5710
Теория государства и права. Теории происхождения и становления государства
Конспект
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
Тема 1. Учение о государстве 1.1. Теории происхождения и становления государства. 2. Классовая теория, связывает происхождение государства с возникновением производительной экономики, получения избыточного продукта. Согласно её формуле, ...
Русский
2012-12-18
209 KB
2 чел.
Тема 1. Учение о государстве
1.1. Теории происхождения и становления государства.
2. Классовая теория, связывает происхождение государства с возникновением производительной экономики, получения избыточного продукта. Согласно её формуле, появилась группа лиц, которая захотела присвоить этот продукт; эта группа создала специальный механизм под названием государство с целью безопасного присвоения избыточного продукта (в основе государства - насилие), Основоположники: К.Маркс, В.И. Ленин, Ф. Энгельс. («Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1844 г.; «О государстве»).
2. Теологическая божественное возникновение государства (подчиненного закону божию, десяти заповедям в Библии, требований Тибетской книги мудрости, Корану и Торе) в основе опиралась на веру в справедливость).
3. Патриархальная возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, общины, племени рода; предполагает существование вождя и совета, власть должна быть только у Отца, Совет выполняет рекомендательные функции. Зародилась в Греции, первоначально нашла отражение в трудах Аристотеля.
4. Договорная получила распространение в 17 18 веках в Голландии, Англии и во Франции (Гуга Гроций, Спинозе, Дж. Локк, Т. Гобе, Жан Жак Руссо); в России А. Н. Радищев (Псков, Великий Новгород), договор между обществом и государством. Однако именно эта теория была во времена буржуазных революций наиболее востребованной обществом. Однако при этом почему-то все забывают что истоки этой теории заложил Эпикур, а развили Римляне и Ромеи, создав сначала Республику, а потом Империю.
5. Ирригационная связана с именем немецкого ученого Витт Фогеля («Восточный деспотизм»; связал наличие деспотических форм государства(тоталитарного и авторитарного) необходимостью строительства гигантских сооружений на Востоке (Египет, Индия, Китай); осуществление контроля, появление надсмотрщиков.
Государство одна из объективно необходимых, важнейших организационных форм существования, производства и воспроизводства человечества, возникшая органически в определенной экономической , социальной и духовной среде, играющая значительную политическую роль и имеющая большую исторически приходящую и не изменяющуюся ценность, как социального феномена.
1.2. Признаки государства, отличающие его от других видов соц. организаций.
1.единое территориальное пространство;
2. единое экономическое пространство;
3. наличие особого слоя людей аппарата управления, выполняющего разнообразные общественные функции. При этом этот аппарат, имеющий возможность использовать эти функции в своих интересах и возможность принуждать к исполнению других лиц может действовать как ради общего блага, так и ради частного интреса.
4. единая система налогов и финансов;
5. единый язык для общения на территории государства;
6. единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая система;
7. наличие определенных единых прав и обязанностей личностей, гарантированных государством.
Происхождение права.
Протоправо предшествовало праву в форме ритуалов и обычаев.
Именно на этом этапе произошло отделение Власти, ибо стало возможным под видом необходимости навязывать свою волю другим людям. Зарождение права, ввиду неопытности и неграмотности человека, его боязни и страха, который всячески постулировался и поддерживался властвующими, надолго на сотни веков было отложено.
Следует отметить соц. нормы присваивающем и потребляющем обществе имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, имели достаточно сложную регулятивную систему. Здесь зарождается право сохраняется запрет, появляется обязывание, но прежде всего предписание, распоряжение, требования подчиниться воле Властителя или воле Бога Закону. Таким образом, на этом этапе можно говорить только о части права обязанности, но никак о самом «действительном праве», подразумевающем дополнение обязанностей правом, т.е. требованием. Право по своей природе как и Власть близки, но все же не идентичны. Что мы и попытаемся объяснить в дальнейшем.
Содержание таких отношений, прежде всего было направлено на обеспечение присваивающего и потребляющего общества на основе не гармоничного сосуществования человека с природой, а скорее варварскую эксплуатацию природы, а человека как средства производства и воспроизводства, как биологического вида; закрепление тотемной системы идеализирование живых существ (выполняет функции экологического регулятора); поддерживание воспроизводства биологического вида (определенное количество женских и мужских особей); использование социальных форм добычи и дележа пищи. Вот что характеризует «правила»: обычаи и ритуалы этой эпохи.
- запреты
дозволение, как предписание
- позитивное связывание, как обязывание.
Запреты в виде табу.
Дозволение (разрешение определяли поведение человека, указывали на виды животных, время охоты на них, на пользование той или иной территории, источников воды, распределение пищи, участие в коллективных акциях, в том числе мщение за вред.
Позитивное связывание, как обязывание, использовали с целью организовать необходимое поведение человека в процессах приготовления пищи, строительство и оборудование жилья, разжигание костров и поддержание огня, изготовление средств передвижения, но характерным отличием было то, что они не направлены на изменение природных условий, обеспечивающих жизнеспособность человека.
Эти нормы существовали как санкции изгнание из общины, причинение вреда, в том числе телесного, лишение жизни. Они были связаны с нарушением запретов.
Возникновение права.
Мононормы единство правовых начал и моральных устоев.
(когда появилась производящая экономика).
