56248

Михаил Ломоносов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока занятия: познакомить учащихся с жизнью научной деятельностью гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как о выдающейся личности своего времени.

Русский

2014-04-03

109 KB

0 чел.

Сценарий медиаурока литературы

Автор: Загумённова Ольга Валерьевна

Полное название образовательного учреждения МОУ Варгатерская ООШ

с. Варгатер Чаинский район Томская область

Аннотация к уроку (занятию) Урок литературы « Михайло Ломоносов» построен в форме устного журнала, подготовленного совместно с учащимися

Предмет литература

Класс : 7

Тема урока (занятия): Михайло Ломоносов

Цель урока (занятия): познакомить учащихся с жизнью, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как о выдающейся личности своего времени.

Задачи урока (занятия):  

  1.  Расширение кругозора учащихся.
  2.  Развитие творческой активности и самостоятельности учащихся.
  3.  Воспитание любви  к трудолюбию, желания  познавать новые науки, стремления к учёбе.

Учебно-методическое обеспечение (указать авторов учебников, учебно-методических комплексов) Литература В.Я. Коровина

Время реализации урока (занятия): 45 минут

Авторский медиапродукт:

1. Microsoft Office PowerPoint 2007

2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия :

  •  тема устного журнала  « Михайло Ломоносов»
  •  медиапроектор
  •   портрет М.В. Ломоносова
  •   газета, посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
  •  музыкальное сопровождение ( 2 заставки – в самом начале и перед викториной – музыка композиторов XVIII века )

Методика проведения:

Подготовительный этап  заключается в изучении литературы, подборе материала, оформлении его в виде сообщения, презентации. За каждую страничку журнала был определен ответственный, назначен ведущий журнала, который открывает каждую страничку небольшим выступлением или музыкальной заставкой.

Страницы устного журнала

1 стр. «Детство Михайло Ломоносова. Формирование сильной личности».

2 стр. «Ломоносов и Москва»

3 стр. «Ломоносов и Европа»

4 стр. «Научная деятельность М.В. Ломоносова».

5 стр. «Научные открытия и гипотезы  Михайло Ломоносова»

6 стр. « Викторина»

План проведения урока (занятия):

Этапы урока

№ слайда

Временная

реализация

  1.  Вступительное слово учителя

1-2

  1.  мин.
  1.  Выступление учащегося «Детство Михайло Ломоносова. Формирование сильной личности».

3-5

5 мин.

  1.  Выступление учащегося «Ломоносов и Москва»

6-12

5 мин.

  1.  Выступление учащегося «Ломоносов и Европа»

13-18

5 мин.

  1.  Выступление учащегося

«Научная деятельность М.В. Ломоносова».

19

    5 мин

  1.  Выступление учащегося

«Научные открытия и гипотезы  Михайло Ломоносова»

20-28

5 мин.

  1.  Викторина

10 мин.

  1.  Заключительное слово учителя

29-30

2 мин.

  1.  Анализ и оценка проведения урока в форме устного журнала ( анкетирование учащихся)

5 мин.

Ход урока:

  1.  Вступительное слово учителя:

Память о наших великих предках мы храним всегда. Вот и имя Михаила Васильевича Ломоносова с уважением вспоминают все, кто занимается историей науки и литературы. О нем написано множество статей, его имя упоминается в сотнях научных трудов. О Михайло Ломоносове сделаны документальные и художественные фильмы и радиопередачи. Его первого назвали ученым-энциклопедистом и «нашим первым университетом» Именно об этом талантливом человеке, гениальном ученом и мыслителе и пойдет речь на нашем уроке. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, в честь этой знаменательной даты 2011год объявлен ЮНЕСКО годом Ломоносова. Сегодня  мы на страницах нашего устного журнала попробуем  осветить основные этапы становления личности  Михаила Васильевича Ломоносова .

  1.  Основное содержание устного журнала .
  2.  страница

 Детство Михайло Ломоносова.  Формирование сильной личности.

( выступление 1 учащегося)

Михаил Ломоносов родился в 1711 году , 8 ноября( 19 по новому стиля), в деревеньке Мишанинской, которая потом соединилась с соседней деревней Денисовкой. Обе деревеньки стояли на речном Курострове, что с двух сторон отделен от берегов протоками широкой и глубокой  Северной Двины. Напротив этого острова стоит древний город Холмогоры, который находится в девяноста верстах  от города Архангельска – главного северного порта России.

