57414

С. Козлов «Снежный цветок»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель Анализ пьесы. Задачи урока Повторение основных особенностей пьесы как жанра; Совершенствование навыка чтения; Обогащение словарного запаса, расширение кругозора учащихся; Воспитание дружеского отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.

Русский

2014-04-12

1010.5 KB

41 чел.

МКОУ «Шатровская НОШ»

МАРАФОН ОТКРЫТЫХ УРОКОВ  - 2012.

Предмет: литература, 4 А класс.

Программа «Школа 2100»

Автор учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

«В океане света».

Учитель начальных классов: Сидорова О.М.

Тема урока

С. Козлов «Снежный цветок»

Тип урока

Урок  обобщения знаний.

Цель

Анализ пьесы.

Задачи урока

1.Повторение основных особенностей пьесы как жанра;

3.Совершенствование навыка чтения;

4.Обогащение словарного запаса, расширение кругозора учащихся;

5.Воспитание дружеского отношения, чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование

1.Учебник  «В океане света», художественные книги С.Козлова;

2.Слайды к уроку. Презентация «Творчество писателя С.Козлова»;

3.Толковый словарь Ожегова.

Ход урока

п/п

Описание этапов урока

Примечание

1.

1.1

2.

2.1

2.2

3.

3.1

3.2

3.3

4.

4.1

4.2

5.

6.

Организационный момент

Речевая разминка

Работа со скороговоркой.

Слайд1.

        Дети читают медленно скороговорку, затем ускоряют темп, потом читают вопросительно, восклицательно, удивлённо…

Сообщение темы и цели урока. Целевая установка

-Озвучьте  название произведения, с содержанием которого мы познакомились?
- Кто является автором? (С. Козлов)

Я предоставляю слово Мамедовой Гульнаре, которая приготовила презентацию о творчестве С.Козлова.

-Каким  является по жанру  произведение, которое мы  читали? (Пьеса)

Что вы можете сказать о правописании этого слова?

-Что такое пьеса? Какое толкование мы увидим в словаре С.И Ожегова.

Словарная работа. Словарь Ожегова

Слайд2

-Какие особенности пьес вам известны? (Есть действующие лица, ремарки, слова автора) 

ремарка – отметка, примечание

ремарка – в пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведение действующих лиц, их внешнего вида.          

-Чем заменены действия в этой пьесе? (Картинами)                                                                    
- Что необычного в названии пьесы?  (Потому что   действие происходит зимой)

- Сколько героев действует в пьесе?

- Кто герои пьесы? (Действующие герои-животные и деревья.)

- Посмотрите на иллюстрацию, что можно сказать о Медвежонке, Ёжике, Дятле? (Медвежонок маленький, он болен, Ёжик – главный герой, Дятел-доктор, героями сказки являются деревья)

1 картины пьесы.

Верные и неверные утверждения:

- События первой картины происходят на поляне.     (да)
- Звери ждут праздник  - Рождество.                   (нет)     Новый год
- Они собираются  украсить елку, а затем весело отпразновать каждый у себя в доме.                                                          (Весело, все вместе)
- Приглашают  звери в гости на Новый год только медвежонка.                                                                        (Медвежонка, ёжика).
- Зайчонок принёс зверятам весть, что Медвежонок лежит у себя в домике.                                                                         (да)
- Зайчонку было жалко медвежонка, и он не знал, почему медвежонок  не встаёт                                                  (да)
-Остальные зайцы  проигнорировали эту новость.      (нет)                           (Они посочувствовали медвежонку)
ВОПРОСЫ:

- Что можно сказать об отношении зверей друг к другу? (Они переживают друг за друга)
- Почему вы так думаете? (Потому что они беспокоились за медвежонка)

2 картина пьесы. МОЙ ВОПРОС – ВАШ ОТВЕТ!

-Где происходит событие второй картины? (В доме у медвежонка)

- почему зайчонок постоянно повторяет рассказ о том, как нашел больного медвежонка?

- Обжег ли зайчонок лапу на самом деле?

- Почему взрывается градусник?

- Что значит «простым лекарством его не вылечить»? А каким можно вылечить?

- Что ищет доктор Дятел в огромной книге?

