56452

Типы уроков русского языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Применительно к организации учебного процесса на уроках русского языка можно выделить следующие структурные компоненты: а организационный момент начало урока; б проверка письменных домашних заданий...

Русский

2014-04-05

68.5 KB

11 чел.

Типы уроков русского языка

Уроки, классифицируемые в соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения материала учащимися

Уроки изучения нового материала

Уроки закрепления знаний, умений и навыков

Повторительно-обобщающие уроки

Комбинированные уроки

Уроки развития речи

Уроки обучения изложениям

Уроки обучения сочинениям

Типы уроков вспомогательного характера

Уроки анализа письменных работ учащихся

Контрольные работы

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Известно, что каждый урок, который проводится учителем, обладает определенной структурой. Компоненты этой структуры, при всем разнообразии содержательной стороны уроков, могут быть типизированы, обобщены.

Применительно к организации учебного процесса на уроках русского языка можно выделить следующие структурные компоненты:

а) организационный момент (начало урока);

б) проверка письменных домашних заданий;

в) устный опрос учащихся;

г) психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний;

д) изучение нового материала;

е) закрепление знаний, умений и навыков (на уроках изучения нового
материала);

ж) работа по дальнейшему углублению и обобщению знаний, умений
и   навыков   (на  уроках,   главной   целью   которых   является   закрепление,
обобщение и систематизация знаний);

з) задание на дом;

и)      подведение итогов урока.

Остановимся подробнее на каждом из дидактических компонентов урока.

НАЧАЛО УРОКА

Эту часть урока, продолжительностью от одной до полутора минут, в школьной   практике   иначе  называют  организационным моментом.

Войдя в класс, учитель за весьма короткий промежуток времени должен выяснить многое: все ли учащиеся явились на занятие, у всех ли на партах имеются необходимые учебные пособия, тетради, словари, кто из учеников пришел в класс после длительного перерыва в занятиях из-за болезни, каково санитарное состояние класса и т. п.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Выборочная проверка. Это способ, требующий от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты в соответствии с целевой установкой учителя.

Самопроверка. Это способ, при котором учащиеся проверяют свои работы путем сличения их с образцами выполнения упражнений, заранее записанными на классной доске или демонстрируемыми на экране с помощью специальной аппаратуры. Самоконтроль за правильностью выполнения заданий может осуществляться учащимися также с помощью словарей, справочных пособий, альбомов, наглядных таблиц и т. п.

Указанный способ проверки заданий письменного характера особенно важную роль играет в развитии орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, приучая их самостоятельно замечать и исправлять ошибки в своих работах. В целом данный способ может в значительной мере способствовать формированию у учащихся познавательных мотивов самообразования, состоящих в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Взаимопроверка. Это способ, когда учащиеся, обменявшись тетрадями, отмечают в работах друг друга ошибки.

Каждый из учащихся может проверять работу своего соседа. Однако иногда по собственному выбору или по назначению учителя тетрадями могут обмениваться учащиеся, сидящие в разных концах класса. Это, как показывает опыт, вносит известное разнообразие в работу учащихся и позволяет каждому ученику иметь более четкое представление о том, как выполняются домашние задания классом в целом.

Достаточно эффективной оказывается взаимопроверка работ учащимися под контролем помощников учителя — консультантов, научаемых им из числа лучших учеников.

В этом случае к каждому ряду парт прикрепляется не менее двух учеников-консультантов, которые во время взаимопроверки работ учащимися, стараясь не нарушать тишины в классе, медленно проходят по рядам и вполголоса дают консультации тем учащимся, которые в них нуждаются.

С целью повышения уровня взаимоконтроля за правильностью выполнения домашних заданий указанный способ проверки целесообразно соединять со способом самоконтроля,   показывая учащимся предварительно сделанные на   классной доске записи, содержащие слова с трудными орфограммами, а также предложения и целые   тексты,   пунктуационное   оформление   которых  является достаточно сложным.

Важной составной частью этого способа проверки домашних заданий является итоговая беседа учителя с учащимися, в ходе которой выясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения и исправления.

В процессе выполнения подобной работы у школьников развивается орфографическая и пунктуационная зоркость, а также умение самостоятельно определять характер ошибок и находить средства для их преодоления.

