5621

Механизм и инструментарий управления предприятием (фирмой)

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Механизм и инструментарий управления предприятием (фирмой) Функции и методы управления экономикой, их развитие и совершенствование Установление целей производственно-хозяйственной деятельности предполагает целенаправленное воздействие на участник...

Русский

2012-12-16

110.5 KB

34 чел.

Механизм и инструментарий управления предприятием (фирмой)

1. Функции и методы управления экономикой, их развитие и совершенствование

Установление целей производственно-хозяйственной деятельности предполагает целенаправленное воздействие на участников производства, на экономические отношения, возникающие в этой сфере, для достижения заранее намеченных результатов, то есть предполагает определенную систему управления этой деятельностью.

Управление производством является объективной необходимостью, вытекающей из самого характера производственно-хозяйственной системы, и в этом смысле не зависит от характера собственности и соответствующей ему организационно-правовой формы предприятия. Хотя, естественно, каждая из существующих организационно-правовых форм предприятий может иметь особую структуру системы управления производством внутри предприятия. Иначе говоря, как совокупность мероприятий по организационно-техническому воздействию на процесс производства путем разработки и применения определенной системы организации, технологии и техники его регулирования, управление едино для всех форм и видов производственно-хозяйственной деятельности. С другой стороны, как совокупность социально-экономических отношений в процессе производства, оно может иметь особенности, связанные с существующей формой собственности на предприятии.

Развитие такой особенной отрасли знаний, как управление хозяйством, — результат накопления и обобщения опыта управления в ходе длительной истории экономической деятельности человека, общества в целом.

Эволюция управленческого мышления в XX в. просматривается как переход от классической школы (начало века), впервые предложившей формализованные структуры управления, строгое разграничение полномочий, ответственности, административной соподчиненности, к более гибким принципам формирования структуры управления, отражающим потребности развивающегося и усложняющегося производства и отношений, связанных с распределением его результатов.

Так, в 20-х годах XX в. получила распространение тенденция учета социальных отношений в управлении. В этих условиях появились более динамичные сетевые структуры управления, стали учитываться возможности их саморегуляции. Дальнейшим развитием теории управления явились способы использования в этих целях системного подхода, когда управление рассматривается как сложноорганизованная, многоуровневая система, состоящая из функциональных подсистем (а те в свою очередь — из отдельных элементов). Еще более усилило действенность управленческого мышления использование теории вероятностей, которая позволила комплексно учитывать вероятный характер достижения определенных результатов на каждом управленческом уровне, определять степень возможного влияния на них формальных и неформальных факторов.

И, наконец, максимально действенным и оперативным делает управление использование компьютерных технологий, информатизация управленческих процессов.

Содержание процесса, управления производством наиболее полно характеризуется его общими функциями, то есть особыми формами управленческого труда, отражающими определенные пути целенаправленного воздействия на управляемые объекты. Эти функции представляют собой внутреннюю содержательную основу процесса управления. Основоположник одной из научных школ управления, который и был автором этой интерпретации управленческого процесса, А. Файоль, выделил шесть таких исходных функций. Он считал, что для того, чтобы управлять, необходимо предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы предлагают, по существу, эти же функции либо в сочетании с другими, либо в меньшем их количестве. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить следующие функции управления:

планирование и прогнозирование — определение цели развития управляемого объекта, перспектив и средств ее достижения, разработка программы, плана действий различной степени детализации на различные периоды времени;

организация — формирование элементов и связей управляющей (оказывающей воздействие) и управляемой (на которую осуществляется воздействие) систем, выбор методов и способов воздействия;

оперативное регулирование и диспетчирование — постоянно осуществляемый на основе наблюдений (мониторинга) анализ промежуточных, текущих результатов деятельности производственной системы и поддержание необходимых соотношений между ее различными элементами;

учет и контроль — проверка соответствия хода производства принятой программе, плану, определение конечных результатов производственной деятельности;

стимулирование — использование системы поощрения повышенной активности участников производства.

Основные функции управления производством определяют и методы, с помощью которых эти функции реализуются. В зависимости от способа воздействия на управляемую систему, выделяются административно - распорядительные, экономические, социально-психологические и правовые методы управления. Сущность каждой из групп методов заключается в следующем.

В основе административно - распорядительных методов лежат безвозмездные отношения субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов.

