57392

«Однажды в Древнем Риме…» Урок-проблема с элементами театрализованного представления

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Создать у обучающихся образное представление об особенностях цивилизации Древнего Рима через ролевые мини-сюжеты для более полного погружения в историческую эпоху, более глубокого понимания и осмысления жизнедеятельности римлян.

Русский

2014-04-11

65.5 KB

12 чел.

«Однажды в Древнем Риме…»

                                           Урок-проблема с элементами театрализованного представления.

5 класс

Учитель высшей категории

Вильданова Эльвира Рашитовна

Март. 2012 год.

 

«Однажды в Древнем Риме…»

                                           Урок-проблема с элементами театрализованного представления.

5 класс. Модуль 4. Империя эллинов и римлян. Тема 7. Цивилизация Древнего Рима.

Цель урока: Создать у обучающихся образное представление об особенностях цивилизации Древнего Рима через ролевые мини-сюжеты для более полного погружения в историческую эпоху, более глубокого понимания и осмысления жизнедеятельности римлян.

Задачи: - формирование познавательного интереса обучающихся через активную учебно-ролевую деятельность;

- развитие воображения и творческого подхода к выполнению нестандартных заданий по предмету;

- отработка навыков образно-речевой подачи исторических фактов, умения логично рассуждать и формулировать мысль, давать оценку событиям в ходе театрализованной игры.

Оборудование: план распределения ролей и последовательность выступления, элементы костюмов данной эпохи, музыкальное сопровождение, схема «Управление в Римской республике», иллюстрация «Древний Рим», Слайды, раздаточный материал с вопросами и заданиями.

Основные понятия темы: Римская республика, сенат, плебеи, патриции, консул, народный трибун, «вето», кандиды,легион, легионеры.

Подготовительный этап.

1.Класс делится на 5 творческих групп, которые получают ролевые задания и готовят костюмы к представлению ролевых мини-сюжетов:

- основание Рима;

- жители Рима;

- заседание в римском Сенате;

- выборы римских консулов;

- выступления римских историков.

2. Консультация учителя при подготовке ролей, костюмов и последовательности выступлений.

3. Подбор демонстрационного учебного материала, слайдовой презентации и музыкального оформления, подготовка и оформление кабинета истории к уроку.

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие учащихся. Проверка подготовленности обучающихся к уроку. Организация внимания.

2.Вводное слово учителя: тема, цель и задачи урока. (Слайд №1)

  Сегодня необычный урок под названием «Однажды, в Древнем Риме…». Нас ждет увлекательное театрализованное представление и мы сможем увидеть некоторые особенности Древнеримской цивилизации через ролевые мини-сюжеты, подготовленные творческими группами. В ходе урока вам предстоит ответить на главные вопросы, выполнить творческие задания, дать собственную оценку особенностям римской цивилизации и подвести итоги по заданной проблеме.

Проблема урока: Чем могли гордиться древние римляне? (Слайд №2)

3. Погружение в историческую эпоху. (Звучит музыка. Слайд №3: «Древний Рим»-историческая карта.)                                    

- «Однажды, еще в 8 веке до н.э., на некий полуостров заселились индоевропейские племена. Земля и климат там были очень благоприятными для жизнедеятельности людей…»

  Выступление 1 творческой группы-«Историки». (см. в приложении)

Задание №1.

На каком полуострове расположен Рим?

Какие племена (народы) населяли Италию?

Чем занимались римляне?

(Слайд №4-«Капитолийская волчица»)

- «Однажды в одном из городов на левом берегу Тибра, где жили латины, правил царь Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь его – Рею Сильвию насильно сделал весталкой – жрицей богини огня и домашнего очага Весты. Отныне юная Рея должна была жить при храме Весты и подбрасывать дрова в очаг богини. Как и другим весталкам, ей запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако не прошло и года, как Рея родила двух мальчиков…» А что произошло дальше, нам поведают наши «актеры».

   Выступление 2 творческой группы – «Ромул и Рей. Основание Рима».

  

Задание №2.

Что случилось с братом Ромула – Ремом?

В каком году был основан город Рим? Показать на карте город Рим.(настенная карта)

(Слайд №5-«Город Рим»)

 - В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах: Палатин, Авентин, Капитолий, Целий, Виминал, Квиринал, Эсквилин.

(Слайд №6-«Лента времени»)  

Задание №3.

Задача: сейчас 2012 год, Рим основан в 753году до н.э. Сколько лет сейчас Риму? Определите по ленте времени.

                                                                   

                                    753 г. до н.э.                                                                                      2012 г.н.э.

               ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

(Слайд №7-«На форуме жители Рима»)

- «Однажды на форуме, торговой площади Древнего Рима, собрались люди. Кто они и о чем они хотят нам рассказать?»

