56539

Анализ прибыли уровня рентабельности продукции птицеводства в ЗАО Победа - Агро Дятьковского района

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Русский

2014-05-10

127.45 KB

7 чел.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕНННАЯ

АКАДЕМИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Анализ прибыли уровня рентабельности продукции птицеводства в ЗАО "Победа - Агро» Дятьковского района"

 

                                          Выполнила: студентка IV курса

группы  Э-011 Цурганова А. В.

Проверила:к.э.н. ,доцент Дьяченко О.В.

Брянск  2014

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы анализа прибыли и уровня рентабельности 5

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 19

3. Анализ прибыли от реализации продукции 33

4. Анализ уровня рентабельности 40

5. Пути увеличения прибыли  и повышения уровня рентабельности животноводства 45

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: 46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 47


ВВЕДЕНИЕ

Мировая и отечественная бройлерная промышленность – основа производства диетического птичьего мяса. В последнее десятилетие отмечается значительный прогресс в этой интегрированной системе АПК. Масштабное  использование достижений науки выдвинуло эту отрасль в  число важнейших источников пополнения ресурсов продовольствия.

Выращивание бройлеров является наиболее эффективной и рентабельной отраслью птицеводства. Этот вывод подтвержден результатами работы бройлерных предприятий нашей страны. Благодаря высокой производительности труда, достигнутой при выращивании бройлеров, и низкой себестоимости привеса средства, вкладываемые в создание производственных мощностей, окупаются значительно быстрее, чем при производстве мясо других видов птицы.

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.  

Цель данной работы заключается в проведении анализа прибыли и уровня  рентабельности продукции птицеводства в ЗАО «Победа - Агро» Дятьковского  района.

В связи с данной целью работы были поставлены следующие задачи:

  1.  Изучить теоретические основы анализа прибыли и уровня рентабельности;
  2. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ЗАО «Победа - Агро» Дятьковского района;
  3. Провести анализ прибыли от реализации продукции и анализ уровня рентабельности
  4. Предложить пути увеличения прибыли  и повышения уровня рентабельности животноводства

Объектом исследования является предприятие ЗАО «Победа - Агро».

Исходными материалами, используемыми  при написании курсовой работы, являются данные годовых отчетов предприятия, производственный финансовый план, а также научная и учебная литература по избранной теме.

Для обработки материалов курсовой работы применялись методы исследования: монографический, метод сравнения, динамический, экономико-статистический метод. 


  1.  Теоретические основы анализа прибыли и уровня рентабельности

Основополагающим требованием в условиях рыночной экономики является безубыточность хозяйственной деятельности предприятий и обеспечение в определенных рентабельности функционирующего капитала. Показателем, характеризующим конечный финансовый результат деятельности предприятия, выступает прибыль (убыток).

В современных условиях роль прибыли в хозяйственном механизме велика, так как полученная прибыль является основным источником производственного и социального развития предприятия.

Прибыль - денежное выражение стоимости прибавочного продукта. Созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта. Созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым предприятием Прибыль как финансовый результат представляет собой разность между суммой доходов и всех расходов и отчислений [4, c. 103].

Балансовая (бухгалтерская прибыль) определяется как разность между общей суммой доходов и общей суммой расходов. Она отражается в бухгалтерском учете на счете 99 «Прибыль и убытки». На коней каждого месяца и квартала этот финансовый результат отражается в бухгалтерском балансе. В отчете о прибылях и убытках эта прибыль называется прибылью до налогообложения.

Налогооблагаемая прибыль отражает сумму прибыли, подлежащую налогооблажению. Исчисление налогооблагаемой прибыли производится на основе данных налогового учета в соответствии с положениями действующего налогового законодательства (гл. 25 «Налог на прибыль организации» НК РФ).

Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и отчислений, осуществляемых за счет прибыли (налог на прибыль, налог на имущество, местных налогов). Именно чистая прибыль имеет для предприятия наиболее важное значение и используется им на различные нужды [2].

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить, о прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы.

Рентабельность - это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.)

Рентабельность в отличии от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как не известен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненного работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли.

Анализ прибыли проводится с целью выявления и оценки достигнутых финансовых результатов, определения факторов, их обусловивших, тенденций развития, резервов дальнейшего увеличения массы прибыли и уровня рентабельности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Предприятие анализирует прибыль для внутреннего применения с целью совершенствования управления прибылью, но анализ проводят и внешние пользователи: налоговые органы, банки, страховые компании, потенциальные инвесторы. Их цель - установление точности отражения финансовых результатов, оценки кредитоспособности предприятия и перспективы его доходности. С этих позиций различают внутренний и внешний анализ прибыли.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

  1.  Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
  2.  Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
  3.  Анализ уровня среднереализационных цен.
  4.  Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
  5.  Анализ рентабельности деятельности предприятия.
  6.  Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

  1.  Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

В процессе анализа состава и динамики балансовой прибыли необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

  1.  Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности

Основную часть прибыли предприятия получают от обычных видов деятельности, к которой относят прибыль от продаж продукции (работ, услуг).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (табл.1)

Таблица 1

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли,
тыс. руб.

объем реализации

структура товарной продукции

цена

себестоимость

План

План

План

План

План

Усл1

Факт

План

План

План

Усл2

Факт

Факт

План

План

Усл3

Факт

Факт

Факт

План

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Изменение суммы прибыли за счет:

  1.  объема реализации продукции -   
  2.  структуры товарной продукции -  
  3.  средних цен реализации  -  
  4.  себестоимости реализуемой продукции -  

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

где – плановая рентабельность i-х видов продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид

  1.   Анализ уровня среднереализационных цен

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества () можно определить следующим образом:

где  и – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; – объем реализации продукции нового качества; – общий объем продаж  i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц.

Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:

Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

  1.  Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности

Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности,  не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.

  1.  Анализ рентабельности продукции

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) () исчисляется путем отношения балансовой () или чистой прибыли ()  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж () рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (), ее структуры (), себестоимости(), среднего уровня цен () и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

  1.  Анализ распределения и использования прибыли предприятия

После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника, изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли () и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды ().

Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов:

Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа (табл.2).

Таблица 2

Расчет влияния факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия

Вид фонда

Сумма распределяемой прибыли, тыс. руб.

