5727

Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

1. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики Общество стремиться использовать свои редкие ресурсы эффективно. Оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добит...

Русский

2012-12-18

111 KB

4 чел.

1. Проблемы производственных возможностей и эффективность экономики

Общество стремиться использовать свои редкие ресурсы эффективно. Оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг из его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить полную занятость, и полный объем производства.

Под полной занятостью мы понимаем использование всех пригодных для этого ресурсов.

Под полным объемом производства мы понимаем то, что ресурсы надо распределять эффективно, то есть что применяемые ресурсы следует  использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции.

Как нам уже известно, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Для иллюстрации альтернативности и сущности проблемы экономии воспользуемся графиком производственных возможностей с  традиционным примером, показывающим выбор общества между производством двух видов различных товаров (например: компьютеры и пельмени)

Примем несколько определенных допущений:

Эффективность – полная занятость, полный объем производства;

Постоянное количество ресурсов – факторы производства постоянны по количеству и по качеству;

Неизменная технология – в ходе нашего анализа технология не меняется;

Два продукта – компьютеры (средства производства) и пельмени (потребительские товары).

Из принятых нами допущений  вытекает, что наша экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. Общий объем имеющихся ресурсов ограничен, значит ограничена и способность нашей экономики производить компьютеры и пельмени. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска. Вывод: если мы предпочтем увеличить производство, например, компьютеров, то сделать это мы сможем за счет ресурсов, необходимых для производства пельменей, и наоборот, лишь получая дополнительные ресурсы за счет сокращения производства компьютеров , мы сможем увеличить выпуск пельменей.

Выбор обществом в настоящем точки на кривой производственных возможностей экономики, определяет будущее положение этой кривой. Поскольку экономический рост предполагается в результате внедрения новой техники и технологии, то отнесём их к “товарам будущего”, а потребительские товары к “товарам для настоящего”. Предположим теперь, что существуют две экономики А и В, которые в настоящий момент во всех отношениях идентичны, за исключением того, что в настоящее время (1990г.) экономика А на её кривой производственных возможностей отдаёт предпочтение “товарам для настоящего”(рис3), а экономика В “товарам будущего”, за счёт уменьшения  объёма “товаров для настоящего”.(рис4)

Значит при неизменности всех прочих позиций можно предвидеть, что будущая кривая производственных возможностей экономики В (предположим 2010г.), окажется значительно более смещённой вправо, чем кривая экономики А. Иначе говоря, избрав сегодня структуру производства, которая направлена на технический прогресс, увеличение количества и повышение качества материальных и людских ресурсов, экономика В сумеет обеспечить больший экономический рост, чем экономика А, чей сегодняшний выбор структуры производства ориентирован на товары и услуги, способствующие смещению кривой производственных возможностей вправо.

Валовой национальный продукт создаётся в результате общественного производства. Непрерывно возобновляющийся  процесс производства, по созданию валового национального продукта можно назвать процессом воспроизводства. Однако, в действительности процесс воспроизводства состоит из нескольких фаз, а именно:

  •  Производство – как исходный пункт создания материальных и  нематериальных благ. В условиях рынка производство осуществляется, только тогда, когда рынок даст производителю соответствующий ценовой сигнал.
  •  Обмен – при котором происходит смена денежной формы стоимости на товарную и наоборот. Обмен столь же производителен, как и производство и способствует богатству общества с точки зрения философа Ф. Бэкона, (Человек лишь соединяет тела природы, остальное природа совершает внутри себя) т.к. обмен способствует перемещению в пространстве  благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности и, следовательно увеличивает богатство, если не сводить его только к вещам, которые можно потрогать.
  •  Распределение – как распределение не только произведённых товаров и услуг, но и распределение, размещение ресурсов, и факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, т.к. факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной системе хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма.

Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между производством и потреблением. В известном смысле  производство вообще невозможно без «первичности» обмена и распределения.

  •  Потребление – процесс обратный производству, при котором происходит уменьшение полезности. Само потребление можно подразделить на два типа:
  1.  Личное – осуществляемое вне рамок общественного производства. (еда, чтение и т.д.)
  2.  Производственное (производительное) – предполагает использование средств производства, ресурсов или косвенных благ, для создания новых потребительских благ. Процесс производительного потребления, в сущности, и есть процесс производства.

Итак, процесс общественного воспроизводства состоит из процессов: производства, обмена, распределения и потребления. Выделяют два вида воспроизводства – это простое воспроизводство и расширенное воспроизводство.

  •  Если общество при воспроизводстве, из года в год получает одинаковый объём валового национального продукта, то такое воспроизводство называют простым;
  •  Если при воспроизводстве валового национального продукта его объём из года в год всё возрастают, перед нами расширенное воспроизводство.

Расширенное воспроизводство, как правило,  является показателем экономического роста общества и улучшения уровня жизни его граждан.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или ограниченны в количестве. Наш «КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ ЗЕМЛЯ» содержит ограниченное количество ресурсов, которые могут использовать в производстве товаров и услуг. Пахотные земли, полезные ископаемые, капитальное оборудование и рабочая сила (рабочее время) – их наличие ограниченно приделом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который их ставит перед производственной деятельностью, сам объём производства по необходимости ограничен. Общество не способно произвести и потребить весь объём товаров и услуг, который оно хотело бы получить. Например, в Соединённых Штатах – одной из самых богатых стран – объём производства на душу населения в 1988 году  ограничивался суммой 19 755 долларов. Годовой объём производства на душу населения в беднейших странах может даже оказаться на таком низком уровне,  как 200 или 300 долларов.

Мировой опыт показывает, что рыночная хозяйство противоречиво и способно привести не только к прогрессу, но и к анархии, тяжёлым кризисом всей экономической системы воспроизводства. Об этом свидетельствуют исследования исторических особенностей хозяйственного развития западноевропейских государств, а также тяжёлый кризис, охвативший нашу страну при переходе к рыночной экономике. Поэтому необходимо предусматривать своевременные меры по предотвращению разрушительных тенденций, связанных со стихийным стремлением каждого из взаимодействующих рыночных субъектов только к личной выгоде.

Общеизвестно также: рынок не имеет стимулов для создания и содержания объектов коллективного пользования – национальной обороны, энергетики, дорожных и общественно – транспортных коммуникаций, системы коммунального хозяйства, здравоохранения и тд. Эта особенность вызвана тем обстоятельством, что « капитал предпринимает только выгодные – с его точки зрения - операции », а невыгодные, связанные как правило созданием всеобщих условий производства, частный капитал « в качестве национальных потребностей взваливает на всю страну », т.е. перекладывает на плечи государства.

Как представляется, в принципе достижение экономической сбалансированности, заключающейся в удовлетворении растущих потребностей общества на базе максимального увеличения выпуска качественной продукции при минимальных затратах живого и  овеществлённого труда и оптимальных размерах накоплений, в известной мере может быть осуществлено уже сейчас. Но для этого в переходный период, когда дефицитны организационный опыт, капитал и современная инфраструктура, необходима жёсткая государственно–принудительная настройка предприятий на достижение этой цели.

Разумная стратегия реформирования предполагает строго обозначенную  этапность и последовательность проведения соответствующих каждому из этапов мероприятий, разработку и реализацию которых диктует сама сложившаяся в стране в данный период экономическая и политическая ситуация. Пока хозяйство ещё не готово к полной рыночной саморегуляции, необходим период функционирования экономики в условиях смешанных моделей.

Целенаправленные воздействия на производственно – экономических интересов потребителей и государства в целом как на внешнем, так и на внутреннем рынках, которая осуществляется путём законодательно установленных регламентирующих актов (налогообложение, кредитование, финансовые санкции, распределение государственных инвестиций, выдача специальных лицензий на производство или реализацию товаров и другие особые режимы функционирования ).

Надо иметь в виду, что при любой системе экономических отношений в области некоторых видов деятельности всегда сохранится государственная собственность( оборонная промышленность, энергетика, коммуникации, транспорт, связь, космос, информатика и использование стратегических ресурсов – здесь везде необходимо сильное государственное регулирование), а значит, и монополия.

С другой стороны, известен и другой немаловажный факт, что нынешней развитой западной экономике, в отличие от прежних лет, стали присущи коллективные и смешанные формы собственности. Раньше считалось, что в рыночной среде доминирует частная собственность, видимо поэтому проводимая в стране либерализация экономики, связывается, прежде всего, с ликвидацией монопольного положения государства в управлении предприятиями и посредническими организациями. Такая политика в определённой мере соответствует объективной необходимости создания в России эффективного механизма регулирования промышленным производством и вывода экономики из кризисного состояния. В тоже время нельзя не отметить, что 10-15% средств производства на Западе находятся в частной собственности, 60-70 – в коллективно- корпоративной и акционерной и  15-25% - в государственной. При этом государственный сектор (его ведущая роль определена именно в отраслях производственной инфраструктуры, области долгосрочных кредитов и финансов) обеспечивает в странах западноевропейского региона от 1/3  до 1/2 валовых капитальных вложений, потребляет около 1/4 конечного общественного продукта, финансирует более 1/2 общенациональных расходов на НИОКР.

В этих условиях прибыльность и повышение эффективности во всех цивилизованных странах объявлены главными целями деятельности государственного предпринимательства. По этому многие государства превратились в непосредственных организаторов производства в ведущих отраслях научно-технического прогресса. Они уже не доверяют частному капиталу освоения новых, приоритетных сфер деятельности, которые могут стать структурообразующим фактором для национальной экономики.

В современных условиях в большинстве промышленно развитых стран рынки редко являются независимыми от вмешательства государства (имеются в виду правительственные учреждения, реализующие функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях – местном, региональном, национальном для достижения общественных целей и согласия ), которое регулирует цены, устанавливает налоги, предоставляет субсидии, дотации и тд. Неизбежность регулирования со стороны государства определяется широким разветвлением хозяйственных связей и всеобщей зависимостью жизнеспособности стран от использования всей совокупной массы имеющихся в мире частных достижений.

Вообще, «чистого» рынка как такового давно уже нет ни в одном государстве. Об этом свидетельствуют сформировавшиеся в развитых странах современные модели рыночных отношений. Их хозяйственный механизм, как правило, представляет собой некий конгломерат рыночных и не рыночных систем (разумное соотношение государственного планирования и рыночного механизма), тесно взаимодействующих между собой через многочисленные регулирующие государственные институты, социальные, правовые и культурные модифицирующееся тенденции, идеологию и правосознание.

В основу концепций выхода из нынешнего кризиса должен быть заложен динамичный процесс совершенствования государственного управления экономикой и развития всех отраслей промышленности, согласованный с поэтапным процессом создания условий для развития благоприятной среды в повышении эффективности отечественного производства. Только таким путём можно создать экономическую систему, в который централизованное управление не нарушило бы объективных, обусловленных рыночным механизмом границ государственного вмешательства в экономические процесс и сочеталось с инициативой и ответственностью хозяйствующих субъектов за конечные результаты своего труда.

При этом на всех указанных стадиях следует целенаправленно проводить последовательную гармонизацию отечественных и международных нормативных документов с учётом реальных возможностей предприятий и государственных интересов, ориентируясь прежде всего на приоритет отечественных производителей и потребителей. А основными регуляторами общего процесса согласования интересов между хозяйствующими субъектами должны стать известные формы цивилизованного общения через маркетинг, менеджмент, сертификацию систем качества и основных видов выпускаемой предприятиями продукции.

Особое значение имеет государственная политика стимулирования конкуренции товаропроизводителей. Опыт таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, показал, что экономическая эффективность гораздо в большей степени зависит от конкуренции, чем от природы права собственности.

Да и наш собственный опыт подтверждает этот вывод, так как главный результат от проводимой сейчас в России политики приватизации государственной собственности состоит лишь в создании множества распылённых частных монополий взамен существовавшей ранее монополии государства, ещё более усиливших неопределённость и хаотичность экономики страны из-за того, что предприятия монополисты имеют возможность сохранять дефицит выпускаемой  ими продукции и игнорировать все ограничения.

