57302

Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Для оценки организации работы с налогоплательщиками и СМИ Федеральная налоговая служба использует критерии анализа некоторых показателей отчетности предоставляемой инспекциями и управления ФНС.

Русский

2014-04-11

71.5 KB

25 чел.

Урок 4. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками

Основными направлениями совершенствования организации работы с налогоплательщиками и СМИ в настоящее время являются:

1)  повышение качества обслуживания налогоплательщиков.

2)  эффективность приема налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иной информации от налогоплательщиков.

3)  информационная работа.

Работа налоговых органов с налогоплательщиками осуществляется в соответствии с внутренними нормативными документами Федеральной налоговой службы РФ.

Для оценки организации работы с налогоплательщиками и СМИ Федеральная налоговая служба использует критерии анализа некоторых показателей отчетности, предоставляемой инспекциями и управления ФНС.

Таблица

Рекомендуемые критерии анализа некоторых показателей отчетности инспекций

Критерий

Методика

Динамика

Комментарии

1. Получено налоговых деклараций, других документов по телекоммуникационным

Показатель строки 1050 формы 1-РНК

Рост

Положительная динамика

Без изменений или снижение показателей

Отрицательная динамика. Проанализировать причины, провести методическую и контрольную работу

2. Поступило вопросов, всего

Определить средний показатель поступления по инспекции

Рост или снижение в незначительном объеме (до 20%)

Обычное состояние

Рост уровня обращений (более 20%)

Провести анализ поступающих вопросов по темам, выявить недостаточно освещенные направления, провести методическую работу

Снижение (более 20%)

Выявить причины снижения поступления вопросов

3.Проведение семинаров

Количество запланированных семинаров в соответствии с приказом ФНС РФ

Ниже запланированного количества

Отрицательная динамика. Проанализировать причины, провести методическую и контрольную работу

Выше запланированного количества

Положительная динамика

Анализ показателей отчетности формы 1-РНК «Отчет по основным показателям работы с налогоплательщиками и средствами массовой информации» по каждой из подведомственных инспекций необходим для выявления проблем, возникающих в организации работы с налогоплательщиками, и оценки эффективности принятых мер по решению этих проблем. Сравнительный анализ показателей отчетности должен проводиться по кварталам и годам с целью получения динамики изменения показателей для дальнейшего использования в последующем планировании работы с подведомственными инспекциями. Для организации работы с налогоплательщиками Федеральной налоговой службой РФ установлен порядок (регламент), который включает следующие виды работ.

1.  Организация приема налогоплательщиков осуществляется в инспекциях ежедневно в течение всего рабочего времени. Для этого налоговые инспекции используют принцип сменности. Особое внимание уделяется организации и оснащению выделенных помещений (операционных залов) для приема налогоплательщиков.

В таких помещениях каждая налоговая инспекция должна иметь:

—  стенд с указанием размещения функциональных рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков;

—  информационные стенды;

—  систему звукового информирования для голосового информирования налогоплательщиков;

—  компьютер со справочно-правовыми системами («Гарант», «Консультант-Плюс») и программными продуктами, разработанными ФНС РФ и ФГУП «ГНИВЦ ФНС РФ»;

—  электронную систему управления очередью, световое информационное табло (видеоэкран с информацией);

—  оборудованные места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для работы с документами.

2.  Прием, регистрация, выдача документов и информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом. Этот комплекс работ предусматривает:

—  прием и регистрацию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

  •  прием и выдачу других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.).

Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность могут представляться в налоговые органы самим налогоплательщиком, его законным представителем, либо по почте.

Если на стадии приема налоговой декларации выявляются нарушения установленных законодательством сроков ее представления, то принимаются следующие меры:

—  в случае представления налоговой декларации налогоплательщиком приглашается лично сотрудник отдела камеральных проверок для составления протокола об административном правонарушении;

—  в случае представления налоговой декларации от имени налогоплательщика представителем налогоплательщика представителю лично вручается уведомление о необходимости явки в налоговый орган лица, ответственного за своевременность представления налогоплательщиком отчетности в налоговый орган. Одновременно отдел камеральных проверок уведомляется о факте представления налогоплательщиком декларации с нарушением сроков, установленных законодательством;

—  в случае представления налоговой декларации на бумажном носителе по почте или в электронном виде ежедневно составляется список таких налоговых деклараций, который передается в отдел камеральных проверок для сведения и принятия соответствующих мер.