В основе экономических методов лежат экономические интересы различных уровней производства, необходимость соизмерения затрат с полученными результатами. Их использование предполагает, что отношения между отдельными элементами экономической системы, между управляющими и управляемыми звеньями строятся на хозрасчетных принципах, на возмездных началах. С точки зрения государства и общества, экономическое воздействие на участников производства может выражаться в проведении определенной политики финансирования, кредитования, ценового регулирования, рационального налогообложения, в поддержке производства путем субсидирования определенных программ, стимулирования научно-технического прогресса, в социальной защите населения.

Конкретными инструментами реализации экономических методов управления являются налоги, государственные задания и заказы, цены, лицензии, квоты, пошлины, бюджетное финансирование (централизованные капитальные вложения, дотации, субсидии, субвенции).

Одним из способов применения этих инструментов управлений может быть льготный режим их действия. Льготы в налогообложении, финансировании, кредитовании, квотировании являются составляющими налоговой, финансовой, ценовой, кредитной, экспортной, таможенной политики государства.

В частности, государственными органами управления или законодательством предусматриваются стимулирующие меры в виде льготного налогообложения некоторых видов деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, строительные работы, производство медицинского оборудования и средств реабилитации больных и т. д.); дотирования производства на предприятиях народнохозяйственного значения (например, топливно-энергетический комплекс); установления льготного режима экспорта; вывода из-под налогообложения прибыли предприятий, направленной на развитие производства, на благотворительные цели, на реабилитацию инвалидов; снижения размеров подоходного налога с малоимущих слоев населения. И наоборот, в качестве сдерживающего рычага законодательно и административно установлены меры по дополнительному налогообложению (акцизы на винно-водочные, табачные изделия и др.), повышенные ставки подоходного налога с граждан, имеющих высокие доходы, декларирование цен на продукцию предприятий-монополистов, ввозные и вывозные таможенные пошлины и др.

Очень важно в современных условиях и надлежащее использование социально-психологических методов управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации — важнейшая сторона положительного воздействия на повышение результатов производства.

К правовым методам относят выработку и подчинение выработанным правилам деятельности, соблюдение которых гарантируется принудительной силой государства. При этом используется совокупность юридических средств воздействия на связи и отношения, возникающие в сфере управления: правовые нормы, правоотношения, правовые акты и др.

Особенностью всех групп методов является их тесная взаимосвязь и взаимозависимость, взаимообусловленность. Поэтому наиболее эффективной является система правления, в которой достигается оптимальное сочетание всех названных методов управления производством. Зачастую стратегические задачи общегосударственного, перспективного характера могут задаваться, регулироваться правовыми (в виде определенного законодательства, в том числе хозяйственного), отчасти административно-распорядительными методами, а конкретные, текущие задачи производства более эффективно решаются путем использования экономических, социально-психологических, правовых методов управления.

На протяжении многих лет в нашей экономике и отдельных ее отраслях превалировали административные, командные методы управления в ущерб экономическим, что соответствовало принципам построения и функционирования планово-распорядительной, директивной экономики. Поэтому следует особо отметить важную роль экономических методов управления, основой которых являются различные формы планирования и экономического стимулирования производства.

Усиление их роли в противовес административным методам управления является непосредственным следствием перехода к рыночным отношениям в экономике. Такой переход предполагает отказ от непосредственного, прямого участия государства в управлении производством, переход лишь к государственному регулированию экономики, демократизацию экономической жизни вообще. Можно заметить, что инструменты реализации методов управления в значительной мере остаются такими же, однако, если при административном управлении они применялись как инструменты прямого воздействия, то при экономических методах управления — чаще всего в целях косвенного воздействия. Направление управляющего воздействия смещается при этом из области постановки целей и задач в область разработки способов их достижения. На первый план выходит необходимость создать условия, подталкивающие общее развитие производства в нужном направлении.

В связи с этим демократизацию экономики можно охарактеризовать как процесс делегирования функций управления экономикой в местные органы, и прежде всего непосредственно на предприятия для усиления их самостоятельности, свободы принятия решений, сокращения различных ограничений в области предпринимательской деятельности, хозяйствования, финансов и др. Все это нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах последнего периода.

