57398

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями быть внимательными к другим отмечать в первую очередь то что нас объединяет - вот что значит быть толерантным. Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества слайд...

Русский

2014-04-11

63 KB

10 чел.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Цели:

  1.  сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  2.  формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  3.  воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  4.  развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  5.  способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Ход урока.

(Слайд №1)

1. Вступление. Слово учителя.
        Здравствуйте! Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В. Солоухин)
        Все мы разные: толстые и худые (слайд №2), блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей (слайд №3): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. (слайд №4)
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часе.  Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества (слайд №5) «Толерантность – путь к миру!».

         Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. (Слайд №6)
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран.

В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
        
        Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
(слайд №7) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
 Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…
     Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения? Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом говорят и результаты последней переписи населения: сейчас в России проживают люди 166 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие - настоящее богатство России. Ведь у каждого народа - своя культура, традиции, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов - все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира - русские. Невозможно представить русскую историю без имен И.В. Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, Н.М. Карамзина, К.А. Тимирязева, С.В. Рахманинова, Б.П. Шереметьева, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, Ф.Ф. Ушакова, А.А. Ахматовой - и у всех у них татарские корни.

А сколько иностранцев верой и правдой служили России, отдавали ей часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что сами себя они считали русскими. Вот, например, непревзойденный знаток русского языка В. Даль не имел ни капли русской крови. Отец - датчанин, мать - немка. «Я русский по духу», - всегда заявлял Даль. «Человек той национальности, на языке которой он думает», - говорил Даль. Такими, русскими по духу, были многие иностранцы. (слайд №8)

Немка Екатерина II, правление которой - целая эпоха в истории России.

Итальянец Растрелли и француз Монферан, знаменитые архитекторы Петербурга.

Немец Крузенштерн, совершивший первое кругосветное путешествие.

Немец Шлиман, который организовал раскопки Трои.

Фонвизин, Лермонтов, Пушкин - потомки иностранцев, которых приютила Россия.

Все они - полноправные участники многовековой и славной русской истории! Все они по праву называли себя русскими. Так что лица русской национальности - это не обязательно чистокровные русские, да таких сейчас, наверное, и не найдешь.

2. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово учителя.
        Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
         (Слайд №9) Толерантность (от лат. Tolerantia  — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
        (Слайд № 10) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

         3. Подготовка к инсценировке «Сказочки о счастье».

        
        - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?
        - Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии….

        - Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. (слайд №11)

         - Почему происходят войны?
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

        - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. (слайд №12)
        
        Мы должны проявлять милосердие!

        
        Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. ?

Есть ли лекарство от национализма, расизма национальной нетерпимости?

(слайд №13)

    Единственное лекарство - это толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям.

 Русские всегда были терпимы к чужой вере и национальности. Эта терпимость поможет нам и сейчас. Главное, чтобы приезжие не оскорбляли наши, русские святыни. (слайд №14)

Решение проблемной задачи: исповедь иммигранта.

       Лекарство - то же, что и во всем мире: толерантность, уважение прав всех народов. И выполнение законов России, по которым национальная нетерпимость - это преступление. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. (слайд №15)


        

4.   Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

  1.  Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
  2.  Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
  3.  Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

5. Тестирование
        А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  1.  Это неважно.
  2.  Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1.  Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2.  Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1.  Ты стремишься лучше узнать его.
  2.  Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1.  Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2.  Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1.  Ты разговариваешь с ним.
  2.  Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1.  Ты пытаешься защитить его.
  2.  Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1.  Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2.  Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех?! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

  Время вышло. Мы ждем инсценировку «Сказочки о счастье».

