5622

Планирование деятельности предприятия (фирмы)

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Планирование деятельности предприятия (фирмы) 1. Планирование как функция управления производством Обоснование целей производства, целей экономической системы, особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну ...

Русский

2012-12-16

180 KB

11 чел.

Планирование деятельности предприятия (фирмы)

1. Планирование как функция управления производством

Обоснование целей производства, целей экономической системы, особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций управления — планирование.

Исходя из вышесказанного, планомерное развитие экономики можно понимать как развитие, соответствующее задачам, поставленным определенным органом управления. Таким образом, планомерное развитие, по сути дела, — противоположность стихийному, лишенному целевого руководства развитию экономики.

В этом смысле планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства. Ведь в истории нет и не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных органов управления. Любой, более или менее крупный, предприниматель, фирма, государственное, кооперативное предприятие всегда имеют известный план ведения своей деятельности.

Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ — одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством, хозяйством.

В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйственным объектом. Сюда могут относиться, например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии производства, его кооперирование и т. д.

Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий деятельности. Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.

Исходя из этого, можно охарактеризовать два других важнейших элемента планирования, элемента любого плана: во-первых, анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития, и, во-вторых, построение системы мероприятий и выбор средств воздействия на ход развития производства в целях направления его по максимально желаемому руслу. Нетрудно заметить, что эти элементы во многом совпадают с этапами формирования модели развития производства, что еще раз доказывает важность планирования для любого развития вообще.

Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели — три основных и необходимых элемента построения плана. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития.

Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а следовательно, и планировать — нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

В свою очередь, обоснованное предвидение, прогнозирование опирается, во-первых, на знание связей и закономерностей социально-экономического, хозяйственного развития, и, во-вторых, на знание практического опыта. Социально-экономические явления отличаются чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к анализу и разрабатываемой на его основе программе действий.

Сложность социально-экономических явлений, их анализа и прогнозирования развития состоит и в сложности экономической системы, в которой они имеют место: особая, сложная организация этой системы нуждается в согласованном функционировании отдельных ее элементов. Поэтому можно сказать, что планомерность означает еще и постоянное, сознательно поддерживаемое соответствие (пропорциональность) отдельных частей, структурных звеньев экономики. Все стороны экономической жизни, соотношения и связи между ними, направления и темпы развития подлежат, исходя из этого, обязательному анализу и отражению в плане.

Следовательно, можно еще раз подчеркнуть, что планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления производством, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Они позволяют:

предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;

более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;

обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;

целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

своевременно обновлять и модернизировать, выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

обеспечивать координацию действий на предприятии;

стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;

совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.

Любой план производства должен строиться на базе ряда научных принципов. При этом под принципами планирования понимают основные теоретические положения, которыми руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования. Именно они, эти принципы, предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии.

Известно, что в свое время один из создателей современной теории управления производством, А. Файоль, выделил следующие основные принципы осуществления плановой деятельности (составления «программы действий»):

единство;

непрерывность;

гибкость;

точность.

Позднее Р. Акофф обосновал еще один принцип планирования — принцип участия.

В отечественной литературе, где традиционно уделялось особое внимание именно этой части процесса управления, некоторые из перечисленных принципов уточнялись, корректировались. Так, например, принцип единства планирования часто представлен в отечественной литературе как принцип комплексности, взаимной увязки и координации. Кроме того, предлагаемый перечень важнейших принципов планирования обогатился за последнее время новыми, современными:

научность;

обоснованность целей, ориентированность на конечный результат деятельности.

Суть перечисленных принципов планирования может быть охарактеризована следующим образом.

Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Системный характер планирования обусловлен системной структурой самого объекта планирования — предприятия. Как было отмечено при характеристике целей производственно-хозяйственной деятельности, само предприятие как система представляется совокупностью взаимных элементов, имеющих единую целевую направленность.

Поэтому единство планирования в данном случае предполагает обязательную взаимную увязку и координацию плановой деятельности отдельных подразделений предприятия и планов различного уровня. С этой точки зрения, планирование на предприятии должно охватывать все его производственные подразделения с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

Принцип непрерывности заключается в том, что, во-первых, планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов, и, во-вторых, что разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу.

Необходимость выдерживания такой непрерывности планов объясняется двумя важнейшими причинами: во-первых, неопределенностью внешней среды и наличием непредусмотренных изменений, которые делают необходимой постоянную корректировку ожиданий предприятия относительно внешних условий, и соответствующее исправление и уточнение планов; во-вторых, изменением не только фактических предпосылок, но и собственных представлений предприятия о своих преимуществах и возможностях. Если предприятие не будет учитывать таких изменений, запланированный и полученный результат может оказаться недостаточным либо вообще отрицательным.

Заметим, что очередной принцип планирования — принцип гибкости — как раз и основан на предпосылках, которые обуславливают необходимость принципа непрерывности: неопределенность и изменчивость внешней среды и изменение фирмой собственных оценок, своих позиций и намерений. При этом принцип гибкости заключается в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера.

Для осуществления требуемой гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить необходимые изменения, увязывая их с изменяющимися условиями.

Таким образом, гибкость планов дает дополнительную прочность, устойчивость как самому предприятию, так и тем программам, планам, которые на нем реализуются.

Принцип точности планирования предполагает, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для предприятия на данный момент и которая достаточна для решения возникающих проблем. Ясно, что различные временные и пространственные горизонты планирования предполагают и различную степень точности и детализации проработки: если долгосрочное планирование чаще всего ограничивается разработкой лишь стратегических целей и наиболее общих направлений их реализации, поскольку количество достоверной на длительный период времени информации невелико, то среднесрочные и, тем более, краткосрочные планы, планы отдельных подразделений предприятия могут и должны быть проработаны детально.

Суть принципа участия во многом определяется принципом единства планирования. Исходя из этого, принцип участия означает, что каждый элемент производственно-хозяйственной деятельности, каждое подразделение предприятия становится участником плановой деятельности, независимо от выполняемой им функции. Таким образом, процесс планирования привлекает к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. В экономической литературе планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Принцип научности предполагает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т. е. на достоверной информации и научно обоснованных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения науки и техники, а также передовые методы работы отдельных предприятий, известные в мировой практике.

И наконец, принцип обоснованности целей и направленности на конечный результат деятельности предполагает, что исходя из системного характера планирования, все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой поставлена во главу угла, приоритетна. При этом на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит прежде всего конечный результат, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии.

Не менее важна характеристика методов планирования. К основным методам разработки планов можно отнести: балансовый, нормативный, метод планирования по технико-экономическим факторам, программно-целевой, многовариантных расчетов (последовательных приближений), экономико-математические методы.