Доля отчислений,

%

Сумма отчислений, тыс. руб.

Отклонение от плана

Всего

в том числе за счет

план

факт

план

факт

план

факт

Пч

Котч

Резервный

Накопления

Потребления

Социальной  сферы

Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножим на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

  1.  Анализ прибыли и рентабельности с использованием международных стандартов

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А):

откуда

С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней ().

Поскольку

то

Данная формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации нескольких видов продукции.

При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции и ставка маржинального дохода () в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства,когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель .

Средняя доля маржинального дохода в выручке () в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки () и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Методика анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.

Таким образом, в этой главе были рассмотрены теоретические основы финансового анализа, в том числе и анализа финансовых результатов деятельности предприятия, виды, приёмы и методы  анализа прибыли и рентабельности предприятия, а также факторы, от которых зависят данные показатели.


  1.  Организационно-экономическая характеристика предприятия

ЗАО «Победа - Агро» является одним из ведущих предприятий Дятьковского района.

Закрытое акционерное общество «Победа – Агро» создано в результате реорганизации путем  преобразования  из Общества с ограниченной ответственностью «Победа – Агро» в соответствии с Федеральными законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом РФ и иным действующим законодательством. На основании ч.5 ст.58 ГК РФ, ч.4 ст.56 ФЗ № 14-ФЗ от 08.02.1998г. и в соответствии с передаточным актом все права и обязанности реорганизованного Общества принадлежат созданному ЗАО «Победа – Агро».

Место нахождения Общества: Брянская область, Дятьковский район, село Слободище, улица Гагарина, дом 10 А. По указанному адресу располагается здание управления Общества, которое принадлежит ЗАО «Победа-Агро» на праве собственности, на основании свидетельства серия 32 АГ № 720995 от 22 марта 2006 г.

По данному адресу располагается исполнительный орган Общества - Генеральный директор.

Почтовый адрес Общества: 242621, Брянская область, Дятьковский район, с. Слободище, ул. Гагарина, д. 10 А.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Закрытое акционерное общество «Победа - Агро», сокращенное фирменное наименование на русском языке: ЗАО «Победа - Агро».

Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании настоящего Устава и действующего законодательства РФ. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами.

Участниками общества являются два юридических лица: ЗАО «Победа - Агро» и птицеферма «Дунаевская» (г. Карачев).

Общество имеет круглую печать, содержащие его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему  и другие средства визуальной идентификации.  

Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности незапрещенным законом.

Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

Предметом деятельности Общества является:

  1. Производство, заготовка, переработка, хранение и реализация сельскохозяйственной и птицеводческой продукции;
  2. Торговая, торгово-посредническая, закупочная, оптовая, розничная и комиссионная торговля;
  3. Оказание заказчикам транспортно-экспедиционных и складских услуг по перевозке и организации хранения грузов;
  4. Организация производства;
  5. Осуществление представительских функций;
  6. Осуществление внешнеэкономической деятельности по всем направлениям;
  7. Осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.

Деятельность Общества не ограничивается вышеназванными видами. Оно может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных уставом и действующим законодательством.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 70 000 000 (семьдесят миллионов) рублей. Уставный капитал разделен на момент создания на обыкновенные акции в количестве 100 (сто) штук номинальной стоимостью 700 000 (семьсот тысяч) каждая. Уставный капитал Общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или уменьшен путем уменьшения номинальной стоимости акций. Оплата акций может осуществляться деньгами, ценными бумагами, вещами или имущественными правами, имеющими денежную оценку.

Основным документом, регулирующим деятельность Общества, является Устав ЗАО «Победа – Агро» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Органами управления Общества являются:

  1. Общее собрание акционеров;
  2. Совет директоров;
  3. Генеральный директор Общества.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров может быть годовым и внеочередным. Все акционеры Общества имеют право присутствовать на Общем собрании акционеров Общества, принимать участие в обсуждении вопросов и голосовать при принятии решений. Совет директоров осуществляет общее руководство Обществом за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.

Общество осуществляет учет результатов работы, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, ведет бухгалтерский, оперативный и статистический учет. Бухгалтерский, оперативный и статистический учет и отчетность ведутся по нормам действующего законодательства. Организация документооборота в Обществе, в его дочерних предприятиях, филиалах и представительствах устанавливается Генеральным директором.  Ответственность за организацию бухгалтерского учета, своевременное предоставление бухгалтерской и иной отчетности несет Генеральный директор Общества, компетенция которого определена действующим законодательством и Уставом Общества.

Финансовый год устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. Годовой отчет Общества подлежит предварительному утверждению Советом директоров не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения годового Общего собрания акционеров. Годовой отчет по операциям Общества и баланс составляется Главным бухгалтером Общества после окончания финансового года и с заключением ревизора представляются на утверждение Общего собрания акционеров.

ЗАО «Победа - Агро» расположена в юго-западной части Дятьковскогорайона, примерно в 12 км от районного центра и в 42 км от областного центра – г. Брянска. Связь с районным и областным центром осуществляется по дороге Р68 Брянск—Дятьково—Людиново—Киров—трасса А101.

Юридический адрес Общества: 242601 Россия, Брянская область,Дятьковский район, с. Слободище, ул. Гагарина, 10а.

ЗАО «Победа - Агро» находится в зоне с умеренно-континентальным климатом, с теплым летом и умеренно-холодной зимой, с достаточным увлажнением.

Весенний режим погоды по Брянской области и Дятьковскому району в 2012 устанавливается  с конца марта – начала апреля, а закончивается – 18-23 мая. Продолжительность весеннего сезона составляет 46-51 день. Для весны характерна умеренно теплая погода. Средняя температура воздуха за два весенних месяца (апрель-май) составляет в среднем  8.9 – 9.9ºС, что близко к норме.

В целом за весну осадков вДятьковском районе выпало – 70-80 мм или 80-90 % сезонной нормы.

Летний режим погоды установливается по области и району 18-19 мая а закончиваетсяся в сентябре. Продолжительность летнего сезона составляет 105-106 В целом для лета характерна умеренно теплая погода. В среднем за летний период температура воздуха составляет 20.0-22.6ºС тепла.