Выполнение учащимися в классе работы, аналогичной домашней. В этом случае домашнее задание в классе может не проверяться, поскольку учитель имеет возможность проверить и оценить его после уроков. Учащимся же предлагается выполнить задание, аналогичное домашнему, например: списать текст с доски или из учебника, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, составить предложения по данным опорным словам или синтаксическим моделям и т. п. По качеству выполнения подобного задания учитель может судить о глубине понимания учащимися изученного материала, а также о том, насколько самостоятельно они делают уроки дома.

Желательно предлагать учащимся дифференцированные задания, чтобы обеспечивать индивидуальный подход к разным по уровню развития и степени подготовленности ученикам.

Проверка задания с помощью диктанта. Суть этого способа состоит в следующем. Готовясь к уроку, учитель выписывает из упражнения, предложенного учащимся накануне в качестве домашнего задания, трудные в орфографическом отношении слова или синтаксические конструкции, содержащие сложные случаи постановки знаков препинания.

Начиная урок, учитель диктует учащимся выбранные из домашнего упражнения слова или предложения. По результатам этой диктовки можно судить, насколько освоены учащимися навыки правописания, опирающиеся на недавно изученную теорию.

Занимаясь подобной работой, необходимо учитывать уровень подготовки учащихся по русскому языку. Если класс, где предполагается провести проверку домашнего задания с помощью диктанта, состоит из учащихся, которые в целом имеют достаточно прочные правописные навыки, то работа учащихся может быть организована указанным способом.

Если же обнаружится, что учащиеся имеют слабые знания по русскому языку, то, прежде чем начать диктовку, учителю следует разобрать с учащимися все трудные случаи правописания, которые встретились им в их домашней работе. В противном случае при написании диктанта учащиеся могут допустить те же ошибки, которые ими были сделаны при выполнении домашнего задания, что весьма отрицательно скажется впоследствии на формировании соответствующих правописных навыков школьников.

Для контроля целесообразно вызвать одного ученика писать диктант на невидимой части классной доски (т. е. поставленной под углом к классу).

Затем записи на классной доске показываются всему классу, коллективно обсуждаются, допущенные ошибки исправляются, после чего каждый ученик еще раз тщательно проверяет записи в своих тетрадях.

Проверка домашнего задания с помощью консультации. Для того чтобы приучить школьников выполнять домашние задания без ошибок, а допущенные ошибки своевременно исправлять, при проверке знаний в классе можно применять способ консультации учащихся преподавателем.

Работа может быть организована следующим образом. Вначале учащимся сообщается, что их письменные домашние работы после проверки в классе с помощью консультации будут проверяться и оцениваться после уроков учителем. Причем отметки за работы учитель поставит гораздо строже, чем это делается при оценке работ контрольного характера. (Например, за одну оставшуюся неисправленной ошибку ученик может получить тройку, а за две — двойку.)

В связи со сказанным учащиеся должны быть предельно внимательными во время консультации, которую организует учитель. При этом используется способ обнаружения ошибок учащимися, обычно применяемый при написании диктанта «Проверяю себя».

Вначале учащимся предоставляется возможность внимательно перечитать тексты домашних работ и отметить все случаи написаний, в правильности которых они сомневаются.

Затем организуется беседа учителя с классом. Учащиеся задают учителю вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Учитель адресует соответствующие вопросы классу в целом, вовлекая тем самым всех учащихся в активную мыслительную деятельность.

Каждый учащийся должен стремиться задавать вопросы классу, выслушивать на эти вопросы ответы своих товарищей и исправлять допущенные в домашней работе ошибки. Надо также не оставлять без внимания ответы одноклассников на вопросы других учеников, всякий раз сверяя свои работы с тем, что говорится на уроке о характере тех или иных орфограмм или пунктограмм.

Учителю нельзя разрешать учащимся по нескольку раз спрашивать о характере одних и тех же написаний. В этом случае внимание учащихся будет рассеиваться.

Практика показывает, что подобный вид проверки письменных домашних заданий является весьма эффективным во многих отношениях. Во-первых, он развивает орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, во-вторых, повышает ответственность за порученную работу и, наконец, дисциплинирует мышление и совершенствует волевые качества школьников, приучая их настойчиво и терпеливо преодолевать трудности в работе.

УСТНЫЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ

Многочисленные наблюдения за работой учителей русского языка показывают, что в школах нередко применяются однообразные способы устного опроса учащихся. Одним из таких способов является фронтальный опрос.

При указанном способе опроса на уроках прежде всего не создается условий для развития устной монологической речи учащихся. Что же касается домашней работы, то учащиеся, выполняя всевозможные письменные задания учителя, обычно довольно безразлично относятся в процессе подготовки уроков дома к освоению теории. В результате этого знания учащихся могут оцениваться недостаточно объективно.