Балансовый метод наиболее широко используется при планировании на макроэкономическом уровне. Однако он находит применение и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляют различного рода балансы:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.);

трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

комплексные (баланс производственной мощности).

Суть нормативного метода заключается в том, что на предприятии в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.).

Этот метод целесообразно использовать только в том случае, если при этом используется прогрессивная нормативная база, т. е. когда нормы и нормативы имеют прогрессивный характер и, кроме того, пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда.

Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и некоторых других разделов плана предприятия (например, план по труду и кадрам).

При этом методе планирования должны быть учтены многочисленные факторы:

технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

совершенствование организации производства и труда;

изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

рыночные (инфляция);

особые факторы, связанные со спецификой предприятия, производства, региона.

При планировании решения многосложных задач, задач оптимизационного характера могут быть применены программно-целевой метод, метод многовариантных расчетов либо экономико-математические методы.

Как правило, при планировании на предприятии одновременно используется не какой-либо один из вышеперечисленных методов, а весь их комплекс.

В зависимости от признаков и особенностей существует традиционная классификация видов планирования и, в частности, планирования на уровне предприятия.

По содержанию, характеру задач и способам их решения выделяется технико-экономическое и оперативно-производственное планирование. Технико-экономическое планирование определяет, направляет и организует все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия в части основных направлений развития, объемов производства, потребности в ресурсах, определения конечных результатов.

Технико-экономическое планирование составляет основу оперативно-производственного планирования, которое заключается в календарной увязке производственного процесса, выполняемого в подразделениях предприятия вплоть до рабочих мест, с учетом последовательности изготовления продукции, длительности циклов обработки и сборки. Взаимосвязь технико-экономического и оперативно-производственного планирования подчеркивает такие принципы планирования, как их комплексность и непрерывность.

Эти же принципы планирования проявляются и в существовании различных по охватываемому периоду времени планов. По таким временным горизонтам различают краткосрочное, или текущее (плановый период — один год), среднесрочное (до 5 лет) и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Два последних вида планирования иногда объединяют одним названием — перспективное планирование. Сложность и длительность цикла осуществления крупных структурных сдвигов в экономике, требующих глубокого перераспределения ресурсов, смена приоритетов в развитии делают неизбежной необходимость использования перспективного планирования. В свою очередь, конкретизация поставленных в этих планах задач достигается с помощью текущего годового планирования.

2. Бизнес-планы как особая форма планирования на предприятии (фирме)

Одним из специфических методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, еще одной формой проявления его необходимости и неизбежности является составление бизнес-планов.

Как следует из характеристики сущности планирования, продукт этой деятельности — план — является, как правило, и достаточно объективной оценкой собственной предпринимательской деятельности фирмы, и необходимым инструментом принятия проектно-инвестиционных решений, связанных с взаимодействием фирмы с внешней средой.

Соответствовать таким задачам может только целевой, программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности — получения максимальной прибыли от нее. Такой системный документ, структурированный по определенным разделам, получил название бизнес-плана.

Среди тех функций, которые выполняет этот плановый документ, можно выделить следующие:

обоснование стратегии и тактики хозяйственного поведения, что особенно необходимо вновь создаваемым предприятиям, а также действующим предприятиям при разработке ими новых направлений деятельности;

планирование и прогнозирование результатов деятельности в традиционном для отечественной экономики понимании (как разработка возможно более полной программы деятельности) и определение целей развития в части реализации индикативных методов планирования, планов развития бизнеса;

привлечение инвесторов, что особенно важно для дорогостоящих широкомасштабных, фундаментальных проектов;

расширение круга предприятий-партнеров, совместно реализующих разработанный проект, либо расширение самого проекта.

Систематизировать и конкретизировать функции бизнес-планирования с позиций внешних и внутренних условий функционирования предприятия можно с помощью таблиц 1. и 2.

Как следует из круга задач (функций) бизнес-плана, весь цикл работ по бизнес-планированию стартует после рождения какой-либо предпринимательской идеи и может быть реализован путем последовательного выполнения всех (или хотя бы основных, если проект не отличается особой сложностью) перечисленных стадий. При этом выполнение каждого очередного этапа становится возможным, если выполнены условия, сформулированные на предыдущем этапе. В частности:

  1.  Этап разработки вариантов реализации идеи возникает при условии соответствующей ее формулировке и возможности разработки альтернативных вариантов корректной ее реализации.
  2.  Этап анализа имеющихся вариантов может быть реализован при условии разработки соответствующих критериев отбора.
  3.  Этап предварительного технико-экономического обоснования отобранного проекта может считаться выполненным, если определены оценки текущей дисконтированной стоимости ожидаемых доходов и расходов.
  4.  Этап оценки степени осуществимости проекта может быть закончен, если определены основные социально-политические и экономико-организационные проблемы, влияющие на судьбу проекта, и сделан вывод о возможности их продолжения.
  5.  Этап принятия решения о разработке бизнес-плана может быть пройден, если обеспечено соответствующее финансирование из запланированных источников.
  6.  Этап конкретизации целей бизнес-плана может быть успешным, если правильно определен характер рыночной ситуации в данном секторе бизнеса.
  7.  Этап выбора методик отбора и обработки данных, так же как и проведение технико-экономических расчетов, реализуется при условии соответствующего анализа существующих альтернативных методов сбора информации и ее обработки.
  8.  Этап разработки детализированного бизнес-плана считается завершенным, если в нем сформулированы и проанализированы все разделы, которые могут заинтересовать любого из участников проекта.
  9.  Этапы внутренней и внешней экспертизы проходят последовательно после проведения:

технической (инженерно-технической) экспертизы — анализ процессов, материалов, оборудования, кадров, инфраструктуры;

коммерческой экспертизы — анализ условий поставки ресурсов и сбыта готового продукта;

финансовой экспертизы — оценка рентабельности, риска, перспективы движения денежных потоков, источники финансирования;

экономической экспертизы — оценка экономической эффективности использования ресурсов.

  1.  Этап реализации бизнес-плана может быть успешно пройден, если решены все организационные вопросы (организация производства, управления, учета).
  2.  Этап перепланирования (корректировки) возможен при, необходимости внесения изменений, определенной в результате текущего контроля, оперативного наблюдения (мониторинга) за осуществлением проекта.
  3.  Этап завершающей оценки эффективности бизнес-плана может быть реализован через определенный промежуток времени, в течение которого проект находится в эксплуатации. Этот этап проводится для определения особенностей реализации бизнес-плана и учета этих особенностей в будущих проектах.

Объем, структура, конкретное содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется целями, в нем поставленными, его временным и пространственным масштабом.

