563

Деятельность международных финансово-кредитных организаций

Курсовая

Мировая экономика и международное право

Европейский банк реконструкции и развития. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Международная ассоциация развития. Проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности. Международный валютный фонд и всемирный банк.

Русский

2013-01-06

85.68 KB

115 чел.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Удмуртской Республики

«Ижевский политехнический колледж»

(АОУ СПО УР «ИПК»)

курсовая работа

по дисциплине

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

на тему

«Деятельность международных финансово-кредитных организаций»

Специальность 080106 «Финансы (по отраслям)»

 

Выполнил студент:

2 курс, гр. Ф-101

Завалей Д.А.

Проверил преподаватель:

Стремоусова Е. В.

Дата______________________ Оценка ___________________

Подпись__________________

 

Ижевск

2012

Содержание

Введение

Глава 1: Международный валютный фонд

Глава 2: Всемирный Банк

Глава 3: Банк международных расчетов

Глава 4: Международный банк реконструкции и развития

Глава 5: Международная ассоциация развития

Глава 6: Европейский банк реконструкции и развития

Глава 7: Международная финансовая корпорация

Глава 8: Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Развитие мировой экономики предполагает необходимость регулирования, проведения согласованных действий и координации экономической, в том числе и валютно-финансовой политики государств. В этих условиях возрастает роль международных институтов, особенно валютно-кредитных и финансовых организаций.

Международные финансовые организации представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансовой организации является именно характер ее образования - на основе межгосударственных соглашений. Нельзя считать таковым масштаб и характер операций, проводимых финансовой организацией. Так транснациональные банки (ТИБ) ведут свою деятельность на международных рынках, в различных странах, однако они не могут быть отнесены к типу международных финансовых организаций, поскольку являются в своей основе крупными международными коммерческими банками.

Глава 1: Международный валютный фонд

Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Международный валютный фонд (МВФ). Этот орган международного валютного регулирования был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. Его устав (Статьи соглашения МВФ) вступил в силу в декабре 1945 г. В мае 1946 г., когда МВФ начал свою деятельность, в его составе насчитывалось 39 стран. В настоящее время в число его членов входит 183 страны мира.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами — членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран — членов МВФ.

МВФ является межправительственной валютно-финансовой организацией, членом которой может стать любая страна, но сроки и условия ее вступления определяются МВФ. Обязательные условия — уплата квоты в установленном размере, согласование режима валютных операций по международным торговым расчетам и предоставление информации об экономическом и валютном положении страны.

Размер подписной квоты (членского взноса) определяется экономическим значением страны в мировой торговле. При расчете квоты учитываются следующие макроэкономические показатели: ВНП, средний уровень золотовалютных резервов страны, международные поступления и платежи по текущим операциям. До 25 % квоты подлежат выплате в резервных валютах, а оставшуюся часть страна вносит в своей национальной валюте (обычно в форме простых векселей). Квоты пересматриваются каждые пять лет и корректируются в зависимости от изменения экономического положения страны, а также исходя из достаточности имеющихся у МВФ ресурсов для решения его уставных задач. В настоящее время капитал МВФ составляет 212 млрд. СДР.

Величина квоты играет важную роль во взаимоотношениях страны с МВФ: от нее зависит количество голосов, которыми страна располагает в руководящих органах МВФ; ею определяется максимальная сумма финансирования, которую страна может получить от этой организации; пропорционально величине квот среди стран распределяются СДР.

Ресурсы МВФ включают наряду с собственными ресурсами, которые являются главным источником финансирования стран-членов, и заемные средства. Потребность в займах появляется, когда спрос на ресурсы МВФ превышает имеющийся у него собственный капитал. Например, если возникают длительные и значительные по величине нарушения равновесия платежных балансов и для их устранения необходимо существенное временное увеличение финансирования со стороны МВФ. Считается, что в этом случае целесообразно не увеличивать квоты, а прибегнуть к займам — временному дополнению к собственным ресурсам МВФ.

МВФ обладает полномочиями определять источники, условия и методы своих займов, но до настоящего времени он осуществлял заимствования только у государственных структур (у стран-членов и их центральных банков). До середины 70-х годов XX в. МВФ получал займы почти исключительно в рамках Генеральных Соглашений о Заимствовании (ГСЗ56). Они представляют собой кредитные линии, открытые 11 развитыми странами или их центральными банками и возобновляемые каждые пять лет. МВФ пользуется средствами этих кредитных линий по рыночным процентным ставкам в основном для предоставления крупных кредитов странам — участникам ГСЗ в целях стабилизации мировой валютной системы.

Затем фонд стал прибегать к займам и на двухсторонней основе, что позволило ему предоставлять значительные кредиты странам-членам, на платежные балансы которых особенно негативно повлияло повышение цен на нефть. В качестве кредиторов МВФ сначала выступил ряд стран из числа экспортеров нефти, а затем — некоторые развитые страны.

Срок большинства займов, получаемых МВФ, составляет от четырех до семи лет, что соответствует срокам погашения кредитов, получаемых членами этой организации за счет заемных ресурсов. Остальная часть заимствований МВФ осуществляется на сроки от одного до трех лет.

Принятие решений в МВФ определяется голосованием, причем доля голосов стран-членов зависит от их доли в капитале Фонда. В соответствии с этим наибольшим количеством голосов в МВФ обладают (2008 г.): США — 17,78 %; Германия — 5,53 %; Япония — 5,53 %; Великобритания — 4,98 %; Франция — 4,98 %; Саудовская Аравия -— 3,45 %; Италия — 3,09 %; Россия — 2,90 %.

За счет собственных ресурсов МВФ предоставляет следующие виды кредитов:

  1.  Резервная позиция, представляющая собой сумму займов в виде резервной доли, т. е. возможности получения кредита в пределах 25% квоты страны-заемщика, и кредитной позиции, т. е. суммы займов, предоставленной страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений.
  2.  Кредитные доли, т. е. средства в иностранной валюте, которые страна-член может получить сверх резервной доли.
  3.  Резервные кредиты «стендбай» и расширенное финансирование дополняют резервную позицию и кредитные доли,  обеспечивают стране-члену гарантию того, что при соблюдении определенных условий и проведении соответствующей финансово-экономической политики она может получить определенную сумму в иностранной валюте в обмен на национальную на определенный срок для решения экономических проблем.

