56441

История древнего мира. Древняя Месопотамия

Реферат

История и СИД

В древней Месопотамии существовали крупные города-государства со сложным управлением, развитыми ремеслами, искусствами и торговыми связями. Это делало регион нестабильным, поскольку их правители враждовали за земли, торговые пути и влияние

Русский

2014-05-10

82.5 KB

2 чел.

История древнего мира

Древняя Месопотамия

Содержание

Введение

1. Древние державы и первые города-государства. Расцвет и падение

2. Враги и союзники. Новые народы и царства

Список используемой литературы

Введение

Месопотамия (от греческого «Междуречье») – колыбель первых в мире цивилизаций.  В третьем тысячелетии до н.э. на юге Месопотамии выросли великие шумерские города-государства: Эреду, Урук, Ур, Лагаш, Иссин, Ниппур, Киш. Была создана единая сеть оросительных каналов, развивалось земледелие, применялись металлические орудия труда. Торговля отделилась от ремесла. Серебро и медь впервые стали использовать в качестве денег. А сокровища, обнаруженные в царском некрополе шумерского города Ура, несомненно, относятся к самым потрясающим археологическим находкам в истории.

В древней Месопотамии существовали крупные города-государства со сложным управлением, развитыми ремеслами, искусствами и торговыми связями. Это делало регион нестабильным, поскольку их правители враждовали за земли, торговые пути и влияние. Но торговля со Средиземноморьем была жизненно важна для народов Месопотамии, поэтому они старались поддерживать дружественные отношения с городами. Однако некоторые правители великих ближневосточных держав имели к этому другое отношение.

1. Древние державы и первые города-государства. Расцвет и падение

Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие.

Орошение заметно повысило урожайность полей: излишков зерна оставалось всё больше. Зародилась меновая торговля: из соседних областей в речные долины привозили лес, камень, медь, золото, драгоценные камни. В обмен вывозили зерно и продукты ремесла – керамику, украшения, статуэтки. Одной из первых земледельческих культур Южной Месопотамии была – Убейдская, названная так по посёлку Эль-Убейд в Ираке, где найдена утварь конца 5 – начала 4 тыс. до н.э.

Ирригационное земледелие резко изменило жизнь местных народов в целом. Получение прибавочного продукта освободило часть людей от работы в полях, ухода за скотом, рытья и обслуживания каналов. Одни посвящали своё время занятиям, не связанным с земледелием: строительству домов, изготовлению орудий труда, утвари, оружия и украшений. Другие становились жрецами, отправлявшими религиозные культы, распределявшими продовольствие, управлявшими системой каналов.

С середины 4 тыс. до н.э. началась новая фаза - эпоха Урукской культуры. Она характеризуется возникновением городов и быстрым техническим прогрессом. Появился гончарный круг, что позволило изготавливать керамику высокого качества и сделать ее доступной широким слоям населения. Тогда же круг-колесо впервые применили и на транспорте. В тележке прирученный осёл мог перевозить груз втрое больше, чем на спине. Но самым важным новшеством стало появление пиктографической письменности.

Возникают и первые города Урук и Джемдет-Наср. Урук и в третьем тысячелетии до н.э. не утратил своего значения, оставаясь крупным культурно-политическим центром шумеров – народа, давшего начало месопотамской цивилизации.

В центре каждого шумерского города стоял величественный храм, посвященный божеству – покровителю города. Шумеры поклонялись сотням божеств. но у каждого города – государства было своё, главное. Жрецы занимались учётом, хранением и распределением собранного зерна, в том им помогал целый штат писцов и чиновников.

Поначалу во главе шумерского города стоял верховный жрец (или жрица), выбиравшийся советом старейшин и собранием полноправных общинников-воинов. Последний быстро утратил своё значение, а  совет старейшин оспаривал власть у правителя, забиравшего все больше полномочий. Города-государства боролись за территории. Пограничные конфликты порой перерастали в жестокие войны. Войсками командовал лугаль - полководец, назначаемый старейшинами. Войны происходили всё чаще, и лугали упрочивали власть. В конце концов, их признали пожизненными верховными правителями и царями - жрецами, передающими свой титул сыновьям. Так возникла наследственная монархия.

Аккадцы жили в Месопотамии севернее шумеров. Они пользовались той же письменностью, но говорили на языке, относящемся к другой группе. В тех краях появился на свет Саргон, более известный в современной историографии как Саргон Древний или Саргон Аккадский. Возглавив огромную армию, он по очереди захватил все города Нижней Месопотамии, а, не удовлетворившись этим, отправился завоевывать Шумер. К Концу жизни он правил крупнейшей по тем временам державой – от гор Амана и Тавра до персидского залива. Однако покоренные народы то и дело восставали. Около 2205-2000 гг. до н.э. страна подверглась нашествию кутиев – племен Иранского нагорья. В битве с ними погиб потомок Саргона, а созданное им царство распалось.  

2. Враги и союзники. Новые народы и царства

Месопотамию окружали народы разных культур. Порой они были союзниками и торговыми партнёрами, но чаще – соперниками, а то и жестокими врагами. Вот некоторые из них.