1. В содержании мононорм, отразилось качественное изменение всех сторон жизни общества переход от мифического сознания к магическому, связанному с творческим процессом зарождения некого высшего существа; появились лица которые предназначены для осуществления контроля и реализации этих установлений и положений, необходимых, для поддержания рода или племени маги, жрецы (служители культов), обладающие особыми знаниями, использующие их двояко на пользу всему роду или в своих интересах. Причем если такое частное использование было обнаружено, тот мага, жреца могли предать смерти или изгнать за пределы проживания рода города.
2. По способу регулирования продолжает развиваться система запретов и предписаний, но позитивное обязывание постепенно уступает отношениям позитивного связывания, а именно взаимозависимости. Растет уровень образования, сознания, зарождается культура.
Человек начинает себя отличать от животного, но пока не умеет себя вести как Человек, ибо не осознал ещё себя таковым.
3. По формам выражения подражание действиям животным заменяется подражанием действиям богов, закреплено в агрокалендарях (соединение пространства и времени); появился новый элемент четкое фиксирование письменных источников норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества.
Законы раннеклассового общества выражали лишь идеалы устройства первых государств, содержали попытки ограничить богатства, ростовщичество, закрепить справедливые цены, но не отражали действительную практику царей, фараонов, вождей; не учитывали развитие товарного производства, распространение денежных систем, которые развивались в раннеклассовом обществе.
На этом этапе появляются коренные отличия создание системы стандартов и процедур регламенов, как формы обеспечения и осуществления правил поведения этических нор; появление специальных должностных лиц, в полномочия которых входит разработка, внедрение и применение этих регламентов законов, формирование служилого люда, который призван прежде всего защищать и отстаивать, оберегать источник своей власти: тайну, закрытость и знание неких исходных начал прообраза государственного аппарата, профессии государственного чиновника служащего.
Санкции приобретают существенное отличие, и главное их предназначение карать ослушников, непокорных, виновных в проявлении этих «злых начал» ; подтверждающее и закрепляющее расслоение общества на имущих и неимущих. Принцип когда Достаток состояние, богатство и власть, определяет «положение» статус человека Достоинство, в общине, роде, городе. Отражается это в ужесточении санкций неимущим за причинение вреда собственности имущих.
Санкции раннего права становятся жестко фиксированными, четко определенными, касающихся имущественных взысканий, денежных штрафов, телесных повреждений, изгнаний и смерти.
Внутренняя структура правовые нормы:
Выражается следующим определение: «Если … то … иначе».
Признаки права и его функции.
5 7 Закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регуметивной системы.
Закономерность появление и ценность права вытекает из функций права.
Критику государства и права и следующий этап развития государства и права продолжил К. Маркс с позиции историзма и классовой сущности государства и права. Анализируя буржуазное общество, Маркс доказал, что юридический закон есть продукт и отражение материальных производственных отношений этого общества. От государства же зависит насколько адекватно оно сможет отразить в законах исторически сложившиеся отношения между людьми, соответственно данному социально экономическому строю, который Маркс назвал формациями. Социальную формацию сущность государства Маркс видел только в будущем обществе, которое он назвал «социалистическим». Если мы говорим о сущности государства, мы должны знать, что только государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия (силовых ведомств): армия, службы безопасности, правоохранительные органы, а также правом на нормирование жизни всего общества на основе объективного права, регулирующего общественную жизнь и имеющую общеобязательный характер в виде законов. Для того чтобы осуществить свои полномочия, именуемые государственной властью, необходимо иметь средства, которые только государство имеет право собирать со своих граждан в виде налогов и сборов. Налоги это живительный источник, питающий государство и забота об их поступлении главная цель государства. Поэтому налоговая служба, таможенная служба, финансовые органы это своего рода индикаторы и главные элементы любого государства.
По мере развития государства выделяется еще одна сторона - аспект сущности государства, который на сегодняшний день становится главным определяющим государственно правовым устройством государства.
Социальное назначение государства.
Государство это исторически сложившаяся социальная система, управляющая обществом. Как система - это организация всего общества, как институт, призванный обслуживать интересы общества и действовать во имя всеобщего блага. Главное предназначение государства его задачи, функции, механизмы направлены на служение обществу и каждому человеку.
Сущностью социального государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединение в понятие гражданское общество.
Принципиальное отличие от эксплуататорского и классового государств основная его цель обеспечение защиты всего общества в целом, а не определенной его части.
Современное социальное государство это институт, направленный на организацию достойной жизни каждого человека, защиту его прав и свобод, развитие всего общества в целом, механизм решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами.
Сущность права, его социальное значение.
В развитых цивилизованных странах социальная сущность права выражает волю всего общества и направлено на охрану и защиту интересов личности, согласование потребностей различных социальных слоев, координацию их интересов, призвано быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми.
Цивилизация подразумевает, что право единственный посредник для достижения оптимального согласования между публичными (общественными), групповыми и индивидуальными(личными) интересами, служащий общенациональным благам и потребностям личности.
Без права не может существовать современное общество. Это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Элемент, служащий главным инструментом регулирования общественных отношений.
Право реализуется через закон, который устанавливает в современном государстве равноправное существование всех форм собственности, определяет права и обязанности участников гражданского оборота, порядок разрешения имущественных споров, устанавливает меры юридической ответственности за неисполнение своих прав и обязанностей, злоупотребление правом и иные виды правонарушений.
