5623

Цена, ценообразование на предприятии (фирме)

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Цена, ценообразование на предприятии (фирме) Цена, ценообразующие факторы Важнейшими категориями рыночной экономики являются цена и ценообразование. Цена - это денежное выражение стоимости товара, а ценообразование - процесс формирования цен, опр...

Русский

2012-12-16

96 KB

8 чел.

Цена, ценообразование на предприятии (фирме)

1. Цена, ценообразующие факторы

Важнейшими категориями рыночной экономики являются цена и ценообразование. Цена - это денежное выражение стоимости товара, а ценообразование - процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений.

В рыночной экономике объективно действуют многие экономические законы, из которых наиболее важными для установления цен являются закон стоимости, закон спроса, закон предложения, законы рыночного ценообразования.

Закон стоимости проявляется прежде всего в том, что в условиях свободного рынка, конкуренции цены отражают общественно необходимые затраты труда. Предприниматель, учитывая закон стоимости, постоянно ищет пути для снижения затрат и тем самым способствует успеху предпринимательства и развитию общества.

Между ценой и величиной спроса существует обратная связь. Экономисты называют такую связь законом спроса.

Между ценой и количеством предлагаемой продукции существует прямая связь. Эта связь называется законом предложения.

С законами стоимости, спроса и предложения связаны законы рыночного ценообразования. Механизм их действия не сложен:

  1.  Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  2.  Если под влиянием неценовых факторов (например, мода) возрастает спрос при неизменном предложении или уменьшается предложение при неизменном спросе, то цена возрастает.
  3.  При неизменном предложении уменьшение спроса или при неизменном спросе увеличение предложения ведет к понижению цены.

В процессе развития рыночных отношений происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей. Главную роль при этом играют цены, способствующие быстрому обмену нужной информацией. Цены делают условия обмена понятными и стандартизованными для всех участников рыночной экономики. Особенно важным понятием в таком обмене является равновесная цена, т. е. цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Покажем графически цену равновесия и отклонения от нее (рис. 1)

  Р D – спрос    S - предложение

        Излишек

Р2

   Е

РЕ

Р1

  Дефицит

  0         QD = QE     Q

Рис. 1. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия РЕ = PS = PD,

где РЕ - равновесная цена;

PS - цена предложения;

PD - цена спроса.

Это означает, что QE = QS = QD,

где QE — равновесный объем;

QS - объем предложения;

QD - объем спроса.

Если Е - точка равновесия, то РЕ - равновесная цена, QE - объем проданного товара. Совокупная общая выручка TR составит:

TR = PE * QE.

Потребители часто не соглашаются с утверждением, что существующие цены оптимальны. Недовольство потребителей сложившимися равновесными ценами создает предпосылки для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Это приводит к установлению государством максимальных или минимальных цен. Если максимальная цена Р, устанавливается государством ниже равновесного уровня РЕ, образуется дефицит продукции, если государство устанавливает минимум цены Р2 выше равновесного уровня РЕ, образуется излишек товаров.

В изучении возможной реакции экономических агентов на изменение цены важную роль играет понятие эластичности. Эластичностью называют меру реакции одной величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент:

,

где ЕрD - эластичность спроса по цене;

DIQ - изменение величины спроса, %;

DIР - изменение цены, %.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной, так как зависимость между ценой и объемом спроса обратная. Поэтому для оценки эластичности используют абсолютную величину соотношения, т. е.:

,

Если EPD > 1, спрос растет или уменьшается быстрее изменения цены, и тогда его называют эластичным спросом. Если EPD < 1, спрос неэластичный, жесткий.

В том случае, если изменение цены не ведет к изменению спроса, эластичность EPD = 0 (например, цена и спрос на лекарство, важное для жизни ребенка). Если же крайне малое изменение цены вызывает теоретически бесконечное увеличение спроса, эластичность EPD = (рис. 2).

 P

       EPD = 0

       EPD =

 0       Q

Рис. 2. Крайние случаи эластичности

Для измерения эластичности спроса по цене подсчитывают процентные изменения величин спроса и цены и, как уже показано, соотносят их:

,

,

,

Рыночное ценообразование коренным образом отличается от ценообразования в условиях централизованной административно-командной системы управления.

Рыночное ценообразование позволяет формировать цены не в сфере производства, не на предприятии, а на рынке под воздействием товарно-денежных отношений, спроса и предложения. Таким образом, полезность товара проходит проверку рынком, цена окончательно определяется на рынке, так как стоимость товара получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

В административно-командной системе цены рассчитываются в производстве, часто до начала выпуска продукции. За основу цены принимаются затраты на производство. При затратном методе построения цен в плановой экономике рынок практически не оказывает влияния на уровень и динамику цен, а лишь констатирует уровень спроса на товар при установленной фиксированной цене.

