56256

Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: Что для нас важнее их физическое состояние или обучение Ещё А. А что происходит в нашей школе сегодня В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья населения Украины...

Русский

2014-04-03

116 KB

1 чел.

Тема. Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье  (1 слайд)

Ход студии

1. Установочно – мотивационный этап.

«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе». (П. Фосс)

  •  Коллеги, как вы думаете, кто несет ответственность за здоровье каждого ребенка?

(высказывания учителей)

2  этап.  Пролог

 Слово ведущего

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей  приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

«Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»  Ещё  А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

   А что происходит в нашей школе сегодня? В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья населения Украины, особенно детей, и это стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования Украины подчеркивается, что сегодня необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».  

     Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая,  и физическая нагрузка на детский организм.

     Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

     Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  •  Какое место в системе вашей работы занимают здоровьесберегающие технологии?

Мы применяем множество методов и приемов в своей деятельности, но для достижения успеха, нам следует объединиться с родителями, так как семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его психическое и физическое развитие и действует только сообща, мы сможем добиться хороших результатов в достижении нашей цели. К сожалению, сегодня наблюдается массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

3 этап. Объявление темы и постановка целей студии

Тема студии: ««Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье»

Сегодня мы попытаемся ответить на важные для нас вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать совместную работу эффективной?», «Какие новые формы взаимодействия с родителями необходимо разработать?»

(2 слайд) Отсюда возникают основные цели, которые мы ставим  в своей работе на первое место:

  •  рассмотреть и проанализировать конкретные ситуации по сохранению и укреплению здоровья детей;
  •  на основе рассмотренных ситуаций разработать рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей
  •  разработать формы взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления детей.

 

4 этап. Педагогический этюд

1 ситуация. (3 слайд). Дети отказываются есть продукты, которые им необходимы, и требуют то, что едва ли принесет пользу.

   Что можно посоветовать родителям в этом случае?

(обсуждение)

(4 слайд)

Если ваш ребенок развил в себе склонность к какому-либо виду пищи и хочет ее есть каждый день, позвольте ему, если продукт питателен, но только один раз в день. При следующем приеме пищи кормите его тем, что едят остальные. Если он хочет съесть то, что вы считаете нежелательным, не нужно ему запрещать это есть совсем но необходимо сказать, что это едят в особых случаях. Постарайтесь сделать так, чтобы еда не стала для него запретным плодом, который, как известно, сладок. Никогда:

•   не делайте проблему из того, что ваш ребенок не любит какую-то пищу. Любой пищевой продукт можно заменить другим. Например, если ребенок не любит молоко, то необходимый ему кальций он может получить из сыра;

•   не говорите; «Съешь всё, тебе это полезно», - это звучит так, будто вы предлагаете лекарство. Пусть дети увидят, что вы едите то же самое и с удовольствием;

•  избегайте фразы: «Если съешь овощи, получишь мороженое». Ненавистная еда станет еще противнее, запретный плод — еще желаннее, а ребенок поймет, что всё, что нужно сделать, чтобы получить сладкое, -это подкупить вас.

2 ситуация. (5 слайд) Наши дети болеют

(обсуждение)

(6 слайд) Чтобы иметь «много здоровья», не болеть, а если болеть, то не тяжело, нужны постоянные упражнения. Наши дети болеют потому, что они мало двигаются, едят избыточное количество жирной пищи и мало зелени, их постоянно кутают, лишают свежего воздуха и еще пичкают лекарствами.

Физкультура и закаливание тренируют не только тело, но и характер. Игры и спорт воспитывают коллективизм… Никто не сомневается в пользе здоровья. Вот если бы оно пришло само собой, без труда! Нет, этого не бывает. Нужны напряжения, ограничения, сила воли. К счастью, развить и сохранить здоровье ребенка проще, чем взрослого. В детском организме еще действуют врожденные программы активности, которые являются необходимым элементом роста.

