56364

Промышленный подъем в России в конце XIX века. Достижения и просчеты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России и его результаты в конце 19 века; 2. Оборудование: историческая карта Развитие капитализма в России...

Русский

2014-04-04

68.5 KB

58 чел.

Технология гипертекст

Гипертекст-это текст сжатый по объемам, который несет в себе огромный объем информации, включает научные понятия, сложен для самостоятельного изучения.

Его эффективно использовать на уроках изучения нового материала и первичного закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний). Тексты школьных учебников порой сложны, объемны, мало понятны и далеки от различных интересов ученика. При таких обстоятельствах почти невозможно долгосрочное запоминание и осознанное понимание материала параграфа без специально организованной учебной деятельности, которая позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для присвоения готовой информации.

Специалистами Костромского областного института повышения квалификации работников образования, Шереметовой Г.П.- проректором по учебно-методической работе КОИПКРО, разработана и апробирована в школах Костромской области модель урока «лекция-гипертекст».

 

Алгоритм работы с гипертекстом

1.Организация деятельности (учитель ставит или формулирует вместе с учениками цель урока, предъявляет тексты для работы на уроке).

2.Озвучивание текста (читает учитель, сопровождая свой рассказ опорными сигналами на доске).

3.Структурирование текста (работа в группах, составление плана текста).

4.Групповая работа над вопросами к тексту- готовый ответ есть в тексте (группы обмениваются вопросами).

5.Групповая работа над вопросами по тексту- прямых ответов в тексте нет, но понимая материал на них можно дать ответ.

6.Диагностический срез.

Гипертексты  можно использовать в 5-11 классах, различие только в объеме материала и времени, отведенном на его изучение.

Исследования специалистов на уроке, результаты письменных работ учащихся подтверждают высокую эффективность лекции- гипертекста.

Урок по истории России  в 8 классе

Тема «Россия во второй половине XIX века»

Тема урока «Промышленный подъем в России в конце XIX века.

Достижения и просчеты»

Цели урока:

                   1.Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России

                     и его результаты в конце 19 века;

                    2.Развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;    

                    3.Предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимый для

                     самостоятельных выводов;

                    4. Формирование умения работы в группе.

Оборудование:

                    -историческая карта «Развитие капитализма в России во 2 половине 19 века;

                    -гипертексты на каждой парте;

                    -индивидуальный лист работы;

                    -групповой лист работы;

                    -портрет Александра 3 и С.Ю.Витте;

                    -доска и мел.

Тип урока: урок объяснения нового материала и решения частной учебной задачи.

Форма урока: лекция-гипертекст.

Технология проблемно-развивающего обучения

Этапы урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учеников

Вводно-мотивационный.

Формулирование учебной задачи.

Озвучивание гипертекста

Вопросы на понимание текста.

Структурирование текста.

Обмен вопросами и мнениями.

Этап контроля и коррекции.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Сообщает тему и зачитывает эпиграф из гипертекста.

-Сформулируйте вопрос-задачу сегодняшнего урока.

Читает текст, выписывает новые термины: «прусский и американский путь капиталистического развития»;

«инвестиции».

-Охарактеризуйте экономическое положение России в к.19 в.?

-Какие особенности развития промышленности вы заметили? Чем их можно объяснить?

Дает задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать название разделам.

Записывает план на доске:

1.Россия- 2 эшелон развития капитализма.

2.Экономическая политика С.Ю.Витте.

3.Причины промышленного подъема в конце века.

4.Положительные и отрицательные итоги промышленного подъема.

5.Причины промышленного кризиса.

Просит группы подготовить вопросы к тексту (ответ есть в тексте). При необходимости может задавать дополнительные вопросы.

-Подготовьте вопросы по тексту (в тексте нет прямого ответа)

Раздает каждому индивидуальное проверочное задание.

Оценивает устные ответы, комментируя их; письменное задание оценивается отдельно

Интеллектуальный тренинг.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи урока.

Следят за монологом учителя по своим материалам, делают

пометки в своих индивидуальных листах работы.

Беседа с учащимися.

Групповая работа. В результате многократного просмотра текста продолжается механическое запоминание и начинается понимание логики изложения. Составляют план текста.

 

Группы обмениваются вопросами. Многократное повторение позволяет запомнить слова и фразы текста

Группы обмениваются вопросами по тексту.

После этого каждая группа делает выводы по пунктам плана.

Индивидуальная работа (5-6 минут).

Самооценка и оценка группы.

Диагностический срез

1 вариант

1.Когда в России завершился промышленный переворот?

