56543

ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ

Конспект

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить учащихся с понятиями личность индивидуальность; показать неповторимость уникальность личности; дать представление о путях формирования личности. Развитие личности довольно медленный процесс.

Русский

2014-04-07

123 KB

3 чел.

ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ

Уроки психологии в старших классах

Цель курса
помочь старшеклассникам в подготовке к самостоятельной жизни и формировании психологической культуры.
Задачи
1. Дать ученику знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.
2. Помочь ученику стать более адаптированным.
3. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания учеником самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности.
4. Способствовать нравственному самосовершенствованию ученика, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Методы:
— лекционное изложение материала;
— дискуссия;
— ролевые игры;
— анализ конкретных ситуаций;
— психотренинг;
— психодиагностические процедуры.

ЗАНЯТИЕ 1.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ?

Цель: установление контакта со старшеклассниками, создание положительной мотивации к изучаемому курсу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Знакомство
Возможные варианты

1. Традиционное знакомство.
2. Психолог просит всех закрыть глаза, подходит и касается каждого, задавая вопросы, направленные на осознание своего внутреннего состояния:
— Как себя чувствуете?
— О чем сейчас думаете?
— Какого цвета ваше настроение?
— С каким явлением природы можете сравнить себя?
— С каким животным можно сравнить ваше теперешнее состояние?
— С какой птицей?
3. Представляться по имени и называть свойство характера, начинающееся на первую букву имени (например, Ольга — организованная), или сделать какой-нибудь жест (например, русское имя Татьяна — низкий земной поклон).
Оригинальное знакомство позволяет создать оптимальные условия для доверительного общения со старшеклассниками и получить определенные сведения о классе.

2. Обсуждение и принятие правил
поведения на уроках психологии

Ведущий. Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат.
Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием.
Эти правила в равной степени относятся и к ведущему — психологу, и к учащимся.

Правила поведения на занятиях

1. Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.
2. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.
3. Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
4. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
5. Слушать говорящего, не перебивать.
6. Право на личное мнение есть у каждого.
7. Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.
Для закрепления четвертого правила уместно провести игру «Сплетня».

3. Декларация прав и обязанностей

Этот этап можно проводить в двух вариантах.

1-й вариант. В классе работает «конституционная комиссия» по выработке общей Декларации о правах старшеклассников. В театрализованной форме проводится принятие правил, предложенных каждой из групп разработчиков, которые отстаивают свои предложения. Предложения фиксируются на доске.
2-й вариант. Психолог дает перечень личных прав, разработанных К.Д. Заслофф, дети записывают.

Вы имеете право:
— иногда ставить себя на первое место;
— просить о помощи и эмоциональной поддержке;
— протестовать против несправедливого обращения или критики;
— на свое собственное мнение и убеждения;
— совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
— предоставлять людям право решать свои собственные проблемы;
— говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
— не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;
— побыть в одиночестве, даже если другим хочется вашего общества;
— на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;
— менять свои решения или избирать другой образ действий;
— добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны:
— быть безупречным на 100%;
— следовать за толпой;
— любить людей, приносящих вам вред;
— делать приятное неприятным людям;
— извиняться за то, что были самим собой;
— выбиваться из сил ради других;
— чувствовать себя виноватым за свои желания;
— мириться с неприятной ситуацией;
— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
— сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
— делать больше, чем позволяет время;
— делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
— выполнять неразумные требования;
— отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
— нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
— отказываться от своего «я» ради кого бы то ни было или чего бы то ни было.
Эти права отличаются от юридических. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть у каждого. Учитесь уважать права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

4. Анкета

Учащимся предлагается ответить письменно и анонимно на следующие вопросы:
– Что я знаю о себе?
– Что я хочу узнать о себе?
– Что приятного и неприятного было в моей жизни за последнее время?

Данные этого задания используются психологом для достижения содержательности последующих занятий.

5. Итог занятия

Тест «Довольны ли вы собой?» (приложение 1).

