57406

История письменности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивающая умение готовить и делать публичный доклад умение работать с разными источниками информации умение работать в группах Воспитывающая: приобщение к народным истокам культуры Оборудование: урок проходит в компьютерном...

Русский

2014-04-12

54 KB

0 чел.

Урок истории.

Тема: « История письменности»

3 класс

Цель:

Обучающая

- расширить и углубить знания детей по теме.

Развивающая

-умение готовить и делать публичный доклад

-умение работать с разными источниками информации

-умение работать в группах

Воспитывающая:

-приобщение к народным истокам культуры

Оборудование: урок проходит в компьютерном  кабинете, слайд-фильм, доклады, тетради, ручки.

Ход урока

1.  Вводное слово учителя.

В начале было слово. Но свою подлинную мощь Слово обрело лишь с появлением книги.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Менялись эпохи, менялся материал и способ изготовления книги, но неизменным оставалось ее главное назначение - служить сохранению и передаче человеческого опыта, знания, духовных ценностей.

.   Гигантская, накопленная за века библиотека - надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и земле, глиняных табличках и деревянных дощечках, на свитках папируса и пергаменте ,пальмовых листьях, на бересте, шелке, бумаге, магнитных лентах и дисках, а сейчас продолжает создаваться на лазерных дисках и в Интернете.

2. Знакомство с темой,  целями, задачами урока .

Как же возникла письменность, с чего все началось? Слайд№1

Изучив, материал учебника и заинтересовавшись историей о новгородском мальчике, о учителях словесности, древними книгами мы решили поработать с другими источниками информации. Каждый по желанию выбрал тему, таким образом, класс разделился на семь групп.

Наш сегодняшний урок будет похож на настоящую конференцию, где заслушиваются доклады выступающих. Часто на таких мероприятиях присутствуют корреспонденты, они наблюдают за происходящим, делают записи, а после конференции пишут заметку в газету.

-Знаете ли вы что такое конференция? ( ответы детей )

-А, корреспондент? ( ответы детей )

( словарь: конференция - это собрание, совещание представителей каких- нибудь государств, организаций, групп. Корреспондент- автор корреспонденции в журнале.)

Я предлагаю вам поработать корреспондентами и после урока написать статью в нашу школьную газету.

- Согласны? (да)

-Как вы думаете можно написать статью, не слушая  выступающих? (нет)

-А еще, в конце урока будет проведена викторина, если вы будете внимательны, то легко с ней справитесь.

3. .Работа над темой  урока

Доклады детей:

Египетская письменность

Сей час в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Слайд №2

Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы.  Слайд №3

Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие - отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения - это когда один человек понимает так, а другой иначе.

Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов- картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.

Слайд №4

Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.

Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку- к греческим буквам он добавил новые- те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица - в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

Глиняная табличка

Слайд №5

Материал для письма бывает разный: можно процарапывать на камне буквы, на коре дерева, а можно сделать табличку из глины, высушить ее на солнце и писать на ней острой палочкой. Такой способ письма был широко рапостранен в древности.

Писали  в древнем Вавилоне на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев - такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

Папирус

Слайд №6

В древности папирус  встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенно растение болот и служил гербом Дельты. Впоследствии его культура стала монополией; его разводили на немногих местах, желая поднять еще более и без того высокую цену. Папирус мог расти только у стоячих вод; мало помалу он исчез из Египта,  служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление Папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если Папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно дивные полосы, доходящие до десятков метров. Строки шли по узкой части, но в официальных документах, написанных демотическим письмом, мы находим и продольные строки во всю длину свитка, доходящие до нескольких метров. Весьма интересны школьные тетради писцов, судебные акты, сказки, письма чиновников и официальные бумаги, молитвы богам . От позднейших эпох Египта осталась масса греческих, коптских, арамейских и арабских Папирусов., рассеянных по всем музеям и коллекциям. Находят египетские Папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.

Здоровьесберегающая минутка.

Детям  предлагается повторить позы человечков на пиктограммах.

