5634

Система налогов. Направления развития системы налогообложения в РФ

Реферат

Налоговое регулирование и страхование

Система налогов Направления развития системы налогообложения в РФ. Перечень налогов, взимаемых на территории РФ. Общие сведения о налогах. Реформирование налоговой системы - это ее преобразование, исходя из направлений...

Русский

2012-12-16

76 KB

24 чел.

Система налогов

  1.  Направления развития системы налогообложения в РФ.
  2.  Перечень налогов, взимаемых на территории РФ.
  3.  Общие сведения о налогах.

1.

Реформирование налоговой системы – это ее преобразование, исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности. Одна из ключевых задач реформы – снятие всех налоговых преград для экономического роста.

В настоящее время одним из препятствий на этом пути является невысокая эффективность государственного управления, вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Налогообложение в России имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль его регулирующей функции принижена. Именно поэтому необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству» – отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868–1953 гг.). Однако сложившаяся система налогообложения вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, поскольку блокирует основной источник внутренних инвестиций – добавочный доход.

Налоговой системе присущи и другие изъяны. Это недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности; значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики. Следует выделить нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с законными требованиями государства.

В конце 90-х гг. XX в. рамках структурной перестройки российской экономики были определены три приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения: 1) достижение стабильности и определенности налоговой системы; 2) снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов; 3) повышение сбора налогов. По всем этим линиям можно отметить положительные сдвиги и тенденции.

С точки зрения количественных параметров налоговой системы и с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, целями налоговой политики являются: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок; повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений; интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Основные параметры Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (до 2010 г.) предусматривают:

1. совершенствование налогового законодательства, в том числе завершение реформирования имущественных налогов, сокращение использования трансфертного ценообразования для уклонения от налогов. В среднесрочном периоде предполагается завершить работу по переходу к использованию современных методов налогообложения недвижимости физических лиц. Доходы от налогообложения их недвижимого имущества будут составлять основной источник доходов местных бюджетов и основу фискальной автономии муниципальных властей. Предусматривается также совершенствование законов в части регулирования учетной политики налогоплательщиков. Основополагающим станет принцип, согласно которому учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать все положения, по которым налоговое законодательство допускает вариантность методов учета и которые имеют место в деятельности данной организации;

2. преобразование системы налогов. Оно затрагивает: а) изменение порядка исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в части его дифференциации, введения при разработке новых месторождений «налоговых каникул», применения стимулирующих коэффициентов; б) совершенствование взимания налога на добавленную стоимость и улучшение его администрирования, уменьшение ставки налога на добавленную стоимость; в) сохранение плоской шкалы налога на доходы физических лиц, постепенное увеличение налоговых вычетов на образование и здравоохранение; г) введение консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль организаций, позволяющей суммировать финансовый результат в целях обложения налогоплательщиков, входящих в состав холдинга и др.;

3. создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности. Предполагается расширение видов организаций, выполнение которыми НИОКР освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость. От обложения налога на добавленную стоимость также освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Инновационные предприятия смогут амортизировать основные средства, задействованные в научно-технической работе, в ускоренном порядке. Затраты на патентование и НИОКР фирмам-новаторам, применяющим упрощенную систему налогообложения, намечено относить к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу.

4. улучшение налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки. Планируется упорядочение проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оптимизация процедур регистрации и постановки на учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом;

5. международное сотрудничество. В частности, это принятие необходимых мер в области налоговой политики, направленных как на гармонизацию российского налогового законодательства с законодательством других стран, так и присоединение к международным налоговым соглашениям, принятию на себя обязательств в области международного сотрудничества налоговых и таможенных органов, обмена информацией.

Основные пути достижения указанных среднесрочных целей: модернизация информационных технологий, используемых налоговыми органами. Ибо ежегодно в стране обрабатывается 85 млн. налоговых деклараций, которые поступают на бумажных носителях (57,3%), дискетах (37,3%), по каналам связи (5,4%); повышение качества услуг, предоставляемых плательщикам. Это достигается и за счет применения новых технологий (считывание шрихкода при сдаче деклараций, электронный документооборот, доступ налогоплательщика к лицевому счету); улучшение контрольной работы налоговой службы. Данное направление увязывается с внедрением в практику контроля системного подхода к анализу финансово - хозяйственной деятельности проверяемых объектов; сближение правил налогового и бухгалтерского учета для того, чтобы обеспечить значительное снижение затрат на формирование налоговой отчетности; внедрение новых принципов работы налоговой службы, проведение организационных преобразований в системе налоговых органов. В первую очередь, речь идет об отделах по работе с налогоплательщиками, по досудебному урегулированию налоговых споров (налоговому аудиту). Также будут внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, разработаны критерии оценки их деятельности, которые учитывают не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом.

