57396

Геологическое строение и полезные ископаемые Вологодской области

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: завершение работы по формированию знания и выработке умения определять взаимосвязи геологического строения и полезных ископаемых на примере Вологодской области.

Русский

2014-04-11

222 KB

18 чел.

Пояснительная записка

Урок «Геологическое строение и полезные ископаемые Вологодской области» является логическим продолжением изучения данной темы в курсе география России. В тематическом планировании курса «География Вологодской области» он является вторым и с него начинается изучение природы края. Целью данного урока будет завершение формирования знания и выработке умения определять взаимосвязи геологического строения и полезных ископаемых. Образовательная задача определяется основным содержанием урока и направлена на завершение формирования знаний о геологическом строении и полезных ископаемых. Воспитательные задачи способствуют раскрытию и углублению знаний о рациональном использовании полезных ископаемых и экологических особенностях территории области. Важной задачей является поддержание интереса к изучению геологии через исследования знаменитых ученых. Развивающие задачи способствуют продолжению формирования общеучебных умений и навыков при работе с разными источниками информации. Методы и приемы работы (с картой, с учебником, эвристическая беседа и т.д.) помогают не только вспомнить достаточно трудные вопросы, связанные с геологическим строением, но и способствуют развитию мышления, облегчают восприятие абстрактной информации. Использование графического метода и составление динамической модели улучшает запоминание учебного материала и облегчает процесс рефлексивного контроля (географический марафон в конце урока можно проводить с опорой на рисунки-конспекты). Урок строится на принципах личностно-ориентированного обучения, системности, продуктивности обучения. Комплексность процессов человек-природа отражен в ходе урока через практикоориентированные вопросы и задания. Деятельность организована таким образом, что у учащихся складывается ощущение самостоятельности изучения материала. Это приводит к ситуации успеха, которая закрепляется в процессе рефлексии. Результатом такой деятельности является повышение мотивации к изучаемой теме и географии в целом, а также желание разобраться в дополнительных сверхпрограмных вопросах (практических и научных). Материал урока дает возможность заняться индивидуальным исследованием в вопросах геологии, экологии, перспективах разработки и использования полезных ископаемых.

Урок

по теме «Геологическое строение и полезные ископаемые Вологодской области»

Цель: завершение работы по формированию знания и выработке умения определять взаимосвязи геологического строения и полезных ископаемых на примере Вологодской области.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания и выработать умение определять взаимосвязи геологического строения и полезных ископаемых Вологодской области.

Воспитательные: 

  •  повысить познавательный интерес к пониманию взаимосвязи исторического времени с современным использованием территории;
  •  показать примеры рационального использования минеральных ресурсов;
  •  способствовать экологической подготовке учащихся;
  •  формировать чувство патриотизма через знакомство с деятельностью В.П. Амалицкого.

Развивающие:

  •  научиться применять полученные знания в практической деятельности;
  •  закреплять умение использовать прием наложения при работе с различными источниками информации;
  •  отрабатывать умение самостоятельной работы по различным источникам информации, контролировать время работы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, объяснять процессы и взаимосвязи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: §6-7 учебника, рис. 12-17, атлас стр.20-22, 26. Дополнительные сведения об особо охраняемых территориях.

Ход урока:

  1.  Организационный момент (1 мин)
  2.  Введение (2 мин)