ЗАНЯТИЕ 2.
ЛИЧНОСТЬ

Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Личность и ее формирование

Ведущий. О каждом из нас можно многое сказать, но прежде всего каждый — это личность, т.е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди людей. Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью, человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
Уже на первом году жизни ребенка ведущим видом деятельности (формирующим психику) является эмоциональное общение с взрослыми, и если ребенок по тем или иным причинам лишен этой возможности, то депривация сказывается на уровне психического развития.
Формирование личности определяется биологическими данными, средой (природной и социальной), воспитанием и обучением, активностью самой личности, познанием, общением и трудом (умственным и физическим).

2. Уникальность и неповторимость личности

Ведущий. На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.

Упражнение «Индивидуальность личности»
Учащиеся, передавая по кругу цветок, произносят свое имя и называют качества, присущие им, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например, Вадим — вежливый активный, добрый, интересующийся, мягкий). Эти качества фиксируются либо на доске, либо на листочках.
Психолог, опираясь на записи, побуждает учащихся сделать выводы о том, что люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам, они проявляются в своеобразии личности.

Упражнение «Я — уникальный»
Психолог передает в разные стороны от себя два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я как все...», и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я не как все...».
Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

3. Познакомься сам с собой

Упражнение «Письмо себе, любимому»
Каждый пишет письмо самому близкому человеку, т.е. самому себе, себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить.
Время выполнения — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями, с какими чувствами выполняли это задание. По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
Это упражнение помогает человеку обратить внимание на самого себя, осознать свою любовь.

4. Итог занятия

Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:

  •  Что такое личность?
  •  Личностью рождаются или становятся?
  •  В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности?

ЗАНЯТИЕ 3.
ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Цель: научить решать свои жизненные проблемы, показать важность ценностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сложные жизненные ситуации

Ведущий. «Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь» — гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно.
На рисунке, где изображено солнце и два облака, на одном облаке напишите свое имя и фамилию, на другом — имя, которым хотелось бы называться. В центре солнца изобразите символический автопортрет, на 3—4 лучах солнца напишите качества, которые помогают вам преодолевать сложные жизненные ситуации. Затем рисунок следует передать соседу справа. Каждый, получив чужой рисунок, пишет на одном луче название качества, на его взгляд подчеркивающее индивидуальность автора. Получив назад свой рисунок, автор знакомится с результатами и, если есть желание, комментирует его вслух.

2. Осмысление ресурсов собственной личности

Знаменитое высказывание Иммануила Канта «годы юности — самые трудные годы. Ибо это годы выбора» записано на доске. Часть учащихся должна подтвердить, а часть — опровергнуть это высказывание. По итогам дискуссии психолог делает вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.

3. Мини-тест «Мои ценности»

Психолог диктует, а учащиеся пишут в тетради двенадцать пунктов, затем ранжируют их по значимости для себя.
Возможные ценности:
1) наличие хороших и верных друзей;
2) уверенность в себе;
3) интересная работа;
4) творчество;
5) счастливая семейная жизнь;
6) материально обеспеченная жизнь;
7) здоровье;
8) свобода как независимость в действиях и поступках;
9) любовь;
10) познание, стремление к новому;
11) активная, деятельная жизнь;
12) красота природы и искусства;
Учащиеся по желанию могут зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей или обсудить в микрогруппах.

4. Возможности личности

Упражнение «Моя Вселенная»

В центре листа формата А4 нарисовать солнце и в нем написать букву «Я». От центра (солнца) прочертить линии — лучи солнца (18—20). Над каждым лучом написать вопрос, а под лучом ответ:
1. Какие способности я у себя нахожу?
2. Какие книги я люблю читать?
3. О чем я мечтаю?
4. О чем мне приятно вспоминать?
5. О чем мне неприятно вспоминать?
6. Какой у меня характер?
7. Какое настроение у меня бывает чаще всего?
8. Что я умею делать лучше всех?
9. Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
10. Чем я люблю заниматься больше всего?
11. Кем я хочу стать?
12. Люблю ли я и умею ли я трудиться?
13. Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?
14. Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
15. Понимаю ли я юмор, шутки?
16. Испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?
17. Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
18. Как я отношусь к себе?
Психолог подводит учащихся к выводу, что «звездная карта» каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.