Таблица 1

Внутрифирменные функции бизнес-плана

Функция управления производством

Функция бизнес-плана

Их содержание

Планирование и оценка деятельности 

- разработка долговременной стратегии (концепции) развития;

- обоснование конкретных направлений деятельности, краткосрочных целей;

- разработка тактики их достижения;

- прогнозирование результатов деятельности 

Обеспечение системного и сквозного характера планирования и прогнозирования 

— оценка научно-технического, производственного потенциала 

- оценка степени использования имеющегося потенциала; - выявление и оценка резервов;

- разработка мероприятий по научно-техническому и производственному развитию 

Организация и стимулирование деятельности 

- определение центров ответственности за результаты деятельности 

- обоснование обязанностей структурных подразделений и отдельных исполнителей 

- анализ соответствия кадрового состава 

- переподготовка (повышение квалификации существующего персонала;

- подбор (подготовка) новых кадров 

- анализ системы оплаты и стимулирования труда 

- оценка действенности существующей системы оплаты труда 

Контроль, учет, диспетчирование производства 

- контроль за результатами деятельности, их учет 

- учет отклонений от плана, их анализ, формирование системы «раннего оповещения» 

- определение степени и факторов риска 

- разработка мероприятий по снижению риска 

- оценка вероятности критических ситуаций и банкротства 

- разработка профилактических мероприятий по его предупреждению 

- отчетность перед собственниками;

- мобильность проекта производства, подготовленность к внезапным изменениям 

- обеспечение устойчивости и живучести проекта 

Разрабатываемый как документ, имеющий целью обоснование деятельности предприятия, различных нововведений в ней, и составленный не по приказу сверху, бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, в нем представленной, ни по самой структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его фактической направленности, бизнес-план, безусловно, должен включать в себя информацию следующего содержания: цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия; описание продукции и услуг; оценка возможностей предприятия — производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др.); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; систему (схему) управления производственно-хозяйственной деятельностью и контроля за ее функционированием.

Таблица 2

Внешние функции бизнес-плана

Функции бизнес-плана

Их содержание

Макроэкономический анализ соответствующих сфер производства

- определение стратегических тенденций развития производства

Создание информационной базы для разработки макроэкономической политики

- разработка и реализация государственной политики;

- разработка и реализация региональной политики

Привлечение инвестиций

А. Реальные инвестиции:

- централизованные инвестиции (государственные, региональные программы);

- дотации, субсидии;

-децентрализованные инвестиции

Б. Финансовые инвестиции:

- подготовка эмиссии акций и реализация их на фондовом рынке

Привлечение заемного капитала

- ссуды, кредиты

У становление деловых контактов, изучение целей участников

- организация и проведение переговоров, торгов, заключение контрактов

Обоснование направлений реализации

- приватизация государственных (муниципальных) предприятий;

- обоснование совместных производств с другими предприятиями;

- обоснование использования иностранного капитала;

- обоснование создания финансово-промышленных групп или вхождения в них

Главная целевая направленность и отличительные черты бизнес-плана могут быть различными в зависимости от тех внешних условий и характеристик рынка, в которых находится данное предприятие (данная сфера бизнеса).

В специальной литературе можно найти детализированные методики, регламентирующие процесс разработки бизнес-плана вплоть до конкретной календарной привязки.

Принципиально важным с точки зрения полноты охвата проблем и последовательности их решения является вопрос о структуре всего планового документа и внутренней структуре его разделов.

Структура бизнес-планов в целом, так же как и внутренняя структура отдельных их разделов, в основном однотипна как для отечественных, так и для зарубежных разработок в этой отрасли знаний. Зачастую структура их различается лишь по расположению разделов и форме их представления.

Наиболее распространенные на предприятиях формы бизнес-планов, как правило, содержат в себе:

титульный лист;

резюме;

меморандум конфиденциальности;

описание предприятия и отрасли;

анализ рынка сбыта;

существо предлагаемого проекта, описание продукции, работ, услуг;

стратегию маркетинга;

инвестиционный план;

производственный план;

организационный план;

финансовый план;

стратегию (схему) финансирования;

оценку, анализ рисков и страхование;

выводы;

приложения.

Предлагаемый ниже вариант систематизации разделов бизнес-плана и примерная схема необходимой в них информации опираются, как правило, на многочисленные разработки такого направления, результаты которых публикуются в экономической прессе.

Как и любой другой документ, бизнес-план начинается с титульного листа, на котором отражены все исходные реквизиты предполагаемого проекта - название и адрес фирмы - инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование и суть проекта, время и место его разработки. Эти реквизиты важны прежде всего не для самого предприятия (предпринимателя), собирающегося реализовать проект, а для других возможных участников его реализации - кредитных организаций, банков, инвесторов, потенциальных партнеров. Именно их для первоначального знакомства с проектом будут интересовать прежде всего и название предприятия (может, уже со сложившейся репутацией), и суть, и стоимость предполагаемого проекта.

В отдельных случаях, по желанию разработчика бизнес-плана, составляется либо так называемая вводная часть, либо резюме. Суть этой части бизнес-плана состоит, вне зависимости от ее формы, в том, чтобы в сжатом виде, убедительно и четко информировать заинтересованные лица об основных положениях предполагаемого коммерческого проекта. При этом, конечно, необходимо определить: цель составления бизнес-плана; сферу будущей деятельности; за счет каких ресурсов она будет осуществляться; чем будущий продукт (или услуга) будет выгодно отличаться от аналогичной продукции конкурентов; каковы основные финансовые результаты с возможным расчетом размера продаж, выручки от реализации, затрат на производство и реализацию, прибыли, срока окупаемости затрат участников проекта. Не менее важны в резюме общие сведения об управленческом персонале, его доле в капитале предприятия, оценка факторов риска проекта, гарантии по возврату возможных кредитов и др.

Учитывая, что именно резюме по определению должно сформировать возможную однозначную оценку проекта, его содержание и строение должны быть простыми, без применения специальных терминов, характерных для данной сферы деятельности.

Особым разделом бизнес-плана может быть так называемый меморандум конфиденциальности, который составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в ней информации, о необходимости сохранения возможной коммерческой тайны.

Зачастую бизнес-планы, носящие новый, поисковый характер, могут содержать сведения, секретные до определенных пор для конкурентов. Поэтому некоторые бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг их потенциальных читателей.

Несколько следующих разделов бизнес-планов по содержанию тесно связаны между собой, поскольку дают обширную характеристику самой фирмы, предприятия, отрасли производства, к которой они относятся, продукции, которую это предприятие будет выпускать, и таким образом, раскрывают саму сущность предлагаемого проекта.

