57305

Углеводы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Углеводы, или сахариды, — одна из основных групп органических соединений. Они входят в состав клеток всех живых организмов. Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода.

Русский

2014-04-11

102 KB

3 чел.

Урок. 4. Углеводы           Д.З. 1.2

  1.  Виды углеводов.

Углеводы, или сахариды, — одна из основных групп органических соединений. Они входят в состав клеток всех живых организмов. Углеводы состоят из углерода, водорода и кислорода. Название «углеводы» они получили потому, что у большинства из них соотношение водорода и кислорода в молекуле такое же, как и в молекуле воды. Общая формула углеводов Сn2О)m. Примерами углеводов могут служить глюкоза (С6Н12О6) и сахароза, или тростниковый сахар (С12Н22О11). В состав производных углеводов могут входить и другие элементы. Все углеводы делятся на простые, или моносахариды, и сложные – олигосахариды и полисахариды (рис. 2). Из моносахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют рибоза, дезоксирибоза (входят в состав РНК и ДНК), глюкоза, фруктоза, галактоза – основные источники энергии для клеток.

Сложные углеводы образуются путем соединения двух и более молекул моносахаридов. Так, сахароза (тростниковый сахар), мальтоза (солодовый сахар), лактоза (молочный сахар) — дисахариды, образовавшиеся в результате слияния двух молекул моносахаридов. Дисахариды по своим свойствам близки к моносахаридам. Например, и те и другие хорошо растворимы в воде и имеют сладкий вкус.

Полисахариды. Состоят из большого числа моносахаридов (более 10). К ним относятся крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин, муреин и др. (рис. 3). С увеличением количества мономеров растворимость полисахаридов уменьшается и сладкий вкус исчезает.

2. Функции углеводов.

Основная функция углеводов — энергетическая. При расщеплении и окислении молекул глюкозы выделяется энергия, которая обеспечивает жизнедеятельность организма. При полном расщеплении 1 г углеводов до конечных продуктов выделяется 17,6 кДж энергии. При избытке углеводов они накапливаются в клетке в качестве запасных веществ (крахмал у растений, гликоген у животных) и при необходимости используются организмом в качестве источника энергии. Усиленное расщепление углеводов в клетках можно наблюдать, например, при прорастании семян, интенсивной мышечной работе, длительном голодании.

Углеводы используются и в качестве строительного материала. Так, целлюлоза является важным структурным компонентом клеточных стенок многих одноклеточных, грибов и растений. Благодаря особому строению целлюлоза нерастворима в воде и обладает высокой прочностью. В среднем 20—40% материала клеточных стенок растений составляет целлюлоза, а волокна хлопка — почти чистая целлюлоза, и именно поэтому они используются для изготовления тканей.

Хитин входит в состав клеточных стенок некоторых простейших и грибов, встречается он и у отдельных групп животных, например у членистоногих, в качестве важного компонента их наружного скелета. Муреин входит в состав клеточных стенок бактерий.

Известны также сложные полисахариды, состоящие из двух типов простых сахаров, которые регулярно чередуются в длинных цепях. Такие полисахариды выполняют структурные функции в опорных тканях животных. Они входят в состав межклеточного вещества кожи, сухожилий, хрящей, придавая им прочность и эластичность.

Некоторые полисахариды входят в состав клеточных мембран и служат рецепторами, обеспечивая узнавание клетками друг друга и их взаимодействие.

Карточка у доски:

  1.  Какие элементы входят в состав углеводов? Запишите общую формулу углеводов.
  2.  Какие углеводы входят в состав нуклеиновых кислот (ДНК и РНК)?
  3.  Запишите названия наиболее важных дисахаридов.
  4.  Запишите названия наиболее важных полисахаридов.
  5.  Какова основная функция углеводов?
  6.  Какие углеводы выполняют роль строительного материала?
  7.  Какие полисахариды входят в состав клеточных стенок клеток растений?
  8.  Какие полисахариды входят в состав клеточных стенок грибов?
  9.  Какие углеводы накапливаются в клетках растений в качестве запасных веществ?
  10.  Какие углеводы накапливаются в клетках животных в качестве запасных веществ?

Карточки для письменной работы:

  1.  Определение или сущность термина: 1. Общая формула углеводов. 2. Рибоза и дезоксирибоза. 3. Дисахариды. 4. Крахмал. 5. Гликоген. 6. Целлюлоза. 7. Хитин. 8. Глюкоза.
  2.  Простые углеводов и их значение.
  3.  Полисахариды и их значение.
  4.  Функции углеводов.

Компьютерное тестирование

**Тест 1. Какие элементы входят в состав углеводов?

  1.  Азот.
  2.  Углерод.
  3.  Водород.
  4.  Кислород.

**Тест 2. Какие углеводы входят в состав нуклеиновых кислот (ДНК и РНК)?

  1.  Рибоза.
    1.  Сахароза.
    2.  Дезоксирибоза.
    3.  Глюкоза.