Основным же способом определения уровня знаний, умений и навыков школьников должен быть индивидуальный опрос, проводимый под контролем и при активном участии в работе всех учащихся данного класса. Способов активизации работы учащихся в данном случае можно назвать немало: это и «перекрестная» постановка вопросов (от учителя к классу и от класса к отвечающему и к учителю), и требование составить план ответа ученика, стоящего у доски, и взаимное рецензирование ответов, и дополнения к ответу, и включение в опрос учеником, отвечающим у доски, кого-либо из своих товарищей, и т. п.

Следует иметь в виду, что индивидуальный опрос весьма ценен не только как способ более углубленной и разносторонней проверки знаний учащихся, но и как средство совершенствования их речевых навыков, эмоционально-волевой сферы, воли, выдержки, умения общаться с аудиторией.

Проводя индивидуальный опрос, учитель должен прежде всего позаботиться об организации внимания класса. С этой целью вопрос сначала ставится перед всеми учащимися, а затем, после непродолжительной «психологической паузы», называется фамилия ученика, намеченного для опроса.

Необходимо всячески избегать шаблонных, небрежно сформулированных вопросов и заданий.

Высокой эффективностью отличаются обычно устные ответы учащихся, подготовленные ими в процессе предварительной работы у классной доски (так называемый «комбинированный» опрос). Желательно, чтобы вызванные для ответа учащиеся, выполняя задания, писали на тех частях раздвижной доски, которых не видят остальные учащиеся (практически это, как уже отмечалось ранее, вполне можно сделать, помещая раздвижные части доски под углом к классу).

В то время как вызванные к доске ученики готовятся к ответу, с классом ведется фронтальная беседа или учащиеся самостоятельно выполняют какое-либо задание учителя. Как только учащиеся, стоящие у доски, оказываются готовыми к ответу, начинается их «перекрестный» опрос. В данном случае важно следить за тем, чтобы вопросы отвечающим задавал не только учитель, но и сами учащиеся. Стоящие у доски ученики также могут задавать вопросы классу.

Оценки при индивидуальном и «комбинированном» опросе должны объявляться учащимся сразу же по окончании опроса. Если же учитель стремится отодвинуть момент объявления оценок в самый конец урока, то это приводит к тому, что воспитательная роль оценки знаний в значительной мере утрачивается: ведь к концу урока многие учащиеся забывают, как отвечали их товарищи, и не проявляют живого интереса к тому, как оцениваются их знания.

В ряде случаев на уроках русского языка может применяться так называемый «уплотненный» опрос». С этой целью в начале урока несколько учеников (двое-трое, а иногда и более) садятся на специально отведенные для этого места (обычно за первые парты) и начинают выполнять предложенные учителем задания в письменной форме. Класс в это время занимается каким-либо видом самостоятельной работы.

Как только ученики, работающие по индивидуальным заданиям учителя, выполнят работу, начинается их опрос перед классом.

Ради экономии времени учащиеся могут кратко изложить главную суть полученных ими заданий и рассказать об основных способах их выполнения. Что же касается более тщательной проверки, то ее осуществляет сам учитель в то время, когда класс начинает заниматься различными видами самостоятельной работы.

Оценки в таком случае могут объявляться учащимся в конце урока.

Практика показывает, что подобная форма опроса наиболее приемлемой оказывается для уроков закрепления знаний, умений и навыков, и особенно для повторительно-обобщающих уроков. Именно на этих уроках учитель имеет возможность специально выделять время для бесед с учащимися по итогам выполненных ими письменных заданий.

На уроках же изучения нового материала к «уплотненному» опросу прибегать не следует, поскольку основная часть времени должна затрачиваться на изучение и закрепление новых знаний, так что для проведения «уплотненного» опроса времени может не хватить.

Важное место в системе учета и оценки знаний учащихся занимают письменные контрольные работы, периодически проводимые учителем на уроках закрепления знаний, умений и навыков, и особенно на повторительно-обобщающих уроках. В данном случае учитель получает возможность углубленно проверить знания всех учащихся одновременно.

Для того чтобы обеспечить дифференцированный подход к учащимся в зависимости от уровня их развития и степени подготовленности по русскому языку, целесообразно всякий раз заготавливать несколько вариантов заданий - от менее трудных до более сложных.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА

На данном этапе урока основная цель работы учителя состоит в том, чтобы вызвать повышенный интерес у школьников к изучению нового материала путем глубокого осмысления ими исследовательской задачи. Это может быть достигнуто прежде всего посредством создания в классе так называемых проблемных ситуаций.

