56480

Индивидуальная образовательная траектория учащихся по русскому языку и литературе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Современная школа со всеми ее достоинствами и недостатками место уникальное. Как вооружить ребенка качественными знаниями по русскому языку и литературе как подготовить его к жизни Требования современности к выпускнику школы личный опыт работы...

Русский

2014-04-05

312 KB

53 чел.

Баранова Т.Н.,

учитель русского языка и литературы, специалист I квалификационной категории, общеобразовательной школы I-II ступеней №7  г.Ясиноватой

Индивидуальная образовательная траектория  учащихся

по русскому языку и литературе 6класс

         Современная школа со всеми ее достоинствами и недостатками - место уникальное. Уникальное потому, что именно здесь растет будущее страны. И это «будущее»  должно быть всесторонне развито. Всестороннее развитие  – это в первую очередь качественное образование. Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Как вооружить ребенка качественными знаниями по русскому языку и литературе, как подготовить его к жизни?

        Требования современности к выпускнику школы,  личный опыт работы в школе, знакомство с  новинками методической литературы натолкнули на мысль о создании для каждого ученика так называемой «  индивидуальной образовательной траектории» в изучении русского языка и литературы.  Изначально эта мысль касалась учеников только классов с украинским языком обучения, однако позже пришло убеждение в необходимости создания такой траектории и для учеников классов с русским языком обучения.

      В педагогической среде  и вне ее утвердилось мнение, что русский язык  один из трудных предметов, и научить всех детей грамотно писать и говорить очень непросто. Более того, успешность в обучении грамотности тесно связана с чтением, а современные школьники читают мало, особенно классику. Изменить существующее положение вещей невозможно даже при очень усердной работе только на уроках. В такой ситуации, по-моему, очень актуальной становится идея реализации индивидуальной образовательной траектории при обучении русскому языку и литературе.

    Понятие образовательной траектории «отражает, прежде всего, идеи индивидуализации и дифференциации обучения»  (В. А. Крутецкий.) Индивидуализация обучения исходит из необходимости ориентироваться не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. 

      Дифференциация же означает «учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей …» (И.Э. Унт)

      «Индивидуальная образовательная  траектория обучения (ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося  в образовательном процессе» (А.В.Хуторской)

     То есть - это  та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в  процессе изучения русского  языка  и литературы  с учетом своих способностей, уровня знаний. «Основной смысл – индивидуальной образовательной траектории  заключается  в приобретении учащимся образования в личностно-значимой области (теме, предмете), создании учеником своих личностно-значимых продуктов: внутренних – развитие личностных познавательных, творческих качеств и внешних – создание своих сочинений, проектов» (А.В.Хуторской)

    На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые  влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.д.

    ИОТ в данном случае строится на изучении и углублении  знаний базисного материала по русскому языку и литературе  в 6 классе и чтении внепрограммной художественной  литературы, большей частью  классической.

   Цель такой работы:

  •  становление и развитие языковых, речевых, коммуникативных, творческих способностей учащихся, способностей к пониманию и интерпретации текста;
  •  становление личности посредством чтения русской  литературы  в процессе творчества как одной из наиболее органичных форм вхождения человека в культуру;
  •  ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку.

Ожидаемые результаты:

Схему индивидуальной траектории учения по русскому языку

и литературе можно  представить таким образом


Структура определения ИОТ

по языку и литературе для каждого ученика

    Выявление уровня знаний по языку позволит определить, есть ли у ученика пробелы в знаниях, насколько осознанно он ориентируется в учебном материале, интересно ли ему заниматься языком.

    Дифференциация по уровню знаний даст возможность решить, достаточно ли ученику ликвидировать пробелы по предмету и повысить уровень успеваемости, или ему надо выявить направление творческой деятельности, круга чтения классической литературы, таким образом, выйти на более высокий уровень развития.

    Индивидуальная образовательная  траектория по предмету  во внеурочное время дает возможность работать с целым классом: и со слабоуспевающими учащимися, и с одаренными детьми.

    Для  учащихся с начальным уровнем знаний  распределяю учебный материал таким образом:

I - задания базового уровня на отработку умений, навыков:

усвоение теоретических знаний, выполнение упражнений, работа над ошибками, списывания, выполнение разных видов  разборов с помощью учебника, работа со словарями.

II - задание частично-поискового уровня: составить высказывание на лингвистическую тему, привести примеры.

III - задание познавательно-творческого  плана: прочитать рассказ, повесть одного из русских классиков (на выбор), составить высказывание (можно по аналогии).  

  Для учащихся с достаточным и высоким уровнем задания преимущественно творческого плана или углубление учебного материала:

I - задание познавательно-творческого  плана: прочитать рассказ, повесть одного из русских классиков, написать отзыв о прочитанном, составить высказывание об актуальности прочитанного.