4. Специальные кредитные механизмы, включающие такие виды кредитов, как компенсационное и чрезвычайное финансирование, дополнительный резервный механизм, чрезвычайные кредитные линии и другие, различающиеся по целям, условиям и стоимости.

За счет других источников Фонда оказывается льготная помощь наименее развитым странам с помощью механизма расширения финансирования структурной перестройки. В связи с глобальными экономическими и финансовыми кризисами МВФ в 90-х годах ввел новые механизмы финансовой поддержки стран-членов, такие, как экстренное финансирование, экстренная поддержка, помощь странам после конфликта и др.

Предоставление кредитов со стороны МВФ обусловливается выполнением определенных политических и экономических условий, в связи с чем Фонд оказывает воздействие на выбор пути развития страны-заемщика, расстановку социально-политических сил, согласование экономической политики.

Организация и средства МВФ

МВФ организован по принципу акционерного общества. Структура органов управления МВФ включает несколько уровней:

1) Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию;

2) Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет);

3) директор-распорядитель.

Совет управляющих является высшим руководящим органом МВФ. В него входят по одному управляющему и его заместителю от каждой страны-участницы, которые назначаются сроком на пять лет. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков, поэтому они уполномочены выступать от имени своих правительств. Обычно Совет управляющих собирается один раз в год для решения вопросов о приеме новых членов, утверждении или пересмотре квот, единообразных изменениях в паритете валют всех государств-членов и т.д. Многие свои функции Совет управляющих может передавать Совету директоров-исполнителей. Временный комитет (Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24 управляющих МВФ — министров или других официальных лиц сопоставимого уровня и проводит заседания два раза в год. Он осуществляет руководство Советом директоров-исполнителей, представляет Совету управляющих доклады по вопросам регулирования международной валютной системы и ее функционирования, а также о предложениях по внесению поправок в Статьи соглашения МВФ.

Комитет по развитию (Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам) также состоит из 24 управляющих МБРР и МВФ и консультирует и информирует Советы управляющих этих двух организаций по вопросам развития и по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет) — постоянный руководящий орган МВФ. Он состоит из директора-распорядителя, который является председателем, и из 24 директоров-исполнителей, треть которых представляют отдельные страны, а остальные избираются сроком на два года остальными странами-членами. Количество голосов, имеющееся у каждого директора-исполнителя, определяется количеством голосов, приходящихся на страны, которые он представляет в Исполнительном совете. Однако обычно между членами совета достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования.

Исполнительный совет проводит заседания не реже трех раз в неделю; он отвечает за осуществление текущих операций МВФ, контролирует процесс реализации политики, которая была выработана правительствами стран-членов совместно с Советом управляющих.

Директор-распорядитель назначается Советом директоров-исполнителей сроком на пять лет с возможностью переизбрания на последующие сроки. Он возглавляет Исполнительный совет, управляет ежедневной деятельностью МВФ и является руководителем персонала этой организации. В МВФ работает свыше 2,5 тыс. человек из разных стран мира — экономисты, статистики, ученые, занимающиеся научной работой, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, вспомогательный персонал. Основная часть сотрудников находится в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне (США), незначительное количество — в отделениях в Париже, Женеве и Нью-Йорке или временно представляют МВФ в странах, являющихся его членами.

Официальные цели МВФ

  1.  «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  2.  «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3.  «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  4.  оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5.  предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

  1.  содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  2.  расширение мировой торговли
  3.  кредитование
  4.  стабилизация денежных обменных курсов
  5.  консультирование стран дебиторов
  6.  разработка стандартов международной финансовой статистики
  7.  сбор и публикация международной финансовой статистики

Основными направлениями деятельности МВФ являются:

- надзор над мировой валютной системой;

- создание ликвидных средств путем выпуска СДР;

- финансирование (кредитование) членов МВФ;

- разработка рекомендаций в области экономической политики и техническая помощь;

- сбор и публикация статистики.

В соответствии со Статьями соглашения МВФ в обязанности фонда входит контроль над международной валютной системой и обеспечение ее эффективного функционирования. МВФ осуществляет надзор за мировой валютной системой, в частности, за политикой стран-членов в области валютного курса, и устанавливает конкретные принципы, которыми должны руководствоваться страны в отношении этой политики. МВФ должен определять реальную величину валютных курсов, давать объективную оценку экономической деятельности стран и доводить ее до сведения всех своих членов.

Осуществляя надзорные функции, МВФ проводит всесторонний анализ общего экономического положения страны и ее стратегии в области экономической политики. Позиция МВФ заключается в том, что последовательная и эффективная экономическая политика стран способствует стабилизации обменных курсов национальных валют и мировой валютной системы, обеспечивает экономический рост в мировом хозяйстве.

Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заёмщицы.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Глава 2: Всемирный банк

Всемирный банк (ВБ). Этот банк является специализированным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансирование за счет других источников. В частности, это касается развития сельского хозяйства, защиты окружающей среды, улучшения образования и здравоохранения, увеличения производства электроэнергии, расширения сетей связи и т.д.

Различают Группу Всемирного банка и Всемирный банк. Группа Всемирного банка состоит из ряда тесно связанных между собой межправительственных финансово-кредитных организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (MAP), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства но гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МБРР и его дочернее предприятие MAP образуют Всемирный банк. ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.

Всемирный банк, как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудс кой международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей. Банк предоставляет в основном среднесрочные и долгосрочные кредиты для помощи странам в создании долгосрочных условий экономического роста и повышении жизненного уровня. Он сотрудничает с МВФ по многим направлениям, причем в последнее время это сотрудничество становится все более тесным.

Правом членства в ВБ обладают только страны, являющиеся членами МВФ. Каждая страна—член ВБ вносит свой вклад в капитал ВБ, при этом ее доля в капитале банка зависит от величины ее квоты в МВФ.

