56348

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...

Русский

2014-04-04

1.78 MB

6 чел.

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения  мотивации к учебно - познавательной деятельности

Цель: стимулировать мотивационную направленность обучения с помощью здоровьесберегающих технологий, развивая и формируя ключевые жизненные компетентности учащихся.

Гипотеза: рост мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся, становление их жизненных компетентностей  – условие успешного применения здоровьесберегающих технологий

Учитесь сохранять свое здоровье!

Леонардо да Винчи

Актуальность проблемы.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. По данным Министерства образования и науки, среди детей, поступивших в первый класс, практически здоровых – 12 %, а к концу обучения - около 6 %. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем, потому что состояние здоровья детей и успешность обучения тесно связаны. Наблюдения говорят о том, что состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт общению со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности.

Одной из главнейших проблем современного общества является создание системы образования, которая не только воспитывала культурного человека, но сохраняла и укрепляла бы его здоровье. Важность этой проблемы определена Конституцией Украины, которая декларирует наивысшей социальной ценностью в государстве человека, его жизнь и здоровье. Поэтому сохранение здоровья и укрепление здоровья детей является одним из  приоритетных заданий современного образования, которое должно подготовить их к жизни. Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы каждого учителя. Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке, который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы, учит строить отношения с людьми, осмысливать ситуации, в которые попадает человек и, самое главное, дети учатся сознательно, самостоятельно управлять жизненными процессами, смягчая удары судьбы и делая нужный выбор.

Научно – педагогическое обоснование.

Ведущие пути решения этих проблем школьного образования определены Законом Украины "Об общем среднем образовании", который беспрекословно утверждает приоритет сохранения и укрепления физического и психического здоровья учеников, воспитания сознательного отношения к своему здоровью и  здоровью граждан как наивысшей социальной ценности, формированию гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова [2], - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы: новизна, описание технологического процесса.

Элементы цветотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые успешно использую в своей практике. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет я учла и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, штор на окнах я подобрала с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки голубого, серого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести.

Чтобы снять психоэмоциональное и статическое напряжение, уроки музыкального искусства я планирую в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-знакомство, урок-размышление и т.п. Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно.

Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок по расписанию, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

В период адаптации школьников свою педагогическую деятельность я особенно тщательно продумываю. Зная, что для отдельных детей присущи невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость неумение управлять своим поведением, и понимая, что это связано с особенностями их психики, не даю резких замечаний, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанное с изменением кровообращения, дыхания.

Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения использую различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.

«Сиди и не вертись!» – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости развивают фантазию, воображение, память, пластику движений. Физкультминутка – важное средство самовыражения.

В соответствии с рекомендациями гигиенистов, физминутки провожу в начале урока и на 20-30 минутах; в 1 классе – в начале урока, на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю, личный показ учителя повышает значимость этих упражнений. Танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Стихотворная форма благоприятно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к музыке.

Успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения. Дыхание – энергетический источник голоса. Недаром говорят итальянцы: «Как вдохнешь, так и запоешь». Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, которые принимают участие в звукообразовании, способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голоса, легкости звучания, улучшению вибрации, напевности голоса, а также раскованности певчего процесса. Подобные упражнения исполняют роль творческих заданий, развивают общую моторику организма и, что главнее всего, делают процесс работы над упражнением интересным, захватывающим, образным.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я четко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Позиция «когда я здоров – это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» – губительна. В эту работу должен быть вовлечен весь коллектив школы, что позволит выработать стратегию решения проблемы оздоровительной функции образования, поэтому коллектив УВК № 3 работает над региональной программой "Мониторинг оздоровительной функции образования"

Результативность.

На основе мониторинговых исследований можно сделать вывод, что в течение 5 лет успеваемость достигает 99%  при качестве обучения 83%. .

Литература

1. Конституція України (від 28.06.1996. Розділ І (Ст.3). Розділ ІІ (Ст.Ст. 21, 23, 27, 49,50)

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии здоровья в школе. – М.: АРКИ, 2005. – 320с.

3. Физкультминутки: упражнения. Игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 /авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2007. – 106с.

4. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов /Худож. Ольга и Алексей Ивановы. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23693. Футбол. Спорт в жизни учеников 44 KB
  8мин 1. 1мин Сидя на рабочих местах. За 2 минуты посовещавшись в своей группе сформулируйте в нескольких предложениях почему вы придерживаетесь своей точки зрения. Ученики через 2 минуты выбирают капитана который защищает точку зрения группы.
23694. Правила гри в футбол 53 KB
  Можливо саме ви а не іноземці допоможете Закарпаттю виграти Європейські кубки. стійка ноги нарізно руки на поясі: 1нахил голови вперед; 2 те саме назад; 3 те саме ліворуч; 4 те саме праворуч. 34 те саме ліворуч. стійка ноги нарізно руки в сторони: 14 по черзі колові оберти в плечових суглобах вперед; 14 те саме назад.
23695. Футбол 132.5 KB
  Слідкую за дисципліною послідовністю правильністю та якістю виконання 8 Повторення української народної гри Гопак : 2' МПЗ: народознавство підготовка до гри; 30 За командою дівчата та юнаки утворюють два кола поклавши руки на плечі один одного нагадування правил гри; 15 Присідання 12 разів 3 спроби 1 2 3 4 5 8 проведення гри; 1' підведення підсумків гри 15 ІІ Основна 27' Розрахунок на 13 1 Шикування учнів розподіл їх на відділення 30 2 Пояснення завдань на кожній станції і порядку зміни місць занять 30 Визначаю місце кожній...
23696. Гімнастика 45.5 KB
  руки в замок перед грудьми 1 руки вперед піднятись на носки вдох 2 В. видох 3 руки вверх в замок вдох 4 В. руки в замок за голову 1 поворот тулуба вліво ліва рука ривком назад за спину 2 В. стійка ноги нарізно руки на пояс 1нахил вперед прогнутись руки в сторони 2 В.
23697. Гімнастика. Рухливі ігр 74 KB
  ноги нарізнопалиця попереду. Палиця вгоруліву ногу назад на носок; В.п; Палиця вгору праву ногу назад на носок; в.п ноги нарізнопалиця попереду .
23698. Волейбол 60.5 KB
  Руки за головою спина рівно Руки на колінах 6. ноги на ширині плечей руки на поясі 14 кругові оберти голови праворуч 14 те саме ліворуч; 2 рази Темп виконання повільний 2 В. ноги на ширині плечей руки на поясі 12 нахил голови вперед 34 нахил голови назад; 2 рази Темп виконання повільний 3 В. Руки перед грудьми в замок зігнуті .
23699. Волейбол. Урок 39 KB
  Завдання уроку: Історія виникнення сучасного волейболу Продовжувати вивчати передачу м'яча знизу та зверху. Інвентар для практичної частини уроку: свисток секундомір волейбольні мячі. Хід уроку.
23700. Волейбол. Систематические занятия физической культурой и спортом 58 KB
  Задачи: Повторить технику передачи мяча сверху и верхней прямой подачи. Совершенствовать технику приема мяча снизу двумя руками. Инвентарь: волейбольные мячи на пару игроков 1 мяч малые мячи на каждого ученика волейбольная сетка 46 обручей таблицы с заданиями 23 стула секундомер свисток. ОРУ с малыми мячами.
23701. Права ребенка 94.5 KB
  Перечень с надписями прав ребенка: Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование.