57306

Возникно

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборотень и ответьте на вопрос какие же это причины Возникновение искусства На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира. Почему медведь и носорог изображены ранеными Первобытные люди верили что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь На какие рассуждения навели эти рисунки ученых Возникновение колдовства магии зарождение религиозных верований. 16 Бизон и убитый им охотник: Что на этом рисунке вам кажется удивительным странным Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка Дети...

Русский

2014-05-12

39 KB

0 чел.

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Житель: Первобытный человек кажется нам грубым и необразованным, думающим лишь о том, как заполнить желудок. Но есть причины, по которым о нем мы можем говорить с восхищением.

Вопрос: Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 15 (Бизон) и с. 16 (Оборотень) и ответьте на вопрос, какие же это причины? (Возникновение искусства)

На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира.

Задание: О том, как была обнаружена наскальная живопись, выполненная первобытным художником, мы узнаем, прочитав §3, п. 1, с. 14-15.

Рассмотрите рис. на стр. 17  вверху.

Почему медведь и носорог изображены ранеными? (Первобытные люди верили, что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь)

На какие рассуждения навели эти рисунки ученых? (Возникновение колдовства, магии, зарождение религиозных верований).

Задание: Обратите внимание на рис. 16 «Бизон и убитый им охотник»:

Что на этом рисунке вам кажется удивительным, странным?

Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка? Дети формулируют вопросы;

-Почему бизон изображен раненым?

-Почему так неправдоподобно изображен человек, в то время как животные очень похожи?

Учитель: От удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за животными, старались запомнить их облик и повадки. Себя же человек не выделял, долгое время у него не было и имени.

Первобытный художник удалялся вглубь пещеры и писал свои картины, как бы пытаясь спрятать их от посторонних глаз.

Вопрос: Чем вызвано такое желание?

 Возможно, это был своего рода ритуал, обряд, помогавший, по верованию первобытных людей, охотиться на этих животных. Такой ритуал изображен на рисунке (стр. 18).

Итак, 40 тыс. лет назад внешний облик человека стал таким же, как и в наше время. Человек уже многое знал и умел. «Люди разумные» изучили ту местность, где жили, отлично знали, какие звери и птицы водятся в ближайших лесах, какие рыбы обитают в реках и озерах, какие растения съедобны, а какие ядовиты. Первобытные охотники и собиратели превосходно разбирались в звериных следах, в повадках животных. Они, умели даже предугадывать природу.

Однако и люди разумные были бессильны перед многими явлениями природы (грозами, лесными  пожарами,  наводнениями) и очень боялись их.

Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:

I. Бессилие первобытных людей перед грозными явлениями природы.

Часто по неизвестным людям причинам вокруг поселка почти полностью пропадали плоды и ягоды, грибы и съедобные коренья.

Охота также была не всегда удачной. Порой лес был полон дичи, в реках - много рыбы, но вдруг и то, и другое исчезало. Куда уплыли рыбы? Почему не ловятся звери?

У всех явлений природы есть естественные причины. Но первобытный человек об этих причинах не знал. У людей появилась вера в сверхъестественные силы, с помощью которых можно добиться успеха в собирательстве, охоте, в занятиях рыбной ловлей, сделать так, чтобы светило солнце или пошел дождь.

Продолжение записи:

II. Неудачи, в хозяйственной деятельности человека (занятиях охотой, собирательством, в позже земледелием и скотоводством).

Задание: прочитайте п. 4 §3, с. 16-17 и попробуйте сформулировать третью причину возникновения религиозных верований.

III. Стремление объяснить причины явлений, которые происходили в самом человеке: болезни, сон, смерть.

Учитель (при наличии времени знакомит учащихся с представлениями первобытных людей о «стране мертвых»):

«Путешествие» в «страну мертвых» считалось тяжелым и опасным: эта страна была отделена от мира живых бурными реками и высокими горами. Одни племена верили, что «страна мертвых» помещается на острове, другие думали, что она находится в глубинах земли, третьи полагали, что она на небесах. Для такого путешествия умершим необходимы были лодки, сани, повозки, кони, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. Все необходимое для «путешествия» обычно клали в могилу. Верили, что на пути умерших встретятся преграды - огненные озера, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты. Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали священные животные (например, собака-проводник), а также колдовские обряды, совершаемые живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами: например, свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и туловищем, усеянным головами змей. Злой страж впускал только души тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев племени и были погребены по всем правилам.