Этот процесс сопровождается разделением функций государственного и хозяйственного управления, которые до последнего времени были очень тесно связаны. Государственное регулирование имеет место лишь как форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью обеспечения и поддержания определенных процессов, изменения социально-экономических явлений или их связей. В современных условиях сейчас оно может проявляться только в экономическом регулировании рыночных отношений отмеченными выше способами, распространении достижений научно-технического прогресса, подготовке кадров, законодательной деятельности, исполнении контрольных функций за экологизацией производства, качеством продукции, в защите потребителей. Непосредственно на предприятия эта часть системы управления не воздействует.

Функции же хозяйственного управления остаются за соответствующими органами управления на различных уровнях и по соответствующим отраслям производства. Причем следует подчеркнуть, что количество и состав этих органов существенно изменены.

При этом система органов государственного управления строится по принципу «сверху вниз», а система хозяйственного управления должна формироваться по обратному принципу — «снизу вверх».

Государственное управление в этих условиях функционирует в значительной мере по административно-территориальной принадлежности (район, округ, область, край, республика), а хозяйственное управление — по отраслевому либо территориально-отраслевому признаку.

Каркасом всей системы управления является ее организационная структура. В связи с глубочайшими изменениями, происходящими в экономике, и процессами ее демократизации, осуществляются кардинальные изменения и в организационной структуре управления производством. Отказавшись от постоянного диктата государства над участниками производства, предпринимателями, можно получить возможность значительного сокращения органов управления, которые занимались выполнением функций, в настоящее время системой управления не осуществляемых.

По этой причине структура системы управления экономикой находится в состоянии постепенной реконструкции и в настоящее время выглядит укрупнено следующим образом. Высшим исполнительным органом государственной власти, осуществляющим в том числе и руководство экономикой, является Правительство Российской Федерации, которое в своей деятельности опирается на постоянные органы управления группами однородных взаимосвязанных отраслей, государственные комитеты, комиссии, министерства, федеральные службы, российские агентства, выполняющие определенные функции управления.

Среди них — некоторые федеральные министерства:

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

Министерство РФ по налогам и сборам;

Министерство имущественных отношений РФ;

Министерство промышленности, науки и технологий РФ;

Министерство природных ресурсов РФ;

Министерство сельского хозяйства РФ;

Министерство энергетики РФ;

Министерство труда и социального развития РФ;

Министерство финансов РФ;

Министерство экономического развития и торговли РФ.

Государственные комитеты РФ:

Государственный комитет РФ по рыболовству;

Государственный комитет по связи и информатизации;

Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии;

Государственный комитет РФ по статистике;

Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;

Государственный таможенный комитет РФ и др.

Федеральные комиссии России:

Федеральная энергетическая комиссия РФ.

Федеральные службы России:

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Федеральная служба земельного кадастра России;

Федеральный горный и промышленный надзор России.

Российские агентства:

Российское агентство по судостроению;

Российское агентство по системам управления.

В плане руководства производством ведущими из них являются центральные экономические министерства, комитеты и, прежде всего, — Министерство экономического развития и торговли РФ.

Главной задачей этого министерства как федерального органа исполнительной власти является определение в рамках единой общегосударственной социально-экономической политики путей и методов эффективного развития экономики страны.

Таким образом, властными органами на уровне правительства РФ закреплен отказ от централизованного директивного планирования экономического и социального развития страны. В соответствии с этим определяются и основные функции, выполняемые Министерством экономического развития и торговли РФ:

организация и координирование разработки комплексного прогноза социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период времени;

разработка сводного финансового баланса страны, экономическое обоснование статей доходов и расходов федерального бюджета;

формирование бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (выполнение работ, услуг) для федеральных государственных нужд;

анализ состояния и тенденций социально-экономического развития, подготовка докладов о состоянии экономики страны;

организационно-методическое руководство и координация работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;

организация и координация разработок государственной инвестиционной и инновационной политики;

разработка предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, внешнеэкономических связей;

разработка государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению отечественных инвестиций за рубежом;

разработка предложений по основам ценовой политики РФ, совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов;

участие в разработке и реализации социальной политики;

разработка и реализация экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства;

разработка предложений по развитию рыночной инфраструктуры.

Кроме Министерства экономики, важное место в структуре управления экономикой занимают также Министерство финансов, Министерство труда и социального развития, Министерство промышленности, науки и технологий РФ и др.

