57306

Возникно

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборотень и ответьте на вопрос какие же это причины Возникновение искусства На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира. Почему медведь и носорог изображены ранеными Первобытные люди верили что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь На какие рассуждения навели эти рисунки ученых Возникновение колдовства магии зарождение религиозных верований. 16 Бизон и убитый им охотник: Что на этом рисунке вам кажется удивительным странным Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка Дети...

Русский

2014-05-12

39 KB

0 чел.

Урок 4. Возникновение искусства и религиозных верований

Житель: Первобытный человек кажется нам грубым и необразованным, думающим лишь о том, как заполнить желудок. Но есть причины, по которым о нем мы можем говорить с восхищением.

Вопрос: Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 15 (Бизон) и с. 16 (Оборотень) и ответьте на вопрос, какие же это причины? (Возникновение искусства)

На доске: археолог Саутуола; пещера Альтамира.

Задание: О том, как была обнаружена наскальная живопись, выполненная первобытным художником, мы узнаем, прочитав §3, п. 1, с. 14-15.

Рассмотрите рис. на стр. 17  вверху.

Почему медведь и носорог изображены ранеными? (Первобытные люди верили, что между животным и его изображением существует сверхъестественная связь)

На какие рассуждения навели эти рисунки ученых? (Возникновение колдовства, магии, зарождение религиозных верований).

Задание: Обратите внимание на рис. 16 «Бизон и убитый им охотник»:

Что на этом рисунке вам кажется удивительным, странным?

Какие вопросы напрашиваются по поводу этого рисунка? Дети формулируют вопросы;

-Почему бизон изображен раненым?

-Почему так неправдоподобно изображен человек, в то время как животные очень похожи?

Учитель: От удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за животными, старались запомнить их облик и повадки. Себя же человек не выделял, долгое время у него не было и имени.

Первобытный художник удалялся вглубь пещеры и писал свои картины, как бы пытаясь спрятать их от посторонних глаз.

Вопрос: Чем вызвано такое желание?

 Возможно, это был своего рода ритуал, обряд, помогавший, по верованию первобытных людей, охотиться на этих животных. Такой ритуал изображен на рисунке (стр. 18).

Итак, 40 тыс. лет назад внешний облик человека стал таким же, как и в наше время. Человек уже многое знал и умел. «Люди разумные» изучили ту местность, где жили, отлично знали, какие звери и птицы водятся в ближайших лесах, какие рыбы обитают в реках и озерах, какие растения съедобны, а какие ядовиты. Первобытные охотники и собиратели превосходно разбирались в звериных следах, в повадках животных. Они, умели даже предугадывать природу.

Однако и люди разумные были бессильны перед многими явлениями природы (грозами, лесными  пожарами,  наводнениями) и очень боялись их.

Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетради:

I. Бессилие первобытных людей перед грозными явлениями природы.

Часто по неизвестным людям причинам вокруг поселка почти полностью пропадали плоды и ягоды, грибы и съедобные коренья.

Охота также была не всегда удачной. Порой лес был полон дичи, в реках - много рыбы, но вдруг и то, и другое исчезало. Куда уплыли рыбы? Почему не ловятся звери?

У всех явлений природы есть естественные причины. Но первобытный человек об этих причинах не знал. У людей появилась вера в сверхъестественные силы, с помощью которых можно добиться успеха в собирательстве, охоте, в занятиях рыбной ловлей, сделать так, чтобы светило солнце или пошел дождь.

Продолжение записи:

II. Неудачи, в хозяйственной деятельности человека (занятиях охотой, собирательством, в позже земледелием и скотоводством).

Задание: прочитайте п. 4 §3, с. 16-17 и попробуйте сформулировать третью причину возникновения религиозных верований.

III. Стремление объяснить причины явлений, которые происходили в самом человеке: болезни, сон, смерть.

Учитель (при наличии времени знакомит учащихся с представлениями первобытных людей о «стране мертвых»):

«Путешествие» в «страну мертвых» считалось тяжелым и опасным: эта страна была отделена от мира живых бурными реками и высокими горами. Одни племена верили, что «страна мертвых» помещается на острове, другие думали, что она находится в глубинах земли, третьи полагали, что она на небесах. Для такого путешествия умершим необходимы были лодки, сани, повозки, кони, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. Все необходимое для «путешествия» обычно клали в могилу. Верили, что на пути умерших встретятся преграды - огненные озера, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты. Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали священные животные (например, собака-проводник), а также колдовские обряды, совершаемые живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами: например, свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и туловищем, усеянным головами змей. Злой страж впускал только души тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев племени и были погребены по всем правилам.