Соотношение государства и права.
Право тесно связано с государством. Они зарождаются и становятся, развиваются параллельно, воздействуя друг на друга.
Проблема соотношения государства и права по существу сводится к одному вопросу что первично: право или государство. Здесь можно выделить 5 основных позиций.
- сводится к тому, что государство является главным институтом общества, предшествовает праву, которое зависимо от государства и порождено им.
2. естественно правовая
- предполагает существование права до государства, государство же продукт права, подчиняется праву; именно из этой позиции возникла идея правового государства, утверждается верховенство права.
3. дуалистическая
- исходит из существования двухсторонней функциональной связи между государством и правом.
4. позитивистская
- тесно связана с идеей правового государства, базируется на философской концепции юридического позитивизма, была распространена в конце 19 века в Германии и России, проповедует идею самоограничения государства, которое, издавая законы, ограничивает себя и обязано подчиняться этим законам.
5. либерально демократическая
- тесно связана с 3 ей позицией, обосновывает идею связанности государства с правом, но выделяет и различает закон и право, считая право первичным элементом.
Понятия и основные признаки государства.
Всегда у государства была двойственная сущность:
- классовая, которая проявилась через эксплуатацию и угнетение;
- социальная, которая проявляется через гражданское общество, через свободу и равенство возможностей.
Социальная сущность государства, понятие и основные функции.
Государство единая политическая организация общества, распространившая свою власть на всю территорию страны и ее население; располагающая для этого специальным аппаратом, издающая обязательные для всех веления и обладающая суверенитетом.
Основные признаки государства:
Публичная власть отличается от власти только способом легитимизации.(посредством законодательства).Легитимизация осуществляется двумя способами (с подвидом).
учреждения государства
Разделение публичной власти.
- представительная
- исполнительная
- судебная
2. по вертикали
- федеральная
- субъектов федерации
- муниципальная (самоуправление)
Система налогов и сборов.
Система характеризуется следующими признаками:
Элементы налоговой системы нормы налогового права. Налог безвозмездный обязательный платеж, предусмотренный оказанием органами власти и местного самоуправления определенного вида услуг.
Территориальное деление населения.
- субъекты федерации(г. Москва, г. С. Петербург), области, края, республики, автономные округа и области, муниципальные образования (районы, города нефедерального значения, поселки, населенные пункты).
Правовая система и система права
Правовая система понимается наукой о государстве и праве (структура, элементы, связи), регулируется правом.
Система права система (структура, элементы, связи) самого права.
Правовая система определяется видом элементов (правовых норм), регулирующих определенные виды права отношений; отр-ли материального права, отр ли процессуального права. отр ли матер. права (требования и непосредственно правоотношения, гражданское, налоговое, уголовное право). Процессуальное право (посредник в виде арбитра в судебной инстанции).
Система права подразделяется на 4 вида систем:
Суверинитет.
- внутренний
- внешний
Суверинитет недопущение вмешательства во внутренние дела государства со стороны других государств (внешний суверинитет), со стороны федеральных органов государственной власти в дела субъекта РФ или муниципальных образований с превышением полномочий или без полномочий, указом конституции РФ (внутренний суверинитет).
Функции государства.
Отличие функций государства и признаки этих функций:
Задачи государства:
Виды функций государства:
социально экономические
- политическо - правовые
- духовно нравственные
2. по способу осуществления:
- регулятивные
- охранительные
- контрольно надзорные
3. по продолжительности действий
- постоянные
- временные
4. по территориальному масштабу:
в федеральном государстве
- функции федерации в целом
- функции субъектов федерации
в конфедерации
- координированная функция всего сообщества (союз государств)
в унитарном государстве
- функции, осуществляемые на территории единого государства.
5. по принципу разделения властей:
- представительная
- исполнительная
- судебная
Социально-экономическая функция-функция, осуществляемая государством в целях регулирования экономической и социальной жизни путём запрета, предписания.
Политико-правовая функция-функция регулирования с ограниченным количеством запретов.
Духовно нравственная функция-функция координации(государство не может предписывать).
Регулятивные функции осуществляются в следующих видах:
Это функции, которое государство осуществляет исключительно с использованием права.
Охранительные функции - охрана интересов общества, государства.
Контрольно-надзорные функции - осуществление контроля и надзора.
Функции делятся на:
Основные функции - наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению стратегических задач и целей, стоящих перед государством в определённый исторический период и характеризующие государство по его сущности ( классовый или социальный).
Основные функции отличаются от многочисленных государственных функций специально предназначенные для этого органами. С точки зрения содержания и структуры основные функции носят комплексный характер, требуют системного анализа, при этом воплощают сосредоточение усилий государства на одном из государственных направлений его внешней и внутренней политики.
Экономическая функция государства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития страны в наиболее оптимальном режиме. На современном этапе при рыночных отношениях в свободе предпринимательской деятельности, в многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивалась преимущественно на основе самоуправления. Государственное воздействие выражается в формирование бюджета и контроля за его расходами, определение стратегии экономического развития.
Экономическая функция заключается в регулятивных, стимулирующих, конституционных действиях. Ещё одним видом экономической деятельности государства является непосредственное руководство государственными секторами экономики.
