5632

Федеральная налоговая служба. Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере

Контрольная

Налоговое регулирование и страхование

Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере Федеральная налоговая служба. Таможенные органы. Федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями. Другие участники отношений в налогов...

Русский

2012-12-16

76.5 KB

53 чел.

Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере

  1.  Федеральная налоговая служба.
  2.  Таможенные органы.
  3.  Федеральная служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями.
  4.  Другие участники отношений в налоговой сфере.

1.

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) и ее подразделения в субъектах РФ, а также (в оговоренных случаях) и таможенные органы. Эти органы наделяются очень широкими полномочиями в сфере налогообложения, поскольку их первостепенная задача – формирование доходной части государственного бюджета.

Основными задачами, возложенными на ФНС, являются: 1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2) контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством РФ; 3) осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законом установлен принцип «одного окна», который предполагает регистрацию, постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды, а также присвоение кода органов статистики на основании однократного предоставления необходимых документов в налоговые органы.

Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой и централизованной системы контроля; основной источник финансирования – средства федерального бюджета. По иерархии управления она делится на три уровня: 1) федеральный уровень – ФНС; 2) региональный уровень – управления ФНС по субъектам РФ и межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам; 3) местный уровень – инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции ФНС межрайонного уровня.

Положения о территориальных органах ФНС утверждены Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. № 101н.

Персонал налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо – налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

Функции налоговых органов – федерального, региональных и местных – несколько отличаются друг от друга. Так, перечень функциональных обязанностей территориальных органов ФНС, в частности, охватывает: 1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; 2) обеспечение своевременного и полного учета плательщиков налогов и сборов; 3) проверка достоверности документов бухгалтерского и налогового учета; 4) передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность; 5) предъявление исков в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Центральный аппарат ФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют, наряду с общими для всех звеньев, другие функции: 1) координация и контроль деятельности нижестоящих управлений и инспекций; 2) аналитическая и статистическая обработка материалов; 3) разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства; 4) сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Права налоговых органов выражаются в различных группах полномочий. Законодательством к этим группам полномочий отнесены: 1) постановка налогоплательщиков на учет; 2) контроль за выполнением налогового законодательства; 3) применение мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства, а также мер ответственности к его нарушителям; 4) выпуск и издание инструкций и методических указаний по налогам.

Налоговые органы имеют достаточно широкие права, в частности: 1) проверять соответствие цен рыночным по всем внешнеторговым сделкам; по сделкам между взаимозависимыми лицами и по бартерным операциям при значительном колебании цен (более 20%); 2) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков на любой срок в случае неисполнения обязанности по уплате налога, а также в случае отказа в представлении налоговой декларации; 3) определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, методом расчета по аналогии.

Подробная регламентация полномочий налоговых органов предоставляет в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля. Поэтому в дополнение к указанным выше правам налоговые органы также вправе: 1) требовать различные документы, служащие основанием для налогового производства; 2) проводить налоговые проверки в установленном порядке; 3) изымать документы по акту при проведении проверок; 4) вызывать в налоговые органы обязанных лиц для дачи пояснений; 5) приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц; 6) обследовать любые помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 7) взыскивать в установленном порядке недоимки и пени по налогам и т. д.

Столь широкие полномочия и права, предоставленные налоговым органам, легко объяснимы. Действительно, налогоплательщик любыми способами, в том числе и не вполне законными, пытается сэкономить на налогах, а государство с помощью своих исполнительных органов стремится не допустить сокращения поступления налогов в казну.

В настоящее время налоговые органы получили право исключать из Реестра юридических лиц фактически не действующие организации. Так, в административном порядке, т.е. без судебного решения, исключается организация, которая в течение 12 месяцев: а) не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах; б) не осуществляла операции ни по одному из своих банковских счетов.

Обязанности налоговых органов определены ст. 32 НК РФ. Налоговые органы обязаны блюсти налоговое законодательство и осуществлять контроль за его соблюдением; вести учет налогоплательщиков и проводить с ними разъяснительную работу; бесплатно предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней и штрафов; соблюдать налоговую тайну.

Кроме того, налоговые органы должны предоставлять в срок не позднее десяти дней со дня поступления запроса следующую информацию: о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам и сборам за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб. Правом такого запроса в соответствии с законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ обладают государственные или муниципальные заказчики, а также органы исполнительной власти.