При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте отдел общего обеспечения регистрирует все документы, вложенные в конверт. Всем вложениям присваивается единый номер. На титульном (первом) листе каждого вложения указывается регистрационный номер и дата отправки налогоплательщиком по почте.

В случае представления отчетности не по форме налогоплательщику могут отказать в приеме отчетности. Если такая отчетность поступила по почте, отдел работы с налогоплательщиками, получив ее из отдела финансового и общего обеспечения (общего обеспечения), считает ее непринятой, не регистрирует и в трехдневный срок направляет налогоплательщику уведомление о том, что представленная не по форме отчетность не принята и должна быть представлена в установленные сроки и по утвержденной форме. При отправке уведомления по почте сотрудник отдела работы с налогоплательщиками ставит на втором экземпляре отметку об отправке документа по почте.

При наличии в зарегистрированных декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, декларации передаются из отдела ввода и обработки данных в отдел работы с налогоплательщиками. Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подготавливается уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность, которое и передается в отдел общего обеспечения для отправки по почте.

Если в течение 10 календарных дней с момента получения налогоплательщиком почтового отправления или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и сами декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.

Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов, может осуществляться отделом работы с налогоплательщиками в случае, если налогоплательщик в заявлении указал: «Получить лично». Функциональные отделы в зависимости от способа выдачи передают подготовленные справки и документы или в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте, или по реестру в двух экземплярах в отдел работы с налогоплательщиками для передачи лично.

Подготовленные документы выдаются на руки налогоплательщику не позднее семи календарных дней со дня получения документа из функционального отдела. При вручении документов налогоплательщику лично на втором экземпляре документа ставится подпись налогоплательщика и дата получения им документа. Если налогоплательщик в указанный срок не обратился в отдел работы с налогоплательщиками за получением документов, они передаются в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки налогоплательщику по почте заказным отправлением с уведомлением.

3.  Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом проводится в обязательном порядке в следующих случаях:

—  ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

—  при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

—  при процедуре снятия налогоплательщика с налогового учета при ликвидации (реорганизации) юридического лица;

—  по инициативе налогоплательщика;

—  в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

4.  Прием, регистрация, выдача документов и информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом. Этот комплекс работ предусматривает:

—  прием и регистрацию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

—  прием и выдачу других документов, представленных организациями и физическими лицами (запросы, письма, заявления и др.).

По всем крупнейшим налогоплательщикам сверка расчетов с бюджетом в обязательном порядке проводится ежеквартально. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график, который утверждается руководителем. График доводится до сведения отделов урегулирования задолженности, учета, отчетности и анализа, камеральных и выездных проверок.

В случае неявки налогоплательщика для оформления результатов сверки в срок акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте через отдел общего обеспечения заказным отправлением с уведомлением, в котором сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.

Работа по информированию налогоплательщиков организуется по следующим основным направлениям:

—  индивидуальное информирование налогоплательщиков (при личном общении или по телефону);

—  публичное информирование.

Налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения форм налоговой отчетности. Информирование осуществляется по месту учета налогоплательщика.

Методическое руководство информированием налогоплательщиков через средства массовой информации обеспечивают управления ФНС России по субъектам РФ.

Информационная работа должна отвечать следующим основным требованиям:

—  своевременности информирования;

—  четкости в изложении материала;

—  наглядности форм подачи материала;

—  качеству;

—  актуальности для различных категорий налогоплательщиков и др.

Индивидуальное информирование налогоплательщиков осуществляется как в письменной, так и в устной форме.

Важное место в информационной работе налоговых органов занимают организация телефонной справочной службы и публичное информирование.

Цель создания телефонной справочной службы заключается в оперативном информировании налогоплательщиков.

Порядок организации работы телефонной справочной службы инспекции ФНС России следующий:

—  отделам работы с налогоплательщиками инспекций выделяются телефонные номера в качестве справочных телефонов;

—  назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах;

—  руководители инспекций организуют контроль работы справочных телефонов;

—  информация о телефонах справочной службы размещается на стенде инспекции.

Публичное информирование организуется посредством размещения информации на стендах, обновляемых еженедельно. Различают стенды двух видов: с постоянной информацией и с изменяемой информацией. По типу размещения стенды бывают внутренние (находящиеся в здании инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах).

Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.

На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:

—  режим работы инспекции ФНС России;

—  реквизиты инспекции ФНС России (почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и др.);

—  коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, общего классификатора административно-территориальных образований;

—  о семинарах, «круглых столах» и т. д.;

—  адреса официальных интернет-сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ, координаты специализированного оператора связи;

—  номер телефона «горячей линии».

На тематических стендах размещается следующая информация о: а) государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц (нормативные правовые акты по государственной регистрации юридических лиц, порядок оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, образцы заполнения документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, порядок получения выписки из единого государственного реестра юридических лиц, образцы заявлений о постановке на учет, снятии с учета юридических лиц и др.);

б)  государственной регистрации и постановке на учет индивидуальных предпринимателей (образцы заполнения форм документов, необходимых для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, порядок оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и др.);

в)  порядке представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов (календарь налогоплательщика, коды бюджетной классификации, обзоры приказов ФНС России (информационный бюллетень «Налоговый навигатор»), порядок и информация о преимуществах представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, др.);

г)   порядке оформления платежных документов на уплату налогов (образцы заполнения платежных поручений и др.);

д)  регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) (образцы заявлений на регистрацию ККТ, перечень документов, необходимых для замены фискальной памяти, перечень документов, необходимых для освидетельствования ККТ па соответствие эталонной версии, порядок постановки на учет ККТ, снятия с учета ККТ, перечень ККТ, исключенный из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, др.);

е)  местных налогах и сборах (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение, др.);

ж) налогообложении доходов физических лиц (перечень стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов, образцы заполнения формы 3-НДФЛ, порядок заполнения налоговой декларации, образцы заявлений по предоставлению каждого налогового вычета, перечень документов, необходимых для получения налогового вычета, др.).

Информация на внешних стендах должна быть актуальна для большинства налогоплательщиков и соответствующим образом размещена.

С различными категориями налогоплательщиков проводятся семинары с целью информирования о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, формах налоговой отчетности и порядке их заполнения. Семинары делятся на. тематические и семинары по общим вопросам.

В качестве лекторов принимают участие специалисты инспекции ФНС России и управления ФНС России по субъекту РФ.

5. Работа с налогоплательщиками сотрудников территориально обособленных рабочих мест (ТОРМ) в административных центрах муниципальных образований зависит от наличия или отсутствия стабильного удаленного доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Организация приема налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности путем ввода на ТОРМ осуществляется в зависимости от используемых режимов работы.

1) ТОРМ, группа «1» — при отсутствии регулярного ежедневного транспортного сообщения с центральным офисом инспекции и при отсутствии стабильного удаленного доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Отчетность налогоплательщиков на ТОРМ не регистрируется. Корреспонденция, поступающая по почте в ТОРМ, не вскрывается. Конверты по реестру передаются в межрайонную инспекцию ФНС России. Полученные лично от налогоплательщиков (их представителей) налоговые декларации и иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платеже в бюджетную систему России, и бухгалтерская отчетность на бумажных носителях проверяются на правильность заполнения обязательных реквизитов, полученные на электронных носителях — проверяются на наличие «вируса» и правильность внесения обязательных реквизитов.

Отчеты собираются в пачки без распределения по видам налогов, независимо от категории налогоплательщика (крупный, основной, прочий), и передаются по реестру в отдел работы с налогоплательщиками межрайонной инспекции ФНС России. Электронные носители передаются по реестру в отдел работы с налогоплательщиками межрайонной инспекции ФНС России.

В случае ошибок в заполнении отчетности, поступившей из, ТОРМ, выявленных в отделе ввода и обработки данных межрайонной инспекции ФНС России, отчетность на ТОРМ не возвращается. Отдел работы с налогоплательщиками межрайонной инспекции ФНС России подготавливает уведомление налогоплательщику о необходимости внесения изменений в отчетность и передает его для отправки по почте в отдел общего обеспечения межрайонной инспекции ФНС России.

Сведения о налогоплательщиках, допустивших ошибки при заполнении отчетности, и краткие сведения о характере этих ошибок передаются на ТОРМ по электронной почте. Сотрудники ТОРМ на основании полученных сведений осуществляют мероприятия по привлечению налогоплательщиков к исправлению допущенных ошибок.