ВОПРОСЫ:

-Почему люди считали проводником в страну мертвых собаку?

- Почему они полагали, что умершие вели такой же образ жизни, что и они?

Вывод: таким образом, бессилие людей перед явлениями природы, неудачи в хозяйственной деятельности и стремление объяснить, почему люди спят, болеют и умирают, что происходит после смерти, послужили причинами для возникновения верований в сверхъестественные силы. Такие верования называют религиозными.

-Запишите в тетрадь:

Религия  - вера в вымышленные существа (богов, духов, души) и поклонение им.

-Прочитайте §4, п. 5, стр.22-23.

-Запишите в тетрадь:

Идол - изображение бога из дерева, кости или камня. Боги - сверхъестественные существа, управляющие миром. Молитвы - просьбы, с которыми люди обращаются к богам. Жертвоприношения - подарки богам.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §3 и §4 п. 5, стр. 22-23.
  2.  Ответьте на вопросы к §3  на стр. 17.
  3.  Выполните задания     в рабочей тетради.
  4.  Выполните в тетради рисунки с изображениями идолов. Подпишите под ними, каких богов они олицетворяют. Почему вы нарисовали идолов именно этих богов?

Выучите понятия: религия, идол, боги, молитвы, жертвоприношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10887. Конструкційні матеріали і їх вибір Види конструкційних матеріалів 78 KB
  Тема. 1.4. Конструкційні матеріали і їх вибір Види конструкційних матеріалів. Мета: ознайомити учнів з різними видами конструкційних матеріалів видами та породами дерев особливостями їх будови характерними ознаками способами заготівлі та одержання пиломатеріалів...
10888. Технологія робіт лобзиком. Технологічний процес пиляння. Прийоми пиляння лобзиком. Організація робочого місця 75 KB
  Тема. Технологія робіт лобзиком. Технологічний процес пиляння. Прийоми пиляння лобзиком. Організація робочого місця. Мета: сформувати в учнів поняття про процес різання та уявлення про технологію пиляння фанери і ДВП; розвивати політехнічне мислення; виховувати культу...
10889. Процес випилювання з фанери й ДВП, обпилювання, шліфування 237 KB
  Тема уроку: Процес випилювання з фанери й ДВП обпилювання шліфування. Мета уроку. Формування вмінь виконувати обпилювання фанери; закріплення знань про обпилюваяння деревини. Розвивати точність окомір. Виховувати акуратність виконавчу дисципліну творче ставлення д
10890. Технологія обробітку та захисту ґрунтів 63.5 KB
  Тема уроку: Технологія обробітку та захисту ґрунтів. Мета уроку. Засвоєння знань про типи структуру та родючість ґрунтів; ручні знаряддя праці; прийоми і послідовність ручного обробітку ґрунту; види механізованого обробітку ґрунту; правила безпечної праці та особист
10891. Благоустрій і озеленення приміщень і території 36 KB
  Тема: Благоустрій і озеленення приміщень і території. Мета уроку: Засвоєння знань про роль і місце зелених насаджень у житті людини умови використання у насадженнях різних порід породи декоративних і захисних рослин. Обєкт навчальної праці: проектування зелених нас...
10892. Практична (проектна) робота. Процес випилювання з фанери та ДВП 33.5 KB
  Тема уроку: Практична проектна робота. Процес випилювання з фанери та ДВП. Мета уроку. Формування вмінь виконувати пиляння фанери лобзиком; закріплення знань про пиляння деревини. Розвивати точність окомір. Виховувати акуратність виконавчу дисципліну творче ставл
10893. Планирование ресурсного потенциала предприятия 118 KB
  Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы
10894. Процес обробки матеріалів різанням 29 KB
  Тема: Процес обробки матеріалів різанням. Мета: 1 ознайомити учнів з основними способами різання деревини елементами і назвами інструментів. Забезпечити засвоєння правил ТБ; 2 виховувати в учнів уважність відповідальне ставлення до обладнання майстерні бережливі...
10895. Прийоми розмічання за шаблонами та інструментами 36.5 KB
  Тема: Прийоми розмічання за шаблонами та інструментами. Мета: 1 вдосконалювати в учнів знання про процес розмічання дати основні поняття про розмічальний інструмент навчити правильно використовувати цей інструмент; 2 виховувати естетичний смак культуру праці; ...