В этой связи можно констатировать факт, что либерализация (разгосударствление) экономики России привела к частной собственности (связанной с общественно значимой капитализацией), как предполагалось, а гипертрофированной личной собственности (сейчас капитализируется лишь та часть, которая вывозится на Запад и работает на чужую экономику). А личные богатства, как известно, не становятся капиталом; капитал или инвестиционные ресурсы – это вещественные факторы производства: машины, оборудование, инструмент, фабрично-заводские здания, сооружения, транспортные средства и коммуникации, складские помещения, сбытовая сеть и т.д.), которые используются в производстве и доставке товаров потребителям, при оказании им различных услуг. По этому каких-либо ожидаемых принципиальных изменений в лучшую сторону, связанных с повышением эффективности производства, не произошло. Наоборот, под воздействием дезорганизованной внешней по отношению к предприятиям среды идёт развал промышленности.

На нынешнем этапе развития мирового сообщества общепризнанной целью трансформации социально-экономических систем считается достижение приемлемого компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В условиях переходного периода попасть в означенную зону достаточно сложно. Главная причина здесь в структурной неравномерности существования самого мирового сообщества, систем пространственного, ресурсно-технологического, социально политического и природно-биологического состояния. Поэтому на Западе уже давно весьма осторожно относятся ко всяким целенаправленным, резким трансформациям экономики и общества, так как в этом случае ход дальнейшего движения страны по пути интеграции в международное экономическое пространство, как правило, имеет ограниченную предсказуемость.

Надо помнить, что под рынком подразумевается не цель, а лишь средство достижения эффективности производства более высокого порядка для повышения уровня и качества жизни всех слоёв общества. И уж никоим образом – не деформацию экономики и государства.

Прогрессирующая экономика как правило должна быть созидающей, производящей, а не распределяющей. Причём с обязательным приоритетом отечественных предприятий и их продукции во всех сферах деятельности. Кроме того,  она предполагает, прежде всего, увеличение, а не снижение производства, умножение покупательной способности национальной валюты, сбалансированность спроса и предложения, материально-сырьевых и финансовых ресурсов, соответствие структуры производства платёжеспособному спросу потребителей.

Решение проблемы выхода из нынешнего кризиса и последующего развития экономики страны невозможно без решения сопряжённых с остальными, но всё же особого класса задач, которые в первооснове являются социально экономическими. Они охватывают все компоненты научно-технического прогресса – развитие информационных структур (наука, образование, культура); обеспечение полного, рационального использования всех видов ресурсов; сохранение окружающей среды обитания;  программ роста уровня и качества жизни населения. Не случайно в настоящее время в сферах бизнеса и политики Запада всё чаще звучит относительно новое для нас понятие: «социально ответственный капитал».

2. Товарные биржи

Товарные биржи  в  России  возникли на рубеже XX века в местах наибольшей концентрации торгового спроса и  предложения  и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов.  К 1914  году  в России действовало 115 товарных бирж. С началом первой мировой войны официальные биржи были закрыты и действовали  неофициальные - "черные" биржи.

Русские дореволюционные биржи во многом  отличались  от западноевропейских и американских. Основное отличие заключалось в том,  что хотя на русских биржах и выработали понятие заменимого товара, но специальных биржевых сделок, при которых стороны договариваются только по двум условиям:  по цене и по сроку, а количество должно быть равно определенной норме или кратно ей,  не знали.  Некоторые биржи  устанавливали только минимум  биржевой  сделки (по количеству или стоимости), но не вводили кратности. Другие же биржи не вводили никаких ограничений в отношении количества товара,  кроме того на русских биржах заключались сделки и с незаменимыми  товарами.

Первые советские товарные биржи возникли в 1921 году по инициативе местных кооперативных организаций,  являвшихся  в то  время  наиболее  крупными участниками рыночного оборота.

Их организующее влияние было  направлено  на  рационализацию децентрализованного рынка.

С 1922  года  активизировались  государственные органы, которые стремились регулировать развитие  этого  процесса  и определить содержание деятельности бирж.

В результате  произошло постепенное преобразование бирж в общественные  организации,  созданные по типу ассоциации с участием государственных предприятий, кооперативных организаций, смешанных обществ,  а также владельцев частных торговых и промышленных учреждений.  Вместе с тем  резко  увеличилась регулирующая роль  государства  в  развитии торговли.  Биржи становились подведомственными Комвнуторгу при СТО,  устанавливался разрешительный  порядок их открытия,  приема в члены биржи. Уставы бирж перерабатывались в соответствии  с  типовым уставом, разработанным Комвнуторгом. В дальнейшем товарная биржа рассматривалась как дополнительный инструмент реализации экономической политики государства. В соответствии с этим изменялся круг закрепленных за ней функций.