А) к 50-м годам 19 века.

Б) к 80-м годам 19 века.

В) к 1900 г.

2.В какую сферу экономики России в основном инвестировался иностранный капитал?

А) в сельское хозяйство

Б) в легкую промышленность

В) в тяжелую промышленность

3.Какой иностранный капитал преобладал в России?

А) германский

Б) франко- бельгийский

В) американский

4.В конце 19 в. Россия по объёму промышленного производства вышла в мире:

А) на 2-е место

Б) на 5-е место

В) на 10-е место

5.Раскройте причины экономического подъёма в России в конце 19 в.? С чем это связано?

6.Дайте оценку финансово-экономической реформы С.Ю.Витте.

2 вариант

1.Какая отрасль российской промышленности развивалась особенно быстро в конце 19 в.?

А) железнодорожное строительство

Б) текстильная промышленность

В) электротехническая пром-ность

2. Уровень развития капитализма в России:

А) высокий

Б) низкий

В) средний

3.Во второй половине 19 века экспорт хлеба из России:

А) увеличился

Б) уменьшился

В) остался на дореформенном уровне

4.Какой путь аграрного развития преобладал в России?

А) прусский

Б) американский

В) смешанный

5.Приведите примеры, доказывающие, что Россия принадлежала ко 2-му эшелону развития капитализма.

6.Раскройте особенности промышленного развития России в 80-х -90-х г.г.

Лекция- гипертекст «Промышленный подъем в России в к 19 века»  

                                                        Страна, которая оказалась в

                                                                состоянии в 2 десятилетия более

                                                       чем утроить свою горную и

                                                                          фабрично-заводскую промышленность,

                                                                               таит в себе богатый запас внутренних сил

                                                      для дальнейшего развития.

                                                                                                                       С.Ю.Витте.      

                                                                                                                   

Россия в конце 19 начале 20 века относилась ко второму эшелону капиталистического развития:

  •  Уровень развития капитализма средний.
  •  Сжатые исторические сроки и высокие темпы развития.
  •  Огромная роль государства в развитии экономики.
  •  Широкое привлечение иностранного капитала в экономику.
  •  Благоприятное развитие капитализма «вширь».
  •  Сосуществование двух путей аграрной эволюции (прусский и американский путь).

В основу экономической политики С.Ю.Витте (1849-1915 г.г.) были положены три основных составляющие:

- активное стимулирование государством промышленного развития;

- привлечение иностранных инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство;

- расширение имеющихся и освоение новых внешних рынков для российских промышленных товаров

На Ближний Восток               на Дальний Восток                 на Средний Восток

Источники финансирования тяжелой промышленности

Вывоз хлеба из России

«недоедим, но вывезем»

Реформы  С.Ю.Витте

- монополия государства на вино-водочную продукцию;

-денежная реформа 1897 г. (золотое обеспечение рубля);

-жесткая налоговая политика, рост косвенных налогов на товары широкого потребления;

-инвестиции капитала из Франции и Германии.

Результаты экономической политики С.Ю.Витте были впечатляющими. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем:

  •  Число фабрик увеличилось с 3000 до 9000
  •  Объём промышленного производства вырос в 8 раз
  •  Добыча каменного угля выросла с 110 млн.пудов до 684 млн.пудов
  •  Добыча нефти- с 13 млн. до 487 млн. пудов
  •  Россия вышла на 5 место по объему производства
  •  За 12 лет протяженность железнодорожной сети удвоилась
  •  Было завершено строительство Транссибирской железной дороги
  •  Сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России
  •  К 80-м годам 19 века в России завершился промышленный переворот.

Промышленный подъем конца 19 века имел положительные и отрицательные итого

 

положительные

отрицательные

- была создана крупная промышленность- высокие темпы развития;

- повысилось значение России в мировом промышленном производстве;

-расширилась сеть железных дорог, что способствовало развитию торговли и промышленности.

- огромные средства расходовались на военные цели;

- соотношение тяжелой и легкой промышленности было 1: 3;

-отсталое сельское хозяйство (капитализм развивался главным образом в промышленности), сохранение феодальных форм эксплуатации.

