56364

Промышленный подъем в России в конце XIX века. Достижения и просчеты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России и его результаты в конце 19 века; 2. Оборудование: историческая карта Развитие капитализма в России...

Русский

2014-04-04

68.5 KB

57 чел.

Технология гипертекст

Гипертекст-это текст сжатый по объемам, который несет в себе огромный объем информации, включает научные понятия, сложен для самостоятельного изучения.

Его эффективно использовать на уроках изучения нового материала и первичного закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний). Тексты школьных учебников порой сложны, объемны, мало понятны и далеки от различных интересов ученика. При таких обстоятельствах почти невозможно долгосрочное запоминание и осознанное понимание материала параграфа без специально организованной учебной деятельности, которая позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для присвоения готовой информации.

Специалистами Костромского областного института повышения квалификации работников образования, Шереметовой Г.П.- проректором по учебно-методической работе КОИПКРО, разработана и апробирована в школах Костромской области модель урока «лекция-гипертекст».

 

Алгоритм работы с гипертекстом

1.Организация деятельности (учитель ставит или формулирует вместе с учениками цель урока, предъявляет тексты для работы на уроке).

2.Озвучивание текста (читает учитель, сопровождая свой рассказ опорными сигналами на доске).

3.Структурирование текста (работа в группах, составление плана текста).

4.Групповая работа над вопросами к тексту- готовый ответ есть в тексте (группы обмениваются вопросами).

5.Групповая работа над вопросами по тексту- прямых ответов в тексте нет, но понимая материал на них можно дать ответ.

6.Диагностический срез.

Гипертексты  можно использовать в 5-11 классах, различие только в объеме материала и времени, отведенном на его изучение.

Исследования специалистов на уроке, результаты письменных работ учащихся подтверждают высокую эффективность лекции- гипертекста.

Урок по истории России  в 8 классе

Тема «Россия во второй половине XIX века»

Тема урока «Промышленный подъем в России в конце XIX века.

Достижения и просчеты»

Цели урока:

                   1.Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России

                     и его результаты в конце 19 века;

                    2.Развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;    

                    3.Предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимый для

                     самостоятельных выводов;

                    4. Формирование умения работы в группе.

Оборудование:

                    -историческая карта «Развитие капитализма в России во 2 половине 19 века;

                    -гипертексты на каждой парте;

                    -индивидуальный лист работы;

                    -групповой лист работы;

                    -портрет Александра 3 и С.Ю.Витте;

                    -доска и мел.

Тип урока: урок объяснения нового материала и решения частной учебной задачи.

Форма урока: лекция-гипертекст.

Технология проблемно-развивающего обучения

Этапы урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учеников

Вводно-мотивационный.

Формулирование учебной задачи.

Озвучивание гипертекста

Вопросы на понимание текста.

Структурирование текста.

Обмен вопросами и мнениями.

Этап контроля и коррекции.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Сообщает тему и зачитывает эпиграф из гипертекста.

-Сформулируйте вопрос-задачу сегодняшнего урока.

Читает текст, выписывает новые термины: «прусский и американский путь капиталистического развития»;

«инвестиции».

-Охарактеризуйте экономическое положение России в к.19 в.?

-Какие особенности развития промышленности вы заметили? Чем их можно объяснить?

Дает задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать название разделам.

Записывает план на доске:

1.Россия- 2 эшелон развития капитализма.

2.Экономическая политика С.Ю.Витте.

3.Причины промышленного подъема в конце века.

4.Положительные и отрицательные итоги промышленного подъема.

5.Причины промышленного кризиса.

Просит группы подготовить вопросы к тексту (ответ есть в тексте). При необходимости может задавать дополнительные вопросы.

-Подготовьте вопросы по тексту (в тексте нет прямого ответа)

Раздает каждому индивидуальное проверочное задание.

Оценивает устные ответы, комментируя их; письменное задание оценивается отдельно

Интеллектуальный тренинг.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи урока.

Следят за монологом учителя по своим материалам, делают

пометки в своих индивидуальных листах работы.

Беседа с учащимися.

Групповая работа. В результате многократного просмотра текста продолжается механическое запоминание и начинается понимание логики изложения. Составляют план текста.

 

Группы обмениваются вопросами. Многократное повторение позволяет запомнить слова и фразы текста

Группы обмениваются вопросами по тексту.

После этого каждая группа делает выводы по пунктам плана.

Индивидуальная работа (5-6 минут).

Самооценка и оценка группы.

Диагностический срез

1 вариант

1.Когда в России завершился промышленный переворот?

А) к 50-м годам 19 века.

Б) к 80-м годам 19 века.

В) к 1900 г.

2.В какую сферу экономики России в основном инвестировался иностранный капитал?

А) в сельское хозяйство

Б) в легкую промышленность

В) в тяжелую промышленность

3.Какой иностранный капитал преобладал в России?

А) германский

Б) франко- бельгийский

В) американский

4.В конце 19 в. Россия по объёму промышленного производства вышла в мире:

А) на 2-е место

Б) на 5-е место

В) на 10-е место

5.Раскройте причины экономического подъёма в России в конце 19 в.? С чем это связано?

6.Дайте оценку финансово-экономической реформы С.Ю.Витте.

2 вариант

1.Какая отрасль российской промышленности развивалась особенно быстро в конце 19 в.?

А) железнодорожное строительство

Б) текстильная промышленность

В) электротехническая пром-ность

2. Уровень развития капитализма в России:

А) высокий

Б) низкий

В) средний

3.Во второй половине 19 века экспорт хлеба из России:

А) увеличился

Б) уменьшился

В) остался на дореформенном уровне

4.Какой путь аграрного развития преобладал в России?