Состав госкомитетов и министерств, по сравнению с существующей структурой управления, должен быть максимально сокращен, так как управленческий госаппарат непомерно разбух. С учетом производственно-технологических особенностей отраслей и их роли в развитии экономики в промышленности созданы и функционируют объединения предприятий различного уровня в виде ассоциаций, концернов и т. п.


2. Организационная структура предприятия (фирмы)

Любая структура управления включает в себя органы, осуществляющие управленческое воздействие, устойчивые взаимосвязи между этими органами и исполнителями. Состав и соподчиненность взаимосвязанных органов управления, выполняющих различные функции по управлению предприятием, представляют собой организационную структуру управления предприятием. Организационная структура управления отражает внутреннее строение управленческой системы, и критерием ее рациональности является оптимальное число ступеней управления.

Подразделения основного производства и взаимосвязь между ними

Технологическая структура 

Подразделения вспомогательного производства, взаимосвязи между ними и с подразделениями основного производства Производственная структура 

Подсобные хозяйства, производства из отходов, объекты социальной сферы, их взаимосвязи с производственными подразделениями Хозяйственная структура 

Подразделения вспомогательного производства, взаимосвязи между ними и с подразделениями основного производства

Организационная структура предприятия 

Рис. 1. Организационная структура предприятия

С этой точки зрения понятие организационной структуры тесно связано с характеристиками структуры предприятия, данными в предыдущих главах (технологическая, производственная, хозяйственная структура).

Обоснованная, правильно выбранная организационная структура управления создает благоприятные условия для принятия оптимальных решений, повышения оперативности управления, сокращения управленческих циклов, усиления исполнительской дисциплины и повышения экономичности работы всей системы в целом.

Общее и функциональное руководство со стороны управляющих органов на уровне предприятия реализуется в виде планирования, организации труда, заработной платы, технического контроля производства и качества продукции, ремонта, энергоснабжения, транспорта, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, набора и подготовки кадров, учета и анализа хозяйственной деятельности, финансирования, хозяйственного обслуживания, охраны труда и др.

Особую значимость в структуре управления в условиях рыночных отношений приобретают маркетинговые службы. Маркетинг — это система управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятия, ориентированная на требования рынка, запросы и потребности покупателей в товарах и услугах с целью возрастания доходов предприятия.

В зависимости от того, каким образом сформированы и действуют управленческие связи между перечисленными службами управления и исполнителями, а также между самими функциональными службами, различают несколько типов управленческих структур.

Управление предприятием осуществляется по линейным и функциональным связям между руководителем и подразделением. Поэтому спектр основных типов организационных структур простирается от простейших — линейной (иерархической) и функциональной — до сложных, какими являются дивизиональная, матричная структура, структура, ориентированная на поиск нового, множественная структура и др.

По линейным связям происходит прямое управление ходом производственного процесса (директор — начальник цеха — мастер), при котором на каждом уровне сосредоточиваются в одних руках все функции управления производством. Таким образом, сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним должностным лицом — руководителем объекта (директором предприятия, начальником цеха, мастером участка), который получает информацию от подчиненных ему лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, несет ответственность за ее работу перед вышестоящим руководителем. В чистом виде этот вид структуры не применяется, особенно на крупных объектах, так как в этом случае объем информации и знания, которыми должен обладать руководитель, чрезвычайно велики, что снижает обоснованность управленческих решений. Поэтому такую структуру используют небольшие предприятия с однородной несложной технологией производства либо низовые производственные звенья при выполнении однотипных работ.

По функциональным связям подготовка решений для линейных руководителей осуществляется специализированными функциональными службами. Отсюда и сущность функциональной структуры управления можно свести к тому, что отдельные подразделения (службы предприятия) и их работники специализируются на выполнении определенных функций. При этом управляющие воздействия поступают от нескольких лиц, каждое из которых действует в пределах своей компетенции, то есть налицо — множественность связей между различными управленческими подразделениями, с одной стороны, и производственными — с другой. В чистом виде она сейчас, как правило, применяется на предприятиях, устойчиво выпускающих ограниченное число однородных продуктов.

