568

Финансовое планирование и финансовый контроль на предприятиях

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Финансовое планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Значение и задачи финансового планирования на предприятии.

Русский

2013-01-06

86 KB

114 чел.

ТЕМА10. Финансовое планирование и финансовый контроль на предприятиях

Вопросы:

  1.  Значение и задачи финансового планирования на предприятии. Виды финансовых планов.
  2.  Принципы и методы финансового планирования.
  3.  Содержание перспективных и годовых финансовых планов.
  4.  Оперативные финансовые планы предприятий.
  5.  Финансовые расчеты в составе бизнес-плана.
  6.  Организация финансового контроля.

  1.  Значение и задачи финансового планирования на предприятии. Виды финансовых планов.

Финансовое планированиеэто разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Значение финансового планирования:

1. Намеченные стратегические цели предприятия преломляются в финансово-экономических  показателях - объёме продаж, себестоимости, прибыли,  инвестициях и т.д.

2. Устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов по их исполнению.

3. Определяются приемлимые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия.

4. Оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки финансовой стратегии предприятия.

Основные задачи финансового планирования:

 1. Обеспечение нормального кругооборота денежных средств, включая их вложение в реальные, финансовые, интеллектуальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие.

2. Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования разнообразных доходов предприятия.

3. Соблюдение интересов акционеров и инвесторов.

4. Определение взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми и вышестоящими организациями, работниками предприятия.

5. Оптимизация налоговой нагрузки и структуры капитала.

6. Контроль за финансовым состоянием предприятия, целесообразностью планируемых операций и ситуаций.

Виды финансовых планов:

  1.  В зависимости от периода, на который разрабатывается финансовый план, различают:

а) перспективные ( долгосрочные);

 б) годовые (текущие);

в) оперативные. 

  1.  По формам выделяют:

а) балансы доходов и расходов;

б) бюджеты;

в) сметы;

г) финансовые расчеты к бизнес-плану и др.

2.Принципы и методы финансового планирования.

Принципы финансового планирования:

  1.  Единствапланирование должно иметь системный характер, т.е., представлять собою совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели.
  2.  Координациинельзя планировать эффективную деятельность одного подразделения предприятия вне связи с другими.
  3.  Участиякаждый специалист предприятия участвует в планировании.
  4.  Непрерывности разрабатываемые планы должны непрерывно сменять друг друга.
  5.  Гибкостиэто способность плана изменяться  при возникновении непредвиденных обстоятельств.
  6.  Точностипланы должны быть как можно более конкретизированы и детализированы.
  7.  Соотношение сроков получения и использования средств. Капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.
  8.  Платежеспособностьпланирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия.
  9.  Рентабельности капиталовложений.
  10.  Сбалансированности рисков.
  11.  Приспособленности к потребностям рынка.
  12.  Предельной рентабельности.

Методы финансового планирования:

  1.  Метод экстраполяции финансовые показатели определяются на основе их динамики.
  2.  Метод математического моделированияпостроение финансовых моделей, которые имитируют ход реальных финансовых процессов.
  3.  Нормативный методна основе заранее разработанных норм и нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и источниках их покрытия.
  4.  Расчетно-аналитический методоснован на использовании различных показателей.
  5.  Балансовый методпутем построения балансов достигается увязка финансовых ресурсов и фактической необходимости в них.

6. Метод оптимизации плановых решений - разрабатывается несколько вариантов для того, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант.

3.Содержание перспективных и годовых финансовых планов.

Перспективное финансовое планирование представляет собой исследование и разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе в течение 3-5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности хозяйствования, что проявляется в росте финансовых ресурсов и доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния хозяйствующего субъекта. Однако в современных условиях сложно говорить о перспективном планировании, речь скорее может идти о финансовом прогнозировании, т.е. разработке вероятного представления о предельных и желательных состояниях объекта в будущем. Это может быть прогнозирование финансового положения предприятия, отдельных показателей: прибыли и т.д. Перспективным планом предприятия можно считать бизнес-план. Финансовый аспект бизнес- плана представляется в разделе финансовый план и разделе стратегия финансирования.