В одно и тоже геологическое время на всей Земле животный и растительный мир был одинаков. Сейчас это доподлинно известно, а в 19 веке это вызывало много споров. Казалось невероятным, что далеко на севере  когда-то развивалась флора и фауна, типичная для южного полушария. Русский геолог Владимир Прохорович Амалицкий предположил, что если в пермских отложениях Южной Африки было найдено множество останков древних земноводных и пресмыкающихся, то такие же отложения должны быть и на севере. Утверждения Амалицкого казались его современникам фантастическими. В 1898 году начались первые в истории русской палеонтологии исследования. На утлых суденышках тяжёлые спуски вниз по Малой Северной Двине, глушь, холод, дожди, тучи комаров. Исследуя песчаные линзы пермских отложений на Сухоне и Северной Двине, В.П. Амалицкий открыл богатейшие залежи звероподобных ящеров в удивительной сохранности. Из недр земли были излечены кости диковинных доисторических наземных животных не только известных, но и неизвестных науке того времени. В.П. Амалицкий на правах первооткрывателя дал им названия котлассия, двиния, двинозаврия, иностранцевия. Результаты исследований превзошли все ожидания и произвели сенсацию в научном мире. Находки были названы «национальным сокровищем», а учёный В.П. Амалицкий получил мировую известность. Почему же геолог В.П. Амалицкий решил произвести раскопки на территории именно Вологодской области? Как вы считаете, рассмотрение каких вопросов поможет нам найти ответ? (этап целеполагания: нужно познакомиться с тектоническим и геологическим строением).

У.: какое практическое значение имеет изучение геологического строения?

(одним из ответов должен быть нахождение полезных ископаемых)

У: Таким образом, давайте сформулируем цель сегодняшнего урока? (знакомство с тектоническим, геологическим строением и полезными ископаемыми Вологодской области)

  1.  Актуализация знаний. (1 мин) Назовите, на какой тектонической структуре расположена Вологодская область (на платформе). Вспомните строение платформы (кристаллический фундамент + осадочный чехол).
  2.  Изучение нового материала. (35 мин)

У.: Проанализируйте рис. 12 (стр. 24) и сделайте выводы (глубина залегания фундамента на территории области различна, глубина увеличивается с северо-запада на юго-восток).

У.: Сегодня на уроке мы составим рисунок-конспект, показывающий взаимосвязь между геологическим строением и полезными ископаемыми на территории области. Мы установили особенность тектонического строения Вологодской области. Давайте это изобразим в тетради. (Учитель рисует на доске или показывает изображение тектонической структуры на слайдах презентации, а учащийся моделируют ее в тетради)

Рисунок 1.

У.: используя §6, стр. 24-26, дополните рисунок новыми данными о строении кристалического фундамента (учащиеся дополняют модель данными о скорости движения блоков, о сейсмичности территории, глубине залегания фундамента).

Рисунок 2.

У: Наклон поверхности фундамента к юго-востоку области определил увеличение в том же направлении мощности осадочного чехла, состоящего из осадочных пород разного возраста. По рис.14 стр. 27 определите возраст дочетвертичных  пород, слагающих осадочный чехол области. Сделайте вывод о направлении отступления моря с территории Вологодской области (в разных частях области различный возраст дочетвертичных пород, в палеозое освободились от моря северо-западные территории области, а в мезозое юго-восточные, море отступало с северо-запада на юго-восток).

У: Давайте нанесём эту информацию на наш рисунок

Рисунок 3

У: Итак, мы выяснили, что на территории области на поверхность выходят породы разного возраста. Известно, что в геологические периоды создавались условия для образования различных горных пород, многие   из которых являются полезными ископаемыми.

Используя  §6 стр.26-28, дополните рисунок набором полезных ископаемых, характерных для каждого геологического периода, применив условные обозначения легенды карты на стр31. Сформулируйте вывод о причинах формирования осадочных полезных ископаемых в разное геологическое время (трансгрессия моря, ледник).

Рисунок 4

У: Наша область уникальна тем, что на поверхность выходят слои разного возраста. Некоторые из отложений  являются уникальными геологическими памятниками, находящимися под охраной государства. Давайте послушаем сообщения учащихся о трех из них (Аристово, Андомская гора, Опоки с использованием презентации или наглядности в приложении № 1).

У: Сделаете вывод о взаимосвязи между историей формирования, строением и полезными ископаемыми на территории области (Платформа  Равнина  осадочные полезные ископаемые)

У: Почему многие горные породы называются полезными ископаемыми? (т.к. используются человеком в хозяйственной деятельности)

У: Давайте выясним, как используются полезные ископаемые нашей области.

