56499

Требования к написанию урока по информатике

Научная статья

Педагогика и дидактика

Образовательные - изучение типов таблиц, определение назначения таблиц различного типа, формирование умений по построению таблиц. Развивающие - формирование приемов мыслительной деятельности и гибкости мышления при ответах на вопросы учителя, развитие умения слушать в процессе объяснения нового материала.

Русский

2014-05-10

360 KB

1 чел.

Требования к написанию урока по информатике:

  1.  Конспект урока по информатике должен иметь следующую структуру:

Тема урока:

Тема предыдущего урока:

Тема следующего урока:

Тип урока:

Форма проведения урока (указывается, если урок проводится в нестандартной форме)

Цели урока:

Образовательные:

В результате учащиеся смогут:

Развивающие: (обязательно указать за счет чего реализуются данные цели)

Воспитательные: (обязательно указать за счет чего реализуются данные цели)

Структура урока:

  1.  Этап актуализации знаний.

Приемы, использующиеся на данном этапе (ориентировочное время).

  1.  Этап формирования новых знаний и способов действий.

Приемы, использующиеся на данном этапе (ориентировочное время).

  1.  Этап формирования знаний, умений и навыков.

Приемы, использующиеся на данном этапе (ориентировочное время).

Оборудование:

Ход урока:

  1.  Весь конспект урока должен быть обязательно построен в форме диалога учитель-ученик.
  2.  В конспекте урока должны быть отражены ответы учащихся на все вопросы, поставленные учителем, а также решения соответствующих задач.
  3.  Конспект урока должен отражать решение всех поставленных в нем целей.
  4.  Если в уроке используется презентация или другие программы для объяснения и усвоения учебного материала, то в ходе урока необходимо их проиллюстрировать.
  5.  В конспекте необходимо особо выделить учебный материал, который учащиеся должны будут записать на уроке.

Пример конспекта урока по информатике:

Комбинированный урок на тему «Табличные модели».

Тема урока: «Табличные модели».

Тема предыдущего урока: «Что такое Модель».

Тема следующего урока: «Табличные модели».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

Образовательные - изучение типов таблиц, определение назначения таблиц различного типа, формирование умений по построению таблиц.

В результате учащиеся смогут:

  •  сказать, что таблица – это информационная модель;
  •  назвать основные виды таблиц;
  •  назвать их главные характеристики;
  •  привести примеры различных таблиц;
  •  продемонстрировать работу с различными видами таблиц;
  •  составить таблицу по тексту.

Развивающие - формирование приемов мыслительной деятельности и гибкости мышления при ответах на вопросы учителя, развитие умения слушать в процессе объяснения нового материала.

Воспитательные – воспитание трудолюбия, дисциплинированности в процессе выполнения заданий на уроке, формирование умений вести диалог в процессе ответов на вопросы учителя.

Структура урока:

  1.  Этап актуализации опорных знаний.
    1.  Беседа с целью формирования рабочей обстановки в классе (1 мин).
    2.  Фронтальный опрос с целью актуализации знаний (5 мин).
    3.  Коллективная работа с вызовом учащегося к доске с целью проверки домашнего задания(5 мин).
    4.  Беседа с целью мотивации изучения нового материала (1 мин).
  2.  Этап формирования новых знаний и способов действий.
  3.  Эвристическая беседа с целью изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации (15 мин).
    1.  Этап формирования умений и навыков.
    2.  Коллективное выполнение задания с целью закрепления пройденного материала (10 мин).
    3.  Беседа с целью подведение итогов урока (2 мин).
    4.  Домашнее задание (1 мин).

Оборудование:

  1.  Презентация в MS PowerPoint 2003.
  2.  Проектор, компьютер;
  3.  Карточки с заданиями.

Ход урока:

  1.  Этап актуализации опорных знаний.

1. Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Давайте отметим отсутствующих. Сегодня мы с вами сначала проверим, как вы усвоили  материал прошлого урока, а затем перейдем к изучению нового материала. Надеюсь, что сегодняшняя наша работа будет продуктивной. Те, кто проявит себя, ждут хорошие отметки. Ну что начнем урок!

2. Учитель: Чтобы успешно приступить к изучению нового материала, давайте проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Для этого ответьте на несколько вопросов:

Учитель: Сформулируйте определение «Модель»

Ученик: Модель – это некоторая упрощенная подобия реального объекта.