II - задания исследовательского плана: сравнить описание местности, пейзажа, сюжет и т.д.  у разных авторов, высказать свое мнение (особенно актуален этот момент для классов с украинским языком обучения, потому что сравнение можно строить на материале литературных произведений  русских и украинских авторов: программных и внепрограммных, таким образом, расширяя знания  русской литературы и углубляя знания по украинской литературе); сравнить язык произведения  с современным языком.   

III - задания творческого плана: для старшеклассников – создать проект, написать разного рода сочинения: эссе, рассуждения, идентификацию или попытаться создать свое произведение. См. приложение   1, 2

      Польза чтения поистине велика, ведь именно чтение  развивает логическое мышление,   учит общаться с людьми, а сопряженное с работой по языку, образовывает и приносит весомые результаты.

       Не могу не сказать и  о следующем: индивидуальная образовательная траектория в данном случае дает возможность активной   социализации школьника.

     «Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат» (Л.В. Мардахаев).    

     Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. В данной ситуации присвоить социальный опыт  помогает содержание художественной литературы, межличностные контакты, а проявить индивидуальность можно выполняя различные задания, прежде всего, творческого плана, а также задания, связанные со структурированием, умением систематизировать материал.

          Таким образом, реализация индивидуальных образовательных

траекторий позволяет отойти от устоявшихся стереотипов в школьном образовании и решить многие проблемы.                                                                                                                                             

Приложение 1

Индивидуальная образовательная траектория

по русскому языку и литературе

Класс   6  

Програма   Російська мова       5-12 класи

для загальноосвітніх закладів з російською мовою навчання

«Букрек», 2005р

Учебники основные:

Быкова Е.,  Давидюк Л ., Стативка В. Русский язык: 6 класс.-  К.: Педагогічна преса, 2006.

Волощук Е. Литература: 6 класс.-  К.:Генеза, 2006.

Дополнительная   литература:

Арсирий А.,  Дмитриева Г. Занимательная грамматика русского языка.-

М.:  Просвещение, 1997.

Толстой Л.  Басни и сказки - АСТ ,Астрель,2007

Лермонтов М. «Ашик –Кериб»-Амфора .2011

Куприн А.  «Синяя звезда»- Эксмо-Пресс,2006

Паустовский К. «Старый повар» -,Москва, 1953 , Издательство Московский рабочий.

Яковлев Ю .Рассказы -Советская Россия 1971


Приложение 2

Индивидуальная образовательная траектория по русскому языку и литературе 6 класс

Тема раздела

Художественное произведение

Сроки сдачи темы

Время консультаций

Задания

начального и среднего уровня

Формы контроля

Задания  

достаточного и высокого  уровня

Формы контроля

Конечный продукт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Имя существительное

Басни и сказки Л.Толстого

Вторник, четверг

1

Прочитать 2-3 басни и сказки

Л. Толстого

Т

1

Прочитать 4 - 5 басен и сказок

Л. Толстого

Т

1

Иллюстрации произведений  

И. Крылова

2

Списать понравившуюся басню, отметить в ней существительные, разных склонений, родов

И

2

Докажите, что

перед нами басня

И

2

Книжка-раскладка для малышей по басням Л.Толстого

3

Объяснить, почему эти сказки и басни особенно хороши для детей

И

3

Чем похожи и в чем разница басен И. Крылова и Л.Толстого

И

4

Составьте словарный диктант из существительных с безударной гласной, сомнительной согласной

в корне

И

4

Составить басню по аналогии

И

5

Составить книжку-раскладку для малышей по басням Л.Толстого

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Имя прилагательное

М. Лермонтов

1

Прочитать сказку «Ашик-Кериб»

Т

1

Прочитать сказку «Ашик-Кериб»

Т

1

Выставка кроссвордов

2

Привести примеры  из сказки прилагательных качественных и относительных, притяжательных

И

2

Написать отзыв о прочитанной сказке

И

2

Проект об особенностях написания имен прилагательных       

3

Чем вам понравился Ашик- Кериб?

И

3

Составить кроссворд по сказке

И

4

Найдите в тексте примеры, подтверждающие правила написания НЕ  с именами прилагательными

И

4

Кратко изложить сказку для братика, сестрички

И

5

Подготовьте проект об особенностях написания имен прилагательных                           

Г  

 Имя числительное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

А. Куприн

1

Прочитать рассказ

А. Куприна «Синяя звезда»

Т

1

Прочитать рассказ

А. Куприна «Синяя звезда»

Т

1

Проект

особенности написания имен числительных                         

2

Выписать отрывок от слов «Добрый король ЭРН 23 был женат»

И

2

Рассказ немного перекликается с «Книгой книг» Объясните, в чем обнаруживается эта близость.

И

3

Выписать  числительные из  текста, указать их разряд.

