56448

Типы и структура уроков русского языка

Доклад

Педагогика и дидактика

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...

Русский

2014-05-10

40.5 KB

6 чел.

Типы и структура уроков русского языка

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка:

1) Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: фонетики, грамматики, морфемики, лексики, орфографии (например, слово – состоит из звуков (фонетика), часть речи (морфология), единство морфем(морфемика), член предложения (синтаксис) и т.д.).

2) Соотношение теории и практики.

3) Высокий уровень культуры речи (образцовая речь учителя, художественные тексты).

4) Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (развитие речи, построение текста).

5) Связь данного урока с предыдущим и последующим.

6) Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии.

В зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели выделяются следующие типы уроков:

I. Традиционный комбинированный урок (или урок смешанного типа, на котором проводится повторение, изучение нового, закрепление):

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Актуализация знаний.

4) Этап усвоения новых знаний.

5) Этап закрепления и применения  новых знаний и способов действий (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

6) Этап обобщения новых  знаний и способов действий.

7) Этап информации о домашнем задании.

8) Этап подведения итогов.

II. Урок объяснения (усвоения) нового материала. Его структура:

1) Подготовка к усвоению нового материала.

2) Этап объяснения нового материала.

3) Этап первичного закрепления нового материала (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

4) Домашнее задание.

III. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. Его структура:

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (система упражнений): применение знаний по свёрнутому алгоритму, по аналогии, в измененной ситуации (с привлечением более сложного языкового материала).

3) Коррекция знаний и способов действий.

4) Домашнее задание.

IV. Урок обобщения и систематизации.

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (формулирование обобщённых понятий, правил; создание таблиц, схем, алгоритмов, отражающих обобщаемые знания).

V. Урок проверки и учёта знаний, умений и навыков.

VI. Контрольный урок.

Методика изучения грамматического понятия

Основой усвоения любой теории являются понятия этой науки. В русском языке есть следующие понятия:

  •  общеязыковые и речеведческие: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь и т.д. ;
  •  фонетические: звук речи, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый или мягкий согласный и т.д. ;
  •  понятия графики: буква, точка, запятая и т.д. ;
  •  грамматические: часть речи, имя существительное, склонения, члены предложения, простое и сложное предложение и .т.д. ;
  •  морфемики и словообразования: корень, приставка, родственные слова и т.д. ;
  •  лексические: синонимы, многозначность и т.д.

Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определённого языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки – это признаки отличительные, без которых того или иного понятия быть не может (они составляют его суть).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на 4 этапа:

1) Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Этот этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов.

2) Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

3) Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4) Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Показателями усвоения грамматического понятия являются умения:

  •  отличить данную категорию от исходной;
  •  подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);
  •  пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.

Условия, обеспечивающие усвоение понятий:

  •  активная умственная деятельность учащихся;
  •  целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению (развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ребёнка формируются умения: проводить фонетический, морфемный, грамматический анализы);
  •  осознание существенных и несущественных признаков:

существенные признаки корня: общая, далее неделимая часть родственных слов; несущественные признаки корня: место в слове.

  •  включение нового понятия в систему ранее изученных (школьники должны усвоить следующие основные связи: часть речи – член предложения; род существительного – тип склонения; И.п. – подлежащее, косвенный падеж – второстепенный член).
  •  раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории (т.е. приведение знаний в систему: «Имя существительное» 2 класс – общее понятие; 3 класс –грамматические категории – число, род; 4 класс – склонение, падежи, изменение по падежам).
  •  наглядное изучение понятия (таблицы, схемы, самостоятельный языковой материал).   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24870. Сущность и назначение Экономически добавленная стоимость 33.5 KB
  EVA = NOPAT WACC IC NOPAT чистая прибыль после уплаты налогов и до уплаты процентов за кредит. NOPAT=EBIT1T EBITоперац прибыль до выплаты и налогов IC=TANP TАактивы NP безпроцентные тек обязва WACC=KsWsKdWd1T WACC ICсколько должны заплатить за капитал Сущность концепции EVA заключается в том что ставка доходности на вложенный капитал должна покрывать все риски акционеров прдприятия связанные с инвестированием в эту компанию. Предприятие создает добавленную стоимость только в том случае если EVA принимает...
24871. Сущность понятий «цена капитала» и «отдача на капитал» 28.5 KB
  Факторы влияющие на цену капитала: 1 Общее состояние финансовой среды в том числе финансовых рынков. Общая стоимость капитала предприятия складывается из стоимостей его отдельных компонент. На практике основная сложность заключается в определении стоимости отдельных компонент капитала полученных из соответствующих источников.
24872. Теоретические и практические подходы к формированию дивидендной политики 31.5 KB
  Сигнальная теория;6.1 Теория нерелевантности дивидендов. 2 Теория предпочтения дивидендов. 3 Теория налоговых асимметрий.
24873. Целевая структура капитала 32.5 KB
  Под целевой структурой капитала понимается такое соотношение собственного и заемного капитала которое фиксирует менеджер при принятии инвестиционных и финансовых решений. Собственный капитал состоит из уставного добавочного и резервного капитала нераспределенной прибыли и целевых специальных фондов. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала погашение балансового убытка за отчетный год а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели.
24874. Цели и задачи управления капиталом 28 KB
  Практически каждый человек обладающий тем или иным капиталом стремится к тому чтобы его какимлибо образом сохранить и приумножить. В этом собственно и заключается основная задача управления капиталом. Первоначальная задача управления капиталом сводится к наиболее точному определению его размера и возможностей.
24875. ЭФР и особенности его использования 27 KB
  ставку налога на П ЭR СРСП дифференциал финанс рычага СРСП средн. рычага чем больше проценты и чем меньше прибыль тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск. Если заемные средства не привлекаются то сила воздействияфинансового рычага равна единице.
24876. Анализ структуры капитала компании 24.5 KB
  Составляющими собственного капитала являются: уставный капитал и нераспределенная прибыль. Под структурой капитала понимают соотношение собственного и заемного капитала фирмы. Под величинами собственного и заемного капитала чаще всего понимают значения сальдо соответствующих счетов правой части баланса.
24877. Базовые подходы к обоснованию ставки дисконтирования 27.5 KB
  ставка дисконта я ставка использая д перерасчета будх потоков Д в единую величину тек. смысле в роли ставки дисконта выступает требуемая инвестми ставка Д на вложенный К сопостав. ее как стоим привлеч п п К из различн источник ставка дисконтир = WAСС.
24878. Влияние структуры капитала на рентабельность собственных средств и стоимость обыкновенных акций 32.5 KB
  Первая концепция финансового рычага. Эффект финансового рычага DFL это увеличение чистой рентабельности собственного капитала за счет использования предприятием заемных средств несмотря на платность последних. Величину DFL можно рассчитать по следующей формуле: DFL = [D E ] х [ ROA i] х [1 t] Где t ставка налога на прибыль; E собственные средства предприятия; D заемные средства ROA рентабельность активов; Соотношение заемных и собственных средств носит название плечо финансового рычага разница между экономической...