Обитатели этих мест были потомственными рыбаками. Хотя и числились государственными крестьянами, но трудов крестьянских почти не знали. Каждое лето выходили они по реке в Белое море добывать тюленей, моржей, ловить сетями рыбу. Поэтому и назвали их поморами. Эти  « государственные люди» никогда не знали крепостного права и своими, заработанными потом и кровью рублями, оплачивали государству свою свободу.

 Труд потомственного рыбака был нелегок, и к нему приучали с самого детства. «Зуйками» называли 10-12-летних мальчишек, которые уходили в море вместе

со взрослыми, чтобы помогать вытаскивать сети, вычерпывать из лодок соленую морскую воду. Михаил с детства рос очень любознательным мальчиком, во время этих походов в море его интересовало все: повадки морских животных, рыбацкие приметы, куда и в какую погоду отправиться, чтобы не остаться без улова, приливы и отливы, свечение воды, северное сияние и многое другое. На некоторые  его вопросы не могли ответить даже опытные рыбаки.

К четырнадцати годам  юный Михайло  при помощи соседа Ивана Шубного  и дьячка местной церкви Сабельникова овладевает грамотой.

Теперь Михаил, научившийся читать и писать, уже не мог представить своей жизни без книжки.  Первыми его книгами и учебниками стали : « Грамматика»

М.  Смотрицкого, «Арифметика»  Л. Магницкого и «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого.

Его страсть к знаниям, которую юный помор не мог удовлетворить в холмогорской глуши, нелады с мачехой, стремление отца «приспособить его к делу» и женить привели его к решению  - бежать в Москву, где учат « наукам разным». Благодаря своему воспитанию Михаил научился не бояться трудностей, быть упорным в достижении цели и ставить перед собой задачи, которые многим были не по плечу.

2 страница  Ломоносов и Москва( выступление 2 учащегося)

Для того, чтобы отправиться в Москву, необходимы были деньги и паспорт. Отец не одобрял его стремление отправиться в Москву. Пришлось обратиться за помощью к соседу Ивану Шубному, который и дал ему 3 рубля. Этого было на первое время достаточно. Через несколько дней после того как Ломоносов « выправил паспорт», из Холмогор в Москву отправлялся обоз с рыбой, к нему и присоседился наш путешественник, догнав его через три дня..

              Стихотворение В. Виноградского читает ученица:

Той страстной верности науке

Дивятся люди до сих пор…

Шел, от мороза пряча руки,

В Москву ходок из Холмогор.

Крутая вьюга заметала

Обоза северного след

И ничего еще не знала

Москва про университет.

В котомке – лук и корка хлеба,

Но он предвидел эту быль,

Когда в распахнутое небо

Вонзится твой высокий шпиль.

Когда смирится космос грозный,

Разымет атомы рука,

И встанет он, одетый в бронзу,

Перед Россией на века!

Три недели продолжалось его путешествие. В первой половине января 1731 года обоз прибыл в Москву. В это время в Москве было всего две школы: Навигацкая и Спасская, которая официально называлась Славяно-греко-латинская академия. Вторая школа находилась в центре Москвы, в Заиконоспасском  монастыре. Обучались в Спасских школах 10 лет, выпускники становились священниками или монахами.

Михайло Ломоносов, выдав себя за сына холмогорского дворянина, поступает в Спасские школы 15 января 1731 года. Домашнее образование послужило лучшим доказательством его  мнимого происхождения. В то время простой человек из народа не мог обладать такими знаниями, которыми обладал Михайло Ломоносов. Несмотря на бедность и постоянные унижения, Ломоносов упорно учился. Его старания вскоре принесли свои плоды. Уже через полгода после начала учебы он был переведен во второй класс, и в том же году в третий. Через год занятий, он уже настолько овладел латинским языком, что был  способен сочинять стихи на латыни. Но через несколько лет учебы ему стало мало того, чему его учили в академии.

Он принимает решение продолжить свое обучение в Киево-могилянской академии, еще более знаменитой, чем московская,  и с разрешения ректора в 1734 году отправляется в Киев. Через год, не найдя и там материалов для изучения естественных наук , он возвращается в Москву , продолжает обучение в Спасских школах, но до последнего богословского класса Михаил не доучился: пришло указание из Санкт-Петербурга: откомандировать 20 лучших учеников в распоряжение Академии наук.

