57413

Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.

Русский

2014-04-12

899 KB

15 чел.

Урок литературы в 7 классе. Провела учитель русского языка и литературы МОУ «Сланцовская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области Захарова Наталия Геннадьевна.

Тема «Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.

Оборудование: портрет Бориса Годунова, иллюстрации к драме «Борис Годунов» С. Ф. Галактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, В. Шухаева

                                               Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Сегодняшний урок мы проведём в форме ток-шоу «Пусть говорят». На уроке мы продолжим работу по изучению отрывка из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Гости студии ученики 7 класса, историки, литераторы. С прошлого урока мы знаем, что трагедия эта явилась первым законченным драматическим произведением писателя. События времён царствования Бориса Годунова, его приход к власти показались Пушкину в высшей степени подходящим сюжетом для трагедии. Поэт погрузился в изучение летописей, старинных книг; он работал в книгохранилище Святогорского монастыря, изучал материалы, собранные историком Карамзиным. В этот период Пушкин мысленно перенёсся в 17 век. Давайте же и мы последуем за поэтом и сегодня на уроке поговорим о нравственной проблематике сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии «Борис Годунов». В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю взять слова из произведения: «Да ведают потомки православных // Земли родной минувшую судьбу». В ходе урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нравственные проблемы рассматриваются А. Пушкиным в этой сцене?»
- Откройте тетради, запишите тему урока, эпиграф и вопрос.

2. Проверка индивидуального задания

Сообщение историка (историческая справка, портрет Бориса Годунова)

3.Слово учителя:

-Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» - это пятый эпизод драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий Отрепьев, молодой монах. Пимен появляется в драме только один раз – в этом эпизоде. ( иллюстрация  С. Ф. Галактионова Келья в Чудовом монастыре. К драме «Борис Годунов»)

Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия, законного наследника престола, и свергнуть власть Бориса Годунова. У нас в гостях отец Пимен. Встречаем.

Читает монолог

- Что мы называем летописью? Слово литературоведам.

-По мнению Пушкина, на Руси 17 века литература – это прежде всего летопись. Достоин глубокого уважения труд летописца, накладывающий на писателя величайшую ответственность. «Исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному»,- произносит монах-летописец Пимен. Давайте охарактеризуем его как писателя – историка и человека.

-Каким предстаёт перед нами Пимен? В чём он видит свою задачу? (правдиво и беспристрастно описать события русской истории, понимает необходимость сохранения памяти. Его задача – изложить правдиво то, что он знает)

-Чтение отрывка. (Иллюстрация « Келья Пимена в Чудовом монастыре.  Пимен». Кузьма Петрова - Водкина)

Вывод: Пимен беспристрастен, он не проявляет своего отношения к событиям. В одном из писем Пушкин писал о Пимене так: «В нём я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительную кротость, нечто младенческое и вместе мудрое…»

4. Не менее выразителен и другой персонаж сцены – инок Григорий. Он у нас в гостях. Читает монолог, затем читают в лицах диалог.

-Какие черты мы замечаем в иноке Григории? (Григорий  не может быть беспристрастным. Его тревожат сны, в которых он по высокой лестнице поднимается на башню, смотрит оттуда на всю Москву и падает Вниз, он завидует бурной жизни Пимена до тех пор, пока тот не удалился в монастырь. С волнением и трепетом спрашивает Григорий об убийстве царевича Дмитрия и узнаёт, что если бы царевич был жив, он был бы одних лет с Григорием. У бедного инока зарождается мысль напомнить Годунову «о жребии несчастного младенца», выдать себя за царевича Дмитрия.

Вывод: не случайно Пушкин писал о Григории так: «… он храбр, хвастлив, любит удовольствия, увлекается несбыточными помыслами». В диалоге Пимена и Григория противопоставляется мирское, суетное и божественное, духовное. Все дальнейшие события сцены подтверждают это… (иллюстрация «Борис Годунов». Сцена 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Художник В. Шухаева.)

- Григорий просыпается и рассказывает Пимену свой сон. «Младая кровь играет, - говорит старый монах. – Смиряй себя молитвой и постом», - и рассказывает молодому иноку о том, что «блаженство» лишь в монастыре, что даже цари спасались здесь от мирской суеты, и приводит в пример Ивана Грозного и его сына царевича Фёдора.
- Как оценивает Пимен историю жизни Ивана Грозного?
- За что старец произносит хвалу царевичу Фёдору?
- Почему рассказывает Пимен Григорию эти истории из жизни царей?
Но Григорий слушает Пимена с неспокойной душой. Он слышит не то, что говорит ему старец, а то, что ему нужно и хочется слышать: из духовного увещания Григорий берет только мирское, привлекательное для него. «Как  весело провёл ты свою младость!» - восклицает он, выслушав старца.