Цели и задачи

Цели деятельности Всемирного банка - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду.(Роберт Б. Зеллик, президент Всемирного банка)

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия. В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

  1.  ликвидация нищеты и голода;
  2.  обеспечение всеобщего начального образования;
  3.  поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  4.  сокращение детской смертности;
  5.  улучшение охраны материнства;
  6.  борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  7.  обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  8.  формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода по процентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

Виды и направления деятельности

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) — предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным рынкам капитала или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким кредитным рейтингом, позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заёмщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Направления (сферы) деятельности

Деятельность Всемирного банка охватывает широкую область деятельности:

  1.  Проблемы бедности
  2.  Проблемы снабжения продовольствием
  3.  Сельское хозяйство, лесное хозяйство и развитие других секторов
  4.  экономики, связанных с использованием земель
  5.  Проблема борьбы со СПИДом в развивающихся странах
  6.  Борьба с коррупцией
  7.  Борьба с распространением вирусных заболеваний
  8.  Борьба с малярией
  9.  Проблемы детства и юношества
  10.  Проблема эксплуатации детей
  11.  Проблемы развития энергетики, доступа к источникам и поиск новых источников энергии
  12.  Экономическая политика и проблемы задолженности развивающихся стран
  13.  Выработка стратегий развития
  14.  Проблемы инвестиций в развивающиеся страны
  15.  Проблемы образования
  16.  Проблемы окружающей среды
  17.  Проблемы изменения климата и его влияния на жизнь людей
  18.  Стратегические задачи развития человечества и отдельных регионов
  19.  Проблемы экономического роста, налогообложения, задолженности
  20.  Финансовый кризис
  21.  Развитие банковской системы, финансовых рынков, платежных систем
  22.  Глобализация
  23.  Рост цен, проблемы стран-доноров
  24.  Урбанизация
  25.  Муниципальные финансы
  26.  Проблемы сохранения наследия
  27.  Транспорт
  28.  Торговля
  29.  Проблемы водоснабжения и канализации сточных вод
  30.  Публикации, семинары
  31.  Гендерные проблемы
  32.  Проблемы миграции
  33.  Газ, нефть
  34.  Горнодобывающая промышленность
  35.  Интернет и коммуникации
  36.  Право и развитие
  37.  Развитие частного сектора экономики

В настоящее время Банк участвует в финансировании более 1 800 проектов практически во всех секторах экономики развивающихся стран. Финансируются проекты в самых разных областях деятельности. Примерами являются развитие микрокредитования в Боснии и Герцеговине, повышение эффективности профилактики СПИДа в Гвинее, поддержка образования девочек в Бангладеш, повышение эффективности здравоохранения в Мексике, содействие восстановлению провозгласившего независимость Восточного Тимора и оказание Индии помощи в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в штате Гуджарат.

Управление деятельностью банка

Всемирный банк представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 184 стран-членов этой организации.  Количество голосов, которыми обладают страны-участницы зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Банка. Как правило, управляющими являются министры финансов стран-участниц. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия по управлению Банком в период между заседаниями Совета управляющих переданы 25 исполнительным директорам, которые работают непосредственно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне.  Исполнительные директора образуют Совет директоров, который возглавляет Президент Банка. В Совет директоров входят пять исполнительных директоров, представляющих интересы государств-членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

Совет директоров обычно проводит свои совещания два раза в неделю и осуществляет общее руководство работой банка, в том числе отвечает за утверждение всех займов и принятие других решений, затрагивающих деятельность Банка:

• утверждение займов и гарантий,

• определение общих принципов деятельности банка

• утверждение бюджета Банка

• выработка стратегий содействия странам

• принятие решений, касающихся заимствований и других вопросов финансовой деятельности.

Президент Всемирного банка (в настоящее время Роберт Б. Зеллик) председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США — страны, являющейся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается Советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран. Пять вице-президентов, в том числе три старших вице-президента (англ. Senior Vice-Presidents) и два исполнительных вице-президента (англ. Executive Vice-Presidents) отвечают за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняют другие конкретные функции.

Всемирный банк имеет представительства более чем в ста странах мира, в которых работает около 10000 человек.

Основными направлениями деятельности Группы Всемирного банка являются:

- предоставление займов странам-членам, стратегия рыночных реформ которых соответствует критериям ВБ;

- совместное финансирование, в процессе которого для поддержания конкретных проектов или программ ВБ его средства объединяются со средствами других кредиторов и доноров. В качестве партнеров ВБ в соглашениях по совместному финансированию выступают правительства государств, правительственные и другие многосторонние финансовые учреждения, организации, предоставляющие экспортные кредиты, коммерческие банки, другие частные кредитно-финансовые учреждения. Совместное финансирование может быть объединенным и параллельным. При объединенном финансировании все затраты по проекту распределяются между партнерами пропорционально, согласно предварительной договоренности. При параллельном финансировании ВБ и его партнеры финансируют различные части проекта самостоятельно;

- предоставление грантов, то есть безвозмездной финансовой помощи ВБ идущей на реализацию проектов, имеющих особо важное значение для экономики стран, а также на проведение операций по снижению задолженности беднейших членов банка; технической помощи получателям кредитов и т.д. При грантовой поддержке используются средства трастовых фондов, которыми ВБ управляет по поручению доноров, делающих взносы в эти фонды;

- предоставление гарантий частным кредиторам для реализации проектов в странах—членах банка. Эти гарантии применяются для снижения рисков, которые частные инвесторы не готовы принять при осуществлении кредитования. К рискам, которые покрываются гарантиями ВБ, обычно относятся экспроприации, войны, революции и гражданские волнения, нарушение контрактов правительством, невозможность перевода денежных средств и т.д.;

- оказание технической помощи своим членам, которая включает консультации, экспертизы, исследования состояния экономики стран (отдельных ее секторов) и подготовку соответствующих отчетов, обучение национальных кадров, семинары и конференции.

Мобилизация денежных средств

Займы, предоставляемые МБРР развивающимся странам, финансируются в основном за счёт продажи облигаций, имеющих наивысший рейтинг надёжности «AAA» на мировых финансовых рынках. Получая небольшую прибыль от кредитования, МБРР более значительный доход получает от собственного капитала. Этот капитал состоит из резервов, накопленных в течение многих лет, и средств, получаемых в виде взносов от 184 государств-членов Всемирного банка. Полученную прибыль МБРР использует для покрытия операционных расходов, частично перечисляет МАР и использует для облегчения бремени задолженности стран.

Ресурсы МАР, которая является крупнейшим в мире источником финансирования беднейших стран мира в виде беспроцентных займов и грантов, пополняются каждые три года 40 странами-донорами. Дополнительные средства МАР получает по мере погашения странами предоставляемых на срок от 35 до 40 лет беспроцентных займов. Эти средства затем вновь используются для предоставления кредитов. На долю МАР приходится почти 40 процентов общего объёма кредитных операций Всемирного банка.