В данных разделах бизнес-плана, в отличие от предыдущих, уже подробно и обстоятельно характеризуется суть проекта в части описания непосредственно будущей продукции (услуг), ее потребительских свойств, необходимого для этого объема ресурсов, источников их получения.

Здесь необходимо описание тех товаров (работ, услуг), которые будут предложены потребителю, ради чего и разработан сам проект. Конечно, в идеальном случае желательно, чтобы вновь создаваемая продукция выгодно отличалась от продукта конкурентов либо высоким качеством, либо широким набором сервисных свойств, либо качеством оформления, упаковки и др.

Выбор оптимальной стратегии в данном случае зависит прежде всего от возможностей предприятия. Так, например, если предприятие располагает сложным, но дорогостоящим оборудованием, если на нем работают высокооплачиваемые работники-универсалы, то, вероятно, такое предприятие должно ориентироваться на выпуск сложной, высококачественной и дорогостоящей продукции, предполагая среди своих потребителей прежде всего потребителя с высоким уровнем дохода.

Здесь же должна присутствовать оценка необходимых производственных и непроизводственных помещений, необходимого административного и производственного персонала. Из складывающихся затрат на производство продукции, с одной стороны, и примерной цены ее реализации, с другой стороны, будет рассчитываться примерная величина прибыли от производства и продажи каждой единицы товара.

Само название очередного раздела бизнес-плана - стратегия маркетинга (или маркетинг-план) - говорит о том, что в нем должна быть проведена оценка рыночных возможностей предприятия. Этот раздел плана состоит из нескольких частей.

Первая его часть предполагает описание структуры рынка. Принципиально важно, чтобы будущий успех предполагаемого проекта был обоснован соответствующей ситуацией на рынке данного товара, с доказательством того, что спрос на товар или услугу этого вида либо не удовлетворен, либо удовлетворен, но с худшим качеством, и т. д. Иными словами, необходимо определить, существует ли на рынке данного товара та ниша, которую и собираются занять с помощью реализации данного проекта, либо существует ли возможность внедрения на рынок данного товара наряду с уже действующими на нем фирмами. Для этого надо осуществить несколько этапов работ: анализ предшествующих этапов развития данного рынка; оценку текущего состояния дел в данной сфере экономики; прогноз развития производства в данной сфере.

Проведенный анализ положения дел в данной сфере экономики позволяет перейти ко второй части этого раздела бизнес-плана - к оценке собственных возможностей данного предприятия в этой сфере. Для этого необходимо сначала сделать общую оценку потенциальной емкости данного рынка, то есть определить общую стоимость товаров, которые покупатели этого региона могут приобрести за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год). Конечно, эта величина будет определяться действием целого ряда различных факторов - социальных, национально-культурных, климатических, сезонных и, естественно, экономических (уровень доходов потребителей, структура их расходов, инфляционные процессы и др.).

После проведения общей оценки потенциальной емкости рынка можно уже произвести оценку потенциальной суммы продаж непосредственно данного предприятия (потребителя). Ориентировочная сумма продаж позволит рассчитать и максимальную выручку от реализации, на которую может выйти предприятие за определенный промежуток времени.

В этом же разделе бизнес-плана производится и оценка потенциальных конкурентов на рынке. Для этого необходимо определить крупных производителей аналогичной продукции, оценить уровень качества их продукции и соответствие ее запросам потребителей, ее дизайн, широту номенклатуры и др. Чрезвычайно важно иметь информацию об уровне цен на продукцию предприятий-конкурентов, вообще информацию об их политике цен и технической политике.

Не менее важна информация о потенциальных потребителях данной продукции. Для этого необходимо ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитана продукция (услуга) данного предприятия. Это позволит определить тот сегмент рынка, который будет главным в реализации предлагаемого проекта. Как правило, вновь создаваемые предприятия успешно конкурируют только на определенном, довольно узком сегменте рынка.

В следующей части маркетинг-плана рассматриваются вопросы маркетинга, связанные с разработкой его стратегии и тактики — научно-технической, товарной, ценовой, сбытовой, рекламной. Все они тесно взаимосвязаны. В частности, необходимо определить систему (схему) распространения товаров — через собственные фирменные магазины, через специализированную розничную сеть или через оптовые торговые организации. Определив таким образом каналы сбыта продукции и объем продаж по каждому из них, можно определить и проектную рентабельность предприятия. Для этого необходимо определиться с возможной ценой продукции, что требует формирования определенной ценовой политики на предприятии и предполагаемое ее формирование у предприятий-конкурентов.

Важной задачей ценовой политики является определение цены безразличия, то есть цены, при которой потребителю безразлично, чей товар покупать. Очень полезной для этого может оказаться информация, поступающая от торговых агентов, отраслевых ассоциаций и других организаций, занимающихся анализом рыночной конъюнктуры.

Значительным подразделом плана маркетинга является рекламная стратегия (способы рекламного воздействия на потребителя), ее масштабы, периодичность, средства, на которые она осуществляется. Важно разработать систему организации послепродажного обслуживания клиентов.

Весьма важным, ресурсным разделом бизнес-плана являете инвестиционный план, в котором определяется размер необходимых инвестиций, их распределение по этапам осуществления проекта, по направлениям их использования.

Очень важно в данном разделе правильное определение структуры инвестиций, прежде всего технологической структуры капитальных вложений.

Поскольку значительная часть разрабатываемых бизнес-планов используется именно для принятия решений по инвестициям, поскольку их составление и обоснование являются непременным условием реализации любого значительного инвестиционного, проекта, именно эта часть бизнес-плана представляет значительный интерес для всех участников инвестиционного рынка.

Во многом ключевым разделом бизнес-плана, жестко связанным как с ресурсными, так и результирующими его разделами, является план производства. По сути дела, этот раздел, присутствующий и в традиционных документах технико-экономического планирования, составляет сердцевину всей разработки. Следует заметить, что разрабатывается он только теми предприятиями, которые в своем проекте предусматривают производство товаров.

Главная задача этого раздела бизнес-плана - показать производственно-технические возможности предприятия по выпуску продукции, выполнению работ, услуг, на которые нацелен план, возможности произвести их с надлежащим уровнем качества, в нужные сроки и необходимом количестве.

Прежде всего необходимо показать, где будет изготавливаться продукция - на действующем или вновь создаваемом предприятии. При необходимости здесь конкретизируется вновь организуемый производственный процесс, рассчитываются необходимые производственные площади, оборудование, материальные ресурсы.

По той части производственного процесса, которая осуществляется собственными силами предприятия, как правило, приводят техническую документацию в виде схемы производственных; потоков, маршрутной карты. Под выбранную технологию производства приводится список стандартного и нестандартного технологического оборудования, оснастки, инструментов, приспособлений. Здесь же можно перечислить и места их вероятного приобретения, цену.