В 1900 году в России разразился промышленный кризис.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23672. Разработка гибридных интеллектуальных систем в среде MatLab 174.5 KB
  Постановка задачи: С помощью адаптивной сети нечеткого вывода аппроксимировать функцию: y = 2x2 Ход работы: Исходные данные для обучения нейросети: Структура нейросети имеет вид: Процесс обучения нейронной сети: Результат обучения нейронной сети: Число эпох 40 Значение ошибки 11296 Просмотр поверхности соответствующей системы нечеткого вывода: Правила сгенерированной системы нечеткого вывода: Результаты аппроксимации с помощью сети: x y Y y y δy 04 032 0322 0002000 0006250 16 512 59 0780000 0152344 28 1568 152 0480000...
23673. Изучение основных возможностей и базовых команд среды CLIPS 61 KB
  Исполнение пакетного файла Вызов редактора Инициализация конструкций Запуск МЛВ Выполнение одного шага вывода Активизация окна списка фактов Активизация окна агенды Для сброса среды CLIPS в исходное состояние используется команда clear или соответствующий пункт меню Execution. Представление фактов и работа с ними. Факты являются одной из основных форм представления информации в CLIPSсистемах и используются правилами для вывода новых фактов из имеющихся. Все текущие факты в CLIPS помещаются в список фактов factlist.
23674. КОНТРОЛЬ НАД ТРУДОВЫМ ПРОЦЕССОМ: ДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ 173 KB
  Социология труда в советский период претендовала на роль ведущей отрасли социологического знания. Более того проявилась тенденция выдвинуть труд на роль центральной объясняющей категории и представить вообще всю социологию как социологию труда11. К его основным элементам мы относим следующие: постановка целей; распределение функций между работниками; регулирование ритма и интенсивности труда; оценка объема и качества выполненных работ; дисциплинарные санкции; системы вознаграждения за труд. Втретьих и для нас в данном случае...
23675. ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СПРОС НА ТРУД 138 KB
  Они часто многое знают друг о друге перед тем как вступить в отношения занятости Марк Грановеттер Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда Лекция 12. ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И СПРОС НА ТРУД Мы переходим к анализу проблем занятости обширной области притягивающей внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология трудовые отношения и социология профессий. Этими проблемами занятости ведает и особый раздел экономической теории экономика труда labor economics. В отличие скажем от...
23676. ЧЕЛОВЕК В ДОМАШНЕМ ХОЗЯЙСТВЕ 84.5 KB
  Понятие домашнего хозяйства. Для экономистов сфера домашнего хозяйства является периферией не первого и даже не второго порядков. Неоклассическая экономическая теория проводила жесткое различие между сферой производства в которой действовали фирмы и сферой потребления к которой безоговорочно относились домашние хозяйства. Тем не менее уже на пороге домашнего хозяйства мы сталкиваемся с проблемой: человек в таком хозяйстве может быть занят полный рабочий день и полную рабочую неделю но вправе ли мы считать его деятельность трудом Как...
23677. ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ 147.5 KB
  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ В следующих двух лекциях мы рассмотрим проблемы социальной и экономической стратификации. И вроде бы они демонстрируют понимание того что экономические перспективы человека определяются не только уровнем материального благосостояния родителей но и семейным капиталом который складывается из общественной репутации и социальных связей профессиональных навыков и культурных ценностей впитанных в соответствующей социальной среде. Какоето значение еще может иметь размер группы а тип социальной...
23678. МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ 116.5 KB
  МИР ХОЗЯЙСТВА: МОДЕЛИ ОДНОЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ Экономика и общество связаны множеством прочных нитей. Базируясь на широком основании культурных властных и других социальных отношений экономика выступает таким образом как мир хозяйства. Каким бы конкретным вопросом не занимался исследователь не важно экономист или социолог он волейневолей всегда исходит из неких концептуальных предположений о том что представляет собой исследуемый мир хозяйства какое место занимает он в историческом процессе.
23679. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ 156.5 KB
  Идеалысредства это способы их достижения в числе которых мы обнаруживаем: формы собственности и формы организации хозяйства характер и степень государственного вмешательства в экономику способы распределения благ и утверждения трудового порядка. Консерватизм не отвергает прав индивида как частного собственника а проводит принцип единонаследия майората как способ воспроизводства этой собственности поддерживает наследственные привилегии и принцип назначаемой сверху опеки со стороны собственника или сообщества государства. Ему...
23680. ЧЕЛОВЕК В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 161 KB
  Дипломы освобождают их от тяжелого физического труда обеспечивают сносный доход и определенный престиж занятий. И отделение образованных от простых людей воспроизводится весьма отчетливо хотя различия между ними по уровню жизненных стандартов минимальны или просто отсутствуют проявляясь скорее в условиях труда и стиле жизни. Идеи всеобщности труда и благотворности трудового воспитания воплощаются в стремлении не просто к полной но к максимальной занятости когда работу имеют не только все те кто хочет трудиться но и те кто этого...