Кредиты

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения финансовых ресурсов в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Получаемая от заёмщика заявка на финансирование проекта оценивается, с тем чтобы убедиться в том, что данный проект является приемлемым в экономическом, финансовом, социальном и экологическом отношениях. На стадии переговоров по кредиту Банк и заёмщик согласовывают задачи развития, решаемые в рамках проекта, компоненты проекта, ожидаемые результаты, контрольные показатели эффективности реализации проекта и план его реализации, а также график выделения средств займа. Во время реализации проекта Банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты реализации проектов. Три четверти средств непогашенных займов управляются директорами по странам, работающими в постоянных представительствах Банка в государствах-членах. Около 30 процентов персонала Банка работают в постоянных представительствах, которых по всему миру насчитывается почти 100.

Долгосрочные кредиты МАР являются беспроцентными, однако по ним взимается небольшой комиссионный сбор в размере 0,75 процента предоставленных средств. Взимаемый МАР сбор за резервирование средств составляет от нуля до 0,5 процентов неиспользованной суммы кредита; в 2006 финансовом году ставка этого сбора была установлена на уровне 0,33 процента. Полную информацию о финансовых продуктах, услугах, процентных ставках и сборах МБРР можно получить на странице Казначейского департамента Всемирного банка. Казначейство руководит всеми осуществляемыми МБРР операциями заимствования и кредитования, а также выполняет функции казначея, обслуживая другие учреждения в составе Группы Всемирного банка.

Критика

Деятельность Всемирного банка в течение длительного времени критикуется различными неправительственными организациями, учёными, среди которых видное место занимает нобелевский лауреат по экономике и бывший главный экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц.

В частности Дж. Стиглиц назвал политику по отношению к развивающимся странам, разработанную МВФ, Всемирным банком и экономистами в американском правительстве, ошибочной. По его мнению, если бы этой политике следовали США, значительного экономического роста не произошло бы. Он также указал на то, что Россия последовала рекомендациям и испытала падение реальных доходов населения, а Китай не последовал и переживает экономический подъем.

В частности Джозеф Стиглиц резко отрицательно выразился по поводу политики Всемирного банка в отношении России, критикуя шоковую терапию переходного периода.

Демонстрация протеста против деятельности Всемирного банка, Джакарта, 2004

Анализ развития мировой экономики показывает, что программы Всемирного банка в том виде, как он их формулировал, не обеспечивали устойчивого и справедливого развития экономики. В связи с этим стало нарастать давление на Банк. Неправительственные организации на национальном и международном уровне стали добиваться открытого и демократичного рассмотрения решений, альтернативных политике Всемирного банка.

В 2001 году Комиссия Конгресса США провела оценку результатов деятельности международных финансовых организаций и пришла к выводу, что 60% проектов Всемирного Банка завершились неудачно. Всемирный банк призван бороться с бедностью, но за последние пять лет лишь 1% кредитов получили «бедные» государства, наиболее нуждающиеся в такого рода помощи. За это время уровень бедности в мире несколько снизился, что нельзя объяснить только деятельностью Всемирного банка. Успехов добились государства, которые практически не получали финансовой помощи Всемирного банка. В тех странах, которые были получателями основных пакетов помощи, не только не было успехов в борьбе с бедностью, но ситуация в них даже ухудшилась.

Исследовательский центр Heritage Foundation проанализировал, какое влияние оказали на наиболее бедные страны кредиты Всемирного Банка. За период с 1980 по 2003 год его кредиты и гранты получили 105 «бедных» государств. В результате, в 39-ти странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17-ти - рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х - умеренным (1- 4%). Лишь 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Ещё более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного Банка получили 48 государств, лишь три из них смогли успешно развиваться экономически, в 23-х был отмечен экономический спад.

В настоящее время (2010 г.) заметным критиком Всемирного Банка стал американский академик Радж Патэл. Он опубликовал множество критических статей о политических и псевдонаучных методах Всемирного банка.

Другие услуги

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны. Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Значительная часть усилий также направлена на образовательную деятельность и распространение знаний, помогающих решать проблемы развития страны.

Институт Всемирного банка ИВБ (англ. World Bank Institute)- один из инструментов реализации политики по распространению знаний, способствующих решению задач Всемирного банка. ИВБ работает с политиками, бизнесменами, техническими специалистами, другими категориями граждан, а также с университетами, учебными центрами из разных стран.

Служба Интернет-трансляций B-SPAN — это Интернет-портал, при помощи которого Всемирный банк проводит семинары и конференции на такие темы, как устойчивое развитие и сокращение масштабов бедности.

Гранты

Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

  1.  Облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности
  2.  Повышение эффективности служб канализации и водоснабжения
  3.  Поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия
  4.  Борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа
  5.  Поддержка организаций гражданского общества
  6.  Создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов

Глава 3: Банк международных расчетов

Банк международных расчетов - (англ. Bank for International Settlements, BIS) - старейший мировой финансовый институт. Создан в 1930 на основе Гаагского соглашения центральных банков 5 государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции) и конвенции этих стран со Швейцарией, где расположен банк международных расчетов (Базель), в связи с планом Юнга о репарациях, выплачиваемых Германией странам-победителям в 1-й мировой войне 1914-18.

В БМР 34 члена (2000), в том числе Россия с 10 февраля 1996. Официально США не участвовали в создании банка международных расчетов, так как не могли получать репарационные платежи с Германии. Поэтому на акции банка международных расчетов подписались частные американские банки во главе с банкирским домом J.P. Morgan.

Федеральные резервные банки США имеют корреспондентские отношения с банком международных расчетов. Представители США участвуют в форумах, организуемых банком международных расчетов. На акции банка международных расчетов подписались также частные японские банки.

Административные органы банка международных расчетов включают: общее собрание акционеров, Совет директоров из управляющих центральных банков и операционное управление.

Банк международных расчетов - банк центральных банков. По Уставу он выполняет две основные функции. Он содействует сотрудничеству между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики. Так, банк международных расчетов играл важную роль: в организации и осуществлении платежных соглашений европейских стран (1947-58); в выработке коллективных мер по преодолению спекулятивных атак на мировом валютном рынке (1960-71); в координации мер по обмену информацией о валютных рынках и валютной интервенции, интервенции на рынках золота в рамках Золотого пула (1961-68) с целью укрепления доверия к доллару; в обсуждении проблем евровалютного рынка, совершенствовании банковского надзора.

