56348

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности

Научная статья

Педагогика и дидактика

Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...

Русский

2014-04-04

1.78 MB

6 чел.

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения  мотивации к учебно - познавательной деятельности

Цель: стимулировать мотивационную направленность обучения с помощью здоровьесберегающих технологий, развивая и формируя ключевые жизненные компетентности учащихся.

Гипотеза: рост мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся, становление их жизненных компетентностей  – условие успешного применения здоровьесберегающих технологий

Учитесь сохранять свое здоровье!

Леонардо да Винчи

Актуальность проблемы.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. По данным Министерства образования и науки, среди детей, поступивших в первый класс, практически здоровых – 12 %, а к концу обучения - около 6 %. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем, потому что состояние здоровья детей и успешность обучения тесно связаны. Наблюдения говорят о том, что состояние оптимальной работоспособности школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт общению со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности.

Одной из главнейших проблем современного общества является создание системы образования, которая не только воспитывала культурного человека, но сохраняла и укрепляла бы его здоровье. Важность этой проблемы определена Конституцией Украины, которая декларирует наивысшей социальной ценностью в государстве человека, его жизнь и здоровье. Поэтому сохранение здоровья и укрепление здоровья детей является одним из  приоритетных заданий современного образования, которое должно подготовить их к жизни. Обучать без вреда для здоровья – это обязательное условие работы каждого учителя. Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке, который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы, учит строить отношения с людьми, осмысливать ситуации, в которые попадает человек и, самое главное, дети учатся сознательно, самостоятельно управлять жизненными процессами, смягчая удары судьбы и делая нужный выбор.

Научно – педагогическое обоснование.

Ведущие пути решения этих проблем школьного образования определены Законом Украины "Об общем среднем образовании", который беспрекословно утверждает приоритет сохранения и укрепления физического и психического здоровья учеников, воспитания сознательного отношения к своему здоровью и  здоровью граждан как наивысшей социальной ценности, формированию гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова [2], - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы: новизна, описание технологического процесса.

Элементы цветотерапии – один из компонентов здоровьесбережения, которые успешно использую в своей практике. Например, наличие большого количества комнатных цветов благотворно влияет не только на органы дыхания, но и на цветовосприятие. Цвет я учла и в дизайне кабинета. Цвет стен, парт, штор на окнах я подобрала с учетом комфортного созерцания, они имеют оттенки голубого, серого, что создает ощущение покоя, надежды, новизны, свежести.

Чтобы снять психоэмоциональное и статическое напряжение, уроки музыкального искусства я планирую в нетрадиционной форме: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-знакомство, урок-размышление и т.п. Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок От урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим. Прозвенел звонок. Первые минуты урока – особое время: настрой на урок, вхождение в урок – главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно.

Конечно, кроме психологического словесного настроя, я еще много чего учитываю: какой это урок по расписанию, потому что в этом случае приходится разрешить дожевать пищу, отдышаться и привести себя в порядок, «разбудить» или успокоить. Как правило, некоторое послабление и терпимость в начале урока оборачивается более плодотворной работой в процессе.

В период адаптации школьников свою педагогическую деятельность я особенно тщательно продумываю. Зная, что для отдельных детей присущи невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость неумение управлять своим поведением, и понимая, что это связано с особенностями их психики, не даю резких замечаний, стараюсь фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанное с изменением кровообращения, дыхания.

Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения использую различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников.

«Сиди и не вертись!» – кому не знакома эта фраза? Между тем сорок лет наблюдений американского физиолога Лоуренса Морхауса подвигли его сделать вывод, что во время сидения не только можно, но и нужно ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Этот пример подтверждает исключительную значимость физминуток – традиционных упражнений, которые обеспечивают продолжительную концентрацию внимания, работоспособность, не допускают утомления и усталости развивают фантазию, воображение, память, пластику движений. Физкультминутка – важное средство самовыражения.

В соответствии с рекомендациями гигиенистов, физминутки провожу в начале урока и на 20-30 минутах; в 1 классе – в начале урока, на 15 минуте и в конце урока. В некоторых случаях – при первых признаках двигательного беспокойства. Делаю это с удовольствием, энергично, для меня они также полезны. Считаю, личный показ учителя повышает значимость этих упражнений. Танцевальные движения под ритмичную музыку позволяют детям «насытить» потребность в движении. Стихотворная форма благоприятно влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений, развитие интереса к музыке.

