56237

Структура урока технологии в начальных классах

Научная статья

Педагогика и дидактика

По содержанию деятельности учащихся урок технологии трудового обучения может быть разделен на 5 частей этапов: Постановка цели темы трудовой и учебных задач урока.

Русский

2014-04-03

158.5 KB

59 чел.

Структура урока технологии в начальных классах

Урок технологии сложен по своему строению, т.к. в его ходе должны быть сформированы у учащихся не только практические трудовые навыки и умения, но и общетрудовые умения, содержащие в своей основе умственные операции.

По содержанию деятельности учащихся урок технологии/ трудового обучения может быть разделен на 5 частей (этапов):

  1.  Постановка цели, темы, трудовой и учебных задач урока.
  2.  Подготовка к выполнению трудового задания.
  3.  Организация и подготовка рабочего места.
  4.  Выполнение трудового задания.
  5.  Подведение итогов урока.

Название этих частей урока говорит о содержании деятельности детей. Каждая часть ( этап ) урока состоит из нескольких элементов. Порядок их расположения в ходе урока зависит от учебных задач, содержания урока, подготовленности детей и т.д.

Структурные компоненты урока

Содержание структурных компонентов урока технологии

Организационный момент:

Организация детей с перемены на урок, проверка готовности к уроку.

Беседа и сообщение темы урока:

Введение учащихся в тему урока. Здесь обобщаются и пополняются знания детей о назначении изделия, об истории его создания, о материалах, из которых выполнено изделие, их свойствах, производстве. Беседа должна опираться на жизненный опыт учащихся с привлечением зрительного ряда. Беседа сочетается с рассказом, сопровождается показом натуральных и изобразительных пособий. Тема урока может быть сообщена учащимся, как в начале беседы, так и в ее середине или конце (на усмотрение учителя).

Опыты и наблюдения:

Данный этап урока включается при знакомстве с новыми материалами и их свойствами. Главная цель этого этапа включить анализаторы ребенка в познание предметов окружающей действительности.

Проводится показ отдельных технологических приемов (в зависимости от урока может присутствовать или нет).

Анализ образца изделия      или

Анализ образца конструкции изделия:

Данный этап очень важен и направлен на создание у детей общего представления об объеме и характере трудового задания. Основная цель – определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей трудового задания. По-возможности, самостоятельный поиск рациональных способов их реализации, выявления известного и неизвестного. Проводится в вопросно-ответной форме (диалоговой). Учитель задает наводящие вопросы, дети отвечают. Вопросы должны быть корректными, грамотными. Направлены на выяснение конструкции изделия, частей, деталей, способа их изготовления, соединения, крепления, композиционных особенностей и т.д. Этап организуется с опорой на образец изделия, технический рисунок, активизацией правил безопасной работы. Устное описание образца может быть организовано с помощью следующих вопросов учителя: (И.П.Фрейтаг «Урок технического труда в начальных классах», с. 11, анализ образца):

  •  Что это за изделие? Каково его назначение? Какова его общая форма?
  •  Из каких частей оно состоит, каково назначение каждой части? Какая часть главная (или самая трудоемкая)? Какова форма каждой части?
  •  Из каких деталей собрано изделие (или каждая его часть)? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какая особенность в конструкции изделия?
  •  Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?
  •  Какие инструменты потребуются для работы?

Например, учитель показывает образец изделия (рис. 1, а), выполненный в масштабе 2:1, и задает вопросы учащимся:

- Что это? Для чего может быть использовано это изделие? (Это закладка, она нам понадобится для учебника).

- Из каких частей состоит закладка? Каково назначение каждой? (Закладка состоит из основы и украшения).

- Какая часть главная? (Главная часть – основа, она может служить закладкой и без украшения).

- Какая часть самая трудоемкая? (Украшение).

- Какова форма основы? Сколько в ней деталей? (Основа имеет четырехугольную форму, она изготовлена из одной детали).

- Из каких деталей состоит другая часть – украшение? (Орнамент украшения составлен из круга и частей круга).

- Сколько и какие детали составляют орнамент? Нарисуйте их и сосчитайте количество одинаковых. (Вызванные к доске ученики изображают 1 целый круг, 2 половины круга, 4 детали по ¼  круга и 6 деталей по 1/6 круга (рис. 1, б). Остальные учащиеся рисуют на листах бумаги.).