5. Наши недостатки

Ведущий. Почти у каждого имеются недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. Если недостатки представить в виде дракона, то можно сделать вывод, что у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях. В один прекрасный день почти каждый решается убить «своего дракона». Но это дело безнадежное, так как на месте отрубленной головы незаметно вырастает другая. И мы приучаемся жить со «своим драконом», хотя со временем он все больше портит нашу жизнь и жизнь наших близких.
Для борьбы с «драконом» почти всем нужны помощники — друзья. Они очень важны в нашей жизни. Способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.

Упражнение «Телеграмма»

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

6. Итог занятия

Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:

  •  Какое самое ценное ваше качество?
  •  Что помогает вам решать проблемы?
  •  Отличаются ли ценности ваших друзей от ваших ценностей?

ЗАНЯТИЕ 4.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Цель: научить открывать свои способности и использовать их.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сад нашей души

Ведущий. Личность можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кусты и деревья. Сад велик и многообразен, он растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так, он растет нашими стараниями. Не найденная или забытая способность зачахнет и пропадет.
Самореализация — процесс удовлетворения человеком своей потребности быть тем, кем он может быть. Потребность в самореализации есть у каждой здоровой личности. Широкие возможности для этого дает творческая деятельность.
Самореализацию можно разделить на мужскую и женскую. В мужской главное — преобразование, освоение нового пространства, а в женской — забота о сохранении достигнутого, того, что уже есть, заинтересованность в более глубоком освоении имеющегося пространства. В самореализации конкретного человека есть и мужские и женские черты, но те или другие преобладают.
А. Маслоу предложил восемь путей самореализации, т.е. способов поведения, ведущих к ней:
— раскрывать и выражать себя с детским простодушием, без застенчивости и без самомнения;
— представлять себе жизнь как процесс постоянного выбора (лгать или оставаться честным, уединяться или двигаться вперед и расти и т.д.);
— давать возможность своему «Я» проявляться;
— брать на себя ответственность за происходящее с тобой, за свои достижения и промахи;
— быть способным честно высказывать собственное мнение, независимое от мнения окружающих;
— развивать свои способности, трудиться ради того, чтобы сделать хорошо то, что хочешь сделать;
— стремиться к высшим переживаниям (любовь или вдохновение нельзя купить или получить, дождавшись своей очереди);
— познавать самого себя, пытаться понять: что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни.

2. Механизмы
психологической защиты

Ведущий. Каждый наш день — это смешение добра и зла. Мы постоянно вынуждены противостоять неудачам, стрессам, конфликтам, опасностям, защищаться от них.
Природа дала человеку механизм, позволяющий закрыться, спрятаться от опасностей. Это механизм психологической защиты — подсознательная система моделей поведения, сформированная на основе жизненного опыта человека. Она ограждает его от отрицательных эмоций, страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира.
Классическую характеристику вида защит дал австрийский психоаналитик З. Фрейд.

Виды защит

Отрицание — стремление избежать информации, вызывающей тревогу.
Идеализация (обесценивание) — попытка человека найти идеального защитника от всех бед и удачное решение проблем.
Проекция — человек бессознательно переносит свои чувства, желания на другое лицо.
Рационализация — человек осознает и использует только ту часть информации, которая может характеризовать его поведение как правильное и одобряемое.
Замещение — перенос действия с недоступного объекта на доступный.
Сновидение — вид защиты, при котором недоступное действие переносится в другую форму — сюжет сновидения.

