57413

Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.

Русский

2014-04-12

899 KB

15 чел.

Урок литературы в 7 классе. Провела учитель русского языка и литературы МОУ «Сланцовская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области Захарова Наталия Геннадьевна.

Тема «Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.

Оборудование: портрет Бориса Годунова, иллюстрации к драме «Борис Годунов» С. Ф. Галактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, В. Шухаева

                                               Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Сегодняшний урок мы проведём в форме ток-шоу «Пусть говорят». На уроке мы продолжим работу по изучению отрывка из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Гости студии ученики 7 класса, историки, литераторы. С прошлого урока мы знаем, что трагедия эта явилась первым законченным драматическим произведением писателя. События времён царствования Бориса Годунова, его приход к власти показались Пушкину в высшей степени подходящим сюжетом для трагедии. Поэт погрузился в изучение летописей, старинных книг; он работал в книгохранилище Святогорского монастыря, изучал материалы, собранные историком Карамзиным. В этот период Пушкин мысленно перенёсся в 17 век. Давайте же и мы последуем за поэтом и сегодня на уроке поговорим о нравственной проблематике сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии «Борис Годунов». В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю взять слова из произведения: «Да ведают потомки православных // Земли родной минувшую судьбу». В ходе урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нравственные проблемы рассматриваются А. Пушкиным в этой сцене?»
- Откройте тетради, запишите тему урока, эпиграф и вопрос.

2. Проверка индивидуального задания

Сообщение историка (историческая справка, портрет Бориса Годунова)

3.Слово учителя:

-Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» - это пятый эпизод драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий Отрепьев, молодой монах. Пимен появляется в драме только один раз – в этом эпизоде. ( иллюстрация  С. Ф. Галактионова Келья в Чудовом монастыре. К драме «Борис Годунов»)

Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия, законного наследника престола, и свергнуть власть Бориса Годунова. У нас в гостях отец Пимен. Встречаем.

Читает монолог

- Что мы называем летописью? Слово литературоведам.

-По мнению Пушкина, на Руси 17 века литература – это прежде всего летопись. Достоин глубокого уважения труд летописца, накладывающий на писателя величайшую ответственность. «Исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному»,- произносит монах-летописец Пимен. Давайте охарактеризуем его как писателя – историка и человека.

-Каким предстаёт перед нами Пимен? В чём он видит свою задачу? (правдиво и беспристрастно описать события русской истории, понимает необходимость сохранения памяти. Его задача – изложить правдиво то, что он знает)

-Чтение отрывка. (Иллюстрация « Келья Пимена в Чудовом монастыре.  Пимен». Кузьма Петрова - Водкина)

Вывод: Пимен беспристрастен, он не проявляет своего отношения к событиям. В одном из писем Пушкин писал о Пимене так: «В нём я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительную кротость, нечто младенческое и вместе мудрое…»

4. Не менее выразителен и другой персонаж сцены – инок Григорий. Он у нас в гостях. Читает монолог, затем читают в лицах диалог.

-Какие черты мы замечаем в иноке Григории? (Григорий  не может быть беспристрастным. Его тревожат сны, в которых он по высокой лестнице поднимается на башню, смотрит оттуда на всю Москву и падает Вниз, он завидует бурной жизни Пимена до тех пор, пока тот не удалился в монастырь. С волнением и трепетом спрашивает Григорий об убийстве царевича Дмитрия и узнаёт, что если бы царевич был жив, он был бы одних лет с Григорием. У бедного инока зарождается мысль напомнить Годунову «о жребии несчастного младенца», выдать себя за царевича Дмитрия.

Вывод: не случайно Пушкин писал о Григории так: «… он храбр, хвастлив, любит удовольствия, увлекается несбыточными помыслами». В диалоге Пимена и Григория противопоставляется мирское, суетное и божественное, духовное. Все дальнейшие события сцены подтверждают это… (иллюстрация «Борис Годунов». Сцена 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Художник В. Шухаева.)

- Григорий просыпается и рассказывает Пимену свой сон. «Младая кровь играет, - говорит старый монах. – Смиряй себя молитвой и постом», - и рассказывает молодому иноку о том, что «блаженство» лишь в монастыре, что даже цари спасались здесь от мирской суеты, и приводит в пример Ивана Грозного и его сына царевича Фёдора.
- Как оценивает Пимен историю жизни Ивана Грозного?
- За что старец произносит хвалу царевичу Фёдору?
- Почему рассказывает Пимен Григорию эти истории из жизни царей?
Но Григорий слушает Пимена с неспокойной душой. Он слышит не то, что говорит ему старец, а то, что ему нужно и хочется слышать: из духовного увещания Григорий берет только мирское, привлекательное для него. «Как  весело провёл ты свою младость!» - восклицает он, выслушав старца.