-Сколько нужно будет заготовить целых кругов для всех деталей? (4 целых круга).

- Как соединены детали в изделие? (Детали наклеены).

- Из каких материалов выполнено изделие? (Основа сделана из плотной бумаги, украшение – из более тонкой и цветной).

- Какой еще будет нужен материал? (Нужен будет клей).

- Какие инструменты потребуются для работы? (Для работы нужны будут карандаш, циркуль, линейка, ножницы, кисть и все необходимое для работы с клеем).

Планирование предстоящей практической деятельности детей:

Устное составление общего плана предстоящих трудовых действий с опорой на ПИК или ГИК, ТИК и образец изделия. По данным картам учитель должен провести инструктаж, показывая поэтапно и обсуждая с детьми последовательность выполнения трудовых действий.

При ознакомлении ребенка с продуктом труда, опираясь на ПИК или др. ИК, учитель задает наводящие вопросы. Каждая деталь – это помощь ребенку в понимании того, что изображено на рисунке или чертеже, какова основная форма, размеры, какие операции необходимо выполнить. Идет коллективное планирование работы, в котором принимает участие весь класс. Этот этап предполагает выбрать и найти оптимальную последовательность выполнения изделия. Начинаем с вопроса: «С чего начнем работу?» , «Что будем делать дальше?» и т.д. Проводя планирование с опорой на чертеж (ГИК), необходимо учитывать, что дети в нач.школе не строят чертеж,  они выполняют технологические операции: разметки, резания и др. операции. Учащиеся работают по готовому чертежу учителя.

Чтобы начать работу по чертежу, необходимо его прочитать, используя следующие вопросы (Фрейтаг «Урок технического труда в начальных классах», с. 15, чтение чертежа, ГИК, ПИК):

Вопросы для чтения комплексного чертежа:

1. Чтение изображения.

Что изображено на чертеже? Докажи! Покажи все изображение заготовки детали или развертки. Покажи части изделия на чертеже, назови их. Какой формы заготовка детали или развертка (если она правильная геометрическая)?

2. Рассмотрение конструкции изделия.

Как будут соединены части изделия? (Подвижно, неподвижно, в разъем). С помощью чего будет сделано соединение?

3. Чтение размеров.

Каковы размеры частей заготовки? Что обозначает размер такой-то? Каков общий габаритный размер заготовки?

4. Планирование технологических операций.

Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? Что обозначает линия такая-то? Каков порядок выполнения этих операций (разметка по габаритным размерам, размерам, разметка по частным размерам, сгибание, раскрой по контуру и надрезы, сборка изделия).  

Например:

  1.  рассмотрение рисунка изделия.

    (Что изображено на рисунке? Для чего может быть использовано это   изделие? – Это конверт для хранения обрезков ткани, бумаги или семян.)

(Какова его общая форма? – Прямоугольная.)

(Из каких частей состоит изделие, каково назначение каждой? – Передняя и задняя стенки образуют сам конверт, боковые клапаны – для сборки изделия, большой верхний клапан, чтобы закрывать конверт.)

(Из скольких деталей собирается изделие? – Изделие изготавливается из одной детали – развертки, точнее, выкройки.)

  1.  рассмотрение чертежа.

(Что изображено на чертеже? – Развертка конверта. – Докажи! – Если разметить и вырезать такую развертку, согнуть ее по линиям сгиба и склеить, будет конверт. Сопровождается показом на чертеже.)

(Покажи и назови части изделия на чертеже и на рисунке. – ученик называет и показывает.)

(Каковы размеры передней стенки конверта? – 90*60мм. – Что можно сказать о размерах задней стенки? – Они равны размерам передней стенки. – Что обозначает размер 15*60мм? – Это размер бокового клапана ( и т.д.). – Каков габаритный размер всей заготовки? – 120*145мм.)

3.  планирование работы.

(Какие операции нужно выполнить для изготовления изделия? В каком порядке их нужно выполнять? – Разметка, затем раскрой по габаритным размерам, сгибание, раскрой по контуру, склеивание.)

Чтение операционного чертежа развертки

На примере чтения операционного чертежа развертки кораблика – детали счетного материала.

- Что изображено на рисунке? – Общий вид изделия «Кораблик». – Какова его общая форма? – Кораблик имеет форму квадрата, но повернутого уголком вниз.