В эпоху нэпа советские  товарные  биржи  возникали  при разрушенном состоянии рынка,  и именно в целях его воссоздания они  учреждались в формах,  не соответствующих экономике этого периода.

Создание товарных бирж в послереволюционное  время  шло неодинаково  по районам:  большинство бирж возникло в тех же городах, что и в дореволюционное время; некоторые города остались  без  товарных бирж; значительная часть товарных бирж возникла в административных центрах в связи с  новым  национально-территориальным делением. К началу 1924 года была полностью восстановлена вся довоенная биржевая сеть.

В эпоху нэпа биржи выполняли посреднические функции,  а также рассматривались  как  инструмент ,призванный самостоятельно регулировать рынок за счет установления  единых  цен.

Со временем все большее значение приобрел учетно-контрольный аспект деятельности  бирж.  Биржевая  статистика   позволяла контролировать различные ведомства,  состояние отдельных отраслей и даже отдельных предприятий.  Благодаря ей государство имело  представление о товарных запасах у основных контрагентов, о движении цен,  о рыночной конъюнктуре.  Основные же посреднические  функции бирж выполнялись не полностью.  В 1924-1925 годах  доля  удовлетворенного  спроса   составляла 60-65 %, а предложение - 50-60 %. Низок был уровень посещаемости, соотношения сделок и количества  посетителей,  размер сделок. Главной причиной,  предопределившей слабость посреднической работы  советских бирж,  был товарный дефицит (вызванный разрушением экономики в результате войн и революций), в условиях которого биржевое посредничество становится  экономически нежизненным.

Своего наибольшего развития биржевая  торговля  в  годы нэпа достигла осенью 1926 года.  На 1 октября  1926  года  в стране  насчитывалось  114 товарных  бирж. Государственные и кооперативные организации составляли  67 %, а частные лица - 33 % членов бирж.

В дальнейшем,  в  условиях  свертывания нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством начинает  последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж.  В декабре 1926 года принято решение о  сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 года - об их ликвидации.

В 1990  году  началось массовое создание товарных бирж. Реорганизация  системы  материально-технического   снабжения привела к их быстрому развитию. К февралю 1992 года их количество достигло 400.  Биржи организуются как акционерные общества закрытого  типа.  В  качестве  учредителей  выступают предприятия и  организации,  органы  управления,  совместные предприятия, иностранные и частные фирмы и лица.

Наиболее крупными из ныне действующих являются Московская товарная биржа,  зарегистрированная 19.05.90 г.,  и Российская товарно-сырьевая биржа, зарегистрированная 12.12.90г.

Управление  биржей осуществляется как ее членами, так и наемным персоналом. Высшим органом руководства биржи является Совет директоров (управляющих).  Совет избирается членами биржи. В его состав входят как члены, так и несколько директоров не членов биржи.  Политика,  правила и нормы  биржевой торговли устанавливаются  Советом  директоров и проводятся в жизнь комитетами, которые состоят из членов биржи, назначаемых Советом директоров или избираемых членами биржи. Комитеты отвечают перед Советом директоров.  Члены комитетов работают без соответствующей оплаты.  Они выносят рекомендации и помогают Совету директоров,  а  также  выполняют  конкретные обязанности по  функционированию бирж,  возложенные на них в соответствии с  правилами  регулирования.  Наемный  персонал биржи не имеет каких-либо прав по торговле или право голоса.

Количество персонала и его обязанности определяются  Советом директоров. Персонал выполняет поручения Совета директоров и комитетов, а организационная структура персонала часто соответствует функциям различных комитетов.

Структура каждой биржи имеет свою специфику,  но основные черты организации управления бирж носят общий  характер. Число комитетов  колеблется от 8 до 40,но основными являются следующие комитеты,  которые есть практически на каждой бирже.

Комитет по приему новых членов рассматривает все  обращения о вступлении в члены биржи;  встречается с кандидатом, чтобы установить, отвечает ли он финансовым требованиям биржи, какими  личными качествами обладает и т.п.  Рекомендации комитета представляются Совету  директоров,  который  решает вопрос о принятии кандидата в члены биржи путем голосования.

