5692

Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.)

Реферат

История и СИД

Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.) Переход к рыночным реформам. - Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. Первая Чеченская война. Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса. Вторая Чеченская война. И...

Русский

2012-12-18

59.64 KB

89 чел.

Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.)

Переход к рыночным реформам. - Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. - Первая Чеченская война. -Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса. - Вторая Чеченская война. Избрание Президентом В. В. Путина. - Внешняя политика.

Переход к рыночным реформам

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гаве-ла в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия. После августовского путча 1991 г. на ключевые государственные посты в центре и на местах пришли в основном вчерашние номенклатурные работники, а настоящих демократов, бывших диссидентов, боровшихся с тоталитаризмом, не было. Имея ограниченный реформаторский потенциал, эти «демократы» не способны были правильно организовать переустройство общества.

К концу года сложилась катастрофическая экономическая ситуация: сокращалось производство, росла инфляция, отсутствовали валютные резервы, возник невиданный дефицит потребительских товаров и продовольствия. Последнее люди получали по талонам или добывали из-под полы. Имелись два выхода из этой ситуации -военный коммунизм либо экономическая свобода. Е. Гайдар, назначенный Ельциным исполняющим обязанности премьер-министра, выбрал второй.

2 января 1992 г. были отпущены цены, их государство больше не контролировало, предоставив на волю рыночных сил. Такая мера, названная «шоковой терапией» Гайдара, возможно, спасла страну от голода, но резко усилила инфляцию - цены взлетели в сотни раз. За год они выросли на 2400%. Примерно на 20% сократились национальный доход и промышленное производство. Уменьшилось потребление населением мяса, молока, молочных продуктов, рыбы и др. Либерализация цен ударила в первую очередь по работникам бюджетной сферы.

    Была начата и другая радикальная реформа - приватизация государственной собственности. Руководство ею осуществлял Комитет по управлению государственным имуществом во главе с А. Б. Чубайсом. Каждый гражданин страны получил приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс. рублей и право обменять его на акции предприятий. Однако, из-за безудержной инфляции, потери сбережений населения и т.д., ваучеры превратились в символические бумажки. Вместо естественной приватизации за деньги осуществлялась «номенклатурная приватизация». Это была беспрецедентная в мировой истории дележка собственности, которая закономерно породила огромное имущественное неравенство и высокую преступность (коррупцию, рэкет, заказные убийства).

К бесплатной приватизации еще добавились: длительный разрыв между внутренними и внешними ценами на основную продукцию нашего экспорта, озолотивший всех наших привилегированных экспортеров; многомиллиардные таможенные льготы по импорту равного рода «афганским», «спортивным» организациям, православной церкви; многочисленные каналы беспроцентного или льготного кредитования бюджетными деньгами «своих» клиентов через «уполномоченные» ими банки. Таких откровенно криминальных методов «первоначального накопления» общество не ожидало. Появилось даже выражение: «Меня назначили миллиардером». По данным бывшего советника правительства РФ, американского экономиста А. Ослунда, только в 1992 г. люди, торговавшие сырьем и нефтью, прикарманили 24 млрд. долларов, а благодаря сохранению разных курсов валют по отношению к рублю олигархи заработали 12, 5 млрд. долларов.

    В политической области после провала путча ГКЧП происходил демонтаж тоталитарной системы, прежде всего её несущей части - КПСС. В январе 1992 г. руководители КП обратились в Конституционный суд России с предложением оценить конституционность указов Ельцина о запрете КПСС и национализации её имущества. Суд принял компромиссное решение о правомочности указов Президента в части, запрещающей деятельность руководящих структур КПСС и КП РСФСР, и подтвердил право граждан России, придерживающихся коммунистической идеологии, на объединение их по территориальному признаку. После этого началось воссоздание партийных организаций. В начале 1992 г. прошел конгресс национал-патриотических сил. И коммунисты, и национал-патриоты выступали с позиций либо принципиального отрицания рынка, либо его жесткого государственного регулирования. Они подвергали резкой критике правитель-

ство Гайдара, называя его не иначе как «оккупационное», правительство «национальной измены» и т.д. В декабре 1992 г. обострение борьбы особенно заметно проявилось на VII съезде народных депутатов России. Деятельность прави¬ельства Гайдара была оценена как неудовлетворительная. Председателем Совета Министров стал бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В. Черномырдин. 25 апреля 1993 г. был проведен референдум, в ходе которого 62% участников заявили о доверии Президенту Ельцину, но и не выступили за переизбрание состава Съезда народных депутатов. Итоги референдума оказались неожиданными для оппозиции и не устраивали её. 1 мая 1993 г. произошло столкновение демонстрантов - оппозиционеров с милицией, с обеих сторон были пострадавшие, один милиционер был убит.

Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ

    Президентская сторона между тем работала над проектом новой Конституции страны, который обсуждался и был одобрен на Конституционном совещании. На одном из заключительных этапов совещания представители Верховного Совета отказались участвовать в его работе и окончательный проект был подготовлен командой Ельцина. Летом противостояние властей усилилось, каждая сторона упрекала другую в попытках установления диктатуры, казнокрадстве. Руководство Верховного Совета (председатель Р. И. Хазбулатов) занимало все более откровенную национал-коммунистическую позицию, выдвигая вопрос о воссоздании СССР, свертывании экономических реформ, замене президентской власти всевластием Советов и др. В их ряды открыто перешел вице-президент А. Руцкой. Ельцин решил разогнать парламент.

Политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда Президент подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти - Совет Федерации и Государственную думу, а также референдума по новой Конституции страны. Против указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавшего действия Президента неконституционными. Был созван внеочередной Съезд народных депутатов. В отсутствие кворума Съезд постановил отстранить Ельцина от должности и избрал Руцкого исполняющим обязанности Президента. Руцкой начал формировать новое правительство.

    Далее события приобретали все более драматический характер. 23 сентября 1993 г. боевики оппозиции предприняли попытку занять штаб Объединенных Вооруженных сил СНГ. 29 сентября Президент предъявил оставшимся в здании Верховного Совета ультиматум -покинуть здание до 4 октября. 2 октября Фронтом национального спасения и движением «Трудовая Москва» были организованы крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. Были построены первые баррикады. 3 октября Руцкой и Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома идти на штурм мэрии и телецентров, а затем Кремля. На штурм Останкинского телецентра отправились несколько сот человек во главе с генералом А. М. Макашовым и лидером крайне левой организации «Трудовая Россия» В. И.Анпиловым. К вечеру были захвачены здания мэрии и гостиницы «Мир». Вечером между повстанцами и отрядом внутренних войск, обороняющим телецентр, разгорелся бой. Все каналы внезапно прекратили вещание, что оказало сильное впечатление на телезрителей, став как бы знаком беды. Попытка захвата «Останкино» успеха не имела, но пролилась кровь.

    В ответ на эти действия Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября начался обстрел Белого дома из танков и бронетранспортеров, в результате часть здания загорелась. Войска заняли Белый дом, а руководители парламента и мятежа Хасбулатов, Руцкой, Макашов и др. были арестованы. Около 150 человек погибло. Так завершилась самая короткая политическая и вооруженная схватка, напоминающая по характеру гражданскую войну. В ней первый выстрел сделала оппозиция, а армия после некоторого колебания выступила на стороне Президента, что решило исход кризиса в его пользу. Результатом провала мятежа было крушение власти Советов. После октябрьских событий установилась относительно стабильная политическая обстановка. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Минимальным большинством была одобрена новая Конституция, определившая четкие рамки компетенции ветвей власти, наделившая Президента чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе правом формировать и отправлять в отставку правительство. Парламентские прерогативы были ограничены принятием законов, бюджета, объявлением амнистии, ратификацией международных договоров.

