5632

Федеральная налоговая служба. Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере

Контрольная

Налоговое регулирование и страхование

Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере Федеральная налоговая служба. Таможенные органы. Федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Другие участники отношений в налогов...

Русский

2012-12-16

76.5 KB

51 чел.

Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере

  1.  Федеральная налоговая служба.
  2.  Таможенные органы.
  3.  Федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями.
  4.  Другие участники отношений в налоговой сфере.

1.

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ, а также (в оговоренных случаях) и таможенные органы. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача – формирование доходной части государственного бюджета.

Основными задачами, возложенными на ФНС, являются: 1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2) контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ; 3) осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законом установлен принцип «одного окна», который предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода органов статистики на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования – средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня: 1) федеральный уровень – ФНС; 2) региональный уровень – управления ФНС по субъектам РФ и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам; 3) местный уровень – инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС межрайонного уровня.

Положения о территориальных органах ФНС утверждены Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. № 101н.

Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо – налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Функции налоговых органов – федерального, региональных и местных – несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает: 1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2) обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов; 3) проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета; 4) передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность; 5) предъявление исков в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции: 1) координация и контроль деятельности нижестоящих управлений и инспекций; 2) аналитическая и статистическая обработка материалов; 3) разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства; 4) сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. Законодательством к этим группам полномочий отнесены: 1) постановка налогоплательщиков на учет; 2) контроль за выполнением налогового законодательства; 3) применение мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства, а также мер ответственности к его нарушителям; 4) выпуск и издание инструкций и методических указаний по налогам.

Налоговые органы имеют достаточно широкие права, в частности: 1) проверять соответствие цен рыночным по всем внешнеторговым сделкам; по сделкам между взаимозависимыми лицами и по бартерным операциям при значительном колебании цен (более 20%); 2) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков на любой срок в случае неисполнения обязанности по уплате налога, а также в случае отказа в представлении налоговой декларации; 3) определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, методом расчета по аналогии.

Подробная регламентация полномочий налоговых органов предоставляет в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля. Поэтому в дополнение к указанным выше правам налоговые органы также вправе: 1) требовать различные документы, служащие основанием для налогового производства; 2) проводить налоговые проверки в установленном порядке; 3) изымать документы по акту при проведении проверок; 4) вызывать в налоговые органы обязанных лиц для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц; 6) обследовать любые помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 7) взыскивать в установленном порядке недоимки и пени по налогам и т. д.

Столь широкие полномочия и права, предоставленные налоговым органам, легко объяснимы. Действительно, налогоплательщик любыми способами, в том числе и не вполне законными, пытается сэкономить на налогах, а государство с помощью своих исполнительных органов стремится не допустить сокращения поступления налогов в казну.

В настоящее время налоговые органы получили право исключать из Реестра юридических лиц фактически не действующие организации. Так, в административном порядке, т.е. без судебного решения, исключается организация, которая в течение 12 месяцев: а) не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах; б) не осуществляла операции ни по одному из своих банковских счетов.

Обязанности налоговых органов определены ст. 32 НК РФ. Налоговые органы обязаны блюсти налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением; вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу; бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафов; соблюдать налоговую тайну.

Кроме того, налоговые органы должны предоставлять в срок не позднее десяти дней со дня поступления запроса следующую информацию: о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам и сборам за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб. Правом такого запроса в соответствии с законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ обладают государственные или муниципальные заказчики, а также органы исполнительной власти.

Следует отметить, что приказом ФНС от 2 сентября 2005 г. № САЭ-З-25/422 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. В нем приведены все виды услуг и сроки, в которые должны укладываться налоговые органы при решении тех или иных проблем налогоплательщика.

Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Ответственность налоговых органов. В соответствии с законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Вред, причиненный лицу незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, возмещается на общих основаниях. Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т. е. возмещается не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговая инспекция.

2.

Таможенные органы – единая система правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих таможенное дело в РФ. Они также наделены специальными полномочиями в области установления и взимания таможенных платежей.

Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц определены ст. 34 НК РФ: 1) таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ РФ, а также иными федеральными законами; 2) должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством. 

Функциональные обязанности таможенных органов связаны с взиманием таможенных платежей, а также борьбой с нарушениями налогового законодательства. В соответствии со ст. 318 ТК РФ их полномочия распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы.

Ответственным лицом за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно.

Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27–33 ТК РФ, принятого Государственной Думой 25 апреля 2003 г.

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц аналогична ответственности налоговых органов и регулируется ст. 35 НК РФ.

Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред; осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

3.

В настоящее время в структуре МВД РФ функционирует подразделение, на которое возложены функции бывшей налоговой полиции. Порядок и условия участия указанной службы в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл. 6 НК РФ.

Задачами Главного управления по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями являются: 1) предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах; 2) обеспечение безопасности сотрудников налоговых инспекций; 3) выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями строится на основах централизации, единоначалия и территориального деления РФ.

Особенностями деятельности рассматриваемой службы являются сочетание в работе гласных и негласных форм, конфиденциальность, взаимодействие с другими органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств.

Органы, на которые возлагается обязанность по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, полномочны: по запросу налоговых органов участвовать вместе с ними в проводимых выездных налоговых проверках.

