цвет морской волны, тона коричневой и бежевой гаммы). Необычным фоном может быть изображение, сначала обработанное как «подложка», - это дает интересный эффект туманности, приглушенности цвета. Критично стоит относиться к шаблонам оформления: большинство из них не соответствуют характеру содержания слайда для урока литературы.   

Особенно ответственно оформление текста: цвет шрифта должен хорошо восприниматься, быть максимально контрастным по отношению к фону; для информативного материала нужно использовать наиболее простые виды шрифта, для задач оформления можно обратиться к более изысканным видам.

Не стоит перегружать слайд изображениями или текстом: мелкий шрифт плохо читается, обилие изображений не позволяет сконцентрировать внимание на каждом из них. Однако есть определенные дидактические задачи, когда необходимо демонстрировать одновременно большое количество изображений: сопоставительный анализ произведений смежных видов искусства.

Каждый анимационный эффект соответствует содержанию и законам восприятия, поэтому не нужно увлекаться сложными вариантами анимации (если это не оправдано содержанием слайда). Анимация текста должна быть простой, текст - появляться целостно, открываться слева направо, поскольку это соответствует восприятию в рамках нашей культуры.

Если в презентацию включаются анимационные картинки, значки, символы  и другие элементы, они не должны отвлекать от восприятия материала либо выполнения задания, их функции – обращать внимание на отдельные блоки информации, отмечать характер задания, привносить в презентацию динамику и яркость. Все изображения, использованные в презентации, должны быть хорошего качества и полноцветные (если и в оригинале они полноцветные).

В заключение хочется подчеркнуть, что культура урока литературы сказывается во всем, в том числе и в созданных учителем мультимедийных презентаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69740. Пріоритет і порядок виконання 50 KB
  Пріоритет і асоціативність операцій мови Сі впливаяють на порядок групування операндів і обчислення операцій у виразі. Пріоритет операцій суттєвий тільки за наявності декількох операцій, що мають різний приоритет. Вирази з більш пріоритетними операціями обчислюються першими.
69741. Ініціалізація масивів 24.5 KB
  Якщо у визначенні масиву явно вказаний його розмір, то кількість початкових значень не може бути більше кількості елементів в масиві. Якщо кількість початкових значень менше ніж оголошена довжина масиву, то початкові значення отримають тільки перші елементи масиву...
69742. Символьні масиви. Рядковий тип 40 KB
  Крім того, для рядкових масивів допустима операція конкатенації, яку позначають символом +. Вона полягає у формуванні нового символьного масиву, розмір якого дорівнює сумі розмірів масивів-операндів, а значення - це елементи масивів-операторів, розміщені послідовно.
69743. Записи з варіантами 33 KB
  Іноді треба вводити в запис деяку інформацію, яка залежить від іншої інформації, що вже є в записі. Це зумовлює потребу введення додаткових полів, які залежать від значень інших полів. Комбінований тип допускає таку організацію даних, оскільки, крім фіксованої частини запису...
69744. Ієрархічні записи 36.5 KB
  Досі ми розглядали записи, у яких значення окремих полів були величинами простих типів або рядками. Проте в мові Паскаль значення поля може бути довільного типу, в тому числі записом. Наведемо приклад такого використання записів.
69745. Діапазонний тип 24 KB
  Однак може статися, що в програмі цій змінній буде присвоєне значення, що виходить за межі заданого інтервалу. Щоб контролювати ситуацію й уникати таких помилок, у мові Паскаль введено діапазонний тип, що передбачає визначення діапазону значень іншого попередньо заданого...
69746. Структурне програмування 35.5 KB
  Мета структурного програмування створювати програми чіткої структури тобто такі які можна було б без великих затрат розуміти супроводжувати і модифікувати без участі авторів оскільки на сучасному етапі затрати на супровід і модифікацію програм становлять...
69747. Перелічуваний тип 30.5 KB
  Стандартні типи змінних, як відомо, мають значення, що є елементами з підмножини цілих, дійсних чисел, логічних значень (true або false) або множини символів обчислювальної системи (наприклад ASCII). Проте часто доводиться стикатися з поняттями, які можуть набувати специфічних...
69748. Оператор безумовного переходу 24 KB
  Розглянутий умовний оператор if-then-else вибирає один з двох можливих напрямів виконання програми залежно від виконання умови. Інакше його називають оператором умовного переходу. В програмі може виникнути потреба перейти до ви конання деякого відрізка програми незалежно від жодної умови.