57329

Понятие социальной общности, общества и социума. Стратификация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля общественные административные и правовые. Как элемент социального управления социальный контроль функционирует по принципу обратной связи реагируя наиболее остро на возрастание...

Русский

2014-04-11

31 KB

3 чел.

Урок 5 Понятие социальной общности, общества и социума .Стратификация

Социальная общность - совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия - социального, политического, производственного, культурного или этнического (нации, партии, общественные и производственные организации, культурные общества и т. п.).

Социальные общности можно разделить на виды. Наиболее общими, из которых являются классы, слои и группы.

 

Все социальные общности интегрированы в социум. Социум (от лат. socium - общее, совместное) - устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.

Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этос - культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами. На отдельные ситуативные социально значимые обстоятельства индивид реагирует как существо социально детерминированное.

Общество - социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой.

В составе общества различаются групповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.

Массовые общности не имеют четких границ, их функционирование ситуативно обусловлено, а состав - разнороден, структурно не организован. Это участники широких движений, аудитории средств массовой информации, потребители так называемой массовой культуры, массовых товаров и услуг, разнообразные любительские объединения (поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд и т. п.).

Различаются большие и малые, устойчивые и импульсивные, сгруппированные и несгруппированные, контактные и дисперсные социальные общности.

Социальные общности являются носителями различных ценностных представлений и норм поведения, выступают как субъекты социокультурной деятельности. В каждой социальной общности наряду с общечеловеческими ценностями существуют устойчивые представления о нормах группового поведения, свои обычаи и нравы. Существуют определенные пределы выхода за рамки общепринятого поведения, охраняемые социальным контролем.

Социальный контроль - система способов воздействия социальных групп и общества на личность с целью регуляции ее социально значимого поведения на основе социальных норм. Социальный контроль обеспечивает стабильность социальной системы. С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля - общественные, административные и правовые.

Как элемент социального управления, социальный контроль функционирует по принципу обратной связи, реагируя наиболее остро на возрастание социального отклонения. В зависимости от интенсивности социального отклонения общество или социальная группа принимают положительные или отрицательные социальные санкции. Эффективность санкций зависит от их адекватности и дифференцированности. Чем менее развита социальная группа, тем больший удельный вес приобретают в ней отрицательные санкции-наказания. Высокий уровень социального развития группы характеризуется сформированностью у членов группы механизма самоконтроля, их интегрированностью в данной группе и в социуме

Наряду с широким применением механизма власти социальный контроль осуществляется и по неформальным каналам - через формирование соответствующего общественного мнения, возвышение тех или иных социальных ценностей с помощью средств массовой коммуникации.

Социальные группы, в которые входит формирующаяся личность, выступают в качестве одного из решающих условий формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе. Однако требования социума могут быть для личности лишь внешними требованиями. Личность выходит из-под социального контроля, если контроль не взаимодействует с ее самосознанием. Социальная группа не только налагает санкции социального контроля, но и формирует соответствующее самосознание личности. Каждая из референтных (значимых для личности) групп так или иначе влияет на формирование личности. Положительное влияние группы на личность возникает в том случае, если группа функционирует на основе позитивных социальных норм и ценностей, а отдельные члены группы являются носителями духовных ценностей, если вся жизнедеятельность группы стимулирует проявление положительных качеств личности, если адекватные реакции группы позволяют личности давать правильную самооценку.

У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior - внутренний; переход извне внутрь) социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации;. В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на "высшие", "средние" и "низшие" классы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15716. ГІСТОГРАМИ РОЗПОДІЛУ ВИПАДКОВИХ ВЕЛИЧИН 1.22 MB
  Дисципліна: МАТЕМАТИЧНА СТАТИСТИКА ТА ОПРАЦЮВАННЯ СПОСТЕРЕЖЕНЬ Модуль 2: ОСНОВНІ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРОБЛЕННЯ ДАНИХ Лекція 10. ГІСТОГРАМИ РОЗПОДІЛУ ВИПАДКОВИХ ВЕЛИЧИН План лекції 7: 10.1. Щільність ймовірності випадкових величин 10.2. Числові характеристики випадкови
15717. Эдвардс Деминг и философия управления качеством 81 KB
  Эдвардс Деминг и философия управления качеством Долгие годы отечественные промышленные предприятия находились в условиях когда заказы на продукцию и ее продажу распределялись в плановом порядке исключая при этом конкуренцию. Отсутствие конкуренции позволяло предпр...
15718. Анализ затрат на качество 247.5 KB
  Анализ затрат на качество В данном разделе мы поставили цель объяснить экономические аспекты Обеспечения Качества. Вы найдете в нем ответы на вопрос как идентифицировать Затраты на Качество и увидите способы с помощью которых можно использовать Затраты на Качество ка...
15719. История возникновения, развития и использования метода развертывания функции качества 95.5 KB
  История возникновения развития и использования метода развертывания функции качества А.М. Кузьмин Современное состояние РФК Первый двухдневный семинар по РФК в Японии был организован в 1983 г. Японским центром производительности Japan Productivity Center...
15720. Кружки качества на Японских предприятиях 32.1 KB
  Кружки качества на Японских предприятиях Важную роль в формировании системы комплексного управления качеством в Японии сыграли кружки качества. Современная организация управления качеством потребовала новой по сравнению с классической схемы действий. Поступление ...
15721. Основы стандартизации, сертификации и метрологии 710.62 KB
  Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач
15722. Сертификация в Японии 132.56 KB
  Общие положения сертификации в Японии. Сертификация импорта в Японии Заключение Список литературы Введение Рыночная система хозяйствования имеет множество преимуществ по сравнению например с командноадмин...
15723. Роль руководства в системе качества и оргструктуре предприятия 34.5 KB
  Роли руководства в системе качества и оргструктуре предприятия Линейно-функциональная схема управления предприятием использующая в основном вертикальные а не горизонтальные связи затрудняет внедрение системы менеджмента качества. Основные проблемы с качест...
15724. Типовые ошибки при создании и внедрении системы качества на предприятиях 33 KB
  Типовые ошибки при создании и внедрении системы качества на предприятиях 1. Ограждение генерального директора от принятия решений по системе качества СК. Создание СК как автономно действующий аналог старой КС УКП без пересмотра всей системы управления предприя