Если же предприятие расширяет номенклатуру изделий, растет география рынков сбыта, то функциональные управляющие, во-первых, сталкиваются с внутрифирменной конкуренцией; во-вторых, слабо скоординированы с другими функциональными службами (а стоимость их координации довольно высока); в-третьих перегружены проблемами краткосрочного характера; в-четвертых, ограничены с точки зрения подготовки себя как будущего руководителя.

Особо следует сказать о таком недостатке чисто функциональной структуры управления, как эффект «горлышка бутылки», когда решение снизу поднимается через функциональных управляющих до руководителя, что влечет за собой снижение ответственности в низовых структурах. Частично снижению эффекта «горлышка бутылки» способствует перенос центра тяжести и сдвиг внимания в работе к конечному результату (продукту, потребителю, рынку), повышение ответственности руководителя продукта за конечный результат, повышение его инициативы и автономии.

Путем рационального сочетания линейных и функциональных, связей и соблюдения принципов формирования аппарата управления разрабатывается комбинированная (линейно-функциональная) структура управления, наиболее распространенная на предприятиях массового производства. Такая структура называется иногда штабной, так как предусматривает организацию при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений (штабов). Основная роль этих подразделений состоит в выполнении подготовительных операций по разработке проектов решений, которые вступают в силу только после их утверждения соответствующими линейными руководителями (директором предприятия, начальником цеха).

Решающим достоинством такой смешанной структуры управления является возможность закрепления за соответствующими службами достаточно узкого круга функциональных задач, возможность концентрации усилий работника непосредственно на своей текущей деятельности.

Примерами таких функциональных служб являются планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, финансовый отдел и т. п.

Однако такой структуре управления свойственны и недостатки, связанные с необходимостью роста числа, сложности функциональных связей и вызванных этим ростом управленческих расходов, снижением оперативности принятия и выполнения управленческих решений.

Поэтому при создании функциональных отделов в составе аппарата управления учитываются масштабы производства и производственная структура предприятия, сложность технологических процессов, характер выпускаемой продукции. Чем больше масштаб производства на предприятии, тем сложнее аппарат управления им.

По иным принципам строится дивизиональная структура управления. В данном случае ее формирование идет не по функциональному признаку, а по конкретному виду продукции, их однородной совокупности или по определенному кругу потребителей.

В этом случае каждая выделенная по вышеуказанному принципу продуктово - рыночная единица предприятия, которую иногда называют отделением (дивизионом), имеет свою собственную внутреннюю структуру функциональных подслужб — производства, сбыта, планирования и т, д.

В рамках же непосредственного управления у руководства предприятием остаются только общезаводские службы (финансовая, кадровая, юридическая и др.). При этом руководитель отделения дивизиона, назначенный центральным руководством, полностью отвечает за эффективность деятельности этого подразделения.

В настоящее время дивизиональная структура управления широко распространяется в связи с процессами концентрации, централизации производства, рождением концернов, многопрофильных корпораций, консорциумов. Дивизионы в таких экономических образованиях практически самостоятельны с производственной технологической точки зрения, представляют из себя «предприятия в предприятиях».

В зависимости от степени разветвленности внутренней структуры выделяемых дивизиональных подразделений и круга задач, ими решаемых, такой тип структуры имеет несколько разновидностей.

Первая из них — функциональная структура с межфункциональными продуктовыми группами. Такая структура позволяет повысить эффективность работы функциональных служб при появлении межфункциональных проблем. В отдельных случаях для этого достаточно добавить некоторые элементы системы управления подразделениями к уже существующей структуре.

Так, если к первоначальной форме организации добавить перекрестные связи, получится тип организационной структуры, который и называют «функциональная организация с межфункциональными продуктовыми группами».

В данном случае перекрестные связи добавлены к функциональной структуре. Перекрестные связи воплощены в группах, возглавляемых менеджерами среднего звена и называющихся продуктовыми группами. Каждая продуктовая группа имеет ряд обязанностей, связанных с координацией и разработкой своей стратегической политики.

Среди задач продуктовых групп могут быть названы следующие:

прогноз изменений на рынке в уровне конкуренции, в области технологии, а также изменений других факторов, важных для продуктов, на которых сконцентрированы эти группы;

составление проектов бизнес-плана продуктовой группы;

регистрация в ходе выполнения бизнес-плана отклонений от него и информирование.

