57398

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями быть внимательными к другим отмечать в первую очередь то что нас объединяет - вот что значит быть толерантным. Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества слайд...

Русский

2014-04-11

63 KB

9 чел.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!

Цели:

  1.  сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  2.  формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  3.  воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  4.  развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  5.  способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Ход урока.

(Слайд №1)

1. Вступление. Слово учителя.
        Здравствуйте! Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В. Солоухин)
        Все мы разные: толстые и худые (слайд №2), блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей (слайд №3): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. (слайд №4)
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часе.  Я приглашаю вас на урок гражданственности и мужества (слайд №5) «Толерантность – путь к миру!».

         Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. (Слайд №6)
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран.

В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
        
        Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как
(слайд №7) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
 Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…
     Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения? Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом говорят и результаты последней переписи населения: сейчас в России проживают люди 166 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие - настоящее богатство России. Ведь у каждого народа - своя культура, традиции, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов - все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира - русские. Невозможно представить русскую историю без имен И.В. Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, Н.М. Карамзина, К.А. Тимирязева, С.В. Рахманинова, Б.П. Шереметьева, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, Ф.Ф. Ушакова, А.А. Ахматовой - и у всех у них татарские корни.

А сколько иностранцев верой и правдой служили России, отдавали ей часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что сами себя они считали русскими. Вот, например, непревзойденный знаток русского языка В. Даль не имел ни капли русской крови. Отец - датчанин, мать - немка. «Я русский по духу», - всегда заявлял Даль. «Человек той национальности, на языке которой он думает», - говорил Даль. Такими, русскими по духу, были многие иностранцы. (слайд №8)

Немка Екатерина II, правление которой - целая эпоха в истории России.

Итальянец Растрелли и француз Монферан, знаменитые архитекторы Петербурга.

Немец Крузенштерн, совершивший первое кругосветное путешествие.

Немец Шлиман, который организовал раскопки Трои.

Фонвизин, Лермонтов, Пушкин - потомки иностранцев, которых приютила Россия.

Все они - полноправные участники многовековой и славной русской истории! Все они по праву называли себя русскими. Так что лица русской национальности - это не обязательно чистокровные русские, да таких сейчас, наверное, и не найдешь.

2. Введение и объяснение понятия толерантность. Слово учителя.
        Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.
         (Слайд №9) Толерантность (от лат. Tolerantia  — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
        (Слайд № 10) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

         3. Подготовка к инсценировке «Сказочки о счастье».

        
        - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?
        - Война в Ираке, Израиле, теракты в Чечне, конфликты в Грузии….

        - Множество людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. (слайд №11)

         - Почему происходят войны?
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.

        - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. (слайд №12)
        
        Мы должны проявлять милосердие!

        
        Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. ?

Есть ли лекарство от национализма, расизма национальной нетерпимости?

(слайд №13)

    Единственное лекарство - это толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям.

 Русские всегда были терпимы к чужой вере и национальности. Эта терпимость поможет нам и сейчас. Главное, чтобы приезжие не оскорбляли наши, русские святыни. (слайд №14)

Решение проблемной задачи: исповедь иммигранта.

       Лекарство - то же, что и во всем мире: толерантность, уважение прав всех народов. И выполнение законов России, по которым национальная нетерпимость - это преступление. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. (слайд №15)


        

4.   Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

  1.  Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
  2.  Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
  3.  Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство.

5. Тестирование
        А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  1.  Это неважно.
  2.  Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1.  Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2.  Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1.  Ты стремишься лучше узнать его.
  2.  Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1.  Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2.  Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1.  Ты разговариваешь с ним.
  2.  Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1.  Ты пытаешься защитить его.
  2.  Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1.  Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2.  Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех?! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

  Время вышло. Мы ждем инсценировку «Сказочки о счастье».

Вопросы к учащимся: 

  1.  Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2.  Как вы думаете, почему изменился король?
  3.  Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
  4.  Чему нас учит эта сказка?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

7. Обобщение.
 Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Как вы поняли эту притчу?

8. Тренинг
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

9. Итог урока 
         Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности     

Доброта и толерантность спасёт мир.
Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и
                                                черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце - ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
"Люди, доброта и толерантность
                                          спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!
 Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54830. Эластичность спроса на ресурсы. Факторы эластичности спроса на ресурсы 32.04 KB
  Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей...
54831. Видатні педагоги про збереження здоров’я дитини 269.5 KB
  Але для того щоби насолоджуватися скарбами природи людина має бути здоровою сильною та розумною. Павлов Зміцнити здоровя людини в дитинстві не допустити щоб дитина вступила в юність кволою і млявою це означало дати їй усю повноту життєвих радощів В. Особливого значення набуває формування гармонійно розвиненої суспільно активної фізично досконалої здорової особистості.
54832. Современные педагогические инновации и их реализация 117 KB
  Философское понимание содержания инноваций лежит в создании нового продукта деятельности человека которая имеет общественную значимость и характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений вещей процессов и др. обучение не только способствует образования но и формирует личность человека. Как важно в наше нелегкое время время разрушения всех идеалов и принципов сотворить из наших воспитанников человека. Рефреном звучат слова великого украинского педагога: В воспитании самого себя главное это воля самого человека...
54833. Психологічний супровід учня при переході до школи ІІ ступеня 71.5 KB
  Мета: визначення ознак дезадаптації дітей у перехідний період; взаємодія та взаємне прийняття індивідуальних станів учителів початкової та середньої ланки; вміння формування здорового психологічного клімату у дитячому колективі; навчатися організаційних прийомів навчальних стратегій щоб допомогти учням які відчувають труднощі; формувати вміння вчителів злагоджено й ефективно працювати над виконанням творчого завдання. Завдання: визначити особисте бачення педагога відповідальності; визначити...
54834. Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ 1.33 MB
  Розроблена методика проведення сучасного проблемного лекційного заняття з елементами метода проектів ділової гри з використанням компютерних презентацій створених студентами методів: мозкового штурму груповий метод генерації якомога більшої кількості можливих способів розвязань особистої аналогії стратегія вирішення проблеми запропонована Гордоном де студент уявляє себе безпосереднім учасником проблеми що досліджується.Левченко ПЛАН ЗАНЯТТЯ Тема заняття: Апаратне та програмне забезпечення ПЕОМ Мета заняття: Дидактична: освоїти...
54835. WHAT SORT OF PEOPLE ARE WE? 66 KB
  We live on the planet called the Earth. Does our planet differ from other planets of our Solar system? It certainly does. There is life on it and it is inhabited by human beings called people. Can we say that all people are alike? Of course, no. We are all so different. And it is quite impossible to find two similar persons.
54836. Life of a Society. People Make History 52.5 KB
  Specific: to teach students to take responsibility for their own learning to summarize the topical material to practise filling in questionnaire to teach students to think in detail about what they have learnt Materials: questionnaires, list of prominent people
54837. ПЕРЕБУДОВА В РАДЯНСЬКОМУ СОЮЗІ І УКРАЇНА 191 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з процесами які відбувалися в період 80х рр. в Радянському Союзі та їх вплив на розвиток України; розвивати вміння учнів вести самостійну дослідницьку діяльність вміти систематизувати здобутий матеріал та вміти виділяти головне; формувати почуття толерантності та вміння аргументувати власну позицію робити висновки; виховувати громадянську свідомість та повагу до історичного минулого своєї держави. І вид роботи: 12 учнів виконують тестування на компютерах 18 запитань. Прослухати для відновлення запис...