Рассчитанный ранее размер продаж диктует необходимые размеры производственной мощности предприятия. Если существующих мощностей по производству продукции недостаточно, то в этом разделе рассчитываются мероприятия по вводу новых мощностей или расширению действующих. Помимо обоснования соответствующими производственными мощностями, план производства требует обоснования материального обеспечения проекта. Тут необходимо определить, где, на каких условиях, по какой цене будут приобретаться сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия, тара, запасные части. Во всех случаях ресурсного обоснования плана производства необходимо указать на возможное лимитирование объемов производства со стороны имеющихся мощностей или поставляемых материально-технических ресурсов, возможные варианты замены поставщиков ресурсов; необходимо показать также в плане производства возможные способы контроля качества продукции.

Завершать данный план должна оценка возможного уровня издержек производства и их динамики в перспективе. При этом важнейшими составными частями затрат должны быть не только непосредственно производственные издержки, но и затраты по утилизации отходов, очистке выбросов, охране окружающей среды, обеспечению необходимой производственной инфраструктуры, подводке соответствующих коммуникаций, транспортных развязок и т. д.

Для вновь организуемых либо реорганизуемых предприятий чрезвычайно важен организационный раздел плана, поскольку именно в нем закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации. Эта часть плана для нового предприятия начинается поэтому с выбора организационно-правовой формы. Если при этом предусматривается долевая собственность учредителей предприятия, то здесь необходимо оговорить условия совместного владения предприятием, сроки и размеры оплаты соответствующих долей в уставном капитале, систему управления и участия учредителей производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Очень важны для будущих учредителей степень ответственности, которую они будут нести по его обязательствам, и риск убытков, связанных с его деятельностью.

Если же бизнес-планом предусматривается создание предприятия в форме акционерного общества, здесь необходимо определите особенности заключения договора о создании общества, рассчитать размер выпуска (эмиссию) акций, их номинальную стоимость, порядок размещения, условия распространения, их тип, условия передачи другим владельцам, порядок их регистрации и учета. Очень важен для акционерного общества и возможный состав органов управления - совета директоров, наблюдательного совета, исполнительных органов (правления, дирекции) и т. д.

Если вновь создаваемое предприятие планируется создать в виде федерального или муниципального предприятия, необходимо определить возможный перечень соответствующих органов федерального или муниципального уровня, учреждающих это предприятие. Здесь же необходимо определить и вид унитарного предприятия — как предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо как предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенное предприятие).

После определения организационно-правовой формы предприятия необходимо разработать организационную структуру управления с указанием для каждого подразделения, службы их места в организационной иерархии, круга и возможностей взаимосвязи с другими службами. Здесь же зачастую прорабатывается и связывается с организационной производственная структура предприятия.

План организации бизнес-проекта немыслим без определенной организации работы персонала. Для обеспечения полного соответствия работников выполняемым задачам исходным пунктом организации работы персонала должны являться квалификационные требования к специалистам соответствующего профиля и формируемый из них штат сотрудников. Здесь же определяются формы, системы, уровень оплаты их труда, а также другие затраты (отчисления), связанные с этим.

Эти расчеты могут быть дополнены разработкой мероприятий по обеспечению предприятия кадрами, их переподготовке, повышению квалификации, привлечению специалистов со стороны в качестве совместителей и т. д.

Финансовый план концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов, подводит основные возможные финансовые итоги разработанного проекта и поэтому разрабатывается по результатам этих разделов - в частности, по результатам прогноза производства и сбыта продукции, работ, услуг. В данном случае должны быть обязательно учтены следующие экономические характеристики хозяйственной среды, в которой предполагается реализация проекта:

дата начала и продолжительность реализации проекта;

временные горизонты (пределы) расчета проекта;

дифференцированная инфляционная характеристика среды;

налоговые условия (перечень видов налогов, налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы по ним, сроки их уплаты, возможные тенденции изменения);

изменения курса валют, по которым ведутся расчеты в проекте;

таможенные условия (ввозные, вывозные пошлины, требования валютного контроля и др.), в случае, если проект носит внешнеэкономический характер.

Финансовый план предусматривает следующие финансовые расчеты: прогноз объемов реализации; баланс денежных расходов и поступлений; таблицу доходов и затрат; сводный баланс активов и пассивов предприятия (балансовый план); график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации строится на основе прогнозирования размеров продаж, сегментации рынка, проведенных в предыдущих разделах, — в частности, при анализе рынка сбыта и формировании стратегии маркетинга. Прогноз дается, по меньшей мере, на первые три года, причем данные за первый год обычно представляются в помесячной разбивке, за второй год - в поквартальной, а на третий год даются общей годовой суммой, поскольку все более отдаленная перспектива делает возможным лишь укрупненный прогноз.

Баланс денежных расходов и поступлений (отчет о движении денежных средств) позволяет определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта. При разработке этого раздела предельно важно оценить взаимозависимость и последовательность как поступления денежных средств, так и их расходования, то есть предельно точно, по возможности, отразить приток и отток денежной наличности и ее остатки в динамике от одного расчетного периода к другому. От этого во многом будет зависеть общая сумма требуемых единовременных денежных затрат, так как длительные периоды замораживания средств в расчетах с поставщиками ресурсов или покупателями готовой продукции во многом могут увеличить потребность в единовременных финансовых вложениях.

Расчет доходов и затрат (отчет о прибылях и убытках) производится с учетом прогнозируемого объема продаж и ориентировочного размера издержек производства и обращения в разделе отдельных периодов времени. Таким образом, этот расчет отражает ожидаемые результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в конкретные периоды реализации проекта, позволяет определить размеры планируемой предприятием прибыли определенные моменты времени.

Сводный баланс активов и пассивов предприятия (план-баланс) как оценочный и аналитический документ особенно важен для инвесторов и кредиторов, так как именно в нем рассчитывается действительная величина активов предприятия и размер пассивов конкретного вида, за счет которых предприятие будет финансировать воспроизводство, то есть характеризуется устойчивость финансового положения предприятия в конкретный период времени. Кроме того, этот раздел показывает финансовое состояние предприятия на момент окончания реализации проекта.

Завершающим документом этого раздела бизнес-плана является график достижения безубыточности - схема, отражающая влияние объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции на прибыль предприятия. Величину выручки от реализации, при которой предприятие просто покрывает все свои расходы, не получая никакой прибыли, обычно называют критическим объемом производства.

Такой критический объем производства (уровень безубыточности) можно определить методом управления.