- Что напугало первого зайца?

- Зачем Первый Заяц приносит полотенце?  Чего он не понял?
- Что означает название цветка? (в переводе с медицинского языка это означает – Всем-всем хорошо и всем-всем весело.)
- Почему этот цветок посоветовал доктор Дятел,
прочитайте. (стоит больному взять в руки  цветок, как он сразу становится здоровым)
- Знали ли звери, где искать этот цветок? ( нет, не знали)
-Кто решил пойти искать цветок? (ёжик)
-Как бы, вы охарактеризовали поступок Ёжика? (Он верный друг)

Предлагаю ребятам  взять роли, воспользоваться масками и показать эти две картины.

Благодарю!

АНАЛИЗ КАРТИНЫ 3,4

  •  Почему дрожит осинка?
  •  Сумела ли Осинка помочь Ежику?
  •  А он ей? Как?
  •  В чем нуждалась Осинка?
  •  Как она благодарит Ежика?
  •  Чего опасается Ясень?
  •  Какие слова Ежика убеждают его в том, что нужно помочь друзьям?
  •  Как он помогает Ежику?
  •  Как помогает ему ежик?
  •  Как ясень благодарит ежика?
  •  Что нового вы узнали для себя из прочитанного?

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ!!!

Анализ картины 5:

  •  Почему ремарки становятся все короче?
  •  Найдите и прочитайте монолог. Чего боится ежик?
  •  Почему он не сразу заметил сосну?
  •  Что удивило его в поведении сосны?
  •  Почему он кричит, разговаривая с сосной?
  •  Зачем постоянно повторяет за ней?
  •  Доставал ли кто-нибудь необычный цветок раньше? Почему?
  •  Почему только сосна знает о существовании цветка?
  •  Кто запомнил адрес, по которому растет цветок?

Анализ картины 6.:

  •  Ребята, давайте рассмотрим рисунки наших одноклассников-юных художников.

Какими красками выполнены  рисунки, тёплыми или холодными? Почему? Что вы испытывали, когда рисовали снежный цветок? Что хотели передать? (Чувство жалости, ведь Ёжик замёрз.)

  •  На что похож снежный цветок?
  •  Почему этот цветок растет на дне Незамерзающего ключа и увидеть его можно только в звездную ночь?
  •  Что заставляет ежика нырять в сильный мороз на дно ручья?  Каким бы вы его назвали?
  •  Какое чувство вы испытывали при чтении того момента, где еж  нырял в воду??

Максим Байкалов выразил свои чувства в стихах вот так:

“На небе звёздочка светилась,

И сердце Ёжика забилось.

Увидел Ёжик ту звезду,

Подумал, что она в пруду.

“Так значит правильно я шёл,

Цветок Илютик я нашёл!”

Отважный Ёжик стал нырять,

Цветок Илютик доставать.

Он нырял туда, сюда -

Слишком холодна вода.

Ёж от холода дрожит,

Снегом он уже покрыт.

Ежа желанье не сбылось,

Цветок найти хоть удалось,

Да выловить его не смог

И превратился сам в цветок”.

Вяткина Эллина написала сочинение и выразила свои чувства по-другому.

Губанова Полина подобрала  этюд  и сейчас исполнит, как она чувствует и передает свое отношение.

  •  Всё ли сделал Ёж чтобы достать цветок? Почему же он не достал его?
  •  Прочитайте авторскую ремарку о том, как ежик превратился в снежный цветок.

  •  Почему дятел, никогда не видевший цветок, утверждает, что это-он?

  •  Что по-настоящему вылечивает медвежонка?

  •  Какими прилагательными можно охарактеризовать ежика?

Добрый

Настойчивый

Преданный и верный друг

Целеустремлённый

Смелый

Храбрый

Отважный

Неустрашимый

Одержимый

Скромный

РЕФЛЕКСИЯ:

  •  Что ещё помогло свершиться чуду? (Дружба.)
  •  Какое желание вы бы загадали, держа в руке цветок?

Д/з: написать сочинение-миниатюру.

Подведение итогов урока.

2 мин.

7 мин.

Два ученика работают со словарем, а остальные дети называют особенности пьес.

2 мин.

2 мин.

23 мин.