Ведущий. Психологические защиты помогают личности построить барьеры на пути неблагоприятных влияний. Но это явление относительное. Надежнее программа аутотренинга, где человек учится управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями — владеть собой. Преодолению страха и беспомощности помогает активная позиция в преодолении ситуации. Решительность для многих — своеобразная защита от тревог в окружающем мире.

3. Тест «Границы вашей
решительности» (приложение 2)

Психолог подводит учащихся к заключению: кто сделал верные выводы, кто встал на путь самосовершенствования, тот добьется всего, чего хочет, и состоится как личность.
Можно предложить записать 10 наставлений Р.В. Овчаровой:
1. Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
2. Не бойся! Трус обречен на поражение.
3. Трудись! Другого пути к успеху нет.
4. Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и научишься не совершать ошибок.
5. Не лги! И ты будешь иметь друзей. Не обманывай себя и помни о психологической защите.
6. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других, и ты многое поймешь.
7. Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемого результата. В противном случае ты всегда будешь попутчиком и придешь к тому, чего хотят другие, а не ты сам.
8. Избегай злых людей, ибо зло заразительно.
9. Будь благодарен родителям, бабушкам, дедушкам, людям, сделавшим тебе добро. Неблагодарность — тяжкий грех. Слушай старших, и ты избежишь многих бед.
10. Запиши эти наставления. Перечитывай их. В них мудрость народов и веков.

4. Итог занятия

Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:

  •  Что значит реализовать себя?
  •  Что способствует самореализации?
  •  Что мешает прийти к успеху?

ЗАНЯТИЕ 5.
САМООЦЕНКА

Цель: определение и анализ уровня самооценки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Самооценка как важнейшая
составляющая личности

Ведущий. Самооценка — оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.
Адекватная самооценка — человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Высокая самооценка — человек верит в себя, чувствует себя на «коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

2. Определение самооценки

Тест «Как у тебя с самооценкой?» (приложение 3)
Методика определения самооценки Ю.И. Киселева (приложение 4)

3. Итог занятия

Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:

  •  Что такое самооценка и какова ее связь с самореализацией?
  •  Что дает каждый из типов самооценки ее обладателю?
  •  От чего зависит формирование самооценки?

ЗАНЯТИЕ 6.
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Цель: научить оценивать успешность своих действий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Правила поднятия самооценки

Ведущий. Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям, все люди могут быть разделены на две группы: 1) уверенных в себе, имеющих высокую степень самооценки; 2) мало уверенных в себе, имеющих заниженную самооценку, которая существенно мешает им в жизни.
Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь. Как же обрести уверенность в себе и повысить степень самооценки? Необходимо самому приложить максимум усилий. А поможет в этом программа, разработанная английским психологом Клер Райнер и адаптированная Е.А. Тарасовым.