Арбитражный комитет назначает арбитров  для  разрешения споров между  членами,  а  также  в  случае обращения клиентов - не членов при возникновении споров между ними и  членами биржи. Могут рассматриваться споры по качеству,  срокам  исполнения приказов клиента, срокам поставки, платежа и т.д.

Комитет по деловой этике выполняет функцию жюри заседателей по внутренним дисциплинарным вопросам биржи. Если персонал биржи считает,  что член биржи нарушил ее правила,  он может вынести этот вопрос на рассмотрение комитета. На комитете  выносится  решение об обоснованности такого заявления.

В случае,  если комитет посчитает, что нарушение имело место (например, член  биржи неправильно выполнил приказ клиента), он дает разрешение представителю персонала биржи представить жалобу члену биржи, а сам передает вопрос для решения в наблюдательный комитет.

Наблюдательный комитет рассматривает  споры  и  выносит решения по всем дисциплинарным вопросам, которые ему передает комитет по деловой этике. Наблюдательный комитет заслушивает показания  как  персонала  биржи,  так и провинившегося члена, решает,  было ли нарушение,  и если было,  то выносит наказание.

Контрольный комитет ведет наблюдение за деловой  активностью на  бирже,  величиной  открытой позиции (т.е.  числом заключенных и неликвидированных на конец дня биржевых  контрактов), за тем, как идет ликвидация контрактов с истекающим сроком поставки,  за ходом поставки реального товара по биржевым контрактам,  концентрацией биржевых контрактов в руках отдельных фирм, чтобы препятствовать созданию искусственного дефицита товара на складах биржи и манипуляциям с ценами.

Комитет по новым товарам изучает потенциальные  возможности торговли новыми товарами на бирже.  Совместно с персоналом биржи проводит  оценку  эффективности  введения  новых контрактов, наблюдает за подготовкой экономических  исследований и  других материалов по обоснованию и ведению торговли новыми товарами.

Ринговый комитет наблюдает за тем, как брокеры заключают сделки  в биржевом кольце.  Комитет обладает полномочиями наказать члена биржи за нарушение правил поведения в  биржевом кольце. Например, если брокер делает предложения продать или купить контракты в форме,  которая не соответствует принятой на бирже, член комитета тут же на месте может наложить на него штраф.

Функции остальных комитетов - ревизионного,  финансового, товарных вытекают из их названий.

Несмотря на большие изменения в техническом обеспечении торговли и в функциях товарных бирж, управление ими и их организационное устройство,  имеющие вековые традиции и условности, в значительной мере остаются неизменными.

Торговлю в биржевом кольце осуществляют брокеры и дилеры - члены биржи, физически присутствующие там. Они заключают сделки либо за свой счет,  либо за счет клиентов.  Сделки на товарной  бирже совершаются в биржевом кольце.  Брокеры в биржевом кольце поддерживают контакты с клиентами вне здания биржи, используя телефоны, телетайпы, терминалы ЭВМ и другие средства связи, а также через специальных рассыльных.

При установлении времени торговли часто учитывается такой фактор,  как наличие бирж соответствующего товара в других странах  или временных поясах.  Тем самым обеспечивается практически круглосуточная торговля,  что способствует росту биржевых операций.

Упрощению заключения сделок способствует стандартизация основных условий контрактов.

На некоторых биржах,  особенно сельскохозяйственных товаров, может  поставляться любой отвечающий минимальным требованиям товар данной страны или указанных в правилах  биржи стран. На ряде других бирж,  прежде всего цветных и драгоценных металлов,  марка товара должна заранее регистрироваться.

Помимо качества, в  биржевых контрактах унифицированы и многие другие условия. Такие контракты  называются типовыми, например, на  фьючерсных биржах торговля ведется только партиями одной величины, называемыми лотами. Причем используются сложившиеся единицы измерения.

Для активизации оборота, привлечения максимального числа торговцев биржи стремятся сконцентрировать торговлю таким образом, чтобы  товар  поставлялся лишь определенные месяцы, называемые позициями.  Для каждого рынка характерны свои периоды активизации спроса и предложения, связанные в основном с сезонностью, например, у сельскохозяйственных товаров  это обусловлено сбором урожая. Соответственно, назначаются месяцы, в течении которых  разрешают  поставлять  товар  по  темконтрактам, которые были заключены и срок которых истекает в данном месяце.