Элам. Эта страна со столицей в Сузах находилась к востоку от реки Тигр на западе Иранского нагорья. Элам постоянно враждовал с Месопотамией. Около 3000 г. до нашей эры эламиты создали собственное письмо, сначала пиктографическое, затем и слоговое. Элам исчез когда его захватили персы, сделав Сузы зимней резиденцией своих царей.

Индская цивилизация. К середине 3 тыс. до н.э. в долине Инда сложилась земледельческая культура с крупными городскими центрами – Мохенджо-Даро, Хараппа, Калибанган. Города имели четкую планировку, прямые улицы делили их кварталы. Дома возводили из обожженного кирпича, а нечистоты выводились из города по выложенным кирпичом каналам.

Хетты. Воинственный народ, осевший в начале второго тысячелетия до н.э. на востоке Малой Азии (Анатолии) – основали обширное государство, захватив земли от Чороха до Южной Палестины и от Эгейского моря до границ Ассирии и Вавилонии. Хеттский – древнейший из индоевропейских языков, имеющих письменность.

Фригия. На развалинах Хеттской державы в Анатолии возникло множество государств, но самым важным была  Фригия – родина алфавита.

Лидия. После распада Фригии на западе ее владений образовалось новое царство – Лидия. Славилась она своим золотом, серебром, железом и медью, а в греческие легенды вошла как страна несметных богатств.

Арамеи. С середины 14 века до н.э. арамеи – кочевники-семиты из Аравиии заселили Сирийскую степь и долину Среднего Евфрата. Они захватили ряд крупных городов, включая Дамаск и Алеппо, а одно из племен, халдеи, осело на территории Вавилонии. Спустя два века арамеи наводнили всю Переднюю Азию, ассимилировав местные племена, и арамейский язык стал разговорным для всего ближнего Востока вплоть до вытеснения его арабским.

Список используемой литературы:

Белицкий М. «Шумеры.Забытый мир» — М.: Вече, 2000.

Бингэм Д., История древнего мира, М. – 2007

Дьяконова И.М. «История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия». — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983

Тюленев А. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М. — Л., 1956  

Эрлихман В. «Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические таблицы по всемирной истории в 4 тт.»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40498. Плачи И. Федосовой 43 KB
  Федосовой. Речитативы Федосовой оказали влияние на классическую музыкальную традицию русскую оперу. Есть много свидетельств того что Николай РимскийКорсаков встречавшийся с Федосовой использовал мотивы ее речитативов в опере Садко . Творчество Федосовой органично вошло в поэзию Николая Некрасова.
40499. Пословицы и поговорки 21.5 KB
  Общественная ценность пословиц: философский жанр многосторонняя и глубоко осмысленная картина жизни: Вчера не догонишь от завтра не уйдешь. эстетическая ценность простота краткость содержательность выразительность.
40500. Похоронная обрядовая поэзия 20.5 KB
  Отношение живых к умершим: существо злое смысл обряда защититься существо доброе смысл обряда обеспечить канал связи.
40501. Пушкин и фольклор 21 KB
  Пушкин и фольклор. Концепция Пушкина вершина декабристской концепции. Пушкин художник. Пушкин первым ощущает себя профессиональным литератором.
40502. Свадебная обрядовая поэзия 25.5 KB
  Песни пелись во время всего процесса: песни величальные песни корильные причитания невесты Во всех песнях участвуют князь и княгиня а также образы: воли символические образы горя полуразрушенный дом и радости блестит звенит Функции песен: величальные возвеличивание жениха и невесты. Песни имели магическое значение песниобереги. Причитание принципиально строится иначе чем остальные свадебные песни: причитание песня одного человека в то время как остальные песни коллективные.
40503. Своеобразие фантастики в русской народной сказке 21 KB
  Раз исторические представления о том что возможно и невозможно меняется то меняется и представление о фантастике: с течением времени сфера фантастики расширяется а не уменьшается то что раньше не было фантастическим с течением времени может приобрести свойство сказки но назад хода нет.
40504. Сказка «Медведь на липовой ноге» и вопрос о происхождении сказок о животных 27.5 KB
  Сказка Медведь на липовой ноге и вопрос о происхождении сказок о животных. Источники: зооморфные мифы новая социальная действительность Медведь на липовой ноге Загадочность сюжета печальный финал атмосфера страха и ужаса нетипично для русского фольклора. Медведь священное животное может прогонять нечистую силу самые священные части медведя голова и лапы. Первый тип вариантов Медведь на липовой ноге.
40505. Сказка: Общая характеристика. История собирания и изучения 25 KB
  Общая характеристика сказки. Установка на вымысел показывает как носители фольклора относились к сказке: внешняя сторона Носители фольклора не верили в реальность сказки. Сказки на Руси известны с давних времен. В XVIII веке кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания в которых обычно народные сказки подвергались переделке.
40506. Сказки о животных. Своеобразие образа главного героя 36.5 KB
  Басня Волк и ягнёнок Сказка Волк и лиса И там и там изображаются животные а подразумеваются люди. Под маской волка изображаются отдельные черты характера лицемерие и к ним не к человеку у нас однозначное отношение трусость как таковая плохо но трусливого человека можно любить за другие качества а трусость при этом деформируется. Здесь многозначное отношение к волку так как у него много черт характера. если мы говорим о лисе хитрой а волке жадном то мы превращаем сказку в басню а это ни в коем случае делать нельзя...