56383

Системы счисления

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: образовательные: актуализация знаний по теме Системы счисления; дифференциация материала изученного по теме Системы счисления; стимулирование интереса к изучаемой теме...

Русский

2014-04-04

1.5 MB

10 чел.

Тема урока:Системы счисления

Цель урока:закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:   

  •  образовательные:
  •  актуализация знаний по теме «Системы счисления»;
  •  дифференциация материала, изученного по теме «Системы счисления»;
  •  стимулирование интереса к изучаемой теме;
  •  развивающие:
  •  развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  •  развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  •  развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  •  развитие мышления учащихся при решении логических задач;
  •  воспитательные:
  •  повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  •  формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  •  воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
  •  формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.

Общее время: 80 минут.

Место проведения урока:кабинет информатики.

Оснащение урока:компьютерная презентация «Системы счисления. Итоговый урок по теме», программа «Инженерный калькулятор», мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал, электронная таблица подсчета результатов, алфавит русского языка.

План урока

  1.  Оргмомент  мин.
  2.  Вводное слово  мин.
  3.  Систематизация теоретических знаниймин.
  4.  Решение задачмин.
  5.  Творческие задания мин.
  6.  Заключение мин.
  7.  Задание на дом мин.

Подготовительный этап

Один из учащихся выбирается помощником учителя. Помощник учителя  заполняет электронную таблицу подсчета результатов, сообщает после каждого выполненного задания набранное командой количество баллов, сумму баллов по итогам выполнения командами всех заданий и название победившей команды. 
Учащиеся делятся на несколько команд по 3-4 человека. Каждая команда придумывает название, связанное с изучаемой темой.

Ход урока

1. Беседа с дежурным. 
Здравствуйте. 
Кто сегодня дежурный? 
Кто из учащихся отсутствует на уроке?

2.Вводное слово. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления».  Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача показать  теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План работы на уроке следующий (на доске демонстрируется слайд, на котором представлен план урока в следующем виде):

  1.  Графический диктант.
  2.  Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».
  3.  Заполнение таблицы.
  4.  Докажите  тождества.
  5.  Решение неравенств.
  6.  Числовые последовательности.
  7.  Загадка поэта.
  8.  Русская поговорка.
  9.  Рождение цветка.
  10.  Числовой лабиринт.
  11.  Рисуем по точкам.

3. Систематизация теоретических знаний. Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (приложение 1). Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально.

Задание 1. Графический диктант.

Если утверждение верно, ученик ставит знак _ , если невернознак /\ .

  •  Система счисленияэто способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
  •  Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в троичной системе счисления.
  •  В двоичной системе счисления 11 + 1 = 12.
  •  Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
  •  В 16-ричной системе счисления символ F используется для обозначения числа 15.
  •  Римская система счисленияэто позиционная система счисления.
  •   В двоичной системе счисления: один + один = один ноль ноль.

(Результат выполнения задания:   _ /\ /\ _ _ /\_ )

Задание 2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия».

По горизонтали:

  1.  Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.
  2.  Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.
  3.  Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали:

  1.  Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
  2.  Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.

(Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1. Позиционная.  2. Базис. 3. Цифры.  По вертикали: 1. Основание. 2. Алфавит.)

Задание 3. Заполнение таблицы.

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

 

 

 

0; 1

 

16

 

(Правильно заполненная таблица имеет вид:

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

0;1;2;3;4;5;6;7

Двоичная

2

0; 1

Шестнадцатеричная

16

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F

После выполнения заданий 1-3 ученики проверяют работы друг друга и выставляют оценку по следующим критериям:

  •  Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» - 7, за задание «Кроссворд» - 5, за задание «Заполнение таблицы» - 3.    
  •  Набранные баллы суммируются. Оценка «отлично» выставляется, если ученик набрал 14-15 баллов,  «хорошо» - 13-11 баллов, «удовлетворительно» - 8-10 баллов.

Работы передаются помощнику учителя, который заносит результаты индивидуальной работы учащихся в итоговую таблицу.

4. Решение задач. На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах, не используя при этом компьютер. Каждая группа выполняет вариант задания, указанный учителем. Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Помощник учителя заносит результаты в итоговую таблицу и объявляет суммы баллов каждой команды за выполненные задания.

Задание 4. Докажите  тождества. (Задание оценивается 2-мя баллами.)

Докажите, что:      

  •  225338 = 100101010110112
  •  10010101111002 = 12BC16
  •  101010100111002 = 252348
  •  1C6316 = 11100011000112

Задание 5. Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.)

Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.