5. Итак, проанализировав основные эпизоды сцены и охарактеризовав героев, мы можем перейти к поиску ответа на вопрос, поставленный в начале урока.
- Как вы понимаете, что такое
нравственная проблема?
- Наша задача оценить героев, их поступки с этой точки зрения. Размышления о прошлом пробуждают в Пимене воспоминания о подробностях страшного злодеяния. Совершенно неожиданно у смиренного монаха вырывается крик отчаяния: « О страшное, невиданное горе, прогневали мы Бога, согрешили;// Владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
- Как вам кажется, только ли царя Бориса Годунова винит в преступлении Пимен?
- Как можно назвать то чувство, которое он испытывает?
- Почему стыдно Пимену?
- Пимену стыдно за своё и народное малодушие. Можно ли малодушие считать нравственной проблемой?

- В Григории старец ищет поддержки. О каком будущем для Григория говорит он? А что Григорий?
(Действительно, Григорий не хочет быть просто свидетелем истории; он хочет сам творить историю. Рассказы Пимена зарождают в Григории замысел объявить себя царевичем Дмитрием. Из кельи Пимена выходит самозванец! Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» очень важна, потому что в ней показано явление самозванства .)
- Можно ли самозванство считать нравственной проблемой? Почему?

-  В финале сцены, оставшись один, Григорий рассуждает о Борисе Годунове. Давайте перечитаем этот эпизод. Обращает на себя внимание последняя реплика инока, похожая на пророчество. В чём смысл этого пророчества?
- Кому, по вашему, в больней степени принадлежит эта реплика – Григорию или автору? (В сцене звучит высоконравственная тема ответственности человека за свои поступки. Выбирая, человек должен понимать, хорошо это или плохо. У человека всегда есть возможность такого выбора.)
- Какая же третья нравственная проблема рассматривается в сцене? (проблема нравственного выбора)

6. Итог урока. - Перечислим ещё раз все три проблемы. Важны эти проблемы для современного читателя?
- В начале урока я обратила ваше внимание на эпиграф.  Как вы думаете, только ли уроки истории хочет поведать Пимен своим потомкам, нам с вами?  ( Нет, это и уроки нравственного выбора, честности, ответственности, совести. Уроки нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение и с течением времени не утрачивающих своей значимости в жизни людей и каждого человека. А вот почему они важны и какое имеют значение, подумайте дома.

Домашнее задание  Письменно ответить на вопрос, поставленный в конце урока (в учебнике вопрос 7).




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83682. Критерии оценки инвестиционных проектов 247.11 KB
  В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет, как правило, ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому необходимо выбирать оптимальный инвестиционный проект, а для этого уметь его правильно оценить.
83683. Кримінологічна характеристика та запобігання статевим злочинам 194 KB
  Метою дослідження є визначення кримінологічної характеристики статевих злочинів, обґрунтування детермінант учинення цих злочинів у сучасній Україні, та розгляд заходів запобігання даної категорії злочинів. Об’єктом наукового дослідження виступає злочинність проти статевої свободи і статевої недоторканості особи.
83685. Управление ТРЦ «Светофор» 535.94 KB
  Этот вид управления ставит своей основной целью повышение доходности объекта и управление его стоимостью. Основной задачей property management является управление процессами маркетинговой, финансовой и юридической деятельности.
83686. Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика Республики Беларусь 185.32 KB
  Цель курсовой работы – изучить государственное регулирование внешней торговли, зарубежный опыт государственного регулировния и внешнеторговую политику Республики Беларусь. В данной работе применяются аналитические и статистические методы исследования и обработки данных.
83687. Опричнина політика царя Івана Грозного в середині XVI століття 67.98 KB
  Формування передумов опричнини. Методи проведення опричної політики Відміна опричнини Наслідки опричнини Висновки Використані джерела та література Вступ Актуальність теми. Не варто й ототожнювати її з посилення самовладдя царя державною централізацією справі якої було завдано збитків у роки опричнини.
83688. Анализ прибыли и рентабельности 278 KB
  Анализ прибыли и рентабельности предприятия проводится с целью получения информации о способности предприятия зарабатывать прибыль и об его имущественном и финансовом состоянии, т. е. обеспеченности источниками для получения прибыли. Задачи работы: раскрыть факторный анализ прибыли и рентабельности...
83689. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОПУЛЯРНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ РУНЕТА СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП 305.81 KB
  Телекоммуникации с помощью социальных сетей принципиально новый пласт социальной реальности более подвижная и адаптивная форма организации способная развиваться вместе со своим окружением и эволюцией узлов которые составляют сети. Однако бум в развитии онлайновых социальных сетей начался в 2003-2004 гг.
83690. Исследование потребительских предпочтений молочной продукции на примере холдинга «Афанасий» 98.13 KB
  Качественные методы маркетинговых исследований направлены на изучение взглядов, отношений, мнений и интересов потребителей. Качественные методы позволяют исследователю разобраться в сложной и многообразной природе действий покупателей.