57306

Возникно

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборотень и ответьте на вопрос какие же это причины Возникновение искусства На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира. Почему медведь и носорог изображены ранеными Первобытные люди верили что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь На какие рассуждения навели эти рисунки ученых Возникновение колдовства магии зарождение религиозных верований. 16 Бизон и убитый им охотник: Что на этом рисунке вам кажется удивительным странным Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка Дети...

Русский

2014-05-12

39 KB

0 чел.

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Житель: Первобытный человек кажется нам грубым и необразованным, думающим лишь о том, как заполнить желудок. Но есть причины, по которым о нем мы можем говорить с восхищением.

Вопрос: Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 15 (Бизон) и с. 16 (Оборотень) и ответьте на вопрос, какие же это причины? (Возникновение искусства)

На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира.

Задание: О том, как была обнаружена наскальная живопись, выполненная первобытным художником, мы узнаем, прочитав §3, п. 1, с. 14-15.

Рассмотрите рис. на стр. 17  вверху.

Почему медведь и носорог изображены ранеными? (Первобытные люди верили, что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь)

На какие рассуждения навели эти рисунки ученых? (Возникновение колдовства, магии, зарождение религиозных верований).

Задание: Обратите внимание на рис. 16 «Бизон и убитый им охотник»:

Что на этом рисунке вам кажется удивительным, странным?

Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка? Дети формулируют вопросы;

-Почему бизон изображен раненым?

-Почему так неправдоподобно изображен человек, в то время как животные очень похожи?

Учитель: От удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за животными, старались запомнить их облик и повадки. Себя же человек не выделял, долгое время у него не было и имени.

Первобытный художник удалялся вглубь пещеры и писал свои картины, как бы пытаясь спрятать их от посторонних глаз.

Вопрос: Чем вызвано такое желание?

 Возможно, это был своего рода ритуал, обряд, помогавший, по верованию первобытных людей, охотиться на этих животных. Такой ритуал изображен на рисунке (стр. 18).

Итак, 40 тыс. лет назад внешний облик человека стал таким же, как и в наше время. Человек уже многое знал и умел. «Люди разумные» изучили ту местность, где жили, отлично знали, какие звери и птицы водятся в ближайших лесах, какие рыбы обитают в реках и озерах, какие растения съедобны, а какие ядовиты. Первобытные охотники и собиратели превосходно разбирались в звериных следах, в повадках животных. Они, умели даже предугадывать природу.

Однако и люди разумные были бессильны перед многими явлениями природы (грозами, лесными  пожарами,  наводнениями) и очень боялись их.

Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:

I. Бессилие первобытных людей перед грозными явлениями природы.

Часто по неизвестным людям причинам вокруг поселка почти полностью пропадали плоды и ягоды, грибы и съедобные коренья.

Охота также была не всегда удачной. Порой лес был полон дичи, в реках - много рыбы, но вдруг и то, и другое исчезало. Куда уплыли рыбы? Почему не ловятся звери?

У всех явлений природы есть естественные причины. Но первобытный человек об этих причинах не знал. У людей появилась вера в сверхъестественные силы, с помощью которых можно добиться успеха в собирательстве, охоте, в занятиях рыбной ловлей, сделать так, чтобы светило солнце или пошел дождь.

Продолжение записи:

II. Неудачи, в хозяйственной деятельности человека (занятиях охотой, собирательством, в позже земледелием и скотоводством).

Задание: прочитайте п. 4 §3, с. 16-17 и попробуйте сформулировать третью причину возникновения религиозных верований.

III. Стремление объяснить причины явлений, которые происходили в самом человеке: болезни, сон, смерть.

Учитель (при наличии времени знакомит учащихся с представлениями первобытных людей о «стране мертвых»):

«Путешествие» в «страну мертвых» считалось тяжелым и опасным: эта страна была отделена от мира живых бурными реками и высокими горами. Одни племена верили, что «страна мертвых» помещается на острове, другие думали, что она находится в глубинах земли, третьи полагали, что она на небесах. Для такого путешествия умершим необходимы были лодки, сани, повозки, кони, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. Все необходимое для «путешествия» обычно клали в могилу. Верили, что на пути умерших встретятся преграды - огненные озера, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты. Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали священные животные (например, собака-проводник), а также колдовские обряды, совершаемые живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами: например, свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и туловищем, усеянным головами змей. Злой страж впускал только души тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев племени и были погребены по всем правилам.