Указанные задачи не затрагивают сущности самой функциональной структуры. Руководство не просто несет ответственность внутри продуктовой группы, но и отчитывается перед группой директоров всех отделов. Опыт показывает, что продуктовые группы освобождают руководство от большой части вспомогательной работы. Таким образом, работа функциональных отделов стимулируется, и это позволяет устранить некоторые из отмеченных выше недостатков функциональной структуры.

Следующая модификация дивизиональной структуры — организация с маркетинговыми подразделениями. Маркетинговые подразделения строятся в данном случае в соответствии с продуктовыми группами. Для этого назначаются менеджеры подразделений, которые несут ответственность за стратегическую и маркетинговую политику, касающуюся только их продуктов. Группа отвечает за составление проекта плана развития и проекта бюджета. Осуществлением же этой работы занимаются все функциональные отделы, причем в этом процессе группа выполняет функцию учета, тщательно следит за результатами и только тогда вмешивается в процесс, когда того требует ситуация.

Отличительная черта организаций с маркетинговыми подразделениями состоит в том, что функциональные отделы — такие, как отдел исследований и разработок, производственный и отдел сбыта, — по-прежнему несут ответственность за осуществление стратегической политики, в то время как сама стратегия развития разрабатывается в подразделениях.

Еще более современна матричная структура управления, родившаяся в службах американских корпораций, работавших над военными проектами, требовавшими максимальной подвижности структуры предприятия, предельной быстроты внедрения научно-технических достижений, конструкторских решений в производство. Особенность ее заключается в том, что под каждую техническую идею, проект создаются мобильные группы разработчиков и исполнителей, выбранных из большого числа функциональных служб, во главе с соответствующим функциональным управляющим. Эти группы обеспечиваются не только необходимым персоналом, но и соответствующими материально-техническими ресурсами.

После завершения разрабатываемого проекта такая группа расформировывается, сотрудники возвращаются в свои подразделения либо переходят в другие группы для реализации новых задач. Поскольку такая структура имеет чрезвычайно мобильный, динамичный характер, ее достоинства наиболее ярко проявляются при реализации различного рода нововведений, используются на предприятиях, ассортимент продукции которых довольно быстро меняется, на предприятиях со значительным объемом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Данная структура характеризуется работой на двух руководителей, один из которых говорит, что следует делать, а другой — как. Фактически в матричной организации отсутствует выбор в пользу одного из двух указанных выше типов организаций. Каждый работник принадлежит как функциональной, так и продуктовой организации. Таким образом, при данной структуре, с одной стороны, создаются центральные отделы, занимающиеся сбытом, производством и разработками на уровне всей организации, а с другой стороны, такие функции имеются в каждом подразделении. Подразделения теперь выступают в новом качестве, так как у них есть свои основные функции.

Такой же гибкий характер имеет и структура управления, ориентированная на поиск нового. Ее особенность заключается в том, что вся система подготовки производства, непосредственно производства и сбыта как бы делится на две части. Одна часть охватывает сферу производства и сбыта уже освоенной продукции и по своей внутренней структуре соответствует одной из стандартных, вышеописанных схем управления. Другая же сфера производства, его подготовки и реализации объединяется в составе поисковой группы, ориентированной на разработку новых видов продукции и технологий.

Созданная поисковая группа занимается разработкой проекта, его реализацией вплоть до освоения производства. После освоения новый участок производства переходит в сферу текущего, а поисковая группа занимается разработкой очередного нового проекта.

Частной формой проявления структуры, ориентированной на поиск нового, можно считать формирование малых внедренческих (так называемых «рисковых») фирм внутри крупных предприятий. Такие внедренческие фирмы имеют свою собственную, во многом самостоятельную структуру управления, собственный разветвленный штат функциональных работников, наделяются необходимыми ресурсами. Их единственной задачей является разработка и реализация новых научно-технических, производственных идей, воплощение их в новых видах продукции и технологий.

Таким образом, в подчинении крупного предприятия, концерна, корпорации появляется самостоятельная фирма, воплощающая весь круг задач по внедрению нововведений в производство. Помимо всего прочего, такая фирма использует все преимущества малого бизнеса, пользуется предоставленными законом льготами, что безусловно влияет на конечный результат ее деятельности.