Пергамент

Слайд №7

Пергамент - кожа на Востоке – очень древний материал для письма. По свидетельству греч. историков V в. до Р. Хр. , она уже в то время издавна употреблялась в этом качестве у персов; отсюда она, под именем дифтер, рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Обработанная кожа и теперь употребляется евреями для богослужебных синагогальных свитков, достигающих порой до 100 и более фут длины. Хорошим собранием таких свитков владеет рукописное отделение Императорской публичной библиотеки в СПб. По свидетельству Плиния  во II в. до Р. Хр. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта; тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили ее в оборот под именем V а позднее, по месту главного производства – pergamhnh . Новому материалу пришлось выдержать продолжительную борьбу с освященным веками папирусом. Восторжествовал П. сравнительно поздно, хотя его удобства (возможность письма на обеих сторонах листа, возможность смыть текст, писанный растворимыми в воде чернилами [палимпсесты] и нанести новый и т. п.) были сознаны и в древности. Рукописи пергаменные соединялись в кодексы, т. е. в книги, состоявшие из отдельных тетрадей по 4 листа, согнутых пополам, следовательно, в 16 стр.; кодексы металлическими украшениями, и снабжались застежками, вроде наших толстых старопечатных книг. Выделка пергамента достигла большого, переплетались обыкновенно в дерево, обшитое кожей или пергаментом, иногда с богатыми совершенства. На юге Европы в средние века употребляли, по преданию, козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно, телячьими. Из ослиной кожи П. не выделывался. В  публичной библиотеке есть рукопись бл. Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом

пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый П., на котором писали серебром и золотом. Такова рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном П., серебром , и хранится в Швеции, в Упсале. В спб. публичной библиотеке есть греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому П. – по преданию, рукой византийской имп. Феодоры. Слайд № 8

Бумага

Слайд № 9

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Теперь из тряпок делают самую лучшую бумагу. Для писчей, газетной, оберточной бумаги используют древесину. Сейчас бумагу делают машины.

Когда китайцы изобрели бумагу, эстеты-японцы нарезали ее на квадратики и стали складывать кораблики, птиц и зверей, назвав это развлечение и искусство "оригами". Постепенно это малопрактичное с виду занятие приняло вид эпидемии и распространилось не только на Восточное, но и на Западное полушарие. Плодами этой культурной экспансии в России можно было полюбоваться на выставке "Атлас мира оригами", которая проходила с 28 апреля по 28 мая в Государственном Дарвиновском музее.

Русский папирус или берестяные грамоты

Открытие в Новгороде берестяных грамот  заставило пересмотреть наши представления об образованности населения в древней Руси, убедиться в распространении грамотности среди трудящегося населения (включая и женщин) в .древнем Новгороде. Распространению грамотности и светской бытовой письменности в древнем Новгороде способствовало обилие дешевого писчего материала — бересты.

 Больше всего запомнилась ученым небольшая береста, на которой маленький новгородец обучался грамоте. Старательно, неторопливо выводил он палочкой буквы алфавита, а затем отдельные « склады»: « ба, ва, га, да». И вдруг наскучило ему это утомительное занятие. Представил он себя славным богатырем, защитником Русской земли. Нарисовал рядом с буквами на бересте лошадь и всадника на ней, который копьем поражает врага, а фигуру подписал: «Онфиме».

Слайд№10 - 11

Ряд древнерусских рукописей XIII—XVI вв., главным образом новгородского происхождения, сохранил чрезвычайно интересную запись беседы новгородского священника середины XII в. Кирика с его непосредственным начальником главой новгородской церкви епископом Никонтом.

Новгородская Синодальная кормчая 1280-х гг. сохранила текст такого вопроса Кирика: "Нъсть ли въ томь гръха, аже по грамотамъ ходите ногами аже кто изрЪзавъ помечеть, а слова будуть знати?"  Очевидно, он видел, как новгородцы, изрезав, "метали" на землю "грамоты", а затем ходили по ним.

Любопытным подтверждением слов Кирика о том, что эти грамоты "изрезав" мечут и ходят по ним ногами, являются сами находки берестяных грамот. В большинстве случаев они сохранились в поврежденном, порванном виде, иногда в обрывках. . Куски некоторых из них были брошены в одно место и оказалось возможным их соединить. Адресаты, прежде чем выбросить письма, предусмотрительно уничтожали их. А если под руками не было ножа, то грамоту старались разорвать или, по крайней мере, вырвать имя адресата.

