56364

Промышленный подъем в России в конце XIX века. Достижения и просчеты

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России и его результаты в конце 19 века; 2. Оборудование: историческая карта Развитие капитализма в России...

Русский

2014-04-04

68.5 KB

58 чел.

Технология гипертекст

Гипертекст-это текст сжатый по объемам, который несет в себе огромный объем информации, включает научные понятия, сложен для самостоятельного изучения.

Его эффективно использовать на уроках изучения нового материала и первичного закрепления в целях восприятия и осознания материала (формирование репродуктивных знаний). Тексты школьных учебников порой сложны, объемны, мало понятны и далеки от различных интересов ученика. При таких обстоятельствах почти невозможно долгосрочное запоминание и осознанное понимание материала параграфа без специально организованной учебной деятельности, которая позволяет активизировать память, внимание и волевые качества личности, необходимые для присвоения готовой информации.

Специалистами Костромского областного института повышения квалификации работников образования, Шереметовой Г.П.- проректором по учебно-методической работе КОИПКРО, разработана и апробирована в школах Костромской области модель урока «лекция-гипертекст».

 

Алгоритм работы с гипертекстом

1.Организация деятельности (учитель ставит или формулирует вместе с учениками цель урока, предъявляет тексты для работы на уроке).

2.Озвучивание текста (читает учитель, сопровождая свой рассказ опорными сигналами на доске).

3.Структурирование текста (работа в группах, составление плана текста).

4.Групповая работа над вопросами к тексту- готовый ответ есть в тексте (группы обмениваются вопросами).

5.Групповая работа над вопросами по тексту- прямых ответов в тексте нет, но понимая материал на них можно дать ответ.

6.Диагностический срез.

Гипертексты  можно использовать в 5-11 классах, различие только в объеме материала и времени, отведенном на его изучение.

Исследования специалистов на уроке, результаты письменных работ учащихся подтверждают высокую эффективность лекции- гипертекста.

Урок по истории России  в 8 классе

Тема «Россия во второй половине XIX века»

Тема урока «Промышленный подъем в России в конце XIX века.

Достижения и просчеты»

Цели урока:

                   1.Помочь учащимся понять причины промышленного подъема в России

                     и его результаты в конце 19 века;

                    2.Развитие аналитических умений и навыков работы с текстом;    

                    3.Предоставить учащимся фактологический банк данных, необходимый для

                     самостоятельных выводов;

                    4. Формирование умения работы в группе.

Оборудование:

                    -историческая карта «Развитие капитализма в России во 2 половине 19 века;

                    -гипертексты на каждой парте;

                    -индивидуальный лист работы;

                    -групповой лист работы;

                    -портрет Александра 3 и С.Ю.Витте;

                    -доска и мел.

Тип урока: урок объяснения нового материала и решения частной учебной задачи.

Форма урока: лекция-гипертекст.

Технология проблемно-развивающего обучения

Этапы урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности

учеников

Вводно-мотивационный.

Формулирование учебной задачи.

Озвучивание гипертекста

Вопросы на понимание текста.

Структурирование текста.

Обмен вопросами и мнениями.

Этап контроля и коррекции.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Сообщает тему и зачитывает эпиграф из гипертекста.

-Сформулируйте вопрос-задачу сегодняшнего урока.

Читает текст, выписывает новые термины: «прусский и американский путь капиталистического развития»;

«инвестиции».

-Охарактеризуйте экономическое положение России в к.19 в.?

-Какие особенности развития промышленности вы заметили? Чем их можно объяснить?

Дает задание разделить текст на части, найти границы между ними, выделить главные мысли и дать название разделам.

Записывает план на доске:

1.Россия- 2 эшелон развития капитализма.

2.Экономическая политика С.Ю.Витте.

3.Причины промышленного подъема в конце века.

4.Положительные и отрицательные итоги промышленного подъема.

5.Причины промышленного кризиса.

Просит группы подготовить вопросы к тексту (ответ есть в тексте). При необходимости может задавать дополнительные вопросы.

-Подготовьте вопросы по тексту (в тексте нет прямого ответа)

Раздает каждому индивидуальное проверочное задание.

Оценивает устные ответы, комментируя их; письменное задание оценивается отдельно

Интеллектуальный тренинг.

Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи урока.

Следят за монологом учителя по своим материалам, делают

пометки в своих индивидуальных листах работы.

Беседа с учащимися.

Групповая работа. В результате многократного просмотра текста продолжается механическое запоминание и начинается понимание логики изложения. Составляют план текста.

