5715

Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма

Доклад

История и СИД

Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма. Военный коммунизм - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение го...

Русский

2012-12-18

43.5 KB

129 чел.

Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма.

Военный коммунизм - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной.

Была введена принудительная трудовой повинности, сначала для «нетрудовых классов». Принятый кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Декретами запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система неоплачиваемого добровольно-принудительного труда в выходные и праздники в виде «субботников» и «воскресников». Согласно декрету «О порядке всеобщей трудовой повинности», всё трудоспособное население, независимо от постоянной работы, привлекалось к выполнению различных трудовых заданий. Декретом при Совете обороны был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с Дзержинским. После окончания гражданской войны в начале 1920 года часть армий РККА была преобразована в трудовые армии, сохранявшие военную дисциплину, но работавшие в народном хозяйстве. Главным идеологом милитаризации труда и создания трудовых армий стал Троцкий. За «трудовое дезертирство» он предлагал карать отправкой в штрафные рабочие команды и концлагеря.

Большевиками проводилась политика продразвёрстки — изъятия у крестьян всех излишков продовольствия свыше абсолютного минимума для централизованного распределения среди остального населения, централизованное нормирование и распределение продовольствия и других товаров первой необходимости. Установили нормы душевого потребления для крестьян. Весь хлеб, превышающий эти нормы, получил название «излишков» и подлежал изъятию. Для выполнения этой задачи создавались вооруженные рабочие продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями.

Хлебная монополия и карточная система распределения продуктов рассматривалась большевиками не только как средство продуктового обеспечения населения, но как средство принуждения к сотрудничеству с советской властью и классовой борьбы. Летом 1918 г. был введен «классовый паек». Население делилось на 4 категории: 1) особенно тяжелый физический труд, 2) обычный физический труд, больные дети, 3) служащие, представители свободных профессий, члены семей рабочих и служащих, 4) владельцы предприятий, торговцы, не занимающиеся личным трудом и пр. Фактически паек получали только первые две группы, третья — изредка, четвертая — практически никогда.

Запрет частного предпринимательства. Ликвидация товарно-денежных отношений и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством. Отмирание денег. Военизированное управление железными дорогами. Поскольку все эти меры принимались во время гражданской войны, на практике они были гораздо менее согласованы и скоординированы, чем было запланировано на бумаге. Большие районы России были неподконтрольны большевикам, а недостаток коммуникаций приводил к тому, что даже регионам, формально подчинявшимся советскому правительству зачастую приходилось действовать самостоятельно, в отсутствие централизованного управления из Москвы. До сих пор остается вопросом — был ли военный коммунизм экономической политикой в полном смысле этого слова, либо всего лишь набором разрозненных мер, принятых чтобы выиграть гражданскую войну любой ценой.

Несмотря на усилия государства по налаживанию продовольственного обеспечения, начался массовый голод 1921—1922 годов, во время которого погибло до 5 миллионов человек. Политика «военного коммунизма» (особенно продразвёрстки) вызывала недовольство широких слоёв населения, в особенности крестьянства (восстание на Тамбовщине, в Западной Сибири, Кронштадте и др.).

       Налицо был экономический тупик, непреодолимый в рамках действовавшей военно-коммунистической системы и требовавший её немедленного преобразования. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б) и введен НЭП.

В целом, НЭП от предыдущего периода отличался следующими мерами:

продразверстка заменена продналогом;

разрешена частная торговля и предпринимательство;

допускалось использование наемного труда в городе и деревне;

Советы заменили органы чрезвычайной власти;

задачи осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма отодвинуты на более отдаленный срок.

Наряду с этим имелись и общие черты: опора на национализированную промышленность, транспорт, связь, жесткую административную систему управления в главных отраслях хозяйства, неэквивалентный обмен с деревней, сдерживание роста частных крупнотоварных хозяйств. И общая цель: строительства социалистической модели общества в условиях диктатуры пролетариата.

Итак, НЭП представлял собой комплекс социально-экономических мер: подоходный прогрессивный налог с крестьянства (1921–1922 гг. – продналог), разрешение товарно-денежных отношений, свобода торговли, разрешение аренда небольших предприятий, наем рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, создание нового механизма управления экономики на основе рынка и хозрасчета, упорядочение финансовой системы, допуск иностранного капитала.

НЭП уже через год дал положительные результаты. Начался подъем экономики. На базе новой экономической политики, в целом, успешно проходило восстановление народного хозяйства. Наполнился потребительский рынок, улучшилась жизнь людей, отступил голод. НЭП позволил стабилизировать ситуацию политически: прекратились мятежи и восстания, произошел переход от гражданской войны к общенациональному согласию.

Несмотря на значительные успехи в восстановлении экономики, нэповская модель развития советского общества испытывала и различные трудности. Усугублялась классовая дифференциация и усиливалась конфронтация классов. Наблюдались противоречия между товарно-денежными отношениями и централизованным руководством. Рост безработицы, инфляция, усиление имущественного неравенства населения и т.д. И как только негативные тенденции становились явными, правительство прибегало к их административному устранению.