2)  ТОРМ, группа «2» наличие регулярного ежедневного транспортного сообщения с центральным офисом инспекции при удаленности не более 150 км и отсутствие стабильного удаленного доступа к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня.

3)  ТОРМ, группа «3» стабильный удаленный доступ к информационным ресурсам инспекции ФНС России межрайонного уровня в режиме чтения.

4)  ТОРМ, группа «4» — наличие стабильного удаленного доступа к информационным ресурсам инспекции в режиме on - line. Прием документов налоговой и бухгалтерской отчетности предполагает, что:

—  при организации доступа межрайонной инспекции к информационным ресурсам в режиме on - line полученные по почте или лично от налогоплательщиков (их представителей) налоговые декларации, бухгалтерская отчетность, иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему России, на бумажных и электронных носителях должны проверяться на правильность заполнение обязательных реквизитов, электронные носители — на наличие «вируса»;

—  отчетность налогоплательщиков на ТОРМ в режиме оп-Нпе регистрируется, формируется в пачки по виду отчетности с сопроводительными ярлыками установленной формы и передается по реестру в отдел ввода и обработки данных МРИ ФНС России;

—  если в отделе ввода и обработки данных межрайонной инспекции ФНС России выявляются ошибки в заполнении отчетности, поступившей с ТОРМ, отчетность на ТОРМ не возвращается. Отдел ввода и обработки данных по реестру передает декларации с ошибками в отдел работы с налогоплательщиками МРИ ФНС России. Отдел работы с налогоплательщиками межрайонной инспекции ФНС России подготавливает уведомление налогоплательщику о необходимости внесения уточнений в отчетность и передает его для отправки по почте в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) межрайонной инспекции ФНС России;

—  сведения о налогоплательщиках, допустивших ошибки при заполнении отчетности, передаются на ТОРМ. Сотрудники ТОРМ на основании полученных сведений осуществляют мероприятия по привлечению налогоплательщиков к исправлению допущенных ошибок.

Для организации информационной работы на ТОРМ размещаются стенды с информацией, аналогичной размещаемой в межрайонной инспекции ФНС России; изготавливаются памятки, информационные листовки; проводятся семинары; организуются ответы на устные вопросы и ответы в письменной форме налогоплательщикам.

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61912. Що на світі найцінніше? 76.5 KB
  Дитина яка цінує своїх батьків не буде засуджувати їх за те що на її думку вони не змогли влаштувати життя так як би їй чи йому хотілося. Саме ці наслідки складають найбільшу небезпеку для здоров’я та життя людини.
61916. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ 122.13 KB
  Расходуются средства на оплату труда всем специалистам вовлеченным в этот процесс на лечение и реабилитацию пострадавшего. После оказания первой доврачебной помощи следует направить пострадавшего в лечебное учреждение или сообщить в соответствующий отдел здравоохранения. Порядок действий в случае если учащийся во время учебного процесса получил травму: а оказать первую медицинскую помощь; б доставить пострадавшего в лечебное учреждение; в немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения дежурному администратору и...
61917. Метод проектов на уроках иностранного языка 23.64 KB
  Как уже говорилось в основе проекта лежит какая-либо проблема. 4 Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей; 5 Использование исследовательских методов: определение проблемы вытекающих из нее задач исследования...
61918. ВИКОРИСТАННЯ МЕТОДУ ПРОЕКТУ НА УРОКАХ ІСТОРІЇ ЯК ЗАСОБУ ФОРМУВАННЯ КЛЮЧОВИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧНІВ У НАВЧАЛЬНО-ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІ 32.61 KB
  При використанні методу проекту виникає ситуація коли для вчителя велику цінність становить не сам результат хоча й він важливий а ставлення учня до матеріалу бажання не тільки вивчити його довідатись щось нове але й здатність реалізувати себе в пізнавальній діяльності досягти бажаного.
61919. Заправочные супы 17.77 KB
  Образовательные задачи урока: Обеспечить в ходе урока закрепление классификации супов значение супов качественных требований общих правил при приготовлении заправочных супов.
61920. Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе 39.37 KB
  Вводная часть а Беседа Учитель: Рассмотрите работы представленные на слайде слайд 2. Это очень древний вид искусства интересный вид художественной деятельности когда из кусочков кожи ткани или бумаги вырезают фигурки а затем наклеивают на основу...