 

Группы обмениваются вопросами. Многократное повторение позволяет запомнить слова и фразы текста

Группы обмениваются вопросами по тексту.

После этого каждая группа делает выводы по пунктам плана.

Индивидуальная работа (5-6 минут).

Самооценка и оценка группы.

Диагностический срез

1 вариант

1.Когда в России завершился промышленный переворот?

А) к 50-м годам 19 века.

Б) к 80-м годам 19 века.

В) к 1900 г.

2.В какую сферу экономики России в основном инвестировался иностранный капитал?

А) в сельское хозяйство

Б) в легкую промышленность

В) в тяжелую промышленность

3.Какой иностранный капитал преобладал в России?

А) германский

Б) франко- бельгийский

В) американский

4.В конце 19 в. Россия по объёму промышленного производства вышла в мире:

А) на 2-е место

Б) на 5-е место

В) на 10-е место

5.Раскройте причины экономического подъёма в России в конце 19 в.? С чем это связано?

6.Дайте оценку финансово-экономической реформы С.Ю.Витте.

2 вариант

1.Какая отрасль российской промышленности развивалась особенно быстро в конце 19 в.?

А) железнодорожное строительство

Б) текстильная промышленность

В) электротехническая пром-ность

2. Уровень развития капитализма в России:

А) высокий

Б) низкий

В) средний

3.Во второй половине 19 века экспорт хлеба из России:

А) увеличился

Б) уменьшился

В) остался на дореформенном уровне

4.Какой путь аграрного развития преобладал в России?

А) прусский

Б) американский

В) смешанный

5.Приведите примеры, доказывающие, что Россия принадлежала ко 2-му эшелону развития капитализма.

6.Раскройте особенности промышленного развития России в 80-х -90-х г.г.

Лекция- гипертекст «Промышленный подъем в России в к 19 века»  

                                                        Страна, которая оказалась в

                                                                состоянии в 2 десятилетия более

                                                       чем утроить свою горную и

                                                                          фабрично-заводскую промышленность,

                                                                               таит в себе богатый запас внутренних сил

                                                      для дальнейшего развития.

                                                                                                                       С.Ю.Витте.      

                                                                                                                   

Россия в конце 19 начале 20 века относилась ко второму эшелону капиталистического развития:

  •  Уровень развития капитализма средний.
  •  Сжатые исторические сроки и высокие темпы развития.
  •  Огромная роль государства в развитии экономики.
  •  Широкое привлечение иностранного капитала в экономику.
  •  Благоприятное развитие капитализма «вширь».
  •  Сосуществование двух путей аграрной эволюции (прусский и американский путь).

В основу экономической политики С.Ю.Витте (1849-1915 г.г.) были положены три основных составляющие:

- активное стимулирование государством промышленного развития;

- привлечение иностранных инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство;

- расширение имеющихся и освоение новых внешних рынков для российских промышленных товаров

На Ближний Восток               на Дальний Восток                 на Средний Восток

Источники финансирования тяжелой промышленности

Вывоз хлеба из России

«недоедим, но вывезем»

Реформы  С.Ю.Витте

- монополия государства на вино-водочную продукцию;

-денежная реформа 1897 г. (золотое обеспечение рубля);

-жесткая налоговая политика, рост косвенных налогов на товары широкого потребления;

-инвестиции капитала из Франции и Германии.

Результаты экономической политики С.Ю.Витте были впечатляющими. В 1893 г. в России начался небывалый промышленный подъем:

  •  Число фабрик увеличилось с 3000 до 9000
  •  Объём промышленного производства вырос в 8 раз
  •  Добыча каменного угля выросла с 110 млн.пудов до 684 млн.пудов
  •  Добыча нефти- с 13 млн. до 487 млн. пудов
  •  Россия вышла на 5 место по объему производства
  •  За 12 лет протяженность железнодорожной сети удвоилась
  •  Было завершено строительство Транссибирской железной дороги
  •  Сложился комплекс предприятий тяжелой промышленности на юге России
  •  К 80-м годам 19 века в России завершился промышленный переворот.

Промышленный подъем конца 19 века имел положительные и отрицательные итого

 

положительные

отрицательные

- была создана крупная промышленность- высокие темпы развития;

- повысилось значение России в мировом промышленном производстве;

-расширилась сеть железных дорог, что способствовало развитию торговли и промышленности.

- огромные средства расходовались на военные цели;

- соотношение тяжелой и легкой промышленности было 1: 3;

-отсталое сельское хозяйство (капитализм развивался главным образом в промышленности), сохранение феодальных форм эксплуатации.