Выборы в Государственную думу проходили не только по избирательным округам, но и впервые - по партийным спискам. Они принесли большинство оппозиционным партиям: коммунистической аграрной, либерально-демократической В. Жириновского. В результате «Выбор России» Гайдара уступил партии Жириновского. Важным решением Государственной думы стала объявленная 23 февраля 1994 г. амнистия всем обвиняемым по делам ГКЧП, первомайской демонстрации, событий 21 сентября - 4 октября 1993 г.

Первая Чеченская война

    Ельцин пришел в руководство РФ, ведя борьбу против союзного центра, опираясь на национальные автономии, обещая им дать столько суверенитета, сколько они смогут «проглотить». После распада СССР он столкнулся с той же проблемой сепаратизма уже в самой России. В Чечено-Ингушской республике произошел переворот -свергнут Верховный Совет, поддержавший ГКЧП. В результате проведенных там выборов президентом Чечни был избран генерал Д. Дудаев. Чеченская республика во главе с Дудаевым отказалась подписать Федеративный договор, и в ответ на угрозы силового подчинения начала вооружаться. Дудаеву удалось завладеть частью оружия, оставленного покинувшими Чечню советскими войсками, хотя и успевшими вывести всю тяжёлую технику (танки, орудия и др.).

С самого начала конфликта с Чечней российские власти из-за амбиций, похоже, не хотели его уладить путем переговоров. Как признавал позднее министр обороны П. Грачев, «переговоры с чеченскими лидерами члены правительства и окружение Ельцина считали унизительными для России. Хотя, я знаю, Дудаев сам очень хотел встретиться с Ельциным или Гайдаром».

Российское руководство все более склонялось к традиционному силовому решению конфликта. Тем более, что Ельцину нужна была небольшая, но победоносная война, чтобы отвлечь внимание общества от неудач в экономике и поднять свой авторитет перед новыми президентскими выборами. Поначалу Кремль попытался свергнуть Дудаева руками чеченской оппозиции: военные негласно передали ей танки с российскими экипажами и направили на штурм Грозного. 27 ноября 1994г. бронированная колонна, вступившая в Грозный, тотчас была уничтожена чеченскими, гранатомётчиками, а российские офицеры были взяты в плен. Министр обороны Грачев от них отказался и признал их своими только после того, когда Дудаев заявил, что они тогда просто бандиты и их надо расстрелять.

Ельцина не раз предупреждали об опасности возникновения новой Кавказской войны. Президент Ингушетии Р. Аушев в письме к нему настаивал на использовании политических средств для регулирования обстановки в Чеченской республике и предлагал свое посредничество. Однако верх взяла «партия войны» в окружении Ельцина, а генерал Грачев обещал одним парашютно-десантным Полком за два часа решить все вопросы.

Чаша весов окончательно склонилась в пользу «ястребов» 29 ноябре 1994 г., когда Совет безопасности РФ под руководством Ельцина принял решение об использовании вооруженных сил для разоружения «незаконных бандформирований» и «наведения конституционного порядка». К 20 декабря 1994 г. войска вышли к границам Чечни. Показательно, что замминистра обороны генерал Громов, командующий сухопутными войсками генерал Воробьев, генерал Кондратьев выступали против ввода войск в Чечню, отказались от участия в операции.

Направленные на штурм Грозного войска встретили сильное сопротивление боевиков, завязались тяжелые бои. Ценой огромных потерь лишь к концу января 1995 г. российские войска взяли Грозный, а к лету оттеснили противника в горы. Мир увидел все ужасы войны. Министр Грачев хвалился, что наши воины «умирают с улыбкой на устах», а сам не давал приказа подобрать их тела, когда они неделями лежали на площади Грозного, полуобглоданные собаками. Эти шокирующие кадры транслировали телеканалы всего мира, стали свидетельством жестокости и бесчеловечности войны, которую вели российские власти против собственного народа. Председатель Комитета по правам человека при Президенте РФ бывший диссидент Сергей Ковалев публично назвал министра Грачева и лиц из окружения Президента «мерзавцами» и требовал суда над ними. Но война продолжа-ли пожирать свои жертвы.

Боевики отчаянно сражались против превосходящих сил. Чеченцы заявляли, что Москва не хочет вести переговоры, делает ставку только на силу и поэтому они тоже ведут бои за каждое село, за каждый дом. По логике чеченских боевиков, Москва, окружив вооруженными силами всю республику, захватила её в заложники и считали себя вправе прибегнуть к ответным мерам. 14 июня 1995 г. отряд Ш. Басаева неожиданным рейдом захватил больницу в г. Буденновске Ставропольского края, объявив заложниками сотни больных и рожениц. Война эта была непопулярна в России и за рубежом, что вынудило правительство пойти на уступки. Огонь был прекращен, российские войска остановлены. Басаев пропущен в Чечню, заложники освобождены. Как ни печально признавать, психологический  перелом в воине и затем ее приостановка последовали после акции Басаева. Один из ведущих правоведов, главный редактор журнала «Законность» В. Феофанов писал: «Варварская акция только и подвигла российские власти на цивилизованный путь переговоров »

    Боевые действия и мирные переговоры приобрели вялотекущий характер и проходили в условиях финансово-экономического кризиса и подготовки к выборам. В декабре 1995 г. состоялись парламентские выборы, которые показали, что реформаторы своей политикой дискредитировали себя, зато коммунисты увеличили свое представительство до 22,3% голосов.

В условиях войны и экономического кризиса до рекордно низкого уровня упал и престиж Ельцина. Тем временем чеченцы нанесли ряд чувствительных ударов. Ими была уничтожена крупная танковая колонна федеральных войск. В январе 1996 г. отряд чеченского командира С. Радуева захватил в Дагестане г. Кизляр, а затем село Первомайское. Попытка федеральных войск с участием трех силовых министров блокировать и взять это село провалилась. Чеченцы вновь ушли с десятками заложников.

Чечня, казалось, лишила Ельцина всяких шансов быть избранным на второй срок президентства. По данным социологических опросов, только 6% избирателей были готовы голосовать за него. Но он решил баллотироваться, полагая, что кроме него никто не сможет противостоять лидеру КП РФ Г. Зюганову. Крупный капитал также боялся прихода к власти коммуниста и решительно поддержал Ельцина. Возглавляемый А.Чубайсом штаб, используя средства, полученные от «олигархов», развернул на редкость активную предвыборную кампанию под лозунгом «Голосуй или проиграешь». Но Ельцин не мог рассчитывать на переизбрание, не прекратив непопулярную в народе Чеченскую войну. Приход коммуниста к власти не сулил ничего хорошего и чеченцам, не забывшим сталинскую депортацию. Поэтому они тоже подыграли Ельцину: в Москву прибыла чеченская делегация во главе с  Яндарбиевым, сменившим убитого российской ракетой Дудаева, и подписала с Черномырдиным соглашение о разоружении отрядов сепаратистов и выводе из Чечни федеральных войск.