Правила поднятия самооценки

1. Утром приложите максимум усилий, чтобы выйти из дома в наилучшем виде. В обед взгляните в зеркало, чтобы проверить по своему отражению в нем, все ли в порядке. Последний раз проделайте это, умываясь перед сном. Это поможет вам не думать постоянно о том, как вы выглядите.
2. Не зацикливайтесь на своих физических изъянах. Они есть у всех! Помните, что большинство окружающих вас людей этих недостатков не замечают, либо не догадываются об их существовании.
3. Помните, что люди не замечают вещей, столь очевидных для вас. Вы чувствуете, что ужасно краснеете, когда приходится что-то делать или говорить в присутствии нескольких человек, а для них ваше лицо приятно порозовело.
4. Не будьте излишне критичны к другим. Если вы постоянно отмечаете недостатки других людей и это стало вашей привычкой, от нее следует немедленно избавиться, иначе вы все время будете думать, что ваши внешность и одежда — тоже отличная мишень для критики. Уверенности вам это не прибавит.
5. Помните, что люди больше всего любят слушателей. Вам совершенно не обязательно «выдавать» фейерверк остроумных, блестящих мыслей, чтобы вызвать расположение к себе. Внимательно слушайте других, и они будут вам благодарны.
6. Будьте искренни. К примеру, вы не понимаете, о чем идет речь. Признайтесь в этом. Пытаясь быть холодным, отстраненным и невозмутимым, вы лишь отталкиваете от себя людей.
7. Найдите кого-нибудь в своем окружении, с кем вы можете разделить волнения и переживания, и тогда вы не окажетесь одинокими в любой компании, в любом обществе. Сами подойдите к тому, кого вы избрали, от этого вы оба выиграете.
8. Помните, что стеснительность может сделать некоторых людей агрессивными. Если с вами кто-то резко разговаривает, не думайте, что виноваты в этом только вы. Может, для такого человека это единственный способ побороть смущение. И главное — не пользуйтесь сами подобными способами самоутверждения.
9. Самое худшее, что вы можете сделать, — это выставить себя в невыгодном свете. Но если подобное произойдет, то окружающие будут относиться к вам с симпатией: ведь вы дали им возможность испытать чувство превосходства!
Психолог подводит учащихся к выводу, что человек способен к различным вариантам самонастроя, — он может настраиваться как на успех, так и на неудачу. Оптимист настраивается только на то, что ему полезно, на то, что ему необходимо, на то, что приведет его к желаемому жизненному успеху.
И здесь уместно предложить советы Ф. Зимбардо.

Как развивать уверенность в себе

1. Определите, что является основой вашей личности.
2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте ваши возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть.
3. Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел, кто не помог, когда вы в этом нуждались. Простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания.
4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводят вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно.
5. Никогда не говорите о себе плохо, особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».
6. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества — предметом обсуждения могут стать только ваши действия.
7. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.
8. Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы можете общаться с самим собой.
9. Развивайте навыки общения, заинтересуйтесь какой-то темой и станьте авторитетным в области, которая может служить почвой для установления контактов с другими людьми. Имейте по крайней мере одно качество, которое радует других, может быть им полезно.
10. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.

Другой психолог — Дж. Келли приводит перечень прав человека, которые следует помнить, чтобы не потерять уверенность в себе.
Основные права человека

  •  Право быть одному.
  •  Право быть независимым.
  •  Право быть выслушанным и принятым всерьез.
  •  Право получить то, за что платишь.
  •  Право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека.
  •  Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.
  •  Право просить то, чего хочешь.
  •  Право на успех.
  •  Право делать ошибки и быть ответственным за них.
  •  Право не быть напористым.

2. Тест «Что вы за птица?»

(приложение 5)

3. Итог урока

Закрепление пройденного материала.
Обсуждение:

  •  Как можно реализовать каждое из прав, поддерживающих уверенность в себе, в вашей повседневной жизни?
  •  Какой совет Ф. Зимбардо вам близок?
  •  Каким образом можно поддерживать уверенность в себе?

ЗАНЯТИЕ 7.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ

Цель: помочь лучше понять себя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Личностный тест  (1, с. 55–74)

На основе данных теста каждый строит свой личностный профиль.

2. Дом моей души (3, с. 95–99)

Это очень сильное упражнение. Оно вызывает глубокий интерес, много чувств и надолго запоминается. Однако от ведущего требуется умение проводить медитативные упражнения.

3. Итог урока

Каждый (можно парами) делится своими впечатлениями о доме своей души, каким его увидел, какие чувства эти картинки вызвали.

Приложения

Приложение 1

ТЕСТ «ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ?»

1. Вы хотели бы начать жизнь заново?
Да — 4, нет — 16.

2. У вас есть хобби?
Да — 18, нет — 5.

3. Вы упрекаете себя, если у вас не ладится что-то?
Да — 6, нет — 12.

4. Вы радуетесь, когда вам кто-то завидует?
Да — 16, нет — 2.

5. Ваше самолюбие страдает, оттого что кто-то считает вас несимпатичным человеком?
Да — 3, нет — 12.