Организует обсуждение этих проблем и координирует меры по обеспечению надзора за деятельностью банков и их отделений (их ликвидностью и платежеспособностью) во всем мире Базельский комитет по банковскому надзору - Committee on Banking Regulations and Supervisory Practices (создан банк международных расчетов в декабре 1974), который опубликовал отчет по этому вопросу Basle Concordate (Базельский конкордат, 1975 и 1983 - обновлённая редакция) и обеспечил Базельское соглашение (1988) о минимальных международных стандартах и оценке достаточности капитала, которое ведущие международные банки обязаны соблюдать с конца 1992 года.

С лета 1990 создана специальная служба банка международных расчетов по оказанию технической помощи центральным банкам и обучению банкиров стран Центральной и Восточной Европы, бывших республик СССР и ряда стран Азии, вступивших на путь перехода к рыночной экономике.

Особое внимание банк международных расчетов уделяет сотрудничеству центральных банков государств-участников Европейского Союза.

Банк международных расчетов действует также в качестве доверенного лица, агента или банка-депозитария по международным займам (например, по займам Европейского объединения угля и стали). Банк международных расчетов выполнял функцию банка-агента по соглашению по многосторонним платежам (1947-50), Европейскому платежному союзу (1950-58), Европейскому валютному соглашению (1959-72), Соглашению о валютных гарантиях (1973-78) в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского фонда валютного сотрудничества (1979-93).

С октября 1986 банк международных расчетов - банк-агент по клиринговым расчетам частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро с 1999. В связи с долговым кризисом банк международных расчетов стал осуществлять с 1982 новую функцию - предоставлять промежуточный кредит под гарантию центрального банка странам, ожидающим кредит Международного валютного фонда (МВФ), а также управлять и инвестировать кредитное обеспечение в пользу держателей долгосрочных (15-30 лет) долларовых облигаций, выпущенных Бразилией в соответствии с соглашением об изменении графика погашения ее внешней задолженности.

Будучи банком центральных банков, банк международных расчетов выполняет широкий круг банковских операций, помогая клиентам управлять валютными ресурсами и инвестировать их.

В их числе: депозитно-ссудные операции; купля-продажа и хранение золота, операции с валютами и ценными бумагами; операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота и др.). Основной источник ресурсов - краткосрочные депозиты почти 100 центральных банков (около 10 проц. мировых валютных резервов).

Банк международных расчетов размещает их на депозиты солидных банков, покупает денежные обязательства, в том числе казначейские векселя. В соответствии с Уставом банка его операции должны согласовываться с денежной политикой центральных банков соответствующих стран.

Банку не разрешено открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам. Банк международных расчетов имеет золотые запасы (0,21 тысяч тонн). Банк международных расчетов - ведущий информационно-исследовательский центр.

Годовые отчеты банка - авторитетное издание. Оставаясь в основном валютно-финансовым центром 3ападной Европы, банк международных расчетов фактически является международным финансовым институтом по составу участников и по характеру деятельности.

Глава 4: Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это основной институт Всемирного банка. Он построен по принципу акционерного общества, его уставный капитал образуется путем подписки стран-членов (которые являются одновременно членами МВФ). Однако основную часть используемых им ресурсов банк привлекает с помощью займов на международных рынках ссудных капиталов, выпуская и размещая свои облигации.

МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии гарантий со стороны правительства по возврату средств).

Основные направления деятельности МБРР

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап. стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

В настоящее время МБРР предоставляет займы трех видов:

1) займы на основе валютного пула - многовалютные долговые обязательства, принимаемые в долларовом эквиваленте. Обязательства каждого заемщика по займу представляют собой долю в валютном пуле и имеют такой же валютный состав, как и все другие займы на основе валютного пула. Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;

2) одновалютные займы по ставке ЛИБОР - займы, которые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро). Ставка ссудного процента по этим займам является переменной;

3) одновалютные займы с фиксированной процентной ставкой, которые выдаются и погашаются в валюте, избранной заемщиком (как правило, в резервных национальных валютах и евро).

Цели МБРР

  1.  оказание помощи в реконструкции и развитии экономики странчленов;
  2.  содействие частным иностранным инвестициям;
  3.  содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  4.  сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Группа Всемирного банка

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка.  В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Глава 5: Международная Ассоциация Развития

Международная ассоциация развития (MAP). Это дочернее предприятие МБРР, созданное в 1960 г. У них общий штат сотрудников, президент МБРР является одновременно президентом MAP. Деятельность обоих институтов направлена на кредитование проектов развития, однако различаются порядок формирования ресурсов и условия предоставления займов.

Ресурсы MAP формируются за счет переводов из прибыли МБРР, взносов промышленно развитых стран (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а также возвращенных кредитов.

На получение ссуд MAP имеют право беднейшие и наименее кредитоспособные страны с очень низким уровнем дохода - большинство кредитов выдается странам с годовым доходом на душу населения в среднем 800 USD.

Кредиты MAP предоставляются только правительствам государств - членов MAP, их срок составляет 35-40 лет, а погашение начинается по истечении 10-летнего льготного периода. Кредиты выдаются в национальной валюте кредитуемого государства. Проценты по этим кредитам не выплачиваются, взимается только комиссия на покрытие административных расходов.

Проекты, которые кредитуются за счет ресурсов MAP, должны соответствовать тем же стандартам, что и проекты, финансируемые МБРР. Каждый кредитуемый проект проходит политико-экономическую экспертизу, целью которой является наиболее эффективное использование выделенных средств.

Цель организации — оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $1165.  Также МАР предоставляет помощь странам которые не соответствуют критериям получения займов, но они не обладают кредитоспособностью для получения кредитов от МБРР.  На данный момент критериям для получения займов от МАР соответствуют 80 стран, 39 из которых находятся в Африке.

МАР предоставляет беспроцентные займы с 20, 35, 40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет.  Членами МАР являются 170 стран. За период действия МАР предоставила кредиты общим объемом свыше 220 млрд. долларов США.

 

Глава 6: Европейский банк реконструкции и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В 1990 г. 40 стран, а также ЕЭС (в настоящее время ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учредили ЕБРР. Акционерами этого международного финансово-кредитного института могут быть как европейские, так и неевропейские государства, являющиеся членами МВФ. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран, включая все европейские страны, а также ЕС и ЕИБ. Штаб-квартира банка расположена в Лондоне, во многих странах у него имеются представительства, которые занимаются координацией деятельности на местах.