Ведущим финансовым планом в современных условиях является годовой (текущий) план.

Для составления годового финансового плана используются следующие источники информации:

  1.  бухгалтерский баланс;
  2.  данные об объеме производства;
  3.  смета затрат на производство;
  4.  смета затрат  на содержание объектов социальнокультурной сферы;
  5.  данные об объемах капитальных вложений;
  6.  сведения о  движении основных фондов  и оборотных средств;  
  7.  отпускные цены;
  8.  анализ выполнения финансовых заданий  за  предыдущий год;
  9.  лимиты расходов  по отдельным  статьям затрат;
  10.  нормы амортизационные отчислений;
  11.  нормативы собственных оборотных средств, платежей в бюджет и  отчислений в централизованные фонды государства.

Формой  финансового плана  на предприятия  служит баланс доходов и расходов, включающий   три  раздела:  

  •  Доходы и поступления средств;
    •  Расходы и  отчисления;
    •  Взаимоотношения с бюджетом  (платежи в бюджет,  ассигнования из бюджета).

Составление финансового плана предполагает включение в бюджет комплекса расчетов доходов и поступлений средств, расходов и отчислений, платежей в бюджет; а так же разработку проверочной таблицы к финансовому плану для увязки между собой доходов, расходов, и проверку самого финансового плана как сводного документа. Расчеты по планированию отдельных источников доходов и расходов выполняются на основании соответствующих методик, правил и принципов.

4.Оперативные финансовые планы предприятий.

На предприятии имеется потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денежных средств предприятия. Оперативные планы используются для конкретизации финансовых заданий.

Целью оперативного планирования является определение движения финансовых ресурсов на месяц, декаду, 5 дней, 1 день, в результате чего можно предусмотреть возможность своевременных расчетов с поставщиками, банками и т.д.

Виды оперативных планов:

  1.  Платежный календарьэто основной оперативный финансовый план, в котором устанавливаются конкретные сроки поступления денежных средств и платежей предприятия и их доведение до исполнителей в форме плановых заданий.

Наиболее распространенной формой является его построение в разрезе двух разделов:

  1.  Предстоящие расходы и платежи;
  2.  Предстоящие поступления денежных средств.

В платёжном календаре денежные расходы и поступления должны быть сбалансированы. Если поступления превышают расходы, то планируется излишек средств, а если расходы превышают поступления, то отражается недостаток денежных средств. В таком случае необходимо изыскать дополнительный источник средств или перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период.

  1.  Кассовый план предприятияэто план оборота наличных денежных средств,  определяющий поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Имеет важное значение для осуществления контроля за движением наличных денег, сохранением кассовой дисциплины, своевременной выплаты заработной  платы, прогнозирования спроса на наличные деньги коммерческим банками.

Он состоит из четырех разделов.

В первом разделе указывается  поступление наличных денег в кассу предприятия, кроме средств, получаемых в банке.

Во втором разделе - все расходы наличными деньгами.

В третьем разделе приводится расчет суммы наличных денег, планируемых к получению в банке для выплаты заработной платы и на другие цели.

В четвертом разделе сроки и суммы выплат наличными деньгами, согласованные с банком.

5.Финансовые расчеты в составе бизнес-плана.

Бизнес-план -  это программа деятельности предприятия, обоснование его стратегий и тактических мер по их осуществлению. Бизнес-план может включать в зависимости от цели составление различное количество разделов. Но в любом случае обязательным является наличие финансового обоснования (прогноз финансово-хозяйственной деятельности, финансовый план и финансовые расчеты к нему.)