    Прекращение войны позволило Ельцину возглавить президентскую гонку: 16 июня 1996 г. за него проголосовало 34, 8% участвовавших в выборах избирателей, а Зюганов отстал на 2,5%, третье место занял генерал А. Лебедь (14,4%), четвертым был Г. Явлинский (7,4%), пятым - В. Жириновский (6%). В первом туре никто из кандидатов не получил более половины голосов. Предстоял второй тур, участвовать в котором у Ельцина фактически не осталось сил, т.к. он всю ставку делал на победу в первом туре. Решающее значение имело заключение блока с Лебедем: он был назначен секретарём Совета Безопасности и помощником Президента по национальной безопасности, призвал своих сторонников голосовать за Ельцина. 3 июля 1996 г. состоялся второй тур выборов, и Ельцин одержал победу, получив 53,8%, Зюганов набрал 40, У/о голосов.

Соглашение с Чечней Ельцин, видимо, рассматривал лишь как тактический ход. Теперь, добившись своего, он и генерал Лебедь решили покончить с сепаратистами. Были возобновлены бомбардировки чеченских позиций, «зачистки» федеральными солдатами горных районов. Чеченцы не растерялись и нанесли ответный удар. Чеченские боевики скрытно проникли в Грозный, атаковали там российские позиции и к 9 августа - дню инаугурации Президента - захватили почти весь город. В те же дни были взяты и два других крупных города - Гудермес и Аргун. 20 августа генерал К. Пуликовский предъявил боевикам ультиматум - за 48 часов покинуть Грозный. Ультиматум вызвал голоса протеста в России и за её пределами, так как штурм повлек бы массовую гибель мирного населения и означал новую эскалацию военных действий с неопределенным исходом.

    Ельцин поручил улаживать конфликт генералу Лебедю, который, радикально переменив позицию, стал миротворцем. 30 августа в дагестанском городе Хасавюрт Лебедь и начальник штаба сепаратистов А. Масхадов подписали договор, согласно которому российские войска из Чечни уходили, а решение вопроса о её статусе откладывалось до конца 2001 г. Хасавюртский договор означал поражение России в Чеченской войне. По признанию Лебедя, российские войска деморализованы и не способны добиться победы.

    Война имела серьезные негативные последствия. Она обострила финансово-экономическую ситуацию России в целом. Высветилась беспомощность и неспособность российского общества противостоять властям и предотвратить войну, которая не была неизбежной. Народ безмолвствовал, даже солдатские матери понемногу утихли, не было организовано массовых антивоенных демонстраций. А ведь погибло в этой войне 5835 российских воинов.

Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса

    Избрание Б. Ельцина на второй срок не принесло стране спокойствия и успехов в реформировании общества. Ельцин и правительство Черномырдина оказались не способны руководить страной в сложный переломный период. Слишком велик был груз непростительных просчетов, допущенных ими в ходе «шоковой терапии» и приватизации предприятий, когда немногие сказочно обогатились, а большинство население обнищало. Как о нормальных обыденных делах газеты писали о коррупции, взяточничестве в аппарате управления, разгуле преступности и заказных убийствах, которые почему-то не раскрывались.

Кроме того, оказалось, что Ельцин добивался власти, будучи тяжело больным и нуждался в срочной операции. Это обстоятельство послужило поводом для нападок на него оппозиционных сил, обвинивших Президента в недееспособности, требовавших добровольной отставки по состоянию здоровья. 5 ноября 1996 г Ельцину была сделана операция аорто-коронарного шунтирования. В январе 1997 г. он перенес воспаление легких и приступил к работе лишь в феврале. К этому времени экономический кризис вступил в новую фазу, росла инфляция, многие месяцы задерживались выплаты заработной платы, пенсий, стипендий. Выйдя из больницы, Ельцин реорганизовал кабинет. Регулярная кадровая перетасовка была любимым занятием Ельцина, в прошлом искусного партаппаратчика. С ее помощью он создавал видимость бурной деятельности, отвлекал общество от неудач в экономической политике.

Ельцин полностью отошел от демократических сил, при поддержке которых в свое время пришел к власти, и стал опорой олигархической системы. Страной, как и прежде, правила бюрократия, она открыто решала свои корыстные проблемы, превратив власть в кормушку и стремясь любой ценой остаться у власти. Президентская команда и правительство представляли интересы прежде всего крупных монополистических корпораций, а не интересы большинства народа.

    Наибольшие выгоды извлекли т.н. «олигархи», поддержавшие Ельцина на выборах. Публичным их манифестом стало интервью Б. Березовского, данное им в октябре 1996 г. иностранной газете:

«Мы, семь самых богатых бизнесменов, вложили громадные деньги в избирательную кампанию Ельцина, наняли Чубайса ее менеджером и обеспечили победу. Теперь мы должны пожинать плоды нашей победы - занимать ключевые посты в правительстве». В 1995-1996 гг. они получили не только должности, но и приобретали собственность: получили в «залог» акции крупнейших предприятий, в основном металлургических и нефтяных, самых рентабельных, таких, как «Норникель», «Сибнефть» и др. При этом валютные выручки и кредитные заимствования не вкладывались в производство, а в западные банки за 90-е годы «сбежало» из России 300-400 млрд. долларов.

    Кроме того, правительство регулярно выпускало государственные краткосрочные обязательства (ГКО) и другие ценные бумаги на огромные суммы под высокие проценты и под государственные гарантии. Проценты, выплачиваемые по этим займам, доходили до 200% годовых. Держатели ГКО получали громадную прибыль. Это -Центробанк, Сбербанк, вице-премьеры (Чубайс и Серов), министры и их заместители, дочери президента Ельцина Татьяна и Елена, криминальные авторитеты, «олигархи». Работала гигантская «стиральная машина», где отмывались нетрудовые доходы, шла легализация «грязных» денег.

Неудачи в экономике, обострение в социальной сфере побудили Ельцина отправить Черномырдина в отставку и назначить на его место малоизвестного 36-летнего С. В. Кириенко. При новом премьере экономическое положение продолжалось резко ухудшаться, выступали трудящиеся с требованиями выдачи задержанной зарплаты. Шахтеры начали «рельсовую войну», блокировали железнодорожные пути на Урале, Кузбассе, Дальнем Востоке, под Ростовом. Лишенный поддержки Центробанка, курс рубля упал с 6 до 20 и более за доллар. Вместе с рублем катастрофическими темпами упало и благосостояние народа. С подорожанием доллара рынок, прочно привязанный к импорту, наполненный до 60-70% импортными товарами, быстро реагировал резким повышением цен в рублях примерно в 3 раза Новая девальвация рубля была сопоставима с девальвацией 1992 г. Рухнула созданная за годы реформ «экономика мыльного пузыря» вместе с государственной спекулятивной пирамидой.

В результате финансового краха пострадали не только держатели облигаций и банки, прежде получавшие огромные прибыли; были заморожены счета предприятий, урезаны зарплаты, всюду сокращены рабочие места. Разорялись «челночники». Их численность, составившая 10-15 млн. человек, сократилась вдвое, и они пополнили армию безработных. По сути это было очередное пере-распределение национальных богатств, но не в пользу бедных, а богатых: последние хранили свое богатство в долларах и в западных банках. Такой же формой ограбления рядовых граждан стали частные финансовые пирамиды, в том числе «МММ», «Властилина», «Русский дом селенга «Гермес», «Тибет» и др., всего 1800. От деятельности этих пирамид пострадало около 40 млн. человек. А сумма, которую в общей сложности потеряли вкладчики, была сопоставима с годовым бюджетом России.

    По данным Госдумы, после августовского кризиса более 40% граждан оказались за чертой бедности. Обнищание народа являлось закономерным и ожидаемым результатом строящейся в России системы «капитализма для узкого круга людей». В разгар экономического кризиса Ельцин вновь обратился к любимой им «аппаратной игре»- 24 августа уволил Кириенко, который выполнил свою задачу, проделав черновую работу, объявив о финансовом банкротстве, и назначил премьером Черномырдина, однако депутаты Госдумы связывали наступивший кризис с его именем, отклонили его кандидатуру и избрали премьером Е.М. Примакова.