- Что изображено на первом чертеже? – Заготовка для кораблика: она квадратная и ее стороны равны 5см. – Что нужно сделать, опираясь на чертеж? – Разметить и вырезать заготовки 5*5см.

- Что изображено на втором чертеже? – Линии разметки проведены из угла в угол. Заготовку нужно разметить.

- Что изображено на третьем чертеже? – Линия разреза. Заготовку нужно надрезать по линии разметки до центра.

- Что изображено на четвертом чертеже? – Линия сгиба. Одну часть треугольной формы нужно загнуть по линии разметки.

- Что изображено и что нужно сделать, опираясь на пятый чертеж? – Загнутую часть намазать клеем по лицевой стороне и приклеить.

На операционном чертеже читается сначала само изображение, потом размеры и условные линии, помогающие определить операции, необходимые для изготовления изделия.

Чтение графической инструкционной карты (ГИК).

Всегда проводится после анализа образца или его рисунка. Пример чтения графической инструкционной карты (ГИК) по изготовлению   бумажного стаканчика:

  •  Что изображено на первом рисунке? – Заготовка для стаканчика.
  •  Какой она формы? – Она квадратная, но повернута одним уголком вниз.
  •  Что изображено на втором рисунке? – Линия сгиба. Нужно заготовку сложить уголком к уголку.
  •  Что изображено на третьем рисунке? – Сложенная заготовка. Она стала треугольной формы. – Что еще изображено на этом рисунке? – Изображена линия сгиба. Нужно загнуть правый нижний уголок.
  •  Посмотрите на четвертый рисунок, как нужно загнуть правый нижний уголок? Уголок должен коснуться противоположной стороны заготовки, его свободные края направляются так же, как и нижний сгиб. – Что еще показано на этом рисунке? – Левый нижний уголок загнуть так же, как правый.
  •  Что изображено на пятом рисунке? – Сложенная заготовка. Линия сгиба показывает, что нужно отогнуть верхние углы. Для этого нужно заготовку повернуть верхними углами вниз.
  •  Что изображено на шестом рисунке? – Верхние углы отогнуты в две противоположные стороны. Заготовку нужно повернуть вниз «дном». Стаканчик готов.

Чтение ГИК сложнее для учащихся тем, что кроме чтения самого изображения, размеров и условных линий, помогающих определить операции, необходимые для изготовления изделия (как при чтении операционного чертежа), необходимо обозначить словом все пространственные изменения заготовки при выполнении из нее изделия.

Параллельно анализу ГИК, ПИК или ТИК ведется составление плана работы учащихся над изделием и  в практической деятельности с практическими действиями учеников, т.е. порядок выполнения операций, который составляется с использованием глаголов-действия (разметим, вырежем, приклеим, оформим и т.д.) план может быть составлен устно, а запись на доске сделана заранее и открыта только после его составления. На этом этапе активизируем правила безопасной работы по ходу определенного порядка выполнения операций. Если выполнение изделия рассчитано на несколько уроков, то проводится планирование времени работы. Учащиеся намечают, сколько пунктов плана можно выполнить на данном уроке. После окончания совместного планирования предстоящей практической деятельности детей, еще раз повторяем весь процесс работы, используя план на доске (при затруднениях – ИК), спрашивая самых слабых учащихся или тех, кто отвлекался во время разбора. Затем спрашиваем у класса: «Есть ли вопросы по изготовлению изделия?» При необходимости отвечаем на вопросы, затем закрываем план работы на доске и дети приступают к работе.

Практическая работа по изготовлению изделия:

На этот этап отводится бо¢льшая часть урока, примерно 25-30 минут, в зависимости от общей продолжительности урока. Практическая работа может проходить  самостоятельно с индивидуальным инструктажем учащихся учителем или под комментарий учителя, детей.

Формы практической работы:

Индивидуальная: ученик самостоятельно оценивает стоящие перед ним задачи, намечает пути их выполнения, осваивая весь технологический процесс.

Коллективная: имеет смысл проводить, когда нет возможности в индивидуальном изготовлении изделия, достаточно ярко и наглядно продемонстрировать те или иные художественные идеи или если для изготовления отдельному ученику потребуется слишком много времени.

Групповая: дети выполняют в группах отдельные изделия, после чего можно объединить их в общую композицию.

Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, помогая справиться с затруднениями или с выполнением отдельных операций, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей.