Осенний режим погоды установился по дятьковскому району с сентября- по конец ноября. Для осени характерна теплая погода. Средняя температура воздуха за сентябрь составила 12-13ºС тепла, за октябрь – 6.0-6.5ºС тепла, за ноябрь

На преобладающей территории района осадков выпало 44-46 мм.

Зима наступает в области в целом и Дятьковскому району в конце ноября и заканчивается онав марте – апреле.

Продолжительность ее составляет 120-127 дней.

Средняя температура воздуха за зимний период составляет  5.7 – 6.7ºС мороза и остается в пределах нормы

Среднегодовая температура воздуха составила 6.4 – 6.8ºС тепла.

Осадков за год выпало больше нормы – 113-120 % или 651 – 677 мм.

Радиационный фон с. Слобоище в норме. В 2011 году из 1096 проб воздуха в г. Дятьково и района, только 91 оказалась не отвечающей гигиеническим нормативам, что составило 8,3%.

Естественных водных источников по территории хозяйства не обнаружено.

Так как ЗАО «Победа - Агро» расположено недалеко от города Брянска это способствует благоприятному и быстрому сбыту продукции, в том числе и за счет усовершенствованного дорожного покрытия (бетонное). Природно-географическое положение и климатические условия благоприятны для ведения сельского хозяйства, то есть для выращивания сельскохозяйственных животных (в данном случае птицы).

Социальные условия функционирования предприятия обусловлены средним уровнем развития социальной инфраструктуры, который постепенно совершенствуется. Работники обеспечены подразделениями общественного питания (столовыми) и заведениями организации отдыха и культуры. По возможности Общество старается предоставлять молодым специалистам подъемные средства. Также Общество проводит мероприятия по улучшению условий труда работников: на бройлерных отделениях №1 и №2 созданы душевые и туалет, все работники оснащены спецодеждой,  используется новая техника, которая позволяет сделать труд работников более легким и повысить при этом производительность труда. На предприятии работает автобус, который привозит работников из с. Слободище и других поселков Дятьковского района к началу рабочего дня и так же отвозит их после его окончания.

Организационно-штатная структура предприятия отличается большим разнообразием. Производственные цеха обслуживаются следующими подразделениями: ветеринарной и зоотехнической службами, ремонтными мастерскими, экологической службой, транспортным цехом, газовой котельной, водозаборными и очистными сооружениями, водоснабжением (имеется своя артезианская скважина на территории хозяйства). Так же птицефабрика оснащена складскими, холодильными хозяйствами, лабораториями, тарным хозяйством, почтовой связью. Главный офис оснащен  интернетом, офисные работники пользуются информационно-консультационной службой (договор с фирмой «Альянс» на пакет программ «Консультант +»), автоматизированной системой финансово-хозяйственной деятельности и т. п. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Руководство  ЗАО  заботится о повышении квалификации своих специалистов. Для этого регулярно организуются поездки работников в г. Брянск на различные курсы.

В хозяйстве уделяется большое внимание оздоровлению работников. Ежегодно выделяются средства на их массовое медицинское обследование и обслуживание.

Что касается охраны природы, то в настоящее время в обществе не проводится никаких природоохранных мероприятий, поэтому это актуальный вопрос совершенного хозяйствования.

Социальные условия функционирования предприятия обусловлены средним уровнем развития социальной инфраструктуры, как самого предприятия, так и населенного пункта в котором оно находится, которые постоянно улучшается.

Таблица 3

Социальная инфраструктура населенного пункта, его состав и состояние

Виды социальной инфраструктуры

Центральное отделение

Жилищно-коммунальное хозяйство

В прилегающем близ селе находится жилищно-коммунальное хозяйство.

Учреждения здравоохранения

На территории села расположен больничный пункт.

Образовательные учреждения

В центре села находится образовательное учреждения Слободищенская Средняя Общеобразовательная школа (ССОШ), а также дошкольное учреждение детский сад «Колокольчик».

Дома культуры и клубы

На территории села находится Дом культуры.

Библиотека

В селе осуществляет широкую деятельность МУК «СЛОБОДИЩЕНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА»

Спортивные учреждения

Дом культуры с. Слободище Оснащен спортивным залом.

Торговые предприятия

В центре населенного пункта находятся 9 торговых предприятий и минирынок, которые пользуются спросом у жителей села.

Банк

По адресу село Слободище, улица Гагарина, 10а находится отделение «Сбербанк» России.

Парки

На территории села имеется парк с березовыми аллеями.

Кладбище

На окраине села близ ЗАО «Победа - Агро» располагается обустроенное кладбище.

Церковь

Недалеко от кладбища находится церковь.

Общественный автотранспорт

С. Слободище находится недалеко от районного центра , из которого достаточно часто совершает рейсы автобус и маршрутные такси, так же маршрутные такси совершают рейсы из г.Брнска.

Что касается охраны природы, то в настоящее время в обществе не проводится никаких природоохранных мероприятий, но это не говорит о том, что руководство предприятия не думает ничего предпринимать и решать вопросы защиты окружающей среды, этот вопрос является актуальным для предприятия и в дальнейшем будет решаться.

Таблица 4

Состав и состояние производственной структуры ЗАО «Победа - Агро»

Отрасли и производства

Наличие и состояние

Дороги

Бетонированные дороги в хорошем состоянии

Транспорт производственного назначения

Ремонтные мастерские

Складское, холодильное хозяйство

Почтовая связь, интернет

Электроснабжение

Водоснабжение

Артезианская скважина на территории ЗАО «Победа – Агро»

Газоснабжение

Лаборатории

Информационно-консультационная служба

Заключен договор с компанией «Альянс» на пакет программ «Консультант +»

Ветеринарное обслуживание

Тарное хозяйство

Специальная торговля

На территории предприятия находится торговый повильен по продаже собственной продукции, который пользуется большим спросом населения как села так и других населенных пунктов района.

Из данных, приведенных в таблице, можно отметить, что предприятие имеет хорошо развитую производственную инфраструктуру, которая способствует контролю за качеством производимой продукции, удобному выпуску и быстрому ее сбыту в пункты реализации, а так же обеспечивает высокую производительность труда рабочих, благодаря комфортно обустроенным рабочим местам и хорошим условиям труда как по предприятию в целом, так и в отдельных его подразделениям.

