57413

Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.

Русский

2014-04-12

899 KB

15 чел.

Урок литературы в 7 классе. Провела учитель русского языка и литературы МОУ «Сланцовская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области Захарова Наталия Геннадьевна.

Тема «Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»

Цель: опираясь на анализ сцены, её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.

Оборудование: портрет Бориса Годунова, иллюстрации к драме «Борис Годунов» С. Ф. Галактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, В. Шухаева

                                               Ход урока

1. Вступительное слово учителя

- Сегодняшний урок мы проведём в форме ток-шоу «Пусть говорят». На уроке мы продолжим работу по изучению отрывка из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Гости студии ученики 7 класса, историки, литераторы. С прошлого урока мы знаем, что трагедия эта явилась первым законченным драматическим произведением писателя. События времён царствования Бориса Годунова, его приход к власти показались Пушкину в высшей степени подходящим сюжетом для трагедии. Поэт погрузился в изучение летописей, старинных книг; он работал в книгохранилище Святогорского монастыря, изучал материалы, собранные историком Карамзиным. В этот период Пушкин мысленно перенёсся в 17 век. Давайте же и мы последуем за поэтом и сегодня на уроке поговорим о нравственной проблематике сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии «Борис Годунов». В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю взять слова из произведения: «Да ведают потомки православных // Земли родной минувшую судьбу». В ходе урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нравственные проблемы рассматриваются А. Пушкиным в этой сцене?»
- Откройте тетради, запишите тему урока, эпиграф и вопрос.

2. Проверка индивидуального задания

Сообщение историка (историческая справка, портрет Бориса Годунова)

3.Слово учителя:

-Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» - это пятый эпизод драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий Отрепьев, молодой монах. Пимен появляется в драме только один раз – в этом эпизоде. ( иллюстрация  С. Ф. Галактионова Келья в Чудовом монастыре. К драме «Борис Годунов»)

Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия, законного наследника престола, и свергнуть власть Бориса Годунова. У нас в гостях отец Пимен. Встречаем.

Читает монолог

- Что мы называем летописью? Слово литературоведам.

-По мнению Пушкина, на Руси 17 века литература – это прежде всего летопись. Достоин глубокого уважения труд летописца, накладывающий на писателя величайшую ответственность. «Исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному»,- произносит монах-летописец Пимен. Давайте охарактеризуем его как писателя – историка и человека.

-Каким предстаёт перед нами Пимен? В чём он видит свою задачу? (правдиво и беспристрастно описать события русской истории, понимает необходимость сохранения памяти. Его задача – изложить правдиво то, что он знает)

-Чтение отрывка. (Иллюстрация « Келья Пимена в Чудовом монастыре.  Пимен». Кузьма Петрова - Водкина)

Вывод: Пимен беспристрастен, он не проявляет своего отношения к событиям. В одном из писем Пушкин писал о Пимене так: «В нём я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительную кротость, нечто младенческое и вместе мудрое…»

4. Не менее выразителен и другой персонаж сцены – инок Григорий. Он у нас в гостях. Читает монолог, затем читают в лицах диалог.

-Какие черты мы замечаем в иноке Григории? (Григорий  не может быть беспристрастным. Его тревожат сны, в которых он по высокой лестнице поднимается на башню, смотрит оттуда на всю Москву и падает Вниз, он завидует бурной жизни Пимена до тех пор, пока тот не удалился в монастырь. С волнением и трепетом спрашивает Григорий об убийстве царевича Дмитрия и узнаёт, что если бы царевич был жив, он был бы одних лет с Григорием. У бедного инока зарождается мысль напомнить Годунову «о жребии несчастного младенца», выдать себя за царевича Дмитрия.

Вывод: не случайно Пушкин писал о Григории так: «… он храбр, хвастлив, любит удовольствия, увлекается несбыточными помыслами». В диалоге Пимена и Григория противопоставляется мирское, суетное и божественное, духовное. Все дальнейшие события сцены подтверждают это… (иллюстрация «Борис Годунов». Сцена 5. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Художник В. Шухаева.)

- Григорий просыпается и рассказывает Пимену свой сон. «Младая кровь играет, - говорит старый монах. – Смиряй себя молитвой и постом», - и рассказывает молодому иноку о том, что «блаженство» лишь в монастыре, что даже цари спасались здесь от мирской суеты, и приводит в пример Ивана Грозного и его сына царевича Фёдора.
- Как оценивает Пимен историю жизни Ивана Грозного?
- За что старец произносит хвалу царевичу Фёдору?
- Почему рассказывает Пимен Григорию эти истории из жизни царей?
Но Григорий слушает Пимена с неспокойной душой. Он слышит не то, что говорит ему старец, а то, что ему нужно и хочется слышать: из духовного увещания Григорий берет только мирское, привлекательное для него. «Как  весело провёл ты свою младость!» - восклицает он, выслушав старца.


5. Итак, проанализировав основные эпизоды сцены и охарактеризовав героев, мы можем перейти к поиску ответа на вопрос, поставленный в начале урока.
- Как вы понимаете, что такое
нравственная проблема?
- Наша задача оценить героев, их поступки с этой точки зрения. Размышления о прошлом пробуждают в Пимене воспоминания о подробностях страшного злодеяния. Совершенно неожиданно у смиренного монаха вырывается крик отчаяния: « О страшное, невиданное горе, прогневали мы Бога, согрешили;// Владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
- Как вам кажется, только ли царя Бориса Годунова винит в преступлении Пимен?
- Как можно назвать то чувство, которое он испытывает?
- Почему стыдно Пимену?
- Пимену стыдно за своё и народное малодушие. Можно ли малодушие считать нравственной проблемой?