  •  28510  ?  11D16          (Ответ:   28510 =  28510 )
  •  1111112   ?   11118    (Ответ:   6310  <  58510 )
  •  16   ?   1010012     (Ответ:    10810   > 4110 )
  •  5516   ?   1258            (Ответ:   8510 =  8510 )

Задание 6. Числовые последовательности. (Задание оценивается 4-мя баллами.)

Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания:

  •  3510, 368, 16, 1001012, 1304         (Ответ 1304 , 368, 3510, 1001012, 16 )
  •  1110012, 648, 16, 2510, 2103         (Ответ 2103, 2510, 648, 1110012, 16 )
  •  728, 15610, 1010012, 16, 2325       (Ответ 1010012, 728, 2325, 16, 15610 )
  •  12D16, 788, 1000112, 54110, 1245    (Ответ 1000112, 1245, 788, 12D16, 54110 )

Задание 7. Загадка поэта. (Задание оценивается 2-мя баллами.)

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет, 
Она в сто первый класс ходила, 
В портфеле по сто книг носила. 
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук 
Своими десятью ушами, 
И десять загорелых рук 
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног, 
Она шагала по дороге, 
За ней всегда бежал щенок 
С одним хвостом, зато стоногий.

И десять темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет, 
Она в 5  класс ходила, 
В портфеле по четыре книги носила. 
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук 
Своими двумя ушами, 
И две загорелые руки 
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами, 
Она шагала по дороге, 
За ней всегда бежал щенок 
С одним хвостом, зато четырехногий.

И двое темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ.

5. Творческие задания. Учащиеся выполняют задания в группах за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор».  Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Помощник учителя заносит результаты в итоговую таблицу и объявляет суммы баллов каждой команды за выполненные задания.

Задание8. Русская поговорка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

(Ответ:  ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ)

Задание9. Рождение цветка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)

Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второйи вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

(Ответ:  100100012=145 дней)

Задание10. Числовой лабиринт. (Задание оценивается 10-ю баллами.)

Переведите числа, записанные в различных системах счисления, в десятичную систему счисления; затем полученные после вычисления числа замените буквами русского алфавита, которые имеют  соответствующие порядковые номера; запишите полученное слово.

(Ответ:  ДИСКОВОД)

 

Задание 11. Рисуем по точкам.

Каждая группа учащихся получает карточку с двумя таблицами (приложение 2). Правильно выполненная работа по таблице 1 оценивается 10-ю баллами, а по таблице 2-ю баллами. Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.

В таблице 1 приведены номер точки  и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. 
В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления. 
Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления. 
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок. 
(Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок цифры 4 для таблицы 1 и цифры 5 для таблицы 2)

6. Заключение. Помощник учителя объявляет сумму баллов, набранную каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.

Рефлексия: 
  Какое задание было самым интересным? 
  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? 
С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания? 
Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме? 
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке). 
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!

7.Задание на дом. Придумайте свой вариант рисунка на координатной плоскости и составьте для него таблицу координат, представленных в различных системах счисления.

Приложение 1

Фамилия, имя учащегося _______________________       Класс ______________

1. Графический диктант:                       

                                                                                                               Количество  баллов ________

2.  Кроссворд

По горизонтали:

  1.  Название системы счисления, в которой вклад каждой цифры в величину числа зависит от ее положения  в последовательности цифр, изображающей число.
  2.  Последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.
  3.  Символы, при помощи которых записывается число.

По вертикали:

  1.  Знаменатель геометрической прогрессии, члены которой образуют базис позиционной системы счисления.
  2.  Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.

                                                                                                                   Количество  баллов ________ 
3. Заполнение таблицы

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0;1;2;3;4;5;6;7;8;9

Восьмеричная

8

 

 

 

0; 1

 

16

 

                                                                                                                    Количество  баллов ________ 
                                                                                                                   Сумма баллов ______________


                                                                                                                    Оценка _____________ 

Приложение 2

Задание 9. Рисуем по точкам.

В таблице 1 приведены номер точки  и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. 
В таблице 2 приведены номер точки и ее координаты, записанные в различных системах счисления. 
Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления. 
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.