    Предстояло голосование по импичменту. Поэтому Ельцин на всякий случай решил укрепить свои тылы. Примакова он, видимо, считал недостаточно лояльным. 12 мая 1999 г. ставший популярным Примаков был отправлен в отставку, премьером назначен С В. Степашин, бывший министр внутренних дел. Через четыре дня состоялось голосование по импичменту, но ни по одному пункту не было получено необходимое конституционное большинство в две трети голосов.

Общество надеялось, что теперь прекратится частая смена премьер-министров. Однако вновь обострились отношения с Чечней, и отряды Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан. Приехавший туда Степашин жесткой позиции по отношению к Чечне не высказал. Демократическая фигура не устраивала президента, и 9 августа Степашин был смещен. Была предложена кандидатура В.В.Путина.

    Подведем некоторые итоги периоду правления Ельцина. Президент Ельцин и создаваемые при нем правительства не решили сколько-нибудь удовлетворительно ни одной из крупных задач, поставленных перед страной в переходный период. Прежде всего, не была создана полноценная рыночная экономика. 75% экономики обслуживалось бартером, 40% экономики являлось теневой, не созданы равные условия для свободной конкуренции.

В стране так и не возник «средний класс» - опора экономической и политической стабильности. Возможно, олигархическая система не желала иметь массового конкурента в его лице. Если в развитых странах «средний класс» составляет до 80% населения, то у нас он представлял тонкий слой - 13% в 1999 г. Отсюда крайняя поляризация общества на очень богатых и огромное большинство бедных, создающая обстановку непредсказуемости. Историческая задача формирования «среднего класса» просто не решалась, не использовался опыт нэповского прошлого и современного Китая, где экономика переходила к рынку без потерь.

Ельцинское руководство не выполнило и политических задач. Не создано правовое государство, люди не стали равны перед законом, нормой жизни стал правовой беспредел, разгул преступности, чиновничество погрязло в коррупции и взяточничестве. Не сформировано и нормальное гражданское общество с его политическими институтами, партиями и движениями, по-настоящему независимыми профсоюзами, средствами массовой информации, которые в совокупности могли осуществить контроль над государством в интересах народа. Созданная в России демократия не отвечала европейским стандартам, её важнейшие принципы нарушались властями в центре и на местах в собственных интересах. В целом ельцинское руководство страной, охватившее все 90-е годы, следует оценить негативно. Прежде всего за масштабную конфискацию сбережений народа, за номенклатурную приватизацию государственной собственности, вылившуюся в бесплатный ее дележ между кучкой людей за спиной народа. Следствием пагубной для страны политики Ельцина стали обнищание народа, засилье криминалитета и коррупции. Не случайно рейтинг Ельцина упал до 2% его поддерживающих, и в обществе его имя ассоциировалось со всем негативным, а он сам рассматривался как основной тормоз на пути оздоровления общества.

Вторая Чеченская война. Избрание президентом В. В. Путина

    9 августа 1999 г. председателем правительства Ельцин назначил директора ФСБ, 47-летнего В. В. Путина, вскоре утвержденного Думой в этой должности. Позднее, когда Ельцин сообщил о том, что он видит Путина своим преемником на президентском посту, многим это показалось несерьезным, так как новый глава кабинета был совершенно неизвестен стране, не был публичным политиком. Однако скептическое отношение к невысокому, худощавому премьеру вскоре рассеялось: Путин проявлял себя решительным, жестким руководителем, действовал в духе российского традиционализма. В России всегда преклонялись перед руководителем «сильной руки», который, опираясь на патриотизм народа, жестоко карал его врагов. Путин с самого начала показывал эти качества в отношении чеченских сепаратистов.

    После первой Чеченской войны в республике происходили процессы, приведшие к новому конфликту с Москвой. Народное хозяйство Чечни было разрушено, помощи от России поступало мало. В 1997 г. Ельцин сам беспомощно признавался, что выделили Чечне 800 млрд. рублей, а дошло только 150 млрд. и неизвестно, куда они девались на пути. Не занятые в общественном производстве, безработные, почти поголовно вооруженные люди создавали почву для роста криминала. Некоторые вооруженные группировки начали заниматься заложничеством, похищением людей, требуя за них выкуп. Широко известны случаи похищения трех граждан Италии, четырех российских репортеров, сотрудников Красного Креста, двух ученых из Польши и др. Самый известный жестокостью случай - зверское убийство четырех британских инженеров по приказу полевого командира А. Бараева. Подобными шокирующими мир преступлениями некоторые чеченские полевые командиры создавали себе кровавый имидж, способствовали формированию негативного общественного мнения о Чечне. Криминал не имеет национальности и не одни чеченцы занимались им. Некоторые командиры федеральных частей строили бизнес на продаже своих солдат чеченским бандитам. В мае 2000 г. завершился судебный процесс над сержантом В. Пинегиным, который в Дагестане продал чеченцам 15 подчиненных ему солдат, затем, перейдя в другую часть, - еще несколько солдат. Зам. командира 19-й дивизии 58-й армии Северо-Кавказского военного округа полковник А. Савченко работал на боевиков, другие военнослужащие этой дивизии тесно взаимодействовали с бандитами. За два года из частей 19-й дивизии было похищено до сотни военнослужащих.

Почему же федеральная власть и президент Чечни Масхадов своевременно не пресекли работорговлю? В интервью правозащитнику В. Попову 22 апреля 2000 г. Масхадов объяснил, что попытка покарать полевых командиров, занимающихся похищением людей, привела бы к гражданской войне, тогда российские войска вторглись бы в Чечню, уничтожили нас, мы бы проиграли войну. «Но мне удалось избежать этой трагедии», - заявил он. Бездействовала и федеральная власть. Были похищены даже представитель Президента В. Власов и представитель МВД генерал Г. Шпигун. Первый был освобожден через несколько месяцев, второй - убит.

7 августа 1999 г. последовало провокационное выступление - отряды Басаева и Хаттаба вторглись в соседний Дагестан. Их поддержали лишь ваххабиты нескольких сел. Была проведена войсковая операция против басаевцев и вооруженных ваххабитов, поддержанная населением. Теперь Кремль мог использовать перелом в общественном мнении в пользу войны, вызванный провокационным выступлением Басаева и серией взрывов домов в Москве и Волгодонске. Путин объявил об аннулировании Хасавюртских соглашений, чтобы иметь свободу действий. Преследуя отряды Басаева, федеральные войска перенесли боевые действия на территорию Чечни.

    Новая война в Чечне вызвала большой разброс мнений. Следует выделить две версии - официальную и неофициальную, по-разному объясняющих возникновение, причины, цели, характер, способы и методы ее ведения. Первую версию представляют органы власти, лояльные ей партии и СМИ, вторую - оппозиционные СМИ (НТВ, радио «Эхо Москвы», «Новая газета» и др.), правозащитные организации, общество «Мемориал», независимая организация юристов. Как показывает недавний опыт афганской и чеченской войн, у неофициальной версии не меньше шансов быть более объективной. Требуется время, чтобы события улеглись, появились документы и материалы, объясняющие характер событий. А пока версии во многом альтернативны.

По официальной версии федеральные войска ведут в Чечне не войну, а «контртеррористическую операцию», сражаются не со «свободолюбимым народом», а вооруженными бандитами и террористами, удары наносят не по мирным жителям, а только по базам и местонахождениям бандитов. Оправдываются цели операции - покончить с вооруженными бандами, работорговлей, уничтожить одиозных полевых командиров, вернуть народ к мирной жизни.