Читая §7 стр.30-33, заполните таблицу.

Название полезного ископаемого

Расположение

Где используется

Известняк

Вытегорский, Бабаевский, Чагодощенский районы

- производство гашеной известисиликатный кирпич;

- подкормка скота и птицы;

- известкование почв;

- в доменном производстве Северстали

Сероводородные минеральные воды

Междуречье рек Мологи и Суды

- лечение сердечно-сосудистых заболеваний и ревматизма

Минеральные краски

Вытегорский район

- изготовление сухой охры

Сульфатные кальциевые воды

Вологодский, Белозерский, Бабушкинский и др. районы

- лечение заболеваний желудка, печени, мочевого пузыря

Соленые воды

Вологодский район, санаторий «Новый источник»

- лечение ревматизма, болезней сердца и нервной системы

Хлоридные натриевые воды

Тотемский район

- лечение ревматизм, артрит, туберкулез костей, нервные и др. заболевания

Глины

Вологодский, Грязовецкий, Сокольский районы

- производство кирпича

Валунно-гравийно-песчаный материал

Череповецкий, Шекснинский районы

- производство низкосортного бетона и дорожно-строительные работы

Стекольные и строительные пески

Чагодощенский, Бабаевский и Кадуйский районы

- производство стекла, силикатного кирпича

Торф

Молого-Шекснинская низменность

- удобрения

У: Полезные ископаемые какого происхождения преобладают на территории Вологодской области?

У.: Как вы думаете, при таком тектоническом и геологическом строении могут ли добываться полезные ископаемые магматического происхождения? Если да, то почему и где?

У.: А может ли на территории Вологодской области добываться нефть?

  1.  Закрепление изученного в форме географического марафона (рефлексия) (7мин)
  2.  Как изменяется на территории области глубина кристаллического фундамента?
  3.  Какого возраста кристаллический фундамент?
  4.  В каком направлении отступало море с территории области?
  5.  Какие полезные ископаемые могут залегать в фундаменте платформы?
  6.  Почему на территории Вологодской области возможны землетрясения?
  7.  Какой силы на территории области было зафиксировано землетрясение?
  8.  Какая часть области освободилась из под древнего водоема раньше?
  9.  Почему на территории области преобладают осадочные полезные ископаемые?
  10.  Назовите полезные ископаемые наиболее характерные для нашей области.
  11.  В какой части области наиболее распространены известняки?
  12.  Какие процессы могут быть связаны с распространением известняков?

Это один из вопросов нашего следующего урока.

Литература:

  1.  География Вологодской области. Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ/Под ред. Е.А. Скупиновой, О.А. Золотовой. – 8-е изд. переработ. и доп. – Вологда: Учебная литература, 2005. – 240 с.: ил.
  2.  Знаете ли вы свой край? Сост. П.К. Перепеченко. – Северо-Западное книжное издательство. - 1969. – 192 с.
  3.  Золотова О. А. Колесова М.Л. Работа с картами на уроках географии. Учебное пособие/ Под редакцией Е.А. Скупиновой //Национально-региональный компонент в содержании образования: Сер. «География Вологодской области». – Вологда: Учебная литература, 2006. – 56 с.
  4.  Книга для чтения по географии Вологодской области. Для учащихся 6-9 классов / Под общ. ред. С.Н. Прасловой. Вологда: изд-во Вологодского ИПК и ППК.- 1993. -159 с.
  5.  Осьминский Т.И., Озеринин Н.В., Брусенский И.И. Очерки по истории края (Вологодская область). Вологда: Вологод. кн. изд., 1960. – 455 с.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27411. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 25.5 KB
  Познавательные УУД: общеучебные логические постановка и решение проблемы.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности;формы уд для формирования ууд: учебное сотрудничество творческая проектная учебноисследовательская деятельность контрольнооценочн и рефлексивная Д Познават общеучебные ууд...
27412. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии 26.5 KB
  Коммуникативные УУД: ‒ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели функций участников способов взаимодействия; ‒ постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ‒ разрешение конфликтов выявление идентификация проблемы поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта принятие решения и его реализация; ‒ управление поведением партнёра контроль коррекция оценка его действий; ‒ умение с полно и точно выражать мысли в соответствии с...
27413. Сравнительная характеристика современных программ и учебно-методических комплектов по технологии для начальной школы с учетом требований ФГОС НОО 32 KB
  УМК Перспективная начальная школа практикоориентированная направленность содержания обучения; применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами для решения технических и техно логических задач применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. УМК Гармония; УМК Классическая начальная школа; Учебники из серии Маленький мастер Издательство АСТПРЕСС ШКОЛА; учебники образовательной системы Школа...
27414. Формирование культуры труда у младших школьников на уроках технологии 29 KB
  КУЛЬТУРА ТРУДА комплексная качественная характеристика состояния труда. Включает рациональную организацию труда благоприятные условия труда использование передовых технологий высокий профессионализм работника партнерские отношения между участниками совместного труда. способствует: сохранению здоровья работника; развитию чувства удовлетворенности трудом хорошего настроения интереса и активности при выполнении работы; росту профессиональной квалификации; профессиональной и личной самореализации; освоению рациональных приемов труда новой...
27415. Конструирование и его организация на уроках технологии в начальных классах 33 KB
  Модель и моделирование техническое моделирование и конструирование на уроках технологии получают первоначальные сведения о моделях машинах знакомятся с технической терминологией производством рабочими профессиями. Конструирование по образцу предлагают образцы построек = обеспечивается прямая передача детям готовых знаний способов действий основанная на подражании. Конструирование по условиям определяют условия которым постройка должна соответствовать. начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий...
27416. Проектирование/моделирование, организация и методика проведения интегрированных уроков в процессе обучения искусству 36 KB
  Уроки художественноэстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития художественной культуры обучающихся. На протяжении работы в школе в качестве учителя изобразительного искусства хотелось сделать уроки искусства более эмоциональными запоминающимися и плодотворными а главное заинтересовать обучающихся вызвать желание творить. Проникновение современных технологий в образовательную практику в том числе и в уроки искусства открывает новые возможности и перспективы. Интегрированные уроки изобразительного искусства и...
27417. Понятие открытого образовательного пространства как пространства субъектного действия. Модульная система оргформ порождения и становления образовательного пространства в области художественного образования 48.5 KB
  Когда мы говорим о пространстве образования то имеем в виду пространство где формируется образ человека его внутренняя форма. Фомина рассматривает образовательное пространство района как систему управления развитием личности. Автор отмечает что образовательное пространство формируется с помощью целого комплекса направлений деятельности. Под образовательным пространством мы понимаем пространственновременное поле функционирования и развития системы образования как открытой и активной социальной сферы в которой действует своя идеология...
27418. Методика обучения основам синтетических видов искусства (9ый класс). Синтетические искусства и изображение (театр, кино, видео, компьютерные экранные технологии, анимация) 60 KB
  Методика обучения основам синтетических видов искусства 9ый класс. Синтетические искусства и изображение театр кино видео компьютерные экранные технологии анимация. Общая характеристика учебного предмета9 клаcc Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуальнопластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами кино телевидение и др. Именно синтетические искусства непосредственно происходящие от изобразительных являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
27419. Народная художественная культура национальные, этнические формы искусства. Методы и формы приобщения учащихся к многообразию культурного наследия, к региональным (местным) национальным культурам и искусству на уроках ИЗО и во внеклассной работе 46.5 KB
  Виды и формы ДПИ. Методика обучения основам ДПИ в школе и формах дополнительного образования. ДПИ невозможно без художественного творчества так же как невозможно и без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов. Методика преподавания ДПИ основанного на традиционной народной культуре сравнительно молодой раздел методики преподавания образовательной области Технология .