56364

Промышленный подъем в России в конце XIX века. Достижения и просчеты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России и его результаты в конце 19 века; 2. Оборудование: историческая карта Развитие капитализма в России...

Русский

2014-04-04

68.5 KB

38 чел.

Технология гипертекст

Гипертекст-это текст сжатый по объемам, который несет в себе огромный объем информации, включает научные понятия, сложен для самостоятельного изучения.

Его эффективно использовать на уроках изучения нового материала и первичного закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний). Тексты школьных учебников порой сложны, объемны, мало понятны и далеки от различных интересов ученика. При таких обстоятельствах почти невозможно долгосрочное запоминание и осознанное понимание материала параграфа без специально организованной учебной деятельности, которая позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для присвоения готовой информации.

Специалистами Костромского областного института повышения квалификации работников образования, Шереметовой Г.П.- проректором по учебно-методической работе КОИПКРО, разработана и апробирована в школах Костромской области модель урока «лекция-гипертекст».

 

Алгоритм работы с гипертекстом

1.Организация деятельности (учитель ставит или формулирует вместе с учениками цель урока, предъявляет тексты для работы на уроке).

2.Озвучивание текста (читает учитель, сопровождая свой рассказ опорными сигналами на доске).

3.Структурирование текста (работа в группах, составление плана текста).

4.Групповая работа над вопросами к тексту- готовый ответ есть в тексте (группы обмениваются вопросами).

5.Групповая работа над вопросами по тексту- прямых ответов в тексте нет, но понимая материал на них можно дать ответ.

6.Диагностический срез.

Гипертексты  можно использовать в 5-11 классах, различие только в объеме материала и времени, отведенном на его изучение.

Исследования специалистов на уроке, результаты письменных работ учащихся подтверждают высокую эффективность лекции- гипертекста.

Урок по истории России  в 8 классе

Тема «Россия во второй половине XIX века»

Тема урока «Промышленный подъем в России в конце XIX века.

Достижения и просчеты»

Цели урока:

                   1.Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России

                     и его результаты в конце 19 века;

                    2.Развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;    

                    3.Предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимый для

                     самостоятельных выводов;

                    4. Формирование умения работы в группе.

Оборудование:

                    -историческая карта «Развитие капитализма в России во 2 половине 19 века;

                    -гипертексты на каждой парте;

                    -индивидуальный лист работы;

                    -групповой лист работы;

                    -портрет Александра 3 и С.Ю.Витте;

                    -доска и мел.

Тип урока: урок объяснения нового материала и решения частной учебной задачи.

Форма урока: лекция-гипертекст.

Технология проблемно-развивающего обучения

Этапы урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учеников

Вводно-мотивационный.

Формулирование учебной задачи.

Озвучивание гипертекста

Вопросы на понимание текста.

Структурирование текста.

Обмен вопросами и мнениями.

Этап контроля и коррекции.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Сообщает тему и зачитывает эпиграф из гипертекста.

-Сформулируйте вопрос-задачу сегодняшнего урока.

Читает текст, выписывает новые термины: «прусский и американский путь капиталистического развития»;

«инвестиции».

-Охарактеризуйте экономическое положение России в к.19 в.?

-Какие особенности развития промышленности вы заметили? Чем их можно объяснить?

Дает задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать название разделам.

Записывает план на доске:

1.Россия- 2 эшелон развития капитализма.

2.Экономическая политика С.Ю.Витте.

3.Причины промышленного подъема в конце века.

4.Положительные и отрицательные итоги промышленного подъема.

5.Причины промышленного кризиса.

Просит группы подготовить вопросы к тексту (ответ есть в тексте). При необходимости может задавать дополнительные вопросы.

-Подготовьте вопросы по тексту (в тексте нет прямого ответа)

Раздает каждому индивидуальное проверочное задание.

Оценивает устные ответы, комментируя их; письменное задание оценивается отдельно

Интеллектуальный тренинг.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи урока.

Следят за монологом учителя по своим материалам, делают

пометки в своих индивидуальных листах работы.

Беседа с учащимися.