Что касается охраны природы, то в настоящее время в обществе не проводится никаких природоохранных мероприятий, но это не говорит о том, что руководство предприятия не думает ничего предпринимать и решать вопросы защиты окружающей среды, этот вопрос является актуальным для предприятия и в дальнейшем будет решаться.

Для эффективного ведения сельскохозяйственного производства необходимы определенные условия. Одно из них выбор оптимального размера предприятия, который определяется комплексом факторов, таких как наличие квалифицированных трудовых ресурсов, фондооснащенность, энерговооруженность и использование достижений научно-технического прогресса.

Проанализируем показатели размера производства  в нижеприведенной таблице 5.

Таблица 5

Размеры производства

Показатели

Анализируемое  предприятие

Показатели анализируемого хозяйства за 2013 г. в % к

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2011 г.

2012.

Стоимость валовой продукции,тыс. руб.

1626612

993650

1121818

69,0

112,9

Ден.выручка хозяйства, всего, тыс. руб. в т. ч.

1094782

1274143

1227277

112,1

96,3

от продажи с. х. продукции, тыс. руб.

965320

1241888

1212859

125,6

97,7

Среднегодовая численность работников, чел.

721

730

731

101,4

100,1

в т. ч. занятых в сельском хозяйстве

481

514

514

106,9

100,0

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

569715

582538

599845

105,3

103,0

Общая земельная площадь, га

60,25

60,52

60,25

100,0

100,0

Среднегодовое поголовье птицы , тыс. голов

983

1009

1056

107,4

104,7

Произведено:

Товарного яйца, тыс. шт.

272

451

668

в 2,5 раза

148,1

Инкубационного яйца, тыс. шт.

3892

6199

7214

185,4

116,4

Мясопродукции цыплят-бройлеров, т

188477

200455

216226

119,2

107,9

Из данных таблицы 5, отображающей размеры предприятия, видно, что ЗАО «Победа - Агро» является довольно крупным развивающимся предприятием, как по ресурсному потенциалу, так и по объемам производства и реализации продукции. Непосредственно размер предприятия виден при анализе таких показателях как среднегодовая стоимость основных производственных фондов и валовая продукция.

Стоимость валовой продукции заметно увеличилась по сравнению с 2011 г. на 504794 тыс. руб. или на 69%. а среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась на 30130 тыс. руб. илина5,3%.

Численность работников на предприятии за исследуемый период в увеличилась на 1 чел., это вызвано увеличением поголовья птицы и увеличением объемов производства продукции.

Денежная выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с 2012 годом меньше на 3,7%, но по сравнению с 2011 г.  на 132495 тыс. руб., то есть на 12,1% больше.

Производство мяса бройлеров  по сравнению с 2011 г. увеличилось на 19,1%. То же касается инкубационного  и товарного яйца, увеличение объемов данных видов продукции в отчетном году по сравнению с базисным на 85,4% и в 2,5 раза увеличилось соответственно.

В системе показателей, характеризующих условия функционирования предприятия, важную роль играет оценка экономических условий его деятельности. Проанализируем эти показатели в таблице 6.

Таблица 6

Экономические условия производства ЗАО «Победа – Агро»

Наименование показателей

2011 г.

2012г.

2013г.

Отчетный в % к базисному

Собственный капитал предприятия, тыс. руб.

372087

626914

699874

188,1

Имущественный комплекс, тыс. руб.

381797

360821

325619

85,3

Прибыль от реализации продукции птицеводства, тыс. руб.

130132

353125

184132

141,5

Чистая прибыль, тыс. руб.

75199

274810

92949

123,6

Рентабельность собственного капитала, %

20,2

43,8

13,3

65,7

Государственные субсидии и дотации,  тыс. руб.

24492

21667

9242

37,7

- в % к собственному капиталу

6,6

3,5

1,3

20,1

- к имущественному комплексу

6,4

6,0

2,8

44,2

Из данных таблицы видно, что предприятие имеет достаточно хорошие условия производства, например, большой и постоянно растущий собственный капитал в 2013 г. этот показатель увеличился по сравнению с 2011 г. на 88,1 %.

Прибыль от реализации продукции постоянно растет, хотя в 2012 году показатель превышает уровень 2013 г, в общей динамике сокращений не наблюдается, так же увеличивается чистая прибыль на 23,6 %. Имущественный комплекс предприятия сокращается, это вызвано амортизацией.

Уровень государственных субсидий и дотаций сокращается, это говорит о стабильном экономическом состоянии предприятия и о его развитии.

Основным (прямым) показателем специализации является структура товарной продукции или структура денежной выручки.

Для специализации характерно преимущественное развитие отдельных отраслей, что ведет к обособлению производства различных видов продукции. В результате достигается максимальное увеличение производства при наименьших затратах труда и средств, обеспечивается высокая производительность труда и низкие затраты материальных ресурсов на единицу продукции.

Таблица7

Размер и структура денежной выручки в текущих ценах реализации

Отрасли, виды продукции

Денежная выручка, тыс. руб.

Изменение

Структура, %

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

А

1

2

3

4

5

6

7

Птицеводство, в т.ч.

965320

1241888

1223433

126,7

88,2

97,5

99,7

яйцо товарное

14769

12510

3289

22,2

1,3

1,0

0,3

мясо птицы

949760

1226792

1212859

127,7

86,8

96,3

98,8

суточные птенцы

791

2586

2301

290,9

0,1

0,2

0,2

Итого по животноводству

965320

1241888

1223433

126,7

88,2

97,5

99,7

Прочая продукция, работы и услуги

129462

32255

3844

2,9

11,8

2,5

0,3

В целом по хозяйству

1094782

1274143

1227277

112,1

100

100

100

ЗАО «Победа - Агро» специализируется на производстве мяса цыплят-бройлеров, инкубационного и товарного яйца, что связано как с удобным размещением предприятия так и с высоким устойчивым спросом на данную продукцию.

Из данных таблицы 7 видно, что за анализируемый период выручка в целом по предприятию увеличилась на 132495 тыс. руб. или на 12,1%. Если рассмотреть ее детально, то можно отметить, что наибольший удельный вес в структуре выручки занимает выручка от продажи продукции птицеводства, а именно мяса птицы, так как эта отрасль является основной в ЗАО «Победа – Агро» (98,8% в 2013г.). За анализируемый период доля выручки от птицеводства в структуре менялась незначительно. В 2011 г. ее доля составляла 88,2%, что на 10,9 п.п. ниже по сравнению с 2013 г.