Государственные органы в рыночной экономике регулируют цены на ограниченный круг товаров и услуг. В современной России государственное регулирование сохраняется на тарифы по услугам жилищно-коммунального хозяйства, отдельных видов транспорта и на цены продукции предприятий-монополистов. К таким монополистам отнесены «Единая энергетическая система», «Транснефть», «Газпром», Московская телефонная сеть, Мосводоканал, сеть железных дорог и другие аналогичные производственно-хозяйственные структуры.

В условиях рыночных отношений механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Рассмотрим два важнейших фактора, под воздействием которых формируется динамика цен, - стратегический и тактический.

Стратегический фактор проявляется в том, что цены образуются на основе стоимости товаров и подвержены изменениям вокруг стоимости. Это фактор долговременного перспективного действия. Он ставит в наиболее выгодные условия те предприятия, которые используют передовые технологии, имеют современное оборудование, пользуются прогрессивными методами организации труда и производства и т. п. В выигрыше оказываются те предприятия, у которых издержки производства в расчете на единицу продукции ниже, чем у конкурентов.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары и услуги формируются под влиянием конъюнктуры рынка и по этой причине они могут часто меняться (в течение дней, часов). Тактический фактор ставит в более благоприятные условия те предприятия, которые умеют с пользой для себя оперативно воспользоваться конъюнктурой рынка. Для этого требуются высокопрофессиональные исполнители, гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры.

Естественно, что наибольший выигрыш на рынке получают те предприятия, которые имеют возможность умело использовать и стратегический, и тактический факторы рыночного ценообразования.

12.2. Виды цен

В переходной российской экономике все цены классифицируются по видам и разновидностям.

В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие основные виды:

оптовые цены на продукцию промышленности;

розничные цены;

закупочные цены;

цены на продукцию строительства;

тарифы на грузовые и пассажирские перевозки;

тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам;

цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым продается и покупается продукция промышленных предприятий независимо от форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота.

В составе оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям. Оптовая цена предприятия должна возместить собственные издержки производства и обращения и обеспечить получение нормальной прибыли, позволяющей выживать и развиваться в рыночных условиях. Однако это не означает полной гарантии получения такой прибыли. Предприятие в конкретных обстоятельствах может иметь сверхприбыль или же убыток

Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Разновидность оптовой цены предприятия - трансфертная цена, которая используется при осуществлении расчетов между подразделениями одного и того же предприятия. Трансфертные цены широко используются в коммерческих операциях между филиалами транснациональных компаний.

Использование трансфертных цен позволяет повышать конкурентоспособность фирм на рынке, если идти по пути их снижения на сырье, материалы, комплектующие изделия, поставляемые дочерними предприятиями.

Оптовая цена промышленности - цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптовым снабженческо-сбытовым структурам.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и дополнительную часть налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить затраты снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли и по существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.

Разновидностью оптовой цены промышленности является биржевая цена. Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок (скидок) с нее в зависимости от качества товара, удаленности пункта назначения от месторасположения поставщика. Размер биржевой цены фиксируется биржевым контрактом.

Розничными называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной торговли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной цены входят оптовая цена промышленности, торговая наценка или скидка, дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) включает издержки торговых организаций и их прибыль. Структуру ее розничной цены можно представить схемой (рис. 3).

Из схемы следует, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Оптовая (отпускная) цена предприятия

Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка

НДС0

Издержки

Прибыль

Оптовая цена промышленности

Торговая наценка (скидка)

НДСР

Издержки

Прибыль

Розничная цена

Рис. 3. Структура розничной цены

Разновидность розничной цены — аукционная цена. Это цена товара, проданного на аукционе. Как правило, такая цена значительно выше розничной, так как отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара.

Закупочные цены - это оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и домашними хозяйствами. На практике эти цены трансформируются в средние цены фактической реализации. Закупочные цены по существу являются договорными или свободными ценами, складывающимися в зависимости от соотношения спроса и предложения на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции.

Цены на продукцию строительства выступают в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ и готовых строительных объектов, прейскурантных и договорных цен на продукцию строительства. Сметные цены - это своеобразные оптовые цены, используемые в капитальном строительстве.

Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки - это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с грузоотправителей и населения. В состав транспортного тарифа включаются издержки и прибыль транспортных организаций, а также НДС.

Цены на услуги имеют определенные особенности, обусловленные спецификой услуги как вида деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, а изменяется качество уже существующего продукта. Цены на услуги называют тарифами или расценками. Примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за услуги электросвязи, почтовой связи и т. д. Тарифы на услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, ориентируются на цены основных мировых товарных рынков. Мировые цены представляют денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Они находятся под значительным влиянием государства.

На экспортируемые товары государством могут устанавливаться специальные цены и надбавки к ним.