Применение приемов критическо

го мышления!

5 мин.

2 мин.

 

2 мин.

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73998. Великая Отечественная война: крупнейшие военные операции 1941 – 1945 годов 21.99 KB
  Великой Отечественной войне первоначальный ход военных действий сложился крайне неблагоприятно для СССР. Суворовым идея неподготовленности СССР к войне оборонительной ввиду подготовки его к войне наступательной иными словами воскрешение еще Гитлером выдвинутой концепции превентивной вынужденной войны с целью обезопасить себя от нападения Красной Армии. Таким образом Советский Союз в упорной борьбе сумел одержать победу в Великой Отечественной и разделить успех с союзниками по антигитлеровской коалиции во II мировой войне. Полководческое...
73999. Деятельность тыла в Великой Отечественной войне. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 17.77 KB
  Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Благодаря высокому уровню централизации государственного хозяйства в первые же месяцы войны удалось обеспечить его перестройку на военномобилизационный лад. Успех во многом определялся удачной организацией управления страной в условиях войны: при всех своих издержках советская система как раз и была предназначена для действия в условиях чрезвычайных обстоятельств для быстрой и решительной мобилизации имеющихся ресурсов и их перераспределения в соответствии с первоочередными...
74000. СССР во 2-й половине 50 - 1-й половине 80-х гг. XX в. От попыток либерализации к всеобщему кризису 22.46 KB
  Первые послевоенные годы принесли мало изменений в функционирование политической системы СССР. Будучи отражением реальной потребности в мобилизации сил для быстрого завершения восстановительных работ централизация в то же время подошла к своему пределу за которым она теряла всякую эффективность что отчетливо проявилось в нарастании кризисных явлений во всех сферах жизни СССР в начале 50х гг. Все это подводило руководящие круги СССР к осознанию необходимости преобразований.
74001. Основные направления и этапы внешней политики СССР в годы «холодной войны» 19.09 KB
  Основные направления и этапы внешней политики СССР в годы холодной войны. Победа СССР в войне значительно изменило его международное положение. СССР принял участие в создании ООН где ему было определено место одного из постоянных членов Совета безопасности.президент США сформулировал доктрину Трумена меры против экспансии СССР.
74002. Перестройка 1985 – 1990 годов 22.31 KB
  Именно эти меры положили начало развалу политической системы СССР поскольку именно партийная вертикаль обеспечивала реальное функционирование политической системы; советские органы были властью сугубо номинальной а потому оказались не готовы к выполнению возложенных на них полномочий. когда оппозиции удалось добиться отмены 6й статьи Конституции СССР закрепляющей особую роль КПСС в государственной системе СССР и внушительного представительства в ряде...
74003. Становление новой российской государственности в 1990-е годах 18.55 KB
  Распавшийся Советский Союз оставил весьма сложное наследство России в виде экономического кризиса всеобщего социального недовольства и наконец отсутствия реальной российской государственности. В условиях краха умеренной и консервативной моделей периода перестройки вполне естественной была победа весьма радикальной для России концепции демократического либеральнорыночного государства с ориентацией на западные страны. В принципе основные направления реформ к моменту их осуществления в России были уже испытаны в ряде государств Восточной...
74004. Основные этапы развития исторической науки в России XVIII – начале XX веков 20.07 KB
  Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории; его рукописи так наз. И исследования Миллера имели значение он был одним из первых ученых заинтересовавшихся позднейшими эпохами нашей истории им посвящены его труды: Опыт новейшей истории России и Известие о дворянах Российских. видное место трудами по русской истории занял и М.
74005. Основные этапы развития советской исторической науки 23.2 KB
  Начало новому этапу в развитии марксистской исторической мысли положили труды В. И. Ленина. Особенно большое значение для И. имела разработка Лениным теоретико-методологических основ общественных наук (в том числе исторической науки)...
74006. Влияние колониальной эксплуатации на традиционное общество в Индии в XIX – начале ХХ веках 23.77 KB
  Влияние колониальной эксплуатации на традиционное общество в Индии в XIX начале ХХ вв. Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара 14521605 завоевавшего Бенгалию а вместе с ними и выход к морю. Таким образом в Индии XVIXVII вв.