Известно, что проблемная ситуация возникает в тех случаях, когда учащиеся начинают осознавать известный недостаток знаний, когда обнаруживается, что для решения новых учебных задач им необходимо приобрести некоторые новые умения и навыки.

Проблемная (поисковая) ситуация может быть создана как через посредство предъявления учащимся специальных заданий поискового характера, так и путем постановки вопросов, предполагающих творческое осмысление изучаемого материала.

Вместе с тем для создания на уроке творческой атмосферы, настраивающей учащихся на серьезное отношение к изучению нового материала, вовсе не обязательно всякий раз прибегать к использованию элементов занимательности. В целом ряде случаев учитель в своем вступительном слове может кратко, но убедительно рассказать о практическом значении того теоретического материала, который будет изучаться на уроке, указать на специфические трудности, обычно возникающие у учащихся при рассмотрении тех или иных понятий, правил, определений.


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вызвав повышенный интерес у учащихся к работе на уроке, учитель переходит к изучению нового материала. В зависимости от целей, задач урока, характера языкового материала, который рассматривается на уроке, а также учитывая познавательные возможности класса, он избирает один из методов обучения. Это может быть или рассказ учителя, или беседа, или самостоятельная работа.

Используя указанные методы, учитель должен позаботиться о том, чтобы урок был оснащен наглядными пособиями и техническими средствами, чтобы в случае необходимости в ходе работы с учащимися применялись элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты).

Особое внимание должно быть уделено своевременной подготовке к уроку классной доски.

Все это, как известно, позволяет учителю своевременно, до начала урока, готовить нужные записи, чертить схемы, прикреплять необходимые таблицы и картины.

Следует помнить, что до начала работы с учащимися все части классной доски должны быть закрыты шторками или какими-либо иными приспособлениями. Это чрезвычайно важно для организации на уроке внимания учащихся и имеет прямое отношение к совершенствованию их наблюдательности, зрительной зоркости, к воспитанию интереса к работе, поскольку необходимый дидактический материал, помещенный на доске, показывается учителем не сразу весь полностью, а открывается постепенно в соответствии с решением определенных задач урока.

Занимаясь вопросами методики изучения нового материала, учитель должен прежде всего обеспечивать правильное соотношение индукции и дедукции в процессе работы над соответствующими понятиями, определениями, правилами, ни в коем случае не допуская переоценки индуктивного способа рассмотрения учебного материала в ущерб дедуктивному. Однако в практике преподавания русского языка подобная тенденция обнаруживается довольно часто, и свое проявление она находит прежде всего в том, что от учителя нередко требуют, чтобы почти весь материал с учащимися он изучал с помощью наблюдений над языком, осуществляя их в ходе беседы, т. е., по сути дела, индуктивным способом. В то же время дедуктивный способ, дающий возможности наиболее экономно знакомить учащихся с обобщенными положениями лингвистической науки в процессе рассказа учителя, нередко незаслуженно предается забвению.

При таком положении дела значительно страдает развивающая сторона обучения, ибо только лишь правильное соотношение индуктивных и дедуктивных способов умозаключения на уроках может обеспечивать формирование у учащихся полноценных знаний. Поэтому индукцию и дедукцию ни в коем случае нельзя противопоставлять друг другу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63539. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны 1.14 MB
  Однако целых три столетия до этого имя хазар не сходило со страниц летописей разных народов и не случайно поскольку именно их держава каганат до возвышения Руси доминировала в Восточной Европе.
63540. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 98.5 KB
  Основы экономики общества и ее структура. Роль экономики в развитии общества. Цикличность рыночной экономики. Необходимость практика и перспективы экономических реформ преобразования командной экономики.
63541. ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА БАНКА РОССИИ 83 KB
  Издаваемые в форме указаний о внесении изменений и дополнений в действующие правила положения Банка России принимаемые нововведения в большинстве случаев касаются отдельных вопросов правил и не изменяют базовых принципов положенных в их основу включая подходы к терминологии структуре содержания и форме изложения.
63543. Правонарушения и юридическая ответственность 71.5 KB
  Социально-правовая активность определяется главным образом высоким уровнем правосознания сформировавшегося на основе идейной убежденности и в общественной пользе поступка осознания долга перед обществом знания прав и обязанностей профессионального чувства ответственности.
63547. Реализация и толкование норм права 69 KB
  Реализация права есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.