Цены на импортируемые товары устанавливаются на основе контрактной стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центробанка России, а затем к ней добавляется таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи. Что касается розничных цен на импортируемые товары, то они устанавливаются внутри страны под влиянием спроса и предложения.

3. Ценовая политика предприятия (фирмы), методы установления цен

Ценовая политика предприятия зависит прежде всего от типа рынка. Выделяют четыре типа рынков, для каждого из которых имеют место свои характерные особенности в области ценообразования (табл. 1).

Таблица1

Особенности установления цен в зависимости от типа рынка

Тип рынка

Характеристика рынка 

Характерные особенности установления цен 

1

Рынок чистой конкуренции

Много продавцов стандартной продукции или схожего товарного продукта (сгущенное молоко, сахар и т. д.) 

Цены, как правило, единые, товары реализуются по сложившейся рыночной цене 

2

Рынок монополистической конкуренции

Много продавцов дифференцированной продукции

Наличие широкого диапазона цен в условиях рыночного предложения разных вариантов товаров. Цены устанавливаются в зависимости от цели предприятия, издержек, цен на товары конкурентов, выбранного метода ценообразования 

3

Рынок олигополистической конкуренции

Мало продавцов стандартной продукции 

Цены могут быть едиными или разными в зависимости от выбранной стратегии предприятия: максимизация цены при высоком уровне качества продукции, низкие цены при невысоком качестве продукции, стратегии изъятия, стратегии пульсации 

4

Чистая монополия

Один продавец необходимой продукции, которую никто больше не производит 

Высока доля государственного вмешательства в ценообразование. Цена может быть ниже себестоимости (если товар важен для большого числа покупателей с низкими доходами), очень высокой для сокращения потребления или изъятия части высоких доходов. Цена может устанавливаться с расчетом на покрытие издержек или получение высокой прибыли

Содержание таблицы свидетельствует, что возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением рынка монополии, на остальных трех рынках предприятиям необходимо иметь наиболее целесообразную методику установления цены на свою продукцию.

Процесс первоначального установления цен предусматривает следующие шесть взаимоувязанных этапов:

  1.  Постановка задач ценообразования.
  2.  Определение спроса.
  3.  Оценка издержек.
  4.  Анализ цен и товаров конкурентов.
  5.  Выбор метода ценообразования.
  6.  Установление окончательной цены.

В работе Ф. Котлера «Основы маркетинга» в обобщенном виде представлены три основных соображения, которыми руководствуются при назначении цены (табл. 2).

Минимально возможная цена зависит от себестоимости продукции, максимально возможная цена определяется наличием каких-то уникальных достоинств в продукции предприятия. Цены товаров конкурентов и товаров-субститутов (заменителей) определяют средний уровень, на который предприятие должно ориентироваться при установлении цены.

Таблица 2

Основные соображения при назначении цены

Слишком низкая цена

Возможная цена

Слишком высокая цена

Получение прибыли по этой цене невозможно

Себестоимость продукции

Цены конкурентов и цены товаро-производителей

Уникальные достоинства товара

Формирование спроса по этой цене невозможно

Наиболее распространенными методами ценообразования на предприятии являются:

  1.  Метод «средние издержки плюс прибыль».
  2.  Метод анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
  3.  Метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара.
  4.  Метод установления цены на основе уровня текущих цен.
  5.  Метод установления цены на основе закрытых торгов.

Самым простым методом ценообразования считается метод «средние издержки плюс прибыль», когда начисляется определенная наценка на себестоимость товара. Предприятие может себестоимость производства холодильника оценить в 5000 рублей, добавить к себестоимости 20 % для получения нормальной прибыли, учесть НДС в сумме 600 рублей и установить оптовую цену предприятия на 1 холодильник в размере 6600 рублей. Прибыль предприятия-изготовителя от реализации продукции предприятию оптовой торговли составит в расчете на 1 холодильник 1000 рублей. Следует иметь в виду, что данный метод не позволяет выйти на оптимальную для предприятия цену, так как не учитывает текущий спрос и конкуренцию. Этот недостаток перекрывается рядом преимуществ метода «средние издержки плюс прибыль», в том числе:

  1.  Продавцы имеют о себестоимости больше достоверной информации, чем о спросе, поэтому им не придется часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса.
  2.  Этим методом могут пользоваться большинство предприятий отрасли, так как их цены будут близки к среднеотраслевым, а конкуренция сведется к минимуму.
  3.  Такой метод считается наиболее справедливым по отношению и к покупателям, и к продавцам. Если спрос высок - продавцы не наживаются за счет покупателей, но могут получить нормальную прибыль на вложенный капитал.

Метод расчета цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли предполагает использование графика безубыточности и установление такой цены, которая позволит получить желаемый объем прибыли на вложенный капитал. Данный метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения различных вариантов цен, их влияния на общий оборот, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли.