Контроль учителя за ходом и  качеством выполнения учащимися технологических операций может быть проведен визуально.

По окончании изготовления изделия проводится его проверка в действии и при необходимости доработка.

В течение всей практической деятельности важен и самоконтроль учащихся. По времени проведения: предваряющий, корректирующий, констатирующий. Особенно важен в начальных классах корректирующий (приемы самоконтроля см. – Фрейтаг И.П. Формирование умения самоконтроля на уроках труда// Начальная школа, 1985. №6).

Итог урока:

Проводится выставка и анализ работ учащихся с коллективным просмотром и обсуждением. Определяются критерии качества выполнения трудовых операций (точность и качество линий разметки, точность и качество линий разреза, точность и качество линий сгиба, точность и качество сборки и т.д.). Приемы организации оценки работ детей могут быть разными: коллективная оценка детьми своих работ, выставленных на доске, индивидуальная оценка работ учителем (при обходе класса или вызове учеников к столу по мере окончания ими работы и др.). Также дети должны выразить общую оценку изделий, отмечая качество выполнения работы, наличие или отсутствие творческой идеи и т.д. Учителю следует поощрять детей не только за собственные достижения, но и за умение увидеть их в работах других учащихся. Подводятся выводы по уроку (повторение и обобщение пройденного на уроке) и выставляются 2 отметки: за работу и за выполнение технологических операций. Общая оценка учителем работы класса.  

Уборка рабочих мест.

Под руководством учителя дети тихо убирают свои рабочие места.

Оформление конспекта урока технологии

Вид труда: Определяется в соответствии с разделом программы, к которому относится данная тема.  Например: обработка бумаги и картона, обработка ткани, самообслуживание, техническое моделирование, ОХОРМ.

Тема: Отражает основное содержание работы на уроке. Тема не должна сводиться к наименованию изделия (собачка, ежик и т.д.), которое является лишь средством, позволяющим реализовать запланированное содержание. Также тема не может формулироваться и как наименование используемого материала или техники, вида работы (бумага, ткань, природные материалы или «Аппликация», «Бумажная пластика» и т.д.). Тема может  быть сформулирована, например, так: «Изготовление закладки способом плетения»  или «Изготовление модели карельского дома» и т.д.

Объект труда: Это конкретное изделие, которое ребенок должен сделать сам. Например: панно «Цветы», елочная игрушка «Фонарик», модель грузовой машины и т.д.

Цель: Формулируется всегда только одна и определяется с учетом следующих компонентов:

По расширению политехнического кругозора; знакомство со свойствами, видами, последствиями.

Обучение планированию работы по образцу, графическому рисунку, инструкционным картам.

Формирование и совершенствование практических навыков.

Например: Научить учащихся изготовлять декоративную аппликацию или Научить изготовлять скульптуру домашнего животного (на выбор) из пластилина или Научить изготовлять модель грузового автомобиля...

Задачи:

а) образовательные: Направлены на формирование у учащихся общих и специальных знаний и умений:

умение организовать свой труд и свое рабочее место, место для коллективной работы,

умение анализировать трудовые задания и планировать работу,

умение использовать технические чертежи, инструкционные карты,

умение выполнять разметку материала разными способами, а также основные           технологические операции.

владение знаниями о производстве, свойствах материалов, а также основных             технологических операций.

владение знаниями о профессиях людей, технике и т.д.

Например: познакомить с понятием «Аппликация» и ее видами…

б) развивающие: Направлены на совершенствование сенсорной сферы ребенка, на развитие его образного и логического мышления, пространственного представления, конструкторских и творческих способностей, а также на развитие мелкой моторики (мелкой мускулатуры пальцев рук). Например: развитие у учащихся мелкой моторики...

в) воспитательные:  Предполагают воспитание рядя положительных качеств и черт характера: трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, бережливости и т.д.           Например: воспитание бережного отношения к материалам.

Оборудование:

а) материалы: - это то, из чего будет выполняться изделие, например: бумага, картон, клей, природные материалы…

б) инструменты: - это то, с помощью чего будет выполняться изделие, например: ножницы, карандаш, линейка, кисточка для клея, стека…

в) приспособления: - это то, что помогает выполнять изделие, например: шаблоны, клеенка, тряпочка для притирания клея, коробочка для сора…

д) наглядность: - это то, что помогает представить будущее изделие и процесс его изготовления, например: образец изделия в натуральную величину и в увеличенном размере (для того, чтобы дети, сидящие за последними партами хорошо его видели), инструкционные карты, литературный, иллюстративный ряды.