 Именно отсюда, из Спасских школ, начался путь Ломоносова как ученого, привыкшего до всего доходить умом и упорством. Известный академик Я.К. Грот отмечал, что « к  счастию для Ломоносова, классическое учение Спасских школ… положило печать на всю его умственную деятельность, отразилось на его ясном  и правильном мышлении, на оконченности  всех трудов его»

« Смогу и добьюсь!» - вот что стало девизом Ломоносова в его первой московской школе и потом – на всю жизнь

3 страница Ломоносов и Европа

( выступление 3 учащегося)

Преподавание в Санкт-Петербурге велось из рук вон плохо,

к « ученой» работе студентов не допускали. Но все вдруг переменилось. По указу Сената в Сибирь отправлялась большая экспедиция, в которой приняли участие и три академика. Выяснилось, что среди них нет ни химика, ни рудознатца. Вот и пришлось академикам отправлять трех студентов для освоения этих наук в Германию. Среди них оказался и Ломоносов. Только через полгода после принятия этого решения в сентябре 1736 года, они отправляются учиться в Марбургский университет. Здесь в течение трех лет Ломоносов изучает математику, физику, химию, учится писать и говорить по – немецки, по-французски, усовершенствовал свои познания в латыни. Но минералогия и металлургия здесь преподавались слабо. Поэтому летом 1739 года три наших студента отправляются в город  Фрайберг, в ученики к горному профессору Генкелю.

Днем Ломоносов слушал лекции профессора, а вечером читал книги. Среди них были не только научные. Именно в это время его заинтересовала немецкая поэзия. Русская поэзия только зарождалась и даже стихотворения В. Тредиаковского казались ему тяжеловесными. В это время до Германии дошли вести о победе русских войск над турками в битве под Хотином.  И вдохновленный этим, Ломоносов перекладывает на русский язык одну из од немецкого поэта Гюнтера, которую называет « На взятие Хотина». Эту оду он отсылает в Петербург зимой 1740 года вместе со своим письмом « О правилах российского стихотворства». Ответа не последовало, ода оставалось неизданной еще много лет.

 Многому научился Ломоносов у Генкеля: разлагать руду на составные части, определять на глаз и под микроскопом минералы. Но со временем устал от скупости и методики преподавания профессора. После ссоры с Генкелем  Ломоносов возвращается в Марбург, к своей невесте Елизавете-Христине Цильх, с которой  обвенчался в церкви реформаторской общины Марбурга 6 июля 1740 года  . Ломоносов нуждался в деньгах и в документах, чтобы добраться до России, но русский посол, к которому он обратился за помощью, ему отказал. Михаил много путешествовал по Германии и Голландии.  По нелепой случайности даже на время стал прусским солдатом, но совершил побег из крепости. Только весной 1741 года он выезжает в Любек, чтобы оттуда плыть в Петербург.

4 страница Научная деятельность М.В. Ломоносова

( выступление  4 учащегося)

Все исследования Ломоносова в области естественных наук можно рассматривать как попытку построения единой научной картины мира.

М. В. Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горной металлургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией, демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией.

В 1745 году назначен профессором химии Петербургской академии наук.

В 40-е-60-е годы XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии, по физике и химии, излагает  «Теорию электричества, изложенную математически». По истории и географии пишет научные труды: «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морского пути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможного проходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся после теплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях». По риторике и геологии - «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово о рождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии - «О размножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладному искусству и астрономии - мозаический портрет «Петр Великий», мозаика «Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этого М. В. Ломоносов переводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленные эксперименты.

Свыше 46-ти работ - таков творческий итог его деятельности. Российская наука получила благодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.

5 страница

Научные открытия, совершенные Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

( выступление 5 учащегося

Как уже было сказано выше, Ломоносов – ученый –энциклопедист, он продолжил исследования в разных областях наук и научно доказал некоторые явления, о которых было заявлено еще в древности.