 Выступление 3 творческой группы – «Жители Рима».

Задание №4.

Какие слои населения жили в Древнем Риме?

Кому принадлежала высшая власть до установления республики?

(Слайд №8-«Заседание Сената»)

-«Однажды, рано утром у здания Сената собралось очень много римлян. Они громко обсуждают последние новости и терпеливо ждут…Кого и зачем?...»

  Выступление 4 творческой группы – «Заседание в римском Сенате».

 

Задание №5.

Кто главные герои в представленном ролевом сюжете?

О каком событии шла речь?

Какое слово произнес народный трибун на заседании Сената?

Какое решение принял Сенат?

(Слайд №9-«Выборы консулов»)

- «Шло время. Менялась жизнь римлян. Плебеи боролись за свои права, патриции и трибуны заседали в Сенате, выбирали консулов и других должностных лиц для управления Римом…»

 Выступление 5 творческой группы – «Выборы консулов».

Задание №6.

Кто мог стать консулом в Риме?

Когда и как проходили выборы консулов?

Какие выборы прошли в России 4 марта 2012 года?

Как вы думаете, есть ли определенное сходство выборов должностных лиц в Древнем Риме и в современной России?

- Итак, мы подошли к самому главному вопросу нашего урока – Какая форма правления установилась в Риме в 6 веке до н.э.?

Задание №7.

Соберите «распавшуюся мозаику». Что получилось?  Ответ поясните. (работа у доски)

- В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ? ДАЙТЕ СОБСТВЕННУЮ ОЦЕНКУ.

 

(Слайд №10-схема «Римская республика»)

Задание №8.

(Слайд №11. Проблема урока: Чем могли гордиться римляне?)

Сделайте выводы по проблеме урока: Чем могли гордиться римляне?  

 

(Слайд №12)

Вывод : Римляне могли гордиться установлением республики – демократической формы правления, что означало участие всех граждан в управлении государством через выборы должностных лиц.

Данная форма правления стала важным наследием для современных государств.

- История Древнего Рима на этом не заканчивается. Еще много интересного о ней предстоит нам узнать на следующих уроках.

- Всем участникам творческих групп, создавшим исторические образы и великолепно сыгравших роли, спасибо!

- Они заслуженно получают оценки «5», а также все самые активные ученики, давшие правильные ответы на вопросы и задания урока, получают оценки «5» и «4».

(Слайд №13)

Домашнее задание:  Параграф №37 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу.                                                          

 Индивидуальное задание: выполнить рисунки – «Народный трибун», «Сенатор», «Консул» (на выбор).                              

                                  

 

 

                                                        Вопросы и задания к уроку «Однажды в Древнем Риме…»

Задание №1.

На каком полуострове расположен Рим?

Какие племена (народы) населяли Италию?

Чем занимались римляне?

Задание №2.

Что случилось с братом Ромула – Ремом?

В каком году был основан город Рим? Показать на карте город Рим.

Задание №3.

Задача: сейчас 2012 год, Рим основан в 753году до н.э. Сколько лет сейчас Риму? Определите по ленте времени.

                                                                   

                                    753 г. до н.э.                                                                                      2012 г.н.э.

               ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Задание №4.

Какие слои населения жили в Древнем Риме?

Кому принадлежала высшая власть до установления республики?

Задание №5.

Кто главные герои в представленном ролевом сюжете?

О каком событии шла речь?

Какое слово произнес народный трибун на заседании Сената?

Какое решение принял Сенат?

Задание №6.

Кто мог стать консулом в Риме?

Когда и как проходили выборы консулов?

Какие выборы прошли в России 4 марта 2012 года?

Как вы думаете, есть ли определенное сходство выборов должностных лиц в Древнем Риме и в современной России?

Задание №7.

Соберите «распавшуюся мозаику». Что получилось?  Ответ поясните. (работа у доски). В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

Задание №8.

Сделайте выводы по проблеме урока: ЧЕМ МОГЛИ ГОРДИТЬСЯ РИМЛЯНЕ?

Исторические роли

4 историка: Тит Ливий, Веллей, Светоний, Марий

Ромул и Рем

Мессурий (патриций)

Сифакс (плебей)

Цинний (ликтор)

Тарквиний (царь)

Киней (посол)

Фабриций (народный трибун)

Аппий (консул)

Теренций (богатый патриций)

Энний (богатый плебей)

Фуллий (1 консул)

Овидий (2 консул)

Сципион (легионер)               

                                                         

Сценарий

1 творческая группа

1 историк. «Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией-«страной телят» в переводе с греческого. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере Италии-Альпийские горы. С юга , с востока и с запада Италия омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским».