Нужно верить в здоровье и не бояться болезней, без необходимости не принимать медикаменты. Правильное питание, физкультура, закаливание прежде всего стимулируют нашу иммунную систему, спасающую от инфекции. Хорошая тренировка физкультурой сердечно-сосудистой и дыхательной систем является дополнительной гарантией. Ограниченное и разнообразное питание улучшает работу пищеварительного тракта и обмен веществ. Здоровье, сила и красота предопределяют хорошее настроение ребенка. Однако они еще не решают вопроса его счастья. Нужно помнить: чтобы быть здоровым,  очень важно быть счастливым. Психологические напряжения, неприятности и горе вредны для телесного здоровья детям, как и взрослым. Поэтому так важна душевная атмосфера в семье и успехи ребенка в «общественной жизни»: когда он достаточно хорошо учится и занимает достойное место среди товарищей по силе, ловкости, уму.

А теперь несколько советов. Во-первых, не доводить удовлетворение любого желания ребенка до полного насыщения, чтобы не притупить саму потребность в желаемом. Это касается всего.

Во-вторых: нужно создавать трудности, требующие преодоления, для тренировки характера, дозируя их таким образом, чтобы ребенку удавалось в значительной мере их преодолеть (на 50–70 %, но не на 100).

Необходимо стимулировать потребность в общении со сверстниками, особенно когда в семье один ребенок. Заменить детское общество взрослым невозможно. Пусть не целый день, но несколько часов общения нужны.

Однако одиночество тоже необходимо, для того чтобы научиться самостоятельно думать и работать. И, конечно, взрослые должны найти время и терпение для обучения детей труду. Трудно дать советы, как преодолеть физическую пассивность детей в существующих условиях, когда многие взрослые пассивны. В семье нужен пример родителей, в школе нужны свобода и игры, желательны совместные занятия нескольких возрастных групп. Принцип: движения должны быть энергичными и продолжительными, чтобы ребенок вспотел. Физкультура без усталости ничего не стоит.

3 ситуация (7 слайд) Опасное взаимодействие ребенка с компьютером.

На сегодняшний день остро стоит вопрос безопасного взаимодействия ребёнка с компьютером. Родители недоумевают, в чём находится угроза для здоровья ребёнка при контакте с компьютером, который способствует развитию умственных возможностей, быстроте реакции, расширению кругозора. Дело в том, что в младшем школьном возрасте продолжают формироваться осанка и кости кистей рук, произвольное внимание. Аккомодационная система глаза уже готова к зрительной нагрузке, но её преизбыточное напряжение может привести к сбою. Очень уязвима и психика ребёнка. Скоростной информационный канал, проходя через психику, не фильтруется, в результате чего происходит накопление ненужного материала, что вызывает перенапряжение нервной системы.

(обсуждение)

(8 слайд) Чтобы сохранить здоровье ребёнка в процессе его взаимодействия с компьютером, необходимо придерживаться следующих правил:

- располагать компьютер следует в углу комнаты, задней его частью к стене, чтобы на экране не было бликов;

- сидеть ребёнок должен от дисплея на расстоянии не менее 50-70 см;

- в помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка;

- до и после работы на компьютере необходимо протирать экран чистой губкой;

- почаще проветривайте комнату;

- поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера;

- время работы младшего школьника с компьютером не должно превышать 20-30 минут;

- после каждого занятия делайте с ребёнком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения;

- с особой тщательностью отбирайте компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребёнка, не содержать сцен жестокости и насилия, должны быть оформлены в соответствии с возрастными особенностями.

4 ситуация.  (9 слайд) Психическое напряжение. Жадность, зависть и обида приводят к напряженности тела и мозга, к потере энергии

(обсуждение)

Научите ребенка и научитесь сами
переживать стресс

(10 слайд) Учитесь планировать. Дезорганизация может привести к стрессу. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможным, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.

Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.

Развлекайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.

Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые Вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.

Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к фрустрации и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет Вам принять их.