ВОПРОСЫ:

-Почему люди считали проводником в страну мертвых собаку?

- Почему они полагали, что умершие вели такой же образ жизни, что и они?

Вывод: таким образом, бессилие людей перед явлениями природы, неудачи в хозяйственной деятельности и стремление объяснить, почему люди спят, болеют и умирают, что происходит после смерти, послужили причинами для возникновения верований в сверхъестественные силы. Такие верования называют религиозными.

-Запишите в тетрадь:

Религия  - вера в вымышленные существа (богов, духов, души) и поклонение им.

-Прочитайте §4, п. 5, стр.22-23.

-Запишите в тетрадь:

Идол - изображение бога из дерева, кости или камня. Боги - сверхъестественные существа, управляющие миром. Молитвы - просьбы, с которыми люди обращаются к богам. Жертвоприношения - подарки богам.

Домашнее задание:

  1.  Прочитайте §3 и §4 п. 5, стр. 22-23.
  2.  Ответьте на вопросы к §3  на стр. 17.
  3.  Выполните задания     в рабочей тетради.
  4.  Выполните в тетради рисунки с изображениями идолов. Подпишите под ними, каких богов они олицетворяют. Почему вы нарисовали идолов именно этих богов?

Выучите понятия: религия, идол, боги, молитвы, жертвоприношения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19500. Типы взаимодействия с контроллерами 41 KB
  Типы взаимодействия с контроллерами. Центральное звено систем автоматизации микропроцессорный контроллер объединяет под этим названием ряд классов и типов универсальных микропроцессорных средств которые удовлетворяют запросам разных категорий заказчиков. По...
19501. Аппаратная реализация связи с устройствами ввода/вывода 167.5 KB
  Аппаратная реализация связи с устройствами ввода/вывода. Для организации взаимодействия с контроллерами могут быть использованы следующие аппаратные средства: COM порты. В этом случае контроллер или объединенные сетью контроллеры подключаются по протоколам RS...
19502. Программные средства для операторских станций в системе автоматизации управления производством (SCADA – системы) 28 KB
  Программные средства для операторских станций в системе автоматизации управления производством SCADA системы Программные системы и пакеты прикладных программ обеспечивающие работу компьютерных операторских станций в литературе получили наименование SCADAпрогра...
19503. Характеристики SCADA – систем 34.5 KB
  Характеристики SCADA систем 1. Общие данные SCADAпрограмм: фирмаразработчик; год первого выпуска и общий тираж характеристика опыта фирмы отработанности и популярности SCADAпрограммы; распространители в России и СНГ: примеры предприятий в России эксплуатирующ...
19504. Выбор SCADA – программы для конкретной системы автоматизации производства 33 KB
  Выбор SCADA программы для конкретной системы автоматизации производства При выборе SCADAпрограммы для конкретного проекта необходимо вначале четко определить набор требований к характеристикам операторских станций. На их основе определяются требования к SCADAпрограмм...
19505. Этапы построения локальных систем автоматизации. Краткая характеристика этапов 24.5 KB
  Этапы построения локальных систем автоматизации. Краткая характеристика этапов. 1.Анализ технологического процесса как объекта управления выявление его существенных особенностей важных с точки зрения задач автоматизации. На этом этапе: Определяется производ
19506. Методологические принципы проектирования АСУТП 27.5 KB
  Методологические принципы проектирования АСУТП Разработка проекта заключается в координации всей работы головной организацией несущей ответственность за внедрение АСУ в целом. Проект АСУТП это модель будущей системы в терминах некоторых языков схемы т...
19507. Что называется автоматическим управлением? Структурная схема замкнутой системы автоматического управления 34 KB
  Что называется автоматическим управлением Структурная схема замкнутой системы автоматического управления Управление каким либо объектом это воздействие на него в целях достижения требуемых процессов или состояний. В качестве объекта можем рассматриваться люба...
19508. Принципы управления 51 KB
  Принципы управления Основные принципы автоматического управления. Рассмотрим 3 принципа. разомкнутое управление Принцип конденсации. Принцип обратной связи Разомкнутое управление Принцип разомкнутого управления. Обеспечивает достаточно в...