Графическое оформление доски:

ГИК

или

ПИК

или

ТИК

новые слова

иллюстративный материал

Тема урока

образец

изделия

место работы

учителя

План:

  

  

  

Ход урока: оформляется в таблице

Структурные единицы урока:

Деятельность учителя:

Предполагаемые ответы и деятельность учащихся:

Организационный момент

Беседа и сообщение темы урока

Опыты и наблюдения

Анализ образца изделия или

Анализ образца конструкции изделия

Планирование предстоящей практической деятельности детей

Практическая работа по изготовлению изделия

Итог урока

Уборка рабочих мест

Методический анализ урока технологии

Первый этап - самоанализ и оценка. Называется тема и задачи. Кратко излагается программа действий, которая была намечена, для достижения поставленных задач, обосновывается задуманная структура урока, логика выбора данных этапов.  Сравнение запланированного хода урока с его реальным течением, анализ причин отступления от первоначального замысла, обоснование достижений и неудач.

Самоанализ урока.

Удалось ли реализовать намеченный план? Что из задуманного удалось осуществить лучше всего? Какие моменты на уроке оказались неожиданными?

Соответствует ли содержание урока требованиям программы, допущены ли отклонения? Почему?

Оцените содержание урока, учитывая доступность, последовательность изложения, политехническую направленность и т. д.?

Все ли вопросы и задания, обращенные к детям, были грамотно и четко сформулированы?

Заметили вы какие-либо свои ошибки, в том числе речевые?

Уделяли ли вы внимание формированию логического умения анализировать, сравнивать, делать выводы, приведите примеры; специальных умений проводить наблюдения, работать с инструментами? Каковы причины невыполнения (недостаточного выполнения) этих требований?

Как решались образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока? Достигнуты ли они?

Выдержана ли запланированная структура урока?

Осуществлялся ли дифференцированный подход к ученикам класса в процессе обучения? Все ли учащиеся активно работали на уроке? Было ли потеряно время? Как этого избежать?

Какие средства наглядности использованы на разных этапах урока? Их эффективность?

В самоанализе необходимо сделать выводы для себя, в которых желательно оценить следующее:

Насколько полно достигнуты цели урока.

Правильность выбранной методики, дидактических материалов, ТСО и т.д.

Трудности при подготовке и проведении урока, которые обусловлены:

  1.  уровнем подготовки учащихся;
  2.  их отношением к труду;
  3.  уровнем материально-технической базы трудового обучения;
  4.  уровнем методической базы трудового обучения;
  5.  особенностями класса и отдельных учащихся;
  6.  уровнем личной теоретической и практической подготовки; особенностями личности самого практиканта.

Общая самооценка урока (что из задуманного удалось реализовать, причины неудач).

Второй этап анализа урока - обсуждение урока с коллегами: студентами-практикантами, методистом, учителем.

К какому виду может быть отнесен данный урок по содержанию?

Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они виду данного урока?

Соответствует ли запланированная система действий студента-практиканта виду урока и поставленным задачам?

Насколько реальные действия студента-практиканта на уроке адекватны тому, что было первоначально запланировано?

Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты можно отметить?

Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы учащихся? Какова общая оценка речи студента-практиканта (ее правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использования)?

Какова общая оценка поведения и деятельности студента-практиканта на уроке (уровень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)?

Удалось ли студенту-практиканту установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге?

Имело ли место на уроке формирование  внимательного, заинтересованного и участливого отношения учащихся друг к другу? В чем это выражалось?

Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого суждения?

Какими могут быть пожелания студенту-практиканту?

Для уроков технологии обязательны оценки специфических аспектов занятия:

  •  организация  и методика вводного инструктажа;
  •  соблюдение правил техники безопасности;
  •  самоконтроль, самостоятельность работы учащихся;
  •  уровень использования технологической документации;
  •  соблюдение графической культуры на уроке;
  •  применение новых инструментов, приспособлений  и приемов труда.

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся по технологии        в начальных классах

    В 1–м классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а дается словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше. Оценки выставляются со 2-го класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологическ4ие операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними; за умение различать семена цветочно-декоративных и овощных растений, за выращивание растений и уход за ними.