Учитель: Приведите примеры натурных моделей.

Ученик: Глобус, карта, манекен,  

Учитель: Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели:

  А) Макет здания; Б) Чучело птицы?

Ученик: А) Форма, вид, расположение окон, балконов и т.д. Б) Цвет, размер.

Учитель: Что такое информационная модель?

Ученик: Информационная модель  объекта – это его описание.

Учитель: Что предшествует построение информационной модели?

Ученик: Системный анализ.

Учитель: В чем его суть?

Ученик: Задача системного анализа выделить существенные части и свойства объекта и связи между ними.

Учитель: Зависит ли содержание информационной модели от цели, для которой она создавалась? Приведите примеры.

Ученик: Да, зависит. Например, личная карточка для работника предприятия отличается от медицинской карточки того же самого человека.

Учитель: Приведите примеры графических моделей.

Ученик: Карта, схема, график, чертеж.

3. Теорию вы хорошо подготовили, теперь давайте проверим ваше практическое домашнее задание. Вам надо было нарисовать на ватмане чертеж и схему вашей квартиры и объяснить чем эти две графические модели отличаются.

(Вызывается несколько учащихся со своими схемами).

4. Учитель: Хорошо! Вы отлично усвоили материал прошлого занятия. Теперь перейдем к новой теме. Сейчас я вам раздам карточки с текстом. Вы в течение минуты прочитаете, а потом я задам вам несколько вопросов.

Карточка с текстом.

Анаконда – длинная. У электрички «глаза горят». Человек бодрствует днем. На баранов коты не охотятся. Сова покрыта перьями. Мышей ужи ловят, а баранов нет. Человек не длинный. Сова может передвигаться на двух ногах. Электричка когти не втягивает. Кот – животное не длинное. У совы глаза горят. Кошки ловят мышей. Тело анаконды перьями не покрыто. Уж не имеет перьев. Кот втягивает когти. Ночного образа жизни электрички не ведут. Глаза у кошек горят. Люди баранов не ловят. Когти сова втягивать не умеет. Электрички – длинные. Уж ведет ночной образ жизни. Кошки не умеют ходить на двух ногах. На баранов сова не охотиться. Анаконда ведет ночной образ жизни. Человек – без перьев. Длинным уж не является. На двух ногах анаконда не передвигается. Электричка не охотиться не на мышей, не на баранов. Человек не относиться к существам, у которых горят глаза. Кошки ведут ночной образ жизни. На мышей анаконда не охотиться. Глаза у ужа не горят. Анаконда не имеет когтей. Днем сова спит. Электрички не передвигаются на двух ногах. Когти у человека не втягиваются. У кота перьев нет. У анаконды глаза горят. Уж не втягивает когти. Человек передвигается на двух ногах. Мышей сова ловит. Перьями электричка непокрыта.

Учитель: теперь попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:

  1.  Кто ловит мышей?
    1.  Кто ведет ночной образ жизни?
      1.  Какие общие свойства у совы и анаконды?
      2.  Что длинное  и имеет горящие глаза?

Учитель: Как вы видите, поиск ответов займет достаточно много времени. А теперь посмотрите на экран, на котором представлена та же самая информация.

Учитель: Легко понять, что здесь плюсом отмечено наличие соответствующего признака, а минусом его отсутствие, глядя на эту таблицу, вы легко сможете ответить на заданный мною вопрос. Как мы видим, этот пример иллюстрирует удобство табличной формы представления информации, поэтому она является одной из самых распространенных. Также использование таблицы настолько привычно, что не требует дополнительных объяснений для понимания. Тема нашего сегодняшнего занятия:

Учитель: После изучения нового материала вы сможете

  •  сказать, что таблица – это информационная модель;
  •  назвать основные виды таблиц;
  •  назвать их главные характеристики;
  •  привести примеры различных таблиц;
  •  работать с различными видами таблиц;
  •  составлять таблицу по тексту.