Таким образом, совершенствование налоговой системы в среднесрочной перспективе представляет собой некий компромисс между интересами государства и налогоплательщиков. В ближайшие годы нововведения должны способствовать снижению налогового бремени, росту деловой активности хозяйствующих субъектов, повышению конкурентоспособности, а также упрощению процедур налогового производства и налогового администрирования. Все текущие новации в сфере налогообложения необходимо рассматривать с учетом этих положений.

2.

Система налогов – это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с НК РФ.

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 9 налоговых платежей: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 7) водный налог; 8) государственная пошлина; 9) налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся 3 налоговых платежа: 1) транспортный налог; 2) налог на игорный бизнес; 3) налог на имущество организаций.

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть НК РФ введены следующие специальные налоговые режимы: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся 2 налоговых платежа: 1) налог на имущество физических лиц; 2) земельный налог.

Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях – ежеквартально.

3.

Входящие в систему налогов платежи можно условно разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с организаций, смежные налоги. Кратко охарактеризуем основные из них.

Налоги с физических лиц. Налогообложение только граждан непосредственно касается трех налогов.

1. Налог на доходы физических лиц взимается по всей территории страны. Построен на резидентском принципе. Объектом налогообложения у налоговых резидентов являются доходы, полученные как в РФ, так и за ее пределами. Основная ставка налога 13%. Повышенные налоговые ставки применяются, например, в отношении доходов, получаемых в РФ нерезидентами (30%), страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения норматива (35%).

Учет налогооблагаемой базы осуществляется кассовым методом. Предусматриваются стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты.

Плательщик может предоставлять в налоговый орган декларацию о совокупном доходе за отчетный год для получения социальных и имущественных льгот.

2. Налог на наследование или дарение отменен с 1 января 2006 г. Близкие родственники могут наследовать любую собственность, не платя налог на наследование; для остальных наследников взимается налог на доходы физических лиц по единой ставке 13%. Изменяется также порядок налогообложения имущества, полученного в порядке дарения. Так, могут не платить этот налог члены семьи и близкие родственники (супруги, родители и дети, бабушки, дедушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сёстры). Все остальные граждане, получившие в подарок недвижимость, транспортные средства, акции, доли и паи, будут платить налог в размере 13%.

3. Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи, гаражи). Налог – пропорциональный, шедулярный. Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают пенсионеры, воины-интернационалисты и др.

Налоги с организаций. Основными из них являются налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций.

1. Налог на прибыль организаций – прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль – обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль, под которой понимается разница между доходами и расходами организации. Ставка налога 20%, отсутствуют льготы.

Общепринятая форма оплаты налога на прибыль предусматривает квартальные авансовые платежи. Однако организации могут перейти на ежемесячную уплату налога исходя из суммы фактической прибыли, полученной за месяц.

Существуют особенности налогообложения совместной деятельности (простое товарищество), некоммерческих организаций и фондов, банков и страховых фирм, профессиональных участников рынка ценных бумаг, иностранных юридических лиц.

2. Налог на имущество организаций – вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ, которые могут самостоятельно определять ряд элементов налогообложения (порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы и ставки). Максимальная ставка налога 2,2%.

Налог начисляется на движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Налоговая база устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом обложения. Имеются льготы, например, на имущество мобилизационного назначения.

Смежные налоги – налоговые платежи, которые взимаются и с физических лиц, и с юридических лиц. Поскольку в состав налогоплательщиков налога на добавленную стоимость и акцизов наряду с организациями входят и индивидуальные предприниматели, то эти налоги можно классифицировать как смежные. Наиболее характерными примерами такого рода платежей являются также земельный, транспортный и единый социальный налог.

1. Налог на добавленную стоимость – косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Он играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников федерального бюджета.

