56348

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...

Русский

2014-04-04

1.78 MB

6 чел.

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения  мотивации к учебно - познавательной деятельности

Цель: стимулировать мотивационную направленность обучения с помощью здоровьесберегающих технологий, развивая и формируя ключевые жизненные компетентности учащихся.

Гипотеза: рост мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся, становление их жизненных компетентностей  – условие успешного применения здоровьесберегающих технологий

Учитесь сохранять свое здоровье!

Леонардо да Винчи

Актуальность проблемы.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. По данным Министерства образования и науки, среди детей, поступивших в первый класс, практически здоровых – 12 %, а к концу обучения - около 6 %. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем, потому что состояние здоровья детей и успешность обучения тесно связаны. Наблюдения говорят о том, что состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт общению со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности.

Одной из главнейших проблем современного общества является создание системы образования, которая не только воспитывала культурного человека, но сохраняла и укрепляла бы его здоровье. Важность этой проблемы определена Конституцией Украины, которая декларирует наивысшей социальной ценностью в государстве человека, его жизнь и здоровье. Поэтому сохранение здоровья и укрепление здоровья детей является одним из  приоритетных заданий современного образования, которое должно подготовить их к жизни. Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы каждого учителя. Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке, который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы, учит строить отношения с людьми, осмысливать ситуации, в которые попадает человек и, самое главное, дети учатся сознательно, самостоятельно управлять жизненными процессами, смягчая удары судьбы и делая нужный выбор.

Научно – педагогическое обоснование.

Ведущие пути решения этих проблем школьного образования определены Законом Украины "Об общем среднем образовании", который беспрекословно утверждает приоритет сохранения и укрепления физического и психического здоровья учеников, воспитания сознательного отношения к своему здоровью и  здоровью граждан как наивысшей социальной ценности, формированию гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова [2], - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы: новизна, описание технологического процесса.

Элементы цветотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые успешно использую в своей практике. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет я учла и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, штор на окнах я подобрала с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки голубого, серого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести.

Чтобы снять психоэмоциональное и статическое напряжение, уроки музыкального искусства я планирую в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-знакомство, урок-размышление и т.п. Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно.

Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок по расписанию, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

В период адаптации школьников свою педагогическую деятельность я особенно тщательно продумываю. Зная, что для отдельных детей присущи невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость неумение управлять своим поведением, и понимая, что это связано с особенностями их психики, не даю резких замечаний, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанное с изменением кровообращения, дыхания.

Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения использую различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.

«Сиди и не вертись!» – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости развивают фантазию, воображение, память, пластику движений. Физкультминутка – важное средство самовыражения.

В соответствии с рекомендациями гигиенистов, физминутки провожу в начале урока и на 20-30 минутах; в 1 классе – в начале урока, на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю, личный показ учителя повышает значимость этих упражнений. Танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Стихотворная форма благоприятно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к музыке.

Успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения. Дыхание – энергетический источник голоса. Недаром говорят итальянцы: «Как вдохнешь, так и запоешь». Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, которые принимают участие в звукообразовании, способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голоса, легкости звучания, улучшению вибрации, напевности голоса, а также раскованности певчего процесса. Подобные упражнения исполняют роль творческих заданий, развивают общую моторику организма и, что главнее всего, делают процесс работы над упражнением интересным, захватывающим, образным.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я четко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Позиция «когда я здоров – это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» – губительна. В эту работу должен быть вовлечен весь коллектив школы, что позволит выработать стратегию решения проблемы оздоровительной функции образования, поэтому коллектив УВК № 3 работает над региональной программой "Мониторинг оздоровительной функции образования"

Результативность.

На основе мониторинговых исследований можно сделать вывод, что в течение 5 лет успеваемость достигает 99%  при качестве обучения 83%. .

Литература

1. Конституція України (від 28.06.1996. Розділ І (Ст.3). Розділ ІІ (Ст.Ст. 21, 23, 27, 49,50)

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии здоровья в школе. – М.: АРКИ, 2005. – 320с.

3. Физкультминутки: упражнения. Игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 /авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2007. – 106с.

4. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов /Худож. Ольга и Алексей Ивановы. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71476. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА 1.5 MB
  Гаргульи - С французского переводится как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их не только декоративное назначение: гаргульи издавна служат для отвода дождевой воды от крыш и стен зданий. Вода может извергаться из их пастей далеко за пределы собора, поэтому стены и фундамент защищены от разрушения.
71478. Словарь понятий. Литература 2.09 MB
  Аврелий Августин (354 - 430) - христианский теолог и философ, внес неоценимый вклад в разработку проблемы времени. Его биография хорошо известна благодаря написанной им книге «Исповедь», имеющий автобиографический характер. В своем учении Аврелий Августин следовал неоплатонизму...
71480. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС: ПРАКТИКУМ 187.63 KB
  Следователь отказал в удовлетворении этого ходатайства на том основании что защитником обвиняемого не может быть его близкий родственник. Следует ли всех допрашивать в качестве свидетелей Что такое пределы уголовно-процессуального доказывания и каково их значение...
71481. ПОДГОТОВКА ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКА 11.59 MB
  Учебное пособие написано в соответствии с программой дисциплины «Подготовка газодымозащитника», по которой ведется обучение курсантов, слушателей и студентов очной и заочной форм обучения Петербургского университета ГПС МЧС России.
71482. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 1.13 MB
  В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств...
71483. Микробиология 527 KB
  Настоящее учебно-практическое пособие по микробиологии, основам микробиологии, биологии и микробиологии, микробиологии рыбы и рыбных продуктов содержит сведения о морфологии, систематике и физиологии микроорганизмов- бактерий, мицелиальных грибов...
71484. Лабораторный практикум по микробиологии 558 KB
  Практикум имеет целью ознакомить студентов с морфологией и методами микроскопирования бактерий дрожжей мицелиальных грибов основами приготовления и способами стерилизации питательных сред и других предметов используемых в микробиологической практике.