Примем, что х - критический объем производства, при котором достигается безубыточность на предприятии единицы товара; Ц — цена за единицу товара, руб.; С - условно-постоянные расходы в себестоимости всего выпуска, руб.; П - условно-переменные расходы в себестоимости единицы товара, руб.; Пр – прибыль, которая в точке безубыточности равна нулю.

В состав условно-постоянных расходов включаются: сумма полученных предприятием кредитов и процентов по ним; сумма накладных расходов по предприятию в целом; сумма амортизационных отчислений по всем основным фондам.

В состав условно-переменных затрат входят: затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия; затраты на топливо и энергию на технологические цели; затраты на оплату труда основных производственных рабочих и начислений на нее.

В этом случае вариант безубыточности будет описываться уравнением:

Ц • х = С + П • х + Пр.

Так как Пр = 0, то есть выручка равна затратам, то:

Ц • х = С + П • х.

Отсюда, критический объем производства равен:

Графически определение критического объема сводится к нахождению абсциссы точки безубыточности.

На основе результатов расчетов, проведенных в финансовом плане, проводится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, определяются потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры, возможный срок окупаемости вложений.

Выручка

от реализации  

   Совокупные

   издержки

 Точка

 безубыточности         Переменные

           издержки

   Постоянные

           издержки

     х

 Критический объем

Рис. 1. График достижения безубыточности

В зависимости от каналов поступления средств, их источники могут быть внутренними (собственными) и внешними. Внутренние источники финансирования могут иметь место на предприятии как результат предыдущей производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, уставный капитал и др.). Однако зачастую собственных внутренних источников финансирования недостаточно. Тогда остается вариант привлечения внешних источников в виде:

дополнительного привлечения средств собственников - вкладчиков или акционеров. Дополнительные взносы собственников-вкладчиков увеличивают уставный капитал предприятия. Дополнительный акционерный капитал формируется путем дополнительной эмиссии различного вида акций. Наиболее распространенной и предпочтительной эта схема финансирования считается в первоначальный период реализации крупных и долгосрочных проектов, отдача от которых отдалена во времени;

долевого или заемного финансирования (кредиты в коммерческих банках, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства). При этом необходимо учитывать ситуацию на кредитном рынке, условия получения кредитов (кредитная ставка, требуемое финансовое обеспечение, гарантии и т. п.). Чаще всего привлечение заемных средств оправдано и возможно для проектов, реализуемых для расширения производства на действующих предприятиях. В этих случаях возможна относительно скорая отдача вложенных средств и, следовательно, не столь чувствительны относительно высокие процентные ставки кредита, не столь опасны штрафные санкции за невыполнение долговых, залоговых обязательств;

лизингового финансирования, когда лизинговая компания приобретает либо самостоятельно, либо с участием третьей финансирующей стороны (банка, например) необходимые для реализации проекта основные средства, а затем уже сдает, их предприятию, реализующему проект, во временное пользование (в лизинг).

Каждая из возможных и предлагаемых схем финансирования бизнес-проекта должна быть просчитана и оценена по последствиям ее использования на данном предприятии.

Назначение анализа риска в бизнес-плане сводится к обоснованию целесообразности и возможной безопасности вложения средств потенциальных участников и, главное, разработке мер по защите от возможных потерь. Для масштабных проектов более необходима детальная оценка рисков с использованием специального математического аппарата статистики и теории вероятностей. Для проектов узконаправленных, мелких зачастую достаточно чисто экспертной оценки специалиста. Применяют также анализ целесообразности затрат для определения потенциальных зон риска по кривым риска и финансового состояния предприятия в зависимости от возможных потерь и степени финансовой устойчивости.

При невозможности применения других способов прибегают к методу использования аналогов.

Довольно часто для уменьшения риска используют анализ чувствительности, который позволяет определить степень влияния критических факторов на окончательный финансовый результат проекта.

Вся конструктивная часть этого раздела может быть разбита на два направления: организационные меры по профилактике рисков; программа страхования от рисков. В частности, действенной мерой профилактики риска и снижения возможных негативных последствий может быть разработка альтернативных вариантов реализации отдельных частей проекта.

Вероятность того или иного хозяйственного риска определяет и необходимость страхования. Система страхования предусматривает возможность покрытия за счет специальных страховых организаций широкого круга различных потенциальных потерь, сопутствующих предпринимательской деятельности.

Заключительным моментом разработки бизнес-плана, чрезвычайно важным и для предприятия, и для его собственника, и для инвесторов, является оценка возможного срока окупаемости вложений. С этой целью проводятся специальные расчеты, учитывающие специфику данной сферы деятельности, состав затрат единовременного и текущего характера, предполагаемую рентабельность производства и др. На основе этих расчетов делается заключение о возможности реализации всего проекта.

Среди приложений, наиболее часто встречающихся при разработке бизнес-планов, можно выделить: коммерческие предложения, деловые письма; копии контрактов, лицензий; прейскуранты (прайс-листы) поставщиков ресурсов; прейскуранты на аналогичную продукцию других предприятий.

В конечном счете бизнес-план — это замена традиционного: технико-экономического обоснования определенным проектом деятельности. То есть бизнес-план, так же, как и традиционный план, — это определенная модель деятельности; но в данном случае речь идет о привязке традиционного планирования к категориям рыночной экономики - бизнес, конкурентная борьба, успех в ней на основе деятельности маркетинговых служб, коммерческий риск, его профилактика и страхование, стратегия финансирования, достижение безубыточности и необходимого уровня рентабельности, организация сервисного обслуживания потребителей продукции и т. д. С точки зрения содержания этой программы деятельности справедливо выражение: «Чем больше рынка, тем важнее план».

Подводя итог характеристике системы хозяйственного руководства промышленностью, производством, можно заметить еще раз, что хозяйственный механизм и его отдельные части, которые рассмотрены в трех последних вопросах (планирование, экономические рычаги и стимулы, организационная структура управления), находятся в постоянном развитии. Особенностью его форм и методов является та их черта, что они всегда обусловлены реальной экономической действительностью и теми задачами, которые стоят перед экономикой.

3. Производство и поставки промышленной продукции

Отражая цели и задачи деятельности, план производства и реализации продукции (производственная программа) является важнейшей составной частью, ведущим разделом плана предприятия.

Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения,

Для обеспечения полной обоснованности производственная программа должна удовлетворять следующим требованиям, принципам, выдерживаемым в процессе ее разработки:

правильное определение потребности в выпускаемой продукции и обоснование объемов ее производства заказами потребителей, конъюнктурой рынка. Конъюнктура рынка - это складывающиеся в данный период времени в соответствующем регионе социально-экономические, торговые, организационные и другие условия реализации товаров, включая наличие конкурентов, соотношение спроса и предложения товаров При данном уровне цен на них;

полная увязка натуральных и стоимостных объемов производства и реализации продукции, что стало особенно важным в условиях рыночного ценообразования;

обоснование плана производства продукции располагаемыми ресурсами и, в первую очередь, производственной мощностью.