Следует отметить, что приказом ФНС от 2 сентября 2005 г. № САЭ-З-25/422 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. В нем приведены все виды услуг и сроки, в которые должны укладываться налоговые органы при решении тех или иных проблем налогоплательщика.

Должностные лица налоговых органов обязаны: 1) действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; 2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Ответственность налоговых органов. В соответствии с законодательством должностные лица налоговых органов могут привлекаться к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Установлена ответственность налоговых органов и должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета.

Вред, причиненный лицу незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, возмещается на общих основаниях. Суммы убытков взыскиваются в пользу потерпевшего в полном объеме, т. е. возмещается не только имущественный ущерб, но и упущенная выгода. Субъектом имущественной ответственности за причинение убытков незаконными действиями выступает только налоговая инспекция.

2.

Таможенные органы – единая система правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих таможенное дело в РФ. Они также наделены специальными полномочиями в области установления и взимания таможенных платежей.

Специальные полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц определены ст. 34 НК РФ: 1) таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, НК РФ РФ, а также иными федеральными законами; 2) должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 НК РФ для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством. 

Функциональные обязанности таможенных органов связаны с взиманием таможенных платежей, а также борьбой с нарушениями налогового законодательства. В соответствии со ст. 318 ТК РФ их полномочия распространяются на все таможенные платежи, к которым отнесены: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы.

Ответственным лицом за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно.

Порядок взимания таможенных платежей (налоговое производство) определен гл. 27–33 ТК РФ, принятого Государственной Думой 25 апреля 2003 г.

Ответственность таможенных органов и их должностных лиц аналогична ответственности налоговых органов и регулируется ст. 35 НК РФ.

Таможенные органы в соответствующих случаях несут ответственность за убытки или причиненный вред; осуществляют возврат излишне уплаченных налогов и таможенных пошлин. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

3.

В настоящее время в структуре МВД РФ функционирует подразделение, на которое возложены функции бывшей налоговой полиции. Порядок и условия участия указанной службы в действиях по осуществлению налогового контроля и в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения определены гл. 6 НК РФ.

Задачами Главного управления по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями являются: 1) предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах; 2) обеспечение безопасности сотрудников налоговых инспекций; 3) выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах.

Служба по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями строится на основах централизации, единоначалия и территориального деления РФ.

Особенностями деятельности рассматриваемой службы являются сочетание в работе гласных и негласных форм, конфиденциальность, взаимодействие с другими органами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми службами других государств.

Органы, на которые возлагается обязанность по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, полномочны: по запросу налоговых органов участвовать вместе с ними в проводимых выездных налоговых проверках.

В НК РФ закреплен принцип разграничения компетенции. Так, органы, осуществляющие борьбу с преступлениями в налоговой сфере, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Ответственность органов по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями и их должностных лиц регулируется ст. 37 НК РФ и, по существу, ничем не отличается от ответственности налоговых органов и их должностных лиц.

4.

К другим участникам налоговых отношений относятся финансовые органы во главе с Министерством финансов РФ, а также органы государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ – его основными задачами являются разработка и реализация стратегии финансовой политики государства, составление проекта и исполнение бюджета, в частности, его доходной части. В его ведении находится ФНС.

Департамент налоговой политики, входящий в состав Министерства финансов РФ, выполняет следующие функции в налоговой сфере: 1) анализ влияния действующей налоговой системы на развитие экономики России; 2) участие в разработке предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; 3) оценка эффективности решений, принимаемых по вопросам налогового законодательства; 4) разработка мер по повышению собираемости налогов и сборов, а также финансовому и налоговому стимулированию предпринимательства; 5) подготовка проектов нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ; 6) обеспечение исполнения доходной части федерального бюджета; 7) принятие нормативно-правовых актов по вопросам налогообложения, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах; 8) участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения; 9) участие в переговорах по решению вопросов об избежании двойного налогообложения; 10) методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью.

Казначейство. В составе Министерства финансов РФ действует единая централизованная система органов федерального казначейства (Казначейство). Она включает в себя: Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ; территориальные управления по субъектам Федерации; территориальные органы по городам и районам. На счетах органов Казначейства должны аккумулироваться все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты.

Главная задача федерального казначейства в налоговой сфере – перераспределение сумм поступивших налогов «по уровням» бюджетов. Казначейство также осуществляет на основании представлений налоговых инспекций возврат из республиканского бюджета излишне взысканных и уплаченных налогов, сборов и иных платежей.