И

3

Представьте себе,

что вы принцесса Эрна ХIII. Напишите о себе от 1 лица

И

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Имя числительное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

А. Куприн

4

Произвести морф разбор  трех числительных

И

4

Подготовьте проект об особенностях написания имен числительных                               

Г

5

Кто из героев рассказа вам понравился

И

Местоимение

К. Паустовский «Старый повар»

  

1

Прочитать рассказ

К.Паустовского

«Старый повар»

Т

1

Прочитать рассказ

К.Паустовского

«Старый повар»

Т

1

Проект

«Зачем нужны местоимения"                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

2

Выписать из текста примеры  местоимений, распределив их по разрядам

2

Порекомендуй прочитать рассказ

товарищу (составь письменно рекламу рассказа)

2

Сочинение  

«Музыка и мы»  

3

Найдите описание внешности каждого героя. Перечислите его душевные качества, используя при этом прилагательные разных разрядов

3

Подготовьте проект

«Зачем нужны местоимения"

4

Напиши сочинение «Музыка и мы»

Служебные части речи

Ю. Яковлев  Рассказы

1

Прочитайте  рассказы

Ю.Яковлева: «Желтый слон»,

«Мальчик с коньками»

«Зеленая чернильница»

Т

1

Прочитайте  рассказы

Ю.Яковлева: «Желтый слон»,

«Мальчик с коньками»

«Зеленая чернильница»

Т

1

Тесты для проверки знаний по теме

2

Какой из рассказов вам понравился больше всего и почему, развернутый ответ

И

2

Напишите отзыв об одном рассказе

И

2

Отзывы о рассказе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Служебные части речи

Ю. Яковлев Рассказы

3

Приведите примеры предложений с союзами, укажите их группу

И

3

Выпишите 3-4 предложения с производными предлогами. Обоснуйте свой выбор.

И

4

Составьте тесты для проверки знаний по теме

Г

Примечание:

Контроль : Ф - фронтальный; И - индивидуальный;  Г – групповой.


Использованная литература:

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2000

Хуторской А.В.  Современная дидактика- Питер, 2004.

 Крутецкий  В.А. Психология обучения и воспитания школьников  «Просвещение», М. 1976 .

Унт И.Э.   Индивидуализация и дифференциация обучения -М.:   Педагогика, 1990.

Л.В. Мардахаев     Социальная педагогика- М.: Гардарики, 2005

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:

Учебное пособие- М.: Народное образование,1998.

      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80998. Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение 30.24 KB
  имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.
80999. Категории детей с задержкой психического развития, их развитие и обучение 29.64 KB
  Причины выраженной задержки психического развития: минимальные слабовыраженные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном природовом или в раннем периоде жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания перенесенные в раннем детстве; длительная социальнокультурная депривация; влияние стрессовых психотравмирующих факторов. психогенный генезис связывается с неблагоприятными условиями воспитания...
81000. Категории детей с нарушениями слуха, их развитие и обучение 29.05 KB
  Среди глухих детей различают: глухих без речи ранооглохших когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи; глухих сохранивших в той или иной мере речь позднооглохших это дети с потерей слуха но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи немота либо ее грубому недоразвитию. У глухих детей изза речевых нарушений задерживается общение обеспечивающее совместную со взрослыми...
81001. Категории детей с нарушениями зрения, их развитие и обучение 28.26 KB
  Кроме того следует отметить что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих. Различают разные степени потери зрения: ♦ абсолютная слепота при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения светоощущение и цветоразличие; ♦ практическая слепота при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение...
81002. Категории детей с речевыми нарушениям, их развитие и обучение 30.41 KB
  Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
81003. Категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Развитие и обучение детей с церебральным параличом 27.91 KB
  Развитие и обучение детей с церебральным параличом Отмечают различные виды патологии опорнодвигательного аппарата. Эти расстройства обнаруживаются у детей уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушения интеллектуального развития часто незначительны и многие из таких детей могут обучаться в массовой школе.
81004. Категории детей со сложным (комбинированным) дефектом. Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей 29.08 KB
  Особенности развития и обучения слепоглухонемых детей К сложным нарушениям детского развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений зрения слуха речи умственного развития и др. Разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. Возможность социальной адаптации таких детей включение их в организованное обучение во многом определяются тем в каком возрасте наступила потеря зрения и слуха.
81005. Развитие аутичных детей, особенности коррекционной работы с ними 34.07 KB
  Дети I группы 8 с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Эти дети мутичны. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими не овладевают навыками социального поведения самообслуживания. Дети II группы 62 с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет...
81006. Особенности развития детей-психопатов, особенности коррекционной работы с ними 30 KB
  Врожденная недостаточность отдельных мозговых систем проявляется в ряде особенностей личности и поведения детей. Для детей этой категории характерны: замкнутость повышенная впечатлительность вялость нерешительность боязнь нового затруднения в общении с детьми предпочтение общества взрослых. Движения таких детей неловки медлительны.