Доля выручки от работ и услуг за 2013 г.значительно снизилась и в структуре денежной выручки занимает предпоследнюю позицию.

Определим степень специализации, рассчитав коэффициент специализации за каждый год исследования по формуле:

, где

Ув – удельный вес отрасли в структуре денежной выручки, %;

Н – порядковый номер отрасли в ранжированном ряду по убыванию.

Если коэффициент специализации менее 0,2, это говорит о слабой степени специализации, от 0,2 до 0,4 – средняя степень специализации, от 0,4 до 0,6 – высокая степень специализация и более 0,6 – очень высокая степень специализации.

Таблица 8

Расчет коэффициента специализации в ЗАО «Победа -Агро»

Виды продукции

Удельный вес отрасли в структуре денежной выручки, % (Ув)

Порядковый номер отрасли в ранжированном ряду, Н

Расчетное значение           2Н – 1

Расчетное значение

Ув (2Н – 1)

2011г

2012г

2013г

2011г

2012г

2013г

2011г

2012г

2013г

2011г

2012г.

2013г.

Птицеводство

88,2

97,5

99,7

I

I

I

1

1

1

88,2

97,5

99,7

Товары, работы, услуги

11,8

2,5

0,3

II

II

II

3

3

3

35,4

7,5

1,5

Итого

100

100

100

x

x

x

x

x

x

123,6

105,0

101,2

;

Для ЗАО «Победа - Агро» в период с 2010 г. по 2012 г. характерен глубокий уровень специализации. При этом основным производственным  направлением является  отрасль птицеводства.  

Таблица 9

Уровня интенсивности и экономическая эффективность интенсификации

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013 г. в % к 2011

А

1

2

3

4

Выход валовой продукции сельского хозяйства:

1626612

993650

1121818

68,9

в расчете на:1 работника, тыс. руб.

2256,05

1361,16

1534,63

68,0

1000 руб. стоимости основных производственных фондов с/х назначения, руб.

2996,50

1705,73

1870,18

62,4

1 чел.-час. затрат труда, руб.

6721,54

4140,21

4713,52

70,1

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

75199

274808

92949

123,6

Уровень рентабельности, %

4,62

27,66

8,29

-

В динамике с 2011 г. по 2013 г. выход валовой продукции в расчете на 1 работника за два года уменьшается на 721,41 тыс. руб. или на 32,1%, что связано с увеличением численности работников и снижением стоимости производимой продукции. Основные экономические показатели, а именно чистая прибыль и уровень рентабельности увеличивается в 2013 г. на 23,6 % и 3,7 п.п. соответственно.

Денежная выручка на предприятии с каждым годом возрастает, что связано с увеличением производства и реализации продукции, хоть и в 2012 г. этот показатель превышает показатель 2013 г. Однако затраты на производство продукции растут большими темпами, только в 2012 году наблюдается значительное снижение себестоимости. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов с каждым годом сокращается.


  1.  Анализ прибыли от реализации продукции 

Финансовый результат завершает цикл деятельности предприятия, связанный с производством и реализацией продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и одновременно выступает необходимым условием следующего витка его деятельности. Высокие значения финансовых результатов деятельности предприятия обеспечивают укрепление бюджета государства посредством налоговых изъятий, способствуют росту инвестиционной привлекательности предприятия, его деловой активности в производственной и финансовой сферах. Изучим и оценим изменение показателей прибыли, выявим влияние на их уровень размера доходов и расходов ЗАО "Победа - Агро" и проанализируем изменение прибыли от продаж в целом по предприятию, отраслям, видам продукции, осуществим факторный анализ выявленных отклонения.

Таблица 10

Динамика финансовых результатов ЗАО "Победа - Агро"

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютный прирост, тыс. руб. 2013 г. К:

Темп прироста, %  2013 г. К:

к 2011 г.

к 2012 г.

к 2011 г.

к 2012 г.

Прибыль от продаж

103501

307426

127011

23510

-180415

22,7

-58,7

Прибыль (убыток) по операциям финансового характера

-34880

-27368

-35518

-638

-8150

1,8

29,8

Прибыл(убыток)ь по прочи операциям

6578

-5250

-4544

-11122

706

-169,1

-13,4

Прибыльдо налогооблажения

75199

274808

92949

17750

-181859

23,6

-66,2

Чистая прибыль

75199

274802

92949

17750

-181853

23,6

-66,2

Данные таблицы показывают, что в течении отчетного периода прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и следовательно чистая прибыль неоднородно меняются, в32012 г. показатели увеличивались по отношению к 2011г, на 22,7%, 23,6%,23,6 % соответственно, а по отношению к 2012 г. сократились на 58,7%, 66,2%, 66,2%, это можно объяснить тем что в 2012 г. произошло огромное изменение всех показателей.

Прибыль по прочим операциям на предприятии в течении периода исследования стремительно сокращается, прибыль по операциям финансового характера на предприятии отрицательна, следовательно это убыток.

Но не смотря на все это уровень чистой прибыли предприятия остается на высоком уровне.

Определим причины прибыли (убытка) предприятия по отдельным направлениям, для этого изучим динамику доходов и расходов.

Таблица 11

Состав и динамика доходов и расходов ЗАО "Победа - Агро"

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютный прирост, тыс. руб. 2013 г. К:

Темп прироста, %  2013 г. К:

к 2011 г.

к 2012 г.

к 2011 г.

к 2012 г.

Всего доходов и поступлений

1107775

1289682

1289915

182140

233

116,4

100,0

Общие расходы

1045767

1014874

1196966

151199

182092

114,5

117,9

Выручка т реализации

1094782

1274143

1227277

132495

-46866

112,1

96,3

Затраты на производство и сбыт продукции всего

990381

966717

1100266

109885

133549

111,1

113,8

в том числе:

Себестоимость продукции

959611

928022

1043204

83593

115182

108,7

112,4

Коммерческие расходы

8994

12870

25615

16621

12745

284,8

199,0

Управленчиские расходы

21776

25825

31447

9671

5622

144,4

121,8

Доходы по операциям финансового характера

1287

3833

5067

3780

1234

393,7

132,2

Расходы по операциям финансового характера

36167

31201

40585

4418

9384

112,2

130,1

Прочие доходы

11706

11706

57571

45865

45865

491,8

491,8

прочие расходы

19219

16956

56115

36896

39159

292,0

330,9

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

-

-

-

-

-

-

-

Данные таблицы 11 показывают, что общие доходы организации в течении всего периода исследования увеличились, но так же увеличились и общие расходы на 14,5% относительно 2011 г., и на 17,9 % относительно 2013 г.