Вопросы к учащимся: 

  1.  Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2.  Как вы думаете, почему изменился король?
  3.  Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
  4.  Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

7. Обобщение.
 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

8. Тренинг
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

9. Итог урока 
         Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности     

Доброта и толерантность спасёт мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и
                                                черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
"Люди, доброта и толерантность
                                          спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!
 Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26811. Квадратичная аппроксимация (МНК). Методология IDEF 1 80.5 KB
  Нужно найти уравнение либо прямой линии либо кривой второй степени параболы либо еще более высокой степени полином алгебраический многочлен который лучше всего передавал бы на чертеже наиболее характерные свойства расположения заданных экспериментальных точек. Управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмахконкурентах их продукции и ценовой политике а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний.Методология IDEF...
26812. Системный подход, системные исследования и системный анализ 21.87 KB
  Системный подход системные исследования и системный анализ Для анализа сложных объектов и процессов применяются системный подход системные исследования и системный анализ. Системный подход к исследованиям предполагает необходимость исследования объекта с разных сторон комплексно в отличие от ранее принятого разделения исследований на физические химические и другие. Однако заимствованные при таком подходе понятия теории систем вводились не строго не исследовался вопрос каким классом систем лучше отобразить объект какие свойства и...
26813. Методы и модели описания систем. Качественные методы описания систем 175.47 KB
  Однако позднее обязательное требование явно выраженных временных координат было снято и сценарием стали называть любой документ содержащий анализ рассматриваемой проблемы или предложения по ее решению по развитию системы независимо от того в какой форме он представлен. Таким образом сценарий помогает составить представление о проблеме а затем приступить к более формализованному представлению системы в виде графиков таблиц для проведения экспертного опроса и других методов системного анализа. Основная идея морфологических методов ...
26814. Модели систем. Алгоритм разрешения имен в службе DNS 73.86 KB
  Журнализация и буферизация Журнализация изменений тесно связана не только с управлением транзакциями но и с буферизацией страниц базы данных в оперативной памяти. Если бы запись об изменении базы данных которая должна поступить в журнал при выполнении любой операции модификации базы данных реально немедленно записывалась бы во внешнюю память это привело бы к существенному замедлению работы системы. Проблема состоит в выработке некоторой общей политики выталкивания которая обеспечивала бы возможность восстановления состояния базы данных...
26815. Индивидуальный откат транзакции 188.67 KB
  Соответствующий протокол журнализации и управления буферизацией называется Write Ahead Log WAL пиши сначала в журнал и состоит в том что если требуется записать во внешнюю память измененный объект базы данных то перед этим нужно гарантировать запись во внешнюю память журнала транзакций записи о его изменении. Другими словами если во внешней памяти базы данных находится некоторый объект базы данных по отношению к которому выполнена операция модификации то во внешней памяти журнала обязательно находится запись соответствующая этой...
26816. Структура и свойства информационных процессов 84.74 KB
  Воздействуя на параметры переносчика можно осуществить передачу данных на требуемое расстояние по выбранному каналу. Действия сервера и клиента: Клиент устанавливает связь и посылает запрос на 21 порт сервера с порта N N 1024 Сервер посылает ответ на порт N N 1024 клиента Сервер устанавливает связь для передачи данных по порту 20 на порт клиента N1 Активный режим 5. Он предназначен для обеспечения надежного хранения данных в БД. А это требование предполагает в частности возможность восстановления согласованного состояния базы данных...
26817. Численное дифференцирование. Сущность структурного подхода проектирования ИС 232.5 KB
  Численное дифференцирование используется для приближенного вычисления производных функции заданной таблицей и для функций, которые по разным причинам неудобно или невозможно дифференцировать аналитически. В последнем случае вычисляется таблица функции в окрестности исследуемой точки и по этим значениям вычисляется приближенное значение производной.
26818. Оценка затрат на разработку ПО 138.5 KB
  Например можно сократить сроки разработки за счет уменьшения функциональности системы или использовать в качестве составных частей ИС продукцию других фирм вместо собственных разработок.Определение системы. Определение системы. Первое определение системы: Система есть средство достижения цели.
26819. Простейшие формулы ЧИ. Методология и технология создания ИС. Основные задачи и требования 2.89 MB
  Области применения имитационного моделирования. Попытаемся обобщить достоинства метода имитационного моделирования целесообразность его применения в тех или иных случаях и существующие недостатки данного вида моделирования. 1 Основным достоинством имитационного моделирования является универсальность подхода при моделировании систем различной сложности и с различной степенью детализации. С одной стороны имитационное моделирование позволяет рассматривать процессы происходящие в системе практически на любом уровне детализации.