2 историк. «Через полуостров тянется горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, удобные для жизни людей. Здесь благодатный, теплый климат, плодородные почвы. Поэтому, народы (племена), населявшие эту территорию занимались земледелием: выращивали пщеницу, рожь, виноград. На севере, в горах было много полезных ископаемых: металлы, строительный камень.

 

2 творческая группа

Рем. -Я-Рем!

Ромул. -Я-Ромул! Отец наш-сам Бог войны!                                                                                                                                  

Рем.- Мы сыновья Реи Сильвии – дочери царя Нумитора! Злой и завистливый Амулий захватил власть в племени латинов.

Ромул. – Жестокий Амулий велел утопить нас в реке Тибр. Но нас спасла волчица, накормив своим молоком.

Рем. – Пастух и его жена нашли нас у берега Тибра и принесли домой.

Ромул. – Они дали нам имена – Ромул и Рем, воспитали нас сильными и отважными.

Рем.- Мы выросли, собрали войско, захватили соседние земли.

Ромул. – И основали в 753 году до н.э. город Рим.

                                                                  3 творческая группа.

Сципион.– Я – доблестный и храбрый легионер Сципион! Я стою на страже Рима и всей Италии! Римский легион непобедим! Очень скоро Рим пойдет войной на Карфаген. Нам нужны земли, богатства, слава и власть!

Мессурий. – Я – Мессурий! Потомок древнейших жителей Рима. Нас называли патрициями. Только патриции могли принимать участие в управлении Древнейшим Римом.

Сифакс. – Я – Сифакс! Переселенец из другой области Италии. Нас, переселенцев, называли плебеями. Мы не имели права участвовать в управлении Римом, хотя несли военную службу в римском легионе и сражались бок о бок с патрициями. Долго мы боролись за право участия в управлении.

Цинний. – Я – ликтор Цинний, телохранитель царя Тарквиния! На плечах у меня связка прутьев и топорик для того, чтобы наказывать по приказу царя всех провинившихся!

Тарквиний. – Я – Тарквиний Гордый! Так прозвали меня римляне за непримиримый и беспощадный нрав. (обращается к плебею) - «О, жалкий плебей Сифакс! Я велю ликтору отрубить тебе голову за непослушание!» (обращается к патрицию) – «А. тебя, патриций Мессурий, я велю высечь прутьями за неуплату налога в казну!»

3 историк. – Римляне в 510 году до н.э. подняли восстание и изгнали из Рима Тарквиния Гордого – злого и жестокого правителя. Римляне тогда поклялись не выбирать больше царей и установить новое правление – Республику.

                                                               4 творческая группа

Цинний (ликтор) – Расступитесь! Дайте дорогу сенаторам! Не стойте на пути!

Киней (посол) – Я только что выступил перед сенаторами от имнеи моего правителя Пиррея – царя греческих колоний в южной Италии. Царь Пиррей требует от вашего Сената вернуть независимость греческим городам в Италии, а взамен он обещает прекратить войну.

Фабриций (народный трибун). – Я молча слушал выступление посла Кинея. Сенаторы одобрили его предложение от имени царя Пиррея. Но я подумал, что такое решении Сената не понравится плебеям. Тогда я встал и произнес только одно слово…

Аппий Клавдий (сенатор). – Когда я услышал это слово из уст народного трибуна, то понял, что не одинок в своем решении – армия Рима должна сражаться до конца! Я обратился к присутствующим: «Сенаторы! Слушая ваши речи, я жалею, что только слеп, а не глух к тому же.Не делайтесь посмешищем! Надо продолжать войну. Пока Пирр в Италии, с ним надо воевать, а не дружить!»

 

5 творческая группа

4 историк. – Я много странствую по свету. И вот я оказался в Риме. Сейчас я наблюдаю, как проходят выборы консулов. Оказывается, каждый год летом на Марсовом поле, за городскими стенами, собираются граждане Рима. Громко звучат трубы, взивается красный флаг на берегу Тибра в знак того, что Риму ничто не угрожает и можно начинать голосование. Консулом в Риме с 444 года до н.э. может стать каждый гражданин – и богатый и бедный из рода патрициев или плебеев. Но за исполнение должностей государство денег не платит, а значит, только богатые граждане могут победить на выборах консулов. Но это не просто! Всеми способами надо привлечь на свою сторону избирателей.

Теренций (богатый патриций). – Мой дом открыт для всех желающих! Я богат! Я буду защищать ваши интересы! Если выберете меня, то каждому из вас во дворе приготовлен вкусный обед!

Энний (богатый плебей). – А ко мне в дом приходите в любое время, получите вдоволь и вина, и хлеба, и овощей! А у кого рваная одежда – получите новую одежду!