Своеобразным симбиозом всех приведенных структур управления является множественная структура, характерная для крупных компаний, корпораций, состоящих из большого числа предприятий, использующих различные схемы управления. Иногда такую организационную форму называют конгломератом.

Однако, несмотря на имеющиеся достоинства и преимущества, ни одна из охарактеризованных структур управления не носит универсального характера и не может быть единственно возможной во всех случаях.

Общим требованием к разработке соответствующей структуры управления предприятием является принцип системного построения организации, обеспечивающий комплексность управления всеми сторонами производственно-хозяйственной и социально-экономической деятельности предприятия.

3. Инструменты разработки и принятия управленческих решений

Функции управляющих органов предприятия, заключающиеся в принятии соответствующих управленческих решений, не реализуются автоматически. Необходимо определенное усилие, воздействие на управляемый объект, а главное, необходим механизм разработки и реализации выработанного и принятого решения.

Особенностью проблем экономического, производственно-технологического и социально-психологического характера, возникающих в ходе хозяйственной деятельности, является многовариантность, неоднозначность их решения. Поэтому решение большинства проблем такого рода приобретает вид оптимизационной задачи, когда из множества имеющихся альтернатив решения того или иного вопроса выбирается наилучший, оптимальный вариант, обеспечивающий максимально выгодный (или наименее рискованный) способ реализации поставленной цели. Такое решение и можно назвать обоснованным управленческим решением.

Отмеченная сложность и неоднозначность решения проблем возникающих в процессе управления, делает необходимым и наличие соответствующего механизма их преодоления. Исходя из функций управления (перечисленных в первом вопросе данной главы), и экономического анализа, выработанных экономической теорией, такой механизм должен предусматривать наличие следующих элементов:

информация о параметрах деятельности объектов и причинно-следственной связи между ними (позитивный экономический анализ);

нормы и нормативы параметров деятельности (нормативный, экономический анализ);

модели развития или решения проблемы (предельный экономический анализ).

Нетрудно заметить, что каждый из выделенных элементов позволяет реализовать одну или несколько функций управления: планирование и прогнозирование — на основе норм, нормативов деятельности и моделей развития; организация — на основе все; трех элементов; регулирование, диспетчирование, учет и контроль — на основе фактической информации, норм и нормативов - стимулирование — на основе норм и нормативов.

Преобладающей по объему и направлениям является информация о фактически состоявшихся или проверяемых гипотетических экономических явлениях. В процессе управления вся информация подобного рода должна быть собрана и проанализирована. Именно в процессе сбора и фиксирования этой информации реализуются учет и контроль в управленческой деятельности. Этот методологический блок, решающий задачи описательного характера называется позитивным экономическим анализом.

Однако для выбора того или иного варианта управленческого решения необходимо, помимо чисто описательного, еще и оценочное утверждение, что является отрицательным, ненормальным, а что — нормальным. Отсюда противоположный метод анализа - нормативный. Он представляет собой уже определенные оценочные суждения относительно того или иного экономического явления, показывает соответствующую норму, зависящую от самого управляющего субъекта, который ее принял.

Применяемые нормы и нормативы, служащие ориентирами той или иной стороны хозяйственной деятельности, позволяют сверять фактические результаты со стратегическим направлением развития предприятия, а также осуществлять постоянный контроль (мониторинг) за соответствием хода производственной деятельности следуя разработанным оперативным планам и графикам.

Решение задач сбора и анализа информации на предмет ее соответствия нормам не позволяет, тем не менее, спрогнозировать последствия, которые будут результатом того или иного управленческого решения. Такой сложный экономический объект, как предприятие и его деятельность, довольно тяжело (если не сказать — невозможно) детально проанализировать во всем многообразии. Эта сложность усугубляется тем, что зачастую здесь неприменим и простейший инструмент, используемый в естественнонаучных исследованиях,— натурный эксперимент. Поэтому из возможных путей достижения цели здесь используется метод моделирования.

Сущность этого метода заключается в том, что из всего многообразия окружающих явлений выбирают лишь те, которые являются существенными с точки зрения данной задачи управления.

Чем точнее подобраны явления и их элементы, тем точнее и полезнее будут выводы и рекомендации, полученные при использовании модели.

