5715

Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма

Доклад

История и СИД

Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма. Военный коммунизм - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение го...

Русский

2012-12-18

43.5 KB

127 чел.

Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма.

Военный коммунизм - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918—1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все нормальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной.

Была введена принудительная трудовой повинности, сначала для «нетрудовых классов». Принятый кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Декретами запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система неоплачиваемого добровольно-принудительного труда в выходные и праздники в виде «субботников» и «воскресников». Согласно декрету «О порядке всеобщей трудовой повинности», всё трудоспособное население, независимо от постоянной работы, привлекалось к выполнению различных трудовых заданий. Декретом при Совете обороны был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с Дзержинским. После окончания гражданской войны в начале 1920 года часть армий РККА была преобразована в трудовые армии, сохранявшие военную дисциплину, но работавшие в народном хозяйстве. Главным идеологом милитаризации труда и создания трудовых армий стал Троцкий. За «трудовое дезертирство» он предлагал карать отправкой в штрафные рабочие команды и концлагеря.

Большевиками проводилась политика продразвёрстки — изъятия у крестьян всех излишков продовольствия свыше абсолютного минимума для централизованного распределения среди остального населения, централизованное нормирование и распределение продовольствия и других товаров первой необходимости. Установили нормы душевого потребления для крестьян. Весь хлеб, превышающий эти нормы, получил название «излишков» и подлежал изъятию. Для выполнения этой задачи создавались вооруженные рабочие продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями.

Хлебная монополия и карточная система распределения продуктов рассматривалась большевиками не только как средство продуктового обеспечения населения, но как средство принуждения к сотрудничеству с советской властью и классовой борьбы. Летом 1918 г. был введен «классовый паек». Население делилось на 4 категории: 1) особенно тяжелый физический труд, 2) обычный физический труд, больные дети, 3) служащие, представители свободных профессий, члены семей рабочих и служащих, 4) владельцы предприятий, торговцы, не занимающиеся личным трудом и пр. Фактически паек получали только первые две группы, третья — изредка, четвертая — практически никогда.

Запрет частного предпринимательства. Ликвидация товарно-денежных отношений и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством. Отмирание денег. Военизированное управление железными дорогами. Поскольку все эти меры принимались во время гражданской войны, на практике они были гораздо менее согласованы и скоординированы, чем было запланировано на бумаге. Большие районы России были неподконтрольны большевикам, а недостаток коммуникаций приводил к тому, что даже регионам, формально подчинявшимся советскому правительству зачастую приходилось действовать самостоятельно, в отсутствие централизованного управления из Москвы. До сих пор остается вопросом — был ли военный коммунизм экономической политикой в полном смысле этого слова, либо всего лишь набором разрозненных мер, принятых чтобы выиграть гражданскую войну любой ценой.

Несмотря на усилия государства по налаживанию продовольственного обеспечения, начался массовый голод 1921—1922 годов, во время которого погибло до 5 миллионов человек. Политика «военного коммунизма» (особенно продразвёрстки) вызывала недовольство широких слоёв населения, в особенности крестьянства (восстание на Тамбовщине, в Западной Сибири, Кронштадте и др.).

       Налицо был экономический тупик, непреодолимый в рамках действовавшей военно-коммунистической системы и требовавший её немедленного преобразования. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года на X съезде РКП(б) и введен НЭП.

В целом, НЭП от предыдущего периода отличался следующими мерами:

продразверстка заменена продналогом;

разрешена частная торговля и предпринимательство;

допускалось использование наемного труда в городе и деревне;

Советы заменили органы чрезвычайной власти;

задачи осуществления мировой пролетарской революции и построения социализма отодвинуты на более отдаленный срок.

Наряду с этим имелись и общие черты: опора на национализированную промышленность, транспорт, связь, жесткую административную систему управления в главных отраслях хозяйства, неэквивалентный обмен с деревней, сдерживание роста частных крупнотоварных хозяйств. И общая цель: строительства социалистической модели общества в условиях диктатуры пролетариата.

Итак, НЭП представлял собой комплекс социально-экономических мер: подоходный прогрессивный налог с крестьянства (1921–1922 гг. – продналог), разрешение товарно-денежных отношений, свобода торговли, разрешение аренда небольших предприятий, наем рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, создание нового механизма управления экономики на основе рынка и хозрасчета, упорядочение финансовой системы, допуск иностранного капитала.