Выполнение изделия в целом

    Отметка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

    Отметка «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

    Отметка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия. За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой. Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его н6азначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке. За готовое изделие во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда.)

    2. Отдельные технологические операции

    Отметка «5» выставляется за точность выполнения различных видов разметки, раскроя материалов; правильность сгибания; выполнение равномерных стежков; точность выполнения изделий из деталей конструктора соответственно образцу или рисунку; безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями без напоминания взрослых; экономное и рациональное использование материалов, инструментов в зависимости от их назначения; умение составить план работы по наводящим вопросам (2-й класс), самостоятельно составлять план после коллективного анализа конструкции изделия (3-й класс), составить план после самостоятельного анализа изделия (4-й класс); умение продемонстрировать изделие в действии (2-й класс), с объяснением (3-й и 4-й классы).

    Отметка «4» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность (до 3 мм), при раскрое – отклонение от линии разметки на        1 мм, нерационально использовал материал; порядок на рабочем месте соблюдал после напоминания учителя; при распознавании 4-5 видов семян допустил не более одной ошибки; составил план работы по наводящим вопросам учителя (2-й класс), вместе с учителем (3-й класс), самостоятельно составил план предстоящей работы с 1 ошибкой (4-й к4ласс).

    Отметка «3» выставляется, если ученик при разметке допустил неточность: от 3 до 10 мм во 2-м классе, от 2 до 5 мм в 3-м классе, до 2 мм в 4-м классе; неэкономно использовал материал (2-й класс), нерационально использовал материал и инструменты (3-й класс), соблюдал порядок на рабочем месте только с напоминанием учителя; при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки; при работе с деталями конструктора слабо закрутил гайки, не использовал контргайку; при составлении плана работы по наводящим вопросам учителя допустил 3 логические ошибки (2-й класс), при  составлении плана работы вместе с учителем допустил 3 логические ошибки (3-й класс), при самостоятельном составлении плана работы изготовления изделий допустил 2 логические ошибки (4-й класс). Для объективности оценки знаний и умений учащихся необходимо вести учет усвоения программных требований каждым ребенком. Примерная схема учета программных знаний и умений для 1-го класса приводится ниже. По аналогии учитель может составить схему и для 2-4-х классов. Оценка может быть объективн6ой в том случае, если учитель планирует опрос и наблюдения за учащимися. В план урока он записывает фамилии 3-4 учеников, за которыми будет наблюдать, как они соблюдают порядок на рабочем месте в течение всего урока, 3-4 учеников, у которых проверит умения точно размечать детали на материале, у 3-4 учеников – умения правильно и точно резать по линиям разметки, у следующих 3-4 учеников – умения аккуратно работать с клеем, выполнять стежки или работать, соблюдая правила безопасной работы с инструментами на уроках технического или сельскохозяйственного труда. Если ученик плохо справляется с тем заданием, которое проверяет учитель, то учитель обязан заново показать ребенку, как правильно выполнить работу. В этом случае оценка ставится через несколько уроков. Так осуществляется индивидуальная работа с учащимися на уроке. Таким образом, за урок учитель выставляет несколько оценок, но все они будут выставлены за определенные знания и умения.     

Формы работы студентов

- Самостоятельная подготовка и проведение уроков технологии с использованием современных технологий.

- Подготовка и проведение различных видов внеурочной работы по художественно-эстетическому циклу дисциплин.

Профессиональные умения и знания

Студент должен:

  •  знать  образовательный стандарт начального общего образования по технологии (см. приложение);
  •  уметь отбирать содержание и оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, самостоятельность, познавательный интерес учащихся;
  •  уметь анализировать содержание экспериментальных (альтернативных) программ и учебников, вносить необходимые изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический и наглядный материал;
  •  владеть способами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе;
  •  уметь осуществлять индивидуальный подход к учащимся, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность младших школьников в учебной и внеучебной работе по художественно-эстетическим дисциплинам;
  •  уметь разрабатывать материалы для проведения обучающего этапа эксперимента и реализовывать их в практике работы в школе.