Из 194 грамот, изданных в настоящее время полностью и с указанием точного места находки, 51 грамота, т. е. свыше четверти, найдена на мостовых Великой, Холопьей или Кузьмодемьянской улиц или рядом с мостовыми. Нужно учитывать, что мостовые в Новгороде подметались и содержались в чистоте и многие остатки грамот были уничтожены вскоре после того, как попали на мостовую.

Но больше всего запомнилась ученым ребольшая береста, на которой маленький новгородец обучался грамоте. Старательно, неторопливо выводил он палочкой буквы алфавита, а затем отдельные « склады» : « ба, ва, га, да». И вдруг наскучило ему это утомительное занятие. Представил он себя славным богатырем, защитником земли русской.

Слайд № 12

Учителя словесности

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ  славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита.

Памятник Кириллу и Мефодию установлен в городе Мурманске.

Просмотр слайд фильма.

 Слайды № 13 – 24

Здоровьесберегающая минутка

Попробуйте изобразить буквы из старославянской азбуки : буки, веди, глаголь, люди, кси, рцы.

4. Подведение итогов.

Закройте глаза. Вспомните, пожалуйста, весь ход урока. Продолжите фразу: «Я теперь знаю…»

Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

Слайд № 25


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78820. Выступление агитбригады «Светофорчик» 58.5 KB
  По пути домой из школы Пригодятся правила Знак дорожный он достоин Твоего внимания Эти книги не простые И наука не легка Целый свод дорожных правил Надо знать наверняка 8. Ни на миг не забываем Знак дорожный каждый Всех к порядку призываем Это очень важно Все: Не нарушайте правила дорожного движения...
78821. ПОСВЯТА В СТАРШОКЛАСНИКИ 68.5 KB
  Мета. Виховувати повагу до вчителів, бажання продовжувати вчитися у старших класах; розвивати артистизм, логічне мислення; зв’язне мовлення; сприяти згуртуванню учнівського колективу.
78823. Дзвони Великодня 2.85 MB
  Показати красу і значущість одного з найвеличніших християнських свят; ознайомити з історією виникнення писанки із символікою знаків на писанках. На дошці висить килим а на ньому образ Ісуса Христа українська хата піч писанки кошики паска іграшковий коник квіти.
78824. Наші любі татусі і дідусі, ми вас любимо усі! 53.5 KB
  Сьогодні в нашім класі свято Тут сміху, радощів багато. Сьогодні татусів вітаєм, Всього найкращого бажаєм. Рідні, наші любі тата, Ми вітаєм вас на святі. Ми вас любим щиро-щиро, Вам бажаєм щастя й миру. Ви нас теж любіть, рідненькі, Бо ми діти дорогенькі Хочем бути на вас схожі І, як ви, такі ж хороші.
78825. Наш ляльковий театр в початковій школі 11.64 MB
  Проект спрямований на розвиток в учнів пізнавальних навичок, розвиток критичного мислення, формування навичок мислення високого рівня: навичок вибирати, створювати, аналізувати, передбачати, організовувати, розробляти, планувати, описувати, розвиток вмінь вирішувати ту чи іншу проблему...
78826. Казки маленькі, а розуму в них багато 64.5 KB
  Мета: Систематизувати знання дітей із розділу, розвивати навички читання, діалогічного і монологічного мовлення, виховувати бажання поповнювати свої знання, вивчати творчість українських письменників. Підсумок теми.
78827. П’єса-казка Нелі Шейко-Медведєвої «Лисиця, що впала з неба» 55 KB
  Мета: ознайомити учнів із творчістю Нелі Шейко-Медведєвої; розширити знання дітей про п’єсу як жанр; поглибити розуміння побудови тексту п’єси; вчити знаходити за допомогою вибіркового читання уривки, слова, які характеризують дійових осіб, вчити розрізняти характеристики дійових осіб за їхніми висловами...
78828. Слушание и рассказывание сказки «Теремок» 38 KB
  Цель: познакомить детей с различными версиями сказки «Теремок»; учить детей слушать и пересказывать сказку, развивать интеллектуальную (умение самостоятельно обрабатывать данный материал, строить вопросы к нему); коммуникативную компетентность...