Целями деятельности ЕБРР являются содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка развития частного предпринимательства в государствах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Для реализации этих целей ЕБРР поддерживает страны-участницы в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, в том числе при осуществлении демонополизации, децентрализации и приватизации; содействует мобилизации национального капитала и привлечению иностранного; осуществляет инвестиции в производство для создания конкурентной среды, повышения производительности труда и улучшения качества жизни; стимулирует развитие рынков капитала и т.д.

Органы управления ЕБРР — это Совет управляющих. Совет директоров и президент банка. Руководящим органом банка является Совет управляющих, в который входят по одному управляющему и его заместителю от каждой страны. Совет управляющих собирается один раз в год, чтобы решать вопросы, имеющие стратегическое значение для функционирования банка.

Главным исполнительным органом ЕБРР является Совет директоров (Директорат), включающий 23 члена, которые переизбираются каждые три года. Совет директоров осуществляет руководство текущей деятельностью ЕБРР, а также исполняет полномочия, делегированные ему Советом управляющих. Каждый член Совета директоров располагает количеством голосов, равным количеству подписных акций в акционерном капитале банка.

Президент ЕБРР избирается Советом управляющих сроком на четыре года, он председательствует на Совете директоров и управляет текущей деятельностью банка.

Ресурсы ЕБРР формируются за счет уставного капитала, заемных (привлеченных) средств и средств, полученных а счет погашения займов или по гарантиям. Кроме того, для инвестиционной поддержки социально важных низкорентабельных отраслей и оказания технической помощи ЕБРР образует специальные фонды, ресурсы которых формируются за счет добровольных взносов доноров.

Акционерный капитал банка составляет 20 млрд евро. Наибольшие доли в нем принадлежат промышленно развитым странам - США (10 % капитала), а также Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии (по 8,5 %). Доля европейских стран - членов Европейского сообщества, самого ЕС и ЕИБ в совокупности составляет 51 %, страны Центральной и Восточной Европы имеют квоту в размере 13 %.

Основные направления деятельности ЕБРР включают:

- прямое финансирование проектов, направленных на развитие частного сектора, структурную перестройку, проведение приватизации и на финансовую поддержку инфраструктуры, обеспечивающей исполнение этих проектов. Инструментами такого финансирования являются кредиты ЕБРР частным и приватизируемым предприятиям, инвестирование в акционерные капиталы предприятий или гарантирование размещения их акций, а также предоставление гарантий;

- финансирование с помощью посредников, которое может осуществляться в следующих формах: среднесрочное и долгосрочное кредитование финансовых посредников в виде кредитных линий; софинансирование проектов совместно с местными и иностранными банками; участие в капитале инвестиционных фондов, которые вкладывают средства в частные предприятия; выдача гарантий частичной оплаты внешнеторговых сделок, в которых участвуют местные банки и оплата которых осуществляется с помощью аккредитива; долгосрочное кредитование правительств, которые направляют полученные средства через коммерческие или инвестиционные банки на финансирование развития малых и средних предприятий;

- консультационное обслуживание и техническую помощь. Все проекты и программы, кредитуемые банком, должны иметь техническое, экономическое, финансовое, юридическое и экологическое обоснование. ЕБРР оказывает заемщикам необходимую консультационную и техническую помощь и для этих целей вправо запрашивать на безвозмездной основе средства у большинства своих акционеров или доноров.

Глава 7: Международная финансовая корпорация

Международная финансовая корпорация (МФК). Эта организация создана в 1956 г. в целях содействия экономическому росту в странах-участницах путем стимулирования развития предпринимательства в производственной сфере. Основное внимание в ее деятельности уделяется поддержке частного предпринимательства и стимулированию притока частных иностранных инвестиций в кредитуемые страны.

Ресурсы МФК формируются главным образом за счет взносов государств-членов в уставный капитал, кредитов МБРР, отчислений от прибылей, средств возвращенных кредитов, а также займов на международных финансовых рынках.

Для развития частного предпринимательства МФК осуществляет:

- финансирование частного сектора путем предоставления займов и инвестирования средств в акционерный капитал частных предприятий. При этом МФК привлекает к финансированию частных инвесторов, в том числе нерезидентов, играя роль катализатора, то есть демонстрируя прибыльность инвестиций в кредитуемых странах; - управление рисками частных компаний посредством проведения операций СВОП, связанных с валютными курсами и процентными ставками, а также использования механизмов хеджирования;

- техническую помощь и консультирование правительств и руководителей частных предприятий но вопросам реструктуризации, приватизации, прямых иностранных инвестиций, разработки планов предпринимательской деятельности, подготовки и оценки проектов, мобилизации ресурсов для финансирования проектов и т.д.

МФК не требует правительственных гарантий при предоставлении кредитов, поэтому кредитует только высокорентабельные предприятия. Кредиты МФК обычно покрывают не более 25 % стоимости проектов, их срок составляет в среднем 7-8 лет, по ним заемщиками выплачивается рыночная процентная ставка.

Международная финансовая корпорация (МФК)

Международная финансовая корпорация (МФК)- это филиал Всемирного банка, созданный в июле 1956 г. в целях содействия частному предпринимательству в развивающихся странах. Оплаченная часть уставного капитала корпорации на июнь 1991 г. составляла 1,1 млрд дол., распределявшихся на 143 страны - членов корпорации.  МФК имеет целью содействовать международному сотрудничеству в финансовой сфере, и обеспечивать регулярные консультации и сотрудничество по международным валютным проблемам.  Создавать условия для расширения и сбалансированного роста международной торговли, способствовать стабильности курса валют, принять участие в формировании многосторонней системы платежей по текущим сделкам между членами МФК. Предоставлять при соответствующих гарантиях свои ресурсы в распоряжение членов корпорации с тем, чтобы придать им уверенность в своих позициях, сокращать сроки погашения кредитов и снижать неравновесие во взаимных платежах стран-членов.

Цель создания МФК заключалась в том, чтобы помочь Международному банку реконструкции и развития (МБРР) в выполнении его задач, определенных статьей 1 устава. Эта статья требует от банка содействовать развитию зарубежных частных инвестиций путем участия в предоставлении частных займов и в др. капиталовложениях, а в тех случаях, когда по достаточно основательным причинам использование частного капитала является невозможным, дополнять частные вложения собственными ресурсами.