Критерии оценки деятельности студента

При оценивании урока методист должен ориентироваться на умения, составляющие основу деятельности учителя по подготовке и проведению урока. Анализируя урок, проведенный студентом, методист руководствуется следующими критериями:

- умение студента определить место данного урока в системе всей темы;

- умение верно сформулировать тему, цели урока, реализовать их на уроке;

- умение определить структуру урока в соответствии с целью и логические связи между отдельными фрагментами;

- умение организовать познавательную деятельность детей на уроке, обеспечить выбор оптимальных методов и приемов обучения;

- умение ставить учебную задачу и реализовать ее в содержании урока и в выборе метода;

- умение сформулировать вопросы и задания ученикам, ставить их в определенной последовательности;

- умение организовать на уроке работу с учебником и другими средствами обучения;

- умение устанавливать межпредметные связи;

- умение контролировать процесс и результаты учебной работы, оценивать достижения учащихся.

В итоге методист определяет, достигнуты ли цели урока, реализован ли намеченный план, высказывает свои пожелания для дальнейшей работы студента и оценивает урок в целом.

«Отлично» - ставится за урок, самостоятельно и творчески подготовленный (степень самостоятельности возрастает от этапа к этапу педагогической практики), на котором решены поставленные задачи; правильно определено содержание и объем учебного материала; использованы оптимальные методы и приемы работы; учащиеся усвоили материал урока; у них сформировались необходимые представления и понятия по теме; максимально активизировалась самостоятельная работа учащихся; выдержаны этапы урока и их соразмерность; эффективно использованы наглядные материалы и другие средства обучения; объективно выставлены оценки; студент не допустил фактических и методических ошибок, обнаружил общую, педагогическую и речевую культуру.

«Хорошо» - ставится за урок, удовлетворяющий всем основным требованиям, предъявленным к отличному уроку, но имеющий некоторую нечеткость в работе студента; студент допустил незначительные фактические и методические ошибки; недостаточно выдержал соразмерность этапов урока и т.п.

«Удовлетворительно» - ставится за урок, на котором цели и задачи выполнены не полностью; работа носила нечеткий характер, были допущены некоторые ошибки в изложении фактического материала.

«Неудовлетворительно» - ставится за урок, на котором цели и задачи не были выполнены; учащиеся не поняли материал; студент допустил грубые фактические и методические ошибки; познавательная активность учащихся не стимулировалась.

Отметка «неудовлетворительно» ставится также за неявку на урок без уважительной причины и без предупреждения.

Приложение

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ТЕХНОЛоГИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

  •  приобретение начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, их применение в  практической деятельности;
  •  формирование представлений о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
  •  развитие творческих способностей, пространственного воображения, сенсорики и мелкой моторики рук в процессе различных видов технологической деятельности; 
  •  воспитание трудолюбия, усидчивости, уважительного отношения к людям и результатам труда;
  •  овладение практическими способами планирования, организации и объективной оценки своей деятельности,  применения правил сотрудничества в коллективной деятельности;
  •  получение опыта практической деятельности по созданию  личностно и общественно значимой объектов труда.

 Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

общетрудовые знания, умения, навыки и способы деятельности

Трудовая деятельность человека. Мир профессий (общее представление об особенностях различных профессий). Традиционные ремесла. Семейные трудовые традиции. Предметы рукотворного мира. Современная техника. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека (общее представление). Организация трудовой деятельности. Постановка цели, планирование, оценка  своей деятельности. Распределение рабочего времени. Осуществление кооперирования и сотрудничества в трудовом процессе. Умение рационально размещать инструменты и материалы на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения деятельности. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами. Моделирование несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности): выдвижение идеи, поиск решения и коллективный выбор лучшего варианта, выбор средств  достижения поставленной цели, изготовление изделия, оценка результатов.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ДОМАШНИЙ ТРУД

(опыт практической деятельности).

Многообразие материалов: природные материалы, древесина, бумага, картон, металл, ткань, пластичные материалы (называние, сравнение, использование).  Сферы  применения различных материалов. Выбор материалов по их свойствам.  Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Поиск и применение информации для решения практических задач: определение формы, размеров, последовательности сборки и изготовления изделий по рисункам, схемам  и чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов (линейки, угольника, циркуля). Использование  измерений для решения практических и учебных задач. Оценка и контроль качества изделия. Выявление дефектов и их устранение.

