56201

Культурологический аспект на уроках русского язика

Научная статья

Педагогика и дидактика

Используя на уроках русского языка тексты диктантов и раздаточный материал об истории известных картин иллюстрированный их репродукциями можно достичь нескольких целей: отрабатывать учебный материал...

Русский

2014-04-03

25.5 KB

0 чел.

Культурологический аспект на уроках русского язика

Трудно переоценить воспитательную роль искусства. При виде прекрасного творения рук человеческих мы испытываем восторг, умиление, преклонение перед чужим гением, перед его умением проникать в тайны души и мироздания. Всматриваясь в произведения живописи, другими глазами видим жизнь, пересматриваем и переосмысливаем историю, учимся замечать в природе её ежеминутную, непритязательную красоту.

Чувствуя потребность узнать больше о творениях и жизни полюбившегося автора, обнаруживаем и в себе желание стать лучше, знать больше, развивать и совершенствовать скрытые и явные способности и таланты.

Используя на уроках русского языка тексты диктантов  и раздаточный материал  об истории известных картин, иллюстрированный их репродукциями, можно достичь нескольких целей: отрабатывать учебный материал; развивать у детей навык сравнительного анализа разных видов искусства, обобщать и систематизировать материал, путём самостоятельной работы дополнять известные сведения; воспитывать потребность в общении с прекрасным, в познании мира через искусство. Таким образом даётся старт одному из направлений самостоятельного образовательного процесса – культурологическому: дети стремятся посещать музеи, ищут сведения о творчестве художников и их картины в Интернете, обмениваются добытой информацией друг с другом, делятся своими открытиями с учителем.

Предложив в качестве домашнего задания составить рассказ о любимых произведениях живописи, обнаруживаю обширные знания о художниках, картинах и направлениях в искусстве, наличие любимых авторов и полотен. После таких уроков и заданий часто звучат просьбы и пожелания учащихся помочь им больше узнать о тех или иных произведениях искусства. И учителю приятно готовить новый раздаточный и дидактический материал в соответствии с запросами учащихся, зная, что им это нужно, что они этого ждут.

Выставка детских сочинений о любимых картинах всколыхнула у других школьников, её зрителей затаённое желание увидеть и насладиться красотой, пробудила добрую зависть: «Они знают и любят, почему я не знаю?»

А дальше – новая работа в этом направлении: словесное рисование прозой и стихами с последующей выставкой детских работ, с их публикацией в школьной и городской газетах, с выпуском детского поэтического сборника; оформление выставки рисунков художницы-десятиклассницы Кати Тесленко, выпуск альманаха «Наши таланты» и многое другое.

Уроки становятся интересней и насыщенней, жизнь школьников –  глубже и содержательней, их жизненные цели – выше и качественней.

    Бабашева Т.В., учитель русского языка и

                                                 литературы ДСШ №115 г.Донецка


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73063. Системный и синергетический подходы к культуре: М.Каган, Э.Маркарян, Л.Уайт 35 KB
  Различая три основные формы бытия — бытие природы, бытие общества и бытие человека, он полагает, что культура в самом общем, философском плане представляет собою четвертую форму бытия, которая порождена деятельностью человека.
73065. Политическая философия русского либерализма 28.5 KB
  Личность и исторический процесс в историософской концепции Кавелина; проблема собственности и государства в филии права Чичерина Либерализм возник в екатерининскую эпоху окончательно оформился к середине 19 века. Философия личности. Необходима новая филия постороенная на антропологии.
73066. Философия науки, становление и основные этапы развития 31 KB
  Как философская дисциплина она представлена различными концепциями которые предлагают ту или иную модель развития науки различными подходами и взглядами. Развитие философии науки в конце XIX в. выступает одним из решающих импульсов развития самой науки.
73067. Этика долга Канта 33 KB
  Этическая стратегия Канта ориентирована не на то как должны вести себя индивиды в тех или иных ситуациях не на конкретные добродетели а на обязательства которые сохраняются при всех обстоятельствах и применительно ко всем разумным существам.
73068. Этика добродетелей Аристотеля 32.5 KB
  Структура души и виды добродетели. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели так и свои пороки. У разумной души имеются свои дианоэтические или интеллектуальные добродетели и свои дианоэтические пороки..
73069. Происхождение и сущность нравственности 29.5 KB
  В морали отражены отношения человека к обществу отношения человека к человеку и требования общества к человеку. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп.
73070. Предмет, специфика и задачи этики 31.5 KB
  Этика относится к классу гуманитарных дисциплин объектом которых является человек.Термин этика впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях.
73071. Я и Другой, проблема коммуникации 31 KB
  Суть учения Бахтина вытекала из представления о незавершенности свободной открытости человека. Но единство бытия неизбежно превращается в единство сознания которое в конечном счете воплощается в единство одного сознания; важно то что рядом с этим единым одним сознанием уже не может сосуществовать...