Групповая работа. В результате многократного просмотра текста продолжается механическое запоминание и начинается понимание логики изложения. Составляют план текста.

 

Группы обмениваются вопросами. Многократное повторение позволяет запомнить слова и фразы текста

Группы обмениваются вопросами по тексту.

После этого каждая группа делает выводы по пунктам плана.

Индивидуальная работа (5-6 минут).

Самооценка и оценка группы.

Диагностический срез

1 вариант

1.Когда в России завершился промышленный переворот?

А) к 50-м годам 19 века.

Б) к 80-м годам 19 века.

В) к 1900 г.

2.В какую сферу экономики России в основном инвестировался иностранный капитал?

А) в сельское хозяйство

Б) в легкую промышленность

В) в тяжелую промышленность

3.Какой иностранный капитал преобладал в России?

А) германский

Б) франко- бельгийский

В) американский

4.В конце 19 в. Россия по объёму промышленного производства вышла в мире:

А) на 2-е место

Б) на 5-е место

В) на 10-е место

5.Раскройте причины экономического подъёма в России в конце 19 в.? С чем это связано?

6.Дайте оценку финансово-экономической реформы С.Ю.Витте.

2 вариант

1.Какая отрасль российской промышленности развивалась особенно быстро в конце 19 в.?

А) железнодорожное строительство

Б) текстильная промышленность

В) электротехническая пром-ность

2. Уровень развития капитализма в России:

А) высокий

Б) низкий

В) средний

3.Во второй половине 19 века экспорт хлеба из России:

А) увеличился

Б) уменьшился

В) остался на дореформенном уровне

4.Какой путь аграрного развития преобладал в России?

А) прусский

Б) американский

В) смешанный

5.Приведите примеры, доказывающие, что Россия принадлежала ко 2-му эшелону развития капитализма.

6.Раскройте особенности промышленного развития России в 80-х -90-х г.г.

Лекция- гипертекст «Промышленный подъем в России в к 19 века»  

                                                        Страна, которая оказалась в

                                                                состоянии в 2 десятилетия более

                                                       чем утроить свою горную и

                                                                          фабрично-заводскую промышленность,

                                                                               таит в себе богатый запас внутренних сил

                                                      для дальнейшего развития.

                                                                                                                       С.Ю.Витте.      

                                                                                                                   

Россия в конце 19 начале 20 века относилась ко второму эшелону капиталистического развития:

  •  Уровень развития капитализма средний.
  •  Сжатые исторические сроки и высокие темпы развития.
  •  Огромная роль государства в развитии экономики.
  •  Широкое привлечение иностранного капитала в экономику.
  •  Благоприятное развитие капитализма «вширь».
  •  Сосуществование двух путей аграрной эволюции (прусский и американский путь).

В основу экономической политики С.Ю.Витте (1849-1915 г.г.) были положены три основных составляющие:

- активное стимулирование государством промышленного развития;

- привлечение иностранных инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство;

- расширение имеющихся и освоение новых внешних рынков для российских промышленных товаров

На Ближний Восток               на Дальний Восток                 на Средний Восток

Источники финансирования тяжелой промышленности

Вывоз хлеба из России

«недоедим, но вывезем»

Реформы  С.Ю.Витте

- монополия государства на вино-водочную продукцию;

-денежная реформа 1897 г. (золотое обеспечение рубля);

-жесткая налоговая политика, рост косвенных налогов на товары широкого потребления;

-инвестиции капитала из Франции и Германии.

Результаты экономической политики С.Ю.Витте были впечатляющими. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем:

  •  Число фабрик увеличилось с 3000 до 9000
  •  Объём промышленного производства вырос в 8 раз
  •  Добыча каменного угля выросла с 110 млн.пудов до 684 млн.пудов
  •  Добыча нефти- с 13 млн. до 487 млн. пудов
  •  Россия вышла на 5 место по объему производства
  •  За 12 лет протяженность железнодорожной сети удвоилась
  •  Было завершено строительство Транссибирской железной дороги
  •  Сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России
  •  К 80-м годам 19 века в России завершился промышленный переворот.