                                    Таблица                                                                                 Таблица 2

точки

Координаты точки

 

точки

Координаты точки

X

Y

 

X

Y

1

1002

102

 

1

102

1002

2

1012

1012

 

2

102

102

3

12

1012

 

3

112

12

4

112

10102

 

4

10002

12

5

1002

10102

 

5

1012 + 1002

102

6

112

1102

 

6

10012

1012

7

1012

1102

 

7

10002

1002 * 102

8

1102

1012 + 1002

 

8

112

716

9

1112

10012

 

9

1012

В16

10

1102

1102

 

10

112 * 112

138

11

1002 * 102

1102

 

11

10012

С16

12

10002

1012

 

12

48

100012 - 1012

13

1102

1012

 

13

102

78

14

1012

102

 

14

24

1102

 

 

 

 

15

112

1102

 

 

 

 

16

1112

1112

 

 

 

 

17

11002-1002

68

 

 

 

 

18

10002

1002

 

 

 

 

19

1112

102

 

 

 

 

20

416

28

 

 

 

 

21

112

34

 

 

 

 

22

38

1002

 

Опубликовано: 2008-01-18 19:13:14


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53392. США. Індіанці: пошуки вирішення проблеми. Контроль навичок - аудіювання 95.06 KB
  By the end of the lesson you should be able to reply and react appropriately to various statements. Beside, you will listen to some new information about the first Americans who came to Alaska from Asia crossing the Bering land bridge, which later became the Bering Strait. You will hear the text about American Indians and their problems.
53393. Методичні основи змісту навчання та виховання 143 KB
  В широкому плані особистість людини є інтегральною цілісністю біогенних соціогенних і психогенних елементів. Коменського великого чеського педагога – чітко позначені положення про те що весь процес навчання і виховання дітей необхідно будувати з урахуванням їх вікових і індивідуальних особливостей і виявляти ці особливості шляхом систематичних спостережень. Він вважав що в процесі виховання і навчання необхідно орієнтуватися на позитивні якості...
53394. У НАС В ГОСТЯХ ІНДІЯ 99.5 KB
  Мета: забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко географічного положення Індії особливості природних умов і ресурсів розміщення населення й господарства культурноісторичні особливості країни; розвивати творчі здібності учнів логічне мислення формувати культуру спілкування; продовжити розвивати інтерес до предмета; формувати вміння працювати самостійно та в групах виховувати почуття доброти й милосердя до людей інших...
53395. ІНДУКЦІЯ – МЕТОД ПІЗНАННЯ ІСТИНИ 59 KB
  Як виховати цілісне мислення як сформувати ставлення до математики як до цілісної системи яка забезпечує світопізнання розвиток інтелекту показати практичне застосування логічних методів для встановлення істини у житті людини Покажемо це на прикладі вивчення теми “Індукціяâ€. У перекладі з латинської термін “індукція†означає â€œнаведенняâ€. Розрізняють кілька видів індуктивних міркувань: міркування за схемою “повна індукція†та міркування за схемою “неповна індукціяâ€. Це індукція шляхом переліку популярна індукція та...
53396. На шляху до сучасності: утвердження індустріального суспільства у провідних державах світу 91.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати узагальнити та конкретизувати знання та уявлення учнів про розвиток провідних держав світу в 2 половині ХІХ ст. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань умінь і навичок. Після цього уроку учні зможуть: Характеризувати процес завершення формування індустріального суспільства у провідних державах Європи та...
53397. Використання інформаційних технологій на уроках математики 1.49 MB
  Застосування компютерної техніки на уроках дозволяє зробити урок нетрадиційним яскравим насиченим наповнюючи його зміст знаннями з інших наочних областей що перетворюють математику з об'єкту вивчення в засіб отримання нових знань. Ефективність застосування нових інформаційних технологій на уроках математики обумовлена наступними факторами: 1 різноманітність форм представлення інформації; 2 висока степінь наочності; 3 можливість моделювання за допомогою комп’ютера різноманітних об’єктів і процесів; 4 звільнення від рутинної роботи...
53398. Засоби пошуку інформації в Інтернеті. Принципи функціонування веб-каталогів та пошукових систем. Стратегії пошуку інформації 1.56 MB
  Сьогодні на уроці продовжим вивчати сільське господарство, характеристику тваринництва, узагальнемо спеціалізацію сільського господарства, ознайомимось і оцінемо проблеми і перспективи розвитку сільського господарства, завершимо виконання практичної роботи №9, використовуючи знання з інформатики.
53399. Алгоритм 434 KB
  В цей час решта членів команд задіяні в перехресному опитуванні: задають один одному по 3 теоретичних питання за темою, які готували дома заздалегідь, причому, задають питання та дають відповіді різні члени команди. Оцінює команди журі, до складу якого входять 2 найбільш підготовлених студента (1 бал за кожну правильну відповідь). Вони ж здійснюють контроль часу.
53400. Засоби масової інформації 66 KB
  Good afternoon boys and girls. I’m very glad to see you. We are also pleased to see our guests today and we’ll try to make our lesson useful and interesting. Today we are having our last lesson on Mass Media and our aim is to generalize our knowledge on this question and to get to know something new concerning mass media.