56384

«Превращения» листьев (создание образа по ассоциации)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Если нет то учитель раскроет тему сам. Учитель по ходу чтения предлагает рассмотреть образцы о которых упоминается в тексте. В это время учитель вновь закрывает образцы на доске. Учитель по очереди показывает детям один-два листика...

Русский

2014-04-04

42 KB

0 чел.

Тема урока: «Превращения» листьев

(создание образа по ассоциации)

Изделие: композиция на плоскости из засушенных листьев

Задачи урока:

1.  Формирование умения рассматривать и изучать форму пред-

метов.

2.  Развитие ассоциативно=образного мышления, умения созда-

вать художественный образ по ассоциации с формой предмета.

3. Обогащение знаний о фронтальной композиции.

4.  Закрепление приёма наклеивания засушенных листьев и се-

мян на бумажную основу.

Материалы, инструменты, оборудование:

А.  У учителя: учебник; засушенные листья различной формы,

окраски и размера; лист бумаги примерно 20  30 см.

Б.  У учащихся: учебник; засушенные листья в больших плоских

коробках; семена (разложены по видам в маленькие коробки);

цветной картон – основа для наклеивания композиции; клей

ПВА; макулатура.

Оформление доски:

Вверху посредине написана тема урока: «Превращения лис-

тьев». Ниже развешаны и закрыты шторой образцы=аналоги (ком-

позиции из засушенных листьев: сова, жар=птица, бабочки, рыбки

в аквариуме и пр.)

Ход урока:

1. Объявление темы урока. Постановка задач.

– Посмотрите, на доске записана тема сегодняшнего урока.

Прочитайте её название (Дети читают).

– Необычная тема, правда? В чёем, по=вашему, будет заклю-

чаться наша работа? (Дети высказывают предположения. Воз-

можно, такого типа: «Мы будем делать из засушенных листьев

картины, в картины их превращать будем...»).126

– Картины из листьев мы в прошлый раз уже делали, однако

не называли это превращениями. А вот сегодня появилось это сло-

во – как будто ожидается какое=то волшебство! Что бы это могло

быть? (Возможно, дети догадаются и скажут, например: «Бу-

дем превращать листья в разных зверей». Если нет, то учитель

раскроет тему сам).

– Превратить – это значит изменить образ. Вот и нам предсто-

ит сделать простые засушенные листья чем=то другим; мы попро-

буем угадать: может быть, в них кто=то спрятан, и поможем осво-

бодиться. В этой работе мы должны быть особенно внимательны.

2. Работа с учебником. Анализ образцов=аналогов

– Откройте учебник на с. 113. Читаем текст, начиная с за-

главия.

Несколько учеников по очереди читают текст на с. 113–

114 вслух, остальные про себя. Учитель по ходу чтения предла-

гает рассмотреть образцы, о которых упоминается в тексте.

Затем открывает образцыаналоги на доске; обращает вни-

мание детей на то, как удачно угадан образ каждого листика

в композициях.

– Закройте книги и поставьте их в подставки.

В это время учитель вновь закрывает образцы на доске.

3. Упражнения. Тренировка ассоциативного мышления.

– Давайте потренируемся и посмотрим, легко ли быть вол-

шебниками.

Учитель по очереди показывает детям одиндва листика в

разных положениях, прикладывая их к листу бумаги, а учени-

ки рассматривают и пытаются угадать, на что они похожи.

Три–четыре ученика называют увиденные образы, осталь-

ные оценивают их точность, оригинальность, аргументиро-

ванность. Учитель руководит процессом примерно так: «Да,

действительно этот листик в таком положении похож на

мордочку собачки: вот эти верхние зубцы – как будто два уха

висят по бокам, а снизу мелкие зубчики похожи на свисающую

шерсть. Что ещё надо будет добавить, чтобы окончательно

превратить этот листик в собачку? Верно, глаза. Из чего их

можно сделать? Из маленьких цветков? Пожалуй. Или из же-

лудёвых шляпок (демонстрирует).127

4. Практическая работа учащихся.  Подбор листьев (создание об-

раза) и приклеивание.

– Теперь внимательно рассмотрите те листья, которые имеют-

ся у вас. Посмотрите, в кого или во что они хотят превратиться.

Отобранные для работы листья и семена разместите на бумаге

подходящего цвета – так, чтобы получилась выразительная ком-

позиция. Выбирая цвет бумаги, будьте осторожны и внимательны.

Фон не должен быть особенно ярким, иначе скромные по окраске

листья на нём «потеряются».

Ничего не приклеивайте, я сначала пройду и посмотрю все

работы.

Дети создают свои композиции, а учитель проходит по клас-

су и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.

