57329

Понятие социальной общности, общества и социума. Стратификация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля общественные административные и правовые. Как элемент социального управления социальный контроль функционирует по принципу обратной связи реагируя наиболее остро на возрастание...

Русский

2014-04-11

31 KB

3 чел.

Урок 5 Понятие социальной общности, общества и социума .Стратификация

Социальная общность - совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия - социального, политического, производственного, культурного или этнического (нации, партии, общественные и производственные организации, культурные общества и т. п.).

Социальные общности можно разделить на виды. Наиболее общими, из которых являются классы, слои и группы.

 

Все социальные общности интегрированы в социум. Социум (от лат. socium - общее, совместное) - устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.

Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этос - культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами. На отдельные ситуативные социально значимые обстоятельства индивид реагирует как существо социально детерминированное.

Общество - социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой.

В составе общества различаются групповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.

Массовые общности не имеют четких границ, их функционирование ситуативно обусловлено, а состав - разнороден, структурно не организован. Это участники широких движений, аудитории средств массовой информации, потребители так называемой массовой культуры, массовых товаров и услуг, разнообразные любительские объединения (поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд и т. п.).

Различаются большие и малые, устойчивые и импульсивные, сгруппированные и несгруппированные, контактные и дисперсные социальные общности.

Социальные общности являются носителями различных ценностных представлений и норм поведения, выступают как субъекты социокультурной деятельности. В каждой социальной общности наряду с общечеловеческими ценностями существуют устойчивые представления о нормах группового поведения, свои обычаи и нравы. Существуют определенные пределы выхода за рамки общепринятого поведения, охраняемые социальным контролем.

Социальный контроль - система способов воздействия социальных групп и общества на личность с целью регуляции ее социально значимого поведения на основе социальных норм. Социальный контроль обеспечивает стабильность социальной системы. С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля - общественные, административные и правовые.

Как элемент социального управления, социальный контроль функционирует по принципу обратной связи, реагируя наиболее остро на возрастание социального отклонения. В зависимости от интенсивности социального отклонения общество или социальная группа принимают положительные или отрицательные социальные санкции. Эффективность санкций зависит от их адекватности и дифференцированности. Чем менее развита социальная группа, тем больший удельный вес приобретают в ней отрицательные санкции-наказания. Высокий уровень социального развития группы характеризуется сформированностью у членов группы механизма самоконтроля, их интегрированностью в данной группе и в социуме

Наряду с широким применением механизма власти социальный контроль осуществляется и по неформальным каналам - через формирование соответствующего общественного мнения, возвышение тех или иных социальных ценностей с помощью средств массовой коммуникации.

Социальные группы, в которые входит формирующаяся личность, выступают в качестве одного из решающих условий формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе. Однако требования социума могут быть для личности лишь внешними требованиями. Личность выходит из-под социального контроля, если контроль не взаимодействует с ее самосознанием. Социальная группа не только налагает санкции социального контроля, но и формирует соответствующее самосознание личности. Каждая из референтных (значимых для личности) групп так или иначе влияет на формирование личности. Положительное влияние группы на личность возникает в том случае, если группа функционирует на основе позитивных социальных норм и ценностей, а отдельные члены группы являются носителями духовных ценностей, если вся жизнедеятельность группы стимулирует проявление положительных качеств личности, если адекватные реакции группы позволяют личности давать правильную самооценку.

У социализированной личности происходит интериоризация (от лат. interior - внутренний; переход извне внутрь) социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации;. В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на "высшие", "средние" и "низшие" классы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54180. Метод розмірностей 342 KB
  Однак виявляється що метод розмірностей може бути використаний не тільки і не скільки для перевірки правильності розвязку поставленої задачі але й для виведення з точністю до константи невідомих співвідношень між фізичними величинами. 1 Основним фундаментальним підходом методу розмірностей є те що будьяку таку функцію ми можемо представити у вигляді наступного виразу y = C x1α x2β x3γ xnω 2 де C безрозмірна константа;...
54181. Як вчити школярів V-V1 класів розв’язувати задачі 101.5 KB
  Звичайно мова йде не про вправи тренувального характеру а про нестандартні завдання пошук рішення яких складає важливий компонент доступної дітям математичної творчості. Перш за все слід врахувати що навчитися вирішувати завдання школярі зможуть лише вирішуючи їх. Якщо ви хочете навчитися плавати то сміливо входите в воду а якщо хочете навчитися вирішувати завдання то вирішуйте їх пише Д. Рішення будьякого досить складного завдання вимагає від учня напруженої праці волі й наполегливості які найбільш сильно проявляються тоді...
54182. Становление элементов культуры в эпоху верхнего палеолита 37 KB
  Координаты вектора Чтобы найти координаты вектора нужно из координат конца вычесть соответственные координаты начала. Абсолютная величина вектора модуль вектора длина вектора Длина вектора равна корню квадратному из суммы квадратов его координат. Равные вектора Векторы равны если равны их соответственные координаты и наоборот. б Условие коллинеарности векторов Если два вектора коллинеарны то их соответственные координаты пропорциональны и наоборот.
54183. Теоретические аспекты коррекционно-воспитательной работы на уроках математики 122 KB
  Коррекционно-воспитательная работа это система комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности ей подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных знаний умений и навыков. Описание опыта Для изучения причин неуспеваемости и планировании коррекционной работы с учащимися предлагаю использовать аналитическую схему которую заполняют учителя медсестра психолог классный руководитель в процессе бесед с учащимися на каждого...
54184. ПРОГРАМА факультативного курсу з математики для учнів 10-11 класів універсального профілю ЗНЗ «Довузівська підготовка з математики» 170.5 KB
  Поглиблення реалізується на базі вивчення методів і прийомів розвязування математичних задач які потребують застосування високої логічної та операційної культури розвиваючих науковотеоретичне і алгоритмічне міркування учнів. МЕТА КУРСУ: розвиток математичних здібностей учнів; формування алгоритмічного мислення та високої логічної культури; вироблення навичок самостійної роботи при розвязуванні задач; перенесення засвоєних знань на розвязування складних та нестандартних задач; якісна підготовка до незалежного зовнішнього...
54185. Развитие логического мышления на уроках математики 139.5 KB
  Упражнение Добавь слово Первый ученик называет слово второй называет слово первого и добавляет своё слово третий называет слова первого и второго и добавляет своё слово и т. изначальное умение обеспечивающее сознательное отношение к письму мотивирующее обращение к правилу к словарю.
54186. Обобщение и систематизация знаний по теме «Квадратичная функция» 316 KB
  Способствовать формированию навыков применения алгоритмов построения графиков квадратичной функции решения неравенств второй степени графическим способом методом интервалов c помощью программы dvnced Grpher. Учитель сообщает что цель урока систематизация знаний по теме Квадратичная функция формирование умений построения графиков квадратичной функции и решения неравенств второй степени графическим способом и методом интервалов. Домашнее задание 1Построить график квадратичной функции Y= x 2x 3 Решение DY:x R EY:...
54187. Геометричні фігури (математична народна казка) 1.41 MB
  Козак Мамарига ведучий і різні геометричні фігури жителі казкового села: Точки Відрізок Пряма Промінь хазяйка казкового палацу Геометрія Кути гострий прямий і тупий Бісектриса Трикутник. Квадрат і трикутник. Трикутник показує своє зображення і продовжує. Я найпростіший з багатокутників.
54188. Решение неравенств второй степени с одной переменной.(9 класс) 5.3 MB
  Ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, дать определение. Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции. Сформировать умения решать неравенства данного вида.