56448

Типы и структура уроков русского языка

Доклад

Педагогика и дидактика

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...

Русский

2014-05-10

40.5 KB

4 чел.

Типы и структура уроков русского языка

В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка:

1) Взаимосвязь и взаимодействие всех сторон изучаемого языка: фонетики, грамматики, морфемики, лексики, орфографии (например, слово – состоит из звуков (фонетика), часть речи (морфология), единство морфем(морфемика), член предложения (синтаксис) и т.д.).

2) Соотношение теории и практики.

3) Высокий уровень культуры речи (образцовая речь учителя, художественные тексты).

4) Обогащение словаря, формирование грамматического строя речи детей (развитие речи, построение текста).

5) Связь данного урока с предыдущим и последующим.

6) Использование новых достижений дидактики и педагогической психологии.

В зависимости от материала, этапа его изучения, характера построения, цели выделяются следующие типы уроков:

I. Традиционный комбинированный урок (или урок смешанного типа, на котором проводится повторение, изучение нового, закрепление):

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

3) Актуализация знаний.

4) Этап усвоения новых знаний.

5) Этап закрепления и применения  новых знаний и способов действий (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

6) Этап обобщения новых  знаний и способов действий.

7) Этап информации о домашнем задании.

8) Этап подведения итогов.

II. Урок объяснения (усвоения) нового материала. Его структура:

1) Подготовка к усвоению нового материала.

2) Этап объяснения нового материала.

3) Этап первичного закрепления нового материала (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; показ образца применения знаний; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).

4) Домашнее задание.

III. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков. Его структура:

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (система упражнений): применение знаний по свёрнутому алгоритму, по аналогии, в измененной ситуации (с привлечением более сложного языкового материала).

3) Коррекция знаний и способов действий.

4) Домашнее задание.

IV. Урок обобщения и систематизации.

1) Проверка знаний.

2) Тренировочные упражнения (формулирование обобщённых понятий, правил; создание таблиц, схем, алгоритмов, отражающих обобщаемые знания).

V. Урок проверки и учёта знаний, умений и навыков.

VI. Контрольный урок.

Методика изучения грамматического понятия

Основой усвоения любой теории являются понятия этой науки. В русском языке есть следующие понятия:

  •  общеязыковые и речеведческие: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь и т.д. ;
  •  фонетические: звук речи, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый или мягкий согласный и т.д. ;
  •  понятия графики: буква, точка, запятая и т.д. ;
  •  грамматические: часть речи, имя существительное, склонения, члены предложения, простое и сложное предложение и .т.д. ;
  •  морфемики и словообразования: корень, приставка, родственные слова и т.д. ;
  •  лексические: синонимы, многозначность и т.д.

Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определённого языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки – это признаки отличительные, без которых того или иного понятия быть не может (они составляют его суть).

Процесс формирования языковых понятий условно делится на 4 этапа:

1) Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия.

Этот этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые оказываются существенными, т.е. повторяются и отличают исследуемый предмет от других предметов.

2) Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия, введение термина.

3) Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4) Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными.

Показателями усвоения грамматического понятия являются умения:

  •  отличить данную категорию от исходной;
  •  подвести под общее правило отдельные частные случаи (привести примеры);
  •  пользоваться грамматическими знаниями в самостоятельных творческих работах.

Условия, обеспечивающие усвоение понятий:

  •  активная умственная деятельность учащихся;
  •  целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению (развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ребёнка формируются умения: проводить фонетический, морфемный, грамматический анализы);
  •  осознание существенных и несущественных признаков:

существенные признаки корня: общая, далее неделимая часть родственных слов; несущественные признаки корня: место в слове.

  •  включение нового понятия в систему ранее изученных (школьники должны усвоить следующие основные связи: часть речи – член предложения; род существительного – тип склонения; И.п. – подлежащее, косвенный падеж – второстепенный член).
  •  раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории (т.е. приведение знаний в систему: «Имя существительное» 2 класс – общее понятие; 3 класс –грамматические категории – число, род; 4 класс – склонение, падежи, изменение по падежам).
  •  наглядное изучение понятия (таблицы, схемы, самостоятельный языковой материал).   