Промышленный подъем конца 19 века имел положительные и отрицательные итого

 

положительные

отрицательные

- была создана крупная промышленность- высокие темпы развития;

- повысилось значение России в мировом промышленном производстве;

-расширилась сеть железных дорог, что способствовало развитию торговли и промышленности.

- огромные средства расходовались на военные цели;

- соотношение тяжелой и легкой промышленности было 1: 3;

-отсталое сельское хозяйство (капитализм развивался главным образом в промышленности), сохранение феодальных форм эксплуатации.

В 1900 году в России разразился промышленный кризис.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54322. Метод проектов 26.5 KB
  В последние годы в связи с реформами в образовании и изменениями в школьном математическом образовании в частности остро стоит вопрос об организации учебного процесса направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Однако за последние несколько лет многое изменилось – общество поднялось на новую ступень экономического развития потребовались кардинальные перемены во...
54323. МЕТОД ПРОЕКТІВ ЯК ТЕХНОЛОГІЯ НАВЧАННЯ 257.5 KB
  Метод проектів це метод в основі якого лежить розвиток пізнавальних творчих навичок студентів умінь самостійно конструювати свої знання орієнтуватися в інформаційному просторі критично мислити. Мета застосування методу полягає у формуванні навичок ефективного використання різних джерел інформації при навчанні студентів за допомогою інноваційних педагогічних технологій якими передбачається самостійна індивідуальна чи групова дослідницькопошукова та творча діяльність студентів підвищення рівня комунікабельності. Завдання методу...
54324. З’єднання болтом і шпилькою 496 KB
  Оформлення завдання Завдання виконується на креслярському папері в олівці у відповідність з правилами ЕСКД. Креслення повинне мати основний напис. Діаметри крізних отворів
54325. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО СТВОРЕННЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ 146.5 KB
  АНАТОМІЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ. Планування реалізації проекту. Методика управління для неосяжної кількості найрізноманітніших проектів має єдину структуру у якій можна виділити такі групи процесів: ініціації прийняття рішення щодо запуску проекту зазвичай завершується складанням і затвердженням уставу проекту із визначенням його мети терміну виконання критеріїв успіху призначенням та чітким окресленням повноважень керівника проекту; планування безперервне визначення кращих...
54326. Особливості використання кейс-методу при викладанні інженерної графік 704.5 KB
  Наявність головної умови використання кейс-методу при викладанні будь–якої дисципліни – наявність протиріч, на основі яких формуються і формулюються проблемні ситуації, задачі, практичні завдання для обговорення та знаходження оптимального розвязання учнями або студентами.
54327. Методичні рекомендації щодо формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів початкових класів на уроках української мови в російськомовних класах 367.5 KB
  Діти що приходять у 1 клас особливо російськомовні мають обмежений словниковий запас для спілкування українською мовою. Наприклад: ТВАРИНИ Ведмідь –медведь Лисиця – лисица Вовк – волк Заєць – заяц Білка – белка Їжак – ежик Мавпа – обезьяна Пташка – птичка Жаба – лягушка Ящірка ящерица Бобер бобёр Кажан – летучая мышь Паралельно з цією карткою діти працюють з карткою з малюнками на якій намальовані ті предмети які були записані в картці словами. Скажіть діти кого із названих членів сім'ї ви вдома називаєте не так Пропоную з...
54328. Метод проектів як основа творчого розвитку особистості 170.5 KB
  Практична теоретична пізнавальна значимість передбачуваних результатів наприклад доповідь у відповідні служби про демографічний стан даного регіону фактори що впливають на цей стан тенденції що просліджуються в розвитку даної проблеми; спільний з партнером по проекту випуск газети альманаху з репортажами з місця подій; охорона лісу в різних місцевостях план заходів і т. Структурування змістовної частини проекту із указівкою поетапних результатів. Але незалежно від типу проекту всі вони в означеній мірі неповторні та унікальні;...
54329. Групування, формули, адресація, імена комірок, авто заповнення в Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 429 KB
  Мета: Навчитися обєднувати дані за природними групами, користуватися документом, в якому є групування, створювати в комірках формули для обчислення нових даних, копіювати дані та формули, призначати імена коміркам, користуватися автозаповненням.
54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.