56201

Культурологический аспект на уроках русского язика

Научная статья

Педагогика и дидактика

Используя на уроках русского языка тексты диктантов и раздаточный материал об истории известных картин иллюстрированный их репродукциями можно достичь нескольких целей: отрабатывать учебный материал...

Русский

2014-04-03

25.5 KB

0 чел.

Культурологический аспект на уроках русского язика

Трудно переоценить воспитательную роль искусства. При виде прекрасного творения рук человеческих мы испытываем восторг, умиление, преклонение перед чужим гением, перед его умением проникать в тайны души и мироздания. Всматриваясь в произведения живописи, другими глазами видим жизнь, пересматриваем и переосмысливаем историю, учимся замечать в природе её ежеминутную, непритязательную красоту.

Чувствуя потребность узнать больше о творениях и жизни полюбившегося автора, обнаруживаем и в себе желание стать лучше, знать больше, развивать и совершенствовать скрытые и явные способности и таланты.

Используя на уроках русского языка тексты диктантов  и раздаточный материал  об истории известных картин, иллюстрированный их репродукциями, можно достичь нескольких целей: отрабатывать учебный материал; развивать у детей навык сравнительного анализа разных видов искусства, обобщать и систематизировать материал, путём самостоятельной работы дополнять известные сведения; воспитывать потребность в общении с прекрасным, в познании мира через искусство. Таким образом даётся старт одному из направлений самостоятельного образовательного процесса – культурологическому: дети стремятся посещать музеи, ищут сведения о творчестве художников и их картины в Интернете, обмениваются добытой информацией друг с другом, делятся своими открытиями с учителем.

Предложив в качестве домашнего задания составить рассказ о любимых произведениях живописи, обнаруживаю обширные знания о художниках, картинах и направлениях в искусстве, наличие любимых авторов и полотен. После таких уроков и заданий часто звучат просьбы и пожелания учащихся помочь им больше узнать о тех или иных произведениях искусства. И учителю приятно готовить новый раздаточный и дидактический материал в соответствии с запросами учащихся, зная, что им это нужно, что они этого ждут.

Выставка детских сочинений о любимых картинах всколыхнула у других школьников, её зрителей затаённое желание увидеть и насладиться красотой, пробудила добрую зависть: «Они знают и любят, почему я не знаю?»

А дальше – новая работа в этом направлении: словесное рисование прозой и стихами с последующей выставкой детских работ, с их публикацией в школьной и городской газетах, с выпуском детского поэтического сборника; оформление выставки рисунков художницы-десятиклассницы Кати Тесленко, выпуск альманаха «Наши таланты» и многое другое.

Уроки становятся интересней и насыщенней, жизнь школьников –  глубже и содержательней, их жизненные цели – выше и качественней.

    Бабашева Т.В., учитель русского языка и

                                                 литературы ДСШ №115 г.Донецка


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75911. Особенности шоковой терапии и приватизации в России 18.04 KB
  Особенности процесса приватизации происходившего в России: массовый характер приватизации вызванный высокой долей государственной собственности в стране а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества; значительный удельный вес неэквивалентных форм безвозмездная передача оплата не в полной мере и др. вызванный отсутствием денежных средств в частных руках; проведение особого ваучерного этапа приватизации. Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника однако бесплатная...
75912. Российские экономические реформы 1990-х гг. в оценках западных исследователей: направления критики 19.84 KB
  В оценках западных исследователей: направления критики Негативная оценка результатов российских реформ общее в выступлениях экономистов Оправдывать или объяснять логику развития событий в России становится неприличным и социально опасным Российские реформы далеки от того чтобы считать их феноменально успешными Главные аргументы критиков Игнорирование китайского опыта...
75913. Понятие «модернизация». Что подразумевают под «европейской модернизацией» России? Какие исторические формы этот процесс приобретал? Можно ли считать сталинскую индустриализацию модернизацией 16.6 KB
  Что подразумевают под европейской модернизацией России Какие исторические формы этот процесс приобретал Можно ли считать сталинскую индустриализацию модернизацией Модернизация современный термин используемый для характеристики давно уже идущего в мире процесса процесса социальных изменений посредством которых менее развитые общества приобретают характеристики отличающие большинство развитых обществ. Несмотря на то что исторически многие страны в своем развитии шли бок о бок термин модернизация долгое время не использовался....
75914. Помешало ли строительство империи в России (XVIII-XIX вв.) созданию российской (русской) нации? Точки зрения Хоскинга и Миллера. Понятие нации и русского национализма в России до 1917 года 20 KB
  Усилия уходившие на сбор налогов и создание армии для нужд империи требовали подчинения практически всего населения особенно русских интересам государства и таким образом затрудняли создание общественных ассоциаций представляющих основу для национального самосознания в гражданском смысле. В России условия для национального самосознания были созданы в XVI веке изобретением традиции это дало толчок и послужило оправданием первых шагов по строительству империи но в середине XVII века само имперское государство внезапно отказалось от...
75915. Политика «коренизации» и межнациональные отношения в период создания СССР. Нациостроительство и проведение границ союзных республик 18.67 KB
  В резолюции XII съезда чётко записано: органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных знающих язык быт нравы и обычаи соответствующих народов; были изданы специальные законы обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства законы преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств. был...
75916. Трансформация представлений о морали в России 16-19 вв: общее и особенное 29 KB
  История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. С принятием христианства Россия обогатилась учениями морали пришедшими к ней из Византии и объединившими в себе лучшие традиции греческой философской школы. Теория морали которую основали древнегреческие мыслители была дополнена русскими учеными разработавшими собственные оригинальные этические концепции и нравственные идеи.
75917. Советский быт и официальная культура (анализ одного-двух примеров – искусство, кинематограф, музыкальная культура) 19.76 KB
  Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики можно отметить следующее: общее в культуре СССР характеризуется тем что советская культура закономерный этап развития отечественной культуры тех ее элементов традиций которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами; особенное в культуре советского периода заключается в том что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры но и является главным реформатором...
75918. Совесткий underground: диссидентствующая культура 44 KB
  Идейную и организационную оппозицию власти в условиях “развитого социализма” представляли разномастные диссидентские движения. Основные из них обнаруживали идейное родство с известными с середины XIX в. славянофилами, западниками и социалистами. С учетом реалий второй половины