Согласно неофициальной версии, в войне с Чечней были заинтересованы Кремль, генералитет, почти вся политическая элита. Они хотели реванша после поражения в первой Чеченской войне. Генералы начальник Генштаба А. Квашнин, его первый зам. В. Манилов, В. Казанцев, Г. Трошев, В. Шаманов выступали за эскалацию военных действий, за перенесение их на территорию Чечни. Генерал Шаманов неприкрыто шантажировал власть: «Если армию остановят, страна будет поставлена на грань гражданской войны». Войну оппозиция связывает с интересами нелегального бизнеса, когда на чеченскую мафию в 90-е годы списывали многие преступления в финансовой сфере, к которым чеченцы имели косвенное отношение.

    Сторонники неофициальной версии считают, что в Чечне ведется полномасштабная война, в которой участвует около 150 тыс. воинов Она нужна была для поднятия рейтинга Путина, избрания его президентом на патриотической волне. Его призывы «мочить в сортире», «раздавить в логове» чеченских бандитов были в духе российских традиций, понятны народу. Они компенсировали отсутствие у премьера сколько-нибудь разработанной экономической программы. На начало войны повлияли и взрывы домов, происходившие в сентябре 1999 г. в Москве и Волгодонске. Тут же было объявлено о «чеченском следе», хотя и через два года виновники взрывов не найдены, не проведены судебные расследования. Сомнения в «чеченском следе» содержались в материалах «Новой газеты», передачах старой редакции НТВ, выступлениях Березовского и др. Высказывалось мнение о причастности спецслужб к взрывам. Словом, вопрос о взрывах домов до судебных решений остается открытым. Десятки национал-патриотических партий и организаций возбуждали в населении античеченские, антикавказские настроения. Опросы тех дней показывали, что 64% россиян желали высылки всех лиц «кавказской национальности» из России. Патриотический угар охватил и видных политиков. Губернатор Курской области, член Совета Федерации А.Руцкой публично призвал проводить в Чечне «тактику выжженной земли». Забыв о поражениях в Афганистане и Чечне, он злобно твердил: «...через неделю не только из Грозного, но и из всей Чечни надо сделать пустыню Гоби» и «Грозный надо накрывать из всех видов оружия». «Либералы» и «демократы» А. Чубайс, Е. Гайдар призывали к войне, утверждая, что благодаря чеченской войне «Россия встает с колен, возрождает свое величие». «Либералов» не беспокоило то, что война принесет массовое нарушение прав человека, гибель мирных жителей, а для возрождения величия вовсе не требуется уничтожение других народов.

В такой воинствующей атмосфере российские войска 1 октября 1999 г. пересекли чеченскую границу и двинулись к Грозному. Были пущены в ход все современные средства ведения войны, число войск доходило до 150 тыс. и несколько тысяч единиц бронетехники. Сколько бы ни говорили о точечных ударах по бандам и их базам, война шла по своим законам: в ней неизбежно страдали и гибли мирные жители. Заверение первого зам. начальника Генштаба В. Манилова о том, что «по населенным пунктам войска огонь не ведут», не подтвердилось. Уже 21 октября центр Грозного подвергся ракетному обстрелу: ракеты упали на родильный центр и рыночную площадь, погибли более 150 человек, в том числе 13 новорожденных, ранено 400 мирных жителей. Военные вначале отрицали факт обстрела, затем назвали обстрел некой спецоперацией.

    В начале декабря войска подошли к Грозному. 6 декабря генералы предъявили его жителям ультиматум покинуть город до 11 декабря, иначе оставшиеся там «будут считаться террористами и бандитами и будут уничтожены». В то время в городе оставалось до 20 тыс. мирных жителей, из них успели выйти немногие, старые и больные не сумели. Ультиматум возмутил общественность западных стран. Президент США Б. Клинтон заявил: «Россия дорого заплатит за свои действия в Чечне». Правда, затем столь резкая реакция была смягчена.     В январе 2000 г. начался штурм Грозного и через несколько дней сопротивление противника было сломлено. Российские войска заняли превращенный в руины город. Не все города брались боем и разрушались. С жителями Гудермеса удалось договориться о выводе из него боевиков. Далее начались значительные потери войск. В Аргуне и Шали войска сутки отбивали нападения боевиков. Колонны бронетехники у этих городов попали в засаду. За несколько часов боя в Аргуне погибло 26 солдат. В условиях начавшейся войны развернулась предвыборная кампания по выборам Государственной думы, назначенным на 19 декабря 1999 г. Основная борьба развернулась между Кремлем и оппозиционным ему блоком «Отечество - Вся Россия» (ОВР) во главе с Примаковым и Лужковым. Она приняла жесткий характер: стороны обвиняли друг друга в коррупции и других неблаговидных делах. По телевидению крутили ролик с изображением «человека, похожего на Генерального прокурора» Ю. Скуратова в постели с двумя проститутками... Ельцин сместил Скуратова с поста, но его отставку не принял Совет Федерации. Экс-прокурор с высокой трибуны обличал президентскую семью во взяточничестве и казнокрадстве. Против него возбудили уголовное дело, затем прекратили его. В ходе кампании, ведя борьбу с оппозицией, Кремль создал про-правительственный блок «Единство». Путин заявил о своей поддержке этого блока. Теперь многие политики, региональные руководители перед этим только участвовавшие в ОВР, проявляя традиционное верноподданничество, быстро сменили политические ориентиры и спешили посягать в верности Путину и «Единству». Одержать победу Кремлю не составляло большого труда. Вслед за Путаным «Единство» поддержали почти все телеканалы и газеты. Упор делался на подрыв позиций основного конкурента -ОВР. В отношении него применялись небывало жесткий прессинг, грязные технологии. Особенно отличался телеканал ОРТ и его ведущий С. Доренко, который, не заботясь об объективности, обвинял Примакова и Лужкова во всех смертных грехах, включая уголовные дела. Столь популярные до этого лидеры, претендовавшие даже на пост президента, резко теряли свои рейтинги.

    На состоявшихся 19 декабря выборах коммунисты получили 24,2%, «Единство» - 23,4%, ОВР - 12,6%, Союз правых сил - 8,7%, партии Явлинского и Жириновского по 6% голосов. Коммунисты потеряли контрольный пакет в Думе. Кремль получил лояльное, контролируемое большинство в новом парламенте. Под новый год Ельцин объявил о своей досрочной отставке и назначении Путина исполняющим обязанности Президента. Тем самым Ельцин предоставил своему преемнику реальный шанс быть избранным. В состоявшихся 26 марта выборах убедительную победу одержал Путин, он стал вторым Президентом Российской Федерации.

    Новый президент приоритетной задачей объявил укрепление государства, усиление вертикали исполнительной власти. Были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. По поручению Путина они занялись приведением в соответствие регионального законодательства с федеральным, так как более 3,5 тыс. нормативных актов не соответсвовали Конституции РФ и федеральным законам. В течение года уже 4/5 из них были приведены в соответствие. Была реформирована верхняя палата парламента - Совет Федерации. До этого его членами состояли губернаторы и председатели Государственных собраний субъектов Федерации. Они выводились из верхней палаты, их места занимали по два чиновника из каждого региона. Влияние местной элиты на центральную власть теперь ослабло. Реформирование верхней палаты, создание вертикали исполнительной власти получило неоднозначную оценку в обществе. Оппоненты Кремля из числа демократических, правозащитных организаций, независимых СМИ отмечали, что политика Путина не имеет четкую демократическую направленность. В лозунге о сильном государстве, ставке на возрождение армии, герба, флага, в делении страны на семь округов, назначении полпредами генералов оппоненты увидели воскрешение отживших царских структур. Вы-сказываются опасения, что создание послушного сената при контролируемой Кремлем Госдуме может привести к авторитаризму, А сильное государство в современном понимании - это правовое государство, контролируемое гражданским обществом, в котором сильны позиции граждан, свободных и равноправных, образованных и здоровых.