В 1900 году в России разразился промышленный кризис.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38518. Общие сведения работы на предприятии, санитарно-технические требования и пошаговое приготовление блюд (Борщ и куриные котлеты на косточке) 845 KB
  Исторически борщ — это национальное блюдо Древнего Рима, где специально для него выращивали много капусты и свеклы. Из Рима этот прекрасный суп постепенно проник в кулинарии многих народов мира, в каждой из них приобретая свои особенные национальные черты.
38519. Разработка базы данных «Кредитование клиентов» 430 KB
  Одной из постоянных проблем персональных компьютеров является нехватка памяти. Как правило, персональный компьютер мы используем в ежедневной работе, учебе, отдыхе, играх. Поэтому очень важно, чтобы ваш ПК имел достаточное количество памяти для хранения различного рода информации
38520. Разработка дизайн-проекта актового зала ГБОУ СПО (ССУЗ) «Златоустовский Металлургический колледж» а с учетом эргономических требований 20.98 MB
  Сначала роль электрической лампочки выполняли обычные свечи рисунок 1 позже им на смену пришел керосин рисунок 2 потом появились газовые фонари рисунок 3. Рисунок 1 Свеча Рисунок 2 Керосиновая лампа Рисунок 3 Газовый фонарь Кованые фонари издавна использовались не только как средство освещения улицы или помещения но и как красивое украшение. Рисунок 4 Кованый фонарь Рисунок 5 Кованые фонари Рисунок 6 ...
38522. Технологічний процес виробництва НАД (нікотинамідаденіндинуклеотиду) 1.51 MB
  Складено аналітичний огляд літератури щодо властивостей сучасних лікарських форм та галузей застосування коферментів. завдяки сучасним біотехнологіям отримало надзвичайні можливості щодо вирішення соціальних проблем повязаних з харчуванням зростаючого населення планети підтримкою здоровя людини і навколишнього середовища поповненням джерел енергії та природних ресурсів [1]. Стан біотехнологічної галузі потребує великої уваги з боку держави тому що роль сучасної біотехнології є вирішальною для становлення економіки...
38523. РИСК И ПРИ ОПЕРАЦИЯХ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ 128.5 KB
  1 РИСК И ПРИ ОПЕРАЦИЯХ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ В операциях с недвижимостью риск может проявляться в более низкой чем планировалось ранее цене при продаже недвижимости; в более высоком чем предполагалось уровне операционных расходов при управлении недвижимости; в снижении фактической рентабельности инвестиционного проекта по сравнению с проектной и даже в утрате собственности как в связи с разрушением самого тела недвижимости так и по причине потери прав на недвижимость. Целесообразно рассмотреть общую классификацию рисков...
38524. Електропостачання виробничого цеху деревообробного комбінату ТОВАРИСТВА «ДНІПРОВУД» 1.77 MB
  Потужність двигунів коливається від 55 до 37 кВт. При напрузі розподільної мережі 10 кВ двигуни середньої потужності 3501000 кВт потрібно використовувати на напругу 6 кВ з використанням в необхідних випадках схеми блоку трансформатордвигун при невеликій кількості двигунів на 6 кВ.1 Відомість електричних приймачів цеху Номер на плані Найменування електроприймачів Кількість Рн кВт соsφ tgφ Кв 1 Верстат багатопильний 1 37 065 117 017 28 Лінія форматної обробки 2 55 05 17 014 3 Лінія для вирізання сучків 1 66 06 13 016 4...
38525. Рост и развитие сортов хризантем, их декоративные качества и изыскания путей повышения их устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды с помощью регуляторов роста 435.5 KB
  Сегодня в России и за рубежом многие селекционеры работают с хризантемами совревнуясь выводя все новые сорта более приспособленные к условиям различных климатических зон. Древние китайские оригинаторы из невзрачных диких форм вывели роскошные крупные сорта с разнообразной формой цветка и окраской соцветий. В нашей стране сорта хризантем подразделяют на три группы крупноцветковые среднецветковые и мелкоцветковые. По срокам цветения сорта хризантем подразделяются на четыре группы: ранние средние среднепоздние и поздние.
38526. Использование ритмической гимнастики на занятиях физической культурой у детей с нарушением слуха 324.5 KB
  Чернышевского Факультет физической культуры Кафедра Медикобиологических основ физической культуры Использование ритмической гимнастики на занятиях физической культурой у детей с нарушением слуха Специальность Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья адаптивная физическая культура...