Функции контроля и надзора:
Функции финансового контроля осуществляет Счётная Палата РФ, Министерство финансов и Центробанк.
Функции таможенного контроля осуществляет таможня.
Функции налогового контроля осуществляют налоговые органы.
Функции налогообложения выступают самостоятельные основные функции государства.
Социальная функция призвана обеспечить социальную защищённость личности, норм, условия жизни в независимости от их непосредственного участия в производственной деятельности; направлена на:
Политическая функция. Все функции государства носят политический характер, но в сфере политико-нравственных отношений действует целая система инструментов, учреждений, осуществляющие непосредственное воздействие государственно власти.
Органы представительной власти, являясь высшим органом власти, несут на себе основную политическую функцию реализацию интересов либо социальных групп (классов), либо каждого конкретного человека.
Государство, реализую политическую функцию, использует партийное представительство, берёт на себя организацию и проведении референдумов, выборов, плебисцитов.
Функция охраны правопорядка - деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного его законными предписаниями всеми участниками общественных отношений, а так же контроль за исполнением правовых норм.
В центре правоохранительных действий государства находятся в первую очередь личность, человек, гражданин, член общества, а также само государство и его различные структуры. При осуществлении этой функции необходимо соблюдение баланса публичного и личного. Государство обеспечивает эту функцию с помощью специальных органов при таких условиях, чтобы порядок общественной жизни полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началом свободы и справедливости. Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных Функцию защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.
Формы государства и их конституционно-правовая основа
Когда мы говорим о форме государства, мы подразумеваем 2 стороны:
Форма правления:
Говоря о политическом режиме, имеется в виду:
Форма государственного устройства (территориальное деление):
Монархия (произв. от греч. слова «единовластие»). Сущность монархии верховная власть в стране сосредоточена полностью или частично в руках единоличного главы государства, передаётся по наследству от отца к старшему сыну, иногда к дочери или родственнику по боковой линии, ни один другой орган не в праве повлиять на этот процесс. Разделяют монархию:
В абсолютной монархии вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха ( Россия в 18 веке, Франция до революции); это исторический переходный вид государства.
В ограниченной монархии власть монарха ограничена выборным органом-парламентом; или особым правовым актом-конституцией. Пример: Великобритания.
Парламентская монархия-Бельгия, Дания, Нидерланды. В этих странах монархия сохранилась как традиция, что способствует укреплению государства.
Дуалистическая монархия - в странах Азии и Африки; власть сосредоточена в руках монарха больших полномочий или государственной власти. Вся исполнительная власть и право налагать «вето» на законы, издаваемые парламентом.
Республика. Государство, в котором верховная власть принадлежит избранным на определённый срок органам государственной власти.
Современные республики делятся на:
В парламентской республике население страны избирает высший представительный органам власти. Парламент формирует органы исполнительной власти, т.е. избирает президента или формирует правительство. Положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Концентрация власти в руках парламента преодолевается наличием многопартийности, которая обеспечивает участие в деятельности различных представителей партий. Положение президента напоминает положение монарха в ограниченной монархии. Он имеет представительную функцию, но реальной властью не обладает. Пример: Италия, Франция, Индии, Германия.
Президентская республика. В этой республике всенародно избранные президент и парламент. Президент является высшим органом исполнительной власти, он формирует правительство, структуру исполнительной власти, назначает и освобождает от должности руководство. Однако для недопущения усиления авторитарности власти в президентской республике введена процедура импичмента досрочное отрешение от должности. Также вводится судебный контроль за деятельностью президента.
Смешанная республика сочетание двух республик; для неё характерно:
отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Всенародно избранный президент оказывается отдалён от руководства исполнительной властью. По конституции такое руководство возлагается на правительство. но пари этом правительство формируется частично по представлению президента, частично с согласия парламента. По окончание истечения сроков действия полномочий парламента истекает срок действия правительства. в республике смешанного типа предусматривается досрочный роспуск парламента по решению президента.
Формы государственного устройства - территориальное устройство, характер взаимоотношение между составными частями и центральной властью.
Унитарное государство, построенное по системе вертикального подчинения, имеет простую структуру, административное образование в таком государстве не самостоятельно и подчинено центральным органам власти; в случае создания государства в многонациональной стране предусмотрена автономия, то есть право какой-либо части государства решать свои внутренние вопросы (Италия, Россия).
Федеративное сложное образование, имеющее в своём составе административно-территориальные или национальные образование члены федерации, обладающие в значительной степени самостоятельностью или даже суверенитетом ( штаты США, земли в ФРГ). Для защиты и представления интересов субъектов федерации предусматривает создание 2-х палатной системы представительно-законодательной власти, а также создание представительной и исполнительной власти в субъектах федеоации.
В федерации осуществляется двойная система законодательство:
Правовая основа большинства федераций является Конституция.
Конфедеративное государство. Отличительные черты:
Своеобразной формой конфедерации является СНГ. Наблюдается 2 тенденции:
которые делают данные союз непрочным, а его субъектов незавершенными государствами.
Империя сложное многонациональное государство, создаваемое с целью захвата и насильственного удержания в своём составе суверенных, в том числе и соседних государств, одним мощным, деспотическим государством (Остманская империя).