6. Неприятности ваших знакомых доставляют вам некоторое утешение?
Да — 18, нет — 5.

7. Успех другого вас расстраивает и злит?
Да — 2, нет — 16.

8. Вам доводилось выигрывать в лотерее?
Да — 4, нет — 20.

9. Вы завидуете вашим знакомым, когда они покупают дорогие и дефицитные вещи?
Да — 1, нет — 12.

10. Выступление перед большой аудиторией вас вдохновляет?
Да — 16, нет — 3.

А теперь суммируйте полученные результаты.
Свыше 120 баллов. Вы очень нравитесь себе. А вот самокритичности вам явно недостает. Самовлюбленность, эгоизм, пренебрежение интересами других может поставить вас в трудное положение.
От 60 до 120 баллов. В целом вы довольны собой, хотя и не страдаете чрезмерной самоуверенностью. Иногда вас немного заносит, но вы умеете вовремя спохватиться. Отрадно, что вы не теряете чувства собственного достоинства и можете постоять за себя.
Ниже 60 баллов. Ваше недовольство собой граничит с комплексом неполноценности. Вы болезненно анализируете каждую неудачу, неловкий поступок. Это мешает вам жить и делает вас пессимистом. Подумайте об этом и начинайте постепенно избавляться от этого недуга.

Приложение 2

ТЕСТ
«ГРАНИЦЫ ВАШЕЙ РЕШИТЕЛЬНОСТИ»

Вам предлагается ответить на несколько вопросов ответами «да» или «нет».

1. Легко ли вы приспосабливаетесь к обстоятельствам? Да — 3, нет — 0.
2. Выключаете ли вы телевизор, когда становится ясно, что ничего интересного в этот вечер уже не будет?
Да — 2, нет — 0.
3. В состоянии ли вы все отложить ради любимого занятия?
Да — 1, нет — 0.
4. Если вам предлагают хорошо оплачиваемую работу, согласитесь ли вы без колебаний?
Да — 3, нет — 0.
5. Сразу ли вы признаете свои ошибки?
Да — 0, нет — 3.
6. Приводят ли вас в замешательство неожиданно нагрянувшие гости?
Да — 3, нет — 0.
7. Меняете ли вы свое мнение в результате серьезной дискуссии?
Да — 4, нет — 0.
8. Покупаете ли вы понравившуюся вам на витрине вещь, хотя знаете, что в данный момент она вам не нужна?
Да — 0, нет — 3.
9. Соглашаетесь ли вы после долгих уговоров на что-то, чего никогда не сделали бы по своему желанию?
Да — 0, нет — 4.
10. Знаете ли вы точно, чем будете заниматься в ближайшие выходные дни?
Да — 2, нет — 0.
11. Всегда ли вы выполняете свои обещания?
Да — 2, нет — 0.

Посчитайте общую сумму набранных баллов.
0–12 баллов. Вы нерешительны. Постоянно взвешиваете «за» и «против». Часто упускаете хорошие шансы, вплоть до создания для себя опасных ситуаций. Старайтесь быть потверже.
13–22 балла. Принимаете решения осторожно, но не избегаете проблем, требующих немедленного решения. Иногда колеблетесь, особенно перед утомительными и обременяющими делами. Больше доверяйте своему опыту и интуиции.
23–30 баллов. Вы тверды в своих поступках. Легкомысленное поведение вам не свойственно. В большинстве случаев вы принимаете правильные решения. Однако своей решительностью и твердостью вы подавляете окружающих.

Приложение 3

ТЕСТ
«КАК У ТЕБЯ С САМООЦЕНКОЙ?»

Отвечая на вопросы, укажи, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:

очень часто — 4 балла;
часто —
3 балла;
иногда —
2 балла;
редко —
1 балл;
никогда —
0 баллов.