Избегайте ненужной конкуренции, в жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

Регулярно делайте физические упражнения. Проверьтесь у врача, прежде чем начать заниматься по какой-либо системе. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие, чем той, которая является для вас тяжелой и неприятной. Учитесь систематическому, безмедикаментозному методу расслабления. Медитация, йога, аутогенная тренировка и прогрессивная релаксация помогут вам снять эмоциональное напряжение и усталость.

Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, священника или психотерапевта, с которыми вы можете быть откровенны. Выражение вашего сдерживаемого напряжения очень полезно для снятия напряжения.

(11 слайд) Рекомендации по работе над собой:

1. Соберитесь, умейте полностью включиться в дело, которое предстоит начать и довести его до конца.

2. Выключитесь. Успокоить себя можно, переключившись на что-то интересное (кино, литературу, театр), можно думать о чем-нибудь приятном: о красивых картинах, о закате солнца, о самом счастливом и радостном дне жизни.

3. Не злитесь. Большинство людей после неудачи злятся на себя и на других людей. Злость – эмоция неблагоприятная и даже вредная. Не злитесь зря и долго, писал Карнеги. Злость уносит много здоровья и счастливых минут жизни.

4. На любые помехи, трудности, неудачи отвечайте мобилизацией всех своих сил, мобилизуйтесь быстро и эффективно.

    5. Именно в те моменты, когда человек, заканчивая дело, считает, что все трудности уже позади, могут возникнуть срывы.

(12 слайд) 5 ситуация. Несоблюдение режима дня

(обсуждение)

(13 слайд) Рационально организованный режим дня школьника выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садится сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых — полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы и они делают все медленно, через силу. Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.

Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.

Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

(14 слайд) 6 ситуация.  Детский травматизм

Большинство травм дети получают дома; многих из них можно избежать.

(15 слайд) Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:

  •  ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
  •  падение с кровати, окна, стола и ступенек;
  •  удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);
  •  отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);
  •  поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

(обсуждение)

(16 слайд) Ожогов можно избежать, если:

  •  держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;
  •  устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;
  •  держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;
  •  прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

(17 слайд) Падения

Падение - распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если:

  •  не разрешать детям лазить в опасных местах;
  •  устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.
  •  Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.
  •  Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.
  •  Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

(18 слайд) Отравление бытовыми химическими веществами

  •  Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
  •  Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
  •  Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.
  •  Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или другие предметы в электрические розетки; их нужно закрывать, чтобы предотвратить травмирование. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные провода представляют для них особую опасность.

(19 слайд) Поражение электрическим током

Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные провода представляют для них особую опасность.

(20 слайд) Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов.

  •  Дети могут утонуть менее чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.
  •  Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой.
  •  Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.
  •  Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых.

(21 слайд) Взрослые обязаны обучить ребенка правилам поведения на дороге, в машине и общественном транспорте, а также обеспечить безопасность ребенка в транспорте.

Родители должны знать и помнить, что как только ребенок научился ходить, его нужно обучать правильному поведению на дороге. Малышам до пяти лет особенно опасно находиться на дороге. С ними всегда должны быть взрослые.

  •  Маленькие дети не думают об опасности, когда выбегают на дорогу, поэтому необходимо следить за ними.
  •  Детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом.
  •  Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.
  •  Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

остановиться на обочине;

посмотреть в обе стороны;

перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;

переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;

идти, но ни в коем случае не бежать;

переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора.

5 этап.  Дискуссия 

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Какие же формы взаимодействия с родителями в процессе оздоровления детей мы можем использовать?

(обсуждение)

(22 слайд) 

6 этап. Рефлексия

Послушайте небольшую притчу.

Шел странник по миру. В одном небольшом городе он встретил людей, которые строили храм. Они перекатывали огромные каменные глыбы. «Что ты делаешь?»,- спросил странник у первого. «Я выполняю трудную и нудную для меня работу»,- ответил тот. «А ты что делаешь?»,- спросил странник у второго. «А я вынужден делать то, что меня заставляют, и нет у меня другого пути», - ответил второй. «Ну а ты что делаешь?»,- удивленно спросил странник  третьего. «А я строю храм своей души!» - гордо ответил он.

