57306

Возникно

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборотень и ответьте на вопрос какие же это причины Возникновение искусства На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира. Почему медведь и носорог изображены ранеными Первобытные люди верили что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь На какие рассуждения навели эти рисунки ученых Возникновение колдовства магии зарождение религиозных верований. 16 Бизон и убитый им охотник: Что на этом рисунке вам кажется удивительным странным Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка Дети...

Русский

2014-05-12

39 KB

0 чел.

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Житель: Первобытный человек кажется нам грубым и необразованным, думающим лишь о том, как заполнить желудок. Но есть причины, по которым о нем мы можем говорить с восхищением.

Вопрос: Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 15 (Бизон) и с. 16 (Оборотень) и ответьте на вопрос, какие же это причины? (Возникновение искусства)

На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира.

Задание: О том, как была обнаружена наскальная живопись, выполненная первобытным художником, мы узнаем, прочитав §3, п. 1, с. 14-15.

Рассмотрите рис. на стр. 17  вверху.

Почему медведь и носорог изображены ранеными? (Первобытные люди верили, что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь)

На какие рассуждения навели эти рисунки ученых? (Возникновение колдовства, магии, зарождение религиозных верований).

Задание: Обратите внимание на рис. 16 «Бизон и убитый им охотник»:

Что на этом рисунке вам кажется удивительным, странным?

Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка? Дети формулируют вопросы;

-Почему бизон изображен раненым?

-Почему так неправдоподобно изображен человек, в то время как животные очень похожи?

Учитель: От удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за животными, старались запомнить их облик и повадки. Себя же человек не выделял, долгое время у него не было и имени.

Первобытный художник удалялся вглубь пещеры и писал свои картины, как бы пытаясь спрятать их от посторонних глаз.

Вопрос: Чем вызвано такое желание?

 Возможно, это был своего рода ритуал, обряд, помогавший, по верованию первобытных людей, охотиться на этих животных. Такой ритуал изображен на рисунке (стр. 18).

Итак, 40 тыс. лет назад внешний облик человека стал таким же, как и в наше время. Человек уже многое знал и умел. «Люди разумные» изучили ту местность, где жили, отлично знали, какие звери и птицы водятся в ближайших лесах, какие рыбы обитают в реках и озерах, какие растения съедобны, а какие ядовиты. Первобытные охотники и собиратели превосходно разбирались в звериных следах, в повадках животных. Они, умели даже предугадывать природу.

Однако и люди разумные были бессильны перед многими явлениями природы (грозами, лесными  пожарами,  наводнениями) и очень боялись их.

Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:

I. Бессилие первобытных людей перед грозными явлениями природы.

Часто по неизвестным людям причинам вокруг поселка почти полностью пропадали плоды и ягоды, грибы и съедобные коренья.

Охота также была не всегда удачной. Порой лес был полон дичи, в реках - много рыбы, но вдруг и то, и другое исчезало. Куда уплыли рыбы? Почему не ловятся звери?

У всех явлений природы есть естественные причины. Но первобытный человек об этих причинах не знал. У людей появилась вера в сверхъестественные силы, с помощью которых можно добиться успеха в собирательстве, охоте, в занятиях рыбной ловлей, сделать так, чтобы светило солнце или пошел дождь.

Продолжение записи:

II. Неудачи, в хозяйственной деятельности человека (занятиях охотой, собирательством, в позже земледелием и скотоводством).

Задание: прочитайте п. 4 §3, с. 16-17 и попробуйте сформулировать третью причину возникновения религиозных верований.

III. Стремление объяснить причины явлений, которые происходили в самом человеке: болезни, сон, смерть.

Учитель (при наличии времени знакомит учащихся с представлениями первобытных людей о «стране мертвых»):

«Путешествие» в «страну мертвых» считалось тяжелым и опасным: эта страна была отделена от мира живых бурными реками и высокими горами. Одни племена верили, что «страна мертвых» помещается на острове, другие думали, что она находится в глубинах земли, третьи полагали, что она на небесах. Для такого путешествия умершим необходимы были лодки, сани, повозки, кони, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. Все необходимое для «путешествия» обычно клали в могилу. Верили, что на пути умерших встретятся преграды - огненные озера, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты. Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали священные животные (например, собака-проводник), а также колдовские обряды, совершаемые живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами: например, свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и туловищем, усеянным головами змей. Злой страж впускал только души тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев племени и были погребены по всем правилам.