1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
3. Я боюсь выглядеть глупцом.
4. Я беспокоюсь за свое будущее.
5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень много.
9. Чувствую себя скованным.
10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
Меньше 10 баллов — тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь.
От 10 до 30 — ты психологически зрелая личность, что проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!
Больше 30 баллов — ты недооцениваешь себя.

Приложение 4

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ
(методика Ю.И. Киселева)

N

Kачества

N

d

d2

 

Уступчивость
Cмелость
Вспыльчивость
Настойчивость
Нервозность
Терпеливость
Увлекаемость
Пассивность
Холодность
Энтузиазм
Осторожность
Kапризность
Медлительность
Нерешительность
Энергичность
Жизнерадостность
Мнительность
Упрямство
Беспечность
Застенчивость

 

 

 

Рассмотрите данные качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое качество в пределах от 20 до 1 (20 — самое желательное, значимое, полезное, 1 — менее всего желаемое и т.п.). Ни одна оценка не должна повторяться. Все оценки занесите в графу N — слева.
Закройте левую графу, чтобы оценки не были видны. В графе N справа оцените качества, которые, как вы считаете, присущи вам (по тем же критериям 20–1).
Вычтите ваши оценки из оценок N — слева. Полученные результаты занесите в графу d. Возведите их в квадрат и занесите их в графу d
2. Сложите все значения d2. Сумму умножьте на 0,00075. Вычтите из 1 полученный результат.
Коэффициент корреляции может иметь значение от +1 до –1. Чем ближе к +1, тем выше самооценка. Практика показывает, что чаще всего оценки бывают в диапазоне 0,62–0,85.

Самооценка
Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них свое «Я».
Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Приложение 5

ТЕСТ «ЧТО ВЫ ЗА ПТИЦА?»

Отвечая на вопросы, следует выбрать из трех ответов один. Если у вас есть сомнения, выберите просто наиболее подходящий для вас ответ.

1. Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: «Уже поздно, никуда ты не пойдешь». Я:

A) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки пустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;
Б) скажу себе «А я никуда и не хочу идти» и останусь дома;
B) скажу «Ничего не поздно, я пойду», хотя мама потом и будет ругаться.

2. В случае разногласий я обычно:

A) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;
Б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;
B) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я представляю себя человеком, который:

A) любит нравиться многим и быть как все;
Б) всегда остается самим собой;
B) любит подчинять других людей своей воле.

4. Мое отношение к романтической любви:

A) быть рядом с любимым человеком — величайшее счастье в жизни;
Б) это неплохо, но пока от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;
B) это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что мне нужно.

5. Если я расстроен, то я:

A) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;
Б) стараюсь не обращать на это внимание;
B) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.

6. Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

A) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;
Б) меня это возмутит, но я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои эмоции;
B) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.

7. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:

A) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;
Б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;
B) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

A) сам по себе;
Б) лидер и руководитель;
B) часть команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:

A) просто перехожу к другому делу;
Б) показываю всем, что я все уже сделал;
B) хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

A) тихонечко сижу в углу;
Б) стремлюсь быть в центре всех событий;
B) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

11. Если кассир в магазине недодаст мне сдачу, то я:

A) естественно, ее потребую;
Б) расстроюсь, но промолчу. Я не люблю препираться с кассирами;
B) не обращу внимания. Мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.

12. Если я чувствую, что злюсь, я:

A) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;
Б) чувствую себя неудобно;
B) пытаюсь себя утихомирить.

13. Когда я заболеваю, я:

A) делаюсь раздражительным и нетерпимым;
Б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;
B) стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.

14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

A) выразить ему свои чувства открыто;
Б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;
B) дать ему знать об этом косвенно, например через других людей.

15. Мой девиз, очевидно, будет:

A) победитель всегда прав;
Б) весь мир любит любящего;
B) тише едешь — дальше будешь.

Что показывает тест?

