56384

«Превращения» листьев (создание образа по ассоциации)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Если нет то учитель раскроет тему сам. Учитель по ходу чтения предлагает рассмотреть образцы о которых упоминается в тексте. В это время учитель вновь закрывает образцы на доске. Учитель по очереди показывает детям один-два листика...

Русский

2014-04-04

42 KB

0 чел.

Тема урока: «Превращения» листьев

(создание образа по ассоциации)

Изделие: композиция на плоскости из засушенных листьев

Задачи урока:

1.  Формирование умения рассматривать и изучать форму пред-

метов.

2.  Развитие ассоциативно=образного мышления, умения созда-

вать художественный образ по ассоциации с формой предмета.

3. Обогащение знаний о фронтальной композиции.

4.  Закрепление приёма наклеивания засушенных листьев и се-

мян на бумажную основу.

Материалы, инструменты, оборудование:

А.  У учителя: учебник; засушенные листья различной формы,

окраски и размера; лист бумаги примерно 20  30 см.

Б.  У учащихся: учебник; засушенные листья в больших плоских

коробках; семена (разложены по видам в маленькие коробки);

цветной картон – основа для наклеивания композиции; клей

ПВА; макулатура.

Оформление доски:

Вверху посредине написана тема урока: «Превращения лис-

тьев». Ниже развешаны и закрыты шторой образцы=аналоги (ком-

позиции из засушенных листьев: сова, жар=птица, бабочки, рыбки

в аквариуме и пр.)

Ход урока:

1. Объявление темы урока. Постановка задач.

– Посмотрите, на доске записана тема сегодняшнего урока.

Прочитайте её название (Дети читают).

– Необычная тема, правда? В чёем, по=вашему, будет заклю-

чаться наша работа? (Дети высказывают предположения. Воз-

можно, такого типа: «Мы будем делать из засушенных листьев

картины, в картины их превращать будем...»).126

– Картины из листьев мы в прошлый раз уже делали, однако

не называли это превращениями. А вот сегодня появилось это сло-

во – как будто ожидается какое=то волшебство! Что бы это могло

быть? (Возможно, дети догадаются и скажут, например: «Бу-

дем превращать листья в разных зверей». Если нет, то учитель

раскроет тему сам).

– Превратить – это значит изменить образ. Вот и нам предсто-

ит сделать простые засушенные листья чем=то другим; мы попро-

буем угадать: может быть, в них кто=то спрятан, и поможем осво-

бодиться. В этой работе мы должны быть особенно внимательны.

2. Работа с учебником. Анализ образцов=аналогов

– Откройте учебник на с. 113. Читаем текст, начиная с за-

главия.

Несколько учеников по очереди читают текст на с. 113–

114 вслух, остальные про себя. Учитель по ходу чтения предла-

гает рассмотреть образцы, о которых упоминается в тексте.

Затем открывает образцыаналоги на доске; обращает вни-

мание детей на то, как удачно угадан образ каждого листика

в композициях.

– Закройте книги и поставьте их в подставки.

В это время учитель вновь закрывает образцы на доске.

3. Упражнения. Тренировка ассоциативного мышления.

– Давайте потренируемся и посмотрим, легко ли быть вол-

шебниками.

Учитель по очереди показывает детям одиндва листика в

разных положениях, прикладывая их к листу бумаги, а учени-

ки рассматривают и пытаются угадать, на что они похожи.

Три–четыре ученика называют увиденные образы, осталь-

ные оценивают их точность, оригинальность, аргументиро-

ванность. Учитель руководит процессом примерно так: «Да,

действительно этот листик в таком положении похож на

мордочку собачки: вот эти верхние зубцы – как будто два уха

висят по бокам, а снизу мелкие зубчики похожи на свисающую

шерсть. Что ещё надо будет добавить, чтобы окончательно

превратить этот листик в собачку? Верно, глаза. Из чего их

можно сделать? Из маленьких цветков? Пожалуй. Или из же-

лудёвых шляпок (демонстрирует).127

4. Практическая работа учащихся.  Подбор листьев (создание об-

раза) и приклеивание.

– Теперь внимательно рассмотрите те листья, которые имеют-

ся у вас. Посмотрите, в кого или во что они хотят превратиться.

Отобранные для работы листья и семена разместите на бумаге

подходящего цвета – так, чтобы получилась выразительная ком-

позиция. Выбирая цвет бумаги, будьте осторожны и внимательны.

Фон не должен быть особенно ярким, иначе скромные по окраске

листья на нём «потеряются».

Ничего не приклеивайте, я сначала пройду и посмотрю все

работы.

Дети создают свои композиции, а учитель проходит по клас-

су и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.

– Все справились с первой частью работы; превращения по-

лучились очень интересные. Теперь надо довести работу до конца.

