57412

Образ берёзы в творчестве Есенина

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Знакомство со стихами С. Есенина и фактами из его биографии; совершенствование умения учащихся анализировать поэтический текст на примере произведений Есенина...

Русский

2014-04-12

52.5 KB

8 чел.

Пермский край город Кунгур

МАОУ СОШ №21

Летова Татьяна Андреевна

учитель высшей категории

Урок литературного чтения

3 класс

Программа XXI века  УМК под ред. Н. Ф. Виноградовой

Тема: Образ берёзы в творчестве Есенина

Цель: Знакомство со стихами С. А. Есенина и фактами из его биографии;

совершенствование умения учащихся анализировать поэтический текст на примере произведений Есенина;

отработка навыков художественного чтения поэтического произведения;

развитие творческих способностей детей;

развитие умения анализировать свою деятельность;

привитие любви к красоте природы.

Оборудование: учебник, портрет Есенина, компьютер, проектор, листы с

биографией Есенина, листы для рефлексии, простой карандаш, зелёный

карандаш, листы с текстами о берёзе, печатная тетрадь

План урока.

На доске:                                             Число

Классная работа

Образ берёзы в творчестве

Сергея Александровича Есенина

Портрет

(слева)

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан…

  1.  Приветствие
  2.  Сообщение темы и цели урока.

(Читаю наизусть стих. на фоне музыки и слайдов)

Без берёзы не мыслю России

Так светла по - славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы вся Русь рождена.

-Как вы думаете, а о чём пойдёт речь на уроке? (конечно о берёзе)

Это стихотворение написал современный поэт Олег Шестинский.

Ещё много поэтов и писателей воспевали и воспевают в своих поэтических и прозаических произведениях берёзу.

Действительно, тема нашего урока  «Образ берёзы в творчестве С. А. Есенина»

-А что бы вы хотели узнать по этой теме?

Эта тема поможет увидеть красоту природы и рассмотреть средства выразительности, а для того, чтобы достичь цели, необходимо вспомнить выразительные средства языка.

III.Словарная работа над выразительными средствами языка.

-Какие вы знаете выразительные средства? (эпитеты , олицетворение, сравнение)

(Выслушиваю детей, а затем обращаемся к слайду)

Эпитет – определение, прибавляемое  к названию предмета для большей выразительности

Олицетворение – сравнение неживого предмета с живым

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Нацеливание на рефлексию.

Вы правильно отметили, что разговор наш пойдёт о берёзе.

У вас на столах листы с изображением берёзы. Листья на ней не раскрашены. Раскрасим их в ходе нашей работы.

IV. Работа над биографией Есенина.

Образ берёзы в творчестве Есенина

А что вам известно об этом поэте?

Я вам предлагаю узнать о нём ещё больше.

Чтение с листов биографии Есенина.

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии (области).С двух лет  по бедности отца и многочисленности семейства воспитывался у деда с бабкой. Очень любила своего внука бабушка, и нежности её не было границ. Часто она рассказывала Серёже сказки. Если мальчику не нравился конец, он переделывал его сам, чтобы всё кончилось хорошо и счастливо.

Читал Сергей уже в 5 лет, в 8 лет начал слагать стихи. Но осознанно писать, по его словам, он начал к 16-17 годам. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов и Кольцов, а любимым писателем – Гоголь.

Первым произведением Сергея Есенина было стихотворение «Берёза». Оно было напечатано в детском ежемесячном иллюстрированном журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон (что означает «музыкальный ящик»)

За свою недолгую жизнь (30 лет) Есенин побывал во многих странах, но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю.

В своих стихах он выражал собственные чувства и мысли о Родине.

Блиц - опрос

(слайд:

родился

детство

стихи

Родина)

МО

И Спасское – Лутовиново, и село Константиново находятся в радиусе около 350 км от Москвы. Там очаровательные картины природы, раздолье полей. И эта земля дала миру прекрасных поэтов и писателей, пейзажистов, таких как Тютчев, Фет, Пришвин, Паустовский, Тургенев, Зощенко, Шишкин и конечно Есенин.

Его вдохновляла красота лета. Он трудился, сам сеял, косил и как бы слился с природой.

Если вы узнали что-то новое –раскрасьте листочек

V. Работа над стихами

Открываем 63 страницу учебника.

(Читаю стихотворение на фоне слайда с музыкой)

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан

-С кем поэт сравнивает берёзу? (с девушкой)

- В какое время года? (Осень)

- Докажите словами из текста

«И холщовый её сарафан»

- Что сравнивает с холщевым сарафаном?(ствол)

(Словарная работа: холщовый – слайд)

- Какие выразительные средства использует поэт? (сравнение, с девушкой)

- Прочитайте

Второй отрывок (закройте глаза и представьте, что услышите)

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом

- Какое время года? (Лето)

- Докажите

- Рассмотрите рис. на странице

- Какие средства здесь использует поэт? (Олицетворение с молодой девушкой – в юбчонке)

Стихотворение «Береза».

(Слайд – картинка, дети только слушают, читает артист театра С.Кокорин)

- Какой увидел зимнюю березу поэт?

- Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна?

- Как выглядят снежные ветки?

Словарная работа

Бахрома – обшивка скатерти, краев одежды из ниток шелковых или шерстяных, серебряных или золотых.

Кайма – узкая отделочная полоска ткани, украшенная особой нитью.

- С чем сравнивает поэт ветки березы, почему?

- Как это позволяет точно передать красоту заснеженных ветвей березы?

- Как меняется вид березы под лучами солнца?

- Как поэт словами умеет передать все краски заснеженной березы, ветви которой переливаются в лучах восходящего солнца?

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете? (белая, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки в золотом огне)

- Особенно интересно в стихотворении описание инея. Найдите это описание.(Вторая строфа)

- Какое время дня рисует поэт? (утро)

- Почему вы так думаете? (Заря, сонная тишина, иней еще не растаял после морозной ночи)

- Солнечное это утро или пасмурное? (Солнечное: «Горят снежинки в золотом огне»)

- Прочтите, как занимается заря зимой? (лениво)

- Кто сумел найти ответы на вопросы? – Раскрасьте листочек.

-А каким должен быть темп чтения стихотворения?

(словосочетание сонная тишина, заря лениво, обходя кругом подсказывают, что стихи надо читать певуче, неторопливо)

-Какие самые главные слова вы бы выделили голосом сильнее (логическое ударение)

(берёза, кисти, снежинки, ветки)

Выразительное чтение стихотворения вслух детьми по строфам.

Работа по строфам

1 строфа

-Какое сравнение? (точно серебром)

-Под моим окном (поэт делает открытие, он каждый день видит эту берёзу, здесь личная сопричастность поэта)

Тонкий ажурный рисунок – Принакрылась снегом, точно серебром.

2 строфа

-Какого цвета здесь много? (белого)

-А благодаря чему? (Пространственность, пушистые ветки.)

Белой краской по белому ему удаётся передать то сокрытое движение жизни, которое открывается только зоркому взгляду.

3 строфа

Назовите глаголы. (стоит, горят)

-А что обозначают глаголы? (действие)

Эта строфа насыщена действием

И стоит, и горят

Значимость передаваемого им действия подчёркнута повторяющимся союзом и

Автор вновь словно спорит с тишиной, нарушая белое безмолвие. Будто свет исходит от дерева, берёза цветоносная.

4 строфа.

-Какой приём здесь использует автор?

-А как вы думаете, с кем сравнивает поэт зарю? ( с матерью)

Заря как божественное явление. В народе зарю почтительно и ласково  называют зарёй – зарницей – красной девицей – Марьей – маревной морской царевной.

Подчёркивается особая роль зари союзом а.

Заботливое внимание зари ещё больше подчёркивает берёзу.

Заря похожа на мать , благословляющая свою дочь. Она заботится и щедро наряжает её в драгоценные наряды, беспокоится о ней как о любимом ребёнке.

Берёза предстаёт самым дорогим деревом, она как будто находится в самом центре мира и всё вокруг ощущает родственную связь с ней.

- Какие эпитеты встретились в стихотворении? (в сонной тишине, в золотом огне, белая береза, снежная кайма, белая бахрома, пушистые ветки, сонная тишина)

МО 

(Слайд с музыкой)

Автор показывает, какое место занимает береза в окружающем мире. Она выделяется своей красотой, словно спорит с сонной тишиной, нарушая белое безмолвие. Она противостоит застывшему во сне зимнему царству, холоду и морозу. Она становится источником света.

Если вам удалось найти средства выразительности, раскрасьте два листочка.

Физпауза с музыкой.

VI Творческая работа.

- А давайте мы сейчас сами испытаем свои творческие способности.

Перед вами листы с деформированным текстом, нужно вставить пропущенные слова, так, чтобы показать особенную красоту русской березки. В помощь можете использовать слова-подсказки. Описание вашей березки может быть в любое время года. Работаете простым карандашом. На работу две минуты.

Наше белоствольное чудо чудное тоже радует не только своей красотой. Между тем самое необыкновенное среди наших деревьев – обыкновенная береза. Она дымчато-розового цвета. Как будто одета в прозрачные шелка, которые переливаются и колышутся от слабого утреннего ветерка, а иногда они надевают светло- голубые паутинки. Это тоже березовый наряд для праздника. А ведь береза и на самом деле дерево удивительное – можно весь свет обойти, нигде такого не встретишь.

Наше _______________ чудо чудное тоже радует не только своей красотой. Между тем самое ______________ среди наших деревьев – ________________ береза. Она _______________ цвета. Как будто одета в прозрачные шелка, которые переливаются и колышутся от слабого утреннего ветерка, а иногда они надевают _____________ паутинки. Это тоже ______________ наряд для праздника. А ведь береза и на самом деле дерево _____________ – можно весь свет обойти, нигде такого не встретишь.