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45224. Миссия, идеология и направления деятельности профессиональных международных объединений ПР-специалистов: IРRА,СЕRР,IАВС,IРR,РRSА 44.5 KB
  Рост числа профессиональных ассоциаций отражает серьезность усилий предпринимаемых многими специалистами в области ПР в целях придания этой функции должного статуса и дальнейшей ее профессионализации. IРRА пропагандирует престиж профессий специалиста в области РR высокие стандарты и соблюдение этических норм среди специалистов которым приходится иметь дело с международными аспектами РR. IPR издает так называемые Золотые страницы по важнейшим проблемам представляющим интерес для мирового сообщества специалистов в области PR. Это...
45225. Миссия, идеология и направления деятельности российских профессиональных организаций ПР-специалистов: РАСО 33.5 KB
  Миссия идеология и направления деятельности российских профессиональных организаций ПРспециалистов: РАСО РАСО была создана в июле 1991. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО. В основу поведений членов РАСО легли общечеловеческие ценности и универсальные права личности: свобода слова свобода печати и собраний на свободный доступ к информации; ответственность перед обществом в том числе за достоверность точность и честность распространяемой информации. Члены РАСО руководствуются...
45226. Кодексы профессионального поведения профессиональных зарубежных сообществ: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 61.5 KB
  Положения кодекса приняты с целью пропаганды и активного внедрения высоких стандартов общественной деятельности и этики поведения членов РRSА. Член обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию доверенную ему нынешними или бывшими клиентами или служащими. Член не должен представлять интересы одной из конфликтующих сторон без согласия на то всех заинтересованных сторон. Член не должен заниматься никакой деятельностью которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.
45227. Кодекс профессионального поведения российского корпоративного сообщества ПР-специалистов: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 31 KB
  Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО. В основу поведений членов РАСО легли общечеловеческие ценности и универсальные права личности: свобода слова свобода печати и собраний на свободный доступ к информации; ответственность перед обществом в том числе за достоверность точность и честность распространяемой информации. Члены РАСО руководствуются пониманием важности формирования и внедрения этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности. Для контроля за соблюдением членами...
45228. Типовая структура, принципы организационного строения и функции подразделений корпоративной PR-службы 25.5 KB
  Деятельность PRотдела строится в соответствии с целями и задачами компании; цели могут быть краткосрочные среднесрочные и долгосрочные. должен оперативно получать информацию от других подразделений компании для реализации поставленных задач. должен принимать участие в планировании мероприятий с участием руководства компании которые будут иметь общественный резонанс. Принципы организационного строения: PRотдел создается как один из системообразующих элементов который в полном объеме выполняет функции PR и рассматривается в качестве...
45229. Деятельность консалтингового агентства: приоритеты, технологии, преимущества и недостатки 24.5 KB
  Направления консалтинговой деятельности: экономическая сфера управленческий консалтинг; социальная сфера организация систем образования здравоохранения культуры; правовая сфера создание правовой базы организации юридическое консультирование; сфера культуры политическое консультирование консультирование по вопросам функционирования культурных организаций; экологическая сфера социальная экология экология человека.
45230. Аудитория ПР-коммуникаций: технологии выявления, характеристики и формирование 27.5 KB
  В качестве аудитории рассматривается некоторая совокупность реальных или потенциальных потребителей проявляющих сходные черты потребительского поведения и характеризующихся одинаковой реакцией на маркетинговые мероприятия. Критерии определения целевой аудитории: в ее состав включаются те соц. Характеристика целевых и контактных групп: Задачи данного этапа определить причины возможной потребительской мотивации аудитории; понять источник нормативной активности аудитории т. Определение аудитории.
45231. Спрос как базовая характеристика нормативного потребительского поведения аудитории: механизмы и технологии формирования 45 KB
  Можно обозначить следующие механизмы и технологии формирования спроса: Стимулирование спроса выгодной сделкой. Расширение спроса как правило происходит за счет случайных и непостоянных потребителей. Если же речь идет о товарах широкого спроса то целевая группа весьма неопределенна в своих границах а потенциалы контактных аудиторий значительны.
45232. Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения, характеристика сегментов, цели и задачи коммуникации 22 KB
  Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения характеристика сегментов цели и задачи коммуникации Внутренняя аудитория персонал организации. Технология определения: Технология определения аудитории зависит от целей и задач коммуникации. Для достижения определенных целей и задач коммуникации требуется сегментирование аудитории выделение аудитории для тренинга и т. Характеристика сегментов: Существуют следующие критерии сегментирования: уровень профессиональной коммуникации.