А) прусский

Б) американский

В) смешанный

5.Приведите примеры, доказывающие, что Россия принадлежала ко 2-му эшелону развития капитализма.

6.Раскройте особенности промышленного развития России в 80-х -90-х г.г.

Лекция- гипертекст «Промышленный подъем в России в к 19 века»  

                                                        Страна, которая оказалась в

                                                                состоянии в 2 десятилетия более

                                                       чем утроить свою горную и

                                                                          фабрично-заводскую промышленность,

                                                                               таит в себе богатый запас внутренних сил

                                                      для дальнейшего развития.

                                                                                                                       С.Ю.Витте.      

                                                                                                                   

Россия в конце 19 начале 20 века относилась ко второму эшелону капиталистического развития:

  •  Уровень развития капитализма средний.
  •  Сжатые исторические сроки и высокие темпы развития.
  •  Огромная роль государства в развитии экономики.
  •  Широкое привлечение иностранного капитала в экономику.
  •  Благоприятное развитие капитализма «вширь».
  •  Сосуществование двух путей аграрной эволюции (прусский и американский путь).

В основу экономической политики С.Ю.Витте (1849-1915 г.г.) были положены три основных составляющие:

- активное стимулирование государством промышленного развития;

- привлечение иностранных инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство;

- расширение имеющихся и освоение новых внешних рынков для российских промышленных товаров

На Ближний Восток               на Дальний Восток                 на Средний Восток

Источники финансирования тяжелой промышленности

Вывоз хлеба из России

«недоедим, но вывезем»

Реформы  С.Ю.Витте

- монополия государства на вино-водочную продукцию;

-денежная реформа 1897 г. (золотое обеспечение рубля);

-жесткая налоговая политика, рост косвенных налогов на товары широкого потребления;

-инвестиции капитала из Франции и Германии.

Результаты экономической политики С.Ю.Витте были впечатляющими. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем:

  •  Число фабрик увеличилось с 3000 до 9000
  •  Объём промышленного производства вырос в 8 раз
  •  Добыча каменного угля выросла с 110 млн.пудов до 684 млн.пудов
  •  Добыча нефти- с 13 млн. до 487 млн. пудов
  •  Россия вышла на 5 место по объему производства
  •  За 12 лет протяженность железнодорожной сети удвоилась
  •  Было завершено строительство Транссибирской железной дороги
  •  Сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России
  •  К 80-м годам 19 века в России завершился промышленный переворот.

Промышленный подъем конца 19 века имел положительные и отрицательные итого

 

положительные

отрицательные

- была создана крупная промышленность- высокие темпы развития;

- повысилось значение России в мировом промышленном производстве;

-расширилась сеть железных дорог, что способствовало развитию торговли и промышленности.

- огромные средства расходовались на военные цели;

- соотношение тяжелой и легкой промышленности было 1: 3;

-отсталое сельское хозяйство (капитализм развивался главным образом в промышленности), сохранение феодальных форм эксплуатации.

В 1900 году в России разразился промышленный кризис.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85633. ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ВЗРЫВЫ И ПОЖАРЫ 330 KB
  Сегодня в результате деятельности человека во многих регионах нашей планеты создается новый тип среды обитания техносфера. К источникам техногенных опасностей относятся опасности связанные с использованием электрической энергии химических веществ различных видов излучения транспортных средств...
85634. Паралельність прямої та площини 4.64 MB
  Наочне уявлення про пряму яка паралельна площині дають лінії перетину стіни і стелі ці лінії паралельні площині підлоги. Відрізок називається паралельним площині якщо він є частиною прямої паралельної площині. Якщо пряма яка не належить площині паралельна якійнебудь прямій у цій площині...
85635. ЗАЩИТА ПРАВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 19.47 KB
  Защита прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников сельского хозяйства представляет один из институтов аграрного законодательства, нормы которого определяют основания, правовые средства, способы и формы защиты этих прав и интересов.
85636. Ответственность за нарушения аграрного законодательства 16.4 KB
  Законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности за допущение правонарушения в сфере аграрных отношений: хозяйственно-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.
85637. Организационно-правовые формы аграрного производства 22.83 KB
  Организационно-правовые формы аграрного производства Понятие и виды сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственных предприятий. Правовой статус сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности.
85638. Правовий статус громадян як суб’єктів аграрних правовідносин 100.96 KB
  Отже: правовий статус сільськогосподарського працівника – це правове положення фізичної або ж юридичної правосуб’єктної особи, зайнятої в сільськогосподарському виробництві, яка має системно впорядковану сукупність реальних прав, обов’язків та інтересів, закріплених у чинному законодавстві....
85639. Правовой режим имущества в сельском хозяйстве 18.9 KB
  Правовой режим имущества в сельском хозяйстве Понятие и классификация имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Источники формирования имущества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств.
85640. Институционно-правовое обеспечение аграрного производства 22.12 KB
  Субъектами государственного регулирования аграрного сектора экономики являются: государственные органы, осуществляющие регулирование этим сектором экономики, управление подчиненными структурами, а также обеспечивающие исполнение и соблюдение аграрного законодательства...
85641. Экономико-правовой механизм обеспечения аграрного производства 20.83 KB
  Ценообразование в АПК зависит от формирования экономически справедливых и обоснованных межотраслевых отношений, что является предпосылкой повышения социально-экономической эффективности аграрного производства.