Ломоносов-физик утверждал, что весь мир состоит из атомов и корпускул. Атомы – мельчайшие частицы – в разных сочетаниях образуют корпускулы. Из разных сочетаний корпускул  возникают все другие вещества. В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами. Закон сохранения материи и движения вошел в историю под названием « закон сохранения массы» Ломоносов изобрел многие приборы , например его « ночезрительная труба» является предшественницей современных приборов ночного видения

В области астрономии им было сделано открытие атмосферы на Венере. Также им была выдвинута теория самосвечения комет и полярных сияний.

В 1748 году Ломоносов возглавляет первую Химическую лабораторию, построенную по его чертежам. Он разработал принципы новой науки – « физической химии»

В области геологии и минералогии он выдвинул теории о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием « подземного огня», о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности. Ученый предположил, что причиной извержения вулканов может быть землетрясение.

Михаил Васильевич разработал принципы новой науки – « экономической географии», показал возможность освоения северного морского пути, составил

« Полярную карту»

В области литературы и языкознания великий ученый разработал новую систему стихосложения – силлабо-тоническую, создал теорию трех стилей в русском языке и разработал правила грамматики русского языка.

Экспериментируя в области  физики и химии, в 1753 году он занимается строительством фабрики цветного стекла, изготовлением мозаик, изучением атмосферного электричества. Свою первою мозаику « Мадонна» он подарил императрице Елизавете Петровне.

В 1754 году в письме к И.И. Шувалову М.В. Ломоносов излагает свой проект учреждения Московского университета, в котором были раскрыты основные положения и структура первого национального университета. Иван Иванович Шувалов, выбрав подходящий момент, рассказал об этой идее императрице, которая одобрила эту « научную идею».  Подготовкой проекта университета, его устава, количеством и составом преподавателей и профессоров занимался М.В. Ломоносов. После ознакомления с представленным И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала «Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий» от 12 (25) января 1755 (День Святой мученицы Татианы Римской).
Под Московский Университет определили трёхэтажное здание Аптекарского дома на
Красной площади у Воскресенских ворот, которое до наших дней не сохранилось. В 1755 г. помещения Главной аптеки перестроил известный московский зодчий елизаветинского времени Д.Ухтомский.

Именно здесь 26 апреля 1755 г. состоялась церемония торжественного открытия Московского университета.

Этот далеко не полный перечень достижений Михайло Ломоносова только еще раз доказывает многогранность творческой натуры Ломоносова. 

Музыкальная заставка

  1.  страница  Предлагаем вашему вниманию викторину, победителю – медаль с изображением М.В. Ломоносова.

Вопросы( ответы)

1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?

( А. С. Пушкин и В. Г. Белинский. )

2. Откуда взяты эти строки и кто их автор: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?

( Н. А. Некрасов «Школьник». )

3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?

( Двина, Холмогоры.)

4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?

( Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей).

5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?

( «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.)

6. Будущий учёный и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?

( С обозом мороженой рыбы.)

7. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?

( Славяно-греко-латинская академия. )

8. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?

(За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании её был послан для продолжения учёбы в Петербург и за границу. )

9. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?

( В Германию, в города Марбург и Фрайберг. )

10. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?

( О турецкой крепости, взятой русскими войсками. )

11. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?

( Закон сохранения материи.)

12. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?

(Громоотводом. )

13. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?

( «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна». )

14. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?

( Полтавскую битву; «Полтавская баталия». )

15. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?

( Оду - произведение, посвящённое великим деяниям и личностям, высоким предметам. )

16. О ком или о чём размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о ...» и «Вечернее размышление о ...»?

(. О «Божием Величестве». )

17. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?

(. «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла». )

18. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько её, сколько Россию?

(. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году». )

19. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?

( Петра Великого. )

20. Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птолемее: «...В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел... кругом ...»? Вставьте пропущенные слова.

( «...очаг», «...жаркова».)

21. Кого поэт приветствовал следующими словами:  «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?

(. Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии. )

22. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?

(. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы - общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий. )

23. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?

(. Низким, используя разговорную речь и просторечия. )

24. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?

( «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков»).

25 Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?

( Писать, как говоришь).

26. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?

(. «Российская грамматика» и «Риторика». )

 

  1.  Заключительное слово учителя

Ломоносов М. В., прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности - таков итог его кропотливых трудов.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом. Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дважды печатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть его трудов.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло триста лет, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук.

И в заключение мне хотелось бы привести высказывание - призыв самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; а моя слава падет и с вашею».