Слова-подсказки: 

Белоствольное

Волшебное

Необыкновенное

Удивительное

Обыкновенная

Чудное

Изумительное

Дымчато-розового

Воздушного

Светло-голубые

Золотистые

Серебряные

Березовый

Царский

Удивительное

Единственное

Неповторимое

Райское

Российское

Русское

А теперь работаем в паре. Обсудите и выберете из двух вариантов наиболее удачный, придите к единому мнению. На работу три минуты.

Зачитайте ваше произведение.

Если вы удачно поработали, раскрасьте два листочка на березе.

Нет дерева, растущего на территории России, которому бы в поэзии и прозе, фольклоре повезло так же как березе. Есть такие статистические данные:  

(Слайд)

из 2500 стихотворений о природе, береза стоит на первом месте.

Береза – 84 произведения (воспевают её)

Сосна – 51

Дуб – 48

Ива – 42

Рябина – 40

Ель – 40

Тополь – 36

Редко встречаются: Осина, пальма, кипарис, кедр.

А сейчас посмотрите на свою березку. Если вы сегодня получили новые знания и вам было комфортно и уютно на уроке – раскрасьте два листочка.

Если получили ответ на вопрос который поставили в начале урока для себя – один листок.

А теперь ваши березки поместите на доску.  

(Слайд-песня ЛЮБЭ «Берёзы»)

Скажите когда берез много как называют такой лес? (Березовая роща)

Какая красивая получилась у нас березовая роща.

Читаю наизусть:            Зелена она иль золотая

Любая украшает бытиё

      И если б не росла она такая

                                         Наверно надо было б

                                         Выдумать её.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Берёза».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17938. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 728.5 KB
  1. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 1.1. Виникнення української мови 1.2. Сучасна ділова українська мова 1.3. Зміни в українському правописі 1.4. Стилі сучасної української мови 1.5. Загальні і граматичні особливості офіційноділового стилю мови 1.6. Запит
17939. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 119 KB
  2. ЛЕКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 2.1. Лексичне значення слова 2.2. Однозначні і багатозначні слова 2.3. Пряме і переносне значення слова 2.4. Омонімія синонімія антонімія паронімія 2.5. Стилістична диференціація слова 2.6. Фразео
17940. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 54 KB
  3. СЛОВОТВОРЧІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 3.1. Морфемна структура слова 3.2. Способи словотвору 3.3. Запитання і завдання для самоперевірки 3.1. Морфемна структура слова Кожна одиниця мови має свою структуру. Структура слова є системою взаємопов'язаних і співвідносн
17941. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 440 KB
  4. МОРФОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 4.1. Частини мови принципи їх виділення 4.2. Іменник 4.3. Прикметник 4.4. Числівник 4.5. Займенник 4.6. Дієслово 4.7. Прислівник 4.8. Службові частини мови 4.9. Вигук 4.10. Запитання і завдання для самоперевірки 4.1. Частини мови прин...
17942. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 187 KB
  5. СИНТАКСИЧНІ ЗАСОБИ ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 5.1. Словосполучення сполучення слів 5.2. Поняття про речення5.3. Просте речення5.4. Складне речення5.5. Складносурядне речення5.6. Складнопідрядне речення5.7. Безсполучникове речення5.8. Складні синтаксичні конструкції5.9. Синтаксичні особ
17943. ОСОБЛИВОСТІ ПИСЕМНОГО І УСНОГО ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 42 KB
  6. ОСОБЛИВОСТІ ПИСЕМНОГО І УСНОГО ДІЛОВОГО МОВЛЕННЯ 6.1. Соціальна функція писемного і усного ділового мовлення6.2. Монологічне і діалогічне ділове мовлення6.3. Особливості писемного ділового мовлення6.4. Особливості усного ділового мовлення6.5. Запитання і завдання для само
17944. ДОКУМЕНТ. КЛАСИФІКАЦІЯ ДОКУМЕНТІВ ЗА РІЗНИМИ ОЗНАКАМИ 49 KB
  7. ДОКУМЕНТ. КЛАСИФІКАЦІЯ ДОКУМЕНТІВ ЗА РІЗНИМИ ОЗНАКАМИ 7.1. Справочинство і його складові частини7.2. Визначення документу. Роль документу у діловій сфері7.3. Класифікація документів за різними ознаками7.4. Запитання і завдання для самоперевірки 7.1. Справочинство і його ск...
17945. ВИМОГИ ДО УТВОРЕННЯ І МОВИ ДОКУМЕНТІВ 64 KB
  8. ВИМОГИ ДО УТВОРЕННЯ І МОВИ ДОКУМЕНТІВ 8.1. Сучасні вимоги до мови документів8.2. Документи з низьким і високим рівнем стандартизації8.3. Реквізити управлінських документів8.4. Вимоги до мови документів8.5. Запитання і завдання для самоперевірки 8.1. Сучасні вимоги до докуме...
17946. ДОКУМЕНТУВАННЯ В УПРАВЛІНСЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ 85 KB
  ДОКУМЕНТУВАННЯ В УПРАВЛІНСЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ. Організаційно-розпорядчі документи. Довідковоінформаційні документи. Документування з кадрових питань. Особисті офіційні документи. Запитання і завдання для самоперевірки. Організаційно-розпорядчі документ