56347

Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики приоритет здоровья т. Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы: 1 проблему учебных перегрузок школьников приводящих к состоянию переутомления...

Русский

2014-04-04

240 KB

29 чел.

 

Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий,

их основные принципы

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются технологии, реализующие модель здоровьесберегающей педагогики. Она не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др). Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики - приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса.

Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающей педагогики нельзя считать исчерпывающим, но несоблюдение любого из них нанесет ущерб проводимой работе в целом, а иногда и сведет на нет ее здоровьесберегающий эффект.

1. Принцип ненанесения вреда.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

3. Принцип триединого представления о здоровье.

4. Принцип непрерывности и преемственности.

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

7. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

8. Принцип формирования ответственности.

9. Принцип отсроченного результата.

10. Принцип контроля результатов.

Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы:

1) проблему учебных перегрузок школьников, приводящих к состоянию переутомления;

2) проблему организации физической активности учащихся, профилактики гиподинамии;

3) проблему питания школьников;

4) проблему охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т.д.);

5) проблему формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

6) проблему организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

Наиболее перспективны в разрешении данных проблем следующее здоровьесберегающие технологии:

1) медико-гигиенические (МГТ);

2) физкультурно-оздоровительные (ФОТ);

3) экологические здоровьесберегающие (ЭЗТ);

4) обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

5) здоровьесберегающие образовательные (ЗОТ).

Классификация здоровьесберегающих технологий может строиться и на других основаниях. По характеру действия технологии разделяются на 4 группы.

1. Защитно-профилактические технологии (направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий).

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии (при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, или хотя бы частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека от них не представляется возможным).

3. Стимулирующие технологии (позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния).

4. Информационно-обучающие технологии (обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье - своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья).

Основные направления деятельности школы по формированию у учащихся основ здорового образа жизни

1. Физкультурно-оздоровительное направление. Его цель заключается в формировании разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

2. Реабилитационно - профилактическое. Основная задача данного направления заключается во внедрении медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников.

3. Реабилитационно-профилактическое направление. Целью данного направления является внедрение медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников.

4. Культурно-просветительное и общевалеологическое направление работы. Задача состоит в осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов.

5. Экологическое направление осуществляет формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе.


Перечень мероприятий, направленных
 на формирование ЗОЖ в школе

1. Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).

2. Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).

3. Работа по профилактике травматизма.

4. Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.

5. Работа специальных групп по физическому воспитанию.

6. Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.

7. Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.

8. Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца), группы шейпинга.

9. Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба.

10. Работа факультативов по здоровому образу жизни

11. Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.

12. Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.

13. Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.

14. Разработка межпредметного проекта «Планировка пришкольной территории», «Повестка 21 для школы».

15. Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.

16. Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.

17. Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего природоведения, основ здоровья).

18. Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания.

19. Периодический выпуск газеты «Здоровый образ жизни».

20. Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).

Проблема формирование здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.

Современная тенденция к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательной школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей школьного оздоровительного лагеря. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни, содержание которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

В связи с этим, на школу возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям социальной среды создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья

Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и школы. Следует в ходе своей работе помнить о том, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44253. Особенности перевода языковых элементов, отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык 242 KB
  Данная работа посвящена исследованию особенностей перевода языковых элементов отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык. Таким образом актуальность работы в способах перевода языковых элементов выражающие агрессивное состояние человека. Объектом данного исследования являются языковые элементы выражающие агрессивное состояние человека а предметом способы перевода языковых элементов выражающих агрессивное состояние человека. Целью данного исследования является выявление оптимальных способов перевода...
44254. Реконструкция аккумуляторного участка в РДАУП Автобусный парк № 1 г. Витебска 719.5 KB
  Расчёт годового объёма работ. Расчет годового объема работ по ТОТР вспомогательных работ работ по самообслуживанию. Реконструкцию необходимо проводить таким образом чтобы обеспечить нормальную работу действующих зон и участков. В Витебске работает более 30 автобусных маршрутов.
44255. Годинники, засновані на підрахунку періодів коливань від задаючого генератора за допомогою електронної схеми і виведення інформації на цифровий дисплей 545 KB
  В умовах подальшого технічного прогресу, що характеризується інтенсивним використанням електроніки та мікропроцесорної техніки, сучасний спеціаліст в будь-якій галузі науки й техніки повинен бути ознайомлений із основними функціональними пристроями електроніки, які становлять основу усіх систем керування технологічними процесами.
44256. ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ БЛОК-СЕКЦИЯ НА 12 КВАРТИР 1.01 MB
  Кладка стен осуществляется на цементно-песчаном растворе. Толщина наружных стен определяется на основании теплотехнического расчета. Изначально толщина наружной стены предполагается равной 510 мм. Такая толщина необходима для обеспечения устойчивости по отношению к ветровым и ударным нагрузкам, а также для увеличения тепло- и звукоизоляционной способности стен
44257. Расчет канализационной сети 110 KB
  Общесплавными называют системы канализации при которых все сточные воды бытовые производственные и дождевые сплавляются по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения. Раздельными называют системы канализации при которых дождевые и условно чистые производственные воды отводят по одной сети труб и каналов а бытовые и загрязненные производственные сточные воды по другой одной или нескольким сетям. Характеристика наружной канализационной сети Наружной канализационной сетью называют...
44258. Расчёт многопустотной плиты перекрытия 355.5 KB
  Расчетные данные Для бетона класса В 30 Rb=17 МПа; Rbser=22 МПа; Rbt=12 МПа; Rbt ser=18 МПа; Eв=29000 МПа для тяжелого бетона с тепловой обработкой Для напрягаемой арматуры класса АтIV: Rsn=590 МПа; Rs=510 МПа; Rs=405 МПа; Es=19105 МПа. Для арматуры сварных сеток и каркасов из проволоки класса ВрI: R=360 МПа; Rs=265 МПа; Es=1.7105 МПа. Rвр=05 В=30=0530=15 МПа.
44259. Разработка жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракетоносителя, работающего на топливе Керосин и О2ж 3.15 MB
  Объектами разработки являются конструкция камеры компоновочная схема и пневмогидравлическая схема двигателя. В процессе работы произведён выбор системы подачи схемы и основных параметров системы характеризующих совершенство процессов в камере сгорания и сопле проведен тепловой расчет камеры определены параметры системы подачи выполнено...
44260. АНАЛІЗ РОЗВЯЗУЮЧИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ІМПЕДАНСНИХ СТРУКТУР З РЕАКТИВНИМ ІМПЕДАНСОМ 8.48 MB
  Значення коефіцієнта придушення. Аркуш 5 Значення коефіцієнта придушення. Ефективність запропонованої неоднорідної імпедансної смуги була оцінена в досить вузькому частотному діапазоні у зв'язку з чим не зрозуміло як буде поводитися коефіцієнт придушення за границями цього діапазону. Коефіцієнт придушення імпедансної смуги.
44261. Создание ИТ инфраструктуры внутри организации ОАО «ИПРОМАШПРОМ» 6.33 MB
  ИТ инфраструктура гарантирует: бесперебойную работу сети; адекватную скоростью расширения без перестройки; возможность управления ИТ инфраструктурой.1 LN WLN Wireless re Network вид локальной вычислительной сети LN использующий для связи и передачи данных между узлами высокочастотные радиоволны а не кабельные соединения.2 WLN CN Cmpus re Network кампусная сеть объединяющая локальные сети близко расположенных зданий на ограниченной территории студенческий городок. WN Wide re Network сети объединяющие территориально...