На биржах одновременно продается (соответственно, котируется) товар сразу с несколькими сроками (месяцами) поставки, и четкое обозначение каждого из них необходимо, чтобы не произошло ошибок.

Важным элементом унификации биржевых контрактов является место поставки  товара. Биржи разрешают продавцам поставлять товар только в те места,  где это предписано  правилами биржи. Это могут быть склады, элеваторы,  хранилища,  банки, имеющие специальное соглашение с биржей и отвечающие определенным критериям. Они могут располагаться недалеко от биржи, либо в других местах, которые могут находиться даже в других странах, обеспечивающих потребности и отвечающих требованиям мировой торговли.

Помимо стандартизации качества,  сроков и места поставки, величины контракта, условий расчета, возможного отклонения фактического веса партии от указанного в складском  свидетельстве фьючерсной  биржи,  особенно в США,  под влиянием законодательства стали ограничивать  размер  колебаний  цен.

Максимально допустимые  в  течение  дня  колебания цен, превышение которых ведет к прекращению торговли, установлены только в США.  Предельно возможные отклонения цены вверх или вниз устанавливаются от уровня цен при закрытии биржи в предыдущий день. Они направлены на то, чтобы в целях предотвращения паники на бирже дать  время  торговцам  лучше  оценить влияние тех или иных факторов на цены,  сделать более упорядоченным процесс расчетов, предотвратить неоправданные банкротства.

Экономическую основу  фьючерсной биржевой торговли составляет хеджирование.

Согласно традиционной  трактовке,  хеджирование  -  это продажа (покупка) фьючерсного контракта  против  предшествовавшей  покупки  (продажи) равного количества того же товара или эквивалентного количества другого товара, цена  которого изменяется параллельно  цене  данного  товара,  с намерением прекратить обязательства по сделке на фьючерсном рынке путем офсетной (обратной) операции одновременно с завершением операции с реальным товаром и до наступления срока поставки  по фьючерсному контракту. Хеджирование включает в себя балансирование изменения цен реального товара или изменения цен  по сделке на  срок с реальным товаром путем заключения одновременной, но противоположной по направлению сделки на фьючерсном рынке.

Целью хеджирования  является снятие кредитных и ценовых рисков или их минимизация.  Хеджирование используется не для извлечения прибыли,  а для страхования уже существующей прибыли или ограничения уже угрожающих потерь.

По технике осуществления хеджирования различают два основных типа:  хеджирование  продажей  (или короткое),  когда фирма продает фьючерсные контракты,  и хеджирование покупкой (его  часто  называют длинным), когда фирма приобретает фьючерсные  контракты. Кроме того, хеджирование может быть осуществлено с  помощью особого вида биржевых операций - опциона.

Короткое хеджирование обычно используется для обеспечения продажной цены реального товара,  который находится  или будет находиться в собственности торговца,  у фирмы, перерабатывающей или добывающей сырье, или у фермера.

Длинное хеджирование  применяется  в качестве средства, гарантирующего закупочную цену для торговцев и фирм, перерабатывающих и потребляющих сырье.

В зависимости от целей выделяются следующие виды хеджирования: обычное (чистое),  арбитражное, селективное и предвосхищающее.

Обычное (чистое) хеджирование совершается для избежания ценовых рисков и заключается в полном балансировании по времени и  количеству противоположных по направлению обязательств на рынке реального товара и фьючерсном рынке.

Арбитражное, то  есть  учитывающее затраты на хранение, хеджирование осуществляется  исключительно  для   извлечения выгоды из  ожидаемого благоприятного изменения в соотношении цен реального товара и биржевых котировок с различными  сроками поставки.

Селективное хеджирование отличается тем,  что сделка на фьючерсном рынке  проводится  не  одновременно с заключением сделки на реальный товар и не на адекватное количество. Осуществление сделки  на бирже в значительной мере основывается на ожидаемом направлении и степени изменения  цен  реального товара.