В НК РФ закреплен принцип разграничения компетенции. Так, органы, осуществляющие борьбу с преступлениями в налоговой сфере, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Ответственность органов по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями и их должностных лиц регулируется ст. 37 НК РФ и, по существу, ничем не отличается от ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

4.

К другим участникам налоговых отношений относятся финансовые органы во главе с Министерством финансов РФ, а также органы государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ – его основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности, его доходной части. В его ведении находится ФНС.

Департамент налоговой политики, входящий в состав Министерства финансов РФ, выполняет следующие функции в налоговой сфере: 1) анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики России; 2) участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; 3) оценка эффективности решений, принимаемых по вопросам налогового законодательства; 4) разработка мер по повышению собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства; 5) подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ; 6) обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета; 7) принятие нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах; 8) участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения; 9) участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения; 10) методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.

Казначейство. В составе Министерства финансов РФ действует единая централизованная система органов федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя: Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты.

Главная задача федерального казначейства в налоговой сфере – перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей.

В настоящее время Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения. Кроме того, в соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по применению налогового законодательства.

Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Средства фондов имеют строго целевое назначение: 1) социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд РФ); 2) обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях (Фонд социального страхования РФ); 3) бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

С 1 января 2001 г. изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды: все взносы уплачиваются в составе единого социального налога. Таким образом, с введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы, для них лишь установлена единая налоговая база – выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

В связи с этим система социальных налогов России в настоящее время состоит из: 1) единого социального налога, который делится на платежи в федеральный бюджет и три упомянутых фонда; 2) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ – 14%; 3) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%.

Следовательно, основное назначение единого социального налога – мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48968. Теплообмінник «труба в трубі» 464 KB
  Стабільність роботи теплообмінника досягається деяким збільшенням простору теплообміну в порівнянні з розрахованою що забезпечує стійкі показники роботи теплообмінника в умовах поступового забруднення стінок труби. Опис та обґрунтування вибраної конструкції теплообмінника Опис конструкції основних складальних одиниць та деталей теплообмінника Апарат являє собою вертикальну раму на яку кріпляться елементи труба в трубіâ внутрішні труби яких з´єднуються між собою калачами а зовнішні патрубками перехід з одного ряду до другого...
48969. Расчет структуры полей проводящего шара в диэлектрической среде 227.5 KB
  Цель работы - расчет структуры полей проводящего шара в диэлектрической среде а также в волноводе для приведенных в задании параметров. Для заданной геометрии и параметров среды получены аналитические выражения значений потенциалов и напряженностей полей проводящего шара в диэлектрической среде а также расчетное соотношение для вектора магнитной индукции. Построены картины структуры статических полей для шара и переменных полей для волновода. Партры: Проводящий шар в диэлектрической среде: R = 4см E0 = 10кВ м εе = 1 ...
48971. Конструктивные элементы токарного составного резца 679.5 KB
  Ограничения на допустимые углы в плане φ и φ1 резца приведены на рисунке 1. Для выбора резца используем ГОСТ 1888273 Резцы токарные расточные с пластинами из твердого сплава для обработки сквозных отверстий. Область применения твердого сплава Т15К6: получерновое точение чистовое точение нарезание резьбы резцами и вращающимися головками рассверливание растачивание и т.
48972. Проект дроссельного делителя потока, рассчитанного на номинальное, максимальное и минимальное давление 394 KB
  1 состоят из корпуса 4 делительного золотника 2 со сменными диафрагмами 1 каждый типоразмер аппарата комплектуется тремя парами диафрагм обеспечивающими три настройки уравнительного золотника 3 и пробок. При равном давлении в отводах золотника 2 и 3 находятся в средних положениях перепады давлений на диафрагмах одинаковы и поток масла из подводного отверстия делясь на две равные части поступает в отводные линии. Если давление в одной из отводных линий например правойувеличивается возрастает давление в правой торцовой полости...
48973. Изготовление штампов холодной штамповки с применением стали Х12М 117 KB
  Обосновать выбор стали. Указать возможные замены стали другой. Основная часть ШТАМПОВЫЕ СТАЛИ Для обработки металлов давлением применяют инструменты штампы пуансоны ролики валики и т. Стали применяемые для изготовления инструмента такого рода называют штамповыми сталями по виду наиболее распространенного инструмента.
48974. Інноваційні технології приготування страв з морського гребінця 551 KB
  Виробництво харчової продукції КУРСОВА РОБОТА з дисципліни: Технологія виробництва кулінарної продукції Тема: Інноваційні технології приготування страв з морського гребінця Керівник: Г. Значення страв з морського гребінця у харчуванні людини. Класифікація асортимент страв з морського гребінця 1. М'ясо морського гребінця легко засвоюється в організмі.
48975. Контурно-графічний аналіз результатів двохфакторного експерименту 667.5 KB
  Тернопільський національний технічний університет імені Івана Пулюя До постановки наукової проблеми про особливий статус медіакомунікацій масового спілкування в системі соціальних комунікацій Постановка наукової проблеми. До них відносять різновиди такого медіаспілкування яке по природі своїй є масовим що дає право називати медіа як масмедіа. Індивідуальна особистісна комунікація та масова комунікація це ті два основні види спілкування які природно супроводжують людину в усіх її особистісних та суспільних виявах....