56448

Типы и структура уроков русского языка

Доклад

Педагогика и дидактика

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...

Русский

2014-05-10

40.5 KB

2 чел.

Типы и структура уроков русского языка

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка:

1) Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: фонетики, грамматики, морфемики, лексики, орфографии (например, слово – состоит из звуков (фонетика), часть речи (морфология), единство морфем(морфемика), член предложения (синтаксис) и т.д.).

2) Соотношение теории и практики.

3) Высокий уровень культуры речи (образцовая речь учителя, художественные тексты).

4) Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (развитие речи, построение текста).

5) Связь данного урока с предыдущим и последующим.

6) Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии.

В зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели выделяются следующие типы уроков:

I. Традиционный комбинированный урок (или урок смешанного типа, на котором проводится повторение, изучение нового, закрепление):

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Актуализация знаний.

4) Этап усвоения новых знаний.

5) Этап закрепления и применения  новых знаний и способов действий (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

6) Этап обобщения новых  знаний и способов действий.

7) Этап информации о домашнем задании.

8) Этап подведения итогов.

II. Урок объяснения (усвоения) нового материала. Его структура:

1) Подготовка к усвоению нового материала.

2) Этап объяснения нового материала.

3) Этап первичного закрепления нового материала (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

4) Домашнее задание.

III. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. Его структура:

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (система упражнений): применение знаний по свёрнутому алгоритму, по аналогии, в измененной ситуации (с привлечением более сложного языкового материала).

3) Коррекция знаний и способов действий.

4) Домашнее задание.

IV. Урок обобщения и систематизации.

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (формулирование обобщённых понятий, правил; создание таблиц, схем, алгоритмов, отражающих обобщаемые знания).

V. Урок проверки и учёта знаний, умений и навыков.

VI. Контрольный урок.

Методика изучения грамматического понятия

Основой усвоения любой теории являются понятия этой науки. В русском языке есть следующие понятия:

  •  общеязыковые и речеведческие: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь и т.д. ;
  •  фонетические: звук речи, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый или мягкий согласный и т.д. ;
  •  понятия графики: буква, точка, запятая и т.д. ;
  •  грамматические: часть речи, имя существительное, склонения, члены предложения, простое и сложное предложение и .т.д. ;
  •  морфемики и словообразования: корень, приставка, родственные слова и т.д. ;
  •  лексические: синонимы, многозначность и т.д.

Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определённого языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки – это признаки отличительные, без которых того или иного понятия быть не может (они составляют его суть).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на 4 этапа:

1) Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Этот этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов.

2) Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

3) Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4) Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Показателями усвоения грамматического понятия являются умения:

  •  отличить данную категорию от исходной;
  •  подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);
  •  пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.

Условия, обеспечивающие усвоение понятий:

  •  активная умственная деятельность учащихся;
  •  целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению (развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ребёнка формируются умения: проводить фонетический, морфемный, грамматический анализы);
  •  осознание существенных и несущественных признаков:

существенные признаки корня: общая, далее неделимая часть родственных слов; несущественные признаки корня: место в слове.

  •  включение нового понятия в систему ранее изученных (школьники должны усвоить следующие основные связи: часть речи – член предложения; род существительного – тип склонения; И.п. – подлежащее, косвенный падеж – второстепенный член).
  •  раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории (т.е. приведение знаний в систему: «Имя существительное» 2 класс – общее понятие; 3 класс –грамматические категории – число, род; 4 класс – склонение, падежи, изменение по падежам).
  •  наглядное изучение понятия (таблицы, схемы, самостоятельный языковой материал).   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54697. Осінь золота 237 KB
  Мета: розповсюдження поглиблення і систематизація знань учнів про пору року осінь формувати вміння працювати в групі; виховувати інтерес до літератури рідної мови та любов до природи. Обладнання: Колоски пшениці жита композиції з природніх матеріалів малюнки на тему Осінь. Осінь ведуча одягнена у однокольорове плаття на якому нашите листя клена. Пісня Школа На сцену виходять 5 учнів: 1й Заходить Осінь вклоняється тим хто в залі Непомітно з’явилася осінь Все коротшає день щодобиГлянь берізки уже злотокосіІ в дубів...
54698. Антимонопольная политика государства 22.83 KB
  Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.
54699. Королева Осінь 37 KB
  Діти заходять під марш. Вихователь: Діти сьогодні ми з вами йдемо до країни Осінь. Під тиху музику діти йдуть на півпальцях. Діти розслаблюються.
54700. Основи безпеки життєдіяльності на уроках фізичної культури 326.5 KB
  Техніка безпеки на уроках фізичної культури 1.1 Основи техніки безпеки на уроках фізичної культури 1.2 Профілактика травматизму як основний напрямок техніки безпеки на уроках фізичної культури 1.
54701. Социально-экономическое понятие предприятия 56.5 KB
  Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли
54702. Небезпека від вогню 87 KB
  Складання плану уроку: Історія вогню Що таке пожежа Причини виникнення пожежі Невідкладні дії під час пожежі Як поводитися під час пожежі ІІ. Вчитель: Ця група нагадала нам телефон пожежної служби яка прибуває на допомогу під час пожежі але пожежники кажуть: Пожежі краще запобігти ніж її гасити. Тому передаємо слово групі Юні пожежні які нагадають вам причини виникнення пожежі. Вона показує нам основні джерела займання та причини виникнення пожежі.
54703. Основы генетики, урок 71.5 KB
  Урок: освоение нового материала. Вильгельм Швебель немецкий ученый и публицист Слайд 2 Ход урока: Организационный момент Актуализация знаний. Слайд 3 Генетика рассматривает носители наследственности – хромосомы и гены. Учащиеся записывают в тетради Слайд 4 Наследственностью обладают все живые организмы.
54705. Сценарій Останнього уроку 123 KB
  Шановні гості Ми сьогодні зібралися в цій залі щоб вирядити на широку дорогу дорослого життя наших випускників.її життя починається світанком душі дитинством. Це справді найкраща пора життя людини і проходить вона у школі. Дороги дороги Тернисті і рівні Із пристані школа ведуть у життя.