57398

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями быть внимательными к другим отмечать в первую очередь то что нас объединяет - вот что значит быть толерантным. Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества слайд...

Русский

2014-04-11

63 KB

9 чел.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Цели:

  1.  сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  2.  формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  3.  воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  4.  развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  5.  способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Ход урока.

(Слайд №1)

1. Вступление. Слово учителя.
        Здравствуйте! Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В. Солоухин)
        Все мы разные: толстые и худые (слайд №2), блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей (слайд №3): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. (слайд №4)
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часе.  Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества (слайд №5) «Толерантность – путь к миру!».

         Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. (Слайд №6)
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран.

В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
        
        Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
(слайд №7) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
 Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…
     Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения? Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом говорят и результаты последней переписи населения: сейчас в России проживают люди 166 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие - настоящее богатство России. Ведь у каждого народа - своя культура, традиции, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов - все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира - русские. Невозможно представить русскую историю без имен И.В. Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, Н.М. Карамзина, К.А. Тимирязева, С.В. Рахманинова, Б.П. Шереметьева, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, Ф.Ф. Ушакова, А.А. Ахматовой - и у всех у них татарские корни.

А сколько иностранцев верой и правдой служили России, отдавали ей часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что сами себя они считали русскими. Вот, например, непревзойденный знаток русского языка В. Даль не имел ни капли русской крови. Отец - датчанин, мать - немка. «Я русский по духу», - всегда заявлял Даль. «Человек той национальности, на языке которой он думает», - говорил Даль. Такими, русскими по духу, были многие иностранцы. (слайд №8)

Немка Екатерина II, правление которой - целая эпоха в истории России.

Итальянец Растрелли и француз Монферан, знаменитые архитекторы Петербурга.

Немец Крузенштерн, совершивший первое кругосветное путешествие.

Немец Шлиман, который организовал раскопки Трои.

Фонвизин, Лермонтов, Пушкин - потомки иностранцев, которых приютила Россия.

Все они - полноправные участники многовековой и славной русской истории! Все они по праву называли себя русскими. Так что лица русской национальности - это не обязательно чистокровные русские, да таких сейчас, наверное, и не найдешь.

2. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово учителя.
        Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
         (Слайд №9) Толерантность (от лат. Tolerantia  — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
        (Слайд № 10) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

         3. Подготовка к инсценировке «Сказочки о счастье».

        
        - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?
        - Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии….

        - Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. (слайд №11)

         - Почему происходят войны?
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

        - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. (слайд №12)
        
        Мы должны проявлять милосердие!

        
        Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. ?

Есть ли лекарство от национализма, расизма национальной нетерпимости?

(слайд №13)

    Единственное лекарство - это толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям.

 Русские всегда были терпимы к чужой вере и национальности. Эта терпимость поможет нам и сейчас. Главное, чтобы приезжие не оскорбляли наши, русские святыни. (слайд №14)

Решение проблемной задачи: исповедь иммигранта.

       Лекарство - то же, что и во всем мире: толерантность, уважение прав всех народов. И выполнение законов России, по которым национальная нетерпимость - это преступление. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. (слайд №15)


        

4.   Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

  1.  Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
  2.  Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
  3.  Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

5. Тестирование
        А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  1.  Это неважно.
  2.  Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1.  Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2.  Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1.  Ты стремишься лучше узнать его.
  2.  Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1.  Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2.  Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1.  Ты разговариваешь с ним.
  2.  Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1.  Ты пытаешься защитить его.
  2.  Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1.  Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2.  Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех?! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

  Время вышло. Мы ждем инсценировку «Сказочки о счастье».

Вопросы к учащимся: 

  1.  Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2.  Как вы думаете, почему изменился король?
  3.  Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
  4.  Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

7. Обобщение.
 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

8. Тренинг
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

9. Итог урока 
         Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности     

Доброта и толерантность спасёт мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и
                                                черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
"Люди, доброта и толерантность
                                          спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!
 Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33587. Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема дефицита государственного бюджета. Государственный долг 98.5 KB
  Формирование расходов бюджетов РФ. Бюджетная система РФ это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета бюджетов субъектов РФ местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета консолидированный бюджет не является законом. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных...
33588. Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства 88 KB
  Налоги: сущность виды функции. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные прогрессивные и регрессивные налоги. Федеральные налоги налоги членов федерации и местные налоги.
33589. Государственно-муниципальные финансы как элемент финансово-кредитной системы 52.5 KB
  Финансовая подсистема ФКС в свою очередь делится на: 1 централизованные финансы: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий; государственное страхование; 2 децентрализованные финансы: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы кредитных организаций; финансы страховых организаций; 3 финансы домашних хозяйств. Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования...
33590. Организация как система. Организация и управления 35 KB
  Характеристики системы. Понятие системы управления. В зависимости от влияния на систему среды и наоборот различают открытые и закрытые системы. Примером закрытой системы является натуральное хозяйство.
33591. Законы организации 39.5 KB
  Законы организации. Закон внутренняя существенная устойчивая связь явлений обусловливающая их необходимое развитие. Законы носят объективный характер и не зависят от сознания людей. Закон синергии.
33592. Социально-экономические и политические процессы: сущность, классификация, особенности исследования 37 KB
  Социальноэкономические и политические процессы: сущность классификация особенности исследования Социально экономические и политические процессы. Управляемые социальноэкономические процессы. Социальноэкономические и политические процессы это изменения в обществе отображающиеся на его благосостоянии политической и экономической стабильности условиях безопасности и пр. Классификация социальных процессов Процессы функционирования обеспечивает воспроизводство качественного состояния объекта и процессы развития обуславливает...
33593. Методы исследования социально-экономических и политических процессов 52 KB
  Мыслительнологические методы исследования: дедукции индукции анализ методы классификации доказательства полемики и др. Специфические методы исследования. Методы экспертных оценок тестирования.
33594. Социологические исследования социально-экономических и политических процессов 42 KB
  Программа исследования: методологический и процедурный разделы. Социологические исследования обеспечивают сбор информации об изучаемом объекте раскрывают его характерные черты и тенденции развития формулируются выводы и рекомендации которые помогают руководителю в его должности. Теоретикоприкладные исследования цель которых содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению интерпретации и объяснению более глубокому и всестороннему чем ранее.
33595. Методы прогнозирования и их роль в социальном управлении 69.5 KB
  Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при мозговой атаке проблемной ситуации реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование разрушение критику этих идей с формулированием контридей. Третий этап генерация идей. Предсказывая описание метода ведущий концентрирует внимание участников на правилах проведения мозговой атаки: 1 высказывания участников должны быть четкими и сжатыми; 2 скептические замечания и критика предыдущих выступлений не допускаются; 3 каждый из участников...