Содружество весьма редкое, аморфное, неопределённое, но организационное объединения государств, характеризуемое наличием общих признаков, касающихся:
Политический режим совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы (государство) осуществляет принадлежащую им власть. Политический режим отражает степень авторитарности, тоталитарности, демократичности в стране.
История знает демократичные и недемократичные режимы.
Демократии:
Разновидность парламентской демократии является либерально-демократический режим, отстаивающий ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективизму в организации экономической и политической жизни. Либерально-демократический режим считает, что коллективные начала тяготеет к тоталитарным формам правления, в отличие от либерально-демократического, тяготеют к рыночным, свободным равноправным отношениям. Однако преувеличивать либеральный режим не стоит, так как у него есть свои проблемы:
На сегодняшний день либеральные идеи уступают место идеям справедливого социального устройства общества, рассматривая главной ценностью личность, а не индивидуализм.
Недемократический режим основан на сосредоточение всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц, связанных между собой общим корыстным или властным интересом. Такие режимы принято называть
для которых идеология идеология не является системообразующим фактором.
Недемократичные режимы с господствующей идеологией называются авторитарными:
коммунистический режим (диктатура пролетариата)
Авторитарные и автократичные режимы
характеризуются способом публично властного управления общественными отношениями, при котором обратная связь (реакция общества) блокируется и не воспринимается организацией власти (предварительная цензура, отсутствие свободы выражения мнения, отсутствие свободы выбора, свободы объединения, необоснованное препятствие власти аппозиционной деятельности). Тоталитарный режим пораждение 20 века.
Государственные органы.
Механизм государства состоит из нескольких частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.
Государственный орган это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определённые законом полномочия властного характер по управлению конкретной сферой общественной жизни, честно взаимодействующее с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.
Признаки государственного органа:
государственные органы подразделяются на 5 видов по сследующим основаниям:
По первому признаку:
По второму признаку:
По третьему признаку:
По четвёртому признаку
По пятому признаку
Законодательные органы власти органы, избираемые гражданами путём открытого, равного им тайного голосования:
К простым относятся однопалатны парламент, совет, дума, сейм (совпадает с названием самого органа). К сложным относятся двухпалатные органы власти, чаще называется собранием, собором, рейхстагом (не совпадает с названием органа). Пример: Федеральное собрание РФ состоит из 2х палат: Госдума и Совет Федерации.
Исполнительные органы власти глава государства, правительство, совет министров, администрация, министерства, ведомства, комитеты, комиссии, службы, агентства на федеральном уровне; на уровне субъектов федерации правительства, министерства, ведомства; на муниципальном уровне администрация, мэры.
В подавляющем большинстве главами государств являются президенты, в конституционной и ограниченной монархии монарх-, который в отношении парламента обладает рядом прав, в частности:
В странах с республиканским правлением главой государства является президент. В президентской республике наибольше компетенцией обладает президент, в парламентской республики его роль формально ( основную функцию выполняет председатель правительства, глава правительства или премьер-министр).
По конституции РФ президент РФ как глава государства не относится непосредственно ник одной из властей, является гарантом соблюдения конституции, прав и свобод граждан; в установленном конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, независимости и целостности РФ; обеспечивает согласование, функционирование и взаимодействия органов государственной власти; в соответствии с конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Механизм государства.
-эта система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства это тот реальный механизм, та организационная структура, располагая которой государства проводит ту или иную политику.
Механизм государства является универсальным, не зависит от государственного устройства и политического режима, но проявление этого механизма его использование неразрывно связано с политическим режимом и государственным устройством. Проявляется через функции и сущность государства.
Понятие механизма тесно связано с государственным аппаратом. Государственный аппарат принято толковать в двояком смысле:
Государственный это совокупность всех государственных органов, совпадающих с понятием механизма государства.
Государственный аппарат в узком понимание - это аппарат конкретных органов государственной власти, характеризуется совокупностью исполнительно-распорядительной, управленческой, контрольной функцией, присущих конкретному аппарату.
Государственный аппарат это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством основные цели и задачи.
Построение государственного аппарата как механизма государства, механизма конкретных государственных органов осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективные характер, всесторонний учёт которых как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом на основе принятия решений органами государственной власти.
Принципы функционирования государственного аппарата в социальном государстве:
1. Принцип представительство понимается как принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. обеспечивается демократической избирательной системой, гарантией социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, в том числе с применением конкурсной системы принятия на госслужбу.
2. Принцип разделения властей формирует механизмы, исключающие произвол (исходя из собственной воли) со стороны властных органов и должностных лиц.
3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата электронное правительство.
4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов заключается в их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах всего населения.
5. Принципы демократизма формирования и деятельности государственных органов позволяет учитывать разнообразные интересы как большинства населения, так и социальных меньшинств, их религиозных воззрений, особенности национальной культуры, уровень цивилизации, их традиций обычаев.
Выяснение понятия механизма государства и соответственного понятия государственного аппарата связано с раскрытием его характерных черт (признаков), позволяющих ограничить его как от не государственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых других государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем:
это система может быть открытой и закрытой, проникнутой единством принципов его организации и деятельности, закреплённых в конституции РФ, в законе РФ «об основах государственной службы РФ» и «о государственной и гражданской службе РФ»;
механизм характеризуется сложной структурой (как системе), отражающей определённое место, которое занимает в ней различные виды и группы (подсистемы государственных органов), их соотношение и взаимосвязи;
этот механизм неразрывно связан с функциями государства, между ними существует тесная обратная связь, заключающаяся в том , что функции государства осуществляются при помощи государственного механизма и государственного аппарата;
этот механизм для обеспечения возложенных на него задач, связан с управлением, то есть принятием решений, контролем за принятыми решениями; связан с воздействием на сложные социальные процессы и сферы ( социально экономическая); располагает необходимыми материальными ресурсами ( средствами), на которые и опирается в своей деятельности указанные аппарат.