Для расчета налога на добавленную стоимость с 1 января 1997 г. в налоговое производство было введено применение счетов-фактур. Установлены достаточно жесткие требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур, для контроля за правильностью исчисления налога на добавленную стоимость (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки).

Объект налогообложения при уплате налога на добавленную стоимость – выручка от реализации. Ставки налога – стандартная (18%), пониженная (10%) и нулевая ставка. Некоторые товары и услуги освобождены от налогообложения. Имеют льготы по налогу на добавленную стоимость услуги общественного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, услуги по страхованию, благотворительные взносы, банковские операции и другие услуги, работы, товары, определенные НК РФ.

Методика формирования сумм налога такова: налог на добавленную стоимость для уплаты в бюджет равен налогу на добавленную стоимость от покупателей минус налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщиком. Законодательством установлены определенные условия возмещения из бюджета уплаченных поставщиком сумм налога на добавленную стоимость.

Существуют отраслевые особенности применения порядка ведения счетов-фактур, а также особенности определения налога на добавленную стоимость в сфере внешнеэкономической деятельности.

2. Акцизы – вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от налога на добавленную стоимость акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем.

Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений.

Действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ.

Особое место занимают акцизы, взимаемые на таможне. Существует особый порядок обложения налогами вывозимых товаров (услуг) в страны ближнего и дальнего зарубежья.

3. Транспортный налог – источник формирования региональных бюджетов. Налогоплательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения.

Объекты налогообложения – самоходные машины и механизмы, воздушные и водные транспортные средства. Порядок определения облагаемой базы зависит от вида транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются законодательством субъектов РФ в рамках ставок, определенных НК РФ.

4. Земельный налог – поимущественный налог рентного типа. Налогоплательщиками являются организации и физические лица в случае обладания ими земельными участками. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Для некоторых категорий плательщиков имеются льготы. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и они не могут превышать пределов, указанных в НК РФ. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков. Порядок и сроки уплаты устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

5. Единый социальный налог объединяет отчисления в Федеральный бюджет (для пенсионного обеспечения), Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

Объектами налогообложения для налогоплательщиков-работодателей признаются выплаты, начисляемые в пользу работников по всем основаниям; для лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, – доходы от указанной деятельности за вычетом расходов, непосредственно связанных с их извлечением.

Налог взимается по регрессивной шкале налогообложения, которая означает: чем выше средняя заработная плата работника, тем меньше производится отчислений в социальные фонды. Таким образом, государство предполагает легализовать заработную плату из «черной кассы». Задача по контролю за правильностью и своевременностью перечисления единого социального налога возлагается на налоговые органы РФ.

Специальные налоговые режимы. Российское законодательство предоставляет возможность использовать отдельным категориям налогоплательщиков не только традиционную систему налогообложения, но и специальные налоговые режимы.