В первые 10 лет своего существования МБРР, предоставляя займы в целях финансирования общественных работ и др. средствами, помог развивающимся государствам создать инфраструктуру в качестве основы для будущего промышленного роста. Но опыт скоро показал, что хотя основатели банка признавали важность участия частного капитала в решении этой задачи, самому банку удалось привлечь этот капитал лишь в весьма ограниченных пределах. Это объяснялось тем, что займы и кредиты МБРР могли предоставляться только правительствам соответствующих стран либо гарантироваться ими, а также потому, что процентные ставки по ним были фиксированными и предоставляемые средства не могли использоваться в качестве рискового капитала. В некоторых случаях банк пытался преодолеть эти трудности, предоставляя кредиты частным предпринимателям через местные банки развития или банковские консорциумы, но это лишь частично решало проблему. После того как сотрудники МБРР в 1952 г. подготовили доклад, указывая на необходимость увеличить инвестиции в слаборазвитых регионах и предлагая создать МФК в качестве филиала банка, их предложение было принято, и МФК начала функционировать с 1956 г.

Членами МФК могут быть только страны, входящие в МБРР. В 1992 г. она насчитывала 145 членов. Каждая страна имеет 250 голосов плюс один дополнительный голос за каждую принадлежащую ей акцию. Соединенные Штаты, внесшие примерно одну треть подписного капитала, располагают также приблизительно одной третью голосов, за ними следуют Великобритания, Германия, Япония и Франция, совместно обладающие более чем 50% голосов.

В юридическом и финансовом отношении корпорация автономна от МБРР, но управляется теми же советом исполнительных директоров и президентом.

МФК вносит свой вклад в подъем экономики развивающихся стран, способствуя росту частного сектора экономики путем мобилизации капитала, как в этих странах, так и за их пределами. Главная и единственная цель заключается в финансировании производственных проектов в развивающихся государствах и активизации их финансовых рынков.

Ресурсы корпорации формируются из четырех источников: акционерный капитал, кредиты МБРР и `третьих стран`, а также получаемые платежи по кредитам и чистая (нераспределенная) прибыль.

МФК непосредственно предоставляет рисковый капитал и косвенно поощряет развитие предпринимательства. В первом случае МФК предоставляет долгосрочные кредиты, конвертируемые займы, гарантии по государственным и частным долговым обязательствам.

Доля корпорации в финансировании каждого проекта не может превышать 25% его стоимости и редко бывает ниже 1 млн дол., кроме наименее развитых стран, где она может ограничиться 300-400 тыс. дол. Инвестор должен вложить не менее 35-40% уставного капитала, поэтому средняя стоимость проекта составляет не менее 3-4 млн дол. Средний срок погашения займа колеблется от 7 до 12 лет, но может быть и больше, с льготным периодом в 2 года и более. Процентные ставки чаще всего бывают плавающими, в зависимости от стоимости ресурсов, которые по преимуществу поступают в виде кредитов МБРР. Правительство той страны, где осуществляется проект, не предоставляет гарантий, кроме свободы перевода капитала, получения денежных поступлений и других видов доходов. Отдельные гарантии требуются при изменениях в контрактах, связанных с серийным производством. Платежи в погашение кредита вносятся равными долями каждые полгода по основной сумме и ежеквартально по процентам. Досрочные платежи не влекут за собой штрафных санкций. Валютой займов МФК, как правило, служит доллар США, причем валютный риск несет заемщик.

Участие корпорации в акционерном капитале компании не может превышать 25%, и она в принципе не может быть держателем контрольного пакета акций. Минимальная и максимальная стоимость проекта здесь та же, что и при предоставлении кредитов. Как правило, МФК предоставляет кредиты и осуществляет инвестиции в акционерный капитал.

МФК осуществляет операции только с развивающимися странами-членами. Число проектов, в которых она участвует в Латинской Америке, значительно больше, чем в Азии, Африке и остальных районах мира. В последнее время особое внимание уделяется Африке. Корпорация кредитует приносящие ей прибыль предприятия в промышленности, агробизнесе, туризме и транспорте.

Цифры, характеризующие деятельность МФК, могут не произвести сильного впечатления на тех, кто ожидает, что организация такого рода оперирует миллиардами долларов. Нужно, однако, помнить, что она осуществляет деятельность в наименее развитых государствах и принимаемые ею на себя обязательства должны стимулировать развитие их национальных рынков капиталов.

Глава 8: Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), также — Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций (МАГИ), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Создано в 1988 г. в целях содействия иностранным инвестициям на производственные цели в развивающиеся страны путем страхования от некоммерческих рисков.

Целью МАГИ является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ помогает стране сформировать благоприятный инвестиционный климат и страхует инвесторов от таких некоммерческих рисков, как:

- невозможность конвертирования местной валюты в иностранную для ее перевода из страны;

- экспроприация правительством страны инвестированных средств;

- войны и политические перевороты;

- отказ правительства страны от выполнения обязательств по контракту.

Источником финансирования МАГИ является его капитал, сформированный из взносов стран-участниц.

МАГИ предоставляет гарантии инвесторам, вкладывающим средства в страны, являющиеся его членами. Срок гарантий – 15-20 лет, они покрывают до 90 % общего объема инвестиций. МАГИ также осуществляет операции по совместному страхованию и перестрахованию, при этом агентство дополняет национальные системы страхования и координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.

Наряду с гарантиями и страхованием МАГИ оказывает техническую помощь и проводит консультирование, содействуя развивающимся странам в их усилиях по привлечению иностранных инвестиций. В этих же целях проводятся встречи между правительствами и потенциальными инвесторами, учебные семинары, организуются ознакомительные поездки.

Кроме того, МАГИ предоставляет рекламные услуги по распространению информации об инвестиционных возможностях и создании условий для содействия инвестированию в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр. Максимальный размер гарантий составляет в настоящее время 110 млн. долл. США на один инвестиционный проект и 440 млн долл. США на одну страну. Путём совместного страхования и перестрахования лимит может быть значительно превышен.

С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму 17,4 млрд. долл. США. При этом оно помогло разместить более 50 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах.