Механизм осуществления публичной власти.
Госаппарат должен существовать в каждой из ветвей публичной власти, то есть
- законодательной
- исполнительной
- судебной
Все организации и объединения граждан, функционирующие в стране можно разделить на 2 группы:
Первые в совокупности образуют политические организованное общество. Вторые неполитическое общество, то есть гражданское.
Политически организованное общество организует механизм осуществления публичной власти.
Политическая система общества.
Политическая система общества сложный комплекс, объединяющий государственные институты, политические партии, общественные организации и объединения, в рамках которого происходит политическая жизнь общества, осуществляется государственная и политическая власть.
Политическая власть негосударственный механизм, обеспечивающий реализацию программ и проектов, идей и концепций, разработанных и реализуемых институтами политической власти (партии, общественные организации, общественные движения, органы территориального местного самоуправления, трудовые коллективы и иные объединения граждан, в том числе сходы, собрания, создание которых не запрещено действующим законодательством).
Политическая власть представляет собой способность (потенциальные возможности) личности, социальной группы, класса проводит в жизнь политическую линию в соответствии со своими экономическими интересами.
неформ.
Политическая система.
После октября 1917 года была установлена политическая система (до 1988 г.)
1. закрытая система
- на основе классового принципа (все что не соответствует интересам рабочего класса, считается враждебным).
2. преобладают методы революционного насилия, обусловленные низким уровнем общественной и политической культуры трудящихся, что нашло закрепление в существовании закрепленной разветвленной карательной системы.
3. система основывается на принципах совмещения концентрации политических функций в руках правящей коммунистической партии.
4. Связующим звеном системы являлась монопольная власть партии.
5. в основе механизма формирования и функционирования власти лежал номенклатурный принцип, характерной чертой которого являлась номенклатура закрытая система попасть в которую было сложно, но престижно. Эта номенклатура включала лиц, обладающих абсолютной экономической, политической и идеологической властью.
Существовало 2 списка номенклатуры.
- № 1 номенклатура палитбюро ЦК КПСС (соответсвующих бюро райкомов, горкомов, обкомов КПСС
- № 2 номенклатура ЦК КПСС (ЦК ВКПБ)
В 1989 г. номенклатура была упразднена, в 1990 г. исключена 6 статья, в 1990 принят закон « Об общественных объединениях».
Политическая партия формализованная политическая организация, основанная на членстве, имеющая региональные и местные структуры(руководящие органы, отделения), выражающие интересы социальных слоев, групп, классов, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание и удержание своей власти для осуществления определенной программы социально экономических и политически правовых преобразований, достижение неких целей и идеалов, а также обеспечение применения и отражения связей между теми социальными группами, которыми они представляют и государством.
И.Вебер указал на три этапа, через которые проходит каждая политическая партия.
1 этап - верхуш. союзы аристократов (котерии 16 17 в.в.).
2 этап парламентские (политические) клубы 18 в.
3 этап современные массовые политические партии 19 в.
Все 3 этапа прошли 2 политические партии в Великобритании
- либеральная (вики)
- консервативная (тори)
Для всех политических систем характерна двух партийная система, но существует также квазипартийная политическая система, характерные наличием большого количества партий, но действительно активно только в период проведения выборной компании.
Во Франции 3 х партийная система (с 18 в. до настоящего времени)
- правые
- левые
- центр
Первая массовая политическая партия была создана в 1861 году либеральная партия Англии, в 1863 г. первая массовая рабочая партия всеобщий германский рабочий союз (основан немецким философом Лоссалем). 2 причины создания:
В России первая массовая партия стала российская социально демократическая рабочая партия (РСДРП).Существовали также партии конституциооно демократическая (кадеты) - консервативная партия, партия социал революционная (партия эсеров, отстаивающая интересы крестьян).
После раскола между Лениным и Марковым образовалась партия меньшивиков.
Политическая партия всегда обладала внутренней структурой.
Общественные организации и объединения.
Создается на основе закона «Об общественных объединениях РФ», закона « О некоммерческих организациях» (3 сектор).
Общественные организации являются главной двигательными формированиями гражданского общества.
Закон « Об общественной палате РФ» на сегодняшний день позволяет общественным объединениям принимает непосредственное участие в политической жизни, минуя партийные структуры. Членами общественной палаты не могут быть члены партий, чиновники всех уровней, руководители коммерческих организаций.
Палата формируется в количестве 135 человек, 45 человек назначает Президент, 45 представители которых утверждают назначают 45 человек, эти 90 человек из субъектов федерации выбирают остальных членов.
На сегодняшний день общественная палата обладает полномочиями подготовки, выдачи заключений по законопроектам, рассматриваемых в Госдуме, которые затрагивают права и свободы человека и гражданина.
Основы права.