ВОПРОСЫ:

-Почему люди считали проводником в страну мертвых собаку?

- Почему они полагали, что умершие вели такой же образ жизни, что и они?

Вывод: таким образом, бессилие людей перед явлениями природы, неудачи в хозяйственной деятельности и стремление объяснить, почему люди спят, болеют и умирают, что происходит после смерти, послужили причинами для возникновения верований в сверхъестественные силы. Такие верования называют религиозными.

-Запишите в тетрадь:

Религия  - вера в вымышленные существа (богов, духов, души) и поклонение им.

-Прочитайте §4, п. 5, стр.22-23.

-Запишите в тетрадь:

Идол - изображение бога из дерева, кости или камня. Боги - сверхъестественные существа, управляющие миром. Молитвы - просьбы, с которыми люди обращаются к богам. Жертвоприношения - подарки богам.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §3 и §4 п. 5, стр. 22-23.
  2.  Ответьте на вопросы к §3  на стр. 17.
  3.  Выполните задания     в рабочей тетради.
  4.  Выполните в тетради рисунки с изображениями идолов. Подпишите под ними, каких богов они олицетворяют. Почему вы нарисовали идолов именно этих богов?

Выучите понятия: религия, идол, боги, молитвы, жертвоприношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65016. Военное устройство монгольской империи 115 KB
  Хотя военное искусство монголов продолжало развиваться и в последующее время царствования Чингисхана а также при его преемниках особенно в области применения к военному делу техники заимствованной у культурных врагов и их развитие могло конечно повлиять на подробности...
65017. Военные подходы монголов при Чингисхане 299.85 KB
  Казнены были все татары, кто ростом оказался выше оси тележного колеса, и осталась от тех монгольских татар только горстка людей, да имя, перешедшее на остальных монголов и подвластные им не монгольские племена. Под именем уничтоженного племени татар узнал вскоре монголов весь мир.
65018. Вопросы истории монгольских войск в период нахождения Монголии под игом Манжурии (1691-1911) 52.5 KB
  Это было тесно связано с государственной политикой и деятельностью Манжурии принимаемых для монгольских воинов. Поэтому необходимо тщательно изучить историю монгольских воинов в период покорения Манжурии и это объясняется нижеследующими условиями и причинами.
65019. Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта 47.5 KB
  Коротко о теме исследования Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта Проблематика распространения ислама в Золотой Орде привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья и Приуралья.
65020. Ратная сила Золотой Орды 358 KB
  Государство Золотая Орда образовалось в результате похода монголов к “Последнему морю”. Земли, захваченные в ходе этого грандиозного завоевания, отошли в удел потомков старшего сына Чингизхана Джучи. Поэтому арабские и персидские авторы именовали...
65021. Посмертный титул Бату-хана 28.5 KB
  Однако современники Бату никогда не использовали этот титул. Он не встречается в трудах Джувейни и Джузджани, Киракоса Гандзакеци и Вардана Аравелци или в сочинениях западных авторов — Иоанна де Плано Карпини, Симона де Сен-Кантена и Вильгельма де Рубрука.
65022. Мужской союз, дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты 157.5 KB
  Мужской союз дружина и гвардия у монголов: преемственность и конфликты Употребляя в заглавии данной работы термин мужской союз автор невольно вынужден значительную ее часть посвятить доказательству тезиса о существовании организаций...
65023. ТУРАНСКАЯ СИБИРЬ 76.5 KB
  История Сибири писалась прямо скажем весьма странным образом. Самая заметная странность это начало истории Сибири с тех пор как русские о ней услышали. В 1032 году новгородцы как записано в €œПовести временных лет впервые проникли в устье Оби и с этих пор в русской историографии отсчитывается история Сибири.
65024. Амир Темур и монета Термеза 761 год 53 KB
  Период распада чагатаидского улуса почти не нашел своего отражения в дошедших до нас письменных источниках поэтому монеты нередко становятся главным а иногда единственным тому свидетельством. Особый интерес представляют две различные медные посеребренные монеты чеканенные в Термезе в 761 г.