В основу составления производственной программы должна быть положена реальная потребность в конкретной продукции. Рассчитанный на основе имеющихся договоров на поставку продукции и изучения требований рынка, объем производства в натуральном выражении должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. На основе этого требования разработка плана производства и реализации продукции осуществляется в следующей последовательности:

  1.  определение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, потребности в ней и, соответственно, объема поставок;
  2.  на основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении;
  3.  объем выпуска по отдельным изделиям обосновывается производственной мощностью;
  4.  исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитывается общий объем продукции в стоимостном выражении.

План производства разрабатывается в этой последовательности по двум подразделам: во-первых, производство продукции в натуральном и стоимостном выражении; во-вторых, баланс производственных мощностей.

В первом подразделе плана могут устанавливаться: объем продукции в натуральном и стоимостном выражении, объем платных услуг населению, объем производства товаров народного потребления, объем производства продукции высшей категории качества. В составе годового плана дается полный перечень наименований продукции с указанием количества, сроков выпуска готовой продукции и сроков ее поставок. Здесь выделяются два показателя - номенклатура и ассортимент продукции. Номенклатура продукции - это перечень наименований отдельных видов выпускаемых изделий, а ассортимент - расширенный, по сравнению с номенклатурой, перечень продукции по типоразмерам, мощности, качеству и другим технико-экономическим характеристикам продукции.

Объем продукции в стоимостном выражении может планироваться по одному из стоимостных показателей - товарной, валовой, реализуемой, нормативно-чистой продукции. Объем товарной продукции — это стоимость вырабатываемых в данном периоде и предназначенных к отпуску готовых изделий, полуфабрикатов и выполнения работ промышленного характера. Объем товарной продукции планируется в сопоставимых и действующих ценах. При этом в сопоставимых ценах этот показатель характеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а рассчитанный в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.

В объем товарной продукции предприятия включаются: продукция, изготовленная всеми производственными единицами и предназначенная для реализации на сторону; услуги промышленного характера другим предприятиям и организациям (поставка энергии, горячей воды и т. п.).

Реализуемая продукция - это товарная продукция, которая поставлена заказчикам и оплачена ими. Объем реализуемой продукции рассчитывается в действующих ценах. По своему составу реализуемая и товарная продукция одинаковы. Количественно они различаются на величину изменения остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода. Если эти остатки не изменились, то объем реализуемой продукции равен объему товарной продукции.

Валовая продукция — это стоимость всей промышленной продукции, независимо от степени ее готовности. Она включает в себя товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства и специальной технологической оснастки собственного производства. Валовая продукция рассчитывается только в сопоставимых ценах и применяется для измерения объема производства в тех случаях, когда изделия имеют длительные производственные циклы изготовления.

Рассмотренные показатели объема продукции характерны тем, что они определяются в ценах, включающих в себя, наряду с вновь созданной стоимостью, перенесенную стоимость средств производства (сырья, материалов, комплектующих изделий и др.). Чем больше материалоемкость изделий, тем при прочих равных условиях выше его цена и, следовательно, выше объем производства в стоимостном выражении. С целью преодоления этого недостатка предприятия могут планировать в качестве объемного показатель чистой продукции, отражающий вновь созданную стоимость. Когда показатель такого рода рассчитывается на основе стабильных оценок чистой продукции на отдельные изделия, разработанных заранее (нормативов чистой продукции), он носит название показателя нормативно-чистой продукции.

Следует отметить, что в условиях рыночных отношений, когда во главе угла стоят не объемные показатели производства, а в соответствии с основной целью, прибыль, доход предприятия, в условиях свободного ценообразования на большинство товаров, свободы выбора партнера на рынке недостатки оценочных показателей, отмеченные выше, перестают играть сколь-нибудь существенную роль, так как предприятия освобождаются от необходимости и возможности использования этих недостатков.

Особая сложность разработки производственной программы состоит в том, что она должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции, потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Таким образом, встает задача оптимизационного характера. В целом оптимальное планирование заключается в перспективном поиске такого варианта плана, который обеспечивает при использовании имеющихся ресурсов максимум результата либо минимум затрат. Отсюда производственная программа, в наибольшей степени отвечающая структуре ресурсов предприятия и обеспечивающая наилучшие результаты его деятельности по принятому критерию, называется оптимальной. Для определения оптимальной производственной программы применяются методы линейного программирования с использованием компьютерной техники.

Важным вопросом оптимизации производственной программы является и выбор критерия оптимальности. Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть линейно зависимым от динамики объема производства. На практике выбирается один или несколько критериев, которые в наибольшей степени отвечают конкретным условиям и задачам производства. В случае использования нескольких критериев полученные оптимальные решения сравниваются, и выбирается окончательный вариант производственной программы.

К ресурсам, ограничивающим возможности выпуска продукции и учитываемым при решении задач оптимизации производственной программы, обычно относятся: дефицитные материалы, финансовые ресурсы, средства на оплату труда. Однако ресурсом, определяющим возможности по выпуску продукции, является производственное оборудование. Поэтому важнейшим этапом разработки производственной программы предприятия является обоснование планируемых объемов выпуска продукции производственной мощностью.

Каждое предприятие использует в производственном процессе, как правило, достаточно большое количество разнообразных по своему назначению средств труда - так называемый производственный аппарат. Его потенциальные возможности по выпуску продукции характеризуются размерами производственной мощности.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный годовой выпуск продукции заданного качества или объем переработки сырья в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом, при полном использовании производственного оборудования и производственных площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда. Производственная мощность измеряется, как правило, в тех же показателях, что и план производства продукции. Если предприятие выпускает несколько видов различной продукции, то производственные мощности устанавливаются отдельно по каждому из видов изделий.

При определении производственной мощности во внимание принимаются следующие определяющие ее факторы:

номенклатура продукции, которая намечается к выпуску на предприятии;

типы, производительность и количество оборудования, которое будет установлено, а также характер технологического процесса изготовления продукции (производства работ);

трудоемкость изготовления продукции на данном виде оборудования и при данной технологической схеме;

действительный (плановый, рабочий, эффективный) фонд времени работы производственного оборудования. При расчетах производственной мощности ориентируются на максимально возможное время работы оборудования. В отраслях с непрерывным характером производственного процесса действительный фонд времени работы оборудования совпадает с календарным и определяется, соответственно, как число дней в году, умноженное на 24 часа. В том случае, если предусмотрено необходимое проведение ремонтных работ, их продолжительность вычитается из календарного фонда времени. В отраслях с прерывным характером производственного процесса действительный фонд времени работы оборудования рассчитывается несколько сложнее: сначала определяется номинальный (режимный) фонд времени, который, в соответствии с установленным на предприятии режимом работы (отсюда и название — режимный), учитывает число смен работы, их продолжительность, количество нерабочих выходных и праздничных дней, количество нерабочих часов в предпраздничные дни. Для вычисления действительного фонда времени из номинального фонда исключаются затраты времени на плановый ремонт.

