56199

Развитие читательской деятельности учащихся на уроке литературы при помощи использования мультимедийной презентации

Научная статья

Педагогика и дидактика

В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность и мультимедийная презентация...

Русский

2014-04-02

15.24 MB

0 чел.

Климашевская Ольга Анатольевна

учитель русского языка

и мировой литературы

Развитие  читательской деятельности учащихся на уроке литературы

при помощи использования мультимедийной презентации 

Информационные технологии в процессе обучения литературе, благодаря оснащению школ  и   возросшей подготовке самих учителей, заявили о себе уверенно и ярко: многие русского языка и литературы, мировой литературы признаются, что повысился интерес к предмету, ребята сами с удовольствием создают презентации, участвуют в проектной деятельности, предполагающей компьютерное сопровождение. Однако слышны и голоса сомневающихся: не вытеснит ли монитор компьютера книгу, не помешает ли общению учителя и учеников? Да и некоторые учительские презентации иногда напоминают неподвижные страницы  школьных учебников, созданных по принципу «картинка – текст», а учебная деятельность на уроке сводится к давно, казалось бы, забытому «прочитали – посмотрели – приняли во внимание».

Исходя из опыта  использования мультимедийных технологий в своей работе, я сформулировала для себя тезис  размышления: мультимедийная презентация, созданная учителем для урока литературы, должна создавать деятельностный режим на уроке, из чего следует первый вывод – ее структура полностью соответствует определенному виду учебной деятельности,  в данном случае мы говорим о деятельности читателя.

Начальный этап любого вида деятельности – мотивация. В большей степени соответствующий природе литературы способ организации мотивационного этапа читательской деятельности на уроке - эмоциональная включенность школьников в предстоящую деятельность, и мультимедийная презентация может явить образ, вызывающий «послечувствование», настолько сильно включающий эмоции, что мысль, пробужденная ими, требует диалога с автором произведения, которое предстоит прочесть и о котором стоит поразмышлять. Рождению таких образов может помочь  настраивающий школьников на определенную эмоциональную волну слайд-фильм - монтаж из фрагментов текста, изображений и музыки, помогающий войти в художественный мир литературного произведения. Да и сам титульный слайд, открывающий презентацию, сродни заголовку литературного произведения: лаконичный, интересно, нестандартно оформленный, создающий читательские ожидания, однако полностью не открывающий основную мысль презентации. Это своеобразный намек, «яркое пятно», призыв к погружению в художественный мир произведения.

            

Отдельный слайд занимает установочное задание – это либо проблемный вопрос, ответ на который можно найти, лишь внимательно работая в течение урока, либо исследовательское или творческое задание. В любом случае школьники должны представлять, что им необходимо будет сделать на материале или в течение презентации, на что обратить большее внимание. Последний слайд презентации обычно возвращает установочное задание, таким образом, презентация имеет своеобразную «кольцевую композицию».

              

Наиболее сложным и ответственным этапом организации читательской деятельности школьников является  анализирующее наблюдение, предполагающее активизацию основных сфер читательского восприятия: мышления, эмоций, воображения. Анализирующее наблюдение предполагает  разнообразие деятельности, цель которой – постепенное, через обращение к отдельным литературным явлениям, создание читательской интерпретации произведения. Анализирующее наблюдение предполагает непосредственное соприкосновение с текстом, медленное чтение и размышление, чему поможет оформленный на слайдах текстовый материал для наблюдения:

•    цитатная таблица с «текстовыми пустотами» для организации сопоставительного анализа:

                 

•    цитатный рассказ, привлекающий внимание к определенной сюжетной линии или литературному герою:

         

•    эмоциональная цепочка, цель которой – привлечь внимание к духовной эволюции героя:

            

•    выделение цветом, размером, шрифтом отдельных фрагментов текста, необходимых для наблюдения;

•    задания на соотнесение объектов в двух колонках с обнаружением закономерности, обобщением своих наблюдений:

          

- слайд-фильм, также актуализирует необходимый для анализа текстовый материал, но подает его более эмоционально.