5. Итак, проанализировав основные эпизоды сцены и охарактеризовав героев, мы можем перейти к поиску ответа на вопрос, поставленный в начале урока.
- Как вы понимаете, что такое
нравственная проблема?
- Наша задача оценить героев, их поступки с этой точки зрения. Размышления о прошлом пробуждают в Пимене воспоминания о подробностях страшного злодеяния. Совершенно неожиданно у смиренного монаха вырывается крик отчаяния: « О страшное, невиданное горе, прогневали мы Бога, согрешили;// Владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
- Как вам кажется, только ли царя Бориса Годунова винит в преступлении Пимен?
- Как можно назвать то чувство, которое он испытывает?
- Почему стыдно Пимену?
- Пимену стыдно за своё и народное малодушие. Можно ли малодушие считать нравственной проблемой?

- В Григории старец ищет поддержки. О каком будущем для Григория говорит он? А что Григорий?
(Действительно, Григорий не хочет быть просто свидетелем истории; он хочет сам творить историю. Рассказы Пимена зарождают в Григории замысел объявить себя царевичем Дмитрием. Из кельи Пимена выходит самозванец! Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» очень важна, потому что в ней показано явление самозванства .)
- Можно ли самозванство считать нравственной проблемой? Почему?

-  В финале сцены, оставшись один, Григорий рассуждает о Борисе Годунове. Давайте перечитаем этот эпизод. Обращает на себя внимание последняя реплика инока, похожая на пророчество. В чём смысл этого пророчества?
- Кому, по вашему, в больней степени принадлежит эта реплика – Григорию или автору? (В сцене звучит высоконравственная тема ответственности человека за свои поступки. Выбирая, человек должен понимать, хорошо это или плохо. У человека всегда есть возможность такого выбора.)
- Какая же третья нравственная проблема рассматривается в сцене? (проблема нравственного выбора)

6. Итог урока. - Перечислим ещё раз все три проблемы. Важны эти проблемы для современного читателя?
- В начале урока я обратила ваше внимание на эпиграф.  Как вы думаете, только ли уроки истории хочет поведать Пимен своим потомкам, нам с вами?  ( Нет, это и уроки нравственного выбора, честности, ответственности, совести. Уроки нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение и с течением времени не утрачивающих своей значимости в жизни людей и каждого человека. А вот почему они важны и какое имеют значение, подумайте дома.

Домашнее задание  Письменно ответить на вопрос, поставленный в конце урока (в учебнике вопрос 7).




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

736. Сетевые методы планирования и управления 530 KB
  Составление индивидуального перечня работ и построение СГ. Расчет сметной стоимости работ. Расчет сметной стоимости работ оптимизированного СГ. Построение графиков Время – затраты.
737. Возникновение и протекание гипертонической болезни 143 KB
  Этиология, патогенез и лечение гипертонической болезни. Стадия начальных органических изменений. Стресс и хроническое психоэмоциональное напряжение. Классификация и клинические проявления. Профилактика гипертонической болезни
738. Инструкции обработки цепочек на языке ассемблер 89 KB
  Изучить команды обработки цепочек процессора i8086. Зашифровать строку по таблице. Таблица считается известной.
739. Влияние налогов на развитие малого предпринимательства 129.5 KB
  Сущность малого бизнеса и его роль в экономике страны. Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Роль налоговой системы на развитие малого предпринимательства в России.
740. Процесс создание и отладки программы на языке ассемблера 88 KB
  Знакомство с методами создания и отладки программ, написанных на языке ассемблера. Создание программы, на языке ассемблера выполняющей арифметическую операцию и ввод/вывод с консоли. Трансляция, компоновка, трассировка программы.
741. Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением 337.5 KB
  Построение статических характеристик двигателя постоянного тока. Исследование механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Методика расчета параметров модели двигателя. Результаты исследования искусственной механической характеристики при пониженном напряжении на обмотке якоря. Частотная характеристика двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
742. Финансово-хозяйственная деятельность ООО Химпромстрой 306 KB
  Теоритические основы разработки программ развития персонала. Анализ использования персонала в ООО Химпромстрой. Эффективность программы развития персонала. Анализ состава и структуры персонала ООО Химпромстрой.
743. Русская философия 11-18 веков 150 KB
  Становление русской философии. Христианские и языческие элементы в духовной культуре Руси. Становление русской средневековой философии в 14-17 веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры.
744. Стратегические цели как специфический объект управления 52.5 KB
  Стратегические цели определяются спецификой объекта управления. Увеличение доли продукции на рынке в регионе. Достижение передовых позиций в отрасли по такому-то научно-техническому направлению.