Сконструированный образ явления, описанный по определенным правилам и выраженный соответствующим языком, представляет из себя модель. Экономическая модель — это упрощенная интерпретация определенных, существенных для изучения, сторон и свойств экономической системы (в данном случае — предприятия, его отдельной части, фазы экономического или технологического процесса и т. д.).

Сконструированные таким образом модели позволяют, используя и анализируя имеющиеся устойчивые закономерные связи между явлениями и их параметрами, прогнозировать возможные последствия, оценивать, сравнивать их между собой и, наконец, принимать оптимальное управленческое решение.

Заметим, что сам механизм управления, функционирующий на основе перечисленных принципов, предполагает в качестве важнейшей содержательной части процесса управления постоянную обратную связь между органом (органами) управления и теми объектами, на которые он воздействует.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54668. Оператор ветвления 63 KB
  Тип урока: Изучение нового материала Знать: Алгоритмические структуры ветвления в полном и неполном варианте. Операторы ветвления в полном и неполном варианте Уметь: Использовать операторы ветвления в программах.
54669. Запилення. Урок 261.5 KB
  Основні терміни і поняття: запилення перехресне запилення самозапилення. Вправа Дешифрувальник Запилення тема нашого уроку. Запилення.
54670. Опис власної системи роботи вчителя початкових класів 1.09 MB
  Проводити урокителепередачі вже стало традицією. Крім уроків –телепередач практикую уроки-подорожі уроки-ігри уроки-змагання інтегровані уроки.
54671. АКТУАЛЬНІСТЬ ДОСВІДУ 394.5 KB
  Глибінні засади освітніх реформ в Україні пов’язані із зміною освітньої парадигми з принципово новим цілепокладанням у педагогічному процесі із визнанням результатом навчання не ЗУНів а компетентності учнів і це суттєво впливає на цілі та зміст навчання організаційні форми методи та засоби. Зміст та методика викладання будьякого навчального предмету мають певні специфічні риси стосовно формування компетентностей учнів. додаток 4 Основні ідеї педагогічного досвіду полягають в наступному: підготувати учнів з...
54672. КАК ПОМОЧЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ 173 KB
  Задание 1. Посмотри вокруг операция абстрагирования Ученику предлагается посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы одного цвета из одного материала; предметов названия которых начинаются из одной и той же буквы Задание 2. Задание 1. Задание 1.
54673. Как помочь учиться учащимся 107.5 KB
  Для сильных учащихся подбираю задания требующие самостоятельности творческого поиска высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого. Для слабых – задания повышающие активность в процессе восприятия осмысления нового материала задания оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала обучающие приемам рациональной умственной деятельности. Я объясняю новый материал второй раз и самостоятельные задания получают учащиеся средней группы. В конце урока я проверяю задания которые выполняли учащиеся...
54674. Опора і рух 149 KB
  Тіло згниває а кістки не стлівають. Під час розкопок при добуванні будівельних матеріалів піску вапняку мармуру люди знаходили кістки за ними визначали геологічний вік людини і починали їх вивчати. Історія вивчення скелета Повідомлення учня Давньогрецький вчений – філософ Демокріт сам збирав кістки на цвинтарі щоб вивчати скелет. А відомий римський лікар Клавдій Гален примушував своїх учнів приносити кістки мерців.
54675. Порушення функцій скелета та їхня профілактика 48.5 KB
  Мета уроку: розглянути вікові особливості опорнорухової системи показати причини що негативно й позитивно впливають на опорнорухову систему ознайомити учнів з наслідками порушень гігієни опорнорухової системи навчити дотримуватись правильної постави як запоруки здоров’я та довголіття закріпити знання про опорнорухову систему виховувати естетичну насолоду від споглядання правильної постави як складової зовнішньої краси Обладнання та...
54676. Година спілкування 42 KB
  Виховувати почуття патріотизму поваги до ветеранів;поважне ставлення до історичної пам’яті свого народу своїх рідних;моральну культуру учнів розвивати здатність відчувати співпереживати вміння слухати оточуючих. Обладнання: фотографії дідусів учасників Великої Вітчизняної війнифотографії пам’ятників нашого міста малюнки дітей. Не щезне в пам’ятілюдській як в ті страшні 19411945 роки воїни захищали рідну землю. Це свято не затьмариться в віках В цей день нестимуть люди квіти Ну обміліє пам’ятіріка В серцях нащадків буде жити.