Производственная мощность отдельного предприятия, как и промышленности в целом, по выпуску того или иного вида продукции не является строго фиксированной величиной и, естественно, изменяется в процессе развития производства. На действующих предприятиях величина производственной мощности возрастает в результате проведения мероприятий по механизации, автоматизации производства, совершенствованию технологических процессов, замене устаревшего оборудования новым, более производительным, переходу на многосменный режим работы и др.

Наряду с приростом производственных мощностей может иметь место и их сокращение под воздействием таких причин, как выбытие средств труда из-за ветхости и износа, изменения в номенклатуре выпускаемой продукции в сторону повышения удельного веса более трудоемких изделий и работ, сокращения продолжительности рабочего времени в случае изменения режима работы предприятия и др.

Для того, чтобы правильно оценить производственные мощности предприятия, разрабатываются так называемые балансы производственных мощностей. Баланс дает возможность определить величину мощностей на конец года, то есть выходную мощность. При этом учитывается ее величина на начало года (входная мощность), размеры ввода мощностей в течение года и выбытие (ликвидация) мощностей в течение этого же года. Она определяется с учетом плана капитального строительства, работ по модернизации оборудования, намеченного изменения технологии, других факторов по формуле:

Мвых = Мвх + Мв – Мвыб

где Мвх - мощность входная;

Мв - мощность, вводимая в действие в результате выполнения строительных и монтажных работ, а также нарастающая в результате модернизации оборудования и совершенствования технологических процессов;

Мвыб - мощность, ликвидируемая в результате снятия с производства устаревшего оборудования.

Кроме того, баланс позволяет определить величину среднегодовой производственной мощности, то есть величину мощностей, которая будет реально функционировать в течение планового года. С этой целью рассчитываются, кроме входной мощности, еще и величины среднегодового ввода и среднегодового выбытия производственных мощностей, с учетом сроков соответственно ввода и выбытия:

где Му - увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;

П1, П2, П3, П4 - соответственно число месяцев работы оборудования с момента ввода (выбытия) до конца года;

Мр - увеличение мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия;

Му.н - увеличение (+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции.

Результаты баланса производственных мощностей и являются исходной базой для обоснования расчета планируемого выпуска продукции со стороны производственных возможностей предприятия. В процессе обоснования сопоставляются плановый и максимально возможный объемы выпуска продукции каждого наименования, выявляются внутрипроизводственные диспропорции в загрузке оборудования и площадей. На основе этого намечаются мероприятия по улучшению использования оборудования, расширению специализации и кооперирования производства.

Расчет производственной мощности ведется в следующей последовательности: группа оборудования, участок, цех, предприятие в целом. С целью строгой взаимосвязи производственные программы основных цехов составляются в порядке, обратном последовательности технологического процесса, то есть разработка плана идет по цепочке «выпускающие — обрабатывающие — заготовительные цеха». Обрабатывающие цеха должны изготовить такое количество деталей, которое требуется для запланированного выпуска готовых изделий в выпускающих цехах, поставок на сторону в качестве запасных частей и поддержания их задела на предприятии на нормативном уровне. Заготовительные цеха, в свою очередь, должны обеспечить необходимыми заготовками все обрабатывающие цеха.

Производственная программа каждого цеха разрабатывается на основе расчета производственной мощности отдельных групп оборудования. На основе производственных программ основных цехов составляются планы производства для вспомогательных и обслуживающих подразделений предприятия. Исходя из планов цехов, разрабатываются производственные задания для участков.

PAGE  20


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9674. Претензионная работа 46 KB
  Претензионная работа В ходе реализации договоров поставки нередко стороны по каким-то объективным или субъективным причинам не выполняют принятых на себя обязательств, нанося торговому партнеру материальный и моральный ущерб. В этих условиях потерпе...
9675. Модулированные сигналы 284 KB
  Модулированные сигналы Содержание Введение. Амплитудная модуляция. Однотональная модуляция. Энергия однотонального АМ-сигнала. Многотональный модулирующий сигнал. Демодуляция АМ-сигналов. Балансная амплитудная модуляция. Однополосная амплитудная ...
9676. Що являє собою технологія DSL 50.5 KB
  Що являє собою технологія DSL хDSL являє собою родину технологій, що дозволяють значно розширити пропускну здатність абонентської лінії місцевої телефонної мережі шляхом використання ефективних лінійних кодів та адаптивних методів корекції перекручу...
9677. Геохимические исследования остатков бронзолитейного производства с Суботовского городища XII-IX вв. до н.э. 125.5 KB
  Геохимические исследования остатков бронзолитейного производства с Суботовского городища XII-IX вв. до н.э. Л.В. Демченко, В.И. Клочко, В.И. Маничев НИИПОИМКИ Украины Введение Геолого-геохимическое изучение археологического объекта включает в себя ...
9678. Гончарные печи XIV-XV вв. на ремесленном посаде Сугдеи 49.5 KB
  Гончарные печи XIV-XV вв. на ремесленном посаде Сугдеи А.В. Джанов Крымский филиал Института археологии НАН Украины Поливная керамика позднего средневековья является наиболее ярким признаком для характеристики материальной культуры того или и...
9679. Информация и управление. Системы управления. Прямая и обратная связь. Замкнутая и разомкнутая система 37.5 KB
  Информация и управление. Системы управления. Прямая и обратная связь. Замкнутая и разомкнутая система. Преобразование, целенаправленная обработка информации - важнейший из информационных процессов. Преобразование информации о состоянии окружающ...
9680. Коаксіальний кабель 47.5 KB
  Коаксіальний кабель Коаксіальний кабель складається із двох циліндричних провідників, співвісно вставлених один в другий. Скоріш всього використовується центральний мідний провідник, покритий пластиковим ізолюючим матеріалом, поверх якого йде інший п...
9681. Кодирование информации. Единицы измерения 38 KB
  Кодирование информации. Единицы измерения. Единицы измерения количества информации. Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы..
9682. Класс TList - списки 57 KB
  Класс TList - списки Класс TList позволяет создать набор из произвольного количества элементов и организовать индексный способ доступа к ним, как это делается при работе с массивом. Списки отличаются от массивов двумя важными особенностями...