Мировая практика выработала следующие стандарты финансовых расчетов в составе бизнесплана:

  1.  Прогноз объёмов реализации имеет первостепенное значение. Он выполняется на основе предыдущих разделов бизнесплана. Этот расчет призван реально обосновать прогнозируемые суммы выручки от реализации продукции, исходя из потенциальной ёмкости рынка, конкурентоспособности продукции, цен и условий продаж.
  2.  Таблица доходов и затрат показывает алгоритм определения чистой прибыли предприятия и ее долю в выручке от реализации.

Последовательность расчета чистой прибыли применительно к белорусским предприятиям:

  •  выручка от реализации продукции, работ, услуг в отпускных ценах;
    •  минус косвенные налоги и отчисления из выручки
    •  минус переменные издержки 
    •  равно валовая прибыль
    •  минус постоянные издержки
    •  равно прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
    •  плюс финансовый результат от реализации иных ценностей и внереализационных операций 
    •  равно балансовая прибыль
    •  минус налоги из прибыли
    •  равно чистая прибыль
    •  доля чистой прибыли в объеме продаж
  1.  Баланс денежных расходов и поступлений. Этот документ призван подтвердить платежеспособность предприятия. Он разрабатывается с целью обеспечения синхронности поступления денежных средств с расходами предприятия. В нем указываются все предполагаемые затраты, связанные с производством и реализацией продукции, как текущие, так и инвестиционные. В источниках денежных поступлений предусматриваются как собственные, так и заемные и привлеченные средства.
  2.  Прогнозный баланс активов и пассивов может составляться для 1 года реализации проекта. Этот плановый документ имеет форма бухгалтерского баланса предприятия.

5. График достижения безубыточности представляет интерес и для предприятия и для внешних пользователей информацией. Расчет позволяет увидеть пороговый объём производства, т.е. ту границу производства товара в натуральном измерении, начиная с которой предприятие будет получать прибыль.                                                                       

6.Организация финансового контроля.

Финансовый контрольодна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности и достижения положительных конечных результатов работы.

Виды финансового контроля:

  1.  Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления (Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк).
  2.  Ведомственный контрольосуществляют министерства, ведомства и другие органы управления относительно предприятий, учреждений, входящих в систему данного органа управления.
  3.  Внутрихозяйственный контрольосуществляется администрацией предприятия, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
  4.  Независимый контрольэто новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты.
  5.  Общественный контрольв настоящее время осуществляют профсоюзы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах, а также письма и сигналы граждан, правоохранительные органы редакции газет, в которых сообщаются злоупотребления в финансовой сфере.

Формы финансового контроля:

  1.  Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушение законодательства, неправильное, нецелесообразное расходование средств, устранить излишества, выявить резервы.
  2.  Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он позволяет оперативно «замерять» отклонения от установленных правил и норм, принимая необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины.
  3.  Последующий контроль проводится после совершения операций, т.е. после того, как выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Он дает возможность убедится в законности совершенных операций, фактическом выполнении планов, в сохранности денежных средств, использовании их про прямому назначению, вскрывать недостатки и принимать меры к их исправлению, наказанию виновных и предотвращению возможных нарушений в будущем.

Методы финансового контроля:

  1.  обследование;
  2.  анализ;
  3.  заслушивание отчетов;
  4.  рассмотрение проектов финансовых планов;
  5.  проверки и ревизии.

Проверки и ревизии самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.

Различают проверки:

  •  формальныезаключаются в контроле за правильностью оформления самого документа;
  •  фактическиеустанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств;
  •  встречныепроверяется,  нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров;
  •  корреспондирующиесопоставляются одна и та же операция, отраженная в различных документах;
  •  аналитико-нормативныесопоставляются учетные и отчетные данные с установленными показателями и нормами;
  •  тематическиепроверяется один и тот же круг вопросов;
  •  комплексныевключает все участки и широкий круг вопросов.

 Ревизии производятся непосредственно на подконтрольных объектах.

Различают ревизии:

  •  полныепроверяется вся финансово-хозяйственная деятельность предприятия;
  •  частичныепроводится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности;
  •  тематические;
  •  комплексные.