Изготовление плоскостных и объемных изделий из различных материалов. Основные технологические операции: резание, лепка, тиснение, плетение, сгибание, складывание,. Способы соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Сборка изделий из деталей  конструктора. Типовые детали. Овладение приемами сборки и демонтажа изделий из деталей конструктора. Сборка моделей и макетов машин, механизмов, архитектурных сооружений, электроприборов из деталей конструктора. Изготовление изделия по техническому рисунку, сборочной схеме, образцу. Внесение изменений в конструкцию изделия. Проверка модели в действии. Создание изделия по собственному замыслу.

Домашний труд. Мелкий ремонт одежды и предметов быта. Декоративное оформление домашней утвари и жилища. Несложный ремонт книг.

Понимание назначения и использования бытовой техники. Современная бытовая техника. Меры безопасности при использовании бытовых электроприборов. Экономное расходование электроэнергии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ ПО ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ

Знать:

  •   рассказывать о роли трудовой деятельности в жизни человека;
  •  представлять последствия влияния технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
  •  называть сферы применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;
  •  называть свойства и сферы применения различных материалов.
  •  Уметь:
  •  на основе наблюдения сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
  •  осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом;
  •  моделировать несложные объекты из деталей механического конструктора и различных материалов по собственному замыслу;
  •  определять материалы по внешним признакам, используя различные ощущения;
  •  на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;
  •  получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы и чертежи;
  •  оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ:

  •  соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
  •  применять информацию для решения технологических  задач;
  •  изготавливать изделия из доступных материалов по образцу; эскизу, чертежу;
  •  собирать модели несложных объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, сборочной схеме;
  •  осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
  •  осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;
  •  соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;
  •  осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10428. Внешняя политика государств: основные принципы, их эволюция 40.5 KB
  Внешняя политика государств: основные принципы их эволюция Современный мир характеризуется переходом к многополярному мироустройств. Растет многообразие политического экономического и культурного развития стран идет поиск на национальном и региональном уровнях и...
10429. Исследование фазированной антенной решетки 380.5 KB
  Практически выяснить влияние закона распределения фаз возбуждения излучателей и расстояния между излучателями на параметры характеристики направленности фазированной антенной решетки (ФАР).
10430. Характерные черты политического процесса в России 25.5 KB
  Характерные черты политического процесса в России. Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всей несхожести этих процессов для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы создать прав...
10431. Урок - семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура 167 KB
  Тема: Урок – семінарське заняття з теми Насичені вуглеводні. Номенклатура.†Тип уроку: урок застосування знань умінь та навичок. Навчальна мета: Конкретизувати та поглибити знання учнів з теми Насичені вуглеводніâ€. Навчити учнів застосовувати загальн...
10432. Життя та наукова діяльність Д.І. Менделеєва 69 KB
  Мета уроку: докладно ознайомити учнів з періодами життя та наукової діяльності Д. Менделєєва. Усвідомити суть створення періодичної системи та періодичного закону як фундаменту для природної класифікації хімічних елементів і значення для розвитку хімії й суміжних з нею ...
10433. Загальні фізичні властивості металів. Металічний звязок. Особливості будови атомів металів 67 KB
  Навчальний предмет: хімія Клас: 9 Тема уроку: Загальні фізичні властивості металів. Металічний звязок. Особливості будови атомів металів Вид заняття: урок вивчення нового матеріалу Цілі уроку: навчальні: формувати поняття про металічний зв’язок е...
10434. Загальні хімічні властивості металів 71.5 KB
  Тема: Загальні хімічні властивості металів Навчальна мета: розглянути хімічні властивості металів як простих речовин з позиції знань про окисновідновні реакції сформувати поняття про метали як відновники; сформувати вміння порівнювати хімічну активність металів ск...
10435. Значення хімії у створенні нових матеріалів, розвязання сировинної та енергетичної проблем 53 KB
  Тема: Значення хімії у створенні нових матеріалів розв’язання сировинної та енергетичної проблем. Навчальна мета: поглибити й розширити знання учнів про роль хімії у створенні нових матеріалів; показати можливості застосування нових синтетичних матеріалів з оригін...
10436. Значення хімії у створенні нових матеріалів 45.5 KB
  Тема: Значення хімії у створенні нових матеріалів. Навчальна мета: поглибити й розширити знання учнів про роль хімії у створенні нових матеріалів; показати можливості застосування нових синтетичних матеріалів з оригінальними властивостями й новими технологіями. ...