Заключение

В мире насчитывается множество международных финансово-кредитных организаций. Они различны по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Ключевыми и наиболее универсальными из них являются Международный валютный фонд (макроэкономическая политика) и Группа Всемирного банка (структурная политика). Международный валютный фонд является контактной международной организацией, выполняющей, помимо прочих, функцию надзора за развитием международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 182 стран, являющейся ее членом в частности. Группа Мирового банка состоит из 5 организаций: Международного банка реконструкции и Развития (МБРР), Международной ассоциации развития (163 члена), Международной финансовой корпорации (175 членов), Международной Ассоциации по гарантиям инвестиций (171 член) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (134 членов). Их главной задачей является предоставление кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой для осуществления мер структурной политики, таких как реформы финансового сектора, поддержка рынка труда, улучшение окружающей среды и пр.

Международное сотрудничество необходимо в целях ускорения устойчивого развития в развивающихся странах. МФКО стремятся обеспечить надлежащий приток финансовых ресурсов в развивающиеся страны, так же решают проблему внешней задолженности этих стран, путём активизации политики по привлечению прямых капиталовложений, предотвращая возрастание задолженности до недопустимого уровня, содействуют возвращению вывезенного капитала.

Инвестиции имеют решающее значение для способности развивающихся стран обеспечивать необходимый экономический рост в целях повышения благосостояния населения и непрерывного удовлетворения его основных потребностей без истощения или ущерба для ресурсной базы, служащей фундаментом для процесса развития. Устойчивое развитие требует увеличения инвестиций, для чего необходимы внутренние и внешние финансовые ресурсы. Одним из важных источников финансовых ресурсов являются инвестиции иностранных частных компаний и возвращение вывезенного капитала, которое зависит от наличия благоприятных инвестиционных условий. На протяжении целого десятилетия многие развивающиеся страны сталкивались с чистым оттоком финансовых ресурсов, когда их финансовых поступлений оказывалось недостаточно для покрытия причитающихся платежей, особенно в связи с обслуживанием долга. В результате мобилизуемые внутренние ресурсы направлялись за рубеж и не использовались для инвестирования на местах в интересах поощрения устойчивого экономического развития.

Во многих развивающихся странах необходимым условием активизации процесса развития является скорейшее и долгосрочное решение проблем внешней задолженности, учитывая тот факт, что для многих развивающихся стран бремя внешней задолженности представляет собой серьезную проблему. Бремя платежей в счет обслуживания долга этих стран серьезно ограничило их возможности в плане наращивания темпов роста и борьбы с нищетой и привело к сокращению импорта, капиталовложений и потребления. Внешняя задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Непрерывное и энергичное осуществление изменяющейся стратегии в области внешней задолженности направлено на восстановление финансовой стабильности стран-должников в отношениях с внешними партнерами, а возобновление их роста и развития способствует достижению цели устойчивого роста и развития. Существенно важно предоставить развивающимся странам дополнительные финансовые ресурсы и эффективно использовать такие ресурсы.

Особенно в случае стран с низким уровнем доходов, находящихся в процессе осуществления экономических реформ, весьма необходима поддержка со стороны международных финансово-кредитных организаций в форме предоставления новых средств и использования их ресурсов на льготных условиях. Следует продолжать практику использования групп поддержки при выделении ресурсов для урегулирования просроченной задолженности стран, приступивших к осуществлению программ масштабных экономических реформ с помощью МВФ и Всемирного банка. Высоко оцениваются меры, принимаемые многосторонними финансовыми учреждениями, и в частности рефинансирование выплаты процентов по не льготным кредитам с помощью обратных потоков средств МАР — «меры пятого измерения».

Список использованной литературы

  1.  Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки. – М.: КНОРУС, 2006.
  2.  Нешитой А.С. Финансы и кредит. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
  3.  Павлов А.В. Россия и международные банки развития // Финансы, 2005.
  4.  Финансы / Под ред. В.В.Ковалева. – М.: ТК Велби, 2006.
  5.  Международные валютно-кредитные и финансовые отношения . (Учебник) Под ред. Красавиной Л.Н. 2005, 3-е изд.
  6.  Финансы . учебник. Зви Боди, Роберт Мертон; пер. с англ. 2007
  7.  Егоров А. В. «Международная финансовая инфраструктура», М.: Линор, 2009
  8.  Моисеев А. А. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности, М.: Омега-Л, 2006.
  9.  Г.М.Вельяминов. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67721. Разрабка агрегатного отделения на 200 автомобилей МАЗ-64226 416 KB
  Курсовое проектирование является важным этапом предмета Техническая эксплуатация автомобилей и имеет следующие цели и задачи: закрепление совершенствование и пополнение знаний и навыков полученных в процессе обучения по организации производства технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей...
67723. Решение дифференциального уравнения двумя численными методами: методом Эйлера и методом Рунге-Кутта 4 порядка точности 257.5 KB
  Целью данной курсовой работы является решение дифференциального уравнения двумя численными методами: методом Эйлера и методом Рунге-Кутта 4 порядка точности. Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи: Написать программу для решения данного дифференциального уравнения двумя численными...
67724. Проектирование промышленного предприятия 633.5 KB
  Безнапорные бетонные и ж/б трубы и кольца широко применяются для трубопроводов ливневой и хоз-бытовой и промышленной канализации, дренажных, ирригационных и др. сетей водопроводов; изготовляют их способом радиального прессования. Технологический процесс состоит из следующих операций...
67725. Проектирование арматурного цеха в городе Тольятти 247 KB
  Арматурный цех предназначен для изготовления арматурных изделий. Арматурный цех состоит из отделения заготовки, сварки, укрупнительной сборки и изготовления закладных деталей. Эти отделения укомплектованы необходимым оборудованием. В состав оборудования входят...
67727. Промышленное здание 121.5 KB
  Простота организации технологического процесса и возможность передачи тяжёлых (в том числе динамических) нагрузок от оборудования непосредственно на грунт; Простота конструктивного решения, легко подающегося унификации и типизации, меньшая стоимость по сравнению с многоэтажными зданиями...
67728. Проектирование промышленных зданий 517.5 KB
  Основные и фахверковые колонны. Завод выпускает металлические конструкции колонны металлические несущие конструкции покрытия и узлы трубопроводов по целевому назначению пространственные стальные конструкции. В местах где колонны фахверка находятся на одной оси с основными...
67729. Проектирование промышленных зданий (гараж-стоянка для санитарных машин) 169 KB
  Основные и фахверковые колонны. Класс конструктивной Класс пожарной опасности строительных конструкций не ниже пожарной опасности здания Несущие стержневые элементы колонны ригели фермы и др. Фундаменты и фундаментные балки Типовые столбчатые монолитные железобетонные фундаменты под колонны состоят...