С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб».
Обработайте результаты своих ответов. Для этого разбейте 15 вопросов-ответов теста на три пятерки: 1—5, 6—10, 11—15. Чтобы узнать, насколько вы «Голубь», посчитайте, сколько у вас в первой пятерке ответов «А», во второй пятерке — «В» и в третьей — «Б». Максимум может быть 15, минимум — 0. Выраженность у вас «страусиных» черт покажет сумма «Б» в первой пятерке, «А» во второй и «В» в третьей. Ответы «Ястреба» — «В» в первой пятерке, «Б» во второй и «А» в третьей.
Если, к примеру, у вас 11 «голубиных» ответов, 4 «страусиных» и ни одного «ястребиного», то ясно, что вы ближе всего к Голубю, немного Страус и ничего общего не имеете с Ястребом. Если всего поровну, то у вас всего понемногу и в разных ситуациях вы проявляете себя по-разному.

Описание личностных типов

ГОЛУБЬ

Это дающий, любящий, мягкий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование. Голуби во многом — слабаки и мямли. Они готовы сделать все для других. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. Голубь чаще играет второстепенную роли, способствуя подъему наверх других.

СТРАУС

Страус — человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Страусы избегают связей и особенно вытекающих из них последствий и обязательств. Страусы предпочитают страдать в молчании и одиночестве. Они не ждут от жизни и от людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы.

ЯСТРЕБ

Человеку честолюбивому, решительному, храброму, Ястребу нужна власть. Преследуя свои цели, Ястребы приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого вытягиваться перед ними в струнку, выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим их. Они стремятся к совершенству, идеалу, бескомпромиссны, требуют «все или ничего».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27325. Память и способы запоминания 34.5 KB
  По содержанию образная память моторная память эмоциональная память; по организации запоминания эпизодическая память семантическая память процедурная память; по временным характеристикам долговременная декларативная память кратковременная память ультракратковременная память; по физиологическим принципам определяемая структурой связей нервных клеток она же долговременная и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей она же кратковременная по наличию цели произвольная и непроизвольная; по наличию...
27326. Мышление как особый психологический процесс 35.5 KB
  К формам мышления относятся: Понятие – это форма мышления отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений. Суждения – это форма мышления позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира их свойствами и признаками. Умозаключение – форма мышления в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Виды мышления чаще всего мышление подразделяют на теоретическое понятийное и образное и практическое...
27327. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке 20.18 KB
  Педагогика начального образования как наука о воспитании образовании и развитии младших школьников Педагогика с греческого означает детоводство дитяведение. Педагогика наука о воспитании человека совокупность теоретических и прикладных наук изучающих воспитание образование и обучение. Педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина имеющая свой объект и предмет изучения. Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.
27328. Методология и методика педагогического исследования, Методологическая культура учителя 30.65 KB
  Методы обучения т. В свою очередь возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры. Теоретические и эмпирические методы педагогического исследования Пути способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. Различают теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.
27329. Система образования и ее характеристика 23.22 KB
  Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Создавать условия для общедоступности образования приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся воспитанников. Носить демократический характер образования и допускать автономность обр.
27330. Целостный педагогический процесс 42.13 KB
  Раскрывая вторую характерную черту педагогического процесса усовершенствование он пишет: Усовершенствование же имеет три направления: 1 устранение препятствий с пути естественного развития сил отрицательная сторона; 2 прямое положительное содействие правильному развитию наличных способностей положительная сторона; 3 искоренение недостатков и насаждений ценных свойств усовершенствование в тесном смысле. Понятие структура и функции педагогического процесса Педагогическим процессом называется развивающиеся взаимодействие...
27331. Воспитательный процесс и его характеристика 17.82 KB
  Сложность воспитательного процесса Сложность воспитательного процесса состоит и в том что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя как например в процессе обучения. Одна из особенностей воспитательного процесса его непрерывность. Процесс воспитания комплексный что означает единство целей задач содержания форм и методов воспитательного процесса подчиненное идее целостности формирования личности.