Но НЭП был не только экономической политикой. Это целый комплекс мер экономического, политического и идеологического характера. С переходом к НЭПу происходила определенная либерализация политического режима. Были значительно сокращены вооруженные силы, ослабла система принуждения, происходило «оживление» Советов, которые в годы гражданской войны превратились в простых исполнителей партийных решений. Шло активное привлечение старых специалистов в правительственные, хозяйственные органы. Происходило повышение заработной платы технической интеллигенции, создавались условия для творческой работы и т.д.

Приняты были законы, направленные на укрепление правопорядка: закон о трудовом землепользовании, Уголовный кодекс, декрет об основных частных имущественных правах и др. В 1922 г. учреждена Государственная прокуратура, созданы народный суд, губернский суд, Верховный суд республики с выборными судьями и народными заседателями.

Однако демократизация общественной жизни не затронула основ монополии власти РКП(б). Сохранились конституционные положения о лишении политических прав, права участия в выборах отдельных категорий граждан предпринимателей, священнослужителей и так называемых «бывших».

Относительная либерализация политического режима сочеталась с подавлением тех, кто мог представлять опасность для правящей коммунистической партии: служители церкви, партия эсеров, все антибольшевистские партии и течения, меньшевики и анархисты.

Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, стратегической – построение социализма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52836. Графики нагрузок промыленных установок 243.5 KB
  Цеховые электрические сети напряжением до 1000 В являются составной частью систем электроснабжения промышленного предприятия и служат для распределения электроэнергии внутри цехов а также для питания некоторых электроприемников расположенных за пределами цеха на территории предприятия. Схема внутрицеховой сети определяется технологическим процессом производства планировкой помещений цеха взаимным расположением источника питания подстанций и приемников электроэнергии их единичной установленной...
52837. Электричество. Учись быть бережливым 307 KB
  Даже страшно подумать об этом Что случилось бы если бы исчез свет Ответы детей. Если б солнечный свет вдруг бы взял и пропал Мир бы сразу угрюмым и темным весь стал Тьма покрыла бы всё на планете Даже звезды с луною не светят. Солнце звезды запомните это Называют естественными источниками света. И без них день бы в ночь превратился навек Разве сможет без света прожить человек А животные птицы растенья цветы.
52840. Впровадження елементів проектного навчання у роботі з автентичною художньою літературою на уроках англійської мови в старшій школі 111 KB
  Маючи вищу педагогічну освіту методичний та педагогічний досвіт роботи з учнями автор ставить завдання пошуку нових ефективних шляхів навчання комунікативної компетенції які б були достатніми для здійснення спілкування у певних комунікативних сферах та розвитку творчої ініціативи здібностей пізнавальних інтересів учнів. Групове та колективне розвязування навчальних завдань стимулює пізнавальну та творчу діяльність учнів. Робота з віршованими текстами формує творчі здібності критичне та логічне мислення сприяє виявленню в...
52841. Элементы истории математики на уроках в общеобразовательной школе 299 KB
  Решением неопределенных уравнений занимались в древности китайцы греки и индийцы. В Арифметике Диофанта приведено много задач решаемых им с помощью неопределенных уравнений разных степеней при этом он допускает в качестве решений любые положительные дробные или целые числа. Из 1 следует неопределенное уравнение первой степени x y=...
52842. «Літературний елементаль» як метод актуалізації і узагальнення вивченого з української літератури 36.5 KB
  Досвід попередніх років показує що навчальні компетенції учнів з української мови відрізняються від компетенцій з української літератури й на жаль не на користь останньої. Специфіка ж тестів ДПА та ЗНО з української літератури передбачає достатньо глибоке знання саме цих особливостей літературних творів що входять до шкільної програми. Саме тому пропоную один з методів роботи на уроках української літератури який допоможе учням безпосередньо перед тестуванням відновити у памяті потрібну інформацію про той чи інший твір літератури.
52843. Збережи ялинки 38 KB
  Коментар: для проведення уроку напередодні вчитель пропонує учням підготувати презентації: Які бувають ялинки Чи корисні хвойні аромати Як використовують ялинки Як можна зберегти ялинку Хід заходу: Учитель: Яке свято наближається діти Без чого не обходиться жодне новорічне свято Де беруть ялинки для новорічного свята Чи завжди свято нового року святкували взимку Звичайно ні. Фея Екологія: Добрий день діти. Зрубали ми ялинку На свято принесли Малята веселяться В лісі одні пеньки Сіренькому зайчатку Нема...
52844. Изображение елочной ветки 130.5 KB
  Цель. Учить детей рисовать, закреплять умения и навыки в процессе рисования: положение альбомного листа и карандаша, умение пользоваться красками, кисточкой, цветными карандашами. Совершенствовать умение правильного раскрашивания передачи в рисунке формы, величины, деталей в соответствии с предметом.