Рост общих доходов вызван прежде всего ростом выручки от продажи продукции на 12%, в 2012 г. показатель имел наивысшее значение, но в 2013 г.  величина выручки немного сократилась по сравнению с 2012г на 4%

Рост доходов от прочих операций и операций финансового характера идет большими темпами в 4, 9 и 3,9 раза соответственна, но и расходы по данным статьям также увеличиваются в 2,9 раза и 12,2%.

В течение периода исследования так же наблюдается рост затрат на производство продукции и ее реализацию на 11,1% в целом, в том числе из за увеличения себестоимости продукции на 8,7%, увеличения коммерческих затрат и управленческих расходов в 2,4 раза и на 44,4 5 соответственно.

Основным источником прибыли является продажа продукции, в связи с этим необходимо изучить динамику прибыли от реализации по отдельным отраслям и видам продукции.

Таблица 12

Динамика прибыли (убытка) от продаж по отросли в ЗАО "Победа - Агро"

Виды продукции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютный прирост, тыс. руб. 2013 г. К:

к 2011 г.

к 2012 г.

Мясо птицы

121798

338029

194994

160,1

57,7

Яйцо

7919

5159

1673

21,1

32,4

Суточные птенцы

415

1670

224

54,0

13,4

Прочая продукция животноводства

-

-

-12759

-

-

Итого по животноводству

130132

344858

184132

141,5

53,4

Всего по сельскохозяйственному производству

130132

344858

184132

141,5

53,4

Товары, работы и услуги

5039

1263

-59

-1,2

-4,7

Всего по предприятию

135171

346121

184073

136,2

53,2

Анализ данных таблицы 12 показывает, что в целом по предприятию прибыль от продаж в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась на 36,2 %, а по сравнению с 2012 г. сократилась на 46,8 %.

Это вызвано прежде всего тем что 2012 г. был самым рентабельным, а в 2013 г, по сравнению с 2012 г. наблюдается снижение по ряду показателей, но в связи с этим нельзя делать выводы об ухудшении работы предприятия, т. к. в соотношении с 2011 г. наблюдается рост большинства показателей экономической и производственной деятельности предприятия.

В целом по животноводству прибыль увеличилась на 41,5 %, это вызвано увеличением прибыли от продажи мяса птицы на 60,1%, а вот прибыль т продажи яйца и суточных птенцов сократилась на 78,9% и 46 % соответственно.

Прибыль от продажи работ и услуг сокращается в течении всего периода исследования и в отчетном году превращается в убыток.

Далее проведем углубленный анализ прибыли от продаж в целом по предприятию, выделяя при этом 4 фактора:

  1. количество проданной продукции;
  2. структуру продаж;
  3. средние цены реализации;
  4. полную себестоимость продукции.

Таблица 13

Исходные данные для определения влияния факторов на изменение прибыли от продажи сельскохозяйственной продукции в ЗАО "Победа - Агро"

Виды продукции

2011 г.

Условные

2013 г.

Абсолютный прирост

Денежная выручка, тыс. руб.

965320

949760

1223433

258113

Полная себестоимость, тыс. руб.

835188

899713,35

1039301

204113

Прибыль (убыток) от продаж тыс. руб.

130132

50046,65

184132

54000

В 2013 г. прибыль от продаж предприятия увеличилась на 54000 руб. В том числе:

  1. Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 273673 тыс. руб.вследствие увеличения средних реализационных цен (Во - Ву = 1223433 - 949760);
  2. Прибыль от продаж сократилась на 139587,65 тыс. руб. (Су - Со = 899713,35 - 1039301=139587,65 ) из-за изменения полной себестоимости продукции;
  3. Прбыть от продаж в 2013 г. сократилась на -2097,59 тыс. руб.((Ву - Вб)*Пб/Вб =(949760-965320) *130132 / 965320 = -2097,59) в следствие изменения количества проданной продукции;
  4. Прибыль от продажи сократилась на -77987,75 ((Пу - Пб) - (Ву - Вб)*Пб/Вб = (50046,65 - 130132) - =(949760-965320) *130132 / 965320 =-77987,75 ) вследствие изменения структуры проданной продукции.

Из вышеприведенных расчетов можно сделать вывод о том что на изменение прибыли от продаж за исследуемый период времени оказывали влияние 4 фактора, большинство из которых сокращало ее размер, но самое большое влияние, повлекшее за собой ее увеличение оказалось изменение средних цен реализации.

Далее осуществим факторный анализ финансового результата от продажи мяса птицы.

Таблица 14

Исходные данные для факторного анализа изменения прибыли от продажи мяса птицы в ЗАО "Победа - Агро"

Показатели

2011 г.

2013 г.

Абсолютный прирост

Объем проданной продукции, ц

146654

217376

70722

Средняя цена реализации, руб

6476,195671

5579,544

-897

Полная себестоимость, тыс. руб.

827969

1017865

189896

Прибыль (убыток) от продажи, тыс. руб.

121791

194994

73203

Построим трехфакторную мультипликативную модель, отражающую взаимосвязь показателей.

Для определения влияния каждого из показателей на результативный показатель воспользуемся методом цепных подстановок факторного анализа.

Проверка :

Таблица 15

Показатели и значения факторного анализа

Показатели

Значения

Факторы

Значение влияния

фактора

Y баз

121791

Объем проданной продукции, ц()

458010

У усл 1

579801

Средняя цена реализации, руб()

-194911

У усл 2

384890

Полная себестоимость, тыс. руб.()

-189896

У отч

194994

Проверка

73203

По результатам проведенного факторного анализа можно сделать вывод, что прибыль от продажи мяса птицы увеличилась  за период исследования на 73203 тыс. руб. В том числе за счет увеличения объема проданного мяса птицы на 70722 ц. прибыль от продаж увеличилась на 458010 тыс. руб., за счет снижения средней реализационной цены на 897 руб. прибыль от продаж снизилась на 194911 тыс. руб. и так же прибыль сократилась на -189896 тыс. руб.  за счет  увеличения полной себестоимости 1 ц. продукции на 189896 руб.