Этими режимами являются упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Сущность указанных систем сводится к замене уплаты налогоплательщиками налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей – налога на доходы физических лиц), налога на добавленную стоимость и налога на имущество организаций (для индивидуальных предпринимателей – налога на имущество физических лиц) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам деятельности хозяйствующих субъектов за налоговый период. Лица, применяющие указанные налоговые режимы также освобождаются от уплаты единого социального налога, но производят уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В заключение следует отметить, что в качестве источников налоговых платежей, взимаемых в РФ, может выступать: 1) выручка от реализации продукции (например, налог на добавленную стоимость, акцизы); 2) себестоимость (единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог); 3) финансовый результат деятельности предприятия (налог на имущество организаций и др.); 4) налогооблагаемая прибыль (налог на прибыль организаций); 5) чистая прибыль (платежи за сверхнормативные потери полезных ископаемых и за загрязнение окружающей среды и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26042. JK-триггеры 14.14 KB
  Подобно RSтриггеру в JKтриггере входы J и K это входы установки выхода Q триггера в состояние 1 или 0. Однако в отличие от RSтриггера в JKтриггере наличие J=K=1 приводит к переходу выхода Q триггера в противоположное состояние. Условие функционирования JKтриггера описывается функцией: Рисунок 51 JKтриггеры: а асинхронные; б тактируемые фронтом. Триггер JKтипа называют универсальным потому что на его основе с помощью несложных коммутационных преобразований можно получить RS и Ттриггеры а если между входами J и K включить...
26043. D-триггеры 13.79 KB
  Характеристическое уравнение триггера: Qn1=Dn. Оно означает что логический сигнал Qn1 повторяет значение сигнала установленное на входе триггера в предшествующий момент времени. Благодаря включению элемента D1 на входы RSтриггера поступают разнополярные сигналы Рисунок 47а поэтому запрещённое состояние входных сигналов исключено но время задержки распространения сигнала элемента D1 должно быть меньше чем у элементов D2 и D3 tзд. В приведённой выше схеме Dтриггера вследствие задержки распространения сигналов сигнал на выходе Q...
26044. Счётные триггеры 18.55 KB
  Функционирование триггера определяется уравнением: Из уравнения следует что Ттриггер каждый раз изменяет своё состояние на противоположное с приходом на счётный вход Т очередного тактирующего импульса длительностью tи. Этому способствует наличие перекрёстных обратных связей с выходов триггера на входы элементов D1 и D2. Для надёжной работы триггера с целью сохранения информации о предыдущем состоянии триггера в момент его переключения в схему вводят элементы задержки имеющие время задержки tз tи. Сигнал на этом входе разрешает при V=1...
26045. Сумматоры, их схемы 98.69 KB
  Сумматоры их схемы В цифровой вычислительной технике используются одноразрядные суммирующие схемы с двумя и тремя входами причём первые называются полусумматорами а вторые полными одноразрядными сумматорами. приведена таблица истинности полусумматора на основании которой составлена его структурная формула в виде СДНФ Основными параметрами характеризующими качественные показатели логических схем являются быстродействие и количество элементов определяющее сложность схемы. Быстродействие определяется суммарным временем задержки сигнала...
26046. Программированные логические матрицы(ПЛЦ) 14.64 KB
  Программированные логические матрицыПЛЦ Основная идея работы ПЛМ заключается в реализации логической функции представленной в СДНФ дизъюнктивной нормальной форме. В схеме ПЛМ приведенной на рисунке 1 ранг терма ограничен количеством входов и равен четырем количество термов тоже равно четырем. В реально выпускавшихся микросхемах программируемых логических матриц ПЛМ количество входов было равно шестнадцати максимальный ранг минтерма 16 количество термов равно 32 и количество выходов микросхемы 8. Следует отметить что полная...
26047. Большие интегральные схемы(БИС) запоминающихся устройств(ЗУ). Организация БИС ЗУ 15.67 KB
  Большие интегральные схемы БИС запоминающихся устройств ЗУ. Организация БИС ЗУ Большая интегральная схема БИС интегральная схема ИС с высокой степенью интеграции число элементов в ней достигает 10000 используется в электронной аппаратуре как функционально законченный узел устройств вычислительной техники автоматики измерительной техники и др. По количеству элементов все интегральные схемы условно делят на следующие категории...
26048. Двоичные счётчики 15.41 KB
  Двоичные счётчики Счетчик представляет собой устройство состояние которого определяется числом поступивших на его вход импульсов. Счетчики используют для подсчета числа импульсов и фиксации этого числа в заданном коде деления частоты следования импульсов формирования последовательностей импульсов и кодов управления цифровыми блоками. Двоичный n – разрядный счетчик содержит n каскадносоединенных ячеек в качестве которых используют счетные Т–триггеры При поступлении входных импульсов по их спаду происходит последовательное изменение...
26049. Инвертор 13.41 KB
  Единица на выходе схемы И будет тогда и только тогда когда на всех входах будут единицы. Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = xy читается как x и y . Когда хотя бы на одном входе схемы ИЛИ будет единица на её выходе также будет единица. Условное обозначение схемы ИЛИ представлено на рис.
26050. Понятие информации в информатике 22.96 KB
  Система представления чисел двоичными цифрами называется двоичной системой счисления. В общем случае позиционной системой счисления называется позиционное представление чисел в котором последовательные цифровые разряды являются целыми степенями целого числа называемого основанием системы. Например в десятичной системе счисления основанием которой является число 10 каждый следующий старший разряд в 10 раз больше предыдущего. Целое число М в позиционной системе счисления с основанием n записывается в виде M=ak ak1a1 a0 где ak ak1a1 a0...