НЭП уже через год дал положительные результаты. Начался подъем экономики. На базе новой экономической политики, в целом, успешно проходило восстановление народного хозяйства. Наполнился потребительский рынок, улучшилась жизнь людей, отступил голод. НЭП позволил стабилизировать ситуацию политически: прекратились мятежи и восстания, произошел переход от гражданской войны к общенациональному согласию.

Несмотря на значительные успехи в восстановлении экономики, нэповская модель развития советского общества испытывала и различные трудности. Усугублялась классовая дифференциация и усиливалась конфронтация классов. Наблюдались противоречия между товарно-денежными отношениями и централизованным руководством. Рост безработицы, инфляция, усиление имущественного неравенства населения и т.д. И как только негативные тенденции становились явными, правительство прибегало к их административному устранению.

Но НЭП был не только экономической политикой. Это целый комплекс мер экономического, политического и идеологического характера. С переходом к НЭПу происходила определенная либерализация политического режима. Были значительно сокращены вооруженные силы, ослабла система принуждения, происходило «оживление» Советов, которые в годы гражданской войны превратились в простых исполнителей партийных решений. Шло активное привлечение старых специалистов в правительственные, хозяйственные органы. Происходило повышение заработной платы технической интеллигенции, создавались условия для творческой работы и т.д.

Приняты были законы, направленные на укрепление правопорядка: закон о трудовом землепользовании, Уголовный кодекс, декрет об основных частных имущественных правах и др. В 1922 г. учреждена Государственная прокуратура, созданы народный суд, губернский суд, Верховный суд республики с выборными судьями и народными заседателями.

Однако демократизация общественной жизни не затронула основ монополии власти РКП(б). Сохранились конституционные положения о лишении политических прав, права участия в выборах отдельных категорий граждан предпринимателей, священнослужителей и так называемых «бывших».

Относительная либерализация политического режима сочеталась с подавлением тех, кто мог представлять опасность для правящей коммунистической партии: служители церкви, партия эсеров, все антибольшевистские партии и течения, меньшевики и анархисты.

Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, стратегической – построение социализма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48608. РОЗРАХУНОК СТІЙКОСТІ ГЕНЕРАТОРІВ, ДВИГУНІВ І ВУЗЛІВ НАВАНТАЖЕННЯ 984.5 KB
  Робота з пакетом прикладних програм проводиться у діалоговому режимі, оскільки результати розрахунків, отримані за допомогою одних програм, служать вхідною інформацією для інших
48610. Структуры магистральной, вертикальной и горизонтальной подсистем варианта СКС 306 KB
  Анализ технических требований выбор архитектуры локальной вычислительной сети.2 Выбор архитектуры локальной вычислительной сети8 4. Выбор и определение структуры технических средств локальной вычислительной сети альтернативные варианты построения логической структуры сети.2 Альтернативные варианты построения сети.
48611. Сокращение трудоемкости статистического моделирования 789.5 KB
  Результаты аналитического решения использовать для проверки результатов статистического моделирования и для обоснования построения рациональной схемы моделирования
48612. Расчёт структуры электромагнитных полей 279 KB
  Цель работы - расчет структуры полей внутри и вне шара а также в волноводе для приведенных в задании геометрических и электрических параметров. Метод исследования метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей. Для заданной геометрии и параметров среды получены аналитические выражения значений потенциалов и напряженностей полей внутри и вне шара а также расчетное...
48615. Локальные системы автоматики 3.67 MB
  Описание объекта автоматизации Система регулирования температуры пара Исходные данные Выбор типового датчика и нормирующего измерительного прибора для системы регулирования Определение оптимального закона регулирования Определение требуемой ПФ устройства ввода возмущения в компенсирующий канал...
48616. Система регулирования температуры пара 4.47 MB
  Определение оптимальной передаточной функции регулятора. Определение оптимальных параметров настройки регулятора. Выбор унифицированного промышленного регулятора Курсовой проект по курсу “Проектирование современных систем управления†посвящен синтезу локальной системы регулирования технологического параметра объекта включающему в себя выбор необходимого закона регулирования регулятора и разработку системы в целом на базе приборов ГСП.