1 историк. – Этим богачам не повезло! Их не выбрал народ, ведь нашлись более богатые кандидаты в консулы.

Фуллий (1 консул). – Это было здорово! Граждане Рима  выбрали меня! Ради этой победы стоило бороться. Я достиг цели! Я – Фуллий, из богатого рода патрициев, клянусь править от имени граждан Рима!

Овидий (2 консул). – Мои избиратели получили таблички, на которых написали мое имя и опускали эти таблички в особые корзины. Когда подсчитали голоса, оказалось – я выиграл! Я – Овидий, из рода богатых плебеев, клянусь быть справедливым и честным правителем!

1 историк. – Я заметил, что консулы ходят в белых тогах - кандидах – это означало, что совесть консула также чиста, как этот наряд!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52993. Найрозумніший (інтелект-шоу з фізики) 127.5 KB
  Стан механічної системи при якому дія на систему зовнішніх сил не викликає взаємного тиску частинок цієї системи називається: 1. Електричний струмом називається: 1 процес хаотичного руху заряджених частинок; 2 процес безперервного руху заряджених частинок; 3 процес напрямленого руху заряджених частинок. Фізична величина яка чисельно рівна добутку швидкості V руху на час t протягом якого він відбувався називається: 1 переміщенням; 2 траєкторією; 3 шляхом; 7. Пристрій який перетворює електричну енергію в енергію обертального руху...
52995. Физкультминутки на уроках русского языка в 5 – 9 классах 164.5 KB
  Когда эти буквы будут обозначать 1 звук вы поднимете голову вверх хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Встаньте ровно руки опущены. Когда вы услышите синонимы поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите слово которое пишется с двумя н поднимите руки вверх.
52996. Педагогічний контроль виконання домашніх завдань з фізичної культури 275 KB
  Пропаную добірку вправ, які можуть послужити змістовним наповненням домашніх завдань. Їх виконання не потребує специфічного обладнання та інвентарю, зате забезпечує ефективний розвиток сили, координації рухів, витримки та витривалості. Додаю також нормативи педагогічного контролю виконання домашніх завдань...
52997. Фізкультурно-оздоровчі заходи для учнів молодших класів у режимі навчального дня школи: малі форми активного відпочинку 123 KB
  До цих традиційних заходів додаються психокорекційні: психогімнастика кінесіологічні вправи та ін. Короткочасні фізичні вправи та ігри в процесі уроків і виконання домашнього завдання сприяють підтриманню активної уваги і підвищують працездатність на заняттях. Основні вимоги до вибору вправ до малих форм активного відпочинку: мають відповідати віковим особливостям учнів бути простими цікавими та доступними мати ігровий характер бути зручними для виконання на обмеженій площі емоційними й досить інтенсивними; мають бути знайомі...
52998. Сценарій фізкультурно-оздоровчого Свята «Відкриття шкільної спартакіади» 376 KB
  Ведучий 1: Ми запрошуємо вас в країну шкільної Спартакіади. Ведучий 2: Шановні учні школи. Ведучий 1: Символом Олімпійських ігор є п`ять олімпійських кілець. показовий виступ художньої гімнастики Ведучий 2: Школа До виносу Олімпійського прапора струнко Винос прапора.
52999. Рухливі ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня 110 KB
  Світ ігор дуже різноманітний: рухливі сюжетні народні рольові спортивні імітаційні командні групові ігриестафети ігриконкурси ігризабави ігризмагання тощо. Найкращими ліками для дітей від рухового голоду є рухливі ігри. Ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня використовуються для гармонійного поєднання розумових фізичних та емоційних навантажень загального комфортного стану.
53000. Застосування методу колового тренування на уроках фізичної культури 495.5 KB
  Анотація Методична розробка комплексів колового тренування на уроках фізичної культури у 511 класах яка містить основні вимоги та набір фізичних вправ для комплексів колового тренування. Одним із сучасних методів організації і навчання учнів на уроці є метод колового тренування який запроваджується в школах нашої країни з 1966 1967 років. Колове тренування виникло як організаційнометодичний метод виконання фізичних вправ що спрямовані на комплексний розвиток рухових якостей учнів.
53001. Использование инновационных технологий на уроках физкультуры 409 KB
  Данное упражнение развивает: скоростно-силовые качества мышцы и связки ног укрепляет мышечно-связочный аппарат голеностопного сустава. Упражнение воспитывает: а организованность; б синхронность; в групповую совместимость командные качества. На уроках физической культуры практикуем как подготовительное разминочное прыжковое упражнение легкая атлетика гимнастика спортивные игры. Упражнение развивает: а ловкость.