Презентация оптимальна для организации сопоставительного анализа, содержанием которого могут быть произведения одного или разных видов искусства: одновременное размещение на слайде литературного текста и живописного полотна, картин разных художников или художественных текстов разных авторов  также организует анализирующее наблюдение. Тематически и эмоционально близкие тексту изображения помогают представить героя или место действия:

         

               

Различные задания можно предложить для анализа художественных интерпретаций литературного произведения: иллюстраций к тексту, музыкальных произведений, фрагментов из спектаклей или художественных фильмов:

Интересен сопоставительный анализ художественного текста и тематически близких произведений смежных видов искусства:

На слайде можно расположить эвристические или проблемные вопросы- но крупные, определяющие направление анализа, поскольку более мелкие и детальные вопросы  рождаются в процессе живой беседы с классом, и это помогает сохранить необходимую в диалоге свободу, импровизацию и гибкость. Интересны проблемные вопросы на основе полярных высказываний критиков, литературоведов или читателей:

Только мультимедийная презентация предоставляет возможность организовать неявный, «скрытый» анализ текста при помощи поиска закономерности, отраженной в  появившихся на слайде объектах:

            

Для этапа концептуального осмысления, следующего после анализирующего наблюдения, характерны  возврат к целостному восприятию текста, качественно иное осмысление литературного произведения - выход на концептуальный уровень его художественной системы, поэтому в мультимедийной презентации будут оптимальны такие задания:

•    возврат установочного задания и его выполнение;

• выбор эпиграфа к уроку или произведению из нескольких вариантов, расположенных на слайде.

На обобщающие идеи можно выйти при помощи расположенных на слайде графиков, схем, моделей теоретико-литературных понятий:

Выбор из размещенных на слайде репродукций обложки к воображаемой публикации текста также поможет концептуальному осмыслению:

Мультимедийная презентация, с ее возможностями использования изображений,  поможет и в организации еще одного этапа читательской деятельности - включение произведения в общекультурный контекст, когда литературный текст воспринимается как часть культуры определенной исторической эпохи, с одной стороны, вобравший в себя ее основные нравственные и эстетические характеристики, а с другой - обогативший ее. Сопоставительный анализ с другими художественными текстами, с тематически близкими произведениями смежных видов искусства определенной культурно-исторической эпохи, анализ художественных интерпретаций литературного произведения – возможное наполнение мультимедийной презентации:

Второй тезис нашего размышления - форма презентации должна полностью соответствовать её содержанию и законам восприятия. Оформление слайдов, расположение на них объектов не должно затруднять восприятие. Слайды для урока литературы отнюдь не обязательно должны быть оформлены на одинаковом фоне – это уныло и однообразно, однако не стоит делать презентацию пёстрой, поэтому наиболее оптимальный путь – оформление фона в единой, но все же различной по своим оттенкам цветовой гамме (гармоничные для восприятия тона – спокойный голубой, синий, фиолетовый, цвет морской волны, тона коричневой и бежевой гаммы). Необычным фоном может быть изображение, сначала обработанное как «подложка», - это дает интересный эффект туманности, приглушенности цвета. Критично стоит относиться к шаблонам оформления: большинство из них не соответствуют характеру содержания слайда для урока литературы.   

Особенно ответственно оформление текста: цвет шрифта должен хорошо восприниматься, быть максимально контрастным по отношению к фону; для информативного материала нужно использовать наиболее простые виды шрифта, для задач оформления можно обратиться к более изысканным видам.

Не стоит перегружать слайд изображениями или текстом: мелкий шрифт плохо читается, обилие изображений не позволяет сконцентрировать внимание на каждом из них. Однако есть определенные дидактические задачи, когда необходимо демонстрировать одновременно большое количество изображений: сопоставительный анализ произведений смежных видов искусства.

Каждый анимационный эффект соответствует содержанию и законам восприятия, поэтому не нужно увлекаться сложными вариантами анимации (если это не оправдано содержанием слайда). Анимация текста должна быть простой, текст - появляться целостно, открываться слева направо, поскольку это соответствует восприятию в рамках нашей культуры.