ВОПРОСЫ:

-Почему люди считали проводником в страну мертвых собаку?

- Почему они полагали, что умершие вели такой же образ жизни, что и они?

Вывод: таким образом, бессилие людей перед явлениями природы, неудачи в хозяйственной деятельности и стремление объяснить, почему люди спят, болеют и умирают, что происходит после смерти, послужили причинами для возникновения верований в сверхъестественные силы. Такие верования называют религиозными.

-Запишите в тетрадь:

Религия  - вера в вымышленные существа (богов, духов, души) и поклонение им.

-Прочитайте §4, п. 5, стр.22-23.

-Запишите в тетрадь:

Идол - изображение бога из дерева, кости или камня. Боги - сверхъестественные существа, управляющие миром. Молитвы - просьбы, с которыми люди обращаются к богам. Жертвоприношения - подарки богам.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §3 и §4 п. 5, стр. 22-23.
  2.  Ответьте на вопросы к §3  на стр. 17.
  3.  Выполните задания     в рабочей тетради.
  4.  Выполните в тетради рисунки с изображениями идолов. Подпишите под ними, каких богов они олицетворяют. Почему вы нарисовали идолов именно этих богов?

Выучите понятия: религия, идол, боги, молитвы, жертвоприношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80768. Право природопользования: понятие, содержание и виды 35.24 KB
  Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование водопользование пользование лесами недрами и животным миром. Право природопользования понимается в двух значениях. В объективном смысле право природопользования это совокупность правовых норм регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов.
80769. Право общего природопользования 34.47 KB
  При этом однако в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда правовой режим которых определяется земельным законодательством.
80770. Право специального природопользования: основания возникновения и прекращения 31.45 KB
  Формы специального природопользования: комплексное природопользование; специальное пользование водами недрами объектами животного мира другими природными ресурсами. Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Право специального природопользования возникает на основании разрешений лицензий договоров оформляемых в рамках определенных в...
80771. Функции государственного экологического управления 29.4 KB
  Речь идет о распоряжении природными ресурсами об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов граждан. Функции управления деятельность по обеспечению охраны окружающей природной среды и рационального природопользования: 1 создание системы органов управления в сфере охраны окружающей среды; 2 подзаконное нормотворчество; 3 распоряжение управление природными ресурсами; 4...
80772. Система и полномочия органов государственного экологического управления 33.24 KB
  Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды относятся: обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; разработка утверждение и обеспечение реализации...
80773. Мониторинг окружающей среды: правовое регулирование и содержание 29.5 KB
  Государственный экологический мониторинг мониторинг окружающей среды осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Цели экологического мониторинга: 1 наблюдение за состоянием окружающей среды в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия; 2 наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду; 3 обеспечение потребностей государства юридических и физических лиц в достоверной информации необходимой для предотвращения и или уменьшения...
80774. Лицензирование в области охраны окружающей среды 32.52 KB
  В лицензии на комплексное природопользование указываются: данные о предприятии получившем лицензию; данные о целевом назначении работ связанных с природопользованием; границы территории земельного участка предоставляемого для ведения работ связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов лимиты предельные объемы их изъятия или использования; перечень нормативы и лимиты выбросов сбросов загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов окружающей среды до начала...
80775. Природоохранная деятельность правоохранительных органов 38.33 KB
  При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях которые требуют именно прокурорского вмешательства. В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Наконец в рамках того же...
80776. Природоохранительная деятельность судебных органов 29.93 KB
  Высокая степень общественной опасности этого вида правонарушений обусловлена тем что объектом их посягательства является стабильность среды обитания человека а также гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную природную среду. Конституция Российской Федерации ст. Особенно важная роль принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации разрешающему дела о соответствии федеральных законов нормативных актов Президента РФ законов субъектов Российской Федерации ее Конституции.