57311

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана с целью прогнозирования, предотвращения и ликвидации...

Русский

2014-04-11

232 KB

22 чел.

Тема 1: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения »

Урок 5:  «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)»

Вопросы урока:  

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). История создания. Задачи РСЧС.

Вопрос по организации спасения людей, сохранению их здоровья, снижению ущерба окружающей среде и локализации зон ЧС природного и техногенного характера на правительственном уровне был решен в 1992 г.  и было принято постановление № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС».

В декабре 1994 г был принят Федеральный закон  «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». Закон определил общие для РФ правовые нормы в области защиты населения, земельного, водного и воздушного пространства в пределах страны, а также объектов экономики, социального назначения и окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Во исполнение указанного закона Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было утверждено новое Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС.  Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) создана  с целью  прогнозирования, предотвращения и ликвидации различных ситуаций, обеспечения постоянной готовности к ним органов государственного управления, быстрых и эффективных действий.

         РСЧС решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи РСЧС: 

  •  Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
  •  Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
  •  Прогнозирование чрезвычайных ситуаций; Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
  •  Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  •  Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
  •  Ликвидация ЧС

2.  СТРУКТУРА РСЧС 

РСЧС строится по территориально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: 

  •  федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  •  региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
  •  территориальный — территорию субъектов РФ;
  •  местный — территорию района (города, населенного пункта);
  •  объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем, которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя: 

  •  координирующие органы;
  •  органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
  •  органы повседневного управления;
  •  силы и средства;
  •  резервы финансовых и материальных ресурсов;
  •  системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС): Центральный (Москва); Северо-западный (Санкт-Петербург); Южный (Ростов-на-Дону); Приволжско-Уральский  (Екатеринбург); Сибирский (Красноярск); Дальневосточный (Хабаровск).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС: 1)режим повседневной деятельности; 2)режим повышенной готовности; 3)режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Домашнее задание.

1. Основы безопасности жизнедеятельности: Уч. для общеобразовательных учр. 10 кл./ Смирнов А.Т. и др. 2009г.  – Стр. 32-35.

СТРУКТУРА РСЧС

       

                                 

УРОВНИ РСЧС

                                                   

 


Правительство РФ

Центр управления в кризисных ситуациях

Силы МЧС России

Межведомственные комиссии по ЧС

МЧС России

езервы

Функциональные подсистемы

Территориальные подсистемы

Функциональные подсистемы создаются  федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от  ЧС в сфере деятельности этих органов

Территориальные подсистемы создаются  в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах территории

Федеральный уровень

Объектовый уровень

Местный (муниципальный) уровень

Территориальный  уровень

Региональный уровень

Охватывает территорию организации или объекта. Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС организации, объекта

Охватывает территорию района, города, района в городе.  Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органа местного самоуправления

Охватывает территорию субъекта РФ. Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органа исполнительной власти субъекта РФ

Охватывает территорию нескольких субъектов РФ (6 федеральных округов). Координационными органами является комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС органа исполнительной власти субъекта РФ

Охватывает всю территорию РФ.  Координационными органами является правительственная комиссия

РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС

Режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности

Режим повседневной деятельности


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28959. СССР в условиях начавшейся II-ой мировой войны. Военные события конца 1939-1940 гг. и их современная оценка 42 KB
  СССР в условиях начавшейся IIой мировой войны. СССР объявил о своём нейтралитете. СССР и Германия подписали договор о дружбе и границе. СССР потребовал перенести границу от Ленинграда на 70 км.
28960. Начальный этап Великой Отечественной войны: причины неудач 94.5 KB
  Внешняя политика СССР в годы второй мировой войны. немецким военным командованием был разработан план молниеносной войны против СССР план Барбаросса . Захват Польши позволил фашистской армии создать плацдарм для нападения на Советский Союз на западных границах СССР оккупация Норвегии на северных Балканских стран на южных. Немецкой армии вторжения в приграничных военных округах СССР противостояли 170 дивизий насчитывавших 29 млн.
28961. СССР в послевоенный период. «Холодная война» и ее сущность 40.5 KB
  СССР в послевоенный период. ряд партийных руководителей ранее когдалибо работавших в Ленинграде были обвинены в попытке разрушить Советский союз противопоставив Россию СССР а Ленинград Москве. Внешняя политика Советского государства в первом послевоенном десятилетии Возросший после II мировой войны авторитет СССР базировался на военной мощи Советского государства и признательности европейских народов за освобождение от фашизма. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран то в 1945 г.
28962. Хрущевская «оттепель». Попытки осуществления политических и экономических реформ 31.5 KB
  После смерти Сталина в результате борьбы за власть в 1957 году Председателем Совета Министров был избран Н. Период после смерти Сталина и правления Н. После его смерти руководство КПСС предпринимало попытки по разоблачению преступлений сталинского периода. Но всё же впервые открыто о преступлениях сталинского периода было объявлено на ХХ съезде КПСС февраль 1956г.
28963. СССР в 70-80-е годы XX в. Нарастание кризисных явлений в обществе 31.5 KB
  СССР в 7080е годы XX в. Советская экономика всё больше отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню показателям эффективности и что более важно СССР утрачивал преимущества в темпах экономического роста. По этому показателю СССР отставал не только от ведущих западных стран но и от новых индустриальных стран Южной Кореи Тайваня на десятилетия. Чтобы покупать новейшие технологии и продовольствие СССР вынужден был всё больше сырья поставлять на экспорт.
28964. Политика перестройки, замыслы и результаты 40 KB
  Попрежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный Совет СССР регулярно собиравшийся на свои сессии на которых он утверждал решения партии и правительства. 12я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон Об изменениях и дополнениях Конституции Основному Закону СССР содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР принципов выборности народных депутатов СССР и принципов функционирования государственных органов. были проведены выборы народных депутатов СССР а весной 1990 г. Всего...
28965. События 1991, распад СССР, образование СНГ и выбор Россией нового исторического пути 37 KB
  Процесс затягивается4 8 декабря Беловежское соглашение Ельцын Кравчук Шушкевич : СССР прекращает существование Россия Украина и Белоруссия объединяются в СНГ. 5 21 декабря АлмаАтинская встреча лидерорв 9 республик Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ.До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан всего в СНГ 11 государств 15 минут 3 прибалтийские республики6 Горбачев сложил свои полномочия.
28966. Россия на пути социально-экономической модернизации. Октябрьские события 1993, завершающий этап ликвидации советской власти 30.5 KB
  явились следствием противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти Российской Федерации. Ельцин издал указ О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации в соответствии с которым Верховный Совет и Съезд народных депутатов прекращали свою деятельность. Конституционный суд РФ пришел к заключению о несоответствии данного указа российской Конституции однако Ельцин его не отменил. В 1994 арестованные участники этих драматических событий были амнистированы Государственной думой Российской Федерации.
28967. Принятие конституции РФ 1993г. Качественные изменения социально политической жизни страны 36.5 KB
  Качественные изменения социально политической жизни страны Работа Конституционной комиссии Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен но и опубликован для всеобщего обсуждения. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум но восьмой...