Предвосхищающее хеджирование заключается в покупке  или продаже фьючерсного  контракта  еще  до того,  как совершена сделка с реальным товаром. Последние два вида хеджирования в современных условиях наиболее широко распространены.

Хотя объем операций хеджирования неуклонно растет и они продолжают составлять экономическую основу фьючерсной биржевой торговли, в последние годы более высокими темпами увеличивается объем спекулятивных сделок.

Спекулятивные сделки составляют важную часть  биржевого оборота.

В зависимости от характера биржевых  сделок  спекуляцию
подразделяют на следующие виды:

спекуляция на повышение цен - скупка биржевых  контрактов для последующей перепродажи;

спекуляция на понижение цен - продажа биржевых контрактов с целью их последующего откупа;

спекуляция на соотношении цен на рынках одного  и  того же или  взаимозаменяемых товаров или цен на товары с различными сроками поставки.

В последние время большое распространение получила также спекуляция опционами (сделки с премией), которая является особой формой биржевых сделок с ограниченным риском. Она широко используется и для хеджирования.

Хотя на  сделки, завершающиеся поставкой товара, приходится чрезвычайно малая часть биржевого оборота, возможность поставки товара и сама поставка выполняют важную экономическую функцию - обеспечивают связь фьючерсного рынка с  рынком реального товара.

Под опционом  понимают особый вид биржевых сделок с ограниченным по сравнению с  обычными  фьючерсными  операциями риском. Это  договорное обязательство купить или продать определенный вид ценностей или финансовых прав по заранее  установленной в  момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода. В обмен на получение такого права покупатель опциона  уплачивает  его  продавцу определенную сумму (премию).

Опционы могут заключаться с товарами, ценными бумагами, фьючерсными контрактами.

По технике  осуществления  различают  три основных типа опциона: опцион с правом покупки или на покупку, используемый при игре на повышение; опцион с правом продажи или на продажу, применяемый торговцами,  когда они рассчитывают на понижение цен; и двойной опцион, представляющий собой комбинацию опциона на покупку и на продажу. Торговля двойными опционами ведется только в Англии.

Опцион на покупку дает право,  но не  обязывает  купить определенный фьючерсный контракт,  товар или нетоварную ценность по данной цене.

Опцион на  продажу дает право,  но не обязывает продать определенный фьючерсный  контракт, товар или нетоварную ценность по данной цене.

Срок опциона строго фиксирован.  На  английских  биржах опцион может быть осуществлен только в момент истечения срока его действия. На биржах США сделки заключаются с опционами, сроки действия и осуществления которых не совпадают.

Многообразие форм биржевых операций,  постоянное совершенствование практики  биржевой  торговли создают основу для эффективного функционирования рыночного механизма, сбалансирования рынка,  снижения затрат на приобретение и реализацию продукции. Даже в условиях заметных колебаний  рыночных  цен биржевые операции позволяют фирмам планировать свои издержки и прибыль на достаточно большие периоды, разрабатывать стратегию развития  компаний с регулируемым риском,  гибко сочетать различные формы инвестиций, снижать свои расходы на финансирование торговых операций.

3. Задача

Рассчитайте уровень безработицы в России в 1992 году, при условии, что численность безработных составляет 5 800 000 человек. Общая численность рабочей силы 86 000 000 человек.

Формула вычисления безработицы:

L-E=U     Где L-рабочая сила.

                      E-число занятых

                      U-безработные

Сам показатель безработицы равен  (U/L)*100

(5 800 000/86 000 000)*100= 6,774

Список используемой литературы

Экономикс. Принципы, проблемы, политика.  Кэмпбелл Р. Макконелл, Стэнли Л. Брю;

Курс экономической теории     редакция проф.Чепурин М. Н., проф. Киселёва Е. А.;

Вопросы экономики, журнал №11 за 2001 год;

Иващенко А.А. Товарная биржа.-М.,"Международные отношения",1991.

Васильев Г.А.,Каменева Н.Г.  Товарные биржи.- М.,"Высшая школа",1991.

Толковый словарь рыночной  экономики. Второе,дополненное издание.-М.,"Глория",1993.

  4.Рыночная экономика:  Учебник:  В 3 т.  Т.2, ч.2. Основы

    бизнеса.-М.,"СОМИНТЭК",1992.