Основные принципы права основные идеи, руководящие положения которых определяет содержание и направление правового регулирования, выступая одновременно несущей конструкцией, на которой создаются и реализуются нормы, институты, отрасли права, то есть вся система права.
Эти принципы служат ориентирами для правотворческой и правоприменительной практики. Они делятся по трем критериям:
1. Общеправовые:
- принцип законности
- юридическое равенство граждан
- демократизм
- единство прав и обязанностей
- гуманизм
- принцип свободы
- принцип (критерий) справедливости
2. межотраслевые
в процессуальном праве
- гласность и состязательность процесса
в материальном праве (гражданское, уголовное, налоговое)
- необратимость ответственности
в гражданском семейном праве
- равенство сторон
- свобода договора
3. отраслевые
в трудовом праве
- свобода распоряжаться своей способностью к труду
- материальная заинтересованность
Они всегда закреплены в первых статьях кодексов, законов.
В гражданском праве
- всеобщность защиты
- полное возмещение вреда
В уголовном и административном праве
- презумкция невиновности
Общеправовые принципы раскрываются в Конституциях, причем раскрытие этих принципов происходит не в одной, а в ряде статей, закрепленных конституцией в главе «основные права и свободы человека и гражданина»
Функции права.
Функции права это реализация социальных назначений права, правовое воздействие на общественные отношения, способы и пути такого воздействия.
Признаки особенности функций права.
Три вида функций права.
- политическая
- экономическая
- воспитательная
- культурно историческая
- социального контроля
- информационного регулирования
- коммуникативная
2. внутренние (спец. юридические)_
- регулятивные
- динамическая
- статическая
- охранительная
3. не основные (дополнительные)
- компенсационная
- ограничительная
- восстановительная
Внешние функции находятся за пределом права и неразрывно связанные с моралью (нравственностью); характеризуют право как социальный регулятор
Внутренние функции это способы юридического воздействия на поведение людей и, следовательно, общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.
Регулятивная функция основная функция современного права, направленная на упорядочивание общественных отношений, на установление правил поведения людей, не связанным с правонарушением.
Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и общественно опасных вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности, обеспечение охраны законностей.
Динамическая функция обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав либо исполнение позитивных обязанностей.
Статические функции закрепление общественных связей и порядка.
Дополнительные функции:
Компенсационная функция заключается в компенсации ущерба или вреда, причиненные незаконными действиями.
Ограничительная функция состоит в ограничении некоторых действий лиц, ущемляющих права других.
Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права или прежнего правового положения, или на возврат незаконно отобранного имущества, или на восстановление на работе.
Нормы права.
Правовая норма исходный элемент, первичная «клеточка» права, как система. В правовой норме содержится основные признаки, присущие праву в целом, поэтому именно в правовой норме выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Правовая норма утверждаются (санкционируется) государством, формализуется в нормативных актах, как источниках права, обязательных для исполнения и обеспечивается принудительной силой государства. Все установления, дозволения, запреты закрепляются в правовой норме.
В зависимости от сферы деятельности людей и институтов власти правовые нормы подразделяются на отрасли. Отрасли права это совокупность правовых норм, регулирующих сходные правоотношения и закрепленные в отраслевых источниках права (кодексы, законы).
Отрасли права делятся на:
- материальные отрасли
- процессуальные отрасли.
Материальные отрасли права регулируют общественные отношения в определенной сфере деятельности человека и направленная на непосредственное регулирование этих отношений.
Процессуальные отрасли права регулируют правоотношения, направленные на защиту прав и свобод лиц, связанных или потенциально могущие быть связанными в материальных отраслях права.
Норма права это не констатация фактов, не отражение действительности, не рекомендация, это государственное веление, имеющая категоричный характер, предписание как люди должны или могут вести себя в конкретной ситуации.
Норма права отличается от других норм морали, этики, поведения следующими признаками:
а) по определенному источнику (закон, кодекс, конституция), проходит соответствующую процедуру закрепления и легитимизации.
б)чёткое полное всестороннее, имеющее всестороннюю корму закрепления в норме права конституционно правового смысла (дух закона).
Легитимность осознание и признание обществом и каждым человеком правовых установлений.
Структура нормы права.
Если … - то… иначе…
Механизмы праворегулирования:
Классификация норм:
по отраслям права:
по степени определённости гипотезы:
по степени определённости диспозиции:
по степени определённости санкции:
по действию, по лицам:
по характеру правил поведения:
по степени обязательности:
Таким образом, исходя из этой классификации, можно сделать вывод: норма права, выступая как мера свободы, фактически регулирует должное или возможное поведение; критерием такого поведения в свою очередь выступает мера добра и справедливости, раскрытие которых невозможно бес осознания природы человека, его сущности как частички общества.
Система права и правовая система.
Система права объективная, но обусловленная системой общественных отношений, многоуровневые внутреннее строение национального права, заключающееся в разделение единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определённой части, называемыми отраслями, подотраслями и институтами права.
Система права внутреннее строение (структура права), отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Норма права форма определения и закрепления прав и обязанностей.
Отрасль права наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые принципы, нормы права, регулирующее определённую, качественно обособленную сферу общественных отношений с помощью механизмов и методов правового регулирования с учётом специфики общественных отношений.
Правотворчество и правоприменение.
Правотворчество процесс, состоящий и регулирующий стадии применения и вступления в законную силу законодательных и иных правовых нормативных актов, судебных решений (конституционного суда).