**Тест 3. К дисахаридам относятся:

  1.  Рибоза.    5. Сахароза.
  2.  Фруктоза.   6. Мальтоза.
  3.  Галактоза.   7. Лактоза.
  4.  Дезоксирибоза.   8. Глюкоза.

Тест 4. К полисахаридам относятся:

  1.  Целлюлоза.   5. Сахароза.
  2.  Фруктоза.   6. Крахмал.
  3.  Хитин.    7. Лактоза.
  4.  Дезоксирибоза.   8. Гликоген.

Тест 5. Основная функция углеводов в клетке:

  1.  Запасающая.
  2.  Энергетическая.
  3.  Хранение генетической информации.
  4.  Строительная.

**Тест 6. Какие углеводы выполняют роль строительного материала?

  1.  Хитин.
  2.  Целлюлоза.
  3.  Гликоген.
  4.  Рибоза.

Тест 7. Какие полисахариды входят в состав клеточных стенок клеток растений?

  1.  Хитин.
  2.  Целлюлоза.
  3.  Гликоген.
  4.  Рибоза.

Тест 8. Какие полисахариды входят в состав клеточных стенок грибов?

  1.  Хитин.
  2.  Целлюлоза.
  3.  Гликоген.
  4.  Рибоза.

**Тест 9. Какие углеводы накапливаются в клетках растений в качестве запасных веществ?

  1.  Гликоген.
  2.  Целлюлоза.
  3.  Хитин.
  4.  Крахмал.

Тест 10. Какие углеводы накапливаются в клетках животных в качестве запасных веществ?

  1.  Гликоген.
  2.  Целлюлоза.
  3.  Хитин.
  4.  Крахмал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78312. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТОЧНОСТИ РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ 312 KB
  Размерные цепи при образовании посадок: а для посадки с зазором; для посадки с натягом Если рассмотреть связи между размерами звеньев составляющих размерную цепь и замыкающим звеном можно увидеть особенность этих звеньев по которой все составляющие звенья цепи разделяются на увеличивающие и уменьшающие рис. необходимо решать вопрос о нормировании точности составляющих звеньев и точности замыкающего звена чтобы устройство образующее размерную цепь в виде отдельной детали или сборочной единицы выполняло свое служебное...
78313. Машины для соединения деталей и обработки узлов одежды физико-химическим и электро-физическим способами 19.28 KB
  Существует несколько видов сварки деталей из термопластичных одежных материалов. Разновидностью термоконтактного способа сварки является термоимпульсная сварка которая применяется для ПВХ и полиэтиленовых пленок. Оборудование при термоимпульсном способе сварки применяется в основном в виде прессов например УЗП2500 ДиЭлектро. Установки для ВЧ сварки включают в себя электроды механизм давления генератор ВЧ приборы контроля режима сварки и автоматического управления процессом.
78314. Дополнительные механизмы и устройства швейных машин 22.44 KB
  Приспособления для направления полуфабриката к иглам швейных машин в зависимости от типа шва выполняемого с их применением по классификации ЦНИИШП разбиты на 6 групп. В первую группу объединены приспособления для выполнения соединительных и отделочных швов без подгибания материалов. Во вторую третью и четвертую группы входят приспособления для выполнения таких швов где требуется подгибать один или несколько слоев материала. При этом во вторую группу входят приспособления где подгибание не связано с соединением деталей например...
78315. Классификация машин-полуавтоматов 24.31 KB
  Для пришивания пуговиц применяют полуавтомат с челночным и однониточным цепным переплетением ниток. Пришивание пуговиц с челночным переплетением ниток выполняют на машине 727 827 классов кроме того пришивание металлических крючков и петель на полуавтомате 53 класса и изготовление закрепок на машине 220М и 820 классов. Пришивание пуговиц однониточным цепным стежком выполняют на полуавтоматах...
78316. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 175.5 KB
  Внимание сопровождает процессы восприятия памяти мышления и т. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Человеку также присущи эти два вида памяти. Сохранить можно только то что запомнил а воспроизвести то что сохранил в памяти.
78317. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ 118 KB
  Эмоции и чувства. Он не только познает объективную и субъективную действительность но и как-то относится к предметам событиям другим людям к своей личности. Они образуют единую подструктуру личности ее эмоциональную сферу. Чувства являются ведущими образованиями эмоциональной сферы личности определяющие динамику и содержание эмоций.
78318. МОТИВАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 87 KB
  Потребности как источник активности человека. Потребности как источник активности человека Понятие мотивации и потребностей. Многие психологи полагают что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности. Потребности это состояние индивида создаваемое испытываемой им нужды в объектах необходимых для его существования и развития.
78319. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ 101 KB
  Понятие речи. Речь это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Она обладает огромными выразительными возможностями, которые передают психические переживания говорящего. С позиции психологии речь – это вынесенная во вне психика человека