Если в презентацию включаются анимационные картинки, значки, символы  и другие элементы, они не должны отвлекать от восприятия материала либо выполнения задания, их функции – обращать внимание на отдельные блоки информации, отмечать характер задания, привносить в презентацию динамику и яркость. Все изображения, использованные в презентации, должны быть хорошего качества и полноцветные (если и в оригинале они полноцветные).

В заключение хочется подчеркнуть, что культура урока литературы сказывается во всем, в том числе и в созданных учителем мультимедийных презентаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79486. Сущность культурной политики: субъекты, направления, механизмы реализации 26.94 KB
  Это совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни общества организационно управленческих материально технических финансовых информационных кадровых ресурсов и правового обеспечения. В любой стране государственная культурная политика призвана: обеспечить охрану и учет культурного наследия сохранение и преемственность национальнокультурных традиций защиту национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных контактов и усиления межконтинентальных и межрегиональных информационных...
79487. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности 28.75 KB
  Игра это совокупность каких то норм и правил необходимых реквизитов и аксессуаров которые нужны для организации игровой деятельности. Существуют общие требования к играм выполняемые на определенных этапах их организации и провидения. Добровольная и свободная должна быть игра для играющих.
79488. Основные требования к статусу психолога 26.23 KB
  К статусу психолога представляются такие требования: формирование адекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами обязанностями основными направлениями и формами работы психолога стратегией психологической службы; диагностическое общение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников предполагающее эмпатию безоценочное отношение личностное поведение позицию партнерства и опору на положительные личности; сотрудничество и взаимодействие с педагогами в определении общих позиций школьных планов...
79489. Модели деятельности школьного психолога 31.89 KB
  Деятельность психолога организуется по запросу и на основании плана утвержденного администрацией школы. Цели деятельности сопровождение процесса психологического развития учащихся посредвтом создания определенных условий в образовательной среде школы. Задачи: Отслеживание результатов развития учащихся на различных этапах обучения; Создание условий для оказания психологической помощи учащимся; Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и...
79490. Психолог - куратор 30.81 KB
  Основной принцип организации работы осуществление комплексного психологопедагогического сопровождения определенной группы учащихся 56 классов. Цели деятельности комплексное психологопедагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе. Задачи: Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуальноличностных возможностей учащихся; Оказание комплексной психологопедагогической помощи учащимся испытывающим трудности в обучении и развитии; Повышение психологической...
79491. Взаимодействие психолога с администрацией образовательного учреждения 27.81 KB
  Взаимодействие психолога с администрацией учебного заведения проходит в нескольких направлениях но все они имеют целью оптимизацию учебного процесса создание комфортных условий учебной и трудовой деятельности учащихся. Активное взаимодействие психолога с заместителем по воспитательной работе предполагает психологическое сопровождение тех или иных воспитательных мероприятий работу с детьми группы риска развивающие мероприятия. Взаимодействие с заместителем директора по учебной работе предполагает оказание помощи в составлении наиболее...
79492. Взаимодействие психолога с членами педагогического коллектива 29.39 KB
  Решение проблем эффективного сопровождения школьников осуществляется в процессе таких совместных форм работы как: Психологопедагогический консилиум; Групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума; круглые столы по итогам психологопедагогической работы в определенной параллели; Индивидуальные консультации по единичным запросам. Профессиональное развитие педагогов выработка общего языка и общего смысла работы с детьми осущестляется в рамках такой коллегиальной работы как: Методические семинары с...
79493. Взаимодействие психолога с родителями 32.33 KB
  Работа с родителями строится в направлениях: психологическое просвещение; социальнопсихологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей; коррекция детскородительских отношений; специальное обучение родителей тренинг родительской эффективности. Психологопедагогическое консультирование родителей проводимое по запросу родителей или инициативе психолога может выполнять различные функции: Информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных...