56448

Типы и структура уроков русского языка

Доклад

Педагогика и дидактика

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...

Русский

2014-05-10

40.5 KB

3 чел.

Типы и структура уроков русского языка

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка:

1) Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: фонетики, грамматики, морфемики, лексики, орфографии (например, слово – состоит из звуков (фонетика), часть речи (морфология), единство морфем(морфемика), член предложения (синтаксис) и т.д.).

2) Соотношение теории и практики.

3) Высокий уровень культуры речи (образцовая речь учителя, художественные тексты).

4) Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (развитие речи, построение текста).

5) Связь данного урока с предыдущим и последующим.

6) Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии.

В зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели выделяются следующие типы уроков:

I. Традиционный комбинированный урок (или урок смешанного типа, на котором проводится повторение, изучение нового, закрепление):

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Актуализация знаний.

4) Этап усвоения новых знаний.

5) Этап закрепления и применения  новых знаний и способов действий (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

6) Этап обобщения новых  знаний и способов действий.

7) Этап информации о домашнем задании.

8) Этап подведения итогов.

II. Урок объяснения (усвоения) нового материала. Его структура:

1) Подготовка к усвоению нового материала.

2) Этап объяснения нового материала.

3) Этап первичного закрепления нового материала (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

4) Домашнее задание.

III. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. Его структура:

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (система упражнений): применение знаний по свёрнутому алгоритму, по аналогии, в измененной ситуации (с привлечением более сложного языкового материала).

3) Коррекция знаний и способов действий.

4) Домашнее задание.

IV. Урок обобщения и систематизации.

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (формулирование обобщённых понятий, правил; создание таблиц, схем, алгоритмов, отражающих обобщаемые знания).

V. Урок проверки и учёта знаний, умений и навыков.

VI. Контрольный урок.

Методика изучения грамматического понятия

Основой усвоения любой теории являются понятия этой науки. В русском языке есть следующие понятия:

  •  общеязыковые и речеведческие: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь и т.д. ;
  •  фонетические: звук речи, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый или мягкий согласный и т.д. ;
  •  понятия графики: буква, точка, запятая и т.д. ;
  •  грамматические: часть речи, имя существительное, склонения, члены предложения, простое и сложное предложение и .т.д. ;
  •  морфемики и словообразования: корень, приставка, родственные слова и т.д. ;
  •  лексические: синонимы, многозначность и т.д.

Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определённого языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки – это признаки отличительные, без которых того или иного понятия быть не может (они составляют его суть).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на 4 этапа:

1) Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Этот этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов.

2) Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

3) Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4) Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Показателями усвоения грамматического понятия являются умения:

  •  отличить данную категорию от исходной;
  •  подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);
  •  пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.

Условия, обеспечивающие усвоение понятий:

  •  активная умственная деятельность учащихся;
  •  целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению (развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ребёнка формируются умения: проводить фонетический, морфемный, грамматический анализы);
  •  осознание существенных и несущественных признаков:

существенные признаки корня: общая, далее неделимая часть родственных слов; несущественные признаки корня: место в слове.

  •  включение нового понятия в систему ранее изученных (школьники должны усвоить следующие основные связи: часть речи – член предложения; род существительного – тип склонения; И.п. – подлежащее, косвенный падеж – второстепенный член).
  •  раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории (т.е. приведение знаний в систему: «Имя существительное» 2 класс – общее понятие; 3 класс –грамматические категории – число, род; 4 класс – склонение, падежи, изменение по падежам).
  •  наглядное изучение понятия (таблицы, схемы, самостоятельный языковой материал).   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70702. Технико-экономические показатели инвестиционного проекта 415.5 KB
  Объектом проектирования выбрана паровоздуходувная электростанция ПВЭС ОАО «ММК». ПВЭС находится в энергопроизводящей группе структуры энергетического хозяйства ОАО «ММК». Структура энергетического хозяйства включает в себя 3 группы...
70703. Изменение системы управления двухбалочного мостового крана 10т-25-22,5 1.1 MB
  Поверочный расчет электродвигателя. Расчет механических нагрузок приведенных к валу двигателя и моментов переключения. Проверка двигателя по нагреву. Характеристики электродвигателя после модернизации.
70704. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 1.17 MB
  Целью анализа является оценка стоимости и структуры имущества предприятия, источников его финансирования, динамики этих показателей. Анализ финансового состояния предприятия проводится на основе данных бухгалтерской отчетности, а именно форм №1 и №2.
70705. Моделирование объектов автоматизации 2.19 MB
  Невозможно представить себе современную науку без широкого применения математического моделирования. Сущность этой методологии состоит в замене исходного объекта (явления, процесса) его «образом» - математической моделью – и дальнейшем изучении модели с помощью реализуемых на компьютера...
70706. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 304 KB
  Курсовой проект состоит из текстовой и графической части. Текстовая часть включает следующие разделы: описание технологического процесса, выбор средств автоматизации, расчет ротаметра, расчет сопротивлений резисторов измерительной схемы автоматического потенциометра...
70707. Разработка дроссельного делителя потока для деления потока в соотношении 1:2 573.5 KB
  Схемы синхронизации гидродвигателей создаются на базе дроссельных делителей и сумматоров потоков. Используя дросселирование потока жидкости, проектируют автоматические регуляторы, поддерживающие равными расходы жидкости в параллельных потоках независимо от нагрузок.