II. Этап формирования новых знаний и способов действий.

1.   Учитель: Давайте рассмотрим еще одну таблицу:
Учитель: Как вы видите это таблица, содержащая информацию о книгах в библиотеке. Какие сведения она включает?
Ученик: Автор, название, год, полка, номер.
Учитель: Как вы думаете, для чего может служить эта таблица?
Ученик: Она позволяет отличить одну книгу от другой и найти книгу на полках.
Учитель: Т.е. мы получили модель объекта «книга», предназначенную для поиска ее в библиотеке. Чем же является наша таблица?
Ученик: Она является информационной моделью книжного фонда библиотеки.
Учитель: Хорошо. Таблицы бывают нескольких типов: таблица типа «Объект – свойство», «Объект - объект» и представленные в виде матрицы.
Учитель: Таблица книжного фонда является таблицей «Объект – свойство». Давайте посмотрим, какую информацию содержит каждая строка таблицы.
Ученик: Она содержит информацию об одном объекте: книге библиотеки.
Учитель: А что же содержат столбцы?
Ученик: Отдельные характеристики: автор, название и т.д.
Учитель: Т.о. таблица такого типа  содержит информацию о свойствах объекта:

Учитель: Таблица типа «Объект - свойство» может отражать некоторый процесс происходящего времени. Например, таблица показаний погоды:

Учитель: Следующий тип таблицы «Объект - объект» Она отражает взаимосвязь между разными объектами:
Учитель: Например, в этой таблице успеваемости ученики – это первый вид объектов, школьные предметы – второй вид объектов. На пересечении строки и столбца стоит оценка, которая отражает успеваемость каждого ученика по этому предмету.
Учитель: Наша таблица успеваемости состоит из чисел. Такую таблицу называют матрицей. Если она содержит только нули и единицы, то эта двоичная матрица. Рассмотрим следующую таблицу.
Учитель: Эта таблица показывает, какие занятия посещают ученики. Нашу самую первую таблицу также можно представить в виде двоичной матрицы. Как вы думаете, как это сделать?
Ученик: Надо просто заменить минусы нулями, а плюсы единицами.
Учитель: У нас получиться следующая таблица:
Учитель: Давайте проанализируем эти таблицы. Что они показывают?
Ученик: 1) Посещает ли предмет ученик; 2)  Имеет ли данный объект перечисленные свойства.
Учитель: Таким образом, можно сказать, что двоичная матрица отражает качественный характер связи между объектами.  

III. Этап формирования умений и навыков.

1. Учитель: Теперь мы попробуем поработать с табличными моделями. Для этого выполним следующие задания:

Задание №1

Построить таблицу звери. В таблице должно быть не менее 6 животных. Для каждого должно быть указано не менее 5 характеристик. Какая это таблица?

Задание№2

В компьютерной сети узловым является сервер, с которым непосредственно связанны все остальные. Дана следующая двоичная матрица. В не С1, С2, С3, С4, С5 – обозначения серверов сети.

С1

С2

С3

С4

С5

С1

1

0

0

1

0

С2

0

1

0

1

0

С3

0

0

1

1

0

С4

1

1

1

1

1

С5

0

0

0

1

1

Определите, какой сервер является узловым?

Задача №3

В этой задаче речь идет о московском метро. Постройте по этим данным таблицу: Время в пути от станции Отрадной до станции Кутузовской составляет 37 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Юго-Западная составляет 24 мин. Время в пути от станции Юго – Западной до станции Отрадной составляет 46 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Отрадная составляет 27 мин. Время в пути от станции Театральная до станции Кутузовская составляет 19 мин. Время  в пути от станции Юго – Западная  до станции Кутузовская составляет 33 мин.

Что эта за таблица?

2. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы сегодня с вами хорошо поработали.

Что вы теперь можете сделать?

Учащиеся: Мы теперь можем:

  •  сказать, что таблица – это информационная модель;
  •  назвать основные виды таблиц;
  •  назвать их главные характеристики;
  •  привести примеры различных таблиц;
  •  работать с различными видами таблиц;
  •  составлять таблицу по тексту.

Учитель: Молодцы, мы с вами достигли всех целей, поставленных в начале урока.

3. Домашнее задание

1. Прочитать параграф § 26 в учебнике Семакина (стр. 129-132).

2. Ответить на вопросы в конце параграфа (стр. 132-133).