Законодательные акты имеют следующие стадии принятия:
Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти.
Постановление, распоряжение правительства РФ подлежат обязательному опубликованию. Иные нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, должны быть зарегистрированы в министерстве юстиции и опубликована в сборнике нормативно-правовых актов РФ. Они вступят только при на наличии регистрации и публикации.
Нормативно-правовые акты субъектов федерации.
Порядок вступления регулируется уставом.
Правоприменение. Виды:
Органы осуществляющие правоприменительную деятельность:
органы исполнительной власти:
правоприменение связано с возникновением правоотношений, когда реальные, фактические акты ( действия, бездействия) факты или события подпадают, совпадают под формулировку гипотезы правовой нормы.
квалификация действия осуществляется с точки зрения диспозиции.
Ответственность за исполнение должного (обязанностей) в виде санкции. Ответственность неразрывно связана с правонарушением.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
34564. | «Театр абсурда»(С.Беккет , Э.Ионеско) | 18.84 KB | |
Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах Лысая певица L cnttrice chuve 1950 драматурга Эжена Ионеско и В ожидании Годо Сэмюэла Беккета. Эжен Ионеско зачинатель абсурдизма во французской драматургии. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады фильмов Ч. Ионеско отвергает но пьесы были вызваны к жизни глубокой тревогой за судьбы языка и его носителей. | |||
34565. | «Новый роман». Смысл названия А. Роб-Грийе «В лабиринте» | 18.03 KB | |
Исходный замысел показать вещи такими какими они есть на самом деле. Мы не видим сами вещи они в идеологическом ряду. Автор стремится осовободить вещи от человеческой перспективы но быстро понимает что всерьез это сделать невозможно. Человеческое видение нагружает мир смыслами от него и пытается освободить вещи продолжает мощную модернистскую установку. | |||
34566. | Влияние идей структурализма, постструктурализма и постмодернизма на развитие послевоенной французской литературы | 19.27 KB | |
Барт различает не письмо и текст литературное произведение которое было основой классики. Текст вторичен соткан из цитат и многозначен. В тексте принципиально важна интертекстуальность. Барт: каждый текст является интертекстомпредставляет собой новую ткань сотканную из старых цитат. | |||
34567. | Антиутопия, фантастика, фэнтези в английской и американской литературе 20 в. (Д. Оруэл, Р. Бредбери, К. Вонегут, Д. Толкиен и др.) | 19.65 KB | |
Романы антиутопистов во многом схожи: каждый автор говорит о потере нравственности и о бездуховности современного поколения каждый мир антиутопистов это лишь голые инстинкты и эмоциональная инженерия[3]. В современном виде сформировался в начале XX века. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историкоприключенческий роман действие которого происходит в вымышленном мире близком к реальному Средневековью герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. В отличие от научной фантастики фэнтези не стремится... | |||
34568. | Движение «рассерженных» в английской литературе. Пьеса Д. Осборна «Оглянись во гневе» | 19.53 KB | |
Так герой пьесы Джимми Портер в Оглянись во гневе осыпает проклятиями все и вся но не произносит ни одной конструктивной мысли и обнаруживает полнейшую беззащитность перед ненавистным и угрожающим ему миром который наступает на него со всех сторон и с которым он не в силах бороться. лишь Джимми Портер. С первых слов пьесы и до ее последних строк звучит непрерывный вопль Джимми. Джимми Портер выходец из рабочей среды но его связи с ней давно порваны. | |||
34569. | Анитиколониальная и политическая проблематика в английском романе | 21.82 KB | |
Английский журналист Фаулер от лица которого идёт рассказ и молодой американский дипломат Пайл связанные с самого начала романа далеко не простыми взаимоотношениями. Его антиподом был английский репортёр Фаулер усталый душевно опустошённый человек который воспринимает себя как репортёра задача которого давать одни факты. Человек потерявший идеалы и лишённый каких либо стремлений Фаулер пытается остаться сторонним наблюдателем той борьбы и злодеяний которые развёртываются на его глазах и ищет утешения от страдания в любви. Именно... | |||
34570. | Жанр романа-притчи в творчестве У. Голдинга | 17.9 KB | |
В 43 года опубликовал 1й роман Повелитель мух за кот. Повелитель мух вырастает из традиции робинзонады. страхов мальчиков становится повелитель мух кабаний череп и эти страхи использует предводитель охотников Джек устанавливая на острове дикт. Повелитель мух написан как рн предупреждение. | |||
34571. | ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ | 17.8 KB | |
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ Составитель: Ю. Подобная аргументация практически не нуждается в анализе реальных земных причин крещения Руси. Эти отношения обусловили лучший результат византийских миссионеров сумевших подготовить для православия на Руси более богатую почву. На Руси латынь была неизвестна а греческий язык был знаком многим купцам и части феодальной верхушки что также предопределило выбор веры Владимира. | |||
34572. | РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (конец XI – XII вв.) | 19.67 KB | |
РУССКИЕ ЗЕМЛИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ конец XI XII вв. Русь вступает в период феодальной раздробленности. Тенденция к феодальной раздробленности проявилась еще в XI в. но условно принято считать началом раздробленности Киевской Руси смерть князя Мстислава Владимировича в 1132 г. | |||