Что необходимо сделать, чтобы наши творения не рассыпались, не

исчезли? Верно, приклеить листья и семена. Вспомните, на про-

шлом уроке мы уже познакомились с правилами этой работы. Что

нам об этом известно?

Дети, вероятно, вспомнят, что лист намазывают клеем с

изнаночной стороны, предварительно подложив под него сухую

газетную бумагу. Затем лист прикладывают на своё место в

композиции и осторожно притирают через другой кусочек ма-

кулатуры. Обращаться с листьями следует особенно осторож-

но, так как они очень хрупкие.

Учитель напоминает, что составленную композицию стараем-

ся не разрушить; из неё по очереди берём детали и приклеиваем их

на свои места.

В процессе работы учитель оказывает детям по необходимости

индивидуальную помощь.

Пока ученики завершают работу, учитель снимает с доски

образцы=аналоги. По мере готовности изделий закрепляет их на

доске магнитами.

5. Выставка и оценка работ.

– Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали вол-

шебниками. Какие из представленных здесь превращений кажут-

ся вам наиболее удачными и интересными? Почему?128

Учитель старается ещё раз привлечь внимание детей к

наиболее точному и оригинальному «обыгрыванию» исходных

форм.

– Ваши работы до конца дня будут на стенде, вы сможете рас-

смотреть их более внимательно.

6. Подведение итогов урока.

– Как вы думаете, любой листочек можно превратить во что

угодно или нет? Как угадать, кто в нём спрятан?

Обобщая ответы детей, учитель подводит их к выводу: не-

обходимо внимательно рассмотреть, изучить природную фор-

му и только после этого решить, что из неё можно сделать.

– Чему же мы сегодня научились?

– Внимательно рассматривать листья, угадывать, кто в них

спрятан, и освобождать, превращать их.

– А я ещё хочу добавить, что вы стали более аккуратно рабо-

тать: ни один хрупкий листочек у нас сегодня не сломался и не

порвался. Для волшебников это особенно важно.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22. Основные направления развития русской литературы в 1950-1990-х годах 37.82 KB
  Несмотря на цензуру, советский читатель продолжал желать читать, литература не могла померкнуть или прогнуться под требования властей. И даже грубые действия, вроде высылки или лишение свободы за свободу слова, не убивало в русских авторах желание писать.
23. Фольклор юкагиров 45.5 KB
  Для фольклора многих народов, особенно для малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, издания образцов традиционного фольклора в рамках данной серии становятся заметным событием, поскольку подготовленные тома представляют собой наиболее полные издания фольклора данного этноса.
24. Метамофогенные и метаморфизованные месторождения 50 KB
  Метамофогенные и метаморфические месторождения различаются следующим образом. В первых перенос металлов происходит на многие сотни метров и километры, во вторых перераспределение металлов происходит в пределах ранее образованных рудных тел.
25. Гипабиссальные породы. Габбро и полнокристалические вулканические породы 56.5 KB
  В телах глубинного становления породы интрузивного облика полнокристаллические, а в эффузивах стекловатые, скрытокристаллические. Класс плутонических и вулканических пород, их химические и минералогические характеристики.
26. Анализ общества с ограниченной ответственностью ООО Башкирский кирпич 80.32 KB
  К основной производственно-технической базе предприятия относятся цеха и участки в которых производится ремонт, техническое обслуживание и восстановление узлов и агрегатов подвижного состава предприятия. В ООО Башкирский кирпич имеются следующие цеха и участки:
27. Дослідження теоретичної та практиченої бази ТОВ Універсалпродукт 324.5 KB
  Характеристика організаційно-економічної діяльності ТОВ Універсалпродукт, загальна характеристика та напрямки діяльності. Оцінка маркетингової діяльності ТОВ Універсалпродукт, оцінка факторів макросередовища підприємства.
28. Философия сознания. Сознание как объект науки и высшая форма отражения 21.06 KB
  Сознание как объект науки и высшая форма отражения, определение сущности сознания. Психология, социология, кибернетика, логика и этология как связующие элементы изучения сознания. Эволюция разных форм биологического отражения, синтез материального и идеального.
29. Экономика городского строительства и хозяйства 98.4 KB
  Оценка экономической эффективности предприятий ЖКХ, анализ эффективности инвестиций в разработку и реализацию проекта. Действующая нормативная база: ГЭСНы, ФЕРы, ТЕРы, оценка экономической эффективности предприятий.
30. Основні поняття міжнародного ринку 154.5 KB
  Міжнародний ринок є найбільш затратним та найбільш привабливим для інвестування, головні показники щодо аналізу законодавчої бази країни, на ринок якої планується вихід. Практична значимість теорії життєвого циклу товару в міжнародного маркетингу.