В современных условиях все большее число предприятий устанавливает цены на основе ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования считаются не издержки, а покупательское восприятие. Это ценообразование достаточно сложно, но наиболее прибыльно. При этом необходимо определить, какой товар является ценным (нужным) для покупателя. И. П. Денисова в работе «Цены и ценообразование» приводит четыре существующих суждения по этому вопросу:

1. Целесообразно разграничивать осознанную ценность и возможную (потенциальную). Осознанная - та, которую покупатель признает сейчас. Возможная - та, которая может быть навязана покупателю в произведенном продукте. Заинтересовать покупателя - это задача рынка (сбыта), которая сопровождается рекламой, предложением, личным ведением торговли и поиском покупателя для пробы продукта.

  1.  Ценность продукта может выражаться по-разному различными группами покупателей или различными сегментами.
  2.  Фактором, влияющим на значимость товара для покупателя, является сама цена. Покупатели часто трактуют цену как оценку продавцом значимости товара.
  3.  Фактором при установлении значимости товара для покупателя является выбор, доступный потенциальному покупателю. У покупателя всегда есть выбор покупать у различных продавцов или вообще ничего не покупать.

При использовании метода установленной цены на основе ощущаемой ценности товара предприятие исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает это соотношение с такими же показателями для аналогичных товаров, выпускаемых другими предприятиями.

Метод установления цены на уровне текущих цен сконцентрировал в себе, как принято считать, коллективную «мудрость» отрасли и применим на рынке чистой и олигополистической конкуренции. Назначая цену на свой товар, предприятие ориентируется на цены конкурентов и мало внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Цена может устанавливаться на уровне, выше или ниже уровня основных конкурентов.

Установление цены на основе закрытых торгов применяется в процессе конкурентной борьбы, когда предприятие желает завоевать контракт, а это возможно при условии, если запрашиваемая цена ниже, чем у других продавцов. Однако цена не должна опускаться ниже себестоимости, так как предприятие вместо прибыли будет иметь убыток.

При установлении цен на свою продукцию предприятие обязано соблюдать положения законов. В соответствии с п. 1 ст. 40 «Налогового кодекса Российской Федерации» (НК РФ): «... для целей налогообложения принимается цена товаров (работ или услуг) указанной сторонами сделки». Предполагается, что именно эта цена соответствует уровню рыночных цен. Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ, если цены товаров (работ или услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы или услуги).

НК РФ предоставил право налоговым органам при осуществлении ими контроля за полнотой начисления налогов проверить правильность применения налогоплательщиком цен по осуществляемым сделкам в четырех случаях:

  1.  Когда реализация товаров (работ или услуг) осуществляется между взаимозависимыми лицами.
  2.  Вместо расчетов денежными средствами за отгруженные товары (работы, услуги) проведены товарообменные (бартерные) операции.

При совершении внешнеторговых сделок.

  1.  Когда в пределах непродолжительного периода времени налогоплательщик по идентичным (однородным) товарам применил скидки или накидки свыше 20 %.

В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ установлено, что «при определении и признании рыночной цены товаров (работ, услуг) налоговые органы используют официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы или услуги) и биржевые котировки».

При изменении рыночной цены предприятие-налогоплательщик вправе использовать скидки, вызванные:

сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Иначе говоря, рыночная цена на товары (работы, услуги) учитывает все моменты, которые могут быть у продавца товаров (работ, услуг), включая насыщенность рынка, снижение потребительского спроса и свойств, предлагаемых товаров.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72911. Причины подростковой преступности 63 KB
  Изучение причин подростковой преступности которая была всегда актуальной в настоящее время приобрела особую значимость. Проблема преступности остаются всегда актуальными для рассмотрения даже не смотря на изменчивость мира.
72913. Социально-психологическая адаптация студентов с различной саморегуляцией поведения 540.38 KB
  Важнейшим социальным требованием к высшим учебным заведениям является ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы профессиональных знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
72914. Методика расчета объемного гидропривода возвратно-поступательного перемещения (с гидроцилиндром) 2.39 MB
  Предварительный расчет давления в объемном гидроприводе и определении объема насоса. Значения номинального рном допускаемого при работе без ограничения по времени и максимального рмакс давлений которыми обычно задаются исходя из номенклатуры выпускаемых гидроустройств насоса...
72918. Решение системы линейных алгебраических уравнений с вещественными коэффициентами с помощью метода Гаусса 117.93 KB
  Дано: Система линейных алгебраических уравнений. Требуется решить систему линейных алгебраических уравнений с вещественными коэффициентами с помощью метода Гаусса. Существует множество методов решения систем линейных алгебраических уравнений таких как: метод Крамера решение СЛАУ матричным методом метод Гаусса.