56448

Типы и структура уроков русского языка

Доклад

Педагогика и дидактика

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...

Русский

2014-05-10

40.5 KB

6 чел.

Типы и структура уроков русского языка

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка:

1) Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: фонетики, грамматики, морфемики, лексики, орфографии (например, слово – состоит из звуков (фонетика), часть речи (морфология), единство морфем(морфемика), член предложения (синтаксис) и т.д.).

2) Соотношение теории и практики.

3) Высокий уровень культуры речи (образцовая речь учителя, художественные тексты).

4) Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (развитие речи, построение текста).

5) Связь данного урока с предыдущим и последующим.

6) Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии.

В зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели выделяются следующие типы уроков:

I. Традиционный комбинированный урок (или урок смешанного типа, на котором проводится повторение, изучение нового, закрепление):

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Актуализация знаний.

4) Этап усвоения новых знаний.

5) Этап закрепления и применения  новых знаний и способов действий (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

6) Этап обобщения новых  знаний и способов действий.

7) Этап информации о домашнем задании.

8) Этап подведения итогов.

II. Урок объяснения (усвоения) нового материала. Его структура:

1) Подготовка к усвоению нового материала.

2) Этап объяснения нового материала.

3) Этап первичного закрепления нового материала (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

4) Домашнее задание.

III. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. Его структура:

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (система упражнений): применение знаний по свёрнутому алгоритму, по аналогии, в измененной ситуации (с привлечением более сложного языкового материала).

3) Коррекция знаний и способов действий.

4) Домашнее задание.

IV. Урок обобщения и систематизации.

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (формулирование обобщённых понятий, правил; создание таблиц, схем, алгоритмов, отражающих обобщаемые знания).

V. Урок проверки и учёта знаний, умений и навыков.

VI. Контрольный урок.

Методика изучения грамматического понятия

Основой усвоения любой теории являются понятия этой науки. В русском языке есть следующие понятия:

  •  общеязыковые и речеведческие: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь и т.д. ;
  •  фонетические: звук речи, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый или мягкий согласный и т.д. ;
  •  понятия графики: буква, точка, запятая и т.д. ;
  •  грамматические: часть речи, имя существительное, склонения, члены предложения, простое и сложное предложение и .т.д. ;
  •  морфемики и словообразования: корень, приставка, родственные слова и т.д. ;
  •  лексические: синонимы, многозначность и т.д.

Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определённого языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки – это признаки отличительные, без которых того или иного понятия быть не может (они составляют его суть).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на 4 этапа:

1) Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Этот этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов.

2) Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

3) Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4) Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Показателями усвоения грамматического понятия являются умения:

  •  отличить данную категорию от исходной;
  •  подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);
  •  пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.

Условия, обеспечивающие усвоение понятий:

  •  активная умственная деятельность учащихся;
  •  целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению (развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ребёнка формируются умения: проводить фонетический, морфемный, грамматический анализы);
  •  осознание существенных и несущественных признаков:

существенные признаки корня: общая, далее неделимая часть родственных слов; несущественные признаки корня: место в слове.

  •  включение нового понятия в систему ранее изученных (школьники должны усвоить следующие основные связи: часть речи – член предложения; род существительного – тип склонения; И.п. – подлежащее, косвенный падеж – второстепенный член).
  •  раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории (т.е. приведение знаний в систему: «Имя существительное» 2 класс – общее понятие; 3 класс –грамматические категории – число, род; 4 класс – склонение, падежи, изменение по падежам).
  •  наглядное изучение понятия (таблицы, схемы, самостоятельный языковой материал).   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42363. Technologies of towbar towing of aircraft 2.32 MB
  Technologies of towbr towing of ircrft The purpose of work is fmiliriztion with the bsic technologicl fetures of ircrft towing nd pushbck procedure sfety of towing procedure lbour precution issues. Filure to do so cn result in dmge to the ircrft cncelltion of flight delys or disruption of trvel for our customers pssengers s well s potentil dngerous dmge to other ircrft or vehicles. Fmiliriztion with the equipment nd towbrs being used including prctice with the pushbck vehicle nd ttched towbr to chieve necessry control to follow...
42365. Двумерные графики. Дифференцирование. Интегрирование функции одной переменной. Интегрирование функции многих переменных. Действия с матрицами 218 KB
  Построить на отдельных рисунках графики функций Бесселя первого рода Jn(x) для различных ее номеров n в интервале. Функции Бесселя вызываются командой BesselJ(n,x), где n – номер функции Бесселя, x – независимая переменная. Построить первые 6 функций Бесселя для. Как они выглядят и чем отличаются друг от друга Сделать подписи осей курсивом
42366. Разработка программного обеспечения управления технической системой 694.5 KB
  Необходимо разработать алгоритм и программу управления угловым движением спутника по углу тангажа в процессе поддержания нулевых угловых отклонений относительно заданного положения. Для обеспечения проверки правильности и отладки этих алгоритмов необходимо разработать имитационную математическую модель внешней среды. Алгоритм управления должен быть реализован в управляющей БЦВМ. Она эмулируется в ПК. В рамках этой эмуляции реализуется заданная дискретная во времени работа управляющего алгоритма. В рамках данной работы недостижима отладка на системной ЦВМ.
42367. Побудова лексичного аналізатора 370 KB
  Граматика створена під впливом мов Pascal та C , зокрема аналогічно першій програма починається з ключового слова program, для початку оголошення використовується слово var. Від мови С було перейнято дужки, що позначають початок і кінець програми, ключове слово main, конструкції умови, циклу та присвоєння.
42368. Побудова синтаксичного аналізатора 198.5 KB
  Синтаксичний аналізатор отримує послідовність лексем з лексичного аналізатора і перевіряє чи може ця послідовність бути утворена за заданим алогритмом граматикою. оп ввід вивід присвоєння цикл...
42370. ВИЗНАЧЕННЯ ВІДНОШЕНЬ ПЕРЕДУВАНЬ ЗА ПРАВИЛАМИ ГРАМАТИКИ 142.5 KB
  Задачею висхідного розбору є зведення вхідного термінального ланцюжка до аксіоми. Для висхідного розбору критичним є тип виводу. Вивід зліва направо визначається таким чином, що на кожному кроці замінюється основа поточної синтенсійної форми. Тоді ланцюжок справа від основи завжди буде складатися лише з термінальних символів. Ключовим питанням при висхідному розборі є питання – як знайти основу та на який не термінал її замінити? Це питання легко вирішується для граматик простого передування.
42371. Системы программирования Turbo Pascal 7.0 1.16 MB
  End Переместиться к концу строки. CtrlEnd Переместиться к последней строке окна. Найдите первое вхождение строки end в тексте программы. Замените все end на 234 .