В настоящее время Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения. Кроме того, в соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по применению налогового законодательства.

Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица. Средства фондов имеют строго целевое назначение: 1) социальное обеспечение по возрасту (Пенсионный фонд РФ); 2) обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях (Фонд социального страхования РФ); 3) бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.

С 1 января 2001 г. изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды: все взносы уплачиваются в составе единого социального налога. Таким образом, с введением единого социального налога государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы, для них лишь установлена единая налоговая база – выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.

В связи с этим система социальных налогов России в настоящее время состоит из: 1) единого социального налога, который делится на платежи в федеральный бюджет и три упомянутых фонда; 2) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ – 14%; 3) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний – тариф зависит от класса профессионального риска и варьирует от 0,2 до 8,5%.

Следовательно, основное назначение единого социального налога – мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81808. Новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира 33.72 KB
  Синергетика оказалась весьма продуктивной научной концепцией, предметом которой выступили процессы самоорганизации — спонтанного структурогенеза. Она включила в себя новые приоритеты современной картины мира: концепцию нестабильного неравновесного мира, феномен неопределенности и многоальтернативности развития, идею возникновения порядка из хаоса.
81809. Этические проблемы науки XXI века. Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика 29.07 KB
  Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые требуюшие своего неотлагательного решения и реакции общества. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.
81810. Этика науки и ответственность учёного. Нормы научной деятельности и расширение этоса науки 43.55 KB
  Нормы научной деятельности и расширение этоса науки. В процессе вершения науки этически оцениваемые объекты производят этически оцениваемые деяния и тогда деяния порождают этически оцениваемые отношения а объекты становятся субъектами этих отношений. Римскими цифрами обозначены классы отношений: I личные отношения ученых; II заочные отношения ученых внутри мира науки; III отношения между миром науки с одной стороны и человечеством и природой с другой.
81811. Сциентизм и антисциетизм. Наука и паранаука 34.61 KB
  Эйнштейн ищут основания знания в философии и художественной литературе. Анти-фундаменталистская тенденция просматривается в истолковании всех важнейших областей научного познания: математического естественнонаучного гуманитарного. В то время как сциентизм базируется на абсолютизации рациональнотеоретических компонентов знания антисциентизм опирается на ключевую роль этических правовых культурных ценностей по отношению к идеалу научности. Следует отметить направление теории познания имеющее долгую историю в котором акцент делается на...
81812. Наука как социокультурный феномен. Становление науки как социального института 38.59 KB
  Становление науки как социального института. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В. Вернадский: Ее содержание не ограничивается научными теориями гипотезами моделями создаваемой ими картиной мира в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей Во втором истолковании когда наука выступает как система знаний отвечающих критериям объективности адекватности истинности научное знание пытается обеспечить себе...
81813. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы 37.76 KB
  Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и в частности с эпохой буржуазных революций которая дала мощный толчок развитию промышленности торговли строительству горному делу мореплаванию. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. Само существование науки в качестве социального института говорило о том что в системе общественного разделения труда она должна выполнять специфические функции а именно отвечать за...
81814. Наука и экономика. Наука и власть.Проблема государственного регулирования науки 28.08 KB
  Проблема государственного регулирования науки. Отношения науки и экономики всегда представляли собой большую проблему. Традиционное представление о том что технология является неотъемлемым приложением науки сталкивается с эмпирическими и практическими возражениями. Однако если прикладные науки обслуживая производство могут надеяться на долю в распределении его финансовых ресурсов то фундаментальные науки напрямую связаны с объемом бюджетного финансирования и наличием тех планов и программ которые утверждены государственными структурами.
81815. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре 42.75 KB
  Наука действительно являет собой сложный полиструктурный организм целый мир в недрах которого бушуют познавательные страсти схлестываются несовместимые точки зрения ведется кропотливая экспериментаторская и теоретическая работа. Наука обладает способностью поглощать своих субъектов делать их фанатиками исследования. Однако на самом деле наука лишь один из видов человеческой соотнесенности с миром возникший исторически довольно поздно и выполняющий в жизни общества совершенно конкретные функции. Коренное различие состояло в том что...
81816. Роль науки в преодолении глобальных проблем современности 27.77 KB
  Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности к которым относят проблемы охватывающие систему мир человек в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный а всеохватывающий планетарный характер. К глобальным проблемам современности относят экологические демографические проблемы войны и мира проблемы кризиса культуры. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно координированно усилиями всего мирового сообщества.