- В Григории старец ищет поддержки. О каком будущем для Григория говорит он? А что Григорий?
(Действительно, Григорий не хочет быть просто свидетелем истории; он хочет сам творить историю. Рассказы Пимена зарождают в Григории замысел объявить себя царевичем Дмитрием. Из кельи Пимена выходит самозванец! Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» очень важна, потому что в ней показано явление самозванства .)
- Можно ли самозванство считать нравственной проблемой? Почему?

-  В финале сцены, оставшись один, Григорий рассуждает о Борисе Годунове. Давайте перечитаем этот эпизод. Обращает на себя внимание последняя реплика инока, похожая на пророчество. В чём смысл этого пророчества?
- Кому, по вашему, в больней степени принадлежит эта реплика – Григорию или автору? (В сцене звучит высоконравственная тема ответственности человека за свои поступки. Выбирая, человек должен понимать, хорошо это или плохо. У человека всегда есть возможность такого выбора.)
- Какая же третья нравственная проблема рассматривается в сцене? (проблема нравственного выбора)

6. Итог урока. - Перечислим ещё раз все три проблемы. Важны эти проблемы для современного читателя?
- В начале урока я обратила ваше внимание на эпиграф.  Как вы думаете, только ли уроки истории хочет поведать Пимен своим потомкам, нам с вами?  ( Нет, это и уроки нравственного выбора, честности, ответственности, совести. Уроки нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение и с течением времени не утрачивающих своей значимости в жизни людей и каждого человека. А вот почему они важны и какое имеют значение, подумайте дома.

Домашнее задание  Письменно ответить на вопрос, поставленный в конце урока (в учебнике вопрос 7).




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80188. Физические основы работы полупроводниковых приборов 202.5 KB
  Связь между токами и напряжениями в транзисторе характеризуют тремя системами параметров: это системы z у и hпараметров. При такой схеме включения для расчетов применяют hпараметры экспериментально определяемые по статическим входным базовым и выходным коллекторным вольтамперным характеристикам ВАХ транзистора ВАХ зависимость напряжения на зажимах элемента электрической цепи от тока в нем. Статические характеристики в схеме с общим эмиттером: авходная; бвыходная Входные характеристики транзистора отражают зависимость...
80189. Принципы построения радиоэлектронных систем локации и навигации 155 KB
  К радиотехническим системам обнаружения и измерения относятся также так называемые пассивные радиосистемы когда радиопередатчик в системе отсутствует а информация извлекается радиоприемным устройством из сигналов поступающих от каких либо естественных источников электромагнитных колебаний. Радиолокационные системы Радиолокация от лат. Основной целью радиолокации является установление связи между параметрами передающей приемной системы и характеристиками отраженного и рассеянного радиолокационной целью излучения с учетом их взаимного...
80190. Современные системы подвижной радиосвязи 373.5 KB
  Особенно быстрыми темпами как в мире так и у нас в России идет развитие сетей сотовой радиосвязи. По числу абонентов системы мобильной связи уже можно судить об уровне и качестве жизни в данной стране. Однако темпы роста абонентов мобильной связи в России почти 200 в год вселяют оптимизм.
80191. Явление вариантности форм родительного падежа множественного числа в современном русском языке 159.62 KB
  В данной работе при анализе языкового материала были использованы такие общенаучные способы исследования, как наблюдение и эксперимент. Основной общенаучный метод анализа – описательный. Наиболее распространенный способ научного исследования – это наблюдение. Под лингвистическим наблюдением в свою очередь понимаются правила и техника выделения из текста (или потока речи) того или иного факта и включение его в изучаемую систему.
80192. Методы анализа линейных цепей 136 KB
  Все электрические цепи состоящие из сопротивлений емкостей индуктивностей и соединительных проводов линейны. Анализ отклика линейной цепи на известное входное воздействие сводится при этом к известной в математике задаче решения линейного дифференциального уравнения nго порядка с постоянными коэффициентами. Порядок n этого уравнения в радиотехнике принято называть порядком линейной цепи системы.
80193. Нелинейные и параметрические цепи 143.5 KB
  Наиболее часто используют метод анализа нелинейных цепей основанный на линеаризации характеристик НЭ при фильтрации высших гармоник сигнала на выходе цепи. В результате первой операции в безынерционном НЭ происходит такое преобразование формы входного сигнала при котором в его спектре появляются новые гармонические составляющие. Вторую операцию осуществляет линейный фильтр выделяя нужные спектральные составляющие преобразованного входного сигнала. Кусочнолинейная аппроксимация характеристики Нелинейный резонансный усилитель мощности...
80194. Генерация сигналов. Модуляция и детектирование сигналов 138 KB
  Колебательной системой или устройством с самовозбуждением называют динамическую систему преобразующую энергию источника постоянного тока в энергию незатухающих колебаний причем основные характеристики колебаний амплитуда частота форма колебаний и т. Процесс получения переменных сигналов требуемой формы и частоты называют генерированием электрических колебаний. Автогенератор часто просто генератор устройство преобразующее энергию постоянного тока в энергию электрических колебаний требуемой частоты и формы. Автогенератор можно...
80195. Типы и основные характеристики линий связи 357.5 KB
  Типы и основные характеристики линий связи Принципы построения радиоэлектронных систем связи Любую техническую систему действие которой основано на непосредственном использовании высокочастотных электромагнитных колебаний радиодиапазона для сбора передачи извлечения обработки или хранения информации называют радиотехнической системой упрощенно радиосистемой. Линией связи называют физическую среду космическое пространство свободное пространство воздух в нейтральном или ионизированном состояниях земная поверхность морская вода...