    Утверждение государственных символов также породило резкую критику в обществе. Восстановление гимна на музыку Александрова общество «Мемориал» и Московская хельсинкская группа назвали «шагом к реваншу», «стихийной реставрацией старых порядков», ностальгией по советским временам. Большой резонанс получило наступление на телеканал НТВ, радио «Эхо Москвы», затем на ТВ-6 и др. На Западе также заговорили о наступлении на свободу слова в России. Да и сам Путин иногда произносил угрожающие слова. Помимо призыва «мочить в сортире», неожиданным и шокирующим сочли его заявление в интервью французской газете «Фигаро» о том, что «у государства в руках дубина, которой оно бьет всего один раз, но по голове». Они тяжело воспринимались не только в европейских странах, но и в собственной стране, которая пытается избавиться от тоталитарного наследия. Получил распространение тезис об управляемой демократии в России, которая позволяет властям в собственных интересах манипулировать избирателями на выборах, общественным мнением перед началом войны и т.д.

Проблема укрепления государства имеет такой важным аспект, как преодоление недоверия граждан своему государству. Об этом писал Путин в своем послании Федеральному собранию в апреле 2001 г.: «Суть многих наших проблем - в застарелом недоверии к государству,   неоднократно   обманывавшему   граждан.   В унаследованной из прошлого подозрительности граждан к государству». Государство обманывало и не обеспечивало защиту граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников, допуская нарушение прав и интересов значительной части населения. Оно не доверяет правоохранительным органам. В начале 2001 г. 90% опрошенных не доверяли Генеральной прокуратуре, низкий был уровень доверия к милиции. Не стал независимым суд, оннаходится под влиянием должностных лиц и теневых сил. Происходит рост взяточничества чиновничьего аппарата. На вопрос «Приходилось ли Вам дать взятку?» 70% опрошенных ответили «да».

    Затяжной кризис поразил прежде всего экономику и социальные сферы. По данным академика А. Аганбегяна, по уровню внутреннего валового продукта (ВВП), который приходится на душу населения (это основной экономический показатель), страна находится в шестом десятке государств. У нас он равен 3,5 тыс. долларов, в США 30 тыс., в Европе - 20-25 тыс. (Страны, в которых этот показатель больше 10 тыс. долларов, относятся к числу развитых). Деловой климат не улучшился, о чем свидетельствует продолжающийся отток капитала, составляющий, по словам Путина, 20 млрд. долларов в год. Государство остается беспомощным в борьбе с теневой экономикой, составляющей до 40%. Это значит, что с колоссальных сумм не платятся налоги.

Уровень жизни граждан, по признанию Президента, остается крайне низким. Периодическое и незначительное повышение зарплаты и пенсий еле покрывает последствия инфляции. Минимальная пенсия в месяц в России составляет 21 доллар, а в Китае 80, Англии -633, США, Франции - 667, Японии - 833. Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляло в начале 2001 г. 54,4 млн, т.е. 37% населения. Мизерные зарплаты большинства населения в основном уходят на «жизнь», т.е. 70% заработанного тратится на товары и услуги, почти не остается на лечение, на отдых, на покупку квартиры и т.д. К тому же государственное финансирование здравоохранения сокращалось, и Россия тратит на здоровье 3 доллара на человека в месяц, а США - 300. Зарплата педагогов в России составляет 1 тыс. долларов в год, в Венгрии - 8 тыс., Чехии, Турции - 9 тыс., Англии и США - 37 тыс. В обществе набирает обороты алкоголизация, становясь национальным бедствием. В полной зависимости от экономических, социальных и морально-психологических факторов складывается образ жизни, качество жизни россиян. Концентрированным выражением его является продолжительность жизни, по ней российские мужчины занимают 135-е место, женщины - 130. Российские мужчины в среднем живут 58 лет, японские - на 20 лет больше.

    Вернемся к «контртеррористической операции» в Чечне. С перенесением операции в горные районы Чечни она начала давать сбои, больше приобретала черты, характерные гражданской войне: обе стороны крайне ожесточались и проявляли редкую жестокость, не щадящую даже женщин и детей. Для федералов период уверенных побед начал чередоваться с тяжёлыми потерями. Череда потерь федералов началась с гибели 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка в конце февраля 2000 г. Произошло это в горной Чечне под селом Улус-Кертом. Рота погибла, защищая высоту, которая позволяла контролировать вход в Аргунское ущелье. Генералы всячески скрывали масштабы жертв, по телевидению сообщали о гибели сначала 20, затем 31 человека. На самом деле погибших оказалось 84 человека, значительная часть которых была из Псковской области. 2 марта на подступах к Грозному была расстреляна в упор колонна из Сергиева-Посада. 22 омоновца были убиты на месте, 31 человек ранен. Правду об этой трагедии военные пытались скрывать. И было что скрывать: колонну расстреляли сами же федеральные части, приняв ее за врага. Было заведено уголовное дело.

    Далее трагедия постигла колонну Пермского ОМОНа: погибло 43 чел., расстрелянных в упор, разорванных минами, раненных, потом добитых. 23 апреля в районе Сержень-Юрта боевики из засады напали на тульскую колонну ВДВ, в результате лучшая дивизия за один день потеряла 17 человек убитыми и 6 ранеными; 11 мая в Ингушетии в результате обстрела боевиками колонны внутренних войск погибло 19 бойцов. Генералы говорили, что не воюют с народом, лишь наносят точечные удары по бандитам и их базам. Однако на деле установки залпового огня, крупнокалиберная артиллерия, самолеты и вертолеты не щадили никого. Применялись также новейшие вооружения большой мощности. О том, как проводилась «контртеррористическая операция», строго точечные бомбометания, можно иметь представление на примере с. Комсомольского, описанном лояльной властям, поддержавшей Путина на выборах «Независимой газетой» (от 13 апреля 2000 г.): «Бойня в Комсомольском продолжалась три недели. По селу наносились удары мыслимым и немыслимым оружием. Работала артиллерия всех калибров, танковые пушки и системы залпового огня не знали передышки, использовались ракеты «земля-земля», вертолеты и бомбардировщики сбрасывали свой смертельный груз круглые сутки. Применялись и суперсовременные виды оружия: «Змей Горыныч» - ракета с многометровым хвостом из тротила, которая сжигала все в округе; «Буратино» -«бревно» с тротиловой начинкой, превращающее в пыль даже бетонные укрытия... В отдельных подвалах было сплошное месиво из человеческих тел. Иногда приходилось собирать трупы по частям У многих отрезаны уши...»