3. Задачник Семакина: №2 стр. 98, №6 стр. 102, №8 стр. 105


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36135. Обслуговування боргових зобовязань державного бюджету України 319.5 KB
  Обслуговування боргових зобовязань державного бюджету України Державний кредит як специфічна форма фінансових відносин. Залежно від статусу позичальника точніше емітента позики поділяються на: державні що випускаються центральними органами управління в Україні Міністерством фінансів за рішенням Кабінету Міністрів України. В Україні дефіцит державного бюджету найчастіше покривається за рахунок випуску облігацій внутрішньої державної позики ОВДП це визначенi чинним законодавством України державні цiннi папери це засіб впровадження...
36136. БЮДЖЕТИ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ 220.5 KB
  БЮДЖЕТИ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ Бюджети місцевого самоврядування у складі бюджетної системи. Правове регулювання місцевого бюджетного процесу. Принципи і система місцевого самоврядування. Бюджетний федералізм як принцип побудови фінансів місцевого самоврядування.
36137. ДОХОДИ І ВИДАТКИ МІСЦЕВИХ БЮДЖЕТІВ УКРАЇНИ 329 KB
  ДОХОДИ І ВИДАТКИ МІСЦЕВИХ БЮДЖЕТІВ УКРАЇНИ Роль місцевих бюджетів у соціальному та економічному розвиткові регіонів Порядок складання проектів місцевих бюджетів. Порядок розгляду затвердження та виконання місцевих бюджетів. Особливості затвердження та виконання місцевих бюджетів у разі несвоєчасного їх прийняття. Періодичність структура та терміни подання звітності про виконання місцевих бюджетів.
36138. МІЖБЮДЖЕТНІ ВЗАЄМОВІДНОСИНИ 140 KB
  Друга група видатки повязані з функціонуванням бюджетних установ які забезпечують мінімальні соціальні послуги гарантовані державою для всіх громадян України відповідно до норм та стандартів визначених державою середні школи лікарні широкого профілю клуби палаци культури бібліотеки стадіони тощо. Третя група видатки повязані з функціонуванням бюджетних установ які забезпечують гарантовані державою мінімальні соціальні послуги для окремих категорій громадян або видатки на виконання спеціальних програм потреба в яких...
36139. БЮДЖЕТНЕ ПЛАНУВАННЯ І КОНТРОЛЬ 283 KB
  Роль Міністерства фінансів України та його органів на місцях у бюджетному плануванні та прогнозуванні. Органи бюджетного контролю: Рахункова палата Державна податкова служба України Державна контрольноревізійна служба. Органи бюджетного контролю: Рахункова палата Державна податкова служба України Державна контрольноревізійна служба. Нормативноправова база завдання принципи методи бюджетного планування Основними юридичними документами які регулюють процес бюджетного планування є: Конституція України де визначено концептуальні...
36140. Подрезание и заострение зуба 491 KB
  Согласно свойствам эвольвентного зацепления прямолинейная, т. е. эвольвентная, часть ИПК и эвольвентная часть профиля зуба колеса располагаются касательно друг к другу только на линии станочного зацепления, начинающейся в точке N.
36141. Анатомия. Ответы к экзамену 1.83 MB
  Мышцы производящие эти движения их кровоснабжение и иннервация. Движения мышцы действующие на суставы их кровоснабжение и иннервация. Движения ребер мышцы производящие эти движения их кровоснабжение и иннервация. Ребра ограничивающие нижнюю апертуру образуют реберную дугу Мышцы груди Мышцы груди разделяются на мышцы начинающиеся на поверхности грудной клетки и на собственные аутохтонные мышцы груди входящие в состав стенок грудной полости.
36142. Нервная система. Классификация нервной системы 586 KB
  мозг делится на ствол мозга полушария большого мозга и мозжечок. В коре полушарий головного мозга осуществляется анализ и синтез различных раздражений внешнего мира. К таким эфферентным нейронам можно отнести нейроны различных отделов мозга посылающие аксоны идущие в составе длинных нисходящих трактов к спинному мозгу. На головном конце животного который при движении вперед соприкасается с различными предметами окружающего мира развиваются органы чувств в связи с чем головные узлы развиваются сильнее остальных являясь прообразом...
36143. Опорно-двигательный аппарат 432.5 KB
  Макроскопически кость состоит из расположенного по периферии компактного вещества substanfia compacta и губчатого вещества siibsianlia spongiosa массы костных перекладин в середине кости. Зтк перекладины расположены не беспорядочно а соответствен ко линиям сжатия и растяжения которые действуют на определенные участки кости. Костномозговая полость находящаяся в толще трубчатой кости выстлана соединительнотканной оболочкой эндостомом endostemn Ячейки губчатого вещества и костномозговая полость в трубчатых костях...