4. Анализ и оценка  проведения мероприятия

Для оценки и анализа проведенного журнала, сделано краткое анкетирование учащихся.

Вопросы анкеты

  1.  Понравилось ли вам устный журнал и чем?
  2.  Что особенно запомнилось?
  3.  Какая страница устного журнала произвела на вас наибольшее впечатление?

Список использованной литературы :

  1.  Сергей Перевезенцев « Михайло Ломоносов» Белый Город М. 2004 г.
  2.  Детская энциклопедия « Ломоносов и время» №10 2011
  3.  Е.Н. Меншуткин « Жизнеописание Михайла Васильевича Ломоносова»

          Издательство Академии наук СССР   М. Л. 1937 г.

Список интернет-ресурсов:

1 http://dictionnaire.narod.ru/simeon.gif – Псалтирь Симеона Полоцкого

2. http://go.mail.ru/search_images?rch=l&type=all&is=0&q=родная+деревня+Ломоносова#w=600&h=450&s=77975&pic=http%3A%2F%2Fmus  изображение окрестности села Ломоносово

3 http://bugaeff.ru/2010/12/10/ в пути

4 http://www.booksite.ru/department/center/helpl/vik_rus_read_04.htm вопросы викторины

5 http://www.vipgeo.ru/russia/st-petersburg_istoriya.html - изображение Академии наук

6. http://bourabai.kz/boyarintsev/lomonosov03.htm - изображение дома , в котором проживал Ломоносов в Марбурге

7 http://news.mail.ru/video/59867/- цитата Ломоносова

8. http://persons-info.com/index.php?id=171&dd=1&mm=8&srch_tab=197&sort=fio&pid=74008&p_tab=246  ГЕНКЕЛЬ Иоганн Фридрих

9.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич# славяно-греко-латинская академия

  1.  http://geniusrevive.com/index.php?option=com_sobi2&sobi2Task=sobi2Details&catid=65&sobi2Id=56&Itemid=1&lang=ru портрет Ломоносова сайт Гении
  2.  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%8B – изображение атмосферы Венеры
  3.  mages.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=мозаичные картины Ломоносова&p=7&img_url=s51.radikal.ru%2Fi132%2F1012%2Fdd%2Fd64
  4.  mages.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=российская грамматика Ломоносова
  5.  Полярная карта М.В. Ломоносова.

http://library.ikz.ru/istoricheskie-karty-sibiri/polarmap.jpg/image_view_fullscreen

15. http://www.sai.msu.ru/neb/rw/19vek/image001.htm Московский университет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8479. Нафтогазова механіка. Конспект лекцій 790.76 KB
  У роботі подані загальні положення, що вивчаються даною дисципліною, та її звязок з іншими дисциплінами, стан нафтогазовидобувної галузі та проблеми нафтогазовидобутку..
8480. Правовые основы бухгалтерской деятельности 132.12 KB
  Правовые основы бухгалтерской деятельности Тема. Правовые основы бухгалтерского и налогового учета План Понятие и правовое значение бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета в РФ. Правовое регулирование бухгалтерс...
8481. Проблемное поле и задачи философии техники 27.83 KB
  Проблемное поле и задачи философии техники Научно-технические революции, создавшие в XX в. единое представление о научно-техническом прогрессе, актуализировали исследование в философии такого явления, как техника. Философия техники - одно из значимы...
8482. Социальные последствия научно-технического прогресса 23.4 KB
  Социальные последствия научно-технического прогресса Развитие техники, начиная с эпохи Возрождения, тесно связано со становлением науки. Слившись воедино, две интеллектуальные и творческие силы образовали достаточно устойчивый социальный процесс, ко...
8483. Философия техники 28.75 KB
  Философия техники О становлении философии техники Область философских интересов человека изменяется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становится все более самостоятельной, начиная привлекать к ...
8484. Философия и техника 185 KB
  Философия и техника Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем тех...
8485. Ответы по философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке 198 KB
  Сущность и предмет философии. Место философии в системе знаний о природе и человеке. Философия - это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого быти...
8486. Доктрина Оптимального Строя 83 KB
  Доктрина Оптимального Строя История цивилизаций - это история войн, междоусобиц, революций. Воинская доблесть, умение побеждать, храбрость, патриотизм - безусловно, достоинство Нации, и мы по праву гордимся своими Героями. Но нет, и...