Взятие городов и сел, регулярные их зачистки сопровождались жестокостями, и лишь немногие случаи получали широкую огласку. 25 ноября 1999 г. в станице Слепцовской военные с бронемашины расстреляли в упор 21-летнюю Л. Котиеву. Генералы пытались выдать воинов за боевиков, однако инцидент произошел при многочисленных свидетелях. Еще больше позора федеральной армии принес высокопоставленный военный - командир полка полковник Буданов, который ночью выволок из дома чеченскую девушку и в воинской части задушил и закопал в землю. Происшествие получило огласку только благодаря многочисленным свидетелям. М. Удугов предложил обменять Буданова на 9 омоновцев из Перми, находившихся в плену, угрожая в противном случае подвергнуть их казни. Власти не пошли на обмен, и пленные в указанный срок были казнены. Получилось, что полковник косвенно виновен и в гибели 9 омоновцев. Законы войны таковы, что насилие порождает насилие, идет бесконечный «обмен» жестокостями. Уже давно объявлено об освобождении всех городов и сел Чечни, об уничтожении всех основных сил и баз боевиков, а они вот уже третий год после начала операции продолжают ежедневно нападать на российские войска, подрывать боевую технику, убивать воинов. Не проходит и дня без сообщений об этом. На третьем году войны в центре Грозного сбит вертолет с высокопоставленными должностными лицами Генштаба: погибли два генерала, шесть полковников и других старших офицеров, а также экипаж вертолета. В январе разбился другой вертолет: погибло 14 чел., в т.ч. два генерала, три полковника.

    Парадоксальность положения объяснялась постоянным пополнением рядов боевиков новыми силами, составляющими небольшие отряды и группы. Они являются порождением жестоких методов, применяемых при проведении «контртеррористической операции». Это - «дети войны», которые ранее не собирались воевать, даже ждали прихода армии как освободительницы, но потеряв родственников и близких, свои дома и села, они включились в борьбу с целью мщения за убитых и исчезнувших. Данную версию подтверждает и назначенный Кремлем глава администрации Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров: «в начале войны 1994-1996 гг. в рядах боевиков было 5-6 тыс. человек, к окончанию уже 10-12 тыс. В эту кампанию начинали воевать от 1,5 тыс. человек. Но прошли зачистки и людей, поддерживающих боевиков, стало в 3 раза больше». Он убежден, что «военные, проводя зачистки, вольно или невольно, работают на боевиков». Число задержанных, увезенных неизвестно куда и навсегда пропавших увеличивалось. В июне 2001 г. на парламентских слушаниях вице-спикер В. Лукин признал: «беспредел» и работорговля, процветавшие в республике еще в первой половине 90-х годов, существуют и по сей день. В розыске - до 1,5 тыс. человек (600 из них исчезли в ходе «контртеррористической операции»). Их, как правило, увозят во время зачисток и схватывают на улице, и их следы теряются.

    За все время военной операции не менее острой была и остается проблема беженцев. Их число в пик операции дошло до 250 тыс. только в Ингушетии, что характеризовалось как гуманитарная катастрофа. Через два года после начала операции их было 120 тыс. Они третью зиму зимуют в тяжелейших условиях, в дырявых палатках без тепла и света, не возвращаются в свои дома, боясь зачисток.

    Общественное мнение на Западе крайне резко реагировало на войну в Чечне. Население западных стран знакомо с жуткими картинами войны - обстрелов, разрушений, зачисток.. Под давлением общественности власти США, Франции, Германии осуждали методы и средства проведения операции, считали их неадекватными, требовали прекращения чрезмерного применения сил против гражданского населения, предлагали решения проблемы путем переговоров.

    Чеченский вопрос стал предметом обсуждения на встрече в верхах, организованной ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. Она вошла в историю как «чеченский саммит», т.к. Россия с кровоточащей проблемой Чечни была в центре встречи. В принятом документе Россия признала необходимость соблюдения норм ОБСЕ в чеченском регулировании, разрешения кризиса политическим путем, необходимость начала политического диалога с чеченской стороной.

С течением времени восприятие войны в российском обществе несколько   изменилось:   упал   первоначальный   национал-патриотический подъем, но и не возникло антивоенного движения. Происходило привыкание народа к жертвам, потерям своих сыновей, к трауру - признак неблагополучного общества. Не оправдались и циничные расчеты на возрождение величия государства и армии через войну, пролитие крови. Не стала война маленькой и победоносной, о чем мечтали политики и военные. Она стала затяжной, кровопролитной, подорвавшей престиж России. Уже к ноябрю 2001 г. погибло 3108 воинов, ранено - 11,6 тыс., а сколько погибло граждан России чеченской национальности, не знает никто.

В условиях войны усилились негативные тенденции в армии -росла дедовщина, от которой ежегодно гибнут, по данным Минобороны, около 500 человек, а по подсчетам правозащитников - от 2 до 5 тыс.; порядка 30 тыс. военнослужащих ежегодно становятся объектами побоев и издевательств со стороны старослужащих и командиров; наблюдается массовое уклонение молодежи от призыва на военную службу, массовое дезертирство. От службы пытаются уклониться ежегодно около 20 тыс. призывников. В последние годы ежегодно российскую армию незаконно покидают примерно 5 тыс. военнослужащих.

Внешняя политика

    Самым значительным геополитическим событием в 90-е годы явился развал многовековой Российской державы. Он был обусловлен действием «закона распада империй», ускорен социально-экономическим и политическим кризисом советской системы. На месте СССР образовались 15 независимых республик, а Российская Федерация стала его преемницей де-факто. Россия уже не имела статуса сверхдержавы, её роль в международных делах резко ослабла. Она лишилась бывших союзников, а другие государства дистанцировались от нее. К её рубежам приблизился военный блок. В мире заговорили о провале экономической реформы в России, коррумпированности власти, экспорте «русской мафии» и др.

    В феврале 1996 г. Россия сделала свой выбор - стала членом Совета Европы, тем самым подтверждая свою европейскую ориентацию, готовность соблюдать права человека, приверженность к демократии. Членство увенчалось ратификацией конвенции по правам человека. Однако не все шло гладко с выполнением взятых на себя обязательств.

Приоритетным направлением внешней политики России считалось укрепление отношений с бывшими союзными республиками, большинство из которых объединены в СНГ (за исключением республик Прибалтики). Однако большую часть этих связей она растеряла. Властям России не хватало дальновидности, чтобы с учетом изменившейся ситуации разработать новую концепцию взаимоотношений с «ближним зарубежьем». На Москву давил комплекс «старшего брата», оттолкнувший от себя большинство республик. С другой стороны, и сами молодые государства стремились к избавлению от опеки бывшего центра, от любой формы зависимости от него. В результате произошла экономическая и политическая переориентация государств СНГ на страны дальнего зарубежья. Зато интеграционный процесс задействован в отношениях России и Белоруссии, которые вошли в некий союз с неопределенным статусом. Не были достигнуты желаемые дружественные отношения России с Украиной. История оставила немало проблем, которые обостренно воспринимаются националистическими силами в обоих государствах. На Украине они раздували «антимоскальские» настроения, а в России с территориальными претензиями выступали некоторые политические деятели, в том числе столичный мэр Ю. Лужков (в отношении Крыма, Севастополя, Черноморского флота). В мае 1997 г. Москва и Киев заключили Большой договор, предусматривающий взаимовыгодное сотрудничество, создание основ стратегического партнерства.

Курс на обеспечение европейской безопасности с ОБСЕ в качестве краеугольного камня претерпел серьезные коррективы: усилился и расширил свои границы Североатлантический блок, он стал играть важную роль в европейских делах. Поставленная цель дальнейших радикальных сокращений вооружений и недопущения подрыва договора по ПРО не была реализована. Россией намеренно затягивалась ратификация договора СКВ-2 в попытке увязывать ее с другими проблемами, а теперь США объявили о своем намерении выйти из него с целью создания космического щита. На восточном направлений внешней политики Кремль выступал с инициативой заключения мирного договора с Японией к 2000 г. Она оказалась не подкрепленной решимостью определить наконец судьбу четырех южно-курильских островов, являющихся ключевыми во взаимоотношениях сторон. Нормальные политические отношения сложились с Китаем, хотя они не базируются пока на прочной экономической основе.