Успешно трансформирует отрицательные эмоции в положительные, гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения. Дыхание – энергетический источник голоса. Недаром говорят итальянцы: «Как вдохнешь, так и запоешь». Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, которые принимают участие в звукообразовании, способствуют расширению диапазона, увеличению силы и яркости голоса, легкости звучания, улучшению вибрации, напевности голоса, а также раскованности певчего процесса. Подобные упражнения исполняют роль творческих заданий, развивают общую моторику организма и, что главнее всего, делают процесс работы над упражнением интересным, захватывающим, образным.

По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней. Поэтому я четко утвердилась в том, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и я каждый день на каждом уроке учу детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью. Позиция «когда я здоров – это мое личное дело, а когда заболею, лечите меня, доктора» – губительна. В эту работу должен быть вовлечен весь коллектив школы, что позволит выработать стратегию решения проблемы оздоровительной функции образования, поэтому коллектив УВК № 3 работает над региональной программой "Мониторинг оздоровительной функции образования"

Результативность.

На основе мониторинговых исследований можно сделать вывод, что в течение 5 лет успеваемость достигает 99%  при качестве обучения 83%. .

Литература

1. Конституція України (від 28.06.1996. Розділ І (Ст.3). Розділ ІІ (Ст.Ст. 21, 23, 27, 49,50)

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии здоровья в школе. – М.: АРКИ, 2005. – 320с.

3. Физкультминутки: упражнения. Игры, комплексы движений, импровизации. – Вып. 3 /авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. –Волгоград: Учитель, 2007. – 106с.

4. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов /Худож. Ольга и Алексей Ивановы. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999 – 272с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80857. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ 44.92 KB
  Государственная гражданская служба по законодательству Российской Федерации вид государственной службы представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов государственных органов субъектов Российской Федерации лиц замещающих государственные должности Российской Федерации и лиц замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации включая...
80858. УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 42.42 KB
  Унитарное государство форма государственного или национальногосударственного устройства при котором территории государства подразделяется на административнотерриториальные единицы области круга районы департаменты и т. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц пользующихся особым статусом автономных государственных образований. Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков: 1 единая конституция; 2 единая система высших органов...
80859. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ТИПЫ ФЕДЕРАЦИЙ, СПЕЦИФИКА РОССИИ 88.5 KB
  Распределение власти по вертикали между уровнями Федерации, Субъектов Федерации, МСУ. Верховенство Конституции РФ, Федеральных законов над Конституциями, законами субъектов Федерации (только по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов). Разделение властей
80860. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 48.88 KB
  Гос политика это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем доступностью и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области используя правовые экономические административные методы воздействия опираясь на ресурсы которые имеются в его распоряжении. Формирование и реализация госй политики обычно имеют 4 этапа политический цикл: 1й этап опреде общественных...
80861. Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и Организация их деятельности 46.19 KB
  Функции ФОИВ руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ определяются указом Президента РФ. Функции ФОИВ руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ постановлением Правительства РФ. Функции: выработка государственной политики и нормативноправовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ федеральный министр; Он не вправе осуществлять функции по контролю и надзору правоприменительные...
80862. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов РФ 48.73 KB
  Среди субъектов РФ различают виды: республики края области автономную область города федерального значения и автономные округа. Частями субъектами российского государства являются национальные государства республики всего их 21; государственнотерриториальные образования края 6 области 49 города федерального значения 2; национальногосударственные образования 1 автономная область и 10 автономных округов. иметь свои конституции госный язык и госную символику; КРАЯ ОБЛАСТИ ГОРОДА ФЕДГО ЗНАЧЕНИЯ автономная область...
80863. Государственная служба как социально-правовой институт 48.6 KB
  Социальное понятие государственная служба очень многогранно и в широком смысле слова под государственной службой как социальным институтом понимается: исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности лиц находящихся на службе государства; особый вид социальной практики нацеленной в конечном итоге на реализацию функций государства на обеспечение прав и свобод граждан на создание благоприятных социальных условий для их достойной жизни; функция особого социального слоя людей государственных служащих...
80864. Критерии эффективности государственного управления. Взаимодействие общества и государства 44.77 KB
  Взаимодействие общества и государства. Государственное управление это практическое организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность в целях ее упорядочения сохранения или преобразования которое опирается на власть. Эффективность гос управления соотношение достигнутого результата целей управления с затраченными на это ресурсами.
80865. Особенности разрешения конфликтов в системе государственного и муниципального управления 46.19 KB
  Управление конфликтами процесс целенаправленного воздействия на персонал с целью устранения причин породивших конфликт и перевод конфликта в рациональное русло для достижения желаемых результатов. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов предупреждение одних и стимулирование других прекращение и подавление конфликтов их регулирование и разрешение. Прогнозирование конфликта представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания времени и места действий. культуры нетерпимой к конфликтам в...