Анализ финансовых результатов предприятия показал, что ЗАО "Победа - Агро" крупное предприятие, с высокими объемами производства и продаж, которые приносят высокую прибыль, на прибыль предприятия оказывают влияние несколько факторов.

Предприятие специализируется на производстве и мяса птицы, продажа которой приносит большую часть прибыли, которая растет в основном из - за увеличения объемов производства, так как средняя реализационная цена в течении исследуемого периода сокращается и себестоимость производства продукции растет.


  1.  Анализ уровня рентабельности 

В системе показателей эффективности деятельности предприятий важнейшее место принадлежит рентабельности.

Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

Проанализируем изменение рентабельности производства по отраслям и видам продукции, осуществим факторный анализ выявленных отклонений и в конечном итоге оценим влияние рентабельности отдельных видов продукции на изменение общей рентабельности производства по предприятию ЗАО "Победа - Агро" Дятьковского района.

Анализ данных таблицы 16 показывает, что предприятие в целом рентабельность, наибольший уровень рентабельности был в 2012г. 37,3%, в отчетном году показатель сократился почти в двое и равен 17,6 %, но в соотношении с 2011 г. рентабельность увеличилась на 3,56 п.п., в среднем по животноводству (птицеводству) на предприятии та же ситуация.

Наиболее рентабельными видами продукции являются суточные птенцы и яйцо, хоть и основная продукция мясо птицы тоже достаточно рентабельна. В динамике с 2011 г. показатели рентабельности всех видов продукции, кроме рентабельности мяса птицы сокращаются.

Рентабельность работ и услуг в динамике так же сокращается и в отчетном году отрицательна.

Таблица 16

Динамика уровня рентабельности продукции(%)

Виды продукции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютный прирост 2013 г.

к 2011 г.

к 2012 г.

Мясо птицы

14,71

38,03

19,16

4,45

-18,88

Яйцо

115,61

75,31

24,42

-91,18

-50,89

Суточные птенцы

110,37

444,15

59,57

-50,80

-384,57

Прочая продукцияживотноводства

-

-

-64,81

-

-

В реднем по животноводству

15,58

41,29

22,05

6,47

-19,24

в среднем по сельскохозяйственному производству

15,58

41,29

22,05

6,47

-19,24

товары работы и услуги

4,05

1,02

-0,05

-4,10

-1,06

в среднем по предприятию

14,09

37,30

17,64

3,56

-19,65

Используя данные факторного анализа прибыли от продаж(табл. 14 и табл. 15.), определим влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции в целом по предприятию, применяя для этого метод пропорционального деления.

Таблица 17

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности сельскохозяйственного производства в ЗАО "Победа - Агро"

Показатели

Абсолюный прирост прибыли 2013 г. К 2011 г, тыс. руб.

Коэффициент

Абсолюный прирост рентабельности 2013 г. К 2011 г, тыс. руб.

Абсолютный прирост всего

54000

0,00012

6,47

В том числе и за счет факторов:

Количество реализованной продукции

-2097,59

-0,25

Структура реализованной продукции

-77987,75

-9,34

Средняя цена реализации единицы продукции

273673

32,79

Полная себестоимость единицы продукции

-139587,65

-16,72

Значение коэффициента K находим по формуле:

Абсолютный прирост рентабельности 2013 г. к 2011 г. находится умножением абсолютного прироста прибыли 2013 г к 2011 г., тыс. руб. на коэффициент K.

Из данных таблицы 17 видно, что рентабельность птицеводства в ЗАО "Победа - Агро" в течении периода исследования возросла на 6,47 п.п. В том числе снизилась на 0,25 п.п. вследствие изменения количества реализованной продукции, так же сократилась на 9,34 п.п. из-за изменения структуры товарной продукции, изменение средней реализационной цены реализации единицы продукции рентабельность возросла на  32,79 п.п., изменение полной себестоимости продукции снизило рентабельность на 16,72 п.п.

Следовательно большее влияние оказало изменение средней реализационной цены единицы продукции птицеводства(животноводство).

Для углубления анализа изучим влияние на изменение уровня рентабельности мяса птицы следующих показателей: суммы прибыли от реализации единицы продукции и полной себестоимости единицы продукции.

Таблица 18

Исходные данные для факторного анализа уровня рентабельности

Показатели

2011 г.

2013 г.

Абсолютный прирост

Прибыль (убыток) от реализации 1 ц продукции, руб.

830,51

897

66

Полная себестоимость 1 ц продукции, руб.

5645,683

4682,44

-963

Уровень рентабельности, %

14,71

19,16

4,45

Составим кратную двухфакторную модель

Для определения влияния каждого фактора применим прием определения влияния прямых и обратных связей.

Проверка:

Таблица 19

Показатели и значения факторного анализа рентабельности

Фактор

Отклонение уровня рентабельности, вызванное фактором

Прибыль (убыток) от реализации 1 ц продукции, руб. ()

1,42

Полная себестоимость 1 ц продукции, руб.()

3,03

По результатам анализа можно сделать вывод, что в 2013 г. по сравнению с 2011 г. уровень рентабельности продаж мяса птицы увеличился на 4,45 п.п.В том числе за счет увеличения прибыли от продажи 1 ц. продукции на 66 руб. рентабельность увеличилась на 1,42 п.п., так же рентабельность увеличилась на 3,03 п.п. за счет снижения полной себестоимости 1 ц. продукции на 936 руб.

Далее определим влияние рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность в целом по предприятию.

Таблица 20

Влияние рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность сельскохозяйственного производства в ЗАО "Победа - Агро"

Виды продукции

Уровень рентабельности продукции, %

Уельный вес в денежной выручке от продажи с/х продукции,%

Влияние на общий уровень рентабельности,%

2011 г.

2013 г.

+

-

2011 г.

2013 г.