А чем для вас было наша сегодня студия? Может быть, трудной, нудной или принудительной для вас работой? А может быть вы строили храм свой души?

(23 слайд) Желаю вам:

 Никогда не болеть;

  Правильно питаться;

 Быть бодрыми;

Вершить добрые дела.


Міністерство освіти і науки України

Загальноосвітня школа 1-3 ступені №9

Свердловської міської ради Луганської області

«Впровадження здоров’язберігаючих технологій в родині»

Педагогічна студія вчителів  початкових класів ЗОШ №9 міста Свердловська Луганської області

(Опришко Л.І., Зублевська Р.А., Зубенко Н.М., Кобцева Н.В., Кушнирська Г.В., Смірнова Н.П.,

Жарченко К.І., Галіцина О.В.)

 м. Свердловськ Луганської області,

2011 рік


«Внедрение здоровьесберегающих технологий в семье»

Создание

семейного клуба с целью обсуждения внедрения здоровьесберегающих технологий в семье, обмене опытом семейного воспитания и оздоровления.

Выпуск семейной газеты «Родительский вестник», отражающей успехи  использования в семье здоровьесберегающих технологий.

стреча с родительским активом  с целью обсуждения важных проблем, способствовать формированию умения анализировать факты, опираясь на накопленный опыт.

Выпуск буклетов  с рекомендациями  для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей

Организация фотовыставки на тему: «Как воспитать здорового ребенка» с целью заинтересовать родителей и донести до них содержание и значимость использования здоровьесберегающих технологий.

Проведение  общего родительского собрания по теме: «Здоровье – главная цель жизни», с целью обобщить опыт работы, выявить мнение родителей по данной теме.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9043. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ 15.2 KB
  Философия Милетской школы. Античная философия сформировалась в VIII-VII вв. до н.э. К этому существовало несколько предпосылок: развитие демократии, оживленная торговля, развитое ремесло, развитие культуры и искусства. Первые философские системы был...
9044. Методы научного познания. Наука - целостная динамическая система 13.43 KB
  Методы научного познания. Наука - целостная динамическая система. В философии наука рассматривается с точки зрения научного познания. Научное познание отличается от любого другого. Критерии научности - совокупность нормативных правил...
9045. Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии 15.01 KB
  Стадиальная и цивилизационная парадигмы общественного развития в философии. Общественную жизнь нельзя представить как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Общество постоянно находится в изменении, развитии. Это развитие многолико и сл...
9046. Идея общественного прогресса и его критериев 15.49 KB
  Идея общественного прогресса и его критериев. При осмыслении процесса развития общества неизменно возникает вопрос и о том, какова его направленность, то есть регрессивно или прогрессивно его движение. В философии по этому поводу создавались и разви...
9047. ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ 14.55 KB
  Пифагор и пифагорейцы. Основателем пифагорейства является Пифагор Самосский (580-500 гг.). Пифагор был учеником Анаксимандра, а также изучал математику и астрономию в Египте. Особенностью изучения пифагорейства является то, что письменных трудов Пиф...
9048. Философия Платона - образец классического объективного идеализма 14.72 KB
  Философия Платона. Платон (также Аристокл, 427-347 гг.), как ученик Сократа, продолжает изучать этические и политические проблемы, обращаясь, однако,, и к космологическим вопросам. Около 387 г. он основывает в Афинах специальную школу - Академи...
9049. Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества 14.08 KB
  Политика в общественной жизни людей. Государство и его роль в развитии общества. Политика - специфическая сфера общественной жизни. Политика есть стремление к участию во власти или оказанию влияние на распределение власти между различными...
9050. Практика и познание. Гносеология - теория познания 15.72 KB
  Практика и познание. Проблемой познания занимается такой раздел философии, как гносеология – теория познания. Под познанием подразумевается процесс получения знания, деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации...
9051. Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание 15.38 KB
  Сознание, его природа и сущность. Индивидуальное и общественное сознание. Еще одно свойство материи – отражение - способность тела в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить некоторые особенности этого взаимодействия в сво...