    Главный успех во внешней политике России состоял в том, что Россия удержалась, не сползла в полномасштабную конфронтацию с Западом, когда вставали вопросы о расширении НАТО, бомбардировке Сербии и операции против Ирака. Каждый раз Москва выходила из этих кризисов, частично восстанавливая свои отношения с Западом.

    Многие издержки российской внешней политики связаны с тем, что страна потеряла статус сверхдержавы, а претензии на роль великой державы остались. Но они не подкреплялись объективным экономическим и социальным потенциалом. Запад в отношении России вел себя осторожно, не пытался помочь России стать могущественной державой, но и дестабилизировать её не хотел Это было оправдано: Россия со временем смирится со своим новым положением одной из средних держав, так как без экономического могущества невозможно стать супердержавой вопреки питаемым иллюзиям. Статус средней миролюбивой и уважаемой державы был бы для России весьма привлекательным.

    Высказывается и другая альтернатива. Американский исследователь 3. Бжезинский, предсказавший в свое время распад советской империи, в книге «Великая шахматная доска» полагает, что чрезмерная централизация политической системы, колоссальные размеры и неоднородность страны не способствует «высвобождению творческого потенциала народа России». Выход он видит в превращении России в конфедерацию, в которую войдут «Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика», что позволит резко ускорить развитие страны, укрепить связи со странами Запада и Востока.

Контрольные вопросы:

1. Какие ошибки шоковой терапии правительства Гайдара имели самые тяжёлые последствия для страны, для её нормального перехода к рынку?

2. Назовите причины политического кризиса и пути выхода из него,

3. Дайте общую характеристику Конституции РФ 1993 г.

4. Проанализируйте расклад политических сил в обществе и в Госдуме 1993, 1995 и 1999г.

5. Каковы причины войны в Чечне и её последствия для страны?

6. Почему кризис в России стал всеобъемлющим и привел к крайнему ухудшению положения народа?

7. Дайте характеристику реформам, проводимым В. Путиным.

8. Создана ли в России рыночная экономика, сформированы ли правовое государство и гражданское общество?

9. Почему в России не формируется средний класс?

10. Охарактеризуйте внешнюю политику России 90-х годов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29006. ИТ управления: назначение, структура, функционирование 30 KB
  Здесь входные данные преобразуются к формату и виду пригодного для анализа. БД содержит 2 части: – данные по операциям – накапливаются в процессе функционирования организации. Виды отчётов: суммирующий отчёт данные объединены в отдельные группы и представляют собой вид суммирующих итогов сравнительные отчёты содержат данные из различных источников классифицированные по признакам для сравнения чрезвычайные отчёты формируются по запросу менеджера по его согласию.
29007. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение границ условного фундамента при расчёте осадок свайных фундаментов 34 KB
  Определение границ условного фундамента при расчёте осадок свайных фундаментов. Расчёт оснований свайных фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям производится исходя из условия: s≤su 1 где s конечная стабилизированная осадка свайного фундамента определённая расчётом; su предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. В настоящее время в большинстве случаев свайный фундамент при расчёте его осадки s рассматривается как условный массивный...
29008. Определение осадки свайного фундамента методом послойного суммирования. Порядок расчёта 31.5 KB
  Определение осадки свайного фундамента методом послойного суммирования.1 а нагрузка передаваемая на грунт основания принимается равномерно распределённой интенсивностью: 1 где N0II расчётная нагрузка от веса здания или сооружения на уровне верхнего обреза фундамента; NcII NpII NгII вес соответственно свай ростверка и грунта в объёме уловного фундамента авсd; Ау=by·ly площадь подошвы условно гофундамента. Найденное значение pII не должнопревышать расчётное сопротивление грунта основания R на уровне нижних концов свай...
29009. Опускные колодцы. Условия применения, конструктивная схема и последовательность устройства. Классификация опускных колодцев по материалу, по форме в плане и по способу устройства стен 41.5 KB
  Опускные колодцы. Опускные колодцы могут быть выполнены из дерева каменной или кирпичной кладки бетона железобетона металла. Наибольшее распространение в современной практике строительства получили железобетонные колодцы. По форме в плане опускные колодцы могут быть круглыми квадратными прямоугольной или смешанной формы с внутренними перегородками и без них рис.
29010. Кессоны. Условия применения, конструктивная схема, последовательность производства работ 35 KB
  При залегании прочных грунтов на значительной глубине когда устройство фундаментов в открытых котлованах становится трудновыполнимым и экономически невыгодным а применение свай не обеспечивает необходимой несущей способности прибегают к устройству фундаментов глубокого заложения. Необходимость устройства фундаментов глубокого заложения может быть вызвана и особенностями самого сооружения например когда оно должно быть опущено на большую глубину заглубленные и подземные сооружения. Одним из видов фундаментов глубокого заложения наряду с...
29011. Возведение заглубленных и подземных сооружений методом "стена в грунте". Технология устройства. Монолитный и сборный варианты 66.5 KB
  Возведение заглубленных и подземных сооружений методом стена в грунте . Способ стена в грунте предназначен для устройства фундаментов и заглубленных в грунт сооружений различного назначения. Способ заключается в том что сначала по контуру будущего сооружения в грунте отрывается узкая глубокая траншея которая затем заполняется бетонной смесью или сборными железобетонными элементами. Способ стена в грунте используется при возведении фундаментов под тяжёлые здания и.
29012. Условия применения песчаных подушек при устройстве фундаментов мелкого заложения. Основы расчёта 31.5 KB
  В качестве материала грунтовых подушек чаще всего используют крупные и среднезернистые пески песчаные подушки. Если в первом случае выбор толщины грунтовой подушки однозначен то во втором случае порядок её проектирования сводится к следующему. Задавшись расчётными значениями физикомеханических характеристик материала подушки определяют ориентировочные размеры фундамента в плане. Далее варьируя толщину подушки и если необходимо размеры фундамента устанавливают такую толщину подушки чтобы выполнялось условие: pz ≤ Rz 1 где pz ...
29013. Поверхностное уплотнение грунтов укаткой, вибрацией и тяжёлыми трамбовками. Понятие об оптимальной влажности уплотняемого грунта 36 KB
  Понятие об оптимальной влажности уплотняемого грунта. Уплотняемость грунтов особенно пылеватоглинистых в значительной степени зависит от их влажности и определяется максимальной плотностью скелета уплотнённого грунта ρdmax и оптимальной влажностью w0. Эти параметры находятся по методике стандартного уплотнения грунта при различной влажности 40 ударами груза весом 215 Н сбрасываемого с высоты 30 см. По результатам испытания строится график зависимости плотности скелета уплотнённого грунта ρd от влажности грунта w рис.
29014. Глубинное уплотнение грунтов с помощью песчаных и грунтовых свай. Область применения указанных методов 51.5 KB
  Песчаные сваи применяют для уплотнения сильно сжимаемых пылеватоглинистых грунтов рыхлых песков и заторфованных грунтов на глубину до 18. Песчаные сваи изготовляют следующим образом. Вокруг песчаной сваи грунт также находится в уплотнённом состоянии рис. Уплотнение грунта песчаными сваями обычно производится под всем сооружением Сваи располагаются в шахматном порядке как это показано на рис.