57311

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью прогнозирования, предотвращения и ликвидации...

Русский

2014-04-11

232 KB

15 чел.

Тема 1: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения »

Урок 5:  «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)»

Вопросы урока:  

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). История создания. Задачи РСЧС.

Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей среде и локализации зон ЧС природного и техногенного характера на правительственном уровне был решен в 1992 г.  и было принято постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС».

В декабре 1994 г был принят Федеральный закон  «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». Закон определил общие для РФ правовые нормы в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства в пределах страны, а также объектов экономики, социального назначения и окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.  Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана  с целью  прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий.

         РСЧС решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС: 

  •  Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
  •  Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
  •  Прогнозирование чрезвычайных ситуаций; Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
  •  Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  •  Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
  •  Ликвидация ЧС

2.  СТРУКТУРА РСЧС 

РСЧС строится по территориально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: 

  •  федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  •  региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  •  территориальный — территорию субъектов РФ;
  •  местный — территорию района (города, населенного пункта);
  •  объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем, которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя: 

  •  координирующие органы;
  •  органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
  •  органы повседневного управления;
  •  силы и средства;
  •  резервы финансовых и материальных ресурсов;
  •  системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС): Центральный (Москва); Северо-западный (Санкт-Петербург); Южный (Ростов-на-Дону); Приволжско-Уральский  (Екатеринбург); Сибирский (Красноярск); Дальневосточный (Хабаровск).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС: 1)режим повседневной деятельности; 2)режим повышенной готовности; 3)режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Домашнее задание.

1. Основы безопасности жизнедеятельности: Уч. для общеобразовательных учр. 10 кл./ Смирнов А.Т. и др. 2009г.  – Стр. 32-35.

СТРУКТУРА РСЧС

       

                                 

УРОВНИ РСЧС

                                                   

 


Правительство РФ

Центр управления в кризисных ситуациях

Силы МЧС России

Межведомственные комиссии по ЧС

МЧС России

езервы

Функциональные подсистемы

Территориальные подсистемы

Функциональные подсистемы создаются  федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от  ЧС в сфере деятельности этих органов

Территориальные подсистемы создаются  в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территории

Федеральный уровень

Объектовый уровень

Местный (муниципальный) уровень

Территориальный  уровень

Региональный уровень

Охватывает территорию организации или объекта. Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС организации, объекта

Охватывает территорию района, города, района в городе.  Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органа местного самоуправления

Охватывает территорию субъекта РФ. Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органа исполнительной власти субъекта РФ

Охватывает территорию нескольких субъектов РФ (6 федеральных округов). Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органа исполнительной власти субъекта РФ

Охватывает всю территорию РФ.  Координационными органами является правительственная комиссия

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС

Режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности

Режим повседневной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14168. Анализ перестраховочной деятельности страховой компании 701 KB
  Введение В процессе осуществления деятельности страховая компания подвергается риску нехватки средств для выполнения обязательств по выплатам. Страховщики используют различные способы управления этим риском. С одной стороны страховщик может повысить тарифы ужес
14169. Анализ пластиковых карт Сбербанка РФ 560 KB
  Введение Стремительное развитие научнотехнического прогресса за последние пятьдесят лет не могло не сказаться на развитии банковских технологий несмотря на консерватизм этой сферы общественной жизни. Применение компьютеров позволило не только значительно сократит...
14170. Анализ рентабельности производства и разработка путей ее повышения на предприятии на примере ЧУП Цветлит 440.5 KB
  Реферат Тема дипломной работы Анализ рентабельности производства и разработка путей ее повышения на предприятии на примере ЧУП Цветлит. Объём работы 72с. Работа содержит 4 рисунка 12 таблиц 5 диаграмм и приложения. В работе использовано 50 источников литературы. ...
14171. Анлиз и аудит дебиторской и кредиторской задолженности 772.5 KB
  Цель дипломной работы - разработать рекомендации по управлению расчетами с дебиторами и кредиторами для повышения платежеспособности предприятия
14172. Аудит и анализ бухгалтерской отчетности 620 KB
  Содержание Введение Становление рыночных отношений в России когда хозяйствующим субъектам предоставлена полная юридическая экономическая и предпринимательская самостоятельность требует адекватного развития рыночных механизмо
14173. Валеология. Некоторые аспекты истории и перспективы развития 437.5 KB
  Биологии развития – от эмбрионального развития до рождения и смерти. Генетика – законы и механизмы наследственности и изменчивости. Ксенобиология – изучение разумной жизни в космосе.
14174. Государственная поддержка малого бизнеса в Алтайском крае 2010 г 290.5 KB
  СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства 1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание 1.2 Основные проблемы и факторы сдерживающие развитие малого предпринимательства в Росси
14175. Дознание как форма предварительного расследования в уголовном процессе 202.88 KB
  Оглавление Введение 1. Обзор и анализ нормативноправовых актов и литературы по становлению и развитию дознания в уголовном процессе России 1.1 Историкоправовые аспекты становления и развития института дознания 1.2 Становлени
14176. Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере ведущих российских изданий) 515.5 KB
  Цель нашей дипломной работы – проанализировать, насколько полно и объективно ведущие российские издания освещают как саму деятельность органов законодательной власти, так и новые законы, законопроекты