+

-

структуры

рентабельности и вида продукции

савокупное влияние

Мясо птицы

14,71

19,16

4,45

98,4

99,14

0,75

11,00

440,81

4847,99


Продолжение таблицы 20

Влияние рентабельности отдельных видов продукции на общую рентабельность сельскохозяйственного производства в ЗАО "Победа - Агро"

Виды продукции

Уровень рентабельности продукции, %

Удельный вес в денежной выручке от продажи с/х продукции ,%

Влияние на общий уровень рентабельности ,%

2011 г.

2013 г.

+

-

2011 г.

2013 г.

+

-

структуры

рентабельности вида продукции

совокупное влияние

Яйцо

115,61

24,42

-91,2

1,53

0,27

-1,26

-145,8

-24,51

3573,82

Суточные птенцы

110,37

59,57

-50,8

0,08

0,03

-0,05

-5,83

-1,48

8,62

Прочая продукцияживотноводства

-

-64,81

-64,8

-

0,57

-

-36,70

-

по предприятию в целом (сельское хозяйство)

15,58

22,05

6,47

100

100,

0,00

0

378,12

0,

Из данных таблицы 20 видно, что наибольшее влияние на общую рентабельность по предприятию в целом оказывают рентабельность вида продукции, 378,12 %, влияние структуры равно 0, и следовательно совокупное влияние так же равно нулю.

Анализ рентабельности показал, что предприятие ЗАО "Победа - Агро" в целом рентабельно и в динамике рентабельность возрастает, эта же тенденция распространяется и на сельскохозяйственное производства и на большинство видов продукции.

Если данная тенденция продолжится в будущем, то производство предприятия станет высокорентабельным, но при этом высокая рентабельность сохранится только в производстве мяса птицы, а рентабельность других видов продукции снизится.

По этой причине необходимо разрабатывать мероприятия по увеличению рентабельности производства яйца и суточных птенцов, не смотря на то что производство данных видов продукции ведется в основном в целях воспроизводства стада птицы, т. е. на внутрихозяйственные нужды.

  1.  Пути увеличения прибыли  и повышения уровня рентабельности животноводства


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: «ДИС», 2005.
  2.  Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализы: учебник. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  3.  Бородина Е. И. Финансы предприятий - Москва, изд-во «ЮНИТИ», 1995
  4.  Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 112с.
  5.  Дьяченко О. В. Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий» / О.В. Дьяченко.– Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2013. – 80 с.
  6.  Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  7.  Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет, М.: «Финансы и статистика», 1996.
  8.  Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.-
  9.  М. .: ИКЦ «Дис», 1997.  
  10.  Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: ФиС , 1996.
  11.  Николаева И.П. Основы микроэкономики: Уч. пособие. / под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  12.  Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. – Минск, 2006.
  13.  Стоянов Е.А., Стоянова Е.С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. - М.: Перспектива, 1993.
  14.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА- М, 1996.
  15.  Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализ затрат. – М.: Филинъ, 1996.
  16.  Шишкин А. К., Вартанян С. С., Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятия. – М.: “Инфра - М” 1996.  
  17.  Яркина Т. В. Основы экономики предприятия: краткий курс. - М. 1999.
  18.  Абрютина М.С. Экспресс-анализ финансово-экономической устойчивости предприятия. Индикатор финансово-экономической устойчивости. // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33549. Финансово-экономическое обеспечение МСУ 44 KB
  Финансовоэкономическое обеспечение МСУ Состав и использование муниципального имущества. Экономическую основу МСУ составляют находящееся в муниципальной собственности имущество средства местных бюджетов а также имущественные права муниципальных образований. Европейская Хартия о местном самоуправлении закрепляет общие принципы организации финансовоэкономической самостоятельности органов МСУ: органы мсу имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами которыми они...
33550. Формы осуществления МСУ 45.5 KB
  Формы осуществления МСУ Формы непосредственной демократии: местный референдум муниципальные выборы сходы граждан. Формы представительной демократии: выборные органы выборные должностные лица МСУ. Формы участия населения в осуществлении МСУ. Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением МСУ.
33551. Территориальные основы местного самоуправления 31.5 KB
  Территориальные основы местного самоуправления Понятие муниципального образования. Модели организации местного самоуправления: территориальная поселенческая двухуровневая. Муниципальное образование городское сельское поселение несколько поселений объединенных общей территорией часть поселений иная населенная территория в пределах которой осуществляется местное самоуправление имеются муниципальная собственность местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Выборные органы местного самоуправления.
33552. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования 45.5 KB
  Управление комплексным социальноэкономическим развитием муниципального образования Условия и факторы социальноэкономического развития муниципального образования. Анализ прогнозирование и планирование социальноэкономического развития муниципального образования. Управление социальноэкономическим развитием России регулируется Федеральным законом О государственном прогнозировании и программах социальноэкономического развития Российской Федерации. В законе содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях...
33553. Сущность и содержание теории управления. Базовые понятия теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация 64 KB
  Сущность и содержание теории управления. Базовые понятия теории управления. Субъект объект и цель управления система подсистема социальная организация. Управление – воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в новое желательное состояние.
33554. Эволюция управленческой мысли. Важнейшие подходы, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления 70.5 KB
  Важнейшие подходы внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления. Школа научного управления. Создатели школы научного управления – Ф. Основой методологии научного управления стал анализ содержания работы выявление ее основных компонентов и рационализация ее выполнения.
33555. Цели и функции управления 50.5 KB
  Характеристики эффективности целей. Критерии эффективности управления Характеристики эффективности целей. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели и порядок их важности. Характеристики эффективности целей: Конкретность и измеримость целей фиксация сроков достижения цели: подразумевает возможность их выражения в количественном виде.
33556. Планирование как функция управления 50.5 KB
  Планирование как функция управления Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Основная цель деятельности организации раскрывающая смысл её существования называется миссией организации. Формулировка миссии должна отражать 2 основных аспекта: Какие группы населения являются клиентами организации Какие потребности клиентов...
33557. Управленческие коммуникации 44.5 KB
  Коммуникации – обмен информации на основе которого руководитель получает сведения необходимые для принятия эффективных управленческих решений и доводит принятые решения до работников организации. Основная часть формальной информации в организации передается в рамках вертикальных коммуникаций которые могут осуществляться по нисходящей линии т. В процессе нисходящих коммуникаций обычно сообщается о: ► целях и стратегии организации ►текущих задачах ►изменении приоритетов в конкретных заданиях ►рекомендуемых в процедурах и правилах....