– Все справились с первой частью работы; превращения по-

лучились очень интересные. Теперь надо довести работу до конца.

Что необходимо сделать, чтобы наши творения не рассыпались, не

исчезли? Верно, приклеить листья и семена. Вспомните, на про-

шлом уроке мы уже познакомились с правилами этой работы. Что

нам об этом известно?

Дети, вероятно, вспомнят, что лист намазывают клеем с

изнаночной стороны, предварительно подложив под него сухую

газетную бумагу. Затем лист прикладывают на своё место в

композиции и осторожно притирают через другой кусочек ма-

кулатуры. Обращаться с листьями следует особенно осторож-

но, так как они очень хрупкие.

Учитель напоминает, что составленную композицию стараем-

ся не разрушить; из неё по очереди берём детали и приклеиваем их

на свои места.

В процессе работы учитель оказывает детям по необходимости

индивидуальную помощь.

Пока ученики завершают работу, учитель снимает с доски

образцы=аналоги. По мере готовности изделий закрепляет их на

доске магнитами.

5. Выставка и оценка работ.

– Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали вол-

шебниками. Какие из представленных здесь превращений кажут-

ся вам наиболее удачными и интересными? Почему?128

Учитель старается ещё раз привлечь внимание детей к

наиболее точному и оригинальному «обыгрыванию» исходных

форм.

– Ваши работы до конца дня будут на стенде, вы сможете рас-

смотреть их более внимательно.

6. Подведение итогов урока.

– Как вы думаете, любой листочек можно превратить во что

угодно или нет? Как угадать, кто в нём спрятан?

Обобщая ответы детей, учитель подводит их к выводу: не-

обходимо внимательно рассмотреть, изучить природную фор-

му и только после этого решить, что из неё можно сделать.

– Чему же мы сегодня научились?

– Внимательно рассматривать листья, угадывать, кто в них

спрятан, и освобождать, превращать их.

– А я ещё хочу добавить, что вы стали более аккуратно рабо-

тать: ни один хрупкий листочек у нас сегодня не сломался и не

порвался. Для волшебников это особенно важно.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4863. Структура программы C++. Служебные слова. Комментарии. Базовые типы данных и операции над ними 75.5 KB
  Структура программы C++. Служебные слова. Комментарии. Базовые типы данных и операции над ними. Логические операции. Побитовые операции. Преобразование типов. Базовый ввод, вывод. Служебные слова. Язык С++ имеет набор зарезервированных служебных сло...
4864. Условные операторы и операторы цикла 40.5 KB
  Условные операторы и операторы цикла. Условные операторы. Язык С++ располагает несколькими условными операторами, позволяющими организовать ветвление в программе. Оператор if реализует простое ветвление, относительно выполнения условия: if ( условие...
4865. Системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Машинное представление базовых типов С++ 67.5 KB
  Системы счисления. Двоичная система счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Перевод целой части. Перевод дробной части. Машинное представление базовых типов С++. Системы счисления. Под числом понимают некоторую абстрактную меру...
4866. Одномерные и многомерные массивы 36.5 KB
  Одномерные и многомерные массивы Массив представляет собой набор переменных одного типа. Элементы массива размещаются в памяти последовательно и индексируются начиная с 0. Доступ к элементам осуществляется напрямую по индексу. Размерность массива оп...
4867. Массивы символов. Работа со строками 47 KB
  Массивы символов. Работа со строками. Несмотря на то, что в состав стандартной библиотеки С++ входит специализированный тип данных для работы со строками string, очень часто для работы со строками используются массивы символов (char). Считается, что...
4868. Указатели. Адресная арифметика. Ссылки 41 KB
  Указатели. Адресная арифметика. Ссылки. Указатели – особый тип данных. Указатель хранит адрес, по которому в памяти располагается некоторый объект (переменная, массив, функция). Можно упрощенно представить память компьютера в виде массива после...
4869. Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete 37.5 KB
  Указатели и массивы. Способы распределения памяти. Динамическое распределение памяти. Операции new и delete. Динамические массивы. Как уже было сказано ранее, массивы представляют собой последовательно размещенную в памяти последовательность перемен...
4870. Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия 46.5 KB
  Функции. Способы передачи параметров. Значения по умолчанию. Рекурсия. Функцией называют поименованный блок программного кода. Передача управления этому блоку в процессе работы программе осуществляется в виде вызова функции. Функция может иметь па...
4871. Функции и массивы. Аргументы командной строки. 52.5 KB
  Функции и массивы. Аргументы командной строки. Массив в С++ никогда не передается по значению, а только как указатель на его первый (т.